Урок внеклассного чтения "В мире фантастики"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Варфоломеева Екатерина Фёдоровна

Урок познакомит учащихся с новым  жанром литературы- фантастической повестью  и книгами писателей-фантастов Евгения Велтисова и Кира Булычева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vn._chtenie._fantastika.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

В мире фантастики.

   - Разгадайте кроссворд.

1

     

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Имя одной из злых волшебниц из «Сказки о потерянном времени». (Не Ольга). ( Марфа).
  2. Имя товарища Дениса из рассказов В.Драгунского. (Мишка).
  3. Имя мальчика, от имени которого ведется повествование в рассказах В. Драгунского. ( Денис).
  4. Новое слово,  которое услышал герой рассказа В.Голявкина «Никакой горчицы я не ел», обозначает документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение. (Патент).
  5. На каком виде городского транспорта катался от скуки герой рассказа В. Голявкина? ( На трамвае).
  6. Какой язык учил все лето Павел в одном из рассказов В. Драгунского? (Английский).
  7. Какое слово он выучил за два месяца тяжелой работы? (Пит).
  8. Продукт, острая приправа, которой не ел герой рассказа В.Голявкина. (Горчица).
  9. Какой предмет был волшебным в «Сказке о потерянном времени»? (Ходики).
  10. Кого любил Мишка? (Бабушку).

  - Какое слово получилось в выделенных клеточках?

  - Что оно обозначает?  

  - Само слово «фантастика» произошло от греческого слова фантазия – воображение. Это же слово обозначает мечту. Издавна люди мечтали.  Мечтали обо всем. Когда-то трудно было добывать огонь. 1 000 лет понадобилось человеку, чтобы изобрести спички. А сейчас мы с вами стали забывать, что это такое, потому что есть зажигалка – газовая, бензиновая и даже электрическая.  А уж полеты в космос могли только привидеться во сне. Но вот мы живем уже в XXI веке,  и никого не удивляют выходы в открытый космос, фотографии с Марса… наука не стоит на месте, и то, что казалось фантазией 100 лет назад, сегодня – реальность.

   - Во второй половине двадцатого века, когда особенно бурно начала развиваться наука, появилось огромное количество произведений научной фантастики. Так называют обширную отрасль литературы, которая как бы «заглядывает в будущее», в мир невероятных, чудесных представлений и образов. Писатели, зная о возможностях современной науки, пытаются дать ответы на множество вопросов. Что ждет людей тогда, когда космические полеты станут обычным явлением повседневной жизни?.. Как произойдет первая встреча с представителями других миров. – явятся ли они на Землю или земляне найдут их на бесконечных просторах Вселенной?.. Что станет со старушкой Землей, если человек будет по-прежнему бездумно расходовать природные ресурсы?.. Каким будет общество, когда создадут «искусственного» человека?..

          По-разному отвечают на эти вопросы писатели-фантасты. Возможно, прочитав их книги, вы захотите с ними поспорить?..

  1. Работа  с выставкой книг.

- С книгами  каких писателей-фантастов вы познакомились к сегодняшнему уроку?

- О каких фантастических вещах рассказывают в них авторы?

  1. Знакомство с фантастической повестью.

      - Сегодня мы познакомимся с таким жанром, как фантастическая повесть. Называется она «Миллион и один день каникул». Написал ее Евгений Серафимович Велтистов.

1. Чтение отрывка повести подготовленными учениками.

    «Сказка Е. Велтистова повествует о необычных каникулах школьников среди звезд, где один день может быть равен тысячам земных лет.

      Корабль «Виктория», на котором летят три пятиклассника на встречу с родителями, работающими в дальнем космосе, попадает в сферу притяжения невидимой звезды – «черного карлика» или «черной дыры». С пассажирами корабля происходят необыкновенные приключения, они встречают себя «вчерашних» и «завтрашних»…

2. Ответы на вопросы.

- Что значит «тахис» и на каком языке?

- Как звали детей на корабле «Виктория»?

- Почему никто из землян в своей жизни не встречал тахионов?

- Какой была скорость космических кораблей землян?

- «Куда же девается то, что исчезает»?

  1. Знакомство с историей создания книг.

