Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения по литературному чтению и авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение» (Концепция и программы для начальных классов «Школа России»,-М., Просвещение, 2007), утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на преподавание предмета в 4 классе всего на 102 учебных часа, 3 часа в неделю. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание уделяется заданиям коррекционной направленности и развитию речи, которые учитывают индивидуальные особенности обучающихся, что обеспечивает лучшее восприятие учебного материала. На уроках литературного чтения осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи с предметом «Музыка», «Изо».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 67.76 КБ |
tematicheskoe_planirovanie.docx | 70.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения по литературному чтению и авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение» (Концепция и программы для начальных классов «Школа России»,-М., Просвещение, 2007), утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на преподавание предмета в 4 классе всего на 102 учебных часа, 3 часа в неделю. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание уделяется заданиям коррекционной направленности и развитию речи, которые учитывают индивидуальные особенности обучающихся, что обеспечивает лучшее восприятие учебного материала. На уроках литературного чтения осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи с предметом «Музыка», «Изо».
Количество часов в год - 102.
Количество часов в неделю - 3.
Количество часов в I четверти - 27.
Количество часов в II четверти - 22.
Количество часов в III четверти - 29.
Количество часов в IV четверти - 24.
Цели обучения
- развить художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость при чтении художественных произведений;
- формировать эстетическое отношение к искусству слова; совершенствовать все виды речевой деятельности, умение вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладеть осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формировать читательский кругозор и приобретать опыт самостоятельной читательской деятельности;
- воспитать эстетическое отношение к искусству слова, интерес к чтению и книге, потребность в общении с миром художественной литературы;
- обогащать нравственный опыт, формировать представления о добре и зле, справедливости и честности; развивать нравственные чувства, уважение к культуре народов многонациональной России.
Задачи программы:
- развивать способность полноценно воспринимать произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы, развивать творческое воображение, ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Коррекционные задачи:
1. Развитие основных мыслительных операций:
- формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
2. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
3. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
4. Развитие речи, овладение техникой речи. Формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения - сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
5. Расширение представлений об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности. Уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
-развивать слуховое восприятие учащихся на основе упражнений в узнавании и соотнесении;
- корректировать зрительное восприятие на основе упражнений на внимание;
- формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
- развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка;
-преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;
- привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению.
Разнообразные задачи обучения детей чтению решаются в процессе работы над текстами учебных книг для чтения, художественной и научно-популярной литературы, периодической печати. Чтение художественных произведений создает условия для воспитания в детях честности, доброты, уважения к старшим, любви к природе, труду.
Система оценки достижений учащихся.
В каждом триместре проводятся тесты по проверке продуктивности чтения, 2 раза в год проверяется техника чтения и проводятся диагностические работы
Основные содержательные линии
В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе: П. П. Ершов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Е. А. Баратынский, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, В. Ф. Одоевский, В. М. Гаршин, П. П. Бажов, С. Т. Аксаков, Е. Л. Шварц, В. Ю. Драгунский, В. В. Голявкин, В. Я Брюсов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. Б. Кедрин, Б. А.Слуцкий, К. Булычев, Д. Свифт, Г. Х. Андерсен, М.Твен, С. Лагерлеф и др.
Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).
Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.
Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.
Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.
Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи, былины, сказания, жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время, потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна фантазия», «Зарубежная литература».
При работе по основным учебникам, учитывая особенности чтения детей с задержкой психического развития, отдельные тексты в пределах темы могут быть предметом углубленной работы, а другие - использоваться для ознакомительного, внеклассного или самостоятельного чтения.
Умения и навыки чтения, работа над текстом. Развитие и совершенствование правильности, беглости, выразительности и сознательности чтения осуществляются в процессе систематического чтения и перечитывания целых произведений, отдельных отрывков из них, в ходе анализа прочитанного с использованием приема выборочного чтения и др.
При работе над текстом дети учатся отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о своих наблюдениях в связи с прочитанным; в последующие годы формируется умение сравнивать то, что они узнали из текста, с собственным опытом, наблюдениями и ранее прочитанными произведениями. Учащиеся овладевают умением сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно определять главную мысль произведения.
