Конспект урока литературного чтения во 2 классе УМК «Гармония»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Вид урока: коммуникативно – креативный Цель: способствовать у учащихся творчески воссоздающего воображения, прививать любовь и интерес к образному слову. Задачи: 1. Познавательный аспект: • познакомить с содержанием стихотворений разных поэтов, учить выявлять позицию автора, выражать свое понимание произведения; • формирование активной познавательной позиции у детей; • учить выразительному чтению как способу передачи личного восприятия произведения, своих представлений. 2. Развивающий аспект: • развитие эмоционально – познавательной мотивации учащихся к выполнению работы; • активизация мыслительной деятельности учащихся; • развитие творческой активности младших школьников; • развитие коммуникативно – речевых умений, связанных с созданием речевого высказывания. 3. Воспитательный (мировоззренческий аспект): • развитие увлеченности к изучаемому предмету; • воспитание внимательного отношения к слову; • развитие познавательной инициативы учащихся; • развитие учебного сотрудничества как формы взаимодействия ребенка со взрослым. Оборудование к уроку: 1. Листы с кроссвордами. 2. Снежинки творчества. 3. Мультимедийный проектор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura.docx | 33.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения во 2 классе УМК «Гармония»
Тема: А.Фет «Чудная картина», А. Прокофьев «Как на горке, на горе»
Вид урока: коммуникативно – креативный
Цель: способствовать у учащихся творчески воссоздающего воображения, прививать любовь и интерес к образному слову.
Задачи:
- Познавательный аспект:
- познакомить с содержанием стихотворений разных поэтов, учить выявлять позицию автора, выражать свое понимание произведения;
- формирование активной познавательной позиции у детей;
- учить выразительному чтению как способу передачи личного восприятия произведения, своих представлений.
- Развивающий аспект:
- развитие эмоционально – познавательной мотивации учащихся к выполнению работы;
- активизация мыслительной деятельности учащихся;
- развитие творческой активности младших школьников;
- развитие коммуникативно – речевых умений, связанных с созданием речевого высказывания.
- Воспитательный (мировоззренческий аспект):
- развитие увлеченности к изучаемому предмету;
- воспитание внимательного отношения к слову;
- развитие познавательной инициативы учащихся;
- развитие учебного сотрудничества как формы взаимодействия ребенка со взрослым.
Оборудование к уроку:
- Листы с кроссвордами.
- Снежинки творчества.
- Мультимедийный проектор.
План урока
- Организационный момент.
- Постановка учебной задачи.
- Речевая разминка.
- Введение в тему.
- Работа над поэтическим произведением А. Фета.
- Физкультминутка.
- Работа со скороговоркой.
- Работа над поэтическим произведением А. Прокофьева.
- Динамическая пауза.
- Создание акротекстов.
- Домашнее задание.
Ход урока.
- Организационный момент.
Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро приветливым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
- Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и с добрым, хорошим настроением начнем наш урок. Садитесь.
- Постановка учебной задачи.
- Сегодня на уроке нас ждет уже известный нам вид работы, а именно работа над стихотворением. Мы также превратимся в сочинителей, в соавторов небольших миниатюр. Наша работа будет связана с красивым и необычным временем года.
- Речевая разминка.
- Начнем урок с речевой разминки.
А) - Повторяем за мной.
Ма-ма-ма – пришла снежная зима.
Ег-ег-ег – все засыпал белый снег.
Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки.
Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы.
Оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз.
Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.
Б) - Прочитайте молча слоги на доске
кра кры кри кру кре кро
- Прочитаем хором очень тихо.
- Почитаем хором в средней тональности.
- Прочитаем громко.
- Прочитаем как медвежонок говорит.
- Прочитаем как зайчик пищит.
- Молодцы!
- Введение в тему.
- Я предлагаю вам из букв собрать литературное слово.
П Э И О З Я
- Верно, это слово поэзия.
- Знаете ли вы, что обозначает слово поэзия?
(выслушиваются предположения детей:
Поэзия – это искусство.
Поэзия звучит как музыка.
Поэзия – когда видишь прекрасное.
Поэзия это рисование словами.
– зачитывается текст
Поэзия от греческого— означает творчество, сотворение.
Поэзия - это язык души. Поэзия – это искусство, в котором каждое слово волнует. Поэзия – это музыка из слов. Поэзия – это речь, которую надо уметь слушать и видеть.
