Урок обучения грамоты 1 класс " Гласный звук (а), буквы А, а"
план-конспект урока (1 класс) на тему

Цупка Эллада

Урок знакомит с гласным звуком (а) и способом его обозначения  на письме с помощью буквы А,а.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_gramoty_bukva_a.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте на тему "Гласный звук [а], буквы А, а". 1-й класс

  • Цупка эллада Втальевна , учитель начальных классов
  • Санкт – Петербург Петродворцовый р-он ГБОУ № 430

Разделы: Начальная школа


Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми нового знания по теме урока.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить учащихся с гласным звуком [а] и способом его обозначения на письме с помощью букв А, а;
  • совершенствование умения выделять интонационно звуки в словах, кратко характеризовать качественные признаки звуков;
  • проводить звуковой анализ и строить модели слов;

развивающие:

  • развивать наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую память;
  • развивать учебно-научную речь учащихся;

воспитательные:

  • способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом, воспитанию интереса к предмету.

Дидактические средства: учебник “Букварь” (автор Т.М. Андрианова); мультимедийная презентация; пеналы с фишками для обозначения звуков; карточки с буквами; карточки со словами: звуки, гласные, согласные; картинки: аист, шар, пчела, ананас, кран, астра, луна, видеоролик.

Ход урока

1. Организационный момент.

Презентация.

Слайд 2.

Учитель:

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

2. Развитие речевого аппарата.

   1. Дыхательная разминка

       Упражнение « Именинный пирог».

    2. Артикуляционная разминка

        Упражнение « Губы», «Конфета».

    3. Работа над дикцией

        Скороговорка:

                                 Говорил попугай попугаю;

                                 Я тебя, попугай, попугаю.

                                 Отвечает ему попугай:

                                 Попугай, попугай. попугаю!

3. Включение в учебную деятельность.тт

- Чем мы занимались на предыдущих уроках? ( Изучали устную речь, предложение, слова, звуки.)

- Что мы называем азбукой?

- Как вы понимаете смысл пословицы « Азбука к мудрости ступенька»?

- Что такое буква? ( Значок для обозначения звука на письме.)

- Для чего людям необходимо уметь читать и писать?

- Какие книги вам бы хотелось прочитать? О чем в них должно говориться?

                       Взять книгу хорошую надо,

                       И чудо к нам явится в дом;

                       Вдруг вспыхнет заря,

                       Заплещут моря, и дальние страны

                       Окажутся рядом.

4. Постановка целей  и определение темы урока.

    ( Учитель сообщает тему урока, что теперь дети будут знакомиться с буквами. И на этом уроке состоится знакомство с первой буквой алфавита)

  1. Работа по теме урока

 - Какой бывает речь? ( Устно и письменной.)

- Что мы произносим, когда говорим? ( Звуки.)

- Как мы обозначаем звуки на письме? ( Используем буквы – значки для записи звуков.)

Вспомним, что мы знаем. (Помещает карточку со словом “звуки”) На какие 2 группы можно разделить все звуки?

ЗВУКИ

Все звуки можно разделить на гласные и согласные.)

(Учитель помещает на доску карточки.)

ГЛАСНЫЕ

СОГЛАСНЫЕ

- Какие звуки называются гласными? Какие согласными?

Игра “Хлопушки”

-Я буду произносить звуки, а вы хлопать, если услышите гласный звук.

Б, А, О, Л , К, У, И, Г, Ы

  1. Знакомство с буквой А а

Отгадайте загадку.

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит)

Слайд 3.

(1 картинка)

-Кто такой Айболит? Чем он знаменит? Кто придумал этого сказочного героя?

(Это доктор, который лечит животных.)

- Сказку о докторе Айболите написал Корней Чуковский.

- Почему у доктора такое необычное имя?

(Животные, приходя к нему, кричали “Ай, болит!”)

-А кто помнит самое большое приключение Айболита? Кому он помогал и где?

( Он отправился в Африку помогать заболевшим зверям.)

(После нажатия мышки появляется 2 картинка)

Слайд 4.

    Отгадайте ягоду.

Он большой, как мяч футбольный, 
Если спелый - все довольны, 
Так приятен он на вкус! 
И зовут его – (Арбуз)

 

- Родина этой ягоды – Южная Америка.

Айболит, ай, Африка, арбуз, Америка. Что общего у этих слов?

( Они начинаются со звука [а].)

-Думаю, теперь вы можете определить тему нашего урока. Кто поможет ее сформулировать? Что мы будем сегодня изучать?

( Звук и букву А.)

5. Изучение нового материала

 - Откройте «Букварь» с. 21.

а) Звук [а].

- Какого цвета астры?

- Проведем звуковой анализ слова «аист».

