Урок внеклассного чтения "В мире фантастики"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок познакомит учащихся с новым жанром литературы- фантастической повестью и книгами писателей-фантастов Евгения Велтисова и Кира Булычева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vn._chtenie._fantastika.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В мире фантастики.
- Разгадайте кроссворд.
1 | |||||||||
| 2 | ||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 |
- Имя одной из злых волшебниц из «Сказки о потерянном времени». (Не Ольга). ( Марфа).
- Имя товарища Дениса из рассказов В.Драгунского. (Мишка).
- Имя мальчика, от имени которого ведется повествование в рассказах В. Драгунского. ( Денис).
- Новое слово, которое услышал герой рассказа В.Голявкина «Никакой горчицы я не ел», обозначает документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение. (Патент).
- На каком виде городского транспорта катался от скуки герой рассказа В. Голявкина? ( На трамвае).
- Какой язык учил все лето Павел в одном из рассказов В. Драгунского? (Английский).
- Какое слово он выучил за два месяца тяжелой работы? (Пит).
- Продукт, острая приправа, которой не ел герой рассказа В.Голявкина. (Горчица).
- Какой предмет был волшебным в «Сказке о потерянном времени»? (Ходики).
- Кого любил Мишка? (Бабушку).
- Какое слово получилось в выделенных клеточках?
- Что оно обозначает?
- Само слово «фантастика» произошло от греческого слова фантазия – воображение. Это же слово обозначает мечту. Издавна люди мечтали. Мечтали обо всем. Когда-то трудно было добывать огонь. 1 000 лет понадобилось человеку, чтобы изобрести спички. А сейчас мы с вами стали забывать, что это такое, потому что есть зажигалка – газовая, бензиновая и даже электрическая. А уж полеты в космос могли только привидеться во сне. Но вот мы живем уже в XXI веке, и никого не удивляют выходы в открытый космос, фотографии с Марса… наука не стоит на месте, и то, что казалось фантазией 100 лет назад, сегодня – реальность.
- Во второй половине двадцатого века, когда особенно бурно начала развиваться наука, появилось огромное количество произведений научной фантастики. Так называют обширную отрасль литературы, которая как бы «заглядывает в будущее», в мир невероятных, чудесных представлений и образов. Писатели, зная о возможностях современной науки, пытаются дать ответы на множество вопросов. Что ждет людей тогда, когда космические полеты станут обычным явлением повседневной жизни?.. Как произойдет первая встреча с представителями других миров. – явятся ли они на Землю или земляне найдут их на бесконечных просторах Вселенной?.. Что станет со старушкой Землей, если человек будет по-прежнему бездумно расходовать природные ресурсы?.. Каким будет общество, когда создадут «искусственного» человека?..
По-разному отвечают на эти вопросы писатели-фантасты. Возможно, прочитав их книги, вы захотите с ними поспорить?..
- Работа с выставкой книг.
- С книгами каких писателей-фантастов вы познакомились к сегодняшнему уроку?
- О каких фантастических вещах рассказывают в них авторы?
- Знакомство с фантастической повестью.
- Сегодня мы познакомимся с таким жанром, как фантастическая повесть. Называется она «Миллион и один день каникул». Написал ее Евгений Серафимович Велтистов.
1. Чтение отрывка повести подготовленными учениками.
«Сказка Е. Велтистова повествует о необычных каникулах школьников среди звезд, где один день может быть равен тысячам земных лет.
Корабль «Виктория», на котором летят три пятиклассника на встречу с родителями, работающими в дальнем космосе, попадает в сферу притяжения невидимой звезды – «черного карлика» или «черной дыры». С пассажирами корабля происходят необыкновенные приключения, они встречают себя «вчерашних» и «завтрашних»…
2. Ответы на вопросы.
- Что значит «тахис» и на каком языке?
- Как звали детей на корабле «Виктория»?
- Почему никто из землян в своей жизни не встречал тахионов?
- Какой была скорость космических кораблей землян?
- «Куда же девается то, что исчезает»?
- Знакомство с историей создания книг.
- Евгений Велтистов написал несколько фантастических книг для детей. Самая известная из них – «Электроник – мальчик из чемодана».