Учитывая, что дети с задержкой психического развития испытывают трудности в понимании смысла художественного произведения, в установлении причинно-следственных и временных связей, не умеют самостоятельно почерпнуть из текста новую для них информацию, ограниченно воспринимают средства художественной выразительности, необходимо опираться на детальный и глубокий анализ содержания, выявлять разнообразные взаимосвязи и взаимозависимости, помогать детям приобретать новые знания, выяснять значимое и существенное в тексте, его художественную направленность.
Учащихся специально готовят к работе над текстами. Подготовка заключается в создании ярких представлений о предметах, явлениях и событиях, описанных в текстах. Учитель стремится дать детям возможность опереться на собственный чувственный опыт, на непосредственные наблюдения в связи с прочитанным, поэтому особое значение приобретает проведение специальных экскурсий.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 102 ЧАСА
№ УРОКА | Тема урока | Контрольные, проверочные работы | |||
1 четв. – 27 ч. | 2 четв. - 22 ч. | 3 четв. -29 ч. | 4 четв – 24 ч. | ||
Летописи. Былины. Жития 8 (часов) О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда…». «И вспомнил Олег коня своего…». «Житие Сергия Радонежского». | |||||
8 | Контрольная работа №1 по теме «Летописи, былины, сказки бытия» | 17.09 | |||
Чудесный мир классики (18 часов) П.П.Ершов «Конёк-горбунок». А.С.Пушкин. (Няне, Туча, Унылая пора…, Птичка Божия не знает…, Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. М.Ю. Лермонтов (Дары Терека, Ашик-Кериб). А.П.Чехов «Мальчики». | |||||
27 | 18.Контрольная работа №2 по теме « Из русской кл « Из русской классической литературы». | 30.10 | |||
Поэтическая тетрадь 23 Ч. 11(часов) Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…». А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Е.А.Баратынский. А.Н.Плещеев. И.С.Никитин. Н.А.Некрасов. И.А.Бунин, В.Я,Брюсов, С.А.Есенин, М.И.Цветаева Б.Л.Пастернак, С.А.Клычков, Д.Б.Кедрин, Н.М.Рубцов, С.А.Есенин | |||||
38\11 | 11. Проверочная работа №1 по теме «Поэтическая тетрадь». | 03.12 | |||
Литературные сказки 35 Ч. (11часов) В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке. П.П.Баратынский «Серебряное копытце». С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».Е.Д.Шварц «Сказка о потерянном времени». В.Ю. Драгунский. В.В.Голявский. Б.С.Житков. М.М.Зощенко Д.Н.Мамин-Сибиряк. А.И. Куприн. М. Пришвин. К.Г. Паустовский. В.П.Астафьев | |||||
47\20 | 10. Контрольная работа №3 по теме «Сказки русских писателей» | 25.12 | |||
Делу время - потехе час (7 часов) Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени», В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка», В.В.Голявкин. «Никакой горчицы я не ел». | |||||
Страна детства (7 часов) Б. С. Житков «Как я ловил человечков». К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». . М. М. Зощенко «Елка». | |||||
62\13 | Проверочная работа №2 по теме «Страна далёкого детства». | 11.02 | |||
Поэтическая тетрадь (5 часов) | |||||
67\18 | 5 Контрольная работа №5 по теме «Поэтическая тетрадь» | ? 25.02 | |||
Природа и мы (11ч) Д.Н.Мамина - Сибиряка «Приемыш», А. И. Куприн «Барбос и Жулька», М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка», Е. И. Чарушина «Кабан», В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» | |||||
76\27 | 10. Контрольная работа №6 по теме «Природа и мы». | 18.03 | |||
82\4 | 7.Проверочная работа №3 по теме «Поэтическая тетрадь». | 08.04 | |||
Родина (5 часов) И.С.Никитин «Русь». С.Д. Дрожжин «Родине…». А.В.Жигулин «О, Родина!». Б.А.Слуцкий «Лошади в океане» | |||||
87\9 | 5. Проверочная работа №4 по теме «Родина». | 21.04 | |||
Страна Фантазия (З часа) Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». К. Булычов «Путешествие Алисы». | |||||
92\14 | 3. Кир Булычев «Путешествие Алисы» Контрольная работа №7 по теме «Страна « Фантазия». | 30.04 | |||
Зарубежная литература (9 часов) Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Г.Х. Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера». С.Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете». | |||||
101 \23 | Контрольная работа №8 по теме «Зарубежная литература» ( по тексту администрации) | 21.05 |
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ - 34 ЧАСА
Тема урока | 1 ч. | 2 ч. | 3 ч. | 4 ч. |
№1 «Самые интересные книги, прочитанные летом». | 9 | |||
№2.«По земле русской, богатырской». | ||||
№3 Что такое «серии книг» и каково их назначение? | ||||
№4 Творчество А.С. Пушкина. | ||||
№5 «Что за чудо эти сказки». | ||||
№6 КВН по сказкам А.С.Пушкина. | ||||
№7 Рассказы о дрессированных животных и дрессировщиках. | ||||
№8. М.М.Пришвин- певец русской природы». | ||||
№9 Литературное путешествие по творчеству Л.Н.Толстого. | ||||
№.10 Каким был мой ровесник? Книги о ребятах - сверстниках | 8 | |||
№11 Лесная газета В.Бианки | ||||
№12 . Ожившие страницы прошлого. Книги о жизни трудового народа | ||||
№13 « Лес не школа, а всему учит». | ||||
№14. Из истории нашей Родины. Книги о событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века | ||||
№15 Викторина по книге И.Акимушкина «Кто без крыльев летает». | ||||
№16. Вчера и сегодня. Книги о науке и технике, машинах и вещах и об их творцах - ученых и изобретателях | ||||