- Евгений Велтистов написал несколько фантастических книг для детей. Самая известная из них – «Электроник – мальчик из чемодана».

1.  Евгений Серафимович Велтистов.

       В предисловии к одному из многочисленных изданий этой  самой известной книги  писателя рассказывается: «Однажды молодой автор собрался в отпуск, к морю. Уложил чемодан, сел в такси. Несет чемодан к поезду и удивляется: тяжелый! Словно там не рубашка и ласты, а кирпичи. Чтобы нести стало легче, веселей, стал фантазировать: «Может, в чемодане кто0то есть? Может, там … электронный мальчик? Вот поставлю, - подумал, - чемодан на полку, откину крышку, мальчик откроет глаза, встанет и скажет: «Здравствуй, меня зовут Электроник…» Вошел в купе, щелкнул замками и ахнул. Оказывается, в спешке перепутал чемоданы: взял другой, набитый книгами. Поезд тронулся… Пришлось у моря обойтись без ласт. Зато почитал вволю. А про воображаемого мальчика не забыл». Разумеется, мальчика вы узнали сразу. А знакомы ли вы с его создателем?

      Евгений Велтистов пошел в школу на второй год Великой Отечественной войны. Книг в то время было мало – вот и решил он, когда вырастет, стать продавцом детских книг, чтобы все их прочитать. Став взрослым, он передумал, выучился на журналиста. Сам начал писать – сначала в разных газетах, потом в журнале «Огонек». Он путешествовал по нашей стране и за рубежом, встречался с разными людьми, копил впечатления и обдумывал свои будущие книги.

       Первая книжка – «Приключения на дне моря» - увидела свет в 1960 году. Знаменитый Электроник впервые встретился с читателями четырьмя годами позднее. Правда, очереди за «Электроником» выстроились в библиотеках только после выхода на экран трехсерийного телевизионного фильма, сценарий которого написал сам Велтистов. Фильм имел огромный успех, писем от читателей на телевидение, в редакции. Газеты «Пионерская правда» и самому писателю пришло более восьмидесяти тысяч.

- Прочитайте, отрывок, в котором рассказывается о появлении электронного мальчика.

- Чем он отличался от обыкновенных детей?

- С кем подружился Электроник?

- Какую справку выдал ему Сережа Сыроежкин? Зачем?

- О каких интересных приключениях этих мальчиков вы прочитали, расскажите.

- Тем, кого заинтересовало творчество Е.Велтистова, я рекомендую прочитать и другие книги этого автора: «Рэсси – неуловимый друг», «Гумм – гам».

2.  Кир Булычев (настоящее имя – Игорь Всеволодович Можейко) родился в 1934 году в Москве.

         Арбатскому мальчишке Игорю Можейко хотелось путешествовать, жить в палатке, делать научные открытия. Воображая себя исследователем, он вдоль и поперек исходил Подмосковье, читал книги об экспедициях в пустыню Гоби, собирал обширные коллекции минералов. И, конечно же. Представлял себя настоящим геологом с мужественным лицом и обветренными руками…

         Вышло все, однако, по-другому: Игорь окончил Московский институт иностранных языков и попал на работу в далекую азиатскую страну – Бирму. А,  вернувшись на родину, поступил в аспирантуру при Институте востоковедения Академии Наук.

          В 1966 году он защитил диссертацию, началась исследовательская работа.

          Но вот однажды… редакция альманаха «Искатель», с которым сотрудничал Можейко, попало в тяжелое положение. Дело в том. Что перед самой сдачей материалов в типографию решено было не печатать один из фантастических рассказов. Однако художник уже нарисовал к этому  рассказу иллюстрацию, и картинка, как нарочно, красовалась на отпечатанной обложке выпуска. С нее на сотрудников редакции уныло смотрел сидящий в банке крохотный динозавр.

            Рисунок настоятельно требовал объяснений, и не сколько человек, спасая положение, решили написать по фантастическому рассказу, лучший из которых назавтра должен был попасть в сборник. В неожиданном конкурсе принял участие и ученый-востоковед Игорь Можейко. Он честно просидел всю ночь за машинкой, а утром принес в редакцию свое сочинение. Рассказ, придуманный  Можейко («Когда вымерли динозавры»), показался сотрудникам самым удачным, и его срочно вставили в выпуск.

