Конспект урока по теме:Литературные (авторские) сказки. В. Сутеев «Палочка-выручалочка».
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему
Данный материал для 1 класса по программе "Начальная школа 21 века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой, содержит конспект урока, анализ урока и презентацию к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 26.74 КБ |
Анализ урока | 19.47 КБ |
Презентация к уроку | 2.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема: Литературные (авторские) сказки. В. Сутеев «Палочка-выручалочка».
Цель: ввести в круг чтения новую авторскую сказку.
Задачи:
-создать условия для ознакомления с содержанием сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка»;
-включить учащихся в эмоционально – творческую деятельность, связанную с читаемым произведением;
- развивать творческое воображение;
-воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; высказывают свою точку зрения, оценивают поступки с точки зрения моральной этики;
метапредметные: регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников; планируют свои действия; познавательные – демонстрируют осознанность восприятия литературного произведения; формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения, рассуждают, самостоятельно создают способы решения творческой задачи; коммуникативные – воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения;
предметные: научатся – осознанно воспринимать произведение и отвечать на вопросы по содержанию, правильно называть произведение, моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему; получат возможность научиться - узнавать изученные произведения по предметам, находить информацию о произведении в учебнике, выполнять несложные задания в парах и группах, понимать нравственное содержание прочитанного произведения.
План урока и хронометраж:
№п/п План урока Хронометраж
1 Организационный момент. 2 мин
2 Постановка учебной задачи. 2 мин
4 Слушание произведения. 8 мин
5 Проверка первичного восприятия. 3 мин
6 Моделирование обложки. 5 мин
7 Работа с произведением: анализ содержания, определение темы чтения. 5 мин
8 Динамическая пауза. 2 мин
9 Составление диафильма 8 мин
10 Работа в группах. 6 мин
11 Итог урока. Рефлексия. 3 мин
12 Рекомендации для самостоятельной работы. 1 мин
Оборудование урока:
1. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса, с.114-117.
2. Аудиозапись сказки В.Сутеева "Палочка-выручалочка".
3. Листочки, цветные карандаши для моделирования.
4. Компьютерная презентация урока.
5. Карточки с заданиями для работы в парах и группе.
6. Карточки для рефлексии.
I. Организационный момент. - (Слайд №2)
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.
Задачи: создать положительный эмоциональный настрой.
Методы: словесные.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
-Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.
Подарите каждому
По кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся
Души их до донышка.
-Какой у нас сейчас урок?
-Каким вы хотите видеть наш урок?
-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
II.Постановка учебной задачи.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
прогнозировать содержание на основе заголовка.
Цель, которую учитель хочет достичь:
организовать работу в правильном прогнозировании содержания.
Методы организации работы: словесные, наглядные.
-Как вы думаете, что ждёт вас на сегодняшнем уроке литературного слушания?
(Встреча с новым произведением).
-Какие умения вам помогут на уроке?
(Внимательно слушать, фантазировать, моделировать,…).
-Сегодня на уроке мы послушаем произведение «Палочка-выручалочка».
-Заголовок произведения «Палочка - выручалочка».( Слайд 3)
Заголовок – это окошко для взгляда вперёд –
Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт.
Заголовок – это не просто слова.
Эти слова – всему голова!
- О чём может быть текст с таким названием?
-После чтения посмотрим, оправдались ли ваши предположения.
III.Работа по теме урока.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
моделировать обложку книги;
правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие), определять тему и жанр.
Цель, которую учитель хочет достичь:
учить слушать чтение произведения другим человеком, а также воспринимать и понимать прослушанное;
создать условия для ознакомления с содержанием сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка», для развития устной речи, воображения.
Методы: словесные (учебный диалог), практические ( моделирование).
1.Работа со сказкой В.Сутеева «Палочка – выручалочка»
Слушание
Прослушивание аудиокниги в исполнении артиста Всеволода Абдулова?
А сейчас вы сядете поудобнее и послушаете произведение «Палочка – выручалочка».
Беседа
-Понравилось произведение?
-Что вам понравилось?
-Что вам не понравилось?
-Когда вам было весело? А было ли грустно?
-Оправдались ли ваши предположения?
Моделирование обложки
-Ребята, как вы думаете, что вы послушали?