№17 Сказки Дж.К.Роулинга | ||||
18 «Звёздный час». | 10 | |||
№19: «В путь, друзья!». Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных | ||||
№20: По страницам былин. «Садко» | ||||
№21 «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться». | ||||
№22 «Загадки волшебницы - Зимы». | ||||
№23 Книги о путешественниках. | ||||
№24: «Где? Что? Как? Почему?». Рассказы - загадки про зверей и птиц | ||||
№25 На страже Родины. | ||||
№26. Творцы книг. Рассказы о художниках-иллюстраторах книг и о тех, кто книги печатает | ||||
№ 27 Художественные произведения, героям которых установлены памятники. | ||||
№28 «Мой любимый поэт» | 7 | |||
№29 «Путешествие по дорогам любимых книг». | ||||
№30 «Мой любимый литературный герой». | ||||
№ 31: в мире фантастики | ||||
№32. Рассказы о ВОВ | ||||
№33 «Своя игра». | ||||
№34. В стране литературных героев |
Предполагаемые результаты обучения
В конце 4 класса обучающиеся должны знать:
- наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
- названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
- не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).
Обучающиеся должны уметь:
- владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;
- понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;
- использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);
- составлять план к прочитанному;
- делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
- определять тему и главную мысль произведения;
- озаглавливать иллюстрации и тексты;
- вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
- самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;
- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Учащиеся должны
- освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);
- принимать участие в конкурсах чтецов;
- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.
Чтение. Работа с текстом
(метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса,
освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
·находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
·определять тему и главную мысль текста;
·делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
·вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
·сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
·понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
·понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
·понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
·использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
·ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
·использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
·работать с несколькими источниками информации;
·сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
·пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
·соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
·формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
·сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
·составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
·делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
·составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
·высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
·оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
·на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
·участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
·сопоставлять различные точки зрения;
·соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
·в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
по литературному чтению
(на основании Письма Минобразования России от 19 ноября 1998г. №1561/14 – 15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»)
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию;
полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;
самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе событий, герое);
знает и выразительно читает наизусть стихотворение.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы;
делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз;
составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);
самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;
читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), недостаточно выразительно, допускает от 3 до 5 ошибок;
передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план с помощью наводящих вопросов учителя; воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, допускает более 6 ошибок;
пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;
не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя; при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст, стихотворения
Литература для учителя
- Начальная школа. Методический журнал;
- Ожегов С.И. Словарь русского языка/ под ред. Н.Ю.Шведовой, -М., Рус. Язык, 2000;
- Примерная программа образовательных учреждений «Начальные классы»
- Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова «Литературное чтение» (Концепция и программы для начальных классов «Школа России»,-М., Просвещение, 2007);
- Учебник для 4 класса. Литературное чтение. Климанова Л.Ф. Голованова М.В., Горецкий В.Г., М., Просвещение. 2010
- Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования
- Энциклопедия для детей. Т.9 Русская литература/ М.Д.Аксёнова, -М., Аванта, 2001.