           Но как подписать столь непредвиденное творение? «Игорь Можейко» - вроде неудобно. Все-таки историк, ученый, а тут динозавры какие-то в банках. «Имя жены плюс девичья фамилия матери», - решил автор и написал под рукописью «Кир Булычев».

           Вот так серьезный историк Игорь Можейко начал писать «несерьезную» фантастику. При этом Игорь Всеволодович ни в какой мере не бросал научных занятий. Одновременно с фантастом Булычевым неустанно писал свои труды историк Можейко. Остается только удивляться. Как у Игоря Всеволодовича хватает на все это времени и сил. Впрочем, нет, времени как раз не хватает, и фантаст Булычев вместе с историком Можейко мечтают о том, чтобы хоть как-нибудь увеличить сутки…

  1. Обзор книг Кира Булычева.

           В настоящее время уже вышло 15 томов сочинений К.Булычева. Готовятся к изданию еще 15 томов. О чем же пишет этот писатель?

Булычев Кир «Великий Гусляр» Повести и рассказы.

     Где еще, как ни в России, вы найдете городок Великий Гусляр? И его обитателей, способных не терять присутствие духа в самых неожиданных ситуациях, будь то покупка в зоомагазине говорящих золотых рыбок, очередное гениальное открытие профессора Льва Христофоровича Минца или встреча с космическими пришельцами, от которых в последнее время в городе стало как-то даже тесновато?..

    Не секрет, что в Великом Гусляре буквально под каждой улицей находятся подземные ходы и клады. Одним из таких кладов может оказаться, к примеру, пузатая бутыль, содержащая настоящий эликсир молодости…

Булычев Кир «Нужна свободная планета».

      «Вы, очевидно, не представляете себе трудностей и опасностей космического путешествия, - говорил Корнелию Удалову инопланетный пришелец Гнец-18. – Вы можете погибнуть, провалиться в прошлое, попасть в шестое измерение, превратиться  в женщину. Наконец, вы можете стать жертвой космических драконов или подцепить галактическую сухотку». Однако великогуслярский начальник стройконторы, которого обуяла жажда странствий, твердо решил помочь Гнецу-18 отыскать в бесконечном Космосе свободную планету, жизненно необходимую «братьям по разуму».

Булычев Кир «Фантастический бестиарий».

      «Бестиарий» - это книга о зверях, а «Фантастический бестиарий» -  книга о вымышленных зверях. Киру Булычеву захотелось рассказать «о созданиях, которых никогда не существовало… и посмотреть на них нашими глазами. Тогда страшные сказки становятся забавными, а порой и трогательными» Для этого он отобрал в свой удивительный зверинец: единорога, кракена, дракона, ехидну, сфинкса, василиска, русалку, кикимору – всех и не перечислишь. Но среди существ, придуманных еще в древности, попадаются и другие – те, что были неведомы никому. Им посвящен особый раздел «Выдумки наших дней».

Булычев Кир «Атлантида: Боги и герои».

       «…был на свете один народ, от которого не сохранилось не только ни одной книги или надписи, но даже глиняного черепка, даже бусинки или монетки, не говоря уж о развалинах дворцов…

       Этот народ – атланты. Их страна называлась Атлантидой.

      Говоря, что Атлантида затонула целиком, вместе с городами, полями, горами и болотами.

      А прочесть о ней можно только в одной книге… Атлантида – одна из неразгаданных тайн истории Земли…»

  1. Работа над книгой К. Булычева «Путешествие Алисы».

1. Рассказы детей о прочитанном.

     - Вы читали о приключениях Алисы? Если нет, то вы много потеряли! Ведь этой девочке из XXI века удавалось такое, о чем может мечтать каждый уважающий себя подросток. Например, приручить симпатичного, крошечного – каких-нибудь два с половиной метра – бронтозавра, отправиться вместе с отцом, профессором, в космическое путешествие за редкими зверями для московского зоопарка, спасти от гибели целую планету, прокатиться в прошлое на машине времени, стать принцессой средневекового королевства, разгромить логово космических пиратов, без спросу проникнуть в заповедник сказок…

- Назовите имя героини всех этих приключений.

- В каких книгах вы прочли о них?

- Кто автор этих книг?

