Урок обучения грамоты 1 класс " Гласный звук (а), буквы А, а"
план-конспект урока (1 класс) на тему
Урок знакомит с гласным звуком (а) и способом его обозначения на письме с помощью буквы А,а.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_gramoty_bukva_a.docx | 29.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте на тему "Гласный звук [а], буквы А, а". 1-й класс
- Цупка эллада Втальевна , учитель начальных классов
- Санкт – Петербург Петродворцовый р-он ГБОУ № 430
Разделы: Начальная школа
Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми нового знания по теме урока.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Задачи:
образовательные:
- познакомить учащихся с гласным звуком [а] и способом его обозначения на письме с помощью букв А, а;
- совершенствование умения выделять интонационно звуки в словах, кратко характеризовать качественные признаки звуков;
- проводить звуковой анализ и строить модели слов;
развивающие:
- развивать наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую память;
- развивать учебно-научную речь учащихся;
воспитательные:
- способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом, воспитанию интереса к предмету.
Дидактические средства: учебник “Букварь” (автор Т.М. Андрианова); мультимедийная презентация; пеналы с фишками для обозначения звуков; карточки с буквами; карточки со словами: звуки, гласные, согласные; картинки: аист, шар, пчела, ананас, кран, астра, луна, видеоролик.
Ход урока
1. Организационный момент.
Слайд 2.
Учитель:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
2. Развитие речевого аппарата.
1. Дыхательная разминка
Упражнение « Именинный пирог».
2. Артикуляционная разминка
Упражнение « Губы», «Конфета».
3. Работа над дикцией
Скороговорка:
Говорил попугай попугаю;
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай. попугаю!
3. Включение в учебную деятельность.тт
- Чем мы занимались на предыдущих уроках? ( Изучали устную речь, предложение, слова, звуки.)
- Что мы называем азбукой?
- Как вы понимаете смысл пословицы « Азбука к мудрости ступенька»?
- Что такое буква? ( Значок для обозначения звука на письме.)
- Для чего людям необходимо уметь читать и писать?
- Какие книги вам бы хотелось прочитать? О чем в них должно говориться?
Взять книгу хорошую надо,
И чудо к нам явится в дом;
Вдруг вспыхнет заря,
Заплещут моря, и дальние страны
Окажутся рядом.
4. Постановка целей и определение темы урока.
( Учитель сообщает тему урока, что теперь дети будут знакомиться с буквами. И на этом уроке состоится знакомство с первой буквой алфавита)
- Работа по теме урока
- Какой бывает речь? ( Устно и письменной.)
- Что мы произносим, когда говорим? ( Звуки.)
- Как мы обозначаем звуки на письме? ( Используем буквы – значки для записи звуков.)
- Вспомним, что мы знаем. (Помещает карточку со словом “звуки”) На какие 2 группы можно разделить все звуки?
ЗВУКИ |
( Все звуки можно разделить на гласные и согласные.)
(Учитель помещает на доску карточки.)
ГЛАСНЫЕ | СОГЛАСНЫЕ |
- Какие звуки называются гласными? Какие согласными?
Игра “Хлопушки”
-Я буду произносить звуки, а вы хлопать, если услышите гласный звук.
Б, А, О, Л , К, У, И, Г, Ы
- Знакомство с буквой А а
- Отгадайте загадку.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит)
Слайд 3.
(1 картинка)
-Кто такой Айболит? Чем он знаменит? Кто придумал этого сказочного героя?
(Это доктор, который лечит животных.)
- Сказку о докторе Айболите написал Корней Чуковский.
- Почему у доктора такое необычное имя?
(Животные, приходя к нему, кричали “Ай, болит!”)
-А кто помнит самое большое приключение Айболита? Кому он помогал и где?
( Он отправился в Африку помогать заболевшим зверям.)
(После нажатия мышки появляется 2 картинка)
Слайд 4.
Отгадайте ягоду.
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны,
Так приятен он на вкус!
И зовут его – (Арбуз)
- Родина этой ягоды – Южная Америка.
- Айболит, ай, Африка, арбуз, Америка. Что общего у этих слов?
( Они начинаются со звука [а].)
-Думаю, теперь вы можете определить тему нашего урока. Кто поможет ее сформулировать? Что мы будем сегодня изучать?
( Звук и букву А.)
5. Изучение нового материала
- Откройте «Букварь» с. 21.
а) Звук [а].
- Какого цвета астры?
- Проведем звуковой анализ слова «аист».
-Как мы обозначаем мягкие и твердые согласные звуки?
Гласные звуки в слове мы будем обозначать красным цветом.
- Проанализируйте слова « утка», « лиса».
