Открытый урок по внеклассному чтению в 1 классе
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Открытый урок по внеклассному чтению в 1 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_vneklassnomu_chteniyu_v_1_klasse.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по внеклассному чтению в 1 классе
Тема: Л. Н. Толстой.
Цели:
-познакомить с творчеством Л. Н. Толстого для детей;
-развивать умение самостоятельно читать, осмысливать и анализировать текст;
-развивать речь, внимание, воображение, расширять словарный запас;
-воспитывать в детях добрые чувства, видеть преимущество добра над злом.
Оборудование: выставка книг, портрет, набор открыток.
Ход урока
I Организационный момент
Стихотворение
(Читает учитель)
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Начинаем наш урок.
II Определение темы урока
- На перемене вы рассматривали книги на нашей выставке. Многие из вас уже читали их. Что общего вы заметили на обложках книг?
(автор Л. Н. Толстой)
Имя автора, книги которого мы с вами будем читать, Лев Николаевич Толстой.
.
III Работа по теме
Чтение рассказов Толстого
1. Слово учителя
- Рассмотрите портрет этого писателя. У него открытое, умное лицо. Внимательный, проницательный взгляд. Он прожил долгую жизнь и написал много книг для взрослых и детей. Толстой всё время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудится. Очень долго он жил в Ясной Поляне, в своём поместье под русским городом Тулой. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира. В соседней деревне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по учебникам, которые сам написал. Он много времени проводил с детьми. Зимой катался на санках, лыжах, летом ходил с ними в лес за ягодами, грибами. В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии и помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро, о необходимости учиться и о многом другом.
2. Л. Н. Толстой писал: (запись на доске)
Есть знания необходимые каждому человеку:
не мучить животных;
не лениться;
не лгать;
не отнимать силой;
не объедаться;
обходиться добром со всяким;
старых людей уважать…
- Об этом мы и будем читать рассказы из Азбуки Толстого для детей.
1. Не мучить животных
У Розки.
У Розки были щенки на дворе, на сене. Розка ушла. Дети пришли, взяли щенка и снесли на печку. Розка пришла, не нашла щенка и выла. После нашла щенка и выла подле печки. Дети сняли щенка и дали Розке, и Розкка снесла щенка во рту на место.
2. Не лениться
Не лениться.
Были два мужика – Пётр и Павел, они вместе скосили луга. Пётр наутро пришёл с семьёй и стал убирать свой луг. День был жаркий, и трава высохла; к вечеру стало сено. А Иван не пошёл убирать, а просидел дома. На третий день Пётр повёз сено домой, а Иван только собирался грести. К вечеру пошёл дождь. У Петра было сено, а у Ивана вся трава сопрела.
3. Не отнимать силой
Конь.
Был у Пети конь. Стал у них спор: чей конь? Стали они коня друг у друга рвать.
- Дай мне, мой конь!
- Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой.
Пришла мама, взяла коня, и стал конь ничей.
4. Не объедаться
Не объедаться.
Мышка грызла пол, и стала щель. Мышь пошла в щель, нашла много еды. Мышь была жадна и ела так много, что у ней брюхо стало полно. Когда стал день, мышь пошла к себе, но брюхо было так полно, что она не прошла в щель.
5. Обходиться добром со всяким
Обходиться добром со всяким.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:
- Пусти меня!
Волк сказал
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху, всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк отпустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол, тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
6. Не лгать
Правда всего дороже.
Мальчик играл во дворе и нечаянно разбил дорогую чашку. Никто не видел.
Отец пришёл и спросил:
- Кто разбил?
Мальчик затрясся от страха и сказал:
Я.
Отец сказал:
- Спасибо, что правду сказал.
7. Старых людей уважать
Старых людей уважать.
У бабки была внучка; прежде внучка была мала и всё спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и всё спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку.
8. Не быть глупым, а быть умным
Три калача и одна баранка.
Одному мужику хотелось есть. Он купил калач и съел, - ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел, - ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, - и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал:
- Экой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей? Мне бы надо сначала съесть одну баранку.
Ноша.
Два человека шли вместе по дороге и несли на плечах каждый свою ношу. Один человек нёс, не снимая всю дорогу, а другой всё останавливался, снимал ношу и садился отдыхать. Но ему надо было всякий раз опять поднимать ношу и опять взваливать на плечи. И тот, который снимал ношу, больше устал, чем тот, который нёс не снимая.
Жучка.
Несла Жучка кость через мост. Глядит, в воде её тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.
Кошка.
Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села подле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.
Собака и вор.
Подошёл ночью вор ко двору. Собака почуяла его и начала лаять. Вор достал хлеба и кинул собаке. Собака не взяла хлеб, бросилась на вора и стала кусать за ноги.
- За что ж ты меня кусаешь? Я тебе хлеба даю, - сказал вор.
- А за то кусаю, что, когда ты хлеба не давал, я ещё не знала, хороший ты или злой человек, а теперь верно знаю, что ты недобрый человек, если меня подпустить хочешь.
Галка.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше и можно было пить.
9. Не трусить
Мыши.
Стало мышам плохо жить от кота. Что ни день, то двух-трёх заест. Сошлись раз мыши и стали судить, как бы им от кота спастись. Судили, судили, ничего не могли вздумать. Вот одна мышка и сказала:
- Я вам скажу, как нам от кота спастись. Ведь мы потому и гибнем, что не знаем, когда он к нам идёт. Надо коту на шею звонок надеть, чтобы он гремел. Тогда всякий раз, как он будет от нас близко, нам слышно станет, и мы уйдём.
- Это бы хорошо, - сказала старая мышь, - да надо кому-нибудь звонок на кота надеть. Вздумала ты хорошо, а вот навяжи-ка звонок коту на шею, тогда мы тебе спасибо скажем.
Трус.
Саша был трус. Была гроза и гром. Саша влез в шкап. Там ему было темно и душно. Саше не слышно было, прошла ли гроза. Сиди, Саша, долго в шкапу за то, что ты трус.
10.Не драться
Драка.
Была драка между Жучкой и кошкой. Кошка стала есть, а Жучка пришла. Кошка Жучку лапой за нос. Жучка кошку за хвост. Кошка Жучке в глаза. Жучка кошку за шею. Тётя шла мимо, несла ведро с водой и стала лить на кошку и Жучку водой.
11.Делать добро людям
Старик.
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».
3.Раскрытие смысла фразеологизмов
- Я представляю вам книгу Л. Н. Толстого «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
В ней автор раскрывает смысл некоторых словосочетаний, которые иногда вы слышите от взрослых..
На доске запись:
Два раза не умирать
Два раза не умирать.
Горел дом. А в доме остался ребёночек. Никто не мог войти в дом. Солдат подошёл и сказал:
- Я пойду.
Ему сказали:
- Сгоришь!
Солдат сказал:
- Два раза не умирать, а раз не миновать.
Вбежал в дом и вынес ребёночка!
Собака на сене
Собака на сене.
Собака лежала под сараем на сене. Корове захотелось сенца, она подошла под сарай, засунула голову и только ухватила клок сена – собака зарычала и бросилась на неё. Корова отошла и сказала:
- Хоть бы сама ела, а то и сама не ест, и другим не даёт.
На воре шапка горит
На воре шапка горит
Пропали деньги у мужика и не могли найти вора. Когда собрались все мужики, староста закричал:
- Братцы, Пожар! На воре шапка горит!
Один мужик схватился за шапку. И все узнали, что он вор.
На сердитых воду возят
На сердитых воду возят.
Была девочка параша. Мать сказала:
- Идём в поле рожь вязать.
Параша сказала:
- Я не иду, я нынче сердита.
А мать сказала:
- Ты сердита, так иди же натаскай воды.
Дети инсценируют их.
4. Представление Л. Н. Толстого как обработчика русских народных сказок.
- Л. Н. Толстой ещё и обрабатывал русские народные сказки. Вот пример одной из них.
Сказка «Три медведя»
Показ книги. Пересказ детьми.
Русская народная сказка «Три медведя» в обработке Льва Николаевича Толстого.
Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой да не нашла, а пришла в лесу к домику.
Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, - видит – в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя.
Один медведь был отец, звали его Михаил Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали её Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка.
Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу. В домике было две комнаты: одна столовая. Другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлёбкой. Первая чашка, очень большая, была Михайла Иваныча. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.
Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки, и Мишуткина похлёбка показалась ей лучше всех.
Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой – Михайлы Иваныча, другой поменьше – Настасьи Петровнин, и третий маленький, с синенькой подушечкой, - Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул – на нём было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась – так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колена и стала есть. Поела всю похлёбку и стала качаться на стуле. Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: Одна большая – Михайлы Иваныча, другая средняя – Настасьи Петровнина, а третья маленькая – Мишенькина. Девочка легла в большую – ей было слишком просторно; легла в среднюю – было слишком высоко; легла в маленькую – кроватка пришлась ей как раз в пору, и она заснула.
