"Дорогами сказок" методическая разработка
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Репина Тамара Юрьевна

Данная методическая разработка может быть использована для обобщения знаний детей по теме: "Сказки." Ориентирована на детей ЗПР 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_4_v_dorogami_skazok.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 432

Колпинского района

Санкт-Петербурга

Конспект урока

по предмету: «Чтение»

«Дорогами сказок»

(4 класс)

                                                                                                                                                                              Выполнила  

                                                                                                                                                                              Репина  Т.Ю.

                                                                                                                                                                                     учитель

                первой квалификационной категории

         

                                                                       

Санкт – Петербург

2015

Цель: Закреплять знания детей об особенностях и разнообразии сказок

Задачи:

Образовательные:

1.Закреплять понятие  сказка «авторская» и  «народная»

2.Закреплять знание имен и фамилий авторов знакомых детям сказок:

   Ш.  Перро, Г.Х. Андерсен, Братья  Гримм, К.И. Чуковский,  А.С.Пушкин                                                                                                                    

3.Закреплять знание  содержания  сказок, уметь по отдельным элементам узнавать  и  называть сказку

4.Учить  разгадывать  ребусы, кроссворды

Коррекционные

1.Развивать  память,  внимание,  воображение,  творческое  и  логическое  мышление.

2.Развивать  речь,  расширять  и  активизировать  словарный  запас ( см.  в  приложении )

3.Развивать  мелкую  моторику ( выкладывать рисунок  из  палочек)

Воспитательные

1.Воспитывать познавательный интерес  к  литературным  произведениям

2.Продолжать формировать  коммуникативные  навыки :культуру  взаимоотношений  в совместной  коллективной  деятельности.

Предварительная работа:

1. Чтение сказок народных и авторских

2. Рисование по сказкам

3. Игры драмматизации

Оборудование  педагога:

На  доске изображена  дорога  и  все  препятствия   путешествия,   герои   сказок

На  плакате  задание  ( см.  приложение № 2)  и  ребус

Образец  постройки  избушки  на  курьих  ножках  из  счетных  палочек

Оборудование  для  урока  у  детей

Карандаши,  бумага,  счетные  палочки,  папка  с  иллюстрациями  сказок   авторских  и  народных

Ход  урока

Этапы  работы

Деятельность  педагога

Деятельность  детей

Примечание

Организационный  

Сегодня  я пригласила к нам героев из сказки кота Леопольда и мышат. Они все время ссорятся, мышата обижают Леопольда, пусть поучатся у нас , какими надо быть дружными, что  такое добрые дела и как их делают. Вы разделитесь на две команды и будите работать дружно, помогая друг другу, под девизом: «Один за всех и все за одного». Готовы?

Дети соглашаются.

Объявление  темы

Мы  отправимся  в  путешествие, хотите?

Отгадайте загадку и вы узнаете, куда мы отправимся, где пройдут  наши дороги.

Мы волшебные, смешные

И не страшные совсем,

Нас читают очень часто,

Мы знакомы с детства всем.

(Педагог вывешивает на доску лист со словом сказка).

Правильно. Наше путешествие пройдет по стране сказок.

Да, очень хотим, это  интересно.

Это  сказки.

Основной  

Все с детства любят сказки.  Многообразие  поражает  наше  воображение.  

Сказки делятся на две группы по тому, кто их написал. Скажите, как называются сказки,  которые  придумал  народ?

Как называются другие сказки? Кто их пишет? (Педагог вывешивает на доску под словом сказка  листы со словами «авторские» и «русские народные ).

Первое задание для капитанов команд. Они должны будут один отобрать русские народные сказки, а другой авторские.

Посмотрите, к нам пришли герои из сказок, они заблудились.  Давайте поможем героям отправится в тот город, где они живут. Одни в город русских народны сказок, а другие в город авторских сказок. Педагог показывает иллюстрации.

Вы назвали  героев сказок , названия сказок, но у вас остались иллюстрации героев,, которых  вы не навали. Значит, вы не знаете их.  Надо нам будет прочитать эти сказки.

За правильно выполненные задания, педагог дает команде жетоны.

Команды справились с заданием, давайте посмотрим, как выполнили задание наши капитаны. Педагог просматривает и называет названия сказок, дети проверяют.

Капитаны выполнили своё задание, молодцы.

Сказка-это вымысел, выдумка, но каждая сказка   поучительна. Расшифруйте слова А.С. Пушкина, которые он говорит о поучительности сказок, читать слова надо справа налево. Вы правильно прочитали слова А.С. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Сказка учит нас быть добрыми, честными, умными, сильными, смелыми.  Она высмеивает жадность, глупость, жестокость, злобу, трусость, лень, хитрость и т.д.

В сказках всегда добро побеждает зло.

Чему учат сказки «Колобок», «Заяц, петух и лиса», «Золушка», «Морозко»?

Вы знаете названия многих сказок,  предлагаю вам  найти и исправить  ошибку в название сказок, которые я буду называть. Педагог читает название сказок.

А теперь представьте, что мы попали на болото, давайте развеселим Царевну лягушку, чтобы она не плакада.

– русские народные  сказки.

- авторские, писатели, поэты.

Капитаны разбирают книги

Дети называют героев,  названия сказок, авторов сказок и вывешивают иллюстрации  на доску под названиями  «русские народные»  или «авторские» .

