Открытый урок в 4 классе. М.Ю. Лермонтов "Парус"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок литературного чтения 4 класс
УМК «Перспективная начальная школя»
Тема: М. Ю. Лермонтов «Парус»
Цели:
образовательные:
- познакомить детей с биографией и творчеством писателя;
- обучать элементам литературоведческого анализа; расширить словарный запас;
развивающие:
- развивать навык анализа литературоведческого произведения;
- продолжить работу над овладением осознанного выразительного чтения;
- развивать надпредметные умения и навыки (коммуникативные, информационные);
воспитывающие:
- формирование читательской компетентности, осознание себя грамотным читателем;
мотивационные:
- создавать мотивацию успеха;
- учитывать индивидуальные особенности.
Задачи:
- Дать общее представление о М. Ю. Лермонтове как поэте и его произведении.
- Создать особую эмоциональную атмосферу при изучении произведения.
- Формировать умения работы с текстом художественного произведения.
- Продолжать воспитывать нравственные качества учащихся: доброту, человеколюбие и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.rar | 329.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока по предмету
«Литературное чтение» 4 класс
(«Перспективная начальная школа»)
Составила: учитель начальных классов Бабкова С.Г.
Урок литературного чтения в 4 классе по программе «Перспективная начальная школа» с учётом системно – деятельностного подхода.
Тема: М. Ю. Лермонтов «Парус».
Тип урока - урок изучения нового материала.
Форма урока - урок – исследование.
Урок построен на основе технологии – сотрудничества, критического мышления.
Цели урока:
образовательные: - познакомить детей с биографией и творчеством писателя; - обучать элементам литературоведческого анализа; расширить словарный запас;
развивающие: - развивать навык анализа литературоведческого произведения; - продолжить работу над овладением осознанного выразительного чтения; - развивать надпредметные умения и навыки (коммуникативные, информационные);
воспитывающие: - формирование читательской компетентности, осознание себя грамотным читателем;
мотивационные: - создавать мотивацию успеха; - учитывать индивидуальные особенности.
Задачи:
- Дать общее представление о М. Ю. Лермонтове как поэте и его произведении.
- Создать особую эмоциональную атмосферу при изучении произведения.
- Формировать умения работы с текстом художественного произведения.
- Продолжать воспитывать нравственные качества учащихся: доброту, человеколюбие и т. д.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся осознанно воспринимать содержание текста стихотворения, оценивать характер, настроение;
получат возможность научиться воспринимать литературу как искусство.
Личностные:
-включение в учебную деятельность;
-осознание нравственной глубины данного произведения;
-совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости);
-понимают эстетические ценности стихотворного текста; высказывают собственное суждение.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
Познавательные:
-постановка и формирование проблемы, решение проблем творческого и поискового характера;
-смысловое чтение;
-строят устные высказывания с учетом учебной задачи.
Регулятивные:
-целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё нужно понять;
-проявляют инициативу при ответе на вопросы; контролируют и оценивают результаты.
Коммуникативные:
-сотрудничество с учителем и сверстниками;
-умение с достаточной полнотой и точностью излагать свои мысли;
-участвуют в диалоге при обсуждении произведения.
Урок способствовал формированию следующих компетентностей:
Учебно-познавательные:
Базовый уровень: осознанно воспринимать содержание текста стихотворения, оценивать характер, настроение, уметь анализировать их и выделять составляющие их части. (продуктивный, личностное саморазвитие, ценностно-ориентационная)
Повышенный уровень: воспринимать литературу как искусство. Знать значение слов «мятежный», «лазурь». Сочинять сенквейн с помощью вспомогательных слов (продуктивный, личностное саморазвитие, смыслопоисковая)
Информационная компетенция:
Знать историю возникновения стихотворения его значение для человека - личности, делить стихотворение на строфы, находить ответы в тексте стихотворения (продуктивный, личностное саморазвитие).
С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию читательской компетентности, осознание себя грамотным читателем.
Использовалось следующее оборудование: «Литературное чтение. 4 класс. 2 часть» Н. А. Чуракова. Портрет М. Ю. Лермонтова, аудиозапись: стихотворение читает Царев, актёр театра и кино; музыкальное оформление: романс А.Варламова на слова М.Лермонтова «Парус». Лист самооценки. Проектор, презентация.
