Чарушин "Страшный рассказ"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Знакомство учащихся с творчеством Е.И.Чарушина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_vo_2_klasse_e._charushin_strashnyy_rasskaz.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Е. И. Чарушин «Страшный рассказ».

Цели урока:

  • Познакомить детей с творчеством Е. И. Чарушина;
  • Развивать навыки выразительного, беглого чтения;
  • Учить детей делить текст на смысловые части и озаглавливать;
  • Воспитывать любовь к природе, к животным.

Оборудование: учебник Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др. «Родная речь. 2 класс» (1 часть) - М.: Просвещение, 2005, иллюстрации.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Постановка цели урока.

(Слайд №1)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Е. И. Чарушина.

  1. Работа по теме урока.
  • Вводная беседа.

(Слайд №2)

Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора Вятской губернии. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сынишку, и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Детство Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей. Ему замечательно удавались портреты и живописные, и словесные. После окончания Ленинградской Академии Художеств Чарушин сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы и ему предложили иллюстрировать книги В. В. Бианки. Ему принадлежат отличные рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибиряка.

В 1930 году вышел его первый рассказ. Уже первые произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист, т.е. художник, изображающий животных. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей.

Чарушин говорил: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей добывать еду, себя спасать? А ты человек – хозяин всей природы, тебе все знать нужно».

С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью.

- Прочитайте название рассказа.

- Было ли вам когда-нибудь страшно?

- Попробуйте предположить, о чем будет рассказ. Верны ли ваши предположения,  мы узнаем, если прочитаем рассказ.

  • Словарная работа.

(Слайд №3)

В тексте вы встретите незнакомые слова:

Сени – входное, нежилое и неотапливаемое помещение, примыкающее к жилой части дома, используется для хозяйственных нужд.

Чулан - небольшое подсобное помещение хозяйственного назначения, отгороженное от сеней или комнаты перегородкой.

  • Первичное чтение.

Начинает читать учитель, продолжают хорошо читающие дети.

  • Проверка понимания прочитанного:

- Понравился вам рассказ?

- Кого испугались мальчики?

- Посмотрите на иллюстрацию на доске.

(Слайд №4)

Ёж – маленький ночной хищник. Обитают ежи в основном в смешанных лесах, в запущенных парках и садах. Днем прячутся среди кустарников, под кучей хвороста и листвы. Ночью выходят кормиться. Пищей ежам служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи и мыши.

В случае опасности ёжик свертывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. При встрече с волком или лисицей еж фыркает или подпрыгивает, стараясь уколоть врага, если это не помогает, он свертывается в клубок, подставляя нападающему хищнику свою колючую спину. Часто, наколов морду иглами, нападающие хищники оставляют ежа в покое.

К зиме ежи жиреют и впадают в глубокую спячку, находя  себе убежище в густых кустах, углублениях почвы, засыпанных опавшей листвой.

Ёж приносит пользу, уничтожая таких вредителей леса, как хрущи и их личинки (жуки, которые питаются листьями, их цветками и плодами, а личинки подгрызают корни растений), гусеницы, поедая мышевидных грызунов и ядовитых насекомых.

(Слайд №5)

Серый ёжик весь в иголках,

Словно он не зверь, а ёлка.

Хоть колюч молчун лесной –

Ёжик добрый, а не злой.

(Слайд №6)

- Почему же мальчики испугались ежа?

- Как звали мальчиков?

- Где они жили?

- Почему они остались дома одни?

- Что они делали, когда остались одни?

- Какие звуки они услышали?

- Как они отреагировали на эти звуки?

- Рассказали они родителям, что случилось?

- Кого нашли родители?

- Чем они угостили ежа?

- Боялись ли его мальчики потом? Почему?

  1. Физминутка.

(Слайд №7)

  1. Закрепление нового материала.
  • Выразительное чтение отрывка по ролям.

- Давайте прочитаем разговор мальчиков.

- С какой интонацией будем читать диалог?

  • Составление плана.

- Давайте разделим рассказ на части и с помощью подчеркнутых слов составим план рассказа.

Дети читают каждую часть  и озаглавливают ее.

(Слайд №8)

  1. Мальчики остались одни.
  2. Странные звуки.
  3. Испуганные дети.
  4. Родители вернулись.
  5. Неожиданная находка.
  6. Ежик остался жить на даче.
  1. Итог урока.

(Слайд №9)

- Как называется рассказ, который мы прочитали сегодня?

- Кто его автор?

- Почему Чарушин назвал рассказ именно так?

- Можно ли на самом деле назвать рассказ страшным? Почему?

- Почему ежик не ушел, а остался жить с ребятами все лето?

- Чему учит рассказ?

- Почему нужно беречь животных?

(Слайд № 10)

  1. Домашнее задание.

(Слайд №11)

Прочитать рассказ, подготовить подробный пересказ по плану.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе."Сатира и юмор в рассказе В.Ю.Драгунского "Что любит Мишка". Внеклассное чтение "Денискины рассказы" В.Ю.Драгунского"

Урок литературного чтения + внеклассное чтение по рассказам В.Ю. Драгунского. Конспект урока, кроссворд, Материал с биографией писателя для уголка чтения, тест, иллюстрации островов и теплохода - для ...

Урок литературного чтения во 2-м классе.Рассказ Е.И. Чарушина «Страшный рассказ».

Этот урок составлен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)....

Урок литературного чтения по теме "Рассказ В.И.Белова «Верный и Малька» из цикла «Рассказы о всякой живности».

Урок литературного чтения способствует формированию универсальных учебных действий. Обогащает чувственный опыт учащихся. Формирует навыки чтения и слушания. Знакомит с творчеством писателя В.И. Белова...

тест по рассказу В.Драгунского "Денискины рассказы"

тест по рассказу В.Драгунского "Денискины рассказы"...

Тест по литературному чтению к рассказу С.Баруздина "Весёлые рассказы"

Данный тест может быть использован после прочтения рассказа....

Е. И. ЧАРУШИН. РАССКАЗ «СТРАШНЫЙ РАССКАЗ». РАБОТА С ТЕКСТОМ. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА.

Цель: создать условия для ознакомления с творчеством Е. Чарушина; способствовать развитию навыка чтения, умения делить текст на части...