В.П. Астафьев «Капалуха».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_astafev_kapaluha.docx | 20.8 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК: «Школа России». Предмет Литературное чтение. Класс 3
Тема урока: В.П. Астафьев «Капалуха».
Цель урока: 1)ознакомить с жизнью и творчеством В. П. Астафьева, учить видеть и понимать поступки героев; 2) развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; 3) привывать любовь к природе.
Задачи урока:
Регулятивные: учащиеся должны прогнозировать содержание произведения;
Коммуникативные: читать и воспринимать на слух произведение, пересказывать произведение на основе плана.
Оборудование: презетация, аудиофайл, карточки для групповой работы.
Этап урока | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | Формы организа ции учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование универсальных учебных действий |
Орг. этап | Проверка готовности к уроку | Отгадывание загадки.Беседа. | Фронталь ная | Узнайте, куда мы отправимся в путешествие . Отгадайте загадку Давайте вспомним Правила поведения в лесу. Слайд 2 | Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом – Чудеса увидишь в нем. (Лес) | Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности Регулятивные 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место; |
Актуализация знаний | Проверка домашнего задания | Выставка рисунков «Мой любимый питомец». Словесное описание рисунка. | Индивиду альная | Словесное описание рисунка. Оценивание ответа товарища. | Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, с одноклассниками | |
Самоопределение к деятельности | Прогнозирование | 1.беседа.2. Составление пословицы. | Фронтальная Работа парами | - Прочитайте заголовок. Можно ли по названию рассказа определить о ком или о чём пойдёт речь в рассказе? - Соберите пословицы - На карточках написаны пословицы. Но только на одной карточке начало одной пословицы, а конец пословицы – на другой. Ваша задача: соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания. - Что объединяет эти пословицы? -Послушайте описание, и попробуйте догадаться о какой птице идет речь: «Весной, как только сойдет снег – в лесу, эти птицы начинают токовать, - т.е. петь свои весенние песни. Эта птица ходит по земле, как индюк, распустив веером хвост, и щелкает клювом, будто две палочки одна о другую стукаются. А песню кончает – будто нож на бруске затачивают. В конце песни эта птица ничего не слышит, глохнет – и поэтому ее называют …(глухарь) Оказывается, капалуха – так сибирские охотники называют самочку глухаря. Слайд 3-4 | ГЛУПА ТА ПТИЦА, КОТОРОЙ ГНЕЗДО СВОЕ НЕ МИЛО. ВСЯКАЯ ПТИЦА ТЕПЛА ИЩЕТ. ВСЯКАЯ ПТИЦА СВОИМ ПЕРОМ КРАСУЕТСЯ. ВСЯКАЯ ПТИЦА СВОИМ НОСОМ СЫТА. Оценивание ответа товарища. | Познавательные 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. Регулятивные Определять план выполнения заданий с помощью учителя. |
Изучение новых знаний. | Работа по теме урока | 1.Рассказ о глухаре 2. Слушание рассказа «Капалуха». 3. Беседа. 4. Словарная работа. 5. Чтение с «остановками». Составление картинного плана. | Индивидуальная коллективная | Слайд 5-8 Слушание аудиозаписи. Пока мы будем знакомиться с рассказом, значение новых слов в Словаре нам найдёт эксперт. Слайд 9-10 Какие задания мы можем выполнить по содержанию рассказа? | Слушание, анализ рассказа «Капалуха». Работа со словарём Ожегова. ПРОСЕКА - полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев; ВАЛЕЖНИК - сухие сучья, деревья, упавшие на землю; КОСМЫ- (прост.) взлохмаченные пряди волос, ЧЕРНИЧНИК – заросли черники. Составление картинного плана. 1 часть - Какой лес описывает Астафьев? (рисунок) - Что еще помог увидеть Астафьев в этом лесу? 2 часть - Что описывает автор в этой части рассказа? (рисунок) - Как вы думаете, с какой целью автор включает описание черники в рассказ? 3 часть - О какой находке рассказывает автор? (рисунок) - Как описывает автор гнездо гухарки? - С чем он его сравнивает? - Почему автор выбрал именно такие слова и выражения? - Что почувствовал рассказчик, когда увидел гнездо? Почему? - Что решили сделать мальчики с гнездом? - Какое правило они забыли? Давайте его вспомним . Оценивание ответа товарища. | Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, использовать знаково – символичные средства для решения различных учебных задач и др. Коммуникативные: Участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения, высказывать и обосновывать свою точку зрения |
