Урок обучения грамоте на тему Буква Ф
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
На уроке дети знакомятся с новой буквой, учатся ставить учебные задачи, планировать свою деятельность, работать в группе. Урок был дан в рамках конкурса "Кирпичик за кирпичиком", был высоко оценён.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок обучения грамоте | 46.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте
Урок 87
Дата: 29.01.2013
ФИО : Попова Алла Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Предмет: чтение
Программа : «Школа 2100»
Класс: 1 «а»
Тема: Звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов.
Тип урока: открытие новых знаний
Цели:
Познавательные: создать условия для ознакомления с новыми звуками (ф),(фь) и буквой, которой они обозначаются; рассмотреть особенности нового звука;
Развивающие: содействовать развитию фонематического слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи;
Воспитательные: Способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету.
Средства обучения: мультимедиапроектор
Учебные пособия:
Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина «Азбука» 1 класс . Москва, издательство «Баласс», 2012
Этапы урока | Ход урока Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Цель:
|
Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь всё запоминать. Ответы полные давайте И на уроке не зевайте.
| Дети быстро решают, кто будет отвечать от имени группы | Коммуникативные УУД: Формирование умения работать в паре, группе. |
ΙI.Мотивация к учебной деятельности Цель:
| Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, настройтесь на серьёзную работу! Я думаю, что сегодняшний урок принесёт вам радость общения друг с другом. Я желаю, что во время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам! Девиз урока: «Знаешь- говори, не знаешь- слушай» | Дети настраиваются на рабочий лад. | Личностные УУД: Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Познавательные УУД: Формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
ΙII. Актуализация знаний Целеполагание.
Этап планирования *формирование регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий; *формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся материал; * определение содержания и последовательности действий для решения поставленной задачи; *формирование способности сравнивать своё планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом оставленной задачи; * воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников. |
Как приятно пахнет фиалка! ( Упражнение «Приятный запах» Обрызгайте цветочек свежей водой (Упражнение «Пульверизатор») Когда брызгали случайно попали на ежа. Он недовольно фыркает (Упражнение «ёжик») А теперь положите на ладошку пушинку и ласково подуйте на неё (Упражнение «Пушинка») Молодцы!!!
Внимательно выслушайте слова, которые я произнесу, исключите одно из них по какому- либо признаку. * Белка * Фиалка * Сокол _-Почему возникло затруднение? ( Я не знаю…- цель:?) 2.- Выскажите предположение о том, какой будет тема урока Назовите её. (Буква «ф», звуки(ф), (фь) Для чего нам нужно работать над темой «Буква Ф» ? Опираясь на слова- помощники сформулируйте цели нашего урока ( слайд 2) Познакомиться с… Научиться… Обобщить ранее сказанное… Давайте составим план урока. Составление плана урока. ( с слов учащихся на доске появляются карточки с пунктами плана) План (примерный)
– Что нового мы узнаем сегодня? – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) | Пробное учебное действие. Осознание возникшего интеллектуального затруднения. ( дети не могут прочитать слово с новой буквой) Фиксация затруднения. Определяют тему и цели урока. Дети ставят цель для себя каждый. Дети определяют содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; Составляют план Говорят | Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
оставленной задачи; Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Жёлтый кружок- регулятивные умения |
ΙV. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
V. Информационный этап. Применение нового знания. Включение в систему знаний. Цель:
| Знакомиться с новыми звуками и буквой поможет нам дядя Фёдор из Простоквашино. ( слайд 3) - Как вы думаете, почему именно он гость нашего урока? Дядя Фёдор посадил в огороде очень полезное растение 1 слог- нота 2 слог- приправа к пище, без которой не обходится ни один обед . Что это за растение? ( фасоль) Огород находится недалеко от леса, где по ночам слышится голос птицы. Кто это? (слайд 4- филин) Ваша задача: выделить первый звук в этих словах, дать характеристику этому звуку, одеть звуковичка. (Каждая группа представляет своего звуковичка, даёт характеристику звукам.) Давайте подведём итог этой части урока. - Что узнали о новых звуках? - Какой буквой на письме мы будем их обозначать? - Кто из вас знает имя этой буквы Слайд 5 Молодцы! Это буква «Ф» Давайте произнесём хором. На что похожа? 4) Найдите на ленте букв, какой буквой обозначаются новые звуки. Табличка «Буква Ф» слайд 5) Наблюдение за графическим обликом буквы Ф. – На что похожа буква Ф? Группа ребят приготовила свои рисунки, на что, по их мнению, похожа буква Ф Всем известно без подсказки: Буква Ф – Как ключ от сказки. Никогда его у нас не отнимет Карабас. (В. Степанов) Показываем жестами: Федя ходит руки в боки. Значит, выучил уроки. (Г. Виеру) Показываем иллюстрацию: Филин, в книжку залетев, Притворился буквой Ф. 6) Завершение схемы- «человечка» буквы Ф в «Букваре» (с. 140). Выберите основу для человечка. - Чему мы уже научились на сегодняшнем уроке? ( промежуточный результат) Физминутка: Стали мы учениками: Соблюдаем режим сами: Утром мы, когда проснулись, Улыбнулись, потянулись. Для здоровья, настроенья Делаем мы упражненья: Руки вверх, руки вниз, На носочки поднялись. То присели, то нагнулись, И, конечно, улыбнулись. | Групповой проект (дети пользуются известными способами, чтобы определить характеристику новых звуков) Реализация способа действия, соотнесенная с эталоном Моделирование на доске. Дети высказывают свои мысли по поводу на что похожа буква. | Познавательные УУД: * формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; * формируем умение представлять информацию в виде схемы; * формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; * формируем умение ориентироваться на развороте учебника; Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
|
1. Работа в «Букваре» (с. 140). Чтение слогов (с. 140). – Прочитайте слоги.
