Открытый урок в 4 классе. М.Ю. Лермонтов "Парус"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Бабкова Светлана Геннадьевна

Урок литературного чтения 4 класс

УМК «Перспективная начальная школя»

 

Тема: М. Ю. Лермонтов «Парус»

Цели:

образовательные:

- познакомить детей с биографией и творчеством писателя;

- обучать элементам литературоведческого анализа; расширить словарный запас;

развивающие:

- развивать навык анализа литературоведческого произведения;

- продолжить работу над овладением осознанного выразительного чтения;

- развивать надпредметные умения и навыки (коммуникативные, информационные);

воспитывающие:

- формирование читательской компетентности, осознание себя грамотным читателем;

мотивационные:

- создавать мотивацию успеха;

- учитывать индивидуальные особенности.

Задачи:

  • Дать общее представление о М. Ю. Лермонтове как поэте и его произведении.
  • Создать особую эмоциональную атмосферу при изучении произведения.
  • Формировать умения работы с текстом художественного произведения.
  • Продолжать воспитывать нравственные качества учащихся: доброту, человеколюбие и т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.rar329.34 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока по предмету

«Литературное чтение» 4 класс

(«Перспективная начальная школа»)

Составила: учитель начальных классов Бабкова С.Г.

Урок литературного чтения в 4 классе по программе «Перспективная начальная школа»  с учётом системно – деятельностного подхода.

Тема: М. Ю. Лермонтов «Парус».

Тип урока - урок изучения нового материала.

Форма урока - урок – исследование.

Урок построен на основе технологии – сотрудничества, критического мышления.

Цели урока:

образовательные:  -  познакомить детей с биографией и творчеством писателя; - обучать элементам литературоведческого анализа; расширить словарный запас;

развивающие:     - развивать навык анализа литературоведческого произведения; - продолжить работу над овладением осознанного выразительного чтения; - развивать надпредметные умения и навыки (коммуникативные, информационные);

воспитывающие:  -  формирование читательской компетентности, осознание себя грамотным читателем;

мотивационные: - создавать мотивацию успеха; - учитывать индивидуальные особенности.

Задачи:

  • Дать общее представление о М. Ю. Лермонтове как поэте и его произведении.
  • Создать особую эмоциональную атмосферу при изучении произведения.
  • Формировать умения работы с текстом художественного произведения.
  • Продолжать воспитывать нравственные качества учащихся: доброту, человеколюбие и т. д.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся осознанно воспринимать содержание текста стихотворения, оценивать характер, настроение;

получат возможность научиться воспринимать литературу как искусство.

Личностные:

-включение в учебную деятельность;

-осознание нравственной глубины данного произведения;

-совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости);

-понимают эстетические ценности стихотворного текста; высказывают собственное суждение.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Познавательные:

-постановка и формирование проблемы, решение проблем творческого и поискового характера;

-смысловое чтение;

-строят устные высказывания с учетом учебной задачи.

Регулятивные:

-целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё нужно понять;

-проявляют инициативу при ответе на вопросы; контролируют и оценивают результаты.

Коммуникативные:

-сотрудничество с учителем и сверстниками;

-умение с достаточной полнотой и точностью излагать свои мысли;

-участвуют в диалоге при обсуждении произведения.

Урок способствовал формированию следующих компетентностей:

Учебно-познавательные:

Базовый уровень:  осознанно воспринимать содержание текста стихотворения, оценивать характер, настроение,  уметь анализировать их и выделять составляющие их части. (продуктивный, личностное саморазвитие, ценностно-ориентационная)

Повышенный уровень:  воспринимать литературу как искусство. Знать значение слов «мятежный», «лазурь». Сочинять сенквейн с помощью вспомогательных слов (продуктивный, личностное саморазвитие, смыслопоисковая)

Информационная компетенция:

Знать историю возникновения стихотворения его значение для человека - личности, делить стихотворение на строфы, находить ответы в тексте стихотворения  (продуктивный, личностное саморазвитие).

С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию читательской компетентности, осознание себя грамотным читателем.