Физкультминутка. | Мы немножко отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем, Руки в стороны, вперед. Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели И их всех лучи согрели. Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети. А потом все дружно встали, Дружно хлопаем Раз, два, три Ногами топаем! Раз, два, три Хорошо мы погуляли И немножко устали! | |||||
Закрепление знаний. | Продолжение работы по теме | Выборочное чтение. 2. Рассказ о жизни и творчестве В. П. Астафьева. Слайд 11-16 | коллективная Работа в группах. | Анализ героев сказки - Назовите героев рассказа В. П. Астафьева (капалуха, мальчишки, автор) Работа в группах. Каждая группа анализирует героев рассказа. - Выберите качества, которые подходят к героям рассказа, и объясните свой выбор. Можно придумать и записать другие качества, которые подходят к героям рассказа. Испуганный Гневный Бесстрашный Тревожный Опасный Самоотверженность Безграничная, преданная любовь Восхищение Гордость Безответственность | 4 часть (рисунок) Перечитайте эту часть, подчеркните в тексте слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда к гнезду приблизились люди. -Зачитайте эти слова. Металась в стороны Крылья разброшены, мела ими Закостенели от неподвижности Пыжилась и не могла взлететь -Почему автор выбрал именно эти выражения и слова? (Чтобы показать состояние капалухи.) -Какие слова еще использует писатель, чтобы показать внутреннее состояние птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие.) -Что необычного увидели дети? Найдите и прочитайте этот отрывок. 5 часть (рисунок) Перечитайте эту часть, подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение капалухи после ухода людей? Вытянув шею Глаза не следили Целилась на гнездо Плавно слетела Заползла в гнездо Распустила крылья Замерла -Давайте сравним поведение капалухи до встречи с людьми и после? Оценивание ответа товарища. | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Коммуникативный: строить небольшие монологические высказывания и др. |
Рефлексия. | Самооценка | Оценивание ответа | Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. Кто считает, что у него это получилось, поднимет зелёый карандаш, кто остался равнодушным поднимает красный. Поднимите руки. Желтый цвет – это свечи, которые мы сегодня зажгли за братьев наших меньших. Мысленно пожелайте всем птицам, зверям, населяющим Зеленую страну благополучно перенести зиму. А нам необходимо как можно чаще прикасаться к красоте природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело. Оцените свою работу на уроке. | Регулятивные Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Личностные Освоение личностного смысла учения, желания учиться. | ||
Обобще ние знаний. | Повторение | Беседа. | - Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? - Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая? Что значит охранять Родину? Слайд 18 | Коммуникативные 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Познавательные Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы | ||
Подведение итога | С. 101 – 104, читать, на вопросы отвечать. - Подготовить рассказ о капалухе, как о заботливой матери. - Поискать дополнительную литературу о птицах нашего края. - Прочитать рассказ В. Астафьева «Пищуженец». | Запись д.з | Регулятивные Оценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения с использованием технологии РКМЧП с презентацией в 3 классе "В.П. Астафьев "Капалуха"
Конспект урока с презентацией. Презентация создана в Microsoft Office PowerPoint 2007....
Урок литературного чтения в 3 классе. В.П. Астафьев. Капалуха.
3 класс. Литературное чтение .В.П.Астафьев. «Капалуха».Автор: Дремина Татьяна ВладиленовнаУчитель начальных классов ГОУ Гимназии №63Технология: продуктивное чтение с использова...
Урок по теме: "В. Астафьев "Капалуха"
Открытый урок был дан в рамках аттестации на высшую категорию....
Урок по литературному чтению В.Астафьев "Капалуха"
Этот материал поможет учителю провести урок по литературному чтению по произведению В. Астафьева "Капалуха"...
Урок литературного чтения в 4 классе "В.П.Астафьев Капалуха"
Тема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха»Цели: продолжить работу над произведениями о природе, животных; познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль и осознать ее, выр...
Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Астафьев "Капалуха"
Представляю разработку урока по теме "Материнская любовь в произведении В.П.Астафьева "Капалуха". Урок был проведен в предверии 8 марта. Главная цель урока - воспитать любовь к маме, сделать ей подаро...
Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "В.П.Астафьев "Капалуха"
Презентацией можно воспользоваться при проведении урока литературного чтения в 3 классе по программе "Школа России". Тему урока "В.П.Астафьев. "Капалуха"....