1. Евгений Серафимович Велтистов.
В предисловии к одному из многочисленных изданий этой самой известной книги писателя рассказывается: «Однажды молодой автор собрался в отпуск, к морю. Уложил чемодан, сел в такси. Несет чемодан к поезду и удивляется: тяжелый! Словно там не рубашка и ласты, а кирпичи. Чтобы нести стало легче, веселей, стал фантазировать: «Может, в чемодане кто0то есть? Может, там … электронный мальчик? Вот поставлю, - подумал, - чемодан на полку, откину крышку, мальчик откроет глаза, встанет и скажет: «Здравствуй, меня зовут Электроник…» Вошел в купе, щелкнул замками и ахнул. Оказывается, в спешке перепутал чемоданы: взял другой, набитый книгами. Поезд тронулся… Пришлось у моря обойтись без ласт. Зато почитал вволю. А про воображаемого мальчика не забыл». Разумеется, мальчика вы узнали сразу. А знакомы ли вы с его создателем?
Евгений Велтистов пошел в школу на второй год Великой Отечественной войны. Книг в то время было мало – вот и решил он, когда вырастет, стать продавцом детских книг, чтобы все их прочитать. Став взрослым, он передумал, выучился на журналиста. Сам начал писать – сначала в разных газетах, потом в журнале «Огонек». Он путешествовал по нашей стране и за рубежом, встречался с разными людьми, копил впечатления и обдумывал свои будущие книги.
Первая книжка – «Приключения на дне моря» - увидела свет в 1960 году. Знаменитый Электроник впервые встретился с читателями четырьмя годами позднее. Правда, очереди за «Электроником» выстроились в библиотеках только после выхода на экран трехсерийного телевизионного фильма, сценарий которого написал сам Велтистов. Фильм имел огромный успех, писем от читателей на телевидение, в редакции. Газеты «Пионерская правда» и самому писателю пришло более восьмидесяти тысяч.
- Прочитайте, отрывок, в котором рассказывается о появлении электронного мальчика.
- Чем он отличался от обыкновенных детей?
- С кем подружился Электроник?
- Какую справку выдал ему Сережа Сыроежкин? Зачем?
- О каких интересных приключениях этих мальчиков вы прочитали, расскажите.
- Тем, кого заинтересовало творчество Е.Велтистова, я рекомендую прочитать и другие книги этого автора: «Рэсси – неуловимый друг», «Гумм – гам».
2. Кир Булычев (настоящее имя – Игорь Всеволодович Можейко) родился в 1934 году в Москве.
Арбатскому мальчишке Игорю Можейко хотелось путешествовать, жить в палатке, делать научные открытия. Воображая себя исследователем, он вдоль и поперек исходил Подмосковье, читал книги об экспедициях в пустыню Гоби, собирал обширные коллекции минералов. И, конечно же. Представлял себя настоящим геологом с мужественным лицом и обветренными руками…
Вышло все, однако, по-другому: Игорь окончил Московский институт иностранных языков и попал на работу в далекую азиатскую страну – Бирму. А, вернувшись на родину, поступил в аспирантуру при Институте востоковедения Академии Наук.
В 1966 году он защитил диссертацию, началась исследовательская работа.
Но вот однажды… редакция альманаха «Искатель», с которым сотрудничал Можейко, попало в тяжелое положение. Дело в том. Что перед самой сдачей материалов в типографию решено было не печатать один из фантастических рассказов. Однако художник уже нарисовал к этому рассказу иллюстрацию, и картинка, как нарочно, красовалась на отпечатанной обложке выпуска. С нее на сотрудников редакции уныло смотрел сидящий в банке крохотный динозавр.
Рисунок настоятельно требовал объяснений, и не сколько человек, спасая положение, решили написать по фантастическому рассказу, лучший из которых назавтра должен был попасть в сборник. В неожиданном конкурсе принял участие и ученый-востоковед Игорь Можейко. Он честно просидел всю ночь за машинкой, а утром принес в редакцию свое сочинение. Рассказ, придуманный Можейко («Когда вымерли динозавры»), показался сотрудникам самым удачным, и его срочно вставили в выпуск.