В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:
I. Организационный момент. Цель: настроить детей на учебную деятельность.
II. Актуализация знаний Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель:
сформулировать цель и тему урока вместе с учащимися, включить детей в активную учебно-познавательную деятельность.
Введение в тему. Сообщение темы урока. Цель: развитие логического мышления.
III. Восприятие нового материала. Цель: Ознакомление с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова, чтение стихотворения, словарная работа, познакомиться с основными этапами жизни поэта, развитие речи, логического мышления, самостоятельности, познакомить со стихотворением «Парус», обеспечить восприятие.
Форма работы: самостоятельное чтение стихотворения и коллективное обсуждение, уметь выразительно читать стихотворение.
IV. Закрепление. Цель: овладение логическими действиями сравнения, анализа, умозаключения; развивать внимание к образным средствам языка, выделять особенности стиля и речи поэта.
Форма работы: исследовательская, работа в группах.
V. Итог урока. Цель: анализ овладения знаниями; качественная оценка и самооценка работы класса и отдельных учащихся.
Все этапы урока логично взаимосвязаны. В течение урока была организована смена деятельности: учебный диалог, работа в парах, группе, физкультминутка, коллективная, хоровые ответы, работа в учебнике.
Обратная связь осуществлялась в течение всего урока с помощью условных сигналов. Проведён первичный контроль усвоения знаний.
Учащиеся проявили работоспособность, активность. Психологический климат на уроке был благоприятный. Дети показали положительное отношение к уроку условными символами.
На уроке были использованы методы по виду источника информации:
словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активной познавательной деятельности, при анализе эпизодов, на этапе рефлексии, когда делали выводы); наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, при выводах урока, на основном этапе - как сопровождение)
практические (деление текста стихотворения на строфы, составление сенквейна)
по виду учебной деятельности: (самостоятельная работа (работа по учебнику))
проблемно-поисковый метод (в ходе беседы);
метод контроля ( при взаимопроверке, самопроверке) и самоконтроля (при подведении итогов, рефлексии).
С целью формирования интереса к учению были использованы познавательные игры, формы познавательной деятельности: групповая (работа парами), общеклассная, индивидуальная.
Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому была создана компьютерная презентация, использована аудиозапись: стихотворение читает Царев, актёр театра и кино; музыкальное оформление: романс А.Варламова на слова М.Лермонтова «Парус».
Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в течении всего урока были включены здоровье - сберегающие технологии : физкультурные паузы, игровые моменты.
Создавалась мотивация на успех для каждого ученика в виде помощи соседа, учителя. Осуществлялась дифференциация обучения. Стимулировалось положительное отношение учащихся к учению через игры, зафиксированную похвалу «Молодцы»; выбор деятельности в учебнике или у доски; возможность использовать наглядные опоры, схемы.
Выполнялся принцип минимакса: Отведено время на рефлексию деятельности учащихся на уроке. Дети правильно зафиксировали полученное новое знание. Проведена самооценка детьми своей деятельности и дана оценка своего отношения к уроку.
Урок целей достиг и имел логическое завершение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деление с остатком (открытый урок). 3 класс
Урок объяснения нового материала по теме "Деление с остатком" разработан по учебнику математики автора Л.Г. Петерсон. Содержание учебника позволяет дифференцированно подходить к материалу, учиты...
Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру
Программа обучения – Школа России. Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах; 2. Углубление знаний о ж...
Открытый урок для класса комплекта: 1 кл. - "Заглавная буква Р", 3 кл. - "Путешествие по сказкам Пушкина (урок обобщения)"
Открытый урок...
открытый урок 3 класс "Урок здоровья"
Тема урока: «Урок здоровья»Тип урока: урок совершенствования, закрепления и развития знаний умений и навыков:Тема раздела: «Happy green lessons»;Цели урока: ф...
открытый урок 2 класс "урок - проект"
открытый урок 2 класс...
Конспект открытого урока 1 класс, математика ("Школа России) Тема урока : Сложение и вычитание с числом 0.
Конспект открытого урока 1 класс, математика ("Школа России) Тема урока : Сложение и вычитание с числом 0. Входе урока, через практическую работу, обучающиеся приходят к правилам +/- 0Матери...