викторина "По дорогам сказок"
материал по чтению на тему

Бурдина Анжелика

викторина "По дорогам сказок". Сценарий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_viktorina_po_dorogam_skazok.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №20

Викторина

  «По дорогам сказок»

Учитель начальных классов

Бурдина А.М.

Цель:  

Развивающая: развивать познавательную и творческую активность воспитанников.  

Воспитательная: воспитывать у ребят чувства коллективизма, взаимоподдержки и взаимовыручки.

Задачи:  

1)Научить работать в одной команде, и  быть сплоченными, что приведет к победе.

2) воспитать доброту, отзывчивость, дружелюбное отношение.

         Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет викторина, тема которой  будет всеми любимые сказки. Еще задолго до появления первой рукописной книги русский народ создал своеобразную литературу, которую передают из уст в уста от одного поколения к другому, литературу, которая теперь называют устным народным творчеством. Это – мудрые пословицы, хитрые загадки, веселые и печальные песни, торжественные былины и удивительно разнообразные – героические, волшебные. В былинных и сказках народ выразил свои понятия о добре и зле, счастье и горе, трудолюбие, и лень, честность и обман, красота и уродство.

Ребята! Сегодняшняя  викторина будет, чем-то похожа на спортивное соревнование, но вы будете состязаться не в силе и ловкости, а в знаниях - кто больше знает и быстрее соображает.

Давайте разделимся на команды и придумаем название для команд. Какая из команд ответит правильно, получит «горошину»  (кружочек, вырезанный из бумаги). У какой команды в конце викторины наберет больше  «горошин» та команда и победила.  

Ведущий предлагает провести разминку и ответить на вопросы:

Какие сказки начинаются словами:

1.«В некотором царстве, в некотором государстве…»? (Волшебные)

2.Какое настоящее имя царевны-лягушки? (Василиса Премудрая)

3.Кто был отец Василисы Премудрой? (Кощей Бессмертный или Морской царь)

4.Почему всегда побеждает Иван-царевич или Иван-дурак? (Потому что он добрый, справедливый, смелый)

5. Какими качествами наделены героини сказок? (Прекрасные, премудрые, верные, любящие)

6. Какие сказочные персонажи – злые люди? (Мачеха, старшие братья и сестры)

7. В какой известной сказке вознаграждается трудолюбие и наказывается лень? (Морозко)

8. Как звали семерых братьев-близнецов?(Семионы)

9. В какой сказке есть человек-невидимка? (Пойди туда – не знаю куда, найди то – не знаю что», сват Наум)

10. Какие сказочные чудеса покоряют время и расстояние? ( Ковер-самолет, сапоги-скороходы)

11. В каких сказках часто встречается выражение «Ложитесь спать…»

(«Утро вечера мудренее»)

12. Герои сказок отгадывают иногда такие загадки: Что на свете всех сильнее? Что на свете всех быстрее? Что на свете всех милее? Что на свете всех жирнее? (Ветер, мысль, сон, земля)

Какие вы молодцы! Я знаю, что вы очень любите сказки и много их знаете.  Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.  «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» - писал А.С. Пушкин. Ведущий предлагает первый конкурс, в котором нужно отгадать названия сказок.

  1. Конкурс «Отгадай Загадки»
  1. Кто–то за кого–то ухватился цепко,

Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко.

Но еще помощники скоро прибегут.

Победит упрямицу дружный общий труд.   (Репка)

  1. Колотил да колотил

По тарелке носом,

Ничего не проглотил

И остался с носом. (Лиса и журавль)

  1. А дорога далека,

А корзина нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок. ( Маша и медведь)

  1. Ах ты, Петя простота,

Оплошал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко (Петушок – золотой гребешок)

  1. Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться,

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

  1. Красна, девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

Ведущий: «Хорошо, победитель конкурса получает «горошину». А теперь следующие задание».

