Урок обучения грамоте на тему Буква Ф
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Попова Алла Николаевна

На уроке дети знакомятся с новой буквой, учатся ставить учебные задачи, планировать свою деятельность, работать в группе. Урок был дан в рамках конкурса "Кирпичик за кирпичиком", был высоко оценён.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок обучения грамоте 46.92 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте

Урок 87  

Дата: 29.01.2013

ФИО : Попова Алла Николаевна

Должность: учитель начальных классов

Предмет: чтение

Программа : «Школа 2100»

Класс: 1 «а»

Тема: Звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов.

Тип урока: открытие новых знаний

Цели:

Познавательные: создать условия для ознакомления с новыми звуками (ф),(фь) и буквой, которой они обозначаются; рассмотреть особенности нового звука;

Развивающие: содействовать  развитию фонематического  слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи;

Воспитательные: Способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету.

Средства обучения: мультимедиапроектор

Учебные пособия:

Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина «Азбука» 1 класс . Москва, издательство «Баласс», 2012

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД   

  1. Организационный этап.

Цель:

  • Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

  1. Вводное слово учителя. Эмоциональный настрой.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь всё запоминать.

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

  1. Правила работы в группах  и парах повторим. Определитесь, кто в группе будет отвечать.

Дети быстро решают, кто будет отвечать от имени группы

Коммуникативные УУД:

Формирование  умения  работать в паре, группе.

ΙI.Мотивация  к учебной деятельности

Цель:

  • Формирование личностных универсальных учебных действий;
  • Формирование положительной эмоциональной направленности учащихся «Хочу, потому что могу», мотивации достижения успеха.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, настройтесь на серьёзную работу! 

Я думаю, что сегодняшний урок принесёт вам радость общения друг с другом. Я желаю, что во время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

Девиз урока: «Знаешь- говори, не знаешь- слушай»

Дети настраиваются  на рабочий лад.

Личностные УУД:

Формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Познавательные УУД:

Формирование умения ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

ΙII. Актуализация знаний

Целеполагание.

  • Формирование  регулятивных универсальных учебных действий, рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;
  • Овладение обобщёнными способами приобретения новых знаний: приёмами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи;
  • Формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть  знания, приобрести умения.

Этап планирования

*формирование регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий;

*формирование способности  анализировать, сравнивать имеющийся материал;

* определение  содержания и последовательности  действий для решения  поставленной задачи;

 *формирование способности сравнивать своё планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом

оставленной задачи;

* воспитание  культуры делового общения, положительного отношения учеников к  мнению одноклассников.

  1. Фонетическая зарядка:

Как приятно пахнет фиалка! ( Упражнение «Приятный запах»

Обрызгайте цветочек свежей водой (Упражнение «Пульверизатор»)

Когда брызгали случайно попали на ежа.  Он недовольно фыркает (Упражнение «ёжик»)

А теперь положите на ладошку пушинку и ласково подуйте на неё (Упражнение «Пушинка»)

Молодцы!!!

  1. Работа со словами.( слайд 1.)

Внимательно выслушайте слова, которые я произнесу, исключите одно из них по какому- либо признаку.

* Белка

* Фиалка

* Сокол

_-Почему возникло затруднение? ( Я не знаю…- цель:?)

2.- Выскажите  предположение о том, какой будет тема урока

Назовите её.  (Буква «ф», звуки(ф), (фь)

Для чего нам нужно работать над темой   «Буква Ф» ?

Опираясь на слова- помощники сформулируйте цели нашего урока ( слайд 2)

Познакомиться с…

Научиться…

Обобщить ранее сказанное…

Давайте составим план урока.

Составление плана урока. ( с слов учащихся на доске появляются карточки с пунктами плана)

План (примерный)

  1. Знакомство с новыми звуками и буквой.
  2. Звуко-буквенный анализ слов.
  3. Чтение слогов и слов.
  4. Чтение предложений и текстов.
  5. Знакомство с написанием буквы ф.
  6. Письмо буквы, слогов, слов и предложений.

– Что нового мы узнаем сегодня?

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Пробное учебное действие.

Осознание возникшего интеллектуального затруднения.

 ( дети не могут прочитать слово с новой буквой)

Фиксация затруднения.

Определяют тему и цели урока. Дети ставят цель для себя каждый.

Дети  определяют содержание и последовательность  действий для решения поставленной задачи;

Составляют план

Говорят

Познавательные УУД:

  • формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
  • формируем умение представлять информацию в виде схемы;
  • формируем умение ориентироваться на развороте учебника

Регулятивные УУД:

  • формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом урока;
  • формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);  

Коммуникативные УУД:

  • формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • формируем способности сравнивать своё планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом

оставленной задачи;

Личностные УУД:

  • Формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные УУД:

  • формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Жёлтый кружок- регулятивные умения

ΙV. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

  • формирование познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
  • Развитие способности к обобщению;
  • Воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;
  • Овладение обобщёнными способами приобретения новых знаний: приёмами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи;
  • Формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть  знания, приобрести умения.