Литература для учащихся
Ожегов С.И. Словарь русского языка/ под ред. Н.Ю.Шведовой, -М., Рус. Язык, 2000;
Учебник для 4 класса. Литературное чтение. Климанова Л.Ф. Голованова М.В., Горецкий В.Г., М., Просвещение. 2010;
Энциклопедия для детей. Т.9 Русская литература/ М.Д.Аксёнова, -М., Аванта, 2001.
Приложение №1
Контрольные работы
Контрольная работа №1 по теме «Летописи, былины, сказки бытия» (1 чет)
Текст для проверки скорости чтения.
К. Паустовский « Прощание с летом»
…Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я / встал и подошел к окну – за стеклом все было снежно / и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла / луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.
Когда же выпал / первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что / ясно чернели стрелки. Они показывали два часа
Я уснул в/ полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за / два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа.
Через / окно я увидел, как большая серая птица села на ветку / клена в саду и улетела, а снег все сыпал, как стеклянный / дождь, падающий с ёлки. Потом снова все стихло.
Проснулся Рувим./ Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал:
- Первый снег / очень к лицу земле.
Земля была нарядная, похожая на застенчивую / невесту.
А утром все хрустела вокруг: подмерзшие дороги, листья на / крыльце, черные стебли крапивы, торчали из-под снега.
К чаю приплёлся/ в гости дед Митрий и поздравил с первопутком.
-Вот и / умылась земля, -сказал он, -снеговой водой из серебряного корыта.
-Откуда / ты взял такие слова, Митрий? – спросил Рувим.
- А нешто не / верно? – усмехнулся дед.- Моя мать-покойница рассказывала, что в стародавние / годы красавицы умывались первым снегом из серебряного кувшина и потому / никогда не вяла их красота…(225с.)
Вопросы к тексту.
-Как бы ты озаглавил текст?
-С чем сравнивает писатель снег, падающий с ветки?
С кем сравнивается земля, покрытая снегом?
-Как писатель передает звуки морозного утра?
-Как ты понимаешь слово «первопуток»?
-Какую легенду рассказывала мать деду Митрию?
-Это текст – описание, рассуждение или повествование?
Контрольная работа №2 по теме «Из русской классической литературы».
Вариант 1 А1. Кто написал произведение «Дары Терека»? 1) А.П. Чехов 2) М.Ю. Лермонтов 3) А.С. Пушкин 4)Л.Н.Толстой А2. Определи жанр произведения А.С. Пушкина «Няне». 1) сказка 3) стихотворение 2)басня 4)рассказ АЗ. Узнай произведение по опорным словам. Мама, любовь, ангел, сон, Николенька. 1) «Мальчики» 3) «Няне» 2) «дары Терека» 4) «детство» В1. Найди лишнее определение характера царевны. 1) добрая 3) кроткая 2) равнодушная 4) нежная В2. Найди лишнее в перечислении дел Ивана. 1) поймал Жар-птицу 2) похитил Царь-девицу 3) ездил за копьём 4) был на небе послом В3. Кто такой чауш? 1) сторож 3) знатный господин 2) офицер 4) мальчик С1. К какому произведению подходит эта пословица? Мудрым никто не родился, а научился. 1) «Как мужик камень убрал» 2) «Дары Терека» 3) «Детство» 4) «Мальчики» | Вариант 2 А1. Кому принадлежит произведение «Детство»? 1) Л.Н. Толстому 2) М.Ю. Лермонтову З) А.С. Пушкину 4) А.П. Чехову А2. Определи жанр произведения «Дары Терека». 1) басня З) стихотворение 2) рассказ 4) сказка АЗ. Узнай произведение по опорным словам. Гимназисты, сёстры, тайна, Америка, звери. 1) «Детство» З) «Мальчики» 2) «Ашик-Кериб» 4) «Няне» В1. Найди лишнее в определении характера царицы. 1)кроткая З)жадная 2) равнодушная 4) завистливая В2. К кому обращался Елисей? Укажи правильный 1) к солнцу, месяцу, ветру 2) к солнцу, ветру, месяцу З) к месяцу, солнцу, ветру 4) к ветру, месяцу, солнцу В3. Как ты понимаешь слово пенять? 1) толкать З) дарить подарки 2) смеяться 4) упрекать С1. К какому произведению подходит эта пословица? Кто сильно хочет, тот того и добьётся. 1) «детство» 2) «Ашик-Кериб» З) «Мальчики» 4) «Как мужик камень убрал» |
Контрольная работа №3 по теме «Сказки русских писателей».
