технологическая карта урока
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
урок литературного чтения в 4 классе по программе "Планета знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: литературное чтение
Класс: 4
Учитель: Щетинина Л.В.
Тема урока | Карел Чапек. «Случай с русалками» | ||
Ресурсы | 1.Учебник Э.Э. Кац «Литературное чтение» 2. Презентация к уроку. 3.Видеоролик о Чехии | ||
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Актуализация знаний. Постановка задач урока, мотивация детей на работу. (5 мин) | Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Познавательные: - уметь выделять существенную информацию из текста-эпиграфа. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. | Прозвенел уже звонок, Послушайте слова Слайд 2. -Кому знакомо это имя? -У великого Энштейна было такое представление о жизни. -А какой способ ближе вам? - Ребята, как вы думаете, есть ли в нашей жизни чудеса? -Где происходят чудеса? Слайд 3. -В какую страну мы совершили с вами виртуальное путешествие. А почему именно в Чехию? - Правильно. Сегодня мы будем работать над произведением чеш-ского писателя Карела Чапека. -Дома вы читали статью о писателе и его сказку « Случай с русалками». -Прежде, чем начать работу над прочитанным, скажите какие цели, вы поставите перед собой. Для чего вам это нужно? А чтобы наш урок был интересным, а главное полезным, что вы будете делать? -Молодцы! Сегодня на уроке, говоря о К.Чапеке, мы выявим его способность посмеяться и погрустить одновременно, будем читать сказку по ролям, говорить о внутреннем мире героя, о тех чувствах, которые проявляются в разных ситуациях. | Самоконтроль готовности. Настрой на работу. Чтение эпиграфа к уроку. Альбе́рт Эйнште́йн 14 марта 1879, Германия — 18 апреля 1955— физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года. Выслушиваются мнения детей. Ответы детей. Целеполагание. - Научиться понимать прочитанное; понимать смысл прочитанных слов, находить в тексте понятия, информацию, сделать наш урок интересным. Активно работать, размышлять… Выслушиваются мнения детей. Обобщение детских ответов. |
Открытие новых знаний. 1 этап. Работа со статьёй об авторе. (7 мин) 2 этап. Работа с иллюстрацией. (5 мин) | Познавательные: - уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); Коммуникативные: - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - уметь оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Побеседуем. -Что вы узнали о К. Чапеке? -Кто такой философ? Поинтересовались ли вы дома? -Где вы могли найти ответ на этот вопрос? Учитель проецирует на экране лексическое значение слов: Слайд 4. 1.Философ- специалист по философии, мыслитель, занятый разработкой вопросов мировоззрения. 2. Философ (перен.)- человек, который разумно, рассудительно и спокойно относится ко всем явлениям жизни, к её невзгодам. ( Разг.) Философия- наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления . Философия изучает взгляды на мир и на место в нём человека. -Найдите на с. 110 слово однокоренное к этим словам. Докажите, что эти слова однокоренные. - Мне хочется добавить к вашим рассказам, что К.Чапек, изучая философию в университетах Праги, Парижа и Берлина, получил степень доктора философии к 25 годам. Мировую известность получил, как писатель драматург, автор, который рассуждал на многие весьма серьёзные темы с большой долей юмора. Он умер в возрасте 48 лет. Но даже врачи говорили, что причина смерти не воспаление лёгких, а нежелание жить. Можно сказать, что ему повезло. Буквально через несколько дней после смерти вышел приказ об его аресте. Его ждал концлагерь. Чехия была захвачена фашистами. Но ни в одном из его произведений вы не почувствуете ни неуверенности, ни страха, только горячую убеждённость в том, что красота и правда никогда не потеряют для человека смысла. -Хотели ли вы увидеть портрет К.Чапека? Слайд 5. -Что вы можете сказать по портрету об этом человеке? -Что изобразил художник? Работа в парах. -Кого имел в виду художник? Что можете сказать о состоянии души этого человека? Поработаем в парах. Перечитайте последний абзац статьи. -Как вы понимаете « смотреть на окружающий мир весело и немножко грустно»? | Дети говорят о том, что они узнали о К.Чапеке из прочитанного на с. 110 учебника От родителей, из толкового словаря, из интернета… На доске записываются слова: философ, философия. Дети находят и записывают на доске слово философском. Они объясняют связь слов по смыслу и выделяют единый корень. Краткая библиографическая справка. Учитель демонстрирует на доске портрет К.Чапека Дети: « ...умный, серьёзный, добрый, деликатный...» Художник изобразил на фоне холмистого пейзажа старинный чешский замок на холме, у подножия которого ютятся деревенские домики. На переднем плане какой-то странный человек. Он засунул руки в карманы, взор устремил вниз. Он стоит в задумчивости Наверное, размышляющего Чапека, а может быть какого-то задумавшегося человека. Он не весел, а скорее грустит или серьёзно о чём-то задумался. Далее дети перечитывают последние строки текста на с.110. Дети приходят к выводу, что часто писатели могут высмеивать отрицательное, с юмором относится к происходящему. |
Физкультминутка (2 мин) | Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья | 1. Сидя, откинувшись на спинку стула, глубокий вдох. Наклонившись вперёд, к столу, выдох. Повторить 3-4 раза. 2. Откинувшись на спинку стула прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть, глядеть вдаль. Повторить 3-4 раза. 3.Руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Повторить 6 раза. 4. Встать. Руки вытянуть вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Следить за руками, не поднимая головы. Вдох. Руки опустить, выдох. Повторить 4-5 раз. | |
Работа над «художественным словом» (17 мин) | Познавательные: - уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Коммуникативные: -уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочи-танного.
