Методические аспекты изучения произведений В.Ю. Драгунского в начальной школе"
статья по чтению (4 класс) на тему
В данной статье даны рекомендации по методической работе над произведениями Драгунского на уроках литературного чтения в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_aspekty_v_rabote_nad_proizvedeniyami_v._dragunskogo.docx | 58.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Свердлово Калининского района Саратовской области»
Статья
«Методические аспекты в работе над произведениями В. Ю. Драгунского на уроках литературного чтения в начальной школе»
Подготовила: Сорокина Марина Анатольевна
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ с. Свердлово
Калининского района
Саратовской области
2015 г.
В работе над произведениями В. Драгунского можно использовать различные формы и методы.
Приведу пример этапа урока по изучению произведения «Всё тайное становится явным»:
1. Сообщение темы урока.
— Эпиграфом к сегодняшнему уроку литературного чтения будут слова испанского писателя Мигеля Сервантеса. Прочитайте их: «Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой».
— Как вы это понимаете? (О правде всегда узнают).
— Найдите в учебнике произведение с созвучным по смыслу названием. (стр. 139)
2. Работа над рассказом. Дети читают хором название рассказа.
— Кто автор? (В. Драгунский)
Рассмотрим иллюстрацию к произведению.
— Как вы думаете, кто будет главным героем?
— Какое это произведение по жанру? Докажите, что это рассказ. Вспомните признаки рассказа (небольшое по объему, несколько героев, несколько эпизодов).
— А по настроению? Почему?
— Прочитайте заглавие еще раз (про себя).
— Как вы понимаете слово «явным»? Подберите синонимы (известным, всем доступным, очевидным, нескрываемым, открытым, видимым).
— Какой другой пословицей можно озаглавить рассказ? (Шила в мешке не утаишь).
— Как вы понимаете заглавие? Прочитайте самостоятельно 1 абзац и сравните ваш ответ с авторским.
— Совпали ваши рассуждения с авторскими?
3. Чтение рассказа по ролям.
— А теперь давайте прочитаем рассказ целиком. Сейчас ребята прочитают его по ролям, а вы внимательно послушайте, так как в конце урока нам с вами предстоит ответить на вопрос: Почему мама не стала наказывать Дениску? (Вопрос на доске)
Вопросы после чтения:
— Понравился вам рассказ?
— Какой фрагмент рассказа вам показался самым веселым, неожиданным?
— Почему было смешно?
Жужжащее чтение цитатного плана на карточках (цитатный план на доске и на карточках).
«Видеть не могу манную кашу!»
«Вы выливаете разную гадость за окно!»
«Ты должен съесть все до конца!»
«Ты это запомнил на всю жизнь?»
«А я остался с кашей наедине».
— Какие появились мысли?
— Что вы прочитали? (План).
— Объясните значение слова «цитата». (Цитата – от лат. дословная выдержка из какого-либо произведения или речи).
— Какой это план? Цитатный.
— Последовательно он составлен?
— Давайте определим последовательность плана.
4.Чтение рассказа по цитатному плану. Гимнастика для глаз.
— Еще раз прочитаем рассказ вслух по частям составленного плана.
А) 1 часть, читаем цепочкой (начинаются события).
— Что узнали о Дениске? (Имел хорошие привычки, задумывался над непонятным).
— Какую хитрость он придумал, чтобы съесть яйцо?
Б) Продолжаем чтение. Читаем 2 часть по ролям (Дениска, мама). Выборочное чтение.
— Прочитайте еще раз, как называет мама Дениску? (Вылитый Кощей)
— В каких еще произведениях В. Драгунского мы встречали эти слова?
— Как вы думаете, зачем мама заставляла Дениску есть кашу? (Заботилась о сыне…)
В) 3 часть. Продолжаем чтение и наблюдаем, как развиваются действия.
— Подумайте, какие вопросы можно задать к этой части.
5. Чтение цепочкой.
— Итак, какие вопросы у вас возникли в ходе чтения? (Дети задают вопросы).
— Что испытывал Дениска, какие чувства, когда экспериментировал кашей? (Чувство обиды, досады, безысходности).
— Правда ли Дениска потерял сознание, когда выплеснул кашу на улицу?
— Почему автор использует это выражение?
— Какие чувства испытывала мама, увидев пустую тарелку сына? Как надо прочитать ее слова?
— Найдите и прочитайте еще раз слова мамы выразительно.
Г) 4 часть.
— Прочитайте диалог из этой части. Постарайтесь диалог прочитать выразительно, попробуйте передать сложившуюся атмосферу, передать недоумение мамы, интонацию милиционера, обратите внимание на слова – действия, которые помогут вам выбрать нужную интонацию.
