ПУШКИН Александр Сергеевич "Сказка о рыбаке и рыбке" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Галанская Людмила Елисеевна

Урок литературного чтения во 2 классе составлен на основе ФГОС по учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др.в рамках УМК "Школа России" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.s.pushkin.docx17.63 КБ
Файл skazka_o_rybake_i_rybke.pptx1.98 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:  А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цели уроков: ознакомить учащихся со «Сказкой о рыбаке и рыбке»; развивать умение выразительно читать произведение, умение интонацией передавать настроение; учить делить текст на части, выделять главную мысль; обогащать словарный запас детей; воспитывать доброту, милосердие; научить давать характеристику героям по плану, учить находить нужный отрывок в тексте по вопросам; научить отличать сказку от других произведений; ознакомить детей с биографией А.С. Пушкина; научить соблюдать гигиену чтения.

Формируемые УУД: 

Познавательные УУД:  формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.

Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников.

Коммуникативные УУД: формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.

Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.

Личностные УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.

Оборудование: учебник, презентация к уроку, аудиозапись сказки.

Ход урока

I.        Организационный момент

II.        Проверка домашнего задания

Дети выразительно читают стихотворения о зиме.

III.        Постановка цели урока

  • Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество А.С. Пушкина. (слайд 3)                                           А угадать какое произведение мы будем сегодня читать, вам поможет иллюстрация.

Посмотрите на слайд 4.

  • Догадались? Правильно, это «Сказка о рыбаке и рыбке». А.С. Пушкин не писал специально для детей, но в его произведениях много ценнейших строк, которые должны знать дети. В сказках Пушкина показан конфликт между светлым и темным миром, между добром и злом.
  • Скажите, какие сказки Пушкина А.С вы знаете? Всего сказок у него пять. Какие? Посмотрите на следующие слайды и попробуйте отгадать. (слайды 5-8)

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде».

  • Кто уже знаком со сказкой о рыбаке и рыбке?
  • Можно по названию сказки рассказать, о каких героях пойдет речь?
  • Перелистайте страницы, посмотрите, какая большая сказка, но написана она не сплошным текстом, а поделена на части. Каждая часть сказки - это новый рассказ о новых событиях, которые происходят в жизни героев.

IV.        Изучение нового материала

1. (Учитель включает аудиозапись сказки.)

2. Чтение с комментированием. Читают учащиеся по цепочке. По ходу чтения идет словарная работа. Объясняются слова и выражения: 1 часть (слайд 9)

ветхая землянка - старый дом, вырытый в земле;

невод - большая рыболовная сеть;

откуп - плата;

простофиля - глупый, несообразительный человек.

Вопросы после чтения:

  • Где  жили старик со старухой?
  • Сколько лет они жили?
  • Какое чудо произошло?
  • Как отнеслась старуха к рассказу старика?
  • Какой вам представляется старуха?
  • Каким вам представляется старик?

2-3 части

Чтение учащимися, по ходу чтения идет словарная работа.

корысть - выгода, польза;

кликать - звать;

пуще - больше;

бранится - ругается. Вопросы после чтения:

  • Что теперь захотелось старухе?
  • Как отнеслась к просьбе рыбка?

V.        Физкультминутка

VI.        Продолжение изучения нового материала
4-5 части (слайд 10)

Читает учитель, дети следят по своим учебникам. По ходу чтения поясняются непонятные слова, читаются сноски. Вопросы после чтения:

  • Успокоилась старуха?
  • Что ей теперь хочется?
  • Какой вы теперь представляете себе старуху?
  • Изменилось ли отношение к ней?

Стала ли она добрее?

6-8 части

Читают ученики (про себя, затем вслух). Вопросы после чтения:

  • Кем теперь захотела стать старуха?
  • Почему это желание испугало старика?
  • Выполнил ли он приказ старухи?
  • Как изменилась старуха?
  • А почему народ над стариком насмехался и говорил: «Не садися не в свои сани!»?
  • Когда так говорят? {Когда человек не соответствует месту, которое занимает.)

VII. Рефлексия.

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

Подведение итогов урока.

- С какой сказкой вы познакомились на уроке?

- Как бы вы поступили на месте старика?

- Какое ваше самое заветное желание?

Домашнее задание

Перечитать сказку, уметь находить нужный отрывок по вопросам, которые я завтра буду вам задавать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА: СКАЗКА о рыбаке и рыбке. Составила учитель начальных классов МБОУ « Маломеминская ООШ Кайбицкого муниципального района РТ»

Слайд 2

Формируемые УУД: Познавательные УУД: формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки. Регулятивные УУД : выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников. Коммуникативные УУД : формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога. Предметные УУД : формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса. Личностные УУД : умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.

Слайд 3

ПУШКИН Александр Сергеевич

Слайд 9

Часть 1. Ветхая землянка – старый дом, вырытый в земле. Невод – большая рыболовная сеть. Откуп – плата. Простофиля - глупый, несообразительный человек. Части 2-3. Кликать – звать. Пуще – больше. Бранится – ругается.

Слайд 10

Части 4-5. Корысть – выгода, польза. Тесовые ворота – ворота, сделанные из тонких досок. Части 6-8. Столбовая дворянка – дворянка старинного рода. Душегрейка – женская теплая кофта, обычно без рукавов, со сборками на талии. Кичка – старинный праздничный головной убор замужней женщины. Чупрун – чуб, хохол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Александр Невский" классный час в 1 классе

На классном часе дети в доступной форме  знакомятся с историческим героем Александром Невским, с событиями 1240 - 1242 года....

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Час чтения",тема "О Пушкин! Пушкин! Наш любимый поэт!". "Литературная гостиная" .2 класс

Конспект занятия  по внеурочной деятельности "Час чтения" , посвященный творчеству А.С. Пушкина....

Организация проектной деятельности по творчеству Александра Сергеевича Пушкина «Александр Сергеевич Пушкин – наше солнце!»

В статье обобщен опыт по организации проектной деятельности , представлены этапы , виды и формы работы....

Презентация к уроку литературного чтения по теме " Александр Сергеевич Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке".

Презентация к уроку литературного чтения по теме " Александр Сергеевич Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"....

Технологическая карта урока литературного чтения "А. Пушкин "Цветок"" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства со стихотворением А. Пушкина «Цветок». Задач...