Коммуникативные: - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - уметь оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Словарная разминка. -Разминку для глаз сделали. Сделаем разминку для мозгов. -Подберите синонимы к словосочетаниям: Слайд 6. стало не по себе (испугаться) адский труд (тяжёлая работа) обратить внимание ( привлечь внимание). -Подберите антонимы к словам: тайный (открытый) глубокий (мелкий) грубый (ласковый, воспитанный) -Где вам встретились эти слова и выражения? -Поработаем с текстом. Работа над произведением. Впечатления от прочитанного. -Дома вы читали сказку « Случай с русалками». И вы, конечно, заметили, что это отрывок из сказки « Большая докторская сказка». По каким признакам вы определили, что это отрывок? -Кому понравилась эта сказка? -Вы прочитали лишь одну сказку, рассказанную доктором волшебнику Мадияшу. Прочитав целиком это произведение, вы узнаете, какая беда случилась с волшебником Мадияшем, почему он был вынужден обратиться к доктору, какие ещё сказки рассказал доктор и почему Мадияш был вынужден переселиться в пустыню. -Рассказчик говорит: « Бывает же порой так, что найдёшь целый новый мир у себя под самым носом!» -Когда доктор произнёс эти слова? Как вы их понимаете? Если вам приходилось испытывать подобные чувства, расскажите, почему они возникли?» Чтение сказки. -Сейчас прочтём сказку. -Не забудьте логически грамотно выделять слова важные и значимые в предложении, делать логические паузы. Чтение сказки по ролям. -Дальше будем читать по ролям. -При чтении слов доктора вы должны обратить на те чувства, которые меняются в зависимости от ситуации и передать их при чтении. Каким голосом будете читать слова русалочки, доктора?» -Какие чувства доктора проявляются в его рассказе о необыкновенной встрече? Подтвердите свои выводы словами текста. Слайд 7. Работа в парах. -Найдите строки, выражающие главную мысль сказки. Можно ли сказать, что в этом произведении соединяются весёлое и грустное? -Сказка ложь, да в ней намёк -добрым молодцам урок. Какой урок даёт вам эта сказка. -Какой вывод вы можете сделать? -В жизни, как в сказке, соединяются грустное и весёлое. -Вспомните слова Эйнштейна. В чудеса можно верить, можно и не верить. Но от твоего отношения к миру, к окружающему будет зависеть твоя жизнь. И если выбрать первый способ, то можно найти «целый новый мир у себя под носом» | Проецируются на экране Фронтальная работа. Дети высказывают своё отношение к прочитанному. Рассуждения детей. Активизируем собственный жизненный опыт детей. Дети говорят о подобных случаях из собственной жизни, о переживаниях, которые испытывали при этом. Интонационное чтение. Читают 3 человека. Учебник стр.111-112(до слов «Ах, доктор…») Чтение по ролям произведения. (до слов «Больше я этой русалки…») Эмоциональное чтение с изменением голоса. Читают 6 человека. Ребята называют робость доктора, испытанную в начале разговора(« Стало мне друзья не по себе»); восхищение красотой ночи ( « Светил месяц, и весь мир застыл в холодной красоте. Знаю я наш край, как свои пять пальцев, но в ту лунную ночь казался он мне волшебным как мечта».); жалости к русалочке (« отозвалось дрожащим голосом», « Ну-ну, говорю успокоительно»); раздражение ( « Вот они, эти танцульки, чем кончаются!»); удивление ( « Ведь тело-то у неё и косточки из лунного света, в руки его взять нельзя, такое оно нежное, невесомое, словно ветерок или туман...»); растерянность (« Ну что тут делать будешь»). Чтение строк, в которых выражена главная мысль произведения Выслушиваются мнения детей. Обобщение ответов детей. |
Итог урока. Рефлексия (7 мин) | Познавательные: - уметь формулировать несложные выводы. Личностные: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные: - уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей. | Наш урок подходит к концу. Ребята, какими вы были сегодня на уроке читателями? Достигли мы целей поставленных нами в начале урока? Оцените свою работу (сигнальные карточки). (Критерии самооценки: «Отлично» - 5, «Хорошо» - 4, «Старался, но не всё получилось» -+. -Я согласна с вашим оцениванием. Отметки выставлю в журнал. Оцените работу класса, коллектива. Учитель и дети обмениваются своими впечатлениями об уроке, начиная фразы с таких слов: «Сегодня я ухожу с урока с мыслью о том, что…». Слайд 8. - Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами. | Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности. |
И в конце урока я хотела бы прочитать вам слова Вадима Шефнера
Не привыкайте к чудесам - | За мигом миг, за шагом шаг |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-990460-1514450333.jpg)
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/24/picture-650450-1437742582.jpg)
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/18/picture-655288-1439918239.jpg)
1. Мир природы и человека, 3 кл. Технологическая карта урока по теме "Животные летом". 2. Чтение, 2 кл. Технологичекая карта урока по теме "Осьминожек. По Г. Снегиреву"
Образец не самых сложных технологических карт....
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...