-Сказку.
-Почему вы так решили? Докажите.
-Покажем на своих моделях? Какой заместитель возьмем? Покажите. (круг рисуют в воздухе)
-Подумайте, о ком эта сказка?
-О животных.
-Покажем это на своих моделях. Какой цвет выберем?
Покажите карандашик. (коричневый)
Давайте посмотрим, если у нашей сказки автор?
-Откройте учебники, найдите и прочитайте, кто написал эту сказку?
-В.Сутеев.
Значит, какая это сказка?
- Авторская (литературная).
-Укажите на модели фамилию автора. В какой части модели укажем?
Актуализация знаний
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
повторить произведения, с которыми познакомились на уроках литературного слушания по предметам.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
организовать работу по повторению изученных произведений.
Методы: игра
-Что вы знаете об авторе произведения? (Слайд 4– фото В.Сутеева)
Д. -Сутеев сам иллюстрировал свои произведения.
-Писал сценарии к мультфильмам.
-Ещё у Сутеева был секрет: писал он правой рукой, а рисовал левой.
Ребята! А вы знакомы с произведениями Сутеева?
Вот мы сейчас и проверим.
-У нас с вами есть повод порадоваться, улыбнуться, нам пришла посылка. Давайте заглянем в нее. Здесь очень интересные предметы (елочка, морковь, гриб, игрушка-кошка).
- Из каких произведений эти предметы?
- Прочитайте заголовок сказки. Обозначим заголовок в модели. В какой части модели?
-Назовите правильно произведение, с которым мы сегодня работаем на уроке.
-Сутеев «Палочка - выручалочка». Эта сказка о животных.
-Ребята, сейчас появится ещё одна книжечка, в которой каждая страничка – это ваша работа.
(Учитель собирает модели и соединяет в общую книжечку, обложка выполнена учителем.)
-Кто являются оформителями данной книжечки?
- Ученики 1 б класса.
-Где эта книга родилась?
-г.Тосно Сош №4
- Книга оформлена под руководством Шадриной И.Л..
-Я поздравляю вас, в нашей «Библиотечке развития» появилась ещё одна новая книга.
Динамическая пауза
Вы, наверное, устали? Да!
И, поэтому, все встали!
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
А теперь все замолчали,
И, как зайки, поскакали.
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали
Анализ содержания
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
уметь давать характеристику героям, при помощи опорных слов.
Цель, которую учитель хочет достичь:
-развивать творческое воображение;
-воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки;
-составлять диафильм
Методы: словесные, работа в парах и группах
-Кто главные герои в сказке? (Слайд № 5 )
-Ёжик и Заяц.
-Почему я поставила двустороннюю стрелку?
-Заяц и Ёжик разговаривают, ведут диалог.
Работа в парах.
-А теперь, ребята, поработаем в парах. У вас на партах лежат карточки, где записаны характеристики героев.
-Ваша задача: подумайте, каким был ёж и заяц.
-Соедините стрелочкой (волшебной нитью), какие черты соответствуют ежу, а какие зайцу?
воспитанный
вежливый
грубый
смелый Ёжик
невоспитанный
добрый
умный Заяц
трусливый
находчивый
Проверка: пара выходит к доске и один ученик из пары зачитывает, какие черты характера соответствуют Ёжику, а другой – Зайцу.
- Слушайте внимательно. Кто не согласен, покажите при помощи сигналов.(берутся за руки и поднимают руки вверх)
(Слайд № 5).
ежик заяц
воспитанный невоспитанный
вежливый грубый
смелый трусливый
добрый благодарный
умный
находчивый
- Я думаю, хорошие результаты получились у тех пар, которые дружно работали, прислушивались друг к другу и были внимательные.
-Изменился заяц после того, как Ёжик выручил его?
-Каким он стал?
-Как автор относится к Ежу? К Зайцу?
-Кто вам понравился больше и почему?
-Может ли простая палочка стать выручалочкой? От чего это зависит? В чьих руках простая палочка может стать волшебной?
-Вы правы, а как об этом сказал автор? Что самое важное?
-«Важна не палка, а умная голова, да доброе сердце!»(Слайд6)
-«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»! Чему учит нас сказка?(Слайд7)
- Какой урок возьмём из неё?
