Рабочая программа по литературному чтению 4 класс ПНШ. 25.09.2015
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс ПНШ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit_chten_4_kl.docx | 116.41 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Нивенское
Утверждаю
Директор школы____________Г.Г.Граховская
«27»августа 2015 г.
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» 4 класс
составлена на основании:
Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа.
В 2ч. 3-е изд, -М.: Просвещение, 2011. – 317 – (Стандарты второго поколения)
Литературное чтение: 4 кл.: учебник: в 2 ч. автор Чуракова Н.А., Малаховская О.В.
«Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , учебник 2013г –Ч.1: 240с
.
Составитель программы:
Сасиновская Ирина Витауто
Рассмотрено на заседании МО Согласовано
Рук. МО____________ /И.В.Сасиновская_/. Зам. Директора __________ / В.А.Белаш_/
« 26»августа 2025 г. « 26 » августа 2015 г.
2015 год
Пояснительная записка
Программа по предмету «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), и авторской программы Чураковой Н.А., Малаховской О.В. , «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с) - Проект «Перспективная начальная школа» , основной образовательной программы учреждения и программы формирования УУД.
Концепция (основная идея) УМК «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Цель программы:
1.Спланировать работу достижения предметных и метапредметных результатов из категории: ученик научится, ученик получит возможность научиться.
2. Развитие личности ученика средствами предмета.
Ведущим средством реализации данной программы является УМК «Перспективная начальная школа». Данные учебники рекомендованы к использованию в образовательном процессе, включены в Федеральный перечень (Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 года №253).
Основной формой обучения является урок. При проведении уроков используются: беседы, интегрированные уроки, работа в группах, парах, дифференцированные и творческие задания, уроки-путешествия, игры, сказки. Уроки проводятся с использованием средств ИКТ в качестве эффективного средства обучения младших школьников.
Литературное чтение является одним из базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение, которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности – вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы, с информацией начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках, и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей: приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя; обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле.
Срок реализации данной программы - 1 год. Она рассчитана на учащихся 4 класса МБОУ СОШ п. Нивенское.
На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, проектно - исследовательское обучение, ИКТ. Для развития устойчивого интереса к учебному процессу на уроках литературного чтения используются электронные образовательные ресурсы.
Учебный план МБОУ СОШ п. Нивенское отводит на изучение литературного чтения в 4 классе по 3 урока в неделю, что составляет 102 часа в учебный год, из них 21 час на внутри предметный модуль «Музейный Дом». В учебно-тематическом плане внутри предметный модуль отмечен так: М. В классном журнале темы внутри предметного модуля «Музейный Дом» отмечены буквой М.:
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания образования сформулированы в Стандарте и Образовательной программе. В силу особенностей учебного предмета выделяем:
• Ценность патриотизма, гражданственности – любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству.
• Ценность нравственных чувств – нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; толерантность.
• Ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни – уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
• Ценность природы, окружающей среды – родная земля; заповедная природа; экологическое сознание.
• Ценность прекрасного – красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Система ценностей важна, они дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Содержание курса.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Совершенствование умения чтения про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и изучающего чтения.
Совершенствование умений и навыков выразительного и осмысленного чтения: учёт тех требований к выразительности чтения, которые продиктованы жанровой принадлежностью текста. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью.
Дальнейшее формирование культуры предметного общения:
*умения целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;
*способности критично относиться к результатам собственного творчества;
*способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников.
Дальнейшее формирование культуры предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря».
Умение определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно.
Умение составлять общее представление о содержании основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия; характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою.
Формирование библиографической культуры
Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по её элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация, сведения о художниках – иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведений.
Использование толкового, фразеологического и этимологического учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов и выражений, встречающихся на страницах литературных произведений.
Формирование умения выбирать книги в библиотеке на основе рекомендованного списка.
Биография автора художественного произведения. Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника):
- роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения;
- участие воображения и фантазии в создании произведений;
- диалоги с современным московским детским писателем и современными художниками (авторами иллюстраций к учебнику); детские вопросы к авторам и ответы на них.
Представление о библиографическом словаре (без использования термина). Использование биографических сведений об авторе для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Устное народное творчество
Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения человека с миром природы. Представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами; представления о тотемных животных и тотемных растениях как о прародителях человека.
Волшебная сказка.
Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах.
Особенности сюжета (нарушение социального (природного) порядка как причина выхода героя из дома; дорога к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление социального (природного) порядка и справедливости).
Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках.
Былина как эпический жанр (историческое повествование).
Характеристика эпического (исторического) героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями — торговлей или ратными подвигами — свое отечество).
Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).
Народная и авторская сказка.
Сохранение структурных (жанровых и сюжетных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы — к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке)
Жизнь жанров фольклора во времени
Взаимоотношения обрядов и праздников.
Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство.
Народная и авторская сказка.
Сказочная повесть. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова.
Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла: не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе нравственных принципов помогают Нильсу вернуть себе человеческий облик.
Особенности поэзии.
Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество.
Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора.
Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с онегинской строфой).
Рассказ.
Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рассказа:
* событие в рассказе — яркий случай, раскрывающий характер героя;
* сложность характера героя и развитие его во времени;
* драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче»,
Л. Улицкая «Бумажная победа»);
* формирование первичных представлений о художественной правде как
о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и
воображения;
*выразительность художественного языка.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Умение читать выразительно стихотворный и прозаический текст, основываясь на восприятие и передачу художественных особенностей текста, выражение собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.
Дальнейшее формирование умений обсуждать с одноклассниками иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений из раздела «Музейный Дом», слушать и обсуждать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний.
Дальнейшее формирование умений устно и письменно (в виде высказываний и коротких сочинений) делиться своими личными наблюдениями и впечатлениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.
Формирование умений выполнять объёмные творческие задания в рамках подготовки к литературной олимпиаде (по материалам, представленным в учебнике).