- А кто создает поэзию? ( поэты)
- Каких поэтов вы знаете?
- Все перечисленные вами гениальные поэты обладали талантом так построить нашу речь, чтобы она звучала как музыка, это те люди, которые умели выразить словами то, что словами не выражается.
- Работа над поэтическим произведением А. Фета.
- И сегодня мы познакомимся с двумя поэтами разных времен, разных веков.
- Афанасий Афанасьевич Фет – великий русский поэт, родившийся почти двести лет назад. Он любил русскую природу, ведь вырос он в деревне. В детстве будущий поэт вместе с другими ребятишками бегал по лесу, ловил птиц, ездил верхом. Русской природе посвящена значительная часть его стихов, например и то, что мы сегодня изучаем.
- Вам предлагаю несколько пар рифм. Прочитайте их, попробуйте предположить, о чем будет стихотворение.
Картина – родна
Равнина – луна
Высоких – далёких
Снег - бег
- Ваши предположения, о чем стихотворение?
- Послушайте стихотворение ( учитель читает наизусть стихотворение А. Фета «Чудная картина»)
- Совпало ли ваше видение с тем, что вы услышали?
- Какое настроение вызвало у вас это произведение? Почему?
- Стихотворение спокойное, оно вызывает легкую грусть.
- Откройте учебник на странице 113. Я предлагаю вам прочитать стихотворение про себя, молча.
- Какое время года изобразил поэт? Какие слова помогают это понять?
- Какое время суток? Докажите словами.
- Почему зимой ночью автор видит «чудную» картину?
- Прочитаем стихотворение вслух. ( 1 ученик)
- Какие картины, образы возникли у вас в воображении при чтении стихотворения?
- Как выдумаете, какое чувство испытывал поэт, когда писал это стихотворение? (любовь к родной природе)
- Какие слова помогли это понять? ( чудная картина, родна)
- Как вы понимаете слово «чудная»?
- Почитаем стихотворение в парах. Какое настроение будете передавать своим чтением? (спокойствие, легкую грусть)
- Выразительное чтение ( 2 ученика)
- Спасибо. Теперь немного отдохнем.
- Физкультминутка.
Мы заходим с вами в лес Сколько здесь вокруг чудес! Сколько ёлочек зелёных, Столько выполним наклонов. Раз, два, три. Сколько здесь у нас игрушек, Столько сделаем прыжков. Раз, два, три ... Впереди из-за куста Смотрит хитрая лиса. Мы лису обхитрим, На носочках убежим. Всё вокруг мы рассмотрели И тихонечко все сели. | (Дети маршируют на месте.) (Удивились, развели руками.) (Бег на носочках.) ( Руки к глазам, осматриваемся) |
- Работа со скороговоркой.
- Прочитайте первую часть скороговорки.
- Кто догадался какой будет вторая часть?
В зимний холод всякий молод.
- Какой звук повторяется в скороговорке?
- Как вы понимаете смысл скороговорки?
- Зимой мороз бодрит, наше лицо как у молодых, так и у пожилых покрывает румянец. Чтобы не замерзнуть бегут все: и взрослые, и дети. Зимой огромное количество зимних игр, в них любят играть все, настроение у всех поднимается.
- Поиграем в игру «Снежки». По скороговорке я задам вопрос – отвечают девочки, дальше мальчики.
В зимний холод всякий молод?
В зимний холод всякий молод?
В зимний холод всякий молод?
В зимний холод всякий молод?
- Работа над поэтическим произведением А. Прокофьева.
- Прочитайте автора следующего произведения и название стихотворения.
(слайд № 7)
-Александр Андреевич Прокофьев – поэт, живший в другое время, в другом веке, более близком нам. Он вырос в семье рыбака. Окончил три класса, служил в армии, как и все работал и писал стихи о деревне, детях.
- Для того, чтобы стихотворение легче читалось, давайте разберем эти две строчки.
С горки – ух!
На горку –ух!
- Как вы понимаете эти строки?
- Почему употребляется одно и тоже слово?
- Одно и то же слово ух, а состояния у человека разные. Какие чувства испытываешь при первом ух, при втором? (радость при спуске и немного тяжело при подъеме)
- Попросим прочитать первый раз стихотворение Полину.