Дети разгадывают слова

Дети исправляют ошибку в названии сказки

Приложение  №1

книги  

Приложение № 2                     иллюстрации героев сказок

Приложение №3

КЗАКС ЬЖОЛ, АД В ЙЕН КЕМАН, МЫРБОТ МАЦДОЛОМ КОРУ

Приложение № 4

см. приложение

Динамическая пауза

Видим две  лягушки

Скачут по опушке.                                                                                                                                                 Две веселые лягушки

Прыг – скок, прыг- скок,

Скачут   с пятки на носок.

На болоте две подружки,

Две веселые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем вытирались.

Ножками топали,

Лапками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно выпрямлялись.

Вот здоровья в чем секрет,

Всем друзьям ФИЗКУЛЬТПРИВЕТ.

Дети выполняют движения.

Основной

А сейчас я  буду показывать цифру, а вы назовете сказку, в которой встречается эти волшебные числа. Педагог показывает цифры: 3,7,12,33.

Молодцы, вы внимательные, справились еще с одним заданием.

Следующее задание тоже на хорошее знание сказок.

В сказках часто  говорится о золотых вещах, вы должны назвать их:

1.Его снесла курочка Ряба

2.«Златая…..на дубе том»

3.Золотая птичка в сказке А.С. Пушкина  на  вершине крыши дворца

4. «Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Все ….золотые»

5.Обитательница моря, исполнительница желаний

6.Он принадлежит  Буратино

Педагог на ответы вывешивает иллюстрации отгаданных предметов. Все ответы правильные.

В русских народных сказках часто встречается такой персонаж, как Баба Яга, Она живет в очень непростом домике. Как называется ее дом? Правильно- избушка на курьих ножках. Вспомните, какие слова надо сказать, чтобы избушка повернулась?

Давайте сделаем избушку на курьих ножках из счетных палочек, смотрите образец на доске.

Вы построили избушку по чертежу, а теперь попробуйте переложить одну палочку, чтобы избушка повернулась в другую сторону.

 Молодцы. Вы справились еще с одним заданием.

Вы сейчас по русскому языку изучаете тему:  «Имена собственные»,  давайте вспомним правило, какие имена называют собственными и как они пишутся.  

Правило вы знаете, а теперь новое задание: вы должны подобрать каждому герою  подходящее фамилию, отчество, прозвище..

Молодцы.

Дети называют сказки: «Три медведя». «Три поросенка». «Волк и семеро козлят», «Двенадцать месяцев», «Сказка о царе Салтане», «Белоснежка и семь гномов», «Цветик-семицветик».

- Избущка на курьих ножках.

- Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом.

Дети выкладывают по образцу

Дети повторяют правило

Приложение № 5

Чертеж постройки

Приложение № 6

См. приложение

Итог занятия

Сегодня вы справились со всеми заданиями и показали хорошие знания сказок, знаете авторов, написавших сказки. Давайте посчитаем ваши жетоны и посмотрим, чья команда победила. Неважно, кто победил по количеству жетонов, всегда побеждает дружба. Сейчас вам споет песенку Леопольд, ему и мышкам понравилось  путешествие и они решили больше не ссорится и жить дружно.

Приложение № 1

Книги русские народные и авторские сказки

 Приложение № 2

 Иллюстрации героев сказок

 Приложение № 3

 КЗАКС ЬЖОЛ, АД В ЙЕН КЕМАН, МЫРБОТ МАЦДОЛОМ КОРУ

Приложение № 4

«Сестрица Алёнушка братец Алёшка»

«Принцесса на бобах»

«Кот в тапочках»

«Замарашка»

«Два поросенка»

«Даша и медведь»

«Муха Цокопуха»

«Айздоров»

«Бойдодыр»

«Синяя шапочка»        

«Мальчик-с-ноготок»

«Бременские  певцы»

«Принцесса лягушка»

Приложение № 5                

Чертеж постройки                          

Приложение № 6

Лиса Патрикеевна

Иван Царевич

Мальчик с пальчик

Старик Хоттабыч

Марья Искусница

Кощей Бессмертный

Василиса Прекрасная

Кикимора Болотная

Лягушка Поскокушка

Мышка Норушка

Петушок золотой гребешок

Зайчик Побегайчик

Змей  Горыныч

Карабас Барабас

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе по системе В. Л. Занкова. Тема: «Вперёд по дороге открытий в мир литературы по сказке Сергея Козлова «Чёрный омут».

Разработка урока литературного чтения во 2 классе по системе В. Л. Занкова.  Тема: «Вперёд по дороге открытий в мир литературы по сказке Сергея Козлова «Чёрный омут». На данном уроке  учащиеся ...

Разработка к викторине "По дорогам сказки"

Викторина для учащихся начальных классов. Цель: обобщить знания учащихся о прочитанных сказках, прививать им любовь к сказкам, способствовать нравственному воспитанию через сказки.:  об...

Методическая разработка для обучающихся 1-3 классов «По дороге в школу»

Методическая разработка  для обучающихся 1-3 классов «По дороге в школу» разработана для закрепления основных правил дорожного движения в начальной школе. Данное занятие проводитс...

Методическая разработка урока благотворительности "Дорогой доброты",

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе новых ФГОС, предполагает активность обучающегося—знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной ...

Методическая разработка по теме: «Гостья наша дорогая – Масленица. Изготовление куклы-оберега»

Знакомство с русской народной культурой и народными традициями...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Дорогами добра".

Праздник проводился в рамках декады инвалидов. На нем присутствовали дети , обучающиеся на дому, младшего школьного возраста....

Методическая разработка родительского собрания на тему "Азбука дорог для родителей".

Родительское собрание по ПДД с участием старшего инспектора дорожно-патрульной службы....