Круг чтения
Устное народное творчество
Мифологические сюжеты Древней Греции, древних славян.
Русские народные волшебные сказки
«Крошечка-Хаврошечка», «Морозко»*, «Морской царь и Василиса Премудрая», «Иван-царевич и серый волк»*, «Финист – ясный сокол»*.
Зарубежная волшебная сказка
«Алтын-сака – золотая бабка».
Былины:
Киевского цикла: «Илья Муромец и Святогор»*, «Илья Муромец и Соловей-разбойник»;
Новгородского цикла: «Садко».
Классики русской литературы 18 – первой половины 20 веков
В. Жуковский «Славянка» (отрывок), «Весеннее чувство» (отрывок); А.С. Пушкин «Везувий зев открыл…», отрывки из «Евгения Онегина», «Гонимы вешними лучами…», «Сквозь волнистые туманы…»; М. Лермонтов «Парус»; Ф. Тютчев «как весел грохот летних бурь…»; А. Фет «Это утро, радость эта…»; И. Бунин «Нет солнца, но светлы пруды…», «Детство»; Н. Заболоцкий «Сентябрь», «Оттепель»; В. Хлебников «Кузнечик»; В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»; Б. Пастернак «Опять весна»; А. Чехов «Ванька», «Мальчики»; Л. Андреев «Петька на даче»; М. Волошин «Зелёный вал отпрянул…»; В. Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею…», «Обида»; А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители» (в сокращении)*.
Классики русской литературы второй половины 20 века
А. Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной бывают дни…», «Памяти друга»; С. Михалков. Государственный гимн Российской Федерации; Н. Рыленков «К Родине»; Н. Рубцов «Доволен я буквально всем»; Д. Самойлов «Красная осень»; А. Кушнер «Сирень»; В. Соколов «О умножении листвы…», «Все чернила вышли…»; Д. Кедрин «Всё мне мерещиться поле с гречихою…»; К. Паустовский «Тёплый хлеб»*; Ю. Коваль «Лес, Лес! Возьми мою грусть!»; И. Пивоварова «Как провожают пароходы», «Мы пошли в театр»*; В. Драгунский «Красный шарик в синем небе»*; Л. Улицкая «Бумажная победа»; М. Вайсман «Шмыгимышь»; С. Козлов «Не улетай, пой, птица!», «Давно бы так, заяц», «Лисичка»*; Б. Сергуненков «Конь Мотылёк»; С. Маршак «как поработала зима»!..»; А. Пантелеев «Главный инженер».
Зарубежная литература
Древнегреческий «Гимн Природе»; древнегреческое сказание «Персей»; Плиний Младший «Письмо Тациту».
Авторские волшебные сказки:
Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»*, «Снежная королева»* (в отрывках), «Русалочка» (в сокращении); С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках); А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»* (в отрывках); Д. Даррелл «Землянично-розовый дом»* (отрывок из повести «Моя семья и другие животные»).
Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу ≪Литературное чтение≫ к концу 4-го года обучения
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету ≪Литературное чтение≫ к концу каждого года обучения представлены по блокам ≪Обучающийся (Выпускник) научится≫ и ≪Обучающийся (Выпускник) получит возможность научиться≫, а также в ≪Ожидаемых результатах формирования УУД≫.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Обучающиеся научатся:
• читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;
• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;
• писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника ≪Ключ и заря≫;
• называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;
• рассказывать о любимом литературном герое; • выявлять авторское отношение к герою;
• характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
• читать наизусть 6–8 стихотворений разных авторов (по выбору);
• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница ≪Содержание≫, иллюстрации).
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений;
• делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по ее элементам;
• самостоятельно читать выбранные книги;
• высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;
• самостоятельно работать со словарями.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Обучающиеся научатся: • понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
• эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;
• интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного);
• принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
• рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе ≪Музейный Дом≫, слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
• устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:
• свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;
• свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам ≪Содержание≫ и ≪Оглавление≫; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
• работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
• работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины – определения сборников не используются).
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
• находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:
• осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. Содержание предмета, тематическое планирование и основные виды учебной деятельности обучающихся.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся:
В содержании предметной области «Филология» отражены сведения, позволяющие формировать информационные умения младших школьников:
«Литературное чтение»: Работа с мультимедиа сообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, ссылки). Анализ содержания, языковых особенностей и структуры мультимедиа сообщения; определение роли и места иллюстративного ряда в тексте. Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео - и аудио фрагментов. Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам. Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере. Поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете.
Средства контроля.
После изучения разделов проводится практическая работа в форме тестов, планируется 3 контрольные работы:1 – входная ,1 за первое полугодие,1 контрольная работа по итогам работы за год в виде итоговой комплексной работы на основе единого текста, 2 проверочные работы – проверка техники чтения и осознанности прочитанного материала (2 и 3 четверть).
Система мер здоровье сберегающего характера
Для того чтобы дети не уставали на уроке, проводятся физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, точечный массаж для повышения иммунитета, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания.
В начале каждого урока проговариваем с комментированием пословицы и поговорки о здоровье. Например, Береги платье снову, а здоровье смолоду. Болен – лечись, а здоров – берегись. Здоровье дороже денег: здоров буду – и денег добуду и т.п.
Используемая литература:
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс: Учебник в двух частях. — М.: Академкнига/Учебник, 2014
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2014
Малаховская О.В. Литературное чтение: Тетрадь для самостоятельной работы. 4 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2013
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2011 - 2012.
Чуракова Н.А.,Лаврова Н.М. Итоговая комплексная работа на основе единого текста: 4 кл. – М.: Академкнига/Учебник,2014.
Программа по курсу «Литературное чтение»:
Авторская программа по обучению грамоте (чтение) Агарковой Н.Г., Агаркова Ю.А. и литературному чтению А. Л. Чекина, Р.Г. Чураковой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с. Проект «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.
Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям: беглость, правильность, осознанность, выразительность.
Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.
Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
Чтение наизусть
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню усвоения материала | Формы и методы контроля | Сроки | Примечания | |||
1 | Древнегреческое сказание «Персей». Определение жанра | 1 | Комбинированный | Определение жанра литературного произведения. Умение работать с книгой | Иметь представление о том, как люди в древности представляли себе окружающий мир; о литературном жанре «древнегреческое сказание». Уметь: определять вид сказки (сказка о животных, волшебная сказка); перечислять русские народные сказки; определять особенность волшебного мира в сказках (лес, подземное царство, подводное царство, небесно-заоблачное царство); называть народные праздники, в которых до сих пор участвуют деревья; находить подтверждения в тексте своим предположениям; анализировать волшебные предметы литературного произведения | Вырази- тельное чтение | 2.09 | Ч.1 с.13-19 | |||
2 | М.:Икона с изображением Георгия Победоносца | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Знать понятие «герой волшебной сказки». Иметь представление о тотемах разных народов мира в разные времена. Уметь: изучать композицию на иконе «Христос спускается в ад»; находить горизонтальную композицию; определять, какими животными обозначен Верхний мир и Нижний мир; объяснять значение слова «тотем»; отвечать на вопросы клуба «Ключ и заря»; называть сказки, где животные обладают чудесными способностями и становятся волшебными помощниками героев; подтверждать характеристики героя волшебной сказки на примере сказок Ш. Пьерро | Пересказ текста по плану | 4.09 | Ч.1с.20-21 | |||
3 | Русская народная сказка «Сивка-бурка» | 1 | Комбинированный | Произведения устного народного творчества | Уметь: анализировать сказку; делить текст на смысловые части; высказывать предположения о дальнейшем развитии событий; объяснять название сказки; описывать внешний вид героя сказки; выбирать характеристики героя для Иванушки-дурачка; пользоваться библиотекой; сравнивать содержания якутской сказки «Приемыш-богатырь» с русской народной сказкой «Сивка-бурка» | Пересказ текста по плану | 8.09 | Ч.1с.31-40 | |||
4 | Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка» | 1 | Комбинированный | Произведения устного народного творчества | Уметь: объяснять имя главного героя; находить и отмечать характеристики, которые соответствуют понятию «герои волшебной сказки»; называть волшебных помощников в сказке (тотемное животное, тотемное растение); сравнивать содержание и прядок событий в сказках «Сивка-бурка» и «Крошечка-Хаврошечка» | Пересказ текста по плану | 9.09 | Ч.1с.41-45 | |||
5 | М.:Икона «Христос спускается в ад» . | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Иметь представление о борьбе добра и зла в литературных произведениях разных народов мира; что народы мира одинаково изображали красоту и порядок в земном мире. Уметь: изучать композицию вышивок на русской праздничной одежде ХГХ века. | Ответы на вопросы | 11.09 | Ч.1с.22-27 | |||
6 | Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая» | 1 | Комбинированный | Произведения устного народного творчества | Уметь: находить в сказке волшебные числа; пользоваться библиотекой; давать характеристику герою волшебной сказки; подтверждать свое мнение примерами из сказки; называть тотемное животное в сказке | Ответы на вопросы | 15.09 | Ч.1с.45-51 | |||
7 | Русская народная сказка «Морозко» | 1 | Комбинированный | Произведения устного народного творчества | Уметь: определять в сказке волшебный мир, его хозяина; читать по ролям разговор Морозко со стариковой дочкой, а затем со старухиной; сравнивать двух дочерей; доказывать, что старикова дочь обладает чертами героя волшебной сказки; подтверждать логику, свойственную волшебной сказке | Вырази- тельное чтение | 16.09 | Хрестоматия с.6-11 | |||
8 | Входная административнаяконтрольная работа. | 1 | Контроль и проверка знаний | Произведения устного народного творчества | Уметь: сравнивать героев сказки; называть черты героя волшебной сказки; подтверждать свое мнение словами из текста; называть черты тотемного животного в избушке бабы-яги; сравнивать описание леса; анализировать отношение волшебного мира к Марьюшке | Ответы на вопросы | 18.09 | ||||
9 | Русская народная сказка «Финист - ясный сокол». | 1 | Комбинированный | Произведения устного народного творчества. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: называть волшебных помощников; пользоваться библиотекой; сравнивать изображение героев в литературном и музыкальном произведениях | Проверка техники чтения | 22.09 | Хрестоматия с.11-22 | |||
10 | Русская народная сказка «Иван- царевич и серый волк» | 1 | Комбинированный | Произведения устного народного творчества. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя | Уметь: находить признаки волшебных предметов; давать характеристику герою сказки; называть тотемных животных произведения; пользоваться библиотекой | Чтение по ролям | 23.09 | Хрестоматия с.23-32 | |||
11 | Башкирская народная сказка «Алтын-сака - золотая бабка» | 1 | Комбинированный | Сказки разных народов мира | Уметь: работать с толковым словарем; доказывать, что эта сказка волшебная; называть волшебных помощников в сказке; сравнивать башкирскую сказку с русскими народными сказками; объяснять сходство мотивов в сказках и преданиях разных народов мира; доказывать, что сказка построена по всем сказочным законам | Выразительное чтение | 25.09 | Хрестоматия с.32-44 | |||
12 | Доказательство сказочных законов в башкирской народной сказке «Алтын-сака - золотая бабка». | 1 | Комбинированный | Сказки разных народов мира | Уметь: называть волшебных помощников в сказке; сравнивать башкирскую сказку с русскими народными сказками; объяснять сходство мотивов в сказках и преданиях разных народов мира; доказывать, что сказка построена по всем сказочным законам | Вырази- тельное чтение | 29.09 | ||||
13 | Обобщение по теме «Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире» | 1 . | Обобщение | Сказки разных народов мира. Произведения устного народного творчества | Уметь создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы по прочитанному произведению | Ответы на вопросы | 30.09 | ||||
14 | Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник». Различение жанров | 1 | Комбинированный | Различение жанров произведений. Оценочные высказывания о прочитанном произведении | Знать жанр «былина». Уметь: работать с толковым словарем; читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине - это и человек-пленник, и одновременно чудо- юдо - получеловек- полуптица | Вырази- тельное чтение | Ч.1с.55-63 | ||||