V. Информационный этап.

Применение нового знания. Включение в систему знаний.

Цель:

  • Организовать выполнение  учениками пробного действия;
  • Организовать фиксирование  учащимися индивидуального затруднения;
  • Овладение обобщёнными способами приобретения новых знаний: приёмами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи;
  • Формирование способности  анализировать, сравнивать имеющийся материал;
  • Определение  содержания и последовательности  действий для решения  поставленной задачи;
  • Формирование умения обобщать и классифицировать по признакам;
  • Формирование умения  работать с информацией.
  • Формирование работы над пропедевтическими терминами ( подготовка к изучению русского языка)
  • Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

Знакомиться с новыми звуками и буквой поможет нам дядя Фёдор из Простоквашино. ( слайд 3)

- Как вы думаете, почему именно он гость нашего урока?

Дядя Фёдор посадил  в огороде очень полезное растение

1 слог- нота

2 слог- приправа к пище, без которой не обходится ни один обед . Что это за растение? ( фасоль)

Огород находится недалеко от леса, где по ночам слышится голос птицы. Кто это? (слайд 4- филин)

 Ваша задача: выделить  первый звук в этих словах, дать характеристику этому звуку, одеть звуковичка.

(Каждая группа  представляет своего звуковичка, даёт характеристику звукам.)

Давайте подведём итог этой части урока.

- Что узнали о новых звуках?

- Какой буквой на письме мы будем их обозначать?

- Кто из вас знает имя этой буквы

Слайд 5 Молодцы!

Это буква «Ф» Давайте произнесём хором.

На что похожа?

4) Найдите на ленте букв, какой буквой обозначаются новые звуки.

  Табличка «Буква Ф» слайд

5) Наблюдение за графическим обликом буквы Ф.

– На что похожа буква Ф? Группа ребят приготовила свои рисунки, на что,  по их мнению,  похожа буква Ф

Всем известно без подсказки:

Буква Ф –

Как ключ от сказки.

Никогда его у нас не отнимет Карабас.

                              (В. Степанов)

Показываем жестами:

Федя ходит руки в боки.

Значит, выучил уроки.

                                  (Г. Виеру)

Показываем иллюстрацию:

Филин, в книжку залетев,

Притворился буквой Ф.

6) Завершение схемы- «человечка» буквы Ф в «Букваре» (с. 140). Выберите основу для человечка.

- Чему мы уже научились на сегодняшнем уроке?

( промежуточный результат)     

Физминутка:

Стали мы учениками:

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

 Руки вверх, руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись,

И, конечно, улыбнулись.

Групповой проект

(дети пользуются известными способами, чтобы определить  характеристику новых звуков)

Реализация способа действия, соотнесенная с эталоном

Моделирование на доске.

Дети высказывают свои мысли по поводу  на что похожа  буква.

Познавательные УУД:

*  формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

*  формируем умение представлять информацию в виде схемы;

*  формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

*  формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

Коммуникативные УУД:

  • формируем умение слушать и понимать других;
  • формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • формируем умение работать в группе.

Регулятивные УУД:

  • формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом урока;
  • формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

  • формируем умение анализировать и синтезировать полученные знания и представлять в виде картинки.
  • Развитие воображения

Коммуникативные УУД:

  • формируем умение слушать и понимать других;

Регулятивные УУД:

  • Формирование способности сравнивать своё планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом
  • Овладение приёмами самоконтроля правильности полученных результатов;
  • Формирование  умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

  • формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

1. Работа в «Букваре» (с. 140).    

Чтение слогов (с. 140).

– Прочитайте слоги.

  • Шёпотом
  • Громко
  • Радостно
  • Вопросительно
  • Торжественно

- На какие группы  их можно разделить?

По какому признаку?

Какие гласные показывают на мягкость произношения?

– Обозначьте мягкость [ф’] и твёрдость [ф] цветным карандашом.

– В каких словах встретятся эти слоги?

– Какой согласный во всех слогах второй строчки? Почему?

– Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь.)

– Какое умение формировали?  

Физкультминутка. (если есть необходимость)

Можно провести зрительную гимнастику ( Ф

Мяч подскакивает вверх .

Кто подпрыгнет выше всех?

Тише, тише, мяч устал.

Прыгать мячик перестал.

И под парту закатился.

Ну и мы за стол садимся.

2.Чтение слов.

– Просмотрите слова на этой странице.

– Есть ли что-то общее у этих слов? (Во всех словах есть Ф.)

– Прочитайте слова про себя. 

– Прочитайте вслух слово, где звук [ф] повторяется 2 раза. (Фуфайка.)

– Прочитайте слово, которое называет в шахматах короля, ферзя, слона, пешку. (Фигура.)

– Где ещё это слово мы употребляем? (В математике: плоские фигуры, в скульптурном изображении.)

– Прочитайте слово, которое обозначает предмет для сушки волос. (Фен.) 

– Прочитайте слово, которое обозначает действие. (Фыркает. Это слово имеет несколько значений. Фыркать – это значит: 1. С шумом выпускать воздух из ноздрей. 2. Смеяться, производя звук носом, губами. 3. Сердиться, выражать недовольство.)

– Прочитайте слово, которое называет животный мир на Земле. (Фауна.) Слайд «Фауна Байкала»

-Кого увидели из представителей фауны?

Прочитайте 2 часть предложения (фауна- растительный мир) Что является флорой?

Чем богата флора нашего края?

Чтобы наша планета  оставалась цветущей, будем беречь флору и фауну Земли!

– Найдите слово, называющее маленький фонарь.

– Как образовалось это слово? (С помощью суффикса -ик-: фонарь + -ик- = фонарик. ПРОПЕДЕВТИКА.)

– Прочитайте название крупной хищной птицы. (Гриф.)  

– Какие ещё значения этого слова вы знаете?  

  1. Длинная, узкая часть музыкальных инструментов, вдоль которой натянуты струны. 2. Печать и оттиск с изображением подписи. 3. В античной мифологии:  крылатое чудовище с головой орла и туловищем льва.)

- Прочитайте слова, которые написаны с заглавной буквы.

– Выделите заглавную букву в этих словах. (Африка, Уфа.)

– Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (Африка – это название континента, а Уфа – название столицы Башкортостана.)

– Составьте предложения с этими словами.

– Прочитайте «военное» слово. (Офицер.) 

– Прочитайте, как называется приспособление для передачи звуков по проводам. (Телефон.)

– В словах первого и второго столбиков выделите соответствующими цветами звуки, которые обозначает на письме буква Ф.

2а) Проверка с самооценкой.

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку в дневнике? Почему?

– Отметь в дневнике.

- Что мы сейчас делали? (Читали слова и анализировали их.)

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией и умение владеть речью.)

3.Чтение слов (с. 140).

1) – Найдите столбик слов с одним гласным звуком.

– Прочитайте его.

– Сколько слогов в этих словах?

– Почему?

– Как называется крупное соединение военно-морских судов? (Флот.) 

– Прочитайте слово, которое называет место военных действий. (Фронт.)

– Объясните слово фрак. (Парадный пиджак с короткими передними полами.)

– Обозначьте цветным карандашом первый звук во всех словах.

4.Работа в паре.

– Составьте и скажите друг другу предложение с любым из этих слов.

Несколько предложений озвучивается и анализируется.

– В следующем столбике найдите лишнее слово. (Факел, так как в этом слове звук [ф] твёрдый, а в остальных словах мягкий.)

– Что указывает на мягкость предшествующего согласного?

3) – Прочитайте слова последнего столбика.

– Есть ли у этих слов что-то общее?

– Прочитайте «съедобные» слова. (Кофе, конфеты.) 

– А когда люди используют конфетти? (Конфетти – разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на праздниках.) 

– Что особенного в написании этого слова? Подчеркните.

– Какие соединения с буквой Ф встретились в словах этого столбика?

– Что интересного заметили? (Как пишется? А как слышится?)

Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь.)

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

4. Чтение слов и предложений.

1) Чтение однокоренных слов с корнем -фото-, объяснение лексического значения.

Фотография – 1. Изображение предметов на чувствительной пленке.

2. Снимок – изображение, полученное таким способом. 3. Учреждение, мастерская для съемок.

Фотоаппарат – аппарат для фотографии.

Фотограф, фотокорреспондент – специалист по фотографии.

Фоторобот – составленное из деталей по словесному описанию изображение человека.

– Что объединяет слова? (Они однокоренные.)

– Выделите корень.

3) Чтение предложения. 

– Какое предложение записано над картинками? Прочитайте.

– Соответствует ли предложение картинкам?

– Сколько частей в предложении?

– Как догадались?

– Какие слова записаны с большой буквы?

– Почему?

– Выделите заглавные буквы.

– Как можно поменять слова в предложении местами, чтобы смысл предложения не изменился? (Поменять местами части.) 

– Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь.)

– Что нового для себя открыли?

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

4. Работа с текстом «Папина профессия» (с. 141).    3 

1) Работа с текстом до чтения. 

– Прочитайте заглавие.

– А кем может работать папа?

– Подсказывает ли картинка, какая профессия у папы, про которого мы будем читать текст?

2) Чтение текста самостоятельно дома. ( по желанию)

Работа над эмоциональностью чтения

Классифицируют на группы, опираясь на признаки.

Наблюдают, анализируют

 

Обобщают

Умение работать с информацией.

Наблюдают

Выделяют общее

Читают про себя

Извлекают информацию из текста

Чтение слов. Предложения.

Толковый словарик

2 чел ищут ответ.

Объясняют

Составляют предложения

Работа в парах

Оценивают свои действия

Подведение итогов

   

Чтение слов про себя, затем –выборочно по заданию

Звуковой анализ

Работают в паре

Классификация

пропедевтика

Умение работать с информацией.

Чтение и объяснение лексического значения.

Обобщают

Познавательные УУД:

  • формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
  • формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

Коммуникативные УУД:

  •  формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

              - зелёный  кружок -           коммуникативные УУД

Синий кружок-

 познавательные УУД

Регулятивные УУД:

  • Овладение приёмами самоконтроля правильности полученных результатов;
  • Формирование  умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

  • формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные УУД:

  • формируем умение извлекать информацию   иллюстраций, текстов;
  • формируем умение находить ответы на вопросы

в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

  • формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

Воспитание экологической культуры учащихся

Познавательные УУД:

  • формируем умение извлекать информацию из  научных текстов (работа со словарём);
  • формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
  • формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
  • формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
  • формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

  • формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

  • формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  • формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

  • формируем умение слушать и понимать других;
  • формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • формируем умение работать в паре.

Познавательные УУД:

  • формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
  • формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

Регулятивные УУД:

  • формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  • формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

  • формируем умение извлекать информацию из  текстов;
  • формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
  • формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
  • формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
  • формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные УУД:

  • формируем умение слушать и понимать других;
  • формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Регулятивные УУД:

  • формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

Личностные УУД:

  • формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
  • формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

             

VI.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:

  • соотнесение цели урока и его результатов,
  • самооценка работы на уроке,
  • осознание метода построения нового знания.
  • Формирование способности сравнивать своё планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом
  • Овладение приёмами самоконтроля правильности полученных результатов

1. Фиксация нового содержания.

– Что нового узнали?     Что узнали о новой букве?

Заселение буквы Ф в Город Букв (Игра для детей, организованная на  протяжении периода изучения букв)

2.Рефлексия учебной деятельности.

Соотнесение цели урока и его результатов ( каждый оценивает, удалось ли ему лично достигнуть  целей, которые он ставил перед собой в начале урока)

– Какие уже известные нам знания повторили?

 3.Самооценка деятельности на уроке

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

  Каждый оценивает, удалось ли ему лично достигнуть  целей, которые он ставил перед собой в начале урока. (отвечают 2-3 человека)

Познавательные УУД:

  • формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
  • формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

Коммуникативные УУД:

  • формируем умение слушать и понимать других;
  • формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Регулятивные УУД:

  • формируем умение высказывать своё предположение;
  • формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

  • формируем умение выказывать своё отношение к уроку, выражать свои эмоции;
  • формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

VII. Домашнее задание (по желанию)

Нарисовать профессию своего папы или дедушки, чтобы другие ребята угадали, какая у них профессия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте по теме Буквы Щ,щ, звук [щ]. Формирование навыков чтения.

Урок обучения грамоте проводится в конце букварного периода.Способствует развитию познавательного интереса,обобщению знаний учащихся об изученном звуке.Дети учатся понимать прочитанное и применять пох...

урок обучения грамоте по теме "буквы Дд"

Данный конспект содержит поурочную разработку для 1 класса по УМК "Школа России"...

урок обучения грамоте по теме "Буквы Лл"

Данный урок письма разработан по программе УМК "Школа России"...

Урок обучения грамоте по теме: "Буква ы, обозначающая гласный звук звук [ы]"

Урок обучения грамоте  в первом классе по теме "Буква ы, обозначающая гласный звук  звук [ ы] " ....

Урок обучения грамоте по теме "Буква Сс"

Обучение грамоте УМК "Гармония"(презентация к уроку )...

Открытый урок обучение грамоте по теме «Буквы П,п» в 1 классе

Урок построен с учетом современных требований, эффективно используются  элементы современных образовательных технологий. Активная мыслительная деятельность каждого ученика прослеживается  на...

Открытый урок обучения грамоте по теме: "Буква Ь- обозначение мягкости согласных" .

Цели урока: 1)формирование навыка чтения, 2) развитие интереса к чтению и желания читать, 3) ознакомление с новой буквой, новым языковым явлением....