- На какие группы их можно разделить? По какому признаку? Какие гласные показывают на мягкость произношения? – Обозначьте мягкость [ф’] и твёрдость [ф] цветным карандашом. – В каких словах встретятся эти слоги? – Какой согласный во всех слогах второй строчки? Почему? – Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь.) – Какое умение формировали? Физкультминутка. (если есть необходимость) Можно провести зрительную гимнастику ( Ф Мяч подскакивает вверх . Кто подпрыгнет выше всех? Тише, тише, мяч устал. Прыгать мячик перестал. И под парту закатился. Ну и мы за стол садимся. 2.Чтение слов. – Просмотрите слова на этой странице. – Есть ли что-то общее у этих слов? (Во всех словах есть Ф.) – Прочитайте слова про себя. – Прочитайте вслух слово, где звук [ф] повторяется 2 раза. (Фуфайка.) – Прочитайте слово, которое называет в шахматах короля, ферзя, слона, пешку. (Фигура.) – Где ещё это слово мы употребляем? (В математике: плоские фигуры, в скульптурном изображении.) – Прочитайте слово, которое обозначает предмет для сушки волос. (Фен.) – Прочитайте слово, которое обозначает действие. (Фыркает. Это слово имеет несколько значений. Фыркать – это значит: 1. С шумом выпускать воздух из ноздрей. 2. Смеяться, производя звук носом, губами. 3. Сердиться, выражать недовольство.) – Прочитайте слово, которое называет животный мир на Земле. (Фауна.) Слайд «Фауна Байкала» -Кого увидели из представителей фауны? Прочитайте 2 часть предложения (фауна- растительный мир) Что является флорой? Чем богата флора нашего края? Чтобы наша планета оставалась цветущей, будем беречь флору и фауну Земли! – Найдите слово, называющее маленький фонарь. – Как образовалось это слово? (С помощью суффикса -ик-: фонарь + -ик- = фонарик. ПРОПЕДЕВТИКА.) – Прочитайте название крупной хищной птицы. (Гриф.) – Какие ещё значения этого слова вы знаете?
- Прочитайте слова, которые написаны с заглавной буквы. – Выделите заглавную букву в этих словах. (Африка, Уфа.) – Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (Африка – это название континента, а Уфа – название столицы Башкортостана.) – Составьте предложения с этими словами. – Прочитайте «военное» слово. (Офицер.) – Прочитайте, как называется приспособление для передачи звуков по проводам. (Телефон.) – В словах первого и второго столбиков выделите соответствующими цветами звуки, которые обозначает на письме буква Ф. 2а) Проверка с самооценкой. – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить работу? – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку в дневнике? Почему? – Отметь в дневнике. - Что мы сейчас делали? (Читали слова и анализировали их.) – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией и умение владеть речью.) 3.Чтение слов (с. 140). 1) – Найдите столбик слов с одним гласным звуком. – Прочитайте его. – Сколько слогов в этих словах? – Почему? – Как называется крупное соединение военно-морских судов? (Флот.) – Прочитайте слово, которое называет место военных действий. (Фронт.) – Объясните слово фрак. (Парадный пиджак с короткими передними полами.) – Обозначьте цветным карандашом первый звук во всех словах. 4.Работа в паре. – Составьте и скажите друг другу предложение с любым из этих слов. Несколько предложений озвучивается и анализируется. – В следующем столбике найдите лишнее слово. (Факел, так как в этом слове звук [ф] твёрдый, а в остальных словах мягкий.) – Что указывает на мягкость предшествующего согласного? 3) – Прочитайте слова последнего столбика. – Есть ли у этих слов что-то общее? – Прочитайте «съедобные» слова. (Кофе, конфеты.) – А когда люди используют конфетти? (Конфетти – разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на праздниках.) – Что особенного в написании этого слова? Подчеркните. – Какие соединения с буквой Ф встретились в словах этого столбика? – Что интересного заметили? (Как пишется? А как слышится?) – Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь.) – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.) 4. Чтение слов и предложений. 1) Чтение однокоренных слов с корнем -фото-, объяснение лексического значения. Фотография – 1. Изображение предметов на чувствительной пленке. 2. Снимок – изображение, полученное таким способом. 