Но как подписать столь непредвиденное творение? «Игорь Можейко» - вроде неудобно. Все-таки историк, ученый, а тут динозавры какие-то в банках. «Имя жены плюс девичья фамилия матери», - решил автор и написал под рукописью «Кир Булычев».
Вот так серьезный историк Игорь Можейко начал писать «несерьезную» фантастику. При этом Игорь Всеволодович ни в какой мере не бросал научных занятий. Одновременно с фантастом Булычевым неустанно писал свои труды историк Можейко. Остается только удивляться. Как у Игоря Всеволодовича хватает на все это времени и сил. Впрочем, нет, времени как раз не хватает, и фантаст Булычев вместе с историком Можейко мечтают о том, чтобы хоть как-нибудь увеличить сутки…
- Обзор книг Кира Булычева.
В настоящее время уже вышло 15 томов сочинений К.Булычева. Готовятся к изданию еще 15 томов. О чем же пишет этот писатель?
Булычев Кир «Великий Гусляр» Повести и рассказы.
Где еще, как ни в России, вы найдете городок Великий Гусляр? И его обитателей, способных не терять присутствие духа в самых неожиданных ситуациях, будь то покупка в зоомагазине говорящих золотых рыбок, очередное гениальное открытие профессора Льва Христофоровича Минца или встреча с космическими пришельцами, от которых в последнее время в городе стало как-то даже тесновато?..
Не секрет, что в Великом Гусляре буквально под каждой улицей находятся подземные ходы и клады. Одним из таких кладов может оказаться, к примеру, пузатая бутыль, содержащая настоящий эликсир молодости…
Булычев Кир «Нужна свободная планета».
«Вы, очевидно, не представляете себе трудностей и опасностей космического путешествия, - говорил Корнелию Удалову инопланетный пришелец Гнец-18. – Вы можете погибнуть, провалиться в прошлое, попасть в шестое измерение, превратиться в женщину. Наконец, вы можете стать жертвой космических драконов или подцепить галактическую сухотку». Однако великогуслярский начальник стройконторы, которого обуяла жажда странствий, твердо решил помочь Гнецу-18 отыскать в бесконечном Космосе свободную планету, жизненно необходимую «братьям по разуму».
Булычев Кир «Фантастический бестиарий».
«Бестиарий» - это книга о зверях, а «Фантастический бестиарий» - книга о вымышленных зверях. Киру Булычеву захотелось рассказать «о созданиях, которых никогда не существовало… и посмотреть на них нашими глазами. Тогда страшные сказки становятся забавными, а порой и трогательными» Для этого он отобрал в свой удивительный зверинец: единорога, кракена, дракона, ехидну, сфинкса, василиска, русалку, кикимору – всех и не перечислишь. Но среди существ, придуманных еще в древности, попадаются и другие – те, что были неведомы никому. Им посвящен особый раздел «Выдумки наших дней».
Булычев Кир «Атлантида: Боги и герои».
«…был на свете один народ, от которого не сохранилось не только ни одной книги или надписи, но даже глиняного черепка, даже бусинки или монетки, не говоря уж о развалинах дворцов…
Этот народ – атланты. Их страна называлась Атлантидой.
Говоря, что Атлантида затонула целиком, вместе с городами, полями, горами и болотами.
А прочесть о ней можно только в одной книге… Атлантида – одна из неразгаданных тайн истории Земли…»
- Работа над книгой К. Булычева «Путешествие Алисы».
1. Рассказы детей о прочитанном.
- Вы читали о приключениях Алисы? Если нет, то вы много потеряли! Ведь этой девочке из XXI века удавалось такое, о чем может мечтать каждый уважающий себя подросток. Например, приручить симпатичного, крошечного – каких-нибудь два с половиной метра – бронтозавра, отправиться вместе с отцом, профессором, в космическое путешествие за редкими зверями для московского зоопарка, спасти от гибели целую планету, прокатиться в прошлое на машине времени, стать принцессой средневекового королевства, разгромить логово космических пиратов, без спросу проникнуть в заповедник сказок…
- Назовите имя героини всех этих приключений.
- В каких книгах вы прочли о них?
- Кто автор этих книг?