15 | М.:Репродукция картины М. Врубеля «Богатырь» | 1 | Комбинированный | Произведения устного народного творчества. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине - это и человек-пленник, и одновременно чудо- юдо - получеловек- полуптица; выделять средства выразительности; доказывать, что богатырь и конь - это часть сказочного леса; сравнивать литературные произведения и произведения изобразительного искусства; пользоваться библиотекой; сравнивать богатырей и сказочных героев | Ответы на вопросы | Ч.1с.63-65 | ||||
16 | Илья Муромец и Святогор. Репродукция картины Виктора Васнецова «Богатырь» | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: работать с фразеологическим словарем; подтверждать земное происхождение богатыря; сравнивать разговор Святогора с конем и разговор Ильи Муромца со своим конем; отвечать на вопросы строчками из былины; находить связь былины с авторскими сказками; определять, как художник показывает волшебную силу богатыря; сравнивать богатырей волшебного и земного происхождения | Выразительное чтение | Хрестоматия с.45-55 | ||||
17 | Былина «Садко». Репродукция картины Н. Рериха «Заморские гости» | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: анализировать произведение изобразительного искусства; читать былины нараспев; пользоваться библиотекой; сравнивать отрывки (описание бури и описание подводного царства); указывать связь былины с русской народной сказкой | Выразительное чтение | Ч.1с.66-71 | ||||
18 | Восприятие и понимание сказки Г.-Х. Андерсен «Русалочка». | 1 | Комбинированный | Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя | Знать творчество Г.-Х. Андерсена. Уметь: сравнивать описание подводного царства Г.-Х. Андерсена с описанием подводного царства в русской народной сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» и в былине «Садко»; давать характеристику главному герою; сравнивать описание бури Г.-Х. Андерсена и в былине «Садко»; подтверждать свое мнение цитатами из текста; пользоваться библиотекой; рассказывать о творчестве Г.-Х. Андерсена | Пересказ текста по плану | Ч1.с71-89 | ||||
19 | Сравнение описания подводного царства в сказке Г.-Х. Андерсен «Русалочка». | 1 | Комбинированный | Зарубежные авторские сказки. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения | Пересказ текста по плану | Ч.1с.71-89 | |||||
20 | Мир чувств и переживаний героя в сказке Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». | 1 | Комбинированный | Различение жанров произведений. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя | Знать, что самое главное в народной сказке - способность героя выдержать испытания и восстановить нарушенную справедливость, а в авторской сказке - мир чувств и переживаний героя. Уметь: работать с толковым словарем; называть законы волшебной сказки; сравнивать описание героев народных и авторских сказок; объяснять название сказки; подтверждать свое мнение цитатами из текста; сравнивать концовку народной и авторской сказки | Ответы на вопросы | Хрестоматия с.56-66 | ||||
21 | Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Законы волшебной сказки | 1 | Комбинированный | Зарубежные авторские сказки. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения | Уметь: называть законы волшебной сказки; сравнивать описание героев народных и авторских сказок; объяснять название сказки; подтверждать свое мнение цитатами из текста; сравнивать концовку народной и авторской сказки | Пересказ текста по плану | Хрестоматия с.56-66 | ||||
22 | Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». История первая. История вторая. | 1 | Комбинированный | Различение жанров произведений | Уметь: отвечать на вопросы по содержанию сказки; цитировать нужный отрывок; выразительно читать диалог детей | Пересказ Текста по плану | Хрестоматия с.67-76 | ||||
23 | Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». История пятая. История шестая. | 1 | Комбинированный | Сходство и различие авторской и народной сказки | Знать, что в авторской волшебной сказке сила чувств важнее, чем сила волшебных предметов. Уметь: анализировать содержание сказки; описывать внешний вид героини; сравнивать характеры Герды и маленькой разбойницы; называть географические названия мест, которые указывает автор | Вырази- тельное чтение | Хрестоматия с.77-85 | ||||
24 | Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». История седьмая. | 1 | Комбинированный | Произведения зарубежной литературы. Герой произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями. Музыкальная пьеса «В пещере горного короля» Э. Грига | Уметь: анализировать описание царства Снежной королевы; подтверждать свои ответы цитатами из текста; доказывать, что героине помогают не только люди, но и природные явления; называть авторские сказки, в которых любовь оказывается сильнее волшебства; делиться своими впечатлениями при прослушивании музыкального произведения | Вырази- тельное чтение | Хрестоматия с.86-90 | ||||
25 | Обобщение по теме «Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре…» | 1 | Обобщение | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Сходство и различие авторской и народной сказки | Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст | Отвечать на вопросы | |||||
26 | В. Жуковский «Славянка», «Весеннее чувство». | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями. Репродукции картин И. Левитана «Тихая обитель», «Тропинка в лиственном лесу. Папоротники» | Знать, что выражать любовь к природе можно по-разному. Уметь: работать с толковым словарем; доказывать, что стихотворение написано 200 лет назад; находить звуковые впечатления, которые поэт отразил в стихотворении; читать текст по цепочке; сравнивать впечатления поэта и художника от заката; сравнивать настроение поэта в двух стихотворениях; определять, как автор передает праздничное весеннее освещение; определять время написания стихотворения; сравнивать впечатления и чувства художника в разных картинах о природе; называть средства художествен-ной выразительности (композиция, цветовая гамма); определять, в каком музее хранятся картины | Выразительное чтение | Ч.1с.92-100 | ||||
