Чарушин "Страшный рассказ"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Знакомство учащихся с творчеством Е.И.Чарушина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_vo_2_klasse_e._charushin_strashnyy_rasskaz.docx | 20.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Е. И. Чарушин «Страшный рассказ».
Цели урока:
- Познакомить детей с творчеством Е. И. Чарушина;
- Развивать навыки выразительного, беглого чтения;
- Учить детей делить текст на смысловые части и озаглавливать;
- Воспитывать любовь к природе, к животным.
Оборудование: учебник Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др. «Родная речь. 2 класс» (1 часть) - М.: Просвещение, 2005, иллюстрации.
Ход урока:
- Организационный момент. Постановка цели урока.
(Слайд №1)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Е. И. Чарушина.
- Работа по теме урока.
- Вводная беседа.
(Слайд №2)
Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора Вятской губернии. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сынишку, и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Детство Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей. Ему замечательно удавались портреты и живописные, и словесные. После окончания Ленинградской Академии Художеств Чарушин сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы и ему предложили иллюстрировать книги В. В. Бианки. Ему принадлежат отличные рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибиряка.
В 1930 году вышел его первый рассказ. Уже первые произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист, т.е. художник, изображающий животных. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей.
Чарушин говорил: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей добывать еду, себя спасать? А ты человек – хозяин всей природы, тебе все знать нужно».
С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью.
- Прочитайте название рассказа.
- Было ли вам когда-нибудь страшно?
- Попробуйте предположить, о чем будет рассказ. Верны ли ваши предположения, мы узнаем, если прочитаем рассказ.
- Словарная работа.
(Слайд №3)
В тексте вы встретите незнакомые слова:
Сени – входное, нежилое и неотапливаемое помещение, примыкающее к жилой части дома, используется для хозяйственных нужд.
Чулан - небольшое подсобное помещение хозяйственного назначения, отгороженное от сеней или комнаты перегородкой.
- Первичное чтение.
Начинает читать учитель, продолжают хорошо читающие дети.
- Проверка понимания прочитанного:
- Понравился вам рассказ?
- Кого испугались мальчики?
- Посмотрите на иллюстрацию на доске.
(Слайд №4)
Ёж – маленький ночной хищник. Обитают ежи в основном в смешанных лесах, в запущенных парках и садах. Днем прячутся среди кустарников, под кучей хвороста и листвы. Ночью выходят кормиться. Пищей ежам служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи и мыши.
В случае опасности ёжик свертывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. При встрече с волком или лисицей еж фыркает или подпрыгивает, стараясь уколоть врага, если это не помогает, он свертывается в клубок, подставляя нападающему хищнику свою колючую спину. Часто, наколов морду иглами, нападающие хищники оставляют ежа в покое.
К зиме ежи жиреют и впадают в глубокую спячку, находя себе убежище в густых кустах, углублениях почвы, засыпанных опавшей листвой.
Ёж приносит пользу, уничтожая таких вредителей леса, как хрущи и их личинки (жуки, которые питаются листьями, их цветками и плодами, а личинки подгрызают корни растений), гусеницы, поедая мышевидных грызунов и ядовитых насекомых.
(Слайд №5)
Серый ёжик весь в иголках,
Словно он не зверь, а ёлка.
Хоть колюч молчун лесной –
Ёжик добрый, а не злой.
(Слайд №6)
- Почему же мальчики испугались ежа?
- Как звали мальчиков?
- Где они жили?
- Почему они остались дома одни?
- Что они делали, когда остались одни?
- Какие звуки они услышали?
- Как они отреагировали на эти звуки?
- Рассказали они родителям, что случилось?
- Кого нашли родители?
- Чем они угостили ежа?
- Боялись ли его мальчики потом? Почему?
- Физминутка.
(Слайд №7)
- Закрепление нового материала.
- Выразительное чтение отрывка по ролям.
- Давайте прочитаем разговор мальчиков.
- С какой интонацией будем читать диалог?
- Составление плана.
- Давайте разделим рассказ на части и с помощью подчеркнутых слов составим план рассказа.
Дети читают каждую часть и озаглавливают ее.
(Слайд №8)
- Мальчики остались одни.
- Странные звуки.
- Испуганные дети.
- Родители вернулись.
- Неожиданная находка.
- Ежик остался жить на даче.
- Итог урока.
(Слайд №9)
- Как называется рассказ, который мы прочитали сегодня?
- Кто его автор?
- Почему Чарушин назвал рассказ именно так?
- Можно ли на самом деле назвать рассказ страшным? Почему?
- Почему ежик не ушел, а остался жить с ребятами все лето?
- Чему учит рассказ?
- Почему нужно беречь животных?
(Слайд № 10)
- Домашнее задание.
(Слайд №11)
Прочитать рассказ, подготовить подробный пересказ по плану.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4 классе."Сатира и юмор в рассказе В.Ю.Драгунского "Что любит Мишка". Внеклассное чтение "Денискины рассказы" В.Ю.Драгунского"
Урок литературного чтения + внеклассное чтение по рассказам В.Ю. Драгунского. Конспект урока, кроссворд, Материал с биографией писателя для уголка чтения, тест, иллюстрации островов и теплохода - для ...
Урок литературного чтения во 2-м классе.Рассказ Е.И. Чарушина «Страшный рассказ».
Этот урок составлен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)....
Урок литературного чтения по теме "Рассказ В.И.Белова «Верный и Малька» из цикла «Рассказы о всякой живности».
Урок литературного чтения способствует формированию универсальных учебных действий. Обогащает чувственный опыт учащихся. Формирует навыки чтения и слушания. Знакомит с творчеством писателя В.И. Белова...
Викторина по рассказу Н. Носова "Тук! Тук! Тук!", сказка В. Бианки " Как муравей домой добирался", рассказ М. Пришвин "Лисичкин хлеб".
Комбинированный урок литературного чтения и ИЗО. 2 класс...
тест по рассказу В.Драгунского "Денискины рассказы"
тест по рассказу В.Драгунского "Денискины рассказы"...
Тест по литературному чтению к рассказу С.Баруздина "Весёлые рассказы"
Данный тест может быть использован после прочтения рассказа....
Е. И. ЧАРУШИН. РАССКАЗ «СТРАШНЫЙ РАССКАЗ». РАБОТА С ТЕКСТОМ. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА.
Цель: создать условия для ознакомления с творчеством Е. Чарушина; способствовать развитию навыка чтения, умения делить текст на части...