3. Учреждение, мастерская для съемок. Фотоаппарат – аппарат для фотографии. Фотограф, фотокорреспондент – специалист по фотографии. Фоторобот – составленное из деталей по словесному описанию изображение человека. – Что объединяет слова? (Они однокоренные.) – Выделите корень. 3) Чтение предложения. – Какое предложение записано над картинками? Прочитайте. – Соответствует ли предложение картинкам? – Сколько частей в предложении? – Как догадались? – Какие слова записаны с большой буквы? – Почему? – Выделите заглавные буквы. – Как можно поменять слова в предложении местами, чтобы смысл предложения не изменился? (Поменять местами части.) – Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь.) – Что нового для себя открыли? – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.) 4. Работа с текстом «Папина профессия» (с. 141). 3 1) Работа с текстом до чтения. – Прочитайте заглавие. – А кем может работать папа? – Подсказывает ли картинка, какая профессия у папы, про которого мы будем читать текст? 2) Чтение текста самостоятельно дома. ( по желанию) | Работа над эмоциональностью чтения Классифицируют на группы, опираясь на признаки. Наблюдают, анализируют
Обобщают Умение работать с информацией. Наблюдают Выделяют общее Читают про себя Извлекают информацию из текста Чтение слов. Предложения. Толковый словарик 2 чел ищут ответ. Объясняют Составляют предложения Работа в парах Оценивают свои действия Подведение итогов
Чтение слов про себя, затем –выборочно по заданию Звуковой анализ Работают в паре Классификация пропедевтика Умение работать с информацией. Чтение и объяснение лексического значения. Обобщают | Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
- зелёный кружок - коммуникативные УУД Синий кружок- познавательные УУД Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
в иллюстрации. Регулятивные УУД:
Воспитание экологической культуры учащихся Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
Личностные УУД:
| |
VI.Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель:
| 1. Фиксация нового содержания. – Что нового узнали? Что узнали о новой букве? Заселение буквы Ф в Город Букв (Игра для детей, организованная на протяжении периода изучения букв) 2.Рефлексия учебной деятельности. Соотнесение цели урока и его результатов ( каждый оценивает, удалось ли ему лично достигнуть целей, которые он ставил перед собой в начале урока) – Какие уже известные нам знания повторили? 3.Самооценка деятельности на уроке – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке? | Каждый оценивает, удалось ли ему лично достигнуть целей, которые он ставил перед собой в начале урока. (отвечают 2-3 человека) | Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
Личностные УУД:
|
VII. Домашнее задание (по желанию) | Нарисовать профессию своего папы или дедушки, чтобы другие ребята угадали, какая у них профессия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте по теме Буквы Щ,щ, звук [щ]. Формирование навыков чтения.
Урок обучения грамоте проводится в конце букварного периода.Способствует развитию познавательного интереса,обобщению знаний учащихся об изученном звуке.Дети учатся понимать прочитанное и применять пох...
урок обучения грамоте по теме "буквы Дд"
Данный конспект содержит поурочную разработку для 1 класса по УМК "Школа России"...
урок обучения грамоте по теме "Буквы Лл"
Данный урок письма разработан по программе УМК "Школа России"...
Урок обучения грамоте по теме: "Буква ы, обозначающая гласный звук звук [ы]"
Урок обучения грамоте в первом классе по теме "Буква ы, обозначающая гласный звук звук [ ы] " ....
Урок обучения грамоте по теме "Буква Сс"
Обучение грамоте УМК "Гармония"(презентация к уроку )...
Открытый урок обучение грамоте по теме «Буквы П,п» в 1 классе
Урок построен с учетом современных требований, эффективно используются элементы современных образовательных технологий. Активная мыслительная деятельность каждого ученика прослеживается на...
Открытый урок обучения грамоте по теме: "Буква Ь- обозначение мягкости согласных" .
Цели урока: 1)формирование навыка чтения, 2) развитие интереса к чтению и желания читать, 3) ознакомление с новой буквой, новым языковым явлением....