Вариант 1 А1. Кто написал сказку «Серебряное копытце»? 1) П.П. Бажов З) С.Т. Аксаков 2) В.М. Гаршин 4) В.Ф. Одоевский А2. Как звали главного героя сказки «Городок в табакерке»? 1)Саша З)Миша 2)Петя 4)Паша АЗ. Узнай произведение по ключевым словам. Торговые дела, цветок, купец, дочь, лесной зверь. 1) «Сказка о жабе и розе» 2) «Аленький цветочек» З) «Городок в табакерке» 4) «Серебряное копытце» В1. Что роза считала самым лучшим происшествием? 1) когда её срезали п2) когда она распустилась З) когда её увидели 4) когда слезинка сестры упала на цветок В2. Что означает выражение покосные ложки? 1) деревянные ложки 2) широкие, пологие овраги, покрытые травой З) широкие реки 4) широкие поля С1. Закончи пословицу . Всякое дело человеком ставится... 1) награды не останется 2) от него не отмахнёшься З) человеком и славится 4) тем и прославишься | Вариант 2 А1. Кто написал сказку «Сказку о жабе и розе»? 1) П.П. Бажов З) С.Т. Аксаков 2) В.М. Гаршин 4) В.Ф. Одоевский А2. Как звали сиротку из сказки «Серебряное копытце»? 1)Настенька З)Машенька 2)Даренка 4)Аленушка АЗ. Узнай произведение по ключевым словам. Цветники, кусты, мальчик, сестра, цветок, враг 1) «Сказка о жабе и розе» 2) «Аленький цветочек» З) «Городок в табакерке» 4) «Серебряное копытце» В1. Какую историю, произошедшую третьего дня, вспомнил Миша (герой произведения «Городок в табакерке») 1) как папенька открыл крышку табакерки 2) как он хотел нарисовать маменьку и папеньку, но никак не удавалось это сделать. З) как папенька поставил на стол табакерку 4) как мальчик – колокольчик над ним насмехался В2. Что означает выражение статочное дело? 1) хорошее ли дело 2) осталось ли дело З) выполненные дела 4) невыполненные дела С1. Закончи пословицу . Дело не комар….. 1) от него не отмахнешься 2) без награды не останется З) его не прихлопнешь 4) делай смело |
Контрольная работа №4 по тексту администрации.
Контрольная работа №5 по теме «Поэтическая тетрадь».
Текст для проверки скорости чтения.
Вот так смешно получается в жизни! Еще вчера мы и / не думали никуда ехать, а на другой день мы уже / сидели в поезде и катили в деревню к тете Наташе. / Нам хотелось скорее привезти яиц и начать выводить цыплят.
Тетя /Наташа оказалась дома. Она очень обрадовалась нам и даже подумала, /что мы уже приехали к ней на дачу.
-Да ведь / у нас еще каникулы не начались, -говорит Мишка.
-Мы по /делу приехали, -говорю я, за яйцами.
-За какими яйцами?
-Ну, / за обыкновенными, за куриными. Нам нужны свежие куриные яйца.
-Только / и всего?- сказала тетя Наташа .-Неужели в городе негде купить / яиц?