-Что хотел нам сказать автор?
-Не только палка, но и любая вещь может стать волшебной, если окажется в руках умного и доброго человека.
Физминутка для глаз (Слайд 8)
2. Рассказывание сказки. (Слайды 11-23)
Составление диафильма
Ребята, хотите рассмотреть иллюстрации, которые Сутеев нарисовал к сказке?
Сейчас мы с вами составим диафильм.
Вам надо будет найти не только место картинки в кадре, а еще подписать кадр. Можно пользоваться учебниками, зачитывать или озвучивать своими словами.
Работать будем группами.
Каждая группа получит несколько иллюстраций. Рассмотрите внимательно, подумайте, какую надпись вы сделайте под данной иллюстрацией.
Проверка: Ребята выходят к доске, прикрепляют иллюстрацию и озвучивают.
VI. Итог урока. Рефлексия.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса.
Цель, которую учитель хочет достичь:
выявлять авторскую точку зрения и выражать свою.
Методы: Синквейн, стихотворение.
Давайте подведем итог урока и составим синквейн.
(На карточках написаны слова, которые дети должны выбрать для описания сказки: страшная, добрая, интересная, злая, поучительная, учит, пугает, наставляет, заставляет, уважает, размышляет, думает, объясняет, побуждает совершать злые поступки, побуждает совершать добрые поступки, побуждает думать.)
На доске появляется запись по ответам детей:
Сказка
добрая, интересная
учит, наставляет, объясняет
побуждает совершать добрые поступки
урок
- Какой урок мы вынесли из сказки?
-Мой добрый друг, пожалуйста,(Слайд24)
Добро совершать не бойся.
Помог кому – то – и радуйся,
Награды не нужно большей.
-Дарите людям добро!
-Ребята, хочется узнать, каким был для вас урок? Что понравилось? Что не понравилось? Чему научились?
-Какое произведение помогло?
-Покажите ваше настроение. Смайлик.(Слайд 25)
V. Рекомендации для самостоятельной работы. (Слайд26)
-Сегодня на уроке вы побывали в роли авторов, мультипликаторов, артистов, хотите быть иллюстраторами?
- Это вы по желанию сможете сделать дома – нарисовать иллюстрацию к любому отрывку из сказки, а затем мы соберём книгу – самоделку.
- Ещё предлагаю пересказать эту сказку от лица Ёжика или Зайца своим младшим братьям, сестричкам, родителям.
-Спасибо за работу!
-Спасибо за урок! (Слайд 27 )
Предварительный просмотр:
Шадрина И.Л.
Самоанализ урока
Предмет: Литературное чтение. Урок слушания.
УМК: «Начальная школа 21 века»
Класс: 1б
Тема урока: Литературные (авторские) сказки. В. Сутеев «Палочка-выручалочка».
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, по плану 21(из 33 уроков) и первый в разделе «Учимся уму-разуму».
Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии диалогического обучения с использованием деятельностного метода обучения.
Составляя данный урок, я оперировала методикой проведения урока: доступность преподносимой информации, актуализация опорных знаний, организация самостоятельной работы и индивидуальный подход к учащимся.
Поставив перед собой цель: ввести в круг чтения новую авторскую сказку.
Определила задачи:
-создать условия для ознакомления с содержанием сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка»;
-включить учащихся в эмоционально – творческую деятельность, связанную с читаемым произведением;
- развивать творческое воображение;
-воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки
Задачи урока поставлены с учетом особенностей учебного материала, места урока в системе уроков по теме, соответствуют уровню подготовленности класса.
Для достижения цели урока использовала следующие современные образовательные технологии:
- информационно-коммуникативные (использовала презентацию к уроку, аудиозапись);
здоровьесберегающие (проводились физкультминутки, был отобран материал по возрасту и интересам детей, климат на уроке позволял детям не бояться высказывать свои мнения, проходила смена видов деятельности)
- обучение и воспитание в сотрудничестве (парная и групповая). Работа в парах дала возможность детям проявить свои способности, почувствовать себя в роли учителя и объясняющего, и проверяющего, что всегда повышает мотивацию обучения. Работа в группах создала благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке.