Чтение по ролям.
— Подберите синонимы к слову клеветать (оговаривать кого-либо, наговаривать, обговаривать, возводить напраслину).
— Какого человека называют интеллигентным? Давайте обратимся к словарю Ожегова. Интеллигентом называют человека, обладающего большой внутренней культурой, то есть культурный, образованный.
— Как понимаете: «язвительно рассмеялся милиционер» (злобно – насмешливо).
— Можно ли сказать, что именно в этой части действие достигает высшей точки – кульминации?
— Как изменилось настроение у Дениски?
— Почему мы смеемся, когда читаем рассказ дяденьки, как каша очутилась на его шляпе, брюках? (Мы представляем, как он с кашей пойдет фотографироваться).
— Хорошо ли Дениска знал свою маму?
— Какие слова это доказывают? Прочитайте.
— Почему мама сначала говорит строго, громко, а потом тихо? Как меняется ее настроение? (Сначала радуется за сына, потом недоумевает, затем испытывает стыд и неловкость за сына).
Д) 5 часть.
— Дочитаем рассказ до конца.
— Почему мама «смотрела долго-долго на сына?» (Хотела понять, что чувствует Дениска).
— Каков он Дениска? (Веселый, озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы, честный, чистосердечно признается в своей неправоте, постарается не допускать неправильных, нечестных поступков).
— Как вы думаете, какой человек получится из Дениски? Хотели бы вы иметь такого друга?
— Какая проблема волнует автора? (Взаимопонимание детей и родителей, воспитание детей).
— Как, по-вашему, что такое «взаимопонимание между родителями и детьми»?
— Итак, давайте подведем итог: «Почему мама не стала наказывать Дениску?»
— Что запомнит Дениска на всю жизнь?
Изучать творчество В. Драгунского можно не только на уроках, но и во внеурочное время. Так как произведения писателя носят юмористический характер, то можно провести игровую программу «Умники и умницы».
Приведу пример одного из этапов данной игровой программы:
II. Вопросы по рассказам Виктора Юзефовича Драгунского.
«Девочка на шаре».
1. — Какого цвета был шар, на котором выступала девочка? (голубого)
2. — Как называется цирковая специальность девочки на шаре? (эквилибристка)
3. — Куда уехала на гастроли девочка на шаре? (во Владивосток)
4. — Как звали девочку на шаре? (Танечка Воронцова)
5. — Кто такие «Бронзовые люди – Два яворс»? (родители Танечки).
«Зелёнчатые леопарды»
1. — Чем, по мнению ребятишек, плоха болезнь корь? (тем, что после нее все игрушки надо сжигать.)
«Чики – брык»
1. — Какой фокус папа Дениски не смог повторить второй раз? (Возврат шляпы).
«Расскажите мне про Сингапур»
2. — Какое хорошее средство использовал Дениска для быстрого засыпания? (повторение таблицы умножения на 7).
3. — Чем поклялся капитан, что он не сердится на Дениса? (именным кортиком).
4. — Почему плохо спалось капитану дальнего плавания? (в него Дениска бросал котлеты и яйца).
«Надо иметь чувство юмора».
1. — Как решилась задача про яблоки? (2 яблока разделить на троих, чтобы было поровну), (сварить компот).
2. — В каком рассказе Дениска с папой попадают в ДТП? («Человек с голубым лицом»).
«Человек с голубым лицом».
1. — Кем работал человек с голубым лицом? (водителем катка).
2. — Почему у этого человека лицо было голубое? (от частого бритья).
«Тайное становится явным».
1.— Из чего была каша, которую не любил Денис? (манная каша).
2.— Какую острую приправу добавил Денис в манную кашу, думал, что теперь может быть съест ее? (хрен).
3. — Куда шел человек, на которого вылилась каша? (фотографироваться).
4. — Если у мамы Дениса глаза становились зеленые, как крыжовник, что это означало? (что она рассердилась)
Работая над произведением В. Драгунского «Англичанин Павля», можно предложить ребятам игру «Исключение иностранных букв».
Буквы, составляющие фамилию, имя, отчество автора или название произведения пишутся вперемешку с буквами алфавита какого-либо иностранного языка. Учащимся даётся установка: «Внимательно рассмотрите запись. Определите название нового произведения, с которым мы сегодня познакомимся на уроке. Для этого обратите внимание только на буквы русского алфавита».
