технологическая карта урока
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
урок литературного чтения в 4 классе по программе "Планета знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 30.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: литературное чтение
Класс: 4
Учитель: Щетинина Л.В.
Тема урока | Карел Чапек. «Случай с русалками» | ||
Ресурсы | 1.Учебник Э.Э. Кац «Литературное чтение» 2. Презентация к уроку. 3.Видеоролик о Чехии | ||
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Актуализация знаний. Постановка задач урока, мотивация детей на работу. (5 мин) | Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Познавательные: - уметь выделять существенную информацию из текста-эпиграфа. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. | Прозвенел уже звонок, Послушайте слова Слайд 2. -Кому знакомо это имя? -У великого Энштейна было такое представление о жизни. -А какой способ ближе вам? - Ребята, как вы думаете, есть ли в нашей жизни чудеса? -Где происходят чудеса? Слайд 3. -В какую страну мы совершили с вами виртуальное путешествие. А почему именно в Чехию? - Правильно. Сегодня мы будем работать над произведением чеш-ского писателя Карела Чапека. -Дома вы читали статью о писателе и его сказку « Случай с русалками». -Прежде, чем начать работу над прочитанным, скажите какие цели, вы поставите перед собой. Для чего вам это нужно? А чтобы наш урок был интересным, а главное полезным, что вы будете делать? -Молодцы! Сегодня на уроке, говоря о К.Чапеке, мы выявим его способность посмеяться и погрустить одновременно, будем читать сказку по ролям, говорить о внутреннем мире героя, о тех чувствах, которые проявляются в разных ситуациях. | Самоконтроль готовности. Настрой на работу. Чтение эпиграфа к уроку. Альбе́рт Эйнште́йн 14 марта 1879, Германия — 18 апреля 1955— физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года. Выслушиваются мнения детей. Ответы детей. Целеполагание. - Научиться понимать прочитанное; понимать смысл прочитанных слов, находить в тексте понятия, информацию, сделать наш урок интересным. Активно работать, размышлять… Выслушиваются мнения детей. Обобщение детских ответов. |
Открытие новых знаний. 1 этап. Работа со статьёй об авторе. (7 мин) 2 этап. Работа с иллюстрацией. (5 мин) | Познавательные: - уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); Коммуникативные: - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - уметь оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Побеседуем. -Что вы узнали о К. Чапеке? -Кто такой философ? Поинтересовались ли вы дома? -Где вы могли найти ответ на этот вопрос? Учитель проецирует на экране лексическое значение слов: Слайд 4. 1.Философ- специалист по философии, мыслитель, занятый разработкой вопросов мировоззрения. 2. Философ (перен.)- человек, который разумно, рассудительно и спокойно относится ко всем явлениям жизни, к её невзгодам. ( Разг.) Философия- наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления . Философия изучает взгляды на мир и на место в нём человека. -Найдите на с. 110 слово однокоренное к этим словам. Докажите, что эти слова однокоренные. - Мне хочется добавить к вашим рассказам, что К.Чапек, изучая философию в университетах Праги, Парижа и Берлина, получил степень доктора философии к 25 годам. Мировую известность получил, как писатель драматург, автор, который рассуждал на многие весьма серьёзные темы с большой долей юмора. Он умер в возрасте 48 лет. Но даже врачи говорили, что причина смерти не воспаление лёгких, а нежелание жить. Можно сказать, что ему повезло. Буквально через несколько дней после смерти вышел приказ об его аресте. Его ждал концлагерь. Чехия была захвачена фашистами. Но ни в одном из его произведений вы не почувствуете ни неуверенности, ни страха, только горячую убеждённость в том, что красота и правда никогда не потеряют для человека смысла. -Хотели ли вы увидеть портрет К.Чапека? Слайд 5. -Что вы можете сказать по портрету об этом человеке? -Что изобразил художник? Работа в парах. -Кого имел в виду художник? Что можете сказать о состоянии души этого человека? Поработаем в парах. Перечитайте последний абзац статьи. -Как вы понимаете « смотреть на окружающий мир весело и немножко грустно»? | Дети говорят о том, что они узнали о К.Чапеке из прочитанного на с. 110 учебника От родителей, из толкового словаря, из интернета… На доске записываются слова: философ, философия. Дети находят и записывают на доске слово философском. Они объясняют связь слов по смыслу и выделяют единый корень. Краткая библиографическая справка. Учитель демонстрирует на доске портрет К.Чапека Дети: « ...умный, серьёзный, добрый, деликатный...» Художник изобразил на фоне холмистого пейзажа старинный чешский замок на холме, у подножия которого ютятся деревенские домики. На переднем плане какой-то странный человек. Он засунул руки в карманы, взор устремил вниз. Он стоит в задумчивости Наверное, размышляющего Чапека, а может быть какого-то задумавшегося человека. Он не весел, а скорее грустит или серьёзно о чём-то задумался. Далее дети перечитывают последние строки текста на с.110. Дети приходят к выводу, что часто писатели могут высмеивать отрицательное, с юмором относится к происходящему. |
Физкультминутка (2 мин) | Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья | 1. Сидя, откинувшись на спинку стула, глубокий вдох. Наклонившись вперёд, к столу, выдох. Повторить 3-4 раза. 2. Откинувшись на спинку стула прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть, глядеть вдаль. Повторить 3-4 раза. 3.Руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Повторить 6 раза. 4. Встать. Руки вытянуть вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Следить за руками, не поднимая головы. Вдох. Руки опустить, выдох. Повторить 4-5 раз. | |
Работа над «художественным словом» (17 мин) | Познавательные: - уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Коммуникативные: -уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочи-танного.