-Конечно, негде ,-говорит Мишка.- Яйца-то в магазине есть, только / они всё не свежие …У нас в книжке ясно написано, / что если яйца пролежали больше десяти дней, то из них / уже цыплята не выведутся.
- Цыплята – это другое дело, -сказала тетя / Наташа.- Для цыплят нужны самые свежие яйца, а в пищу / годятся яйца, которые лежали и месяц и два… Вы ведь /не собираетесь выводить цыплят?
-Почему не собираемся? Мы как раз / собираемся. Затем и приехали, - говорю я.
-Как же будете их / выводить?- спрашивает тетя Наташа.- Для этого ведь наседка нужна.
-А /мы без наседки – мы инкубатор сделали…(220с)
Вопросы по тексту.
- Из какого произведения этот отрывок , кто его автор? «Веселая семейка» Носов.
-Зачем ребята приехали к тете Наташе?
-Зачем им понадобились свежие яйца?
-Почему они не купили их в магазине?
-Как ребята собираются выводить цыплят без курицы- наседки?
Контрольная работа №6 по теме «Природа и мы».
Природа и мы Вариант 1 А1. Какое произведение написал А.И. Куприн? 1) «Яриёмыш» 3) «Варбос и Жулька» 2) Кабан» 4) «Стрижонок Скрип» А2. Кто написал произведение «Кабан»? 1) Е.И. Чарушин 2) М.М. Пришвин 3) Д.Н. Мамин-Сибиряк 4) В.П. Астафьев АЗ. Какой рассказ можно назвать юмористическим? 1) «Стрижонок Скрип» 2) «Приёмыш» 3) «Кабан» 4) «Ьарбос и Жулька» В1. Из какого произведения данные слова? доспехи, протока, сайма, муштровать. 1) «Приёмыш» 2) «Барбос и Жулька» 3) «Выскочка» 4) «Кабан» В2. Как называют крупного сибирского и среднеазиатского оленя с большими рогами? 1)марал 3)сайма 2) фестон 4)яр С1. Узнай героя по его описанию. Всё равно как человек тоскует. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. да ведь так жалобно кричит... 1) серый журавль 2) Жулька 3) лебедь 4) собака Вьюшка | . Природа и мы Вариант 2 А1. Какое произведение написал Д.Н. Мамин-Сибиряк? 1) «Кабан» 3) «Выскочка» 2) «Приёмыш» 4) «Стрижонок Скрип» А2. Кто написал произведение «Выскочка»? 1) М.М. Пришвин 2) В.П. Астафьев 3) А.И. Куприн 4) Е.И. Чарушин АЗ. Герой какого произведения вызывает сострадание? 1) «Кабан» 3) «Выскочка» 2) «Стрижонок Скрип» 4) «Приёмыш» В1. Из какого произведения эти слова? Приземистый, сталактит, флирт, фестон, подпалина, лицемерный, лавры, карьер. 1) «Барбос и Жулька» 2) «Выскочка» 3)«Кабан» 4) «Стрижонок Скрип» В2. Что означает слово бесцеремонно? 1)застенчиво 2) аккуратно 3) выходя за границы вежливости 4) вежливо С1. Узнай героя по его описанию. Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. 1) Жулька 3) серый журавль 2) собака Вьюшка 4) лебедь |
Контрольная работа № 7 по теме « Страна « Фантазия».