-Почему на схеме в таблице есть красный цвет? Синий? Зеленый7
-От чего зависит количество слогов в слове? ( В слове столько слогов, сколько гласных звуков.)
- Где мы слышим звук (а) в словах? ( арбуз, ананас, барабан, аист..)
- Кто запомнит больше слов со звуком (а)? ( Текст Л.Яхнина).)
Август. Алые астры. Аромат акации.
- Ах, алыча! Ах, айва!
Арба абрикосов! Амбары астраханских арбузов! Африканские анансы!
- Антоновка! Анисовка! Апорт!
Аппетитный август.
6.Физкультминутка (см. слайд)
-Назовите имя девочки, чтобы подходило к схеме.
( Алиса.)
Задания:
- “прочитать” слово “Алиса”, ведя указкой по звуковой схеме слова;
- “прочитать” слово, выделяя первый звук (А – а – алиса); назвать первый звук, дать характеристику этому звуку и обозначить фишкой (гласный, т. к. можно петь и тянуть, красная фишка);
- “прочитать” слово так, чтобы отчётливо был слышен второй звук; назвать второй звук, дать характеристику и обозначить фишкой (согласный, т. к. нельзя петь и тянуть, мягкий, зелёная фишка);
- “прочитать” слово, чтобы отчётливо был слышен третий звук; назвать третий звук, дать характеристику этому звуку и обозначить фишкой (гласный, т. к. можно петь и тянуть, красная фишка);
- “прочитать” слово так, чтобы отчётливо был слышен четвёртый звук; назвать четвёртый звук, дать характеристику и обозначить фишкой (согласный, т. к. нельзя петь и тянуть, твёрдый, синяя фишка);
- “прочитать” слово, чтобы отчётливо был слышен пятый звук; назвать пятый звук, дать характеристику этому звуку и обозначить фишкой (гласный, т. к. можно петь и тянуть, красная фишка);
Схема на доске и на партах:
- Где мы слышим звук [а].
( В начале слова и в конце.)
Слайд 5.
-Назовите картинки.
( Азбука, автомобиль, автобус, апельсин.)
- Где находится звук (а)?
( В начале слова.)
Игра “Где звук?”
На доске картинки: аист, шар, пчела, ананас, кран, астра, луна.
Дети по очереди выходят к доске, выбирают картинку, называют, выделяя звук [а], определяют место в слове и помещают картинку на доску так: верхняя строчка - [а] в начале слова, средняя строчка - [а]
- Откройте « Азбуку»на с.22. Рассмотрите внизу цветы и схемы слов. Найдите ошибку исправьте ее.( Схемы слов «роза» и « ландыш» перепутаны, их нужно переставить местами.) ( Дети обозначают перестановку схем стрелками).
- В какой части находится в этих словах звук (а)?
- Ребята, почему любят цветы?
-По какому поводу можно дарить цветы?
-Можно ли дарить цветы не в праздники, а только для того, чтобы доставить близким радость и удовольствие?
7.Подведение итогов урока
- С какой буквой русского алфавита вы познакомились?
-Какой звук она означает?
-Понравился ли вам урок?
8.Рекомендуемое задание на дом с родителями
Подготовить пересказ сказки « Лиса и волк» по иллюстрациям (« Азбука», с. 23 )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте.Тема:СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш». СТРОЧНАЯ БУКВА «Ш»
Интегрированный урок №51 согласный Звук [ш], буква «ш». Строчная буква «ш» («Букварь», с. 82, Прописи№3, с. 26–27)Цели: познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формиро...
Урок обучения грамоте.Тема "Гласные звуки и буквы".УМК "Перспектива"
Тема урока: «Гласные звуки и буквы».Это обобщающий урок «Узелки на память» после изучения 6 гласных звуков и букв, их обозначающих. Цель урока: установить степень усвоения учащимися т...
Урок обучения грамоте. Тема "Гласные звуки и их буквы". УМК "Гармония"
На этом уроке дети учатся находить в словах гласные звуки и обозначать их буквами гласных....
Урок обучения грамоте. Тема: Гласный звук [o], буквы Оо.
Презентация к уроку обучения грамоте 1 класс . Тема: Гласный звук [о], буквы Оо. УМК "Школа России"...
Интегрированный урок (обучение грамоте и письму) "Звук [ш], буква Ш. Строчная согласная буква Ш". 1-й класс
Интегрированный урок по чтению и письму....
Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"
Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...
Урок обучения грамоте Тема: Гласный звук Э, буква э
Цели:1.Познакомить учащихся с новым звуком и новой буквой2.Формировать фонематический слух, совершенствовать навыки чтения, учить анализировать текст.3.Развивать речь учащихся, внимание, память,...