- обучение в диалоге (на уроке велся диалог не только учитель – ученик, но и ученик – ученик);
-игровые (узнавание произведений по предметам, составление диафильма)
- проблемное В ходе анализа текста сталкивались собственные мнения детей. Эти столкновения являлись толчком для создания проблемной ситуации на уроке и подталкивали детей к анализу текста для прояснения собственных впечатлений и представлений.
- развития критического мышления( На этапе рефлексии (размышления) и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме был составлен синквейн.
На данном уроке реализовывались следующие методы и приемы обучения: наглядный, практический, словесный, антиципация (предугадывание ), применялась технология формирования типа правильной читательской деятельности (правильно называть произведение и книгу, находить и называть фамилию автора и заголовок, определять тему чтения и жанр произведения). Применялись следующие формы работы: фронтальная, работа в парах и группах, индивидуальная.
При построении урока использовались принципы: научности, наглядности, активности, доступности, систематичности и последовательности.
Во время урока учащиеся овладели следующими общеучебными действиями.
личностные: эмоционально воспринимали поступки героев литературного произведения; высказывали свою точку зрения, оценивали поступки с точки зрения моральной этики;
метапредметные: регулятивные - принимали и сохраняли учебную задачу; адекватно воспринимали оценку учителя и одноклассников; планировали свои действия; познавательные – познакомились с произведением: определили тему и жанр, выделили фамилию автора, заголовок, смоделировали обложку книги; коммуникативные – использовали доступные речевые средства для передачи своего впечатления, принимали участие в обсуждении прочитанного;
предметные: научились – осознанно воспринимать произведение и отвечать на вопросы по содержанию, правильно называть произведение, моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему; получили возможность научиться - узнавать изученные произведения по предметам, находить информацию о произведении в учебнике, выполнять несложные задания в парах и группах, понимать нравственное содержание прочитанного произведения.
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная мною форма организации урока была эффективной. С моей стороны были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культуры общения «учитель-ученик». Рефлексия показала эмоциональное восприятие и усвоение учебного материала.
Урок цели достиг, т. к. достиг каждый из его этапов. Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления, сохранив продуктивную мотивацию к учению.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Палочка - выручалочка
Владимир Григорьевич Сутеев
Ё З Воспитанный Вежливый Смелый Добрый Умный Находчивый Невоспитанный Грубый Трусливый Благодарный
«Важна не палка, а умная голова да доброе сердце!»
«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
Мой добрый друг, пожалуйста, Добро совершать не бойся. Помог кому – то – и радуйся, Награды не нужно большей.
Сегодня я работал лучше, чем вчера Не доволен работой Я мог бы работать лучше
Рекомендации:
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного слушания 1 класс В.Сутеев Палочка-выручалочка
Мультимедийная разработка урока литературного слушания 1 класс по программе Начальная школа 21 века. Презентация к уроку и аудио сказка...
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО СЛУШАНИЯ В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») Тема урока: Авторские сказки. Сказка В.Сутеева "Палочка-выручалочка"
Тема урока: Авторские сказки.Сказка В.Сутеева "Палочка-выручалочка"Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:Предметные: создать условия для формирования навыка правильного, осознанного ч...
Урок литературного чтения в 1 классе Тема: Сказки о животных. В.Сутеев. «Палочка - выручалочка».
Урок литературного чтения в 1 классеТема: Сказки о животных. В.Сутеев. «Палочка - выручалочка»....
1-2 класс. Интерактивная книга. В.Сутеев "Палочка-выручалочка"
Диплом III место Международного конкурса презентаций "Интерактивная мозаика-2013" в номинации "Интерактивная игра", организованного Pedsovet.suПрезентация сделана на основе приема листания, который пр...
В.Сутеев "Палочка - выручалочка"
ввод в круг чтения новых авторских сказок; сравнение сказок по темам, авторам; составление схематичного плана и пересказа по плану; сравнение героев сказки и их поступки. Воспитание любви и уважен...
Конспект урока по литературному чтению по теме В. Сутеев "Палочка-выручалочка"
Конспект составлен по технологии продуктивного чтения с указанием универсальных учебных действий на каждом этапе урока....
Презентация по литературному чтению на тему: В. Сутеев "Палочка выручалочка" 1 класс
Презентация разработана по УМК "Начальная школа 21 века"...