«QAHRГSЛWИЧFAGHNИНL
ПVAZBJЛЯ»
(«Англичанин Павля»)
Очень нравится ребятам отгадывать кроссворды по произведениям В. Драгунского. Приведём пример кроссворда по «Денискиным рассказам»:
По горизонтали: 3. Из чего варили бульон Дениска и папа? 5. На какое насекомое Денис обменял самосвал? 6. Как зовут подружку Дениски и Мишки? 7. Что вылил Дениска за окно на шляпу прохожего?
По вертикали: 1. Имя лучшего друга Дениса. 2. Где мальчики первых классов открыли стрельбу? 4. Как в рассказе «Удивительный день» мальчики назвали ракету? 5. Что за костюм, в котором много марли, а в центре торчит какая-нибудь девочка? 8. Не «сыски», не «хыхки», не «фыфки», а как правильно?
Ответы. По горизонтали: 3. Курица. 5. Светлячок. 6. Аленка. 7. Каша.
По вертикали: 1. Мишка. 2. Кинотеатр. 4. Восток. 5. Снежинка. 8. Шишка.
Изучая произведение В. Драгунского «Заколдованная буква» школьники учатся прогнозировать содержание произведения по его названию, включать элементы анализа в свою читательскую деятельность, видеть точку зрения автора, вычленять образ повествователя. Рассказ «Что любит Мишка?» позволяет расширить представления детей об образе рассказчика. У ребят совершенствуется умение видеть, с какой точки зрения ведется повествование, формируется умение отличать биографического автора от повествователя, видеть способы создания комического в тексте, узнавать героя по его речи. В процессе работы над рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным» воспитываем стремление всегда поступать честно, признаваться в своих ошибках. Формой работы будет беседа, способствующая тому, чтобы дети попробовали объяснить, как понимают смысловое значение названия рассказа, вызывающая их на откровенность и создающая атмосферу осуждения любой степени лжи.
После знакомства с произведением «Девочка на шаре» целесообразно провести викторину, которая поможет выяснить, как дети поняли произведение.
Викторина
1. — По сколько порций мороженого предложил съесть папа Дениске? (по 2)
2. — Над чем ужасно расхохотался Дениска, когда был в цирке в первый раз? (Когда один акробат полез на голову другому…)
3. — В кого попал Мишка мячиком? (В дирижера).
4. — Куда уехала Танечка Воронцова вместе с родителями? (Во Владивосток).
5. — Что не понравилось Денису во время выступления львов? (“И мне не понравилось, что укротитель все время таскал их за хвосты, как будто это были не львы, а дохлые кошки”.)
6. — Какого цвета было платье у Тани Воронцовой? (Серебристого)
7. — На каком ряду сидели папа и Денис, когда пришли в цирк? (на 2-м)
Вывод:
— Итак, о чем же хотел рассказать автор в этом грустном и серьезном рассказе? (О взаимоотношениях отца и сына, о взаимопонимании, о глубине чувств ребенка, о необходимости учиться понимать друг друга).
— Поделитесь своими мыслями и чувствами об этом рассказе.
В рассказе встречается много образных выражений.
— Вы можете объяснить их значение?
1. — Накупили эскимо— … (много купили)
2. — Угодил одной тетеньке в прическу —…(попал мячом)
3. — Не прическа, а нахлобучка— … ( взъерошенные волосы)
4. — Смутузим по две порции — …(съедим по две порции)
5. — Засветил прямо в дирижера —… (бросил мяч в дирижера)
Драгунский часто получал письма от юных читателей и всегда старался ответить на них. Можно предложить детям тоже написать письмо Дениске.
— Попробуйте написать письмо Дениске Кораблёву о том, что вы любите и чего не любите. Наверное, ему будет интересно прочитать ваше письмо.
А это одно из тех писем, которое было написано Дениске одной из учениц 3 класса МБОУ «СОШ с. Свердлово» Калининского района Саратовской области Катей Громковой.
Привет!
Меня зовут Катя. Мне девять лет. Я учусь в средней школе села Свердлово в 3 классе. Мы с классом на уроке внеклассного чтения читали твой рассказ о том, что ты любишь и не любишь. Он мне очень понравился, и теперь я тебе хочу написать о себе. Итак, что я люблю?...Я люблю своих родителей. Мама у меня очень красивая, добрая, ласковая, а папа смелый, сильный. Он — выдумщик, сочиняет для меня интересные сказки и стихи. Очень люблю читать, танцевать, играть в разные игры: в компьютерные, настольные, подвижные и другие, люблю выходить в Интернет. А чего не люблю, так это когда я болею. Не люблю пить таблетки, они очень горькие. Не люблю лежать на кровати и бездельничать. Мне не нравиться есть мясо, потому что оно невкусное. Терпеть не могу ос, пауков и змей. Ну вот, Дениска, теперь ты знаешь, что я люблю и чего не люблю. Пиши мне! До свидания! Катя.