- О чем это стихотворение?(о зимних развлечениях, а точнее о катании детей с горы)
- Прочитайте стихотворение про себя и определите характер произведения, какое оно? (стихотворение доброе, веселое)
-Прочитаем вслух стихотворение, передавая чтением настроение произведения?
- Почитаем стихотворение по ролям ( 2 - 3 раза) по смысловым отрывкам.
- Спасибо.
- Мы познакомились с двумя произведениями. Почему Афанасий Фет и Александр Прокофьев по – разному видят Зиму? (жили в разное время, каждый по- своему любил зиму)
- Динамическая пауза «Морозная Зима»
Солнце землю греет слабо, По ночам трещит мороз. Во дворе у снежной бабы Побелел морковный нос. В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда. Вьюга злится, снег кружится, Заметает все кругом белоснежным серебром. | (Руки вверх – вниз) (Руки на пояс – наклоны в стороны) (Поворот вокруг себя) (Дотрагиваемся до носа) (Прыжки на месте) (Руки в стороны – замереть на месте) (Дети кружатся) (Руки вверх и постепенно опускаться на корточки) |
- Создание акротекстов.
- Мы прочитали авторские произведения о зиме, а теперь попробуем сами быть авторами, сочинителями. Поэзия это не только стихи, поэтому мы будем создавать акротексты.
- Что такое акротекст? (небольшой рассказ на определенную тему)
- Садитесь по группам. Я предлагаю каждой группе кроссворд, где нужно разгадать его и узнать ключевое слово из прочитанных стихов и по нему составить акротекст про зиму, зимние развлечения. Свои произведения запишите на снежинках творчества. Можете составить несколько акротекстов.
Дети работают каждый в своей группе, учитель помогает по мере необходимости. (слайды о зиме)
- Прочитаем ваши акростихи.
- Давайте их подарим нашим гостям.
- Домашнее задание.
- Спасибо за вашу работу на уроке. Домашним заданием будет выучить любое стихотворение из изученных сегодня или выбрать другое стихотворение другого автора о зиме и выучить также наизусть.
Самоанализ урока литературного чтения 2 класс.
Тема урока: А.Фет «Чудная картина», А. Прокофьев «Как на горке, на горе»
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления нового материала
Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.
Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах. Индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных методом обучения, работа с учебником, способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.
А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я поставила перед моими учениками посильные познавательные проблемы.
Для активизации мышления учащихся я использовала систему вопросов по сюжетной линии произведений на основе их субъективного опыта, создавала проблемные ситуации, домашнее задание ученики выполняли по группам, для восприятия материала активно использовался на уроке учебник, рабочие тетради.Особое место на уроке занимает формирование и развитие у учащихся обще учебных навыков.
Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала я оцениваю как хороший. На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников.
Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока. Я думаю, что она послужит стимулом для дальнейшей познавательнойдеятельности школьников как на уроке, так и во внеурочное время.
Особый аспект на уроке имел здоровье сберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. На уроке применены различные виды артикуляционной гимнастики.
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 3 класс УМК "Гармония"
Конспект открытого урока по литературному чтению УМК «Гармония»:на тему Джанни Родари «Солнце и туча» 3 класс...
Урок литературного чтения 4 класс УМК "Гармония"
Технологическая карта урока с позиции реализации технологии интерактивного обученияУрок литературного чтения 4 класс, учитель: Преловская Оксана АнатольевнаТема: С.Алексеев «Капитан бомбардирской роты...
Конспект урока литературного чтения 2 класс УМК "Гармония" ФГОС СКОРОГОВОРКИ
Этот урок литературного чтения во 2 классе, где школьники узнают жанровые признаки скороговорки, но для получения новой информации есть много способов... и ребята использут некоторые из них......
Урок литературного чтения 3 класс УМК "Гармония"
План-конспект открытого урока литературного чтения для 3 класса по теме "Сказки Ш. Перро . Мальчик с пальчик"...
Конспект урока литературного чтения 4 класс УМК "Гармония"
Конспект урока литературного чтения 4 класс УМК "Гармония" по теме: Понимание эмоционального тона художественного произведения. К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»...
конспект урока литературное чтение 2 класс УМК "Гармония"
Познакомить учащихся с биографией Л. