Конспект урока по теме:Литературные (авторские) сказки. В. Сутеев «Палочка-выручалочка».
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Шадрина Ирина Леонидовна

Данный материал  для 1 класса по программе "Начальная школа 21 века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой, содержит конспект урока, анализ урока и презентацию к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока26.74 КБ
Файл Анализ урока19.47 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку2.77 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема: Литературные (авторские) сказки. В. Сутеев «Палочка-выручалочка».

Цель: ввести в круг чтения новую авторскую сказку.

Задачи:

-создать условия для ознакомления с содержанием сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка»;

-включить учащихся в эмоционально – творческую деятельность, связанную с  читаемым произведением;

- развивать творческое воображение;

-воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; высказывают свою точку зрения, оценивают поступки с точки зрения моральной этики;

метапредметные:  регулятивные  - принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников; планируют свои действия; познавательные – демонстрируют осознанность восприятия литературного произведения; формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения, рассуждают, самостоятельно создают способы решения творческой задачи; коммуникативные – воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения;

предметные:  научатся – осознанно воспринимать произведение и отвечать на вопросы по содержанию, правильно называть произведение, моделировать обложку книги: указывать фамилию автора,  заглавие, жанр и тему;  получат возможность научиться  -  узнавать изученные произведения по предметам, находить информацию о произведении в учебнике, выполнять несложные задания в парах и группах,   понимать нравственное содержание прочитанного произведения.

 

План урока и хронометраж:

№п/п         План урока                                           Хронометраж

1        Организационный момент.                                       2 мин

2        Постановка учебной задачи.                                       2 мин

4        Слушание произведения.                                         8 мин

5        Проверка первичного восприятия.                             3 мин

6        Моделирование обложки.                                         5 мин

7        Работа с произведением: анализ  содержания, определение темы чтения.                                                                                        5 мин

8        Динамическая пауза.                                                      2 мин

9        Составление диафильма                                          8 мин

10       Работа в группах.                                                                  6 мин

11        Итог урока. Рефлексия.                                                        3 мин

12        Рекомендации для самостоятельной работы.             1 мин

Оборудование урока:

1.        Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса, с.114-117.

2.       Аудиозапись сказки В.Сутеева "Палочка-выручалочка".

3.        Листочки, цветные карандаши для моделирования.

4.        Компьютерная презентация урока.

5.         Карточки с заданиями для работы в парах и группе.

6.       Карточки для рефлексии.

I. Организационный момент. -  (Слайд №2)

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи: создать положительный эмоциональный настрой.

Методы: словесные.      

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

-Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение  радости.

Подарите каждому

По кусочку солнышка,

Пусть добром наполнятся

Души их до донышка.

-Какой у нас сейчас урок?

-Каким вы хотите видеть наш урок?

-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

II.Постановка учебной задачи.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

 прогнозировать содержание на основе заголовка.

Цель, которую учитель хочет достичь:

организовать работу в правильном  прогнозировании содержания.

Методы организации работы: словесные, наглядные.                              

-Как вы думаете, что ждёт вас на сегодняшнем уроке литературного слушания?

(Встреча с новым произведением).

-Какие умения вам помогут  на уроке?

(Внимательно слушать, фантазировать, моделировать,…).

-Сегодня на уроке мы  послушаем произведение  «Палочка-выручалочка».

-Заголовок произведения «Палочка - выручалочка».( Слайд 3)

Заголовок – это окошко для взгляда вперёд –

Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт.

Заголовок – это не просто слова.

Эти слова – всему голова!

- О чём может быть текст с таким названием?

-После чтения посмотрим, оправдались ли ваши предположения.

III.Работа по теме урока.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

моделировать обложку книги;

правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие), определять тему и жанр.

Цель, которую учитель хочет достичь:

учить слушать чтение произведения другим человеком, а также воспринимать и понимать прослушанное;

создать условия для ознакомления с содержанием сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка», для развития устной речи, воображения.

Методы: словесные (учебный диалог),  практические ( моделирование).

1.Работа со сказкой В.Сутеева «Палочка – выручалочка»

Слушание

Прослушивание аудиокниги  в исполнении артиста Всеволода Абдулова?

А сейчас вы сядете поудобнее и  послушаете произведение «Палочка – выручалочка».

Беседа 

-Понравилось произведение?

-Что вам понравилось?

-Что вам не понравилось?

-Когда вам было весело? А было ли грустно?

-Оправдались ли ваши предположения?

 Моделирование обложки

-Ребята, как вы думаете, что вы послушали?

-Сказку.

-Почему вы так решили? Докажите.

-Покажем на своих моделях? Какой заместитель возьмем? Покажите. (круг рисуют в воздухе)

-Подумайте, о ком эта сказка?

-О животных.

-Покажем это на своих моделях. Какой цвет выберем?

Покажите карандашик. (коричневый)

Давайте посмотрим, если у нашей сказки автор?

-Откройте учебники, найдите и прочитайте, кто написал эту сказку?

 -В.Сутеев.

Значит, какая это сказка?

- Авторская (литературная).

-Укажите на модели фамилию автора. В какой части модели укажем?

Актуализация знаний

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

повторить произведения, с которыми познакомились на уроках литературного слушания по предметам.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

организовать работу по повторению изученных произведений.

Методы: игра

 -Что вы знаете об авторе произведения? (Слайд  4– фото В.Сутеева)

Д. -Сутеев сам иллюстрировал свои произведения.

-Писал сценарии к мультфильмам.

-Ещё у Сутеева был секрет: писал он правой рукой, а рисовал левой.

Ребята! А вы знакомы с произведениями Сутеева?

Вот мы сейчас и проверим.

-У нас с вами есть повод порадоваться, улыбнуться, нам пришла посылка. Давайте заглянем в нее. Здесь очень интересные предметы (елочка, морковь, гриб, игрушка-кошка).

- Из каких произведений эти предметы?

- Прочитайте заголовок сказки. Обозначим заголовок в модели. В какой части модели?

-Назовите правильно произведение, с которым мы сегодня работаем на уроке.

-Сутеев «Палочка - выручалочка». Эта сказка о животных.

-Ребята, сейчас появится ещё одна книжечка, в которой каждая страничка – это ваша работа.

(Учитель собирает модели и соединяет в общую книжечку, обложка выполнена учителем.)  

-Кто являются оформителями данной книжечки?  

- Ученики 1 б класса.

-Где эта книга родилась?  

-г.Тосно Сош №4

- Книга оформлена под руководством Шадриной И.Л..

-Я поздравляю вас, в нашей  «Библиотечке развития» появилась ещё одна новая книга.

Динамическая пауза 

Вы, наверное, устали? Да!

И,   поэтому, все встали!

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

А теперь все замолчали,

И, как зайки, поскакали.

Поскакали, поскакали

И за кустиком пропали

  Анализ  содержания 

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

уметь давать характеристику героям, при помощи опорных слов.

Цель, которую учитель хочет достичь:

-развивать творческое воображение;

-воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки;

-составлять диафильм

Методы: словесные, работа в парах и группах

-Кто главные герои в сказке?   (Слайд №  5 )

-Ёжик и Заяц.

-Почему я поставила двустороннюю стрелку?

-Заяц и Ёжик разговаривают, ведут диалог.

Работа в парах.

-А теперь, ребята, поработаем в парах. У вас на партах лежат карточки, где записаны характеристики героев.

-Ваша задача: подумайте, каким был ёж и заяц.

-Соедините стрелочкой (волшебной нитью), какие черты соответствуют ежу, а какие зайцу?

воспитанный

вежливый

грубый

смелый                                                                       Ёжик

невоспитанный

добрый

умный                                                                            Заяц

трусливый

находчивый                                                                        

Проверка: пара выходит к доске и один ученик из пары зачитывает, какие черты характера соответствуют Ёжику, а другой – Зайцу.

- Слушайте внимательно. Кто не согласен, покажите при помощи сигналов.(берутся за руки и поднимают руки вверх)

 (Слайд № 5).

ежик                                                      заяц

воспитанный                    невоспитанный

вежливый                         грубый

смелый                             трусливый

добрый                                                                  благодарный

умный

находчивый

- Я думаю, хорошие результаты получились у тех пар, которые дружно работали, прислушивались друг к другу и были внимательные.

-Изменился заяц после того, как Ёжик выручил его?

-Каким он стал?

-Как автор относится к Ежу? К Зайцу?

-Кто вам понравился больше и почему?

-Может ли простая палочка стать выручалочкой? От чего это зависит? В чьих руках простая палочка может стать волшебной?

-Вы правы, а как об этом сказал автор? Что самое важное?

-«Важна не палка, а умная голова, да доброе сердце!»(Слайд6)

-«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»! Чему учит нас сказка?(Слайд7)

- Какой урок возьмём из неё?

-Что хотел нам сказать автор?

-Не только палка, но и любая вещь может стать волшебной, если  окажется в руках умного и доброго человека.

Физминутка для глаз (Слайд 8)

2. Рассказывание сказки. (Слайды 11-23)

Составление диафильма

Ребята, хотите рассмотреть иллюстрации, которые Сутеев нарисовал к сказке?

Сейчас мы с вами составим диафильм.

Вам надо будет найти не только место картинки в кадре, а еще подписать кадр. Можно пользоваться учебниками, зачитывать или озвучивать своими словами.

Работать будем группами.

Каждая группа получит несколько иллюстраций. Рассмотрите  внимательно, подумайте, какую надпись вы сделайте под  данной иллюстрацией.

Проверка: Ребята выходят к доске, прикрепляют иллюстрацию  и озвучивают.

VI. Итог урока. Рефлексия.

 Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов  деятельности своей и класса.

Цель, которую учитель хочет достичь:

выявлять авторскую точку зрения и выражать свою.

Методы: Синквейн, стихотворение.

Давайте подведем итог урока и составим синквейн.

(На карточках написаны слова, которые дети должны выбрать для описания сказки: страшная, добрая, интересная, злая, поучительная, учит, пугает, наставляет, заставляет, уважает, размышляет, думает, объясняет, побуждает совершать злые поступки, побуждает совершать добрые поступки, побуждает думать.)

На доске появляется запись по ответам детей:

Сказка

добрая, интересная

учит, наставляет, объясняет

побуждает совершать добрые поступки

урок

- Какой урок мы вынесли из сказки?

-Мой добрый друг, пожалуйста,(Слайд24)

 Добро совершать не бойся.

 Помог кому – то – и радуйся,

 Награды не нужно большей.

-Дарите людям добро!

-Ребята, хочется узнать, каким был для вас урок? Что понравилось? Что не понравилось? Чему научились?

-Какое произведение помогло?

-Покажите ваше настроение. Смайлик.(Слайд 25)

V. Рекомендации для самостоятельной работы.  (Слайд26)

-Сегодня на уроке вы побывали в роли авторов, мультипликаторов, артистов,  хотите быть иллюстраторами?

 - Это вы по желанию сможете сделать дома – нарисовать иллюстрацию к любому отрывку из сказки, а затем мы соберём книгу – самоделку.

- Ещё предлагаю пересказать эту сказку от лица Ёжика или Зайца своим младшим братьям, сестричкам, родителям.

-Спасибо за работу!

-Спасибо за урок! (Слайд 27 )



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                        Шадрина И.Л.

Самоанализ урока

Предмет: Литературное чтение. Урок слушания.

УМК: «Начальная школа 21 века»

 Класс: 1б

Тема урока: Литературные (авторские) сказки. В. Сутеев «Палочка-выручалочка».

Тип урока:    Урок открытия нового знания.

Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, по плану 21(из 33 уроков)  и  первый в  разделе «Учимся уму-разуму».

      Урок построен  в соответствии с программными требованиями в технологии  диалогического обучения с использованием деятельностного метода обучения.

 Составляя данный урок, я оперировала методикой проведения урока: доступность преподносимой информации, актуализация опорных знаний, организация самостоятельной работы и индивидуальный подход к учащимся.  

Поставив перед собой цель: ввести в круг чтения новую авторскую сказку.

Определила задачи:

-создать условия для ознакомления с содержанием сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка»;

-включить учащихся в эмоционально – творческую деятельность, связанную с  читаемым произведением;

- развивать творческое воображение;

-воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки

Задачи урока поставлены с учетом особенностей учебного материала, места урока в системе уроков по теме, соответствуют уровню подготовленности класса.

Для достижения цели урока использовала следующие современные образовательные технологии:

- информационно-коммуникативные (использовала презентацию к уроку, аудиозапись);

здоровьесберегающие (проводились физкультминутки, был отобран материал по возрасту и интересам детей, климат на уроке позволял детям не бояться высказывать свои мнения, проходила смена видов деятельности)

- обучение и воспитание в сотрудничестве (парная и групповая). Работа в парах дала возможность детям проявить свои способности, почувствовать себя в роли учителя и объясняющего, и проверяющего, что всегда повышает мотивацию обучения. Работа в группах создала благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке.

- обучение в диалоге (на уроке велся диалог не только учитель – ученик, но и ученик – ученик);

 -игровые  (узнавание произведений по предметам, составление диафильма)

- проблемное  В ходе анализа текста сталкивались собственные мнения детей. Эти столкновения являлись толчком для создания проблемной ситуации на уроке и подталкивали детей к анализу текста для прояснения собственных впечатлений и представлений.

- развития критического мышления(  На этапе рефлексии (размышления) и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме был составлен синквейн.

На данном уроке реализовывались следующие методы и приемы обучения: наглядный, практический, словесный,  антиципация (предугадывание ), применялась технология формирования типа правильной читательской деятельности (правильно называть произведение и книгу, находить и называть фамилию автора и заголовок, определять тему чтения и жанр произведения).   Применялись следующие формы работы: фронтальная, работа в парах и группах, индивидуальная.

При построении урока использовались принципы: научности, наглядности, активности, доступности, систематичности и последовательности.

Во время урока учащиеся овладели следующими общеучебными действиями.

личностные: эмоционально воспринимали поступки героев литературного произведения; высказывали  свою точку зрения, оценивали поступки с точки зрения моральной этики;

метапредметные: регулятивные  - принимали и сохраняли  учебную задачу; адекватно воспринимали оценку учителя и одноклассников; планировали свои действия; познавательные – познакомились с произведением: определили тему и жанр, выделили фамилию автора, заголовок, смоделировали обложку книги; коммуникативные – использовали  доступные речевые средства для передачи своего впечатления, принимали  участие в обсуждении прочитанного;

предметные: научились – осознанно воспринимать произведение и отвечать на вопросы по содержанию, правильно называть произведение, моделировать обложку книги: указывать фамилию автора,  заглавие, жанр и тему;  получили возможность научиться  -  узнавать изученные произведения по предметам, находить информацию о произведении в учебнике, выполнять несложные задания в парах и группах,   понимать нравственное содержание прочитанного произведения.

Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная мною форма организации урока была эффективной. С моей стороны были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культуры общения «учитель-ученик». Рефлексия показала эмоциональное восприятие и усвоение учебного материала.

Урок цели достиг, т. к.  достиг каждый из его этапов. Я думаю, что мне удалось решить  поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления, сохранив продуктивную мотивацию к учению.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного слушания В.Сутеев. «Палочка – выручалочка» Разработан: Шадриной И.Л. учителем начальных классов МБОУ «СОШ№4 г.Тосно»

Слайд 3

Палочка - выручалочка

Слайд 4

Владимир Григорьевич Сутеев

Слайд 5

Ё З Воспитанный Вежливый Смелый Добрый Умный Находчивый Невоспитанный Грубый Трусливый Благодарный

Слайд 6

«Важна не палка, а умная голова да доброе сердце!»

Слайд 7

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

Слайд 24

Мой добрый друг, пожалуйста, Добро совершать не бойся. Помог кому – то – и радуйся, Награды не нужно большей.

Слайд 25

Сегодня я работал лучше, чем вчера Не доволен работой Я мог бы работать лучше

Слайд 26

Рекомендации:

Слайд 27

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного слушания 1 класс В.Сутеев Палочка-выручалочка

Мультимедийная разработка урока литературного слушания 1 класс по программе Начальная школа 21 века. Презентация к уроку и аудио сказка...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО СЛУШАНИЯ В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») Тема урока: Авторские сказки. Сказка В.Сутеева "Палочка-выручалочка"

Тема урока: Авторские сказки.Сказка  В.Сутеева "Палочка-выручалочка"Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:Предметные: создать условия для формирования навыка правильного,  осознанного  ч...

Урок литературного чтения в 1 классе Тема: Сказки о животных. В.Сутеев. «Палочка - выручалочка».

Урок литературного чтения в 1 классеТема: Сказки о животных. В.Сутеев. «Палочка - выручалочка»....

1-2 класс. Интерактивная книга. В.Сутеев "Палочка-выручалочка"

Диплом III место Международного конкурса презентаций "Интерактивная мозаика-2013" в номинации "Интерактивная игра", организованного Pedsovet.suПрезентация сделана на основе приема листания, который пр...

В.Сутеев "Палочка - выручалочка"

ввод в круг чтения новых авторских сказок; сравнение сказок по темам, авторам; составление схематичного плана и пересказа по плану; сравнение героев сказки и их поступки. Воспитание любви и уважен...

Конспект урока по литературному чтению по теме В. Сутеев "Палочка-выручалочка"

Конспект составлен по технологии продуктивного чтения с указанием универсальных учебных действий на каждом этапе урока....

Презентация по литературному чтению на тему: В. Сутеев "Палочка выручалочка" 1 класс

Презентация разработана  по УМК  "Начальная школа 21 века"...