Наиболее продуктивными методами изучения произведений В. Драгунского являются:
1) Чтение (слушание) литературного произведения.
2) Анализ художественного произведения.
В начальных классах анализ литературного произведения ведется по логически законченным частям. Разбор каждой части осуществляется по трём уровням, которые рекомендованы в методике обучения чтению: фактическому, идейному и уровню собственного отношения к читаемому.
Эффективными являются такие приёмы:
— организация выставки книг писателя, рассказ о писателе и его книгах, написание мини-сочинений на заданную тему;
— сочинение рассказов от лица героя – рассказчика или повествователя;
— пересказ с изменением лица рассказчика;
— инсценирование;
— спектакль «одного актёра» (инсценирование отрывка из произведения одним учащимся);
— работа с таблицами, позволяющая выявить точку зрения, с которой ведется повествование в тексте;
— эвристическая беседа, выявляющая характер персонажей;
— сопоставительный анализ художественных произведений одной тематики;
— создание таблиц, способствующих раскрытию образа героя произведения;
— работа с заведомо неправильно составленным планом текста или таблицей, с целью проверки умения учащихся ориентироваться в структуре текста;
— использование приёма комментированного чтения.
При изучении творчества В. Драгунского можно использовать метод проектов. В начальной школе это мини–проекты, которые занимают 15 – 20 мин. урока, кратковременные проекты (занимают несколько уроков). Можно использовать проекты по созданию книжки-малышки, рисованного мультфильма. Также с детьми можно подготовить выставку книг «По следам прочитанного».
Для развития творческих способностей детей учитель может предложить ребятам, на какое то время, стать писателями и придумать рассказ о мальчике или девочке. В помощь школьникам педагог может предложить следующую памятку:
Памятка
1) Прочитай несколько рассказов В. Драгунского.
2) Обсуди с товарищами или со взрослыми прочитанные рассказы.
3) Попробуй найти слова, которые помогают автору воссоздать речь ребёнка. Подчеркни их. Можешь использовать их в своём рассказе.
4) Подумай, о чём будешь сочинять рассказ.
5) Проговори вслух то, что сочинил.
Дети работают с памяткой дома, а сами рассказы записывают на следующем уроке. Готовые работы оформляются в книжки на уроках технологии. Учитель помогает правильно сделать обложку, оформить титульный лист, украсить страницы орнаментом. Учащиеся иллюстрируют свои работы. Готовые книги представляют на выставке, организованной в классе. На уроках литературного чтения можно использовать игры. Чрезвычайно привлекательны для школьников игры с использованием компьютерных презентаций. В качестве примера рассмотрим игру «Вспомни!», которую можно проводить после того, как дети прочитали рассказ В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка?». Учащимся предлагаются слайды с изображениями различных предметов, о которых говорили главные герои рассказа Мишка и Дениска. (На слайдах последовательно появляются следующие картинки: слонёнок, селёдка, звёзды, лошади, яблоки, морковка, древние воины.) Учитель предлагает школьникам вспомнить, кто из героев упоминал о каждом из этих предметов, и при появлении очередной картинки поставить в таблице знаки «+» или «–» в соответствующей колонке.
Кто говорил о | Мишка | Дениска |
Слонёнке | ||
Селёдке | ||
Звёздах | ||
Лошади | ||
Яблоках | ||
Морковке | ||
Древних воинах |
После заполнения таблицы учащиеся проверяют работу. Правильные ответы появляются на экране. Данная игра позволяет создать позитивную эмоциональную атмосферу на занятии, развивает внимание, память и активизирует познавательную деятельность школьников. Эффективным приёмом, на наш взгляд, является постановка сценок или мини-спектаклей на уроке. Далее сами «актёры» размышляют о своей работе.
В помощь учащимся можно предложить лист самооценки, который содержит следующий перечень вопросов:
1. — Что получилось особенно хорошо?
2. — Смог ли ты передать характер героя?
3. — Что можно было бы изменить?
4. — Что оказалось самым трудным?
5. — Что было самым интересным?
Данный приём помогает школьникам анализировать собственную деятельность, корректировать её, выражать свои чувства.
Наиболее приемлемыми в практике работы являются следующие подходы:
— проблемное изучение произведения с применением операций анализа – синтеза;
— активное включение учащихся в поисковую деятельность на всех этапах урока;
— применение специальных занимательных упражнений, игр, задач, загадок и других материалов;
— опора на учебник и другие наглядные средства;
— организация творческой работы.