27 | Д. Самойлов «Красная осень». Н. Заболоцкий «Сентябрь». Репродукция картины М. Врубеля «Жемчужина» | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: определять, с помощью какого цвета поэт передает свое переживание красоты осени; объяснять, почему поэт сравнивает отдельный лист с сердцем леса, а множество листиков - с полураскрытыми устами; делиться своими чувствами при чтении стихотворения; цитировать строчки, которые подтверждают высказывание; работать с толковым словарем; читать строки-описания непогоды; делиться своими впечатлениями при анализе произведения изобразительного искусства | Чтение наизусть | Ч.1с.101-105 | ||||
28 | Николай Заболоцкий «Оттепель». Прием звукопись. | 1 | Комбинированный | Произведения о природе | Уметь: выразительно читать стихотворения; анализировать сравнения поэта; читать строфы с пометами для выразительного чтения; определять, какое впечатление автор передает с помощью сочетания звуков | Чтение наизусть | Ч.1с.106-109 | ||||
29 | Иван Бунин «Нет солнца, но светлы пруды...», «Детство» | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Уметь: определять, в каких двух строфах выражено главное переживание поэта; анализировать авторские сравнения; называть авторские главные жизненные ценности; определять героя стихотворения; подтверждать свое мнение строками из стихотворения | Чтение наизусть | Ч.1с.110-113 | ||||
30 | Сравнение поступков детей в произведении В. Набокова «Обида» | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения | Уметь: работать с толковым словарем; анализировать содержание литературного произведения; сравнивать поступки детей; зачитывать отрывки из текста; давать характеристику герою; выделять средства художественной выразительности при описании ягод черники | Вырази- тельное чтение | Ч.1с.113-126 | ||||
31 | М.:Репродукция картины Эмили Шанкс «Наём гувернантки» | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: выделять средства художественной выразительности при описании ягод черники; сравнивать характеры героев, изображенных на картине | Отвечать на вопросы | Ч.1с.126-127 | ||||
32 | Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею...» | 1 | Комбинированный | Произведения о взаимоотношениях людей. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героев | Уметь: сравнивать литературное произведение и произведение живописи; работать с толковым словарем; находить в стихотворении подтверждения того, что поэт подмечает малейшие подробности окружающего его мира; рассказывать о творчестве автора | Вырази- тельное чтение | Ч.1с.127-130 | ||||
33 | Юрий Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!». | 1 | Комбинированный | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: работать с толковым словарем; объяснять название произведения; рассказывать о творчестве Юрия Коваля; определять жанр произведения | Вырази- тельное чтение | Ч.1с.130-132 | ||||
34 | В. Драгунский «Красный шарик в синем небе» М.:Репродукция картины С. Лу- чишкина «Шар улетел» | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: давать характеристику героям рассказа В. Драгунского; цитировать строки из произведения; объяснять приемы смешного; рассказывать о творчестве В. Драгунского | Вырази- тельное чтение | Ч.1с.132-133 Хрестоматия с.91-97 | ||||
35 | Борис Сергуненков «Конь Мотылек». | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями. Репродукция картины В. Батенина «Голуби в небе» | Уметь: сравнивать произведения живописи и литературные произведения; анализировать содержание произведения; определять жанр произведения; сравнивать переживания героев Юрия Коваля и Бориса Сергуненкова | Отвечать на вопросы | Ч.1с.134-136,с.133-134 | ||||
36 | Джералд Даррелл «Землянично- розовый дом» (отрывок) | 1 | Комбинированный | Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями. Репродукции картин Г. Захарова «Зимние разговоры» и «Пейзаж с карасями» | Иметь представление об изготовлении офорта. Уметь: анализировать картины Г. Захарова «Зимние разговоры» и «Пейзаж с карасями»; заканчивать высказывание героев учебника; называть средства художественной выразительности; анализировать содержание произведения | Пересказ текста по плану | Хрестоматия с.98-107 | ||||
37 | Обобщение по теме «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека» | 1 | Обобщение | Высказывание оценочных суждений. Различение жанров произведений. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по изученным произведениям | Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст | Отвечать на вопросы | |||||
38 | Леонид Андреев «Петька на даче». Определение жанра | 1 | Комбинированный | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Уметь: работать с толковым словарем; высказывать свое мнение о главных героях; определять жанр произведения; цитировать строки произведения | Отвечать на вопросы | Ч.1с.137-152 | ||||
39 | Анализ поступков героев в произведении Леонида Андреева «Петька на даче». | 1 | Комбинированный | Произведения о детях. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Уметь: работать с фразеологическим словарем; определять, от какого лица ведется повествование; анализировать поступки героев | Вырази- тельное чтение | Ч.1с.137-152 | ||||
40 | М.:Репродукции картин Н. Богданова- Бельского «Ученицы», «У дверей школы» | 1 | Комбинированный | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: цитировать строки из произведений; давать характеристику героям; анализировать содержание произведения; рассматривать и анализировать репродукции двух картин Н. Богданова- Бельского «Ученицы», «У дверей школы» | Ч.1с.152 | |||||
41 | Антон Чехов «Ванька». Сравнение отрывков писем. | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их | Уметь: работать с фразеологическим словарем; описывать внешний вид героя; доказывать ответы строками из произведения; анализировать содержание произведения; сравнивать отрывки из писем героя; | Вырази- тельное чтение | Ч.1с.152-160 | ||||
42 | Характеристика главных героев в произведении Антона Чехова «Мальчики». | 1 | Комбинированный | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Уметь работать с толковым словарем; давать характеристику главным героям; определять жанр произведения | Выразительное чтение | Ч.1с.162-172 | ||||
43 | М.:Репродукция картины Н. Богданова- Бельского «Визитеры», «Дети за пианино | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: определять главную мысль литературного произведения; определять тему и основную мысль картины; сравнивать произведения живописи и литературные произведения | Отвечать на вопросы | Ч.1с.160-161 | ||||
44 | Административная контрольная работа за 1 полугодие. | 1 | Контроль и проверка | Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях | Уметь выделять важные события в жизни героя | ||||||