Вариант 1 А1. Кто написал «Приключения Электроника»? 1) Е.С. Велтистов 3) С .Е. Велтистов 2) Кир Булычёв 4) Г.Х. Андерсен А2. Определи жанр произведения «Путешествие Алисы». 1) сказка 2)рассказ 3) сказочная повесть 4) фантастическая повесть АЗ. Найди значение слова контрабас. 1) струнный смычковый музыкальный инструмент 2) наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации 3) человек, который занимается контрабандой 4) договор, соглашение В1. Найди причину нападения кустиков. 1) они были агрессивны 2) их забыли полить 3) они питались людьми 4) надвигалась песчаная буря В2. В данный отрывок вставь пропущенные слова. В следующее мгновение профессор был ... . Он увидел, как мелькает между деревьями.... 1) у двери, синяя кофточка 2) у окна, синяя курточка 3) у экрана, зелёная курточка 4) у ворот, зелёная кофточка С1. Что ты знаешь об Алисе? 1) она из будущего 3) обычная девочка 2) любит животных 4) девочка-робот | Вариант 2 А1. Кто написал произведение «Путешествие Алисы»? 1) Е.С. Велтистов З) С.Е. Велтистов 2) Кир Булычёв 4) Г.Х. Андерсен А2. В каком произведении рассказывается об удивительных приключениях мальчика-робота? 1) «Путешествие Алисы» 2) «Приключения мальчика Электроника» З) «Приключения робота Электроника» 4) «Приключения Электроника» АЗ. Определи жанр произведения Е.С. Велтистова. 1) сказка 2) рассказ З) фантастическая 4) сказочная повесть В1. Найди лишнего героя. 1) профессор З) Громов 2) Алиса 4) Электроник В2. Вставь пропущенные слова в отрывок. Сбегая по ... , профессор заметил удивлённое лицо директора и... помахал ему рукой. Сейчас было не до 1) дорожке, дружески, улыбок 2) лестнице, успокаивающе, объяснений З) лестнице, доброжелательно, объяснений 4) дорожке, успокаивающе, приветствий С1. Кем был папа Алисы? 1)космобиологом 2) кибернетиком З) директором космического зоопарка 4)доктором |
Контрольная работа №8 по тексту администрации.
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел программы | Всего часов | Содержание | Контрольные, творческие, лабораторные | Требования к уровню подготовки учащихся |
1 | Летописи, былины, сказания, жития | 8 час. | Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Тест. Диагностика навыка чтения | Знать жанр «летопись», «былина», произведение «Житие Сергия Радонежского». Уметь проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг, анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план. |
2 | Чудесный мир классики | 18 час. | Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них |
Диагностика навыка чтения | Знать творчество П. Ершова, А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Чехова, Л.Толстого; название и основное содержание изученного произведения Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. |
3 | Поэтическая тетрадь | 23 час. | Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью. Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. | Тестирование. | Знать произведения Ф. Тютчева, А. Фета, Е. Баратынского, Н. Некрасова, И.Никитина, И. Бунина; названия, основное содержание изученных литературных произведений о ребятах-сверстниках.. Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста. выразительно читать стихотворение; использовать интонацию; анализировать поэтическое изображение зимы в стихах; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст. |
4 | Литературные сказки | 11 час. | Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры: народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня. Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений. Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. | Тестирование. | Знать творчество В.Одоевского, П.Бажова, С.Аксакова, названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов. Уметь: читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; делить текст на смысловые части; создавать небольшой устный текст на заданную тему; выполнять словесное рисование картин природы; различать элементы книги; различать жанры; приводить примеры произведений фольклора; различать сказки народные и авторские; составлять простой план. |
5 | Делу время – потехе час | 7 час. | Литературная сказка. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций. Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. | Тестирование. | Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном, изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства, определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать доступный по объему текст. |
6 | Страна детства | 7 час. | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства. | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; отвечать на вопросы по прочитанному; пересказывать доступный по объему текст. | |
7 | Природа и мы | 11 час. | Декламация стихотворных произведений. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. | Тестирование. | Уметь: анализировать стихотворения; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале. |
8 | Родина | 5 час. | Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о животных. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод). | Знать: основное содержание текста. Уметь: подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части; определять характер текста по заглавию | |
9 | Страна «Фантазия» | 3 часа | Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. | Уметь: читать по ролям; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; анализировать юмористические произведения; участвовать в обсуждении темы урока; давать характеристику героям. | |
10 | Литература зарубежных стран. | 10 час. | Произведения писателей зарубежных стран. Сходство русского фольклора с английским, американским, французским. Реальность и фантастика в сказках. Юмор в стихах. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста прочитанному произведении. | Тестирование | Знать: творчество и произведения писателей зарубежных стран. Уметь: читать по ролям; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; анализировать юмористические произведения; участвовать в обсуждении темы урока; давать характеристику героям. Прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и иллюстрациям; различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). Учащиеся должны проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инсценирование произведений зарубежной литературы. |
Календарно-тематическое планирование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...