Таким образом, используя различные приёмы и формы работы на уроках литературного чтения, можно решить следующие задачи:
1) воспитывать интерес к чтению;
2) активизировать познавательную деятельность школьников;
3) расширять словарный запас учащихся;
4) развивать у школьников способность полноценно воспринимать художественное произведение, понимать его образный язык, выразительные средства, создающие художественный образ (т.е. учить приёмам анализа текста);
5) обучать самостоятельному поиску информации;
6) развивать творческие способности учащихся;
7) формировать навыки самооценки и самоанализа.
Использование разнообразных методических приемов на уроке чтения не должно становиться самоцелью, а должно увязываться с этапами работы над произведением, его литературными особенностями, с обучающими целями урока и его развивающими задачами. Тогда работа с текстом художественного произведения будет активизировать умственную деятельность детей: учить наблюдать факты произведения, сравнивать их, обобщать, то есть выполнять аналитические и синтетические операции.
Таким образом, чтобы дети полюбили уроки литературного чтения, чтобы интерес к чтению не угасал, особое внимание следует уделять формированию читательского интереса и развитию полноценного восприятия художественного текста. Творческие задания, игровая практика, исследовательская и проектная деятельность, проведение творческих конкурсов и занятий с элементами театрализации способствуют воспитанию желания читать с удовольствием.
В результате работы над произведениями В. Драгунского решаются следующие задачи:
— учащиеся овладевают знаниями из теории литературы;
— расширяется читательский кругозор школьников;
— учащиеся овладевают приёмами анализа художественных текстов;
— формируется нравственное сознание и эстетический вкус младших школьников;
— происходит развитие творческих способностей учащихся;
— школьники учатся самостоятельному поиску информации.
Правильно организованная методика работы над произведениями В. Драгунского позволяет раскрыть перед ребёнком мир художественного произведения, в котором героями являются его сверстники, а так же рассмотреть процесс формирования внутреннего «Я» героя произведения, проследить взаимоотношения ребёнка и взрослого, ребёнка и его ровесников. В процессе изучения произведений В. Драгунского у школьников происходит формирование «Я – концепции», которая включает систему представлений индивида о себе.
Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения. Уроки литературного чтения содержат богатейший материал для развития личности и приобщения младших школьников к большому миру детской литературы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Андреева, М. С. Что я люблю и чего не люблю (по Драгунскому): поиграем в социологию / М. С. Андреева, М. П. Короткова // Библиотека в школе. 2005. № 3. С. 32-33.
Андреева, М. С. Мастер улыбки: литературная игра по произведениям В. Ю. Драгунского / М. С. Андреева, М. П. Короткова // Читаем, учимся, играем. 2003. Вып. 8. С. 26-30.
Богданова, О. Ю. Методика преподавания литературы: учебное пособие для вузов / О. Ю. Богданова, С. А. Леонова, В. Ф. Чертова. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 400 с.
Никонович, Е. В. Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения / Е. В. Никонович // Начальная школа. 2005. № 2. С. 15 -17.
Тарасов, К. Г. Вопросы поэтики цикла В. Драгунского «Денискины рассказы» / К. Г. Тарасов // Проблемы детской литературы и фольклор: сборник научной статей. Петрозаводск, 1999. С. 73-96.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая модель изучения произведения по литературе
В данной статье описаны методические модели изучения басни,сказки,рассказа,которые могут быть использованы в начальной школе на уроках литературного чтения.А также в статье немного повествуется о моду...
«Доброе отношение между животным и человеком в произведении Джека Лондона «Волк». (УМК «Начальная школа 21 века» 3 класс)
Конспект урока по литературному чтению по произведению Д.Лондона "Волк"...
Формирование патриотизма на произведениях устного народного творчества в начальной школе.
Привить любовь и уважение к своей малой Родине, ее культуре и самобытности, сформировать патриотизм социальном и духовном развитии человека...
Научная статья "Изучение произведений устного народного творчества в начальной школе"
Научная статья "Изучение произведений устного народного творчества в начальной школе"...
Произведения по экологическому образованию в начальной школе
Произведения по экологическому образованию в начальной школе и книги для обучающихся.В помощь учителю:...
Проверочная работа по разделу "Учимся понимать произведение и его автора". УМК "Начальная школа 21 века", 3 класс.
Проверочная работа по разделу "Учимся понимать произведение и его автора" /УМК "Начальная школа 21 века", 3класс, учебник "Литературное чтение" с. 8-24/...
Методические подходы к изучению звуковой системы русского языка в начальной школе
Перед начальной школой стоит задача помочь учащимся овладеть первоначальными фонетическими и фонологическими знаниями и умениями, чтобы дальнейшее обучение не доставляло трудностей. Без фонетики невоз...