45 | А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» Определение жанра | Комбинированный | Высказывание оценочных суждений. Определение жанра литературного произведения | Уметь: работать с толковым словарем; подтверждать ответы строчками из текста; находить в тексте конкретно- исторические приметы времени; сравнивать рассказы А. Чехова «Ванька», Л. Андреева «Петька на даче», А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» | Пересказ Текста по плану | Хрестоматия с.108-148 | |||||
46 | А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Чернушка – персонаж волшебной сказки. | 1 | Комбинированный | Высказывание оценочных суждений | Уметь: доказывать, что Чернушка не простая курочка, а персонаж волшебной сказки; отвечать на вопросы по содержанию | Вырази- тельное чтение | Хрестоматия с.108-148 | ||||
47 | А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Деление на смысловые части. | 1 | Комбинированный | События, составляющие основу произведения | Уметь: анализировать описание внешнего вида героя произведения; доказывать свое мнение; делить текст на смысловые части | Пересказ текста по плану | Хрестоматия с.108-148 | ||||
48 | М.:Репродукция картины Франца Марка «Птицы». | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: живописными и музыкальными произведениями | Уметь: выражать свое отношение к картине, работать с репродукцией картины; отвечать на вопросы по содержанию; выделять художественные приемы | ||||||
49 | Анализ характера героя в произведении А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».. | 1 | Комбинированный | Восприятие и понимание переживаний героев | Уметь: анализировать характеры героев произведения; подтверждать свое мнение цитатами из текста | Вырази- тельное чтение | Хрестоматия с.108-148 | ||||
50 | Обобщение по теме «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас» | 1 | Обобщение | Связь названия с темой текста, мысль текста | Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст | Отвечать на вопросы | |||||
51 | Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. | 1 | Обобщение | Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях | Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст | Отвечать на вопросы | Ч.1с.173-176 | ||||
52 | Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы». Характеристика героев. | 1 | Комбинированный | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Уметь работать в библиотеке; находить сведения о писателях; объяснять название рассказа; определять жанр произведения; подтверждать свое мнение словами из текста; давать характеристику героям произведения | Выразительное чтение | Ч.2с.7-13 | ||||
53 | Людмила Улицкая «Бумажная победа». | 1 | Комбинированный | Герои произведения связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: живописными и музыкальными произведениями. Ф.Шуберт «Музыкальный момент №3, фа минор» | Уметь пользоваться толковым словарем; объяснять поведение героев; делить текст на части; слушать музыкальный фрагмент | Пересказ текста по плану | Ч.2с.14-25 | ||||
54 | М.:Репродукция картины З.Серебряковой «Катя с натюрмортом» | 1 | Комбинированный | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: живописными и музыкальными произведениями | Уметь работать с репродукцией картины; отвечать на вопросы по содержанию; выделять художественные приемы | Ч.2с.26-28 | |||||
55 | Сергей Козлов «Не улетай, пой, птица!», «Давно бы так, заяц!» | 1 | Комбинированный | Связь названия с темой текста, мысль текста | Уметь смотреть на происходящее с разных точек зрения; давать характеристику героям произведения; отвечать на вопросы по содержанию | Отвечать на вопросы | Ч.2с.29-34 | ||||
56 | М.:Репродукция картины Ван Гога «Огороженное поле» | 1 | Комбинированный | Восприятие и понимание переживаний персонажей. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Знать: произведения Сергея Козлова для детей; что красота способна творить чудеса - преображать душу, делать ее Свободной и красивой. Уметь работать с репродукцией картины; отвечать на вопросы по содержанию; выделять художественные приемы | Ч.2с.35-36 | |||||
57 | Владимир Соколов «О умножение листвы…» | 1 | Комбинированный | Произведения о детях и для детей. Восприятие и понимание их переживаний. Герои произведения | Уметь: читать наизусть; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; анализировать, какое чувство вызывает у героя сочетание золотой осени и наступающей зимы; читать, соблюдая знаки препинания; объяснять крылатые выражения | Отвечать на вопросы | Ч.2с.37-38 | ||||
58 | Борис Пастернак «Опять весна» (отрывок) | 1 | Комбинированный | Различение жанров литературных произведений | Знать понятия «ритм», «звукопись», «повторы слов», «строфа». Уметь: находить и перечитывать первую строфу; выделять средства художественной выразительности (ритм, звукопись, повторы слов) | Чтение наизусть | Ч.2с.39-40 | ||||
59 | Владимир Соколов «Все чернила вышли…» | 1 | Комбинированный | Восприятие на слух художественного произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Уметь: цитировать произведение; определять точку зрения поэта; сравнивать чередование тишины и ярких проявлений жизни; сравнивать произведение В. Соколова со сказкой С. Козлова «Пой, птица!»; определять тему и основное содержание литературного произведения | Вырази- тельное чтение | Ч.2с.41-43 | ||||
60 | Ирина Пивоварова «Мы пошли в театр». Определение литературного приема. | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге о прочитанном произведении | Уметь: работать с толковым словарем; определять, чьими глазами автор смотрит на школьников, улицы и дома; называть имена героев; цитировать произведение; определять литературный прием, который использует автор с целью передать переживания героини | Вырази- тельное чтение | Хрестоматия с.149-152 | ||||
61 | Сергей Козлов «Лисичка» Определение литературного приема. | 1 | Комбинированный | Сходство двух текстов не на уровне сюжета, а на уровне главной мысли произведения | Уметь: объяснять название рассказа; цитировать строчки произведения; находить в тексте ответы на вопросы; сравнивать сказку С. Козлова «Лисичка» и рассказ И. Пивоваровой «Мы пошли в театр»; определять, как воздействует красота на героев данных произведений | Вырази- тельное чтение | Хрестоматия с.153-155 | ||||
62 | Обобщение по теме «Пытаемся понять, как на нас воздействует красота» | 1 | Обобщение | Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания | Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст | Отвечать на вопросы | |||||