Коммуникативные: - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - уметь оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Словарная разминка. -Разминку для глаз сделали. Сделаем разминку для мозгов. -Подберите синонимы к словосочетаниям: Слайд 6. стало не по себе (испугаться) адский труд (тяжёлая работа) обратить внимание ( привлечь внимание). -Подберите антонимы к словам: тайный (открытый) глубокий (мелкий) грубый (ласковый, воспитанный) -Где вам встретились эти слова и выражения? -Поработаем с текстом. Работа над произведением. Впечатления от прочитанного. -Дома вы читали сказку « Случай с русалками». И вы, конечно, заметили, что это отрывок из сказки « Большая докторская сказка». По каким признакам вы определили, что это отрывок? -Кому понравилась эта сказка? -Вы прочитали лишь одну сказку, рассказанную доктором волшебнику Мадияшу. Прочитав целиком это произведение, вы узнаете, какая беда случилась с волшебником Мадияшем, почему он был вынужден обратиться к доктору, какие ещё сказки рассказал доктор и почему Мадияш был вынужден переселиться в пустыню. -Рассказчик говорит: « Бывает же порой так, что найдёшь целый новый мир у себя под самым носом!» -Когда доктор произнёс эти слова? Как вы их понимаете? Если вам приходилось испытывать подобные чувства, расскажите, почему они возникли?» Чтение сказки. -Сейчас прочтём сказку. -Не забудьте логически грамотно выделять слова важные и значимые в предложении, делать логические паузы. Чтение сказки по ролям. -Дальше будем читать по ролям. -При чтении слов доктора вы должны обратить на те чувства, которые меняются в зависимости от ситуации и передать их при чтении. Каким голосом будете читать слова русалочки, доктора?» -Какие чувства доктора проявляются в его рассказе о необыкновенной встрече? Подтвердите свои выводы словами текста. Слайд 7. Работа в парах. -Найдите строки, выражающие главную мысль сказки. Можно ли сказать, что в этом произведении соединяются весёлое и грустное? -Сказка ложь, да в ней намёк -добрым молодцам урок. Какой урок даёт вам эта сказка. -Какой вывод вы можете сделать? -В жизни, как в сказке, соединяются грустное и весёлое. -Вспомните слова Эйнштейна. В чудеса можно верить, можно и не верить. Но от твоего отношения к миру, к окружающему будет зависеть твоя жизнь. И если выбрать первый способ, то можно найти «целый новый мир у себя под носом» | Проецируются на экране Фронтальная работа. Дети высказывают своё отношение к прочитанному. Рассуждения детей. Активизируем собственный жизненный опыт детей. Дети говорят о подобных случаях из собственной жизни, о переживаниях, которые испытывали при этом. Интонационное чтение. Читают 3 человека. Учебник стр.111-112(до слов «Ах, доктор…») Чтение по ролям произведения. (до слов «Больше я этой русалки…») Эмоциональное чтение с изменением голоса. Читают 6 человека. Ребята называют робость доктора, испытанную в начале разговора(« Стало мне друзья не по себе»); восхищение красотой ночи ( « Светил месяц, и весь мир застыл в холодной красоте. Знаю я наш край, как свои пять пальцев, но в ту лунную ночь казался он мне волшебным как мечта».); жалости к русалочке (« отозвалось дрожащим голосом», « Ну-ну, говорю успокоительно»); раздражение ( « Вот они, эти танцульки, чем кончаются!»); удивление ( « Ведь тело-то у неё и косточки из лунного света, в руки его взять нельзя, такое оно нежное, невесомое, словно ветерок или туман...»); растерянность (« Ну что тут делать будешь»). Чтение строк, в которых выражена главная мысль произведения Выслушиваются мнения детей. Обобщение ответов детей. |
Итог урока. Рефлексия (7 мин) | Познавательные: - уметь формулировать несложные выводы. Личностные: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные: - уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей. | Наш урок подходит к концу. Ребята, какими вы были сегодня на уроке читателями? Достигли мы целей поставленных нами в начале урока? Оцените свою работу (сигнальные карточки). (Критерии самооценки: «Отлично» - 5, «Хорошо» - 4, «Старался, но не всё получилось» -+. -Я согласна с вашим оцениванием. Отметки выставлю в журнал. Оцените работу класса, коллектива. Учитель и дети обмениваются своими впечатлениями об уроке, начиная фразы с таких слов: «Сегодня я ухожу с урока с мыслью о том, что…». Слайд 8. - Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами. | Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности. |
И в конце урока я хотела бы прочитать вам слова Вадима Шефнера
Не привыкайте к чудесам - | За мигом миг, за шагом шаг |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....
1. Мир природы и человека, 3 кл. Технологическая карта урока по теме "Животные летом". 2. Чтение, 2 кл. Технологичекая карта урока по теме "Осьминожек. По Г. Снегиреву"
Образец не самых сложных технологических карт....
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...