- Что вы узнали об этой девочке, расскажите.

- Что вы узнали о ее родителях?

- Кого из друзей Алисы вы можете назвать?

    2. Работа над отрывком из фантастической повести.

Кир Булычев «Консилиум».

а) чтение отрывка по цепочке;

б) ответы на вопросы:

- Как называется рассказ? Что обозначает это слово?

- Зачем собрался консилиум в кабинете Алисиного отца?

- Кем на самом деле был козлик? (Директором заповедника сказок, профессором, доктором наук Царевичем).

- Как профессор Царевич превратился в козлика?

- Кто из героев рассказа не сомневался в том, что козлик – профессор, директор заповедника? (Алиса и толстый король).

- Как ученые решили «научно» проверить является ли пациент человеком?

- Кто присутствовал на консилиуме?

- Помог ли козлик разрешить проблему ученых? Как он себя вел?

- Почему, как вы считаете?

- Как ученые предлагали «вылечить» козлика?

- Как вы думаете, что могло бы произойти дальше?

- Как проявила себя Алиса в этом эпизоде? Что вы можете о ней сказать? (Умеет хранить секреты, не любит пустые разговоры, уважительно относится к людям, верит в сказки и волшебство).

  1. Подведение итога урока.

- Как называется жанр литературы, с  которым мы познакомились сегодня на уроке?

- О книгах каких писателей – фантастов мы говорили на уроке?

- Кого заинтересовали эти книги? Чем? Хотите ли вы их прочитать?

Ответь на вопросы викторины.

  1. Откуда взяты эти строчки?

   а)  «Он нагнулся над чемоданом, отпер замки, откинул крышку. В чемодане, на мягком голубом нейлоне, лежал, вытянувшись во весь рост, мальчик с закрытыми глазами…»

   б) «Птица-говорун охраняется законом планеты Блук как очень редкое и интересное создание».

2. Кто из литературных персонажей были друзьями Сережи Сыроежкина?

3. О ком говорится в следующем отрывке литературного произведения?

«Как и любой ученик,  он получал двойки. Никто его, конечно, не ругал за плохие отметки».

4. Из какого произведения эти строки?

а) «Светловидов – Игреку: «Сложите 723 022 и 252 910». Через полминуты заработал телефонный аппарат Игрека: 975. 932.

б)  « «Вы играете в шахматы?» - спросил инженер. Икс ответил коротко: «Да».Тогда инженер предложил ему решить этюд: «У меня только король на е8, других фигур нет. У вас – король на е6  ладья на h1. Как вы сыграете?»

5. Три Алисы.

    В стране Литературных Героев жили три Алисы. Две из них умели играть в шахматы, а одна – нет. Что это за Алисы и из каких они произведений?

6. Герой – автор.

    Внимательно прочитай два списка. В первом списке – литературные герои, которые умели играть в шахматы, во втором – авторы литературных произведений. Соедини героев книг и их авторов.

    а) Незнайка, Электроник, Хоттабыч, Алиса, Алиса Селезнева, Дениска Кораблев.

    б) Булычев, Драгунский, Велтистов, Кэрролл, Лагин, Носов.

Ответы на викторину.

  1. Е. Велтистов «Электроник – мальчик из чемодана»

      К. Булычев «Девочка с Земли».

  1. Электроник.
  2.  Об Электронике.
  3. Е. Велтистов «Электроник – мальчик из чемодана».
  4.  Умели играть Алиса Селезнева и Алиса, которая побывала в Зазеркалье. Не умела играть лиса Алиса.
  5.  Булычев – Селезнева, Велтистов – Электроник, Драгунский – Кораблев, Кэрролл – Алиса, Лагин – Хоттабыч, Носов  – Незнайка.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»

Цели: • выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова; • знакомство с культурой Японии; • вы...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»

Цели: •    выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова; •   ...

Разработка урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Чтение стихотворений А. Барто и рассказов Л. Толстого о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано.

Урок знакомит детей с широким кругом произведений писателей, доступных для самостоятельного чтения; учит осознанно выбирать для себя книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развивае...

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.

Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....

"Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.

Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео...

Урок внеклассного чтения "Чтение былин о русских богатырях"

Конспект урока, используемая литература....

Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»

Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...