63 | Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Анализ содержания. | 1 | Комбинированный | Связь названия с темой текста, мысль текста | Уметь: анализировать содержание текста; объяснять прозвище героя; высказывать свое отношение к героям; определять жанр произведения | Отвечать на вопросы | Ч.2с.44-69 | ||||
64 | Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Внешний вид героев. | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Уметь описывать внешний вид героев; объяснять слова героев в переносном значении; делить текст на части | Вырази- тельное чтение | Ч.2с.44-69 | ||||
65 | Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Характеристика героев. | 1 | Комбинированный | Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания | Уметь: давать характеристику героям произведения; пользоваться библиотекой; выразительно читать текст; пересказывать по плану | Отвечать на вопросы | Ч.2с.44-69 | ||||
66 | Антуан де Сент- Экзюпери «Маленький принц». Прием олицетворения. | 1 | Комбинированный | Произведения о детях. Герои произведения | Уметь: объяснять выделенные в тексте слова; ориентироваться в тексте; подтверждать, что автор использует приемы олицетворения, сравнения и повтора, чтобы описание было выразительным; давать характеристику цветка | Вырази- тельное чтение | Ч.2с.70-81 | ||||
67 | Антуан де Сент- Экзюпери «Маленький принц». Характер героя. | 1 | Комбинированный | Герой произведения. Эмоционально- нравственные переживания героев и автора произведения | Уметь: объяснять, что такое «настоящее богатство»; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; выразительно читать; пересказывать текст по плану | Вырази- тельное чтение | Ч.2с.70-81 | ||||
68 | Константин Паустовский «Теплый хлеб». Основная мысль. | 1 | Комбинированный | Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам | Уметь: пользоваться толковым словарем; определять историческое время, описываемое в рассказе; объяснять поступки героев; находить в тексте описание метели; отвечать на вопросы по содержанию текста; выделять основную мысль | Отвечать на вопросы | Хрестоматия с.156-172 | ||||
69 | Константин Паустовский «Теплый хлеб». Прием описания зимнего пейзажа. | 1 | Комбинирован-ный | Эмоционально- нравственные переживания героев и автора произведения | Уметь: дополнять слова учителя; цитировать произведение; зачитывать нужный фрагмент; определять, каким приемом пользуется автор при описании зимнего пейзажа | Вырази- тельное чтение | Хрестоматия с.156-172 | ||||
70 | М.:Репродукции рисунков углем В. Серова «Портрет Е. Карзинкиной», «Портрет К. Обнинской». | 1 | Комбинирован-ный | Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями. Прослушивание музыки. «Шутка» из Оркестровой сюиты си-минор И.С. Баха | Уметь: доказывать снос мнение; объяснять название произведения; определять, если в названии произведения переносный смысл; выделять в рассказе реальные события; называть главную мысль произведения; работать с иллюстрацией; сравнивать портреты двух людей; анализировать музыкальные произведения | Хрестоматия с.172-176 | |||||
71 | Обобщение по теме «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения…» | 1 | Обобщение | Осмысление цели чтения. Различение жанров произведений | Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст | Отвечать на вопросы | |||||
72 | М.:Репродукция картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)». | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: выделять средства художественной выразительности; рассказывать о творчестве художника | Ч.2с.82-86 | |||||
73 | Мария Вайсман «Шмыгимышь». Анализ поведения героев. | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. | Уметь: работать с иллюстрациями; анализировать средства художественной выразительности; работать с толковым словарем; анализировать | Выразительное чтение | Ч.2с.90-98 | ||||
74 | М.:Репродукции картин П. Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунка «Крик», М. Шагала «День рождения». | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: сравнивать живописные работы П. Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунка «Крик», М. Шагала «День рождения» | Отвечать на вопросы | Ч.2с.99-103 | ||||
75 | А. Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной...». | 1 | Комбинированный | Связь названия с темой текста, мысль текста. Герои произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями. Репродукция картины Натана Альтмана «Портрет Анны Ахматовой» | Уметь: сравнивать стихотворные произведения; цитировать произведения; анализировать живописные произведения | Чтение наизусть | Ч.2с.104-106 | ||||
76 | А.Кушнер «Сирень». М.:Репродукция картины П. Кончаловского «Сирень». | 1 | Комбинированный | Эмоционально- нравственные переживания героев и автора произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: сравнивать литературное произведение Л. Кушнера «Сирень» и живописное произведение П. Кончаловского «Сирень»; доказывать свое мнение; находить и читать необходимые строфы; цитировать произведения | Чтение наизусть | Ч.2с.109-112 | ||||
77 | В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» | 1 | Комбинированный | Построение небольшого монологического высказывания | Уметь: выделять средства художественной выразительности; объяснять название стихотворения; выразительно читать | Выразительное чтение | Ч.2с.112-114 | ||||
78 | Афанасий Фет «Это утро, радость эта...» Средства художественной выразительности | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие и понимание их переживаний | Уметь: выделять средства художественной выразительности; перечитывать стихотворение; находить необходимые строфы; цитировать | Чтение наизусть | Ч.2с.115-117 | ||||
79 | Федор Тютчев «Как весел грохот летних бурь...» | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Знать понятие «рифма». Иметь представление о кольцевой и охватной рифме. Уметь: выразительно читать; определять рифму в стихотворении; выделять средства художественной выразительности | Чтение наизусть | Ч.2с.118-119 | ||||
80 | М. Лермонтов «Парус». Понимание содержания литературного произведения. | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Уметь: находить необходимые строфы; читать, соблюдая знаки препинания; подтверждать свою точку зрения | Чтение наизусть | Ч.2с.120-121 | ||||
81 | М.Волошин «Зеленый вал отпрянул и пугливо умчался вдаль...». М.:Репродукция картины И. Айвазовского «Девятый вал» | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: работать с толковым словарем; сравнивать литературное произведение и произведение живописи; выделять средства художественной выразительности | Вырази- тельное чтение | Ч.2с.122-124 | ||||