А медведи пришли домой голодные и захотели обедать. Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:
- Кто хлебал в моей чашке?
Настасья Петровна посмотрела в свою чашку и зарычала не так громко:
- Кто хлебал в моей чашке?
А Мишутка увидел свою пустую чашку и запищал тонким голосом:
- Кто хлебал в моей чашке и всё выхлебал?
Михайло Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:
- Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?
Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:
- Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?
Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:
- Кто сидел на моём стуле и сломал его?
Медведи пришли в другую горницу.
- Кто ложился в мою постель и смял её? – заревел Михайло Иваныч страшным голосом.
- Кто ложился в мою постель и смял ей? – зарычала Настасья Петровна не так громко.
А Мишенька подставил свою скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:
- Кто ложился в мою постель?
И вдруг он увидел девочку и завизжал так, как будто его режут
- Вот она! Держи! Держи! Ай - я –яй! Держи!
Он хотел её укусить. Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали её.
IV Рефлексия
- Найдите нужные буквы и составьте из них слово
К н д с т о м т б ш в р г к о (добро)
- Именно такими хотел видеть Толстой детей.
- Прочитайте слова его, записанные на доске
«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать»
- Давайте передадим мяч добра, говоря друг другу добрые слова.
V Д.з Читать книги Л. Н. Толстого
У Розки.
У Розки были щенки на дворе, на сене. Розка ушла. Дети пришли, взяли щенка и снесли на печку. Розка пришла, не нашла щенка и выла. После нашла щенка и выла подле печки. Дети сняли щенка и дали Розке, и Розка снесла щенка во рту на место.
Конь.
Был у Пети конь. Стал у них спор: чей конь? Стали они коня друг у друга рвать.
- Дай мне, мой конь!
- Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой.
Пришла мама, взяла коня, и стал конь ничей.
Правда всего дороже.
Мальчик играл во дворе и нечаянно разбил дорогую чашку. Никто не видел.
Отец пришёл и спросил:
- Кто разбил?
Мальчик затрясся от страха и сказал:
Я.
Отец сказал:
- Спасибо, что правду сказал.
Старых людей уважать.
У бабки была внучка; прежде внучка была мала и всё спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и всё спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку.
Три калача и одна баранка.
Одному мужику хотелось есть. Он купил калач и съел, - ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел, - ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, - и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал:
- Экой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей? Мне бы надо сначала съесть одну баранку.
Жучка.
Несла Жучка кость через мост. Глядит, в воде её тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.
Ноша.
Два человека шли вместе по дороге и несли на плечах каждый свою ношу. Один человек нёс, не снимая всю дорогу, а другой всё останавливался, снимал ношу и садился отдыхать. Но ему надо было всякий раз опять поднимать ношу и опять взваливать на плечи. И тот, который снимал ношу, больше устал, чем тот, который нёс не снимая.
Кошка.
Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села подле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.
Собака и вор.
Подошёл ночью вор ко двору. Собака почуяла его и начала лаять. Вор достал хлеба и кинул собаке. Собака не взяла хлеб, бросилась на вора и стала кусать за ноги.
- За что ж ты меня кусаешь? Я тебе хлеба даю, - сказал вор.
- А за то кусаю, что, когда ты хлеба не давал, я ещё не знала, хороший ты или злой человек, а теперь верно знаю, что ты недобрый человек, если меня подпустить хочешь.
Галка.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше и можно было пить.
Трус.
Саша был трус. Была гроза и гром. Саша влез в шкап. Там ему было темно и душно. Саше не слышно было, прошла ли гроза. Сиди, Саша, долго в шкапу за то, что ты трус.
Драка.
Была драка между Жучкой и кошкой. Кошка стала есть, а Жучка пришла. Кошка Жучку лапой за нос. Жучка кошку за хвост. Кошка Жучке в глаза. Жучка кошку за шею. Тётя шла мимо, несла ведро с водой и стала лить на кошку и Жучку водой.
Старик.
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».
Два раза не умирать.
Горел дом. А в доме остался ребёночек. Никто не мог войти в дом. Солдат подошёл и сказал:
- Я пойду.
Ему сказали:
- Сгоришь!
Солдат сказал:
- Два раза не умирать, а раз не миновать.
Вбежал в дом и вынес ребёночка!
Собака на сене.
Собака лежала под сараем на сене. Корове захотелось сенца, она подошла под сарай, засунула голову и только ухватила клок сена – собака зарычала и бросилась на неё. Корова отошла и сказала:
- Хоть бы сама ела, а то и сама не ест, и другим не даёт.