  1. Конкурс «Заверши поговорку» 
    Ведущий читает поговорки, делая паузу перед последним словом. Задача детей — произнести его, сообразив, каким оно будет по смыслу. Поговорки читаются по очереди одной потом другой команде.
    1. Землю солнце красит, а человека... (труд).
    2. Люби свое дело — мастером ... (будешь).
    3. Недаром говорится, что дело мастера ...(боится).
    4. Скучен день до вечера, коли делать ...(нечего).
    5. Кто мастер на все руки, у того нет ...(скуки).
    6. Труд человека кормит, а лень ...(портит).
    7. Хочешь есть калачи, не лежи без толку ... (на печи).
    8.Лень и плут добра ...(не доведут).

Ведущий: «Вот как замечательно у вас получается! Молодцы! Победитель конкурса получает «горошину». Следующие задание, нужно ответить на сказочные вопросы».

  1. Ответь на вопросы:

1. Как зовут самую маленькую девочку из сказки? (Дюймовочка)
2. Что спадает осенью с деревьев? (Листья)
3. Куда дети каждое утро ходят учиться? (В школу)
4. Что выпадает зимой? (Снег)
5. Дополнить песню: "Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет ..." (Небо)
6. У какой девочки голубые волосы? (Мальвина)
7. Какое животное в сказке "Курочка Ряба" разбило яйцо? (Мышь)
8. Какого цвета снег? (Белого)

11. Кто написал сказку "Гадкий утенок"? (Ганс Христиан Андерсен)
12. Какая героиня сказки могла поместится в ореховой шкарлупе? (Дюймовочка)
13. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
14. Из чего был сделан Буратино? (Полено)

15. Какое время года идет за летом? (Осень)
16. Какое дерево зимой и летом одним цветом? (Елка)
17. Как называется домик для птицы? (Гнездо)
18. Какое животное зимой ложится в спячку? (Медведь)
19. Кто с цветов собирает пыльцу? (Пчелка)
20. Кто из животных не любит солнца? (Крот)
21. Какое дерево считают стройным? (Береза)
22. Какой цветок имеет шипы? (Роза)

Ведущий: «Молодцы! Так у вас уже стали собираться «горошины» еще немного и мы узнаем победителя нашей викторины».

4. Отгадай что за сказка.

1. "Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро ... ". - Кому из сказочных персонажей принадлежит столь мудрое изречение? (Винни-Пух)
2. Как звали маленького деревянного человека, который очень не хотел учиться и даже продал свою "Азбуку" за несколько золотых? (Буратино)
3. Как звали веселого, толстого человека с пропеллером на спине, который обожал "Дни варенья" и приключения? (Карлсон)
4. Назовите музыкальный инструмент, на котором папа Карло. (Шарманка)
5. Как звали крошечного мальчика из сказки Ш. Перро? (Мальчик-с-Пальчик)
6. Это звание получила старуха от золотой рыбки после приобретения избы. (Дворянка)

5. Игра-развлечение «Конкурс бабы Яги» 
Ведущий этой игры может воспользоваться фольклорным образом всем хорошо известной с самого детства Бабы Яги, добавив в свой наряд элементы одежды. Но может быть так, что у этой игры окажется двое ведущих — обычный и Баба Яга.
        Баба-Яга сообщает, что пришла из леса. А ребята добавляют, на чем она прилетела, какая она по характеру. Но Баба Яга возражает:
— Я хочу, чтобы сегодня на меня никто не сердился, поэтому желаю рассмешить ребят и сыграть с ними в игру.
        Ведущий. Попробуй.
Баба-Яга. После каждой моей фразы, вы, ребята, должны либо согласиться со мной, либо нет. Если вы согласны, то скажите «и мы тоже». А если не согласны, то промолчите. Поняли? Тогда начинаем. (Баба Яга произносит фразы, а ведущий и ребята внимательно их выслушивают, в нужных случаях соглашаясь с ней и произнося фразу «И мы тоже»).
Закончится праздник, и я отправлюсь домой. (И мы тоже).
Я полечу в сказочный лес.
А живу я в древней лесной избушке.
Моя избушка имеет курьи ножки.
Эта избушка очень красивая.
Везде на стенах висят сушеные летучие мыши.
А полечу я домой в ступе.
И буду вспоминать, как я хорошо провела время на празднике.