82 | Самуил Маршак «Как поработала зима!». Виды рифмы. | 1 | Комбинированный | Произведения классиков детской литературы. Произведения для детей | Знать понятие «рифма». Иметь представление о парной рифме, о перекрестной рифме, охватной рифме. Уметь: выделять рифму; определять тип рифмы; выразительно читать стихотворные произведения | Чтение наизусть | Ч.2с.125-127 | ||||
83 | А. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки): «В тот год осенняя погода», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...» | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Чтение наизусть | Ч.2с.128-129 | |||||
84 | Обобщение по теме «Обнаруживаем, что у искусства есть своя, особенная, правда» | 1 | Обобщение | Различать жанров произведений. Герои произведения | Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст | Пересказ Текста по плану | |||||
85 | Алексей Пантелеев «Главный инженер». Анализ содержания. | 1 | Комбинированный | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | Уметь: анализировать содержание литературного произведения; сравнивать жизнь детей до войны и во время войны; анализировать поступки героев | Выразительное чтение | Ч.2с.130-147 | ||||
86 | Алексей Пантелеев «Главный инженер». Средства художественной выразительности. | 1 | Комбинированный | Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: работать с иллюстрациями; анализировать средства художественной выразительности; делить текст на смысловые части; пересказывать произведение; определять жанр произведения | Вырази- тельное чтение | Ч.2с.130-147 | ||||
87 | М.:Репродукция картины А. Дейнеки «Окраина Москвы» | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: анализировать произведения живописи; доказывать свое мнение; выбирать приемы и средства художественной выразительности | Пересказ текста по плану | Ч.2с.147-148 | ||||
88 | М.:Репродукция картины П. Пикассо «Герника» | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: анализировать произведения живописи; доказывать свое мнение; выбирать приемы и средства художественной выразительности | Ч.2с.148-150 | |||||
89 | Анна Ахматова «Памяти друга» Н. Рыленков «К Родине» | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Знать понятие «контраст». Иметь представление о том, что контраст бывает цветовой и звуковой. Уметь: работать с толковым словарем; подтверждать строками из текста; описывать пейзаж; определять главного героя стихотворения; выделять средство художественной выразительности - контраст | Чтение наизусть | Ч.2с.151-153 | ||||
90 | Николай Рубцов «Доволен я буквально всем!». | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями. С. Рахманинов «Концерт № 2, Сочинение 18» | Уметь: делить стихотворный текст на смысловые части; цитировать строки; анализировать точку зрения героя; анализировать музыкальное произведение | Чтение наизусть | Ч.2с.154-155 | ||||
91 | Дмитрий Кедрин «Все мне мерещится поле с гречихою...». | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями. Репродукция картины В. Попкова «Моя бабушка и ее ковер». | Уметь: определять главную мысль стихотворения; анализировать переживания героя; анализировать произведение живописи; определять главного героя стихотворения | Чтение наизусть | Ч.2с.156-158 | ||||
92 | М.:Репродукция картины Б. Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот». Древнегреч. гимн природе. Государственный гимн РФ | 1 | Комбинированный | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Знать, что гимн - это древний вид стихотворного текста, адресованный силе, от которой люди чувствуют зависимость. Уметь: сравнивать современную фотографию с видом Спасской башни и репродукцию картины Бориса Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот»; сравнивать два гимна: древнегреческий и современный российский; определять, кому обращен каждый гимн; сравнивать первые строфы в обоих гимнах; сравнивать содержание последних строк; объяснять значение выделенных слов | Выразительное чтение | Ч.2с.159-162 | ||||
93 | М.:Репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи». | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: сравнивать фотографию руин древней Помпеи и репродукцию картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»; рассказывать о творчестве художника; | Отвечать на вопросы | Ч.2с.163-165 | ||||
94 | Плиний Младший «Письмо Тациту» М.:К. Брюллов «Последний день Помпеи». | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Уметь: рассказывать о творчестве художника сравнивать содержание картины К. Брюлова и содержание произведения Плиния Младшего; цитировать произведение | Отвечать на вопросы | Ч.2с.165-167 | ||||
95 | А. Пушкин «Везувий зев открыл – дым хлынул клубом...» | 1 | Обобщение | Развитие сюжета произведения. Выразительное чтение. Произведения классиков детской литературы | Объяснять строки литературного произведения; определять, какой рифмой связаны первые две строчки стихотворения; рассказывать о творчестве А.Пушкина | Чтение наизусть | Ч.2с.167-169 | ||||
96 | Обобщение по теме «Без прошлого у людей нет будущего. Отечество». | 1 | Комбинированный | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях) | Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст | Выразительное чтение | |||||
97 | Итоговая проверочная работа за 2 полугодие. | 1 | Контроль и проверка | Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. | Письменная работа | ||||||
98 | Олимпиада «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее» | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие внутреннего мира героя | Знать выдающихся представителей русской литературы, классикой детской литературы, произведения современной отечественной и зарубежной литературы | Отвечать на вопросы | Ч.2с.170-176 | ||||
99 | Резервный урок Проверка техники чтения | 1 | Контроль и проверка | ||||||||
100 | Резервный урок Проверка техники чтения | 1 | Контроль и проверка | ||||||||
101 | Резервный урок | 1 | |||||||||
102 | Резервный урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению, 3 класс, система Занкова, 2014-2015 уч.год
Предлагаю рабочую программу по литературному чтению, 3 класс, система Занкова...
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса (2015) УМК "Школа России"
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса (2015) УМК "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению на основе авторской программы: О. В. Кубасовой (УМК «Гармония») для 2 класса на 2014 – 2015 учебный год
I. Пояснительная записка.Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта начального общего образования, программы по литературному чтению автора О. В. ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...