Собака на сене.
Собака лежала под сараем на сене. Корове захотелось сенца, она подошла под сарай, засунула голову и только ухватила клок сена – собака зарычала и бросилась на неё. Корова отошла и сказала:
- Хоть бы сама ела, а то и сама не ест, и другим не даёт.
На сердитых воду возят.
Была девочка параша. Мать сказала:
- Идём в поле рожь вязать.
Параша сказала:
- Я не иду, я нынче сердита.
А мать сказала:
- Ты сердита, так иди же натаскай воды.
Русская народная сказка «Три медведя» в обработке Льва Николаевича Толстого.
Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой да не нашла, а пришла в лесу к домику.
Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, - видит – в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя.
Один медведь был отец, звали его Михаил Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали её Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка.
Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу. В домике было две комнаты: одна столовая. Другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлёбкой. Первая чашка, очень большая, была Михайла Иваныча. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.
__________________________________________________________
Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки, и Мишуткина похлёбка показалась ей лучше всех.
Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой – Михайлы Иваныча, другой поменьше – Настасьи Петровнин, и третий маленький, с синенькой подушечкой, - Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул – на нём было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась – так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колена и стала есть. Поела всю похлёбку и стала качаться на стуле. Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: Одна большая – Михайлы Иваныча, другая средняя – Настасьи Петровнина, а третья маленькая – Мишенькина. Девочка легла в большую – ей было слишком просторно; легла в среднюю – было слишком высоко; легла в маленькую – кроватка пришлась ей как раз в пору, и она заснула.
А медведи пришли домой голодные и захотели обедать. Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:
- Кто хлебал в моей чашке?
Настасья Петровна посмотрела в свою чашку и зарычала не так громко:
- Кто хлебал в моей чашке?
А Мишутка увидел свою пустую чашку и запищал тонким голосом:
- Кто хлебал в моей чашке и всё выхлебал?
Михайло Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:
- Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?
Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:
- Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?
Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:
- Кто сидел на моём стуле и сломал его?
__________________________________________________________
Медведи пришли в другую горницу.
- Кто ложился в мою постель и смял её? – заревел Михайло Иваныч страшным голосом.
- Кто ложился в мою постель и смял ей? – зарычала Настасья Петровна не так громко.
А Мишенька подставил свою скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:
- Кто ложился в мою постель?
И вдруг он увидел девочку и завизжал так, как будто его режут
- Вот она! Держи! Держи! Ай - я –яй! Держи!
Он хотел её укусить. Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали её.
__________________________________________________________
На сердитых воду возят.
Была девочка Параша. Мать сказала:
- Идём в поле рожь вязать.
Параша сказала:
- Я не иду, я нынче сердита.
А мать сказала:
- Ты сердита, так иди же натаскай воды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по внеклассному чтению и изобразительному искусству
Данный интегрированный урок был проведен в 4 классе. На уроке учащиеся создали иллюстрацию к сказке "Царевна-лягушка"....
Открытый урок по внеклассному чтению в 3 классе. Рассказы Е. И. Чарушина.
Урок внеклассного чтения, посвященный детскому писателю и художнику Е. И. Чарушину. На уроке используется компьютерная презентация, что активизирует внимание и интерес учащихся....
Открытый урок по внеклассному чтению "Русские посиделки"
Данный урок прививает любовь к русскому народному фольклору; учит отгадывать загадки, читать скороговорки, потешки, играть в народные игры, петь народные песни, плясать.Воспитывает у детей уваже...
Открытый урок по внеклассному чтению. Рассказы о животных Бианки, Сладкова, Чарушина. 3 класс.
Открытый урок внеклассного чтения в 3 классе по теме: " Рассказы о животных Бианки, Сладкова, Чарушина". Конспект урока. Презентация. Физминутка....
Открытый урок по внеклассному чтению в 4 «Б» классе
Тема. «Обыкновенная биография в необыкновенное время» (Книги Гайдара и о Гайдаре). Цели. Направить внимание детей на книги са...
Конспект открытого урока по внеклассному чтению для 3 класса по произведениям Эдуарда Успенского.
Конспект открытого урока по внеклассному чтению для 3 класса по произведениям Эдуарда Успенского....
Конспект открытого урока по внеклассному чтению в 1 в классе .
Конспект открытого урока по внеклассному чтению в 1 в классе«Произведения К.И. Чуковского для детей». Тема урока: Произведения К.И. Чуковского для детей.Цели урока: 1).познакомить с т...