В.П. Астафьев «Капалуха».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Садыкова Клара Мухаметовна

 

 

 Урок литературного чтения в 3 классе.по теме  В.П. Астафьев «Капалуха» составлен в соответствии с требованиями ФГОС.УМК: «Школа России». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_astafev_kapaluha.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

УМК: «Школа России». Предмет Литературное чтение.  Класс 3

Тема урока: В.П. Астафьев «Капалуха».

Цель урока: 1)ознакомить с жизнью и творчеством В. П. Астафьева, учить видеть и понимать поступки героев; 2) развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; 3) привывать любовь к природе.

Задачи урока:

Регулятивные: учащиеся должны прогнозировать содержание произведения;

Коммуникативные: читать и воспринимать на слух произведение, пересказывать произведение на основе плана.

Оборудование: презетация, аудиофайл, карточки для групповой работы.

 

Этап урока

Содержание учебного материала

Методы

и приёмы работы

Формы организа

ции учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование универсальных учебных действий

Орг. этап

Проверка готовности к уроку

Отгадывание загадки.Беседа.

Фронталь

ная

Узнайте, куда мы отправимся в путешествие . Отгадайте загадку

Давайте вспомним Правила поведения в лесу.

Слайд 2

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем. (Лес)

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

Регулятивные

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место;  

Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

Выставка рисунков «Мой любимый питомец». Словесное описание рисунка.

Индивиду

альная

Словесное описание рисунка.

Оценивание ответа товарища.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, с одноклассниками

Самоопределение к деятельности

Прогнозирование

1.беседа.2. Составление пословицы.

Фронтальная

Работа парами

- Прочитайте заголовок. Можно ли по названию рассказа определить о ком или о чём пойдёт речь в рассказе?

- Соберите пословицы

- На карточках написаны   пословицы.  Но  только  на одной карточке  начало  одной пословицы, а конец  пословицы – на другой.  Ваша  задача: соединить  начало  и конец  пословиц, чтобы получились  верные  высказывания.

- Что объединяет эти пословицы?

-Послушайте описание, и попробуйте догадаться о какой птице идет речь:

   «Весной, как только сойдет снег – в лесу, эти птицы начинают токовать, - т.е. петь свои весенние песни. Эта птица ходит по земле, как индюк, распустив веером хвост, и щелкает клювом, будто две палочки одна о другую стукаются. А песню кончает – будто нож на бруске затачивают. В конце песни  эта птица ничего не слышит, глохнет – и поэтому ее называют …(глухарь)

Оказывается, капалуха  – так сибирские охотники называют самочку  глухаря.

Слайд 3-4

ГЛУПА ТА ПТИЦА, КОТОРОЙ ГНЕЗДО СВОЕ НЕ МИЛО.

ВСЯКАЯ ПТИЦА ТЕПЛА ИЩЕТ.

ВСЯКАЯ ПТИЦА СВОИМ ПЕРОМ КРАСУЕТСЯ.

 ВСЯКАЯ ПТИЦА СВОИМ НОСОМ СЫТА.

Оценивание ответа товарища.

Познавательные

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

Регулятивные

Определять план выполнения заданий с помощью учителя.

Изучение новых знаний.

Работа по теме урока

1.Рассказ о глухаре

2. Слушание рассказа «Капалуха».

3. Беседа.

4. Словарная работа.

5. Чтение с «остановками». Составление картинного плана.

Индивидуальная

коллективная

Слайд 5-8

Слушание аудиозаписи.

Пока мы будем знакомиться с рассказом, значение новых слов в Словаре нам найдёт эксперт. Слайд 9-10

Какие задания мы можем выполнить по содержанию рассказа?

Слушание, анализ  рассказа «Капалуха». Работа со словарём Ожегова. ПРОСЕКА - полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев; ВАЛЕЖНИК - сухие сучья, деревья, упавшие на землю; КОСМЫ- (прост.) взлохмаченные пряди волос, ЧЕРНИЧНИК – заросли черники.

Составление картинного плана.

1 часть

- Какой лес описывает Астафьев? (рисунок)

- Что еще помог увидеть Астафьев в этом лесу?

2 часть

- Что описывает автор в этой части рассказа? (рисунок)

- Как вы думаете, с какой целью автор включает описание черники в рассказ?

3 часть

- О какой находке рассказывает автор? (рисунок)

- Как описывает автор гнездо гухарки?

- С чем он его сравнивает?