- Что вы узнали об этой девочке, расскажите.
- Что вы узнали о ее родителях?
- Кого из друзей Алисы вы можете назвать?
2. Работа над отрывком из фантастической повести.
Кир Булычев «Консилиум».
а) чтение отрывка по цепочке;
б) ответы на вопросы:
- Как называется рассказ? Что обозначает это слово?
- Зачем собрался консилиум в кабинете Алисиного отца?
- Кем на самом деле был козлик? (Директором заповедника сказок, профессором, доктором наук Царевичем).
- Как профессор Царевич превратился в козлика?
- Кто из героев рассказа не сомневался в том, что козлик – профессор, директор заповедника? (Алиса и толстый король).
- Как ученые решили «научно» проверить является ли пациент человеком?
- Кто присутствовал на консилиуме?
- Помог ли козлик разрешить проблему ученых? Как он себя вел?
- Почему, как вы считаете?
- Как ученые предлагали «вылечить» козлика?
- Как вы думаете, что могло бы произойти дальше?
- Как проявила себя Алиса в этом эпизоде? Что вы можете о ней сказать? (Умеет хранить секреты, не любит пустые разговоры, уважительно относится к людям, верит в сказки и волшебство).
- Подведение итога урока.
- Как называется жанр литературы, с которым мы познакомились сегодня на уроке?
- О книгах каких писателей – фантастов мы говорили на уроке?
- Кого заинтересовали эти книги? Чем? Хотите ли вы их прочитать?
Ответь на вопросы викторины.
- Откуда взяты эти строчки?
а) «Он нагнулся над чемоданом, отпер замки, откинул крышку. В чемодане, на мягком голубом нейлоне, лежал, вытянувшись во весь рост, мальчик с закрытыми глазами…»
б) «Птица-говорун охраняется законом планеты Блук как очень редкое и интересное создание».
2. Кто из литературных персонажей были друзьями Сережи Сыроежкина?
3. О ком говорится в следующем отрывке литературного произведения?
«Как и любой ученик, он получал двойки. Никто его, конечно, не ругал за плохие отметки».
4. Из какого произведения эти строки?
а) «Светловидов – Игреку: «Сложите 723 022 и 252 910». Через полминуты заработал телефонный аппарат Игрека: 975. 932.
б) « «Вы играете в шахматы?» - спросил инженер. Икс ответил коротко: «Да».Тогда инженер предложил ему решить этюд: «У меня только король на е8, других фигур нет. У вас – король на е6 ладья на h1. Как вы сыграете?»
5. Три Алисы.
В стране Литературных Героев жили три Алисы. Две из них умели играть в шахматы, а одна – нет. Что это за Алисы и из каких они произведений?
6. Герой – автор.
Внимательно прочитай два списка. В первом списке – литературные герои, которые умели играть в шахматы, во втором – авторы литературных произведений. Соедини героев книг и их авторов.
а) Незнайка, Электроник, Хоттабыч, Алиса, Алиса Селезнева, Дениска Кораблев.
б) Булычев, Драгунский, Велтистов, Кэрролл, Лагин, Носов.
Ответы на викторину.
- Е. Велтистов «Электроник – мальчик из чемодана»
К. Булычев «Девочка с Земли».
- Электроник.
- Об Электронике.
- Е. Велтистов «Электроник – мальчик из чемодана».
- Умели играть Алиса Селезнева и Алиса, которая побывала в Зазеркалье. Не умела играть лиса Алиса.
- Булычев – Селезнева, Велтистов – Электроник, Драгунский – Кораблев, Кэрролл – Алиса, Лагин – Хоттабыч, Носов – Незнайка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»
Цели: • выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова; • знакомство с культурой Японии; • вы...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»
Цели: • выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова; • ...
Разработка урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Чтение стихотворений А. Барто и рассказов Л. Толстого о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано.
Урок знакомит детей с широким кругом произведений писателей, доступных для самостоятельного чтения; учит осознанно выбирать для себя книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развивае...
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.
Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....
"Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.
Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео...
Урок внеклассного чтения "Чтение былин о русских богатырях"
Конспект урока, используемая литература....
Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»
Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...