Использовалось следующее оборудование: «Литературное чтение. 4 класс. 2 часть» Н. А. Чуракова. Портрет М. Ю. Лермонтова, аудиозапись: стихотворение читает Царев, актёр театра и кино; музыкальное оформление: романс А.Варламова на слова М.Лермонтова «Парус». Лист самооценки. Проектор, презентация.

В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:

I. Организационный момент. Цель: настроить детей на учебную деятельность.

II. Актуализация знаний Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель:

сформулировать цель и тему урока вместе с учащимися, включить детей в активную учебно-познавательную деятельность.

Введение в тему. Сообщение темы урока. Цель: развитие логического мышления.

III. Восприятие нового материала. Цель: Ознакомление с жизнью и творчеством  М. Ю. Лермонтова, чтение стихотворения, словарная работа, познакомиться с основными этапами жизни поэта, развитие речи, логического мышления, самостоятельности, познакомить со стихотворением «Парус», обеспечить восприятие.

Форма работы: самостоятельное чтение стихотворения и коллективное обсуждение, уметь выразительно читать стихотворение.

IV. Закрепление. Цель: овладение логическими действиями сравнения, анализа, умозаключения; развивать внимание к образным средствам языка, выделять особенности стиля и речи поэта.

Форма работы: исследовательская, работа в группах.

V. Итог урока. Цель: анализ овладения знаниями; качественная оценка и самооценка работы класса и отдельных учащихся.

Все этапы урока логично взаимосвязаны. В течение урока была организована смена деятельности: учебный диалог, работа в парах, группе, физкультминутка, коллективная, хоровые ответы, работа в учебнике.

Обратная связь осуществлялась в течение всего урока с помощью условных сигналов. Проведён первичный контроль усвоения знаний.

Учащиеся проявили работоспособность, активность. Психологический климат на уроке был благоприятный. Дети показали положительное отношение к уроку условными символами.

На уроке были использованы методы по виду источника информации:

словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активной познавательной деятельности, при анализе эпизодов, на этапе рефлексии, когда делали выводы); наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, при выводах урока, на основном этапе - как сопровождение)

практические  (деление текста стихотворения на строфы, составление  сенквейна)

по виду учебной деятельности: (самостоятельная работа (работа по учебнику))

 проблемно-поисковый метод (в ходе беседы);

 метод контроля ( при взаимопроверке, самопроверке) и самоконтроля (при подведении итогов, рефлексии).

С целью формирования интереса к учению были использованы познавательные игры, формы познавательной деятельности: групповая (работа парами), общеклассная, индивидуальная.

Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому была создана компьютерная презентация, использована аудиозапись: стихотворение читает Царев, актёр театра и кино; музыкальное оформление: романс А.Варламова на слова М.Лермонтова «Парус».

Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в течении всего урока были включены здоровье - сберегающие технологии : физкультурные паузы, игровые моменты.

Создавалась мотивация на успех для каждого ученика в виде помощи соседа, учителя. Осуществлялась дифференциация обучения. Стимулировалось положительное отношение учащихся к учению через игры, зафиксированную похвалу «Молодцы»; выбор деятельности в учебнике  или у доски; возможность использовать наглядные опоры, схемы.

Выполнялся принцип минимакса: Отведено время на рефлексию деятельности учащихся на уроке. Дети правильно зафиксировали полученное новое знание. Проведена самооценка детьми своей деятельности и дана оценка своего отношения к уроку.

Урок целей достиг и имел логическое завершение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деление с остатком (открытый урок). 3 класс

Урок объяснения нового материала по теме "Деление с остатком"  разработан по учебнику математики автора Л.Г. Петерсон. Содержание учебника позволяет дифференцированно подходить к материалу, учиты...

Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Программа обучения – Школа России.  Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах;          2. Углубление знаний о ж...

открытый урок 3 класс "Урок здоровья"

Тема урока: «Урок  здоровья»Тип урока: урок совершенствования, закрепления и развития знаний умений и навыков:Тема раздела:  «Happy green lessons»;Цели урока:  ф...

Конспект открытого урока 1 класс, математика ("Школа России) Тема урока : Сложение и вычитание с числом 0.

Конспект открытого урока 1 класс, математика ("Школа России) Тема урока : Сложение и вычитание с числом 0. Входе урока, через практическую работу, обучающиеся приходят к правилам +/- 0Матери...