Я познакомилась с Ильей Муромцем, знаменитым богатырем.
Я была очень рада.
Потому что он очень смелый.
А еще ко мне в гости пришел Иванушка.
Он носит прозвище «дурачок».
Я хотела его изжарить и съесть.
Но он перехитрил меня.
Но потом я вспомнила, что больше люблю торты, пирожное и мороженое.
И вообще я хочу сказать, что я добрая и веселая и очень люблю праздники.

6.Упражнение «Найди женский род»

Ведущий говорит, что игра в ученых – специалистов по русскому языку – начинается.

Я назову существительные мужского рода, - говорит ведущий ребятам, - а вы произведете от него существительное женский рода. Например, крестьянин –  крестьянка, рабочий – рабочая. Только тоже учтите, что некоторые вопросы – с подвохом.

Поочередности читает следующие слова. В дети образуют от них существительное женский рода.

  1. Повар.
  2. Портной.

3. Кузнец (у этого слова нет женского рода).
4. Певец.
5. Купец.
6. Храбрец (у этого слова нет женского рода) и  т.д.

7.Упражнение «Найди мужской род»

Это задание — обратное предыдущему. Игрокам надо найти от предложенных слов существительные мужского рода.
        — Я назову существительное женского рода, — говорит ведущий, — а вы из него сделайте мужской вариант, например, слониха - слон.
После этого ведущий называет слова.
1. Зайчиха.
2. Коза.
3. Волчица.
4. Оса (у этого слова нет варианта мужского рода).

8. Упражнение на внимательность «Слова рассыпались»

Первые буквы в этих словах правильные, а остальные перепугали свой порядок. Помогите буквам встать на нужные места, тогда вы угадаете, какие слова здесь были зашифрованы.
1. Мшиана - , вртее - , кфери - , жзееол - , кааш -.
2. Класоба - , даум - , котр - , мрео - , пнале -.
3. Бсуы - , хлодо - , рмти - , тмае - , кворь -.
4. Коин - , нжьон - , стикрат - , кнаиг - , сетан -.
5. Пдироом -, ксората - , шлек - , кдокилор - , цтевок -.
6. Лсюрта - , жкорае - , мкаси - , блаук - ,кжао -.
Ответы:
1. Машина, ветер, кефир, железо, каша.
2. Колбаса, дума, крот, море, пенал.
3. Бусы, холод, ритм, тема, кровь.
4. Кино, ножны, старик, книга, стена.
5. Помидор, красота, шелк, крокодил, цветок.

6. Люстра, жаркое, миска, булка, кожа.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие КВН "По дорогам сказок"

Сказочные герои (учащиеся старших классов или родители) предлагают детям интересные задания. Мероприятие помогает закрепить полученные  знания  ) и обогащать читательский опыт учеников ....

По дорогам сказок

Библиотечный урок...

По дорогам сказок К.И. Чуковского

Урок может быть и внеклассным чтением. На доске портрет Чуковского, а вокруг него в виде домика с крышей расположены слова, характеризующие творчество писателя. Урок очень интересен тем, что дети...

Урок-отчёт "По дорогам сказок"

Урок-отчёт был проведён во 2  классе по программе "Начальная школа 21 века". Этот урок итоговый в разделе "Сказки". Кроме того, урок интегрированный. Ребята выполняли различные заданияпо труду и ...

По дорогам сказок

Внеклассное занятие по литературному чтению призванная активизировать имеющие у детей знания о литературных и народных сказках....

Дорогой сказок братьев Гримм

Презентация для начальных классов даёт представление о Братьях Гримм и их творчестве....

Внеклассное мероприятие во 2 классе по теме «По дорогам сказок»

Цель: попытаться привлечь внимание детей к книгам и чтению.Задачи: способствовать развитию коммуникативных навыков, творческих способностей, попытаться воспитать взаимопомощь и уважение  др...