- Почему автор выбрал именно такие слова и выражения?

- Что почувствовал рассказчик, когда увидел гнездо? Почему?

- Что решили сделать мальчики с гнездом?

-  Какое правило они забыли? Давайте его вспомним .

Оценивание ответа товарища.

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, использовать знаково – символичные средства для решения различных учебных задач и др.

Коммуникативные:

Участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Физкультминутка.

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Дружно хлопаем

Раз, два, три

Ногами топаем!

Раз, два, три

Хорошо мы погуляли

И немножко устали!

Закрепление знаний.

Продолжение работы по теме

Выборочное чтение.

2. Рассказ о жизни и творчестве В. П. Астафьева.

Слайд 11-16

коллективная

Работа в группах.

Анализ героев сказки

- Назовите героев рассказа В. П. Астафьева (капалуха, мальчишки, автор)

Работа в группах.

Каждая группа анализирует героев рассказа.

- Выберите  качества, которые подходят к героям рассказа, и объясните свой выбор. Можно придумать и записать другие качества, которые подходят к героям рассказа.

Испуганный

Гневный

Бесстрашный

Тревожный

Опасный

Самоотверженность

Безграничная, преданная любовь

Восхищение

Гордость

Безответственность

4 часть  (рисунок)

Перечитайте эту часть, подчеркните в тексте слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда к гнезду приблизились люди.

-Зачитайте эти слова.

Металась в стороны

Крылья разброшены, мела ими

Закостенели от неподвижности

Пыжилась и не могла взлететь

-Почему автор выбрал именно эти выражения и слова? (Чтобы показать состояние капалухи.)

-Какие слова еще использует писатель, чтобы показать внутреннее состояние птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие.)

-Что необычного увидели дети? Найдите и прочитайте этот отрывок.

5 часть (рисунок)

Перечитайте эту часть, подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение капалухи после ухода людей?

Вытянув шею

Глаза не следили

Целилась на гнездо

Плавно слетела

Заползла в гнездо

Распустила крылья

Замерла

-Давайте сравним поведение капалухи до встречи с людьми и после?

Оценивание ответа товарища.

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Коммуникативный: строить небольшие монологические высказывания и др.

Рефлексия.

Самооценка

Оценивание ответа

Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. Кто считает, что у него это получилось, поднимет зелёый карандаш, кто остался равнодушным поднимает красный. Поднимите руки.

Желтый цвет – это свечи, которые мы сегодня зажгли за братьев наших меньших. Мысленно пожелайте всем птицам, зверям, населяющим Зеленую страну благополучно перенести зиму. А нам необходимо как можно чаще прикасаться к красоте природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело. Оцените свою работу на уроке.

Регулятивные

Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Личностные

Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Обобще

ние знаний.

Повторение

Беседа.

- Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?

- Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая? Что значит охранять Родину? Слайд 18

Коммуникативные

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Познавательные

Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

Подведение итога

С. 101 – 104, читать, на вопросы отвечать. - Подготовить рассказ о капалухе, как о заботливой матери.

- Поискать дополнительную литературу о птицах нашего края.

- Прочитать рассказ В. Астафьева «Пищуженец».

Запись д.з

Регулятивные

Оценка.       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе. В.П. Астафьев. Капалуха.

3 класс. Литературное чтение .В.П.Астафьев. «Капалуха».Автор: Дремина Татьяна ВладиленовнаУчитель начальных классов    ГОУ Гимназии №63Технология: продуктивное чтение с использова...

Урок по теме: "В. Астафьев "Капалуха"

Открытый урок был дан в рамках аттестации на высшую категорию....

Урок по литературному чтению В.Астафьев "Капалуха"

Этот материал поможет учителю провести урок по литературному чтению по произведению В. Астафьева "Капалуха"...

Урок литературного чтения в 4 классе "В.П.Астафьев Капалуха"

Тема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха»Цели: продолжить работу над произведениями о природе, животных; познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль и осознать ее, выр...

Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Астафьев "Капалуха"

Представляю разработку урока по теме "Материнская любовь в произведении В.П.Астафьева "Капалуха". Урок был проведен в предверии 8 марта. Главная цель урока - воспитать любовь к маме, сделать ей подаро...

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "В.П.Астафьев "Капалуха"

Презентацией можно воспользоваться при проведении урока литературного чтения в 3 классе по программе "Школа России". Тему урока "В.П.Астафьев. "Капалуха"....