-Как мы обозначаем мягкие и твердые согласные звуки?

Гласные звуки в слове мы будем обозначать красным цветом.

- Проанализируйте слова « утка», « лиса».

-Почему на схеме в таблице есть красный цвет? Синий? Зеленый7

-От чего зависит количество слогов  в слове?  ( В слове столько слогов, сколько гласных звуков.)

- Где мы слышим звук (а) в словах?  ( арбуз, ананас, барабан, аист..)

- Кто запомнит больше слов со звуком (а)?  ( Текст Л.Яхнина).)

          Август. Алые астры. Аромат акации.

- Ах, алыча! Ах, айва!

Арба абрикосов! Амбары астраханских арбузов! Африканские анансы!

- Антоновка! Анисовка! Апорт!

Аппетитный август.

6.Физкультминутка  (см. слайд)

-Назовите имя девочки, чтобы подходило к схеме.

( Алиса.)

Задания:

  1. “прочитать” слово “Алиса”, ведя указкой по звуковой схеме слова;
  2. “прочитать” слово, выделяя первый звук (А – а – алиса); назвать первый звук, дать характеристику этому звуку и обозначить фишкой (гласный, т. к. можно петь и тянуть, красная фишка);
  3. “прочитать” слово так, чтобы отчётливо был слышен второй звук; назвать второй звук, дать характеристику и обозначить фишкой (согласный, т. к. нельзя петь и тянуть, мягкий, зелёная фишка);
  4. “прочитать” слово, чтобы отчётливо был слышен третий звук; назвать третий звук, дать характеристику этому звуку и обозначить фишкой (гласный, т. к. можно петь и тянуть, красная фишка);
  5. “прочитать” слово так, чтобы отчётливо был слышен четвёртый звук; назвать четвёртый звук, дать характеристику и обозначить фишкой (согласный, т. к. нельзя петь и тянуть, твёрдый, синяя фишка);
  6. “прочитать” слово, чтобы отчётливо был слышен пятый звук; назвать пятый звук, дать характеристику этому звуку и обозначить фишкой (гласный, т. к. можно петь и тянуть, красная фишка);

Схема на доске и на партах:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660516/img1.jpg

- Где мы слышим звук [а].

В начале слова и в конце.)

Слайд 5.

-Назовите картинки.

Азбука, автомобиль, автобус, апельсин.)

- Где находится звук (а)?

( В начале слова.)

Игра “Где звук?”

На доске картинки: аист, шар, пчела, ананас, кран, астра, луна.

Дети по очереди выходят к доске, выбирают картинку, называют, выделяя звук [а], определяют место в слове и помещают картинку на доску так: верхняя строчка - [а] в начале слова, средняя строчка - [а]

- Откройте « Азбуку»на  с.22. Рассмотрите внизу цветы и схемы слов. Найдите ошибку исправьте ее.( Схемы слов «роза» и « ландыш» перепутаны, их нужно переставить местами.) ( Дети обозначают перестановку схем стрелками).

- В какой части находится в этих словах звук (а)?

- Ребята, почему любят цветы?

-По какому поводу можно дарить цветы?

-Можно ли дарить цветы не в праздники, а только для того, чтобы доставить близким радость и удовольствие?

7.Подведение итогов урока

- С какой буквой русского алфавита вы познакомились?

-Какой звук она означает?

-Понравился ли вам урок?

8.Рекомендуемое задание на дом с родителями

 Подготовить пересказ сказки « Лиса и волк» по иллюстрациям (« Азбука», с. 23 )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте.Тема:СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш». СТРОЧНАЯ БУКВА «Ш»

Интегрированный урок №51 согласный Звук [ш], буква «ш». Строчная  буква «ш» («Букварь», с. 82, Прописи№3, с. 26–27)Цели: познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формиро...

Урок обучения грамоте.Тема "Гласные звуки и буквы".УМК "Перспектива"

Тема урока:  «Гласные звуки и буквы».Это обобщающий урок «Узелки на память» после изучения 6 гласных звуков и букв, их обозначающих. Цель урока: установить степень усвоения учащимися т...

Урок обучения грамоте. Тема "Гласные звуки и их буквы". УМК "Гармония"

На этом уроке дети учатся находить в словах гласные звуки и обозначать их буквами гласных....

Урок обучения грамоте. Тема: Гласный звук [o], буквы Оо.

Презентация к уроку обучения грамоте 1 класс . Тема: Гласный звук  [о], буквы Оо. УМК "Школа России"...

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Урок обучения грамоте Тема: Гласный звук Э, буква э

Цели:1.Познакомить учащихся с новым звуком и новой буквой2.Формировать фонематический слух, совершенствовать навыки чтения, учить анализировать текст.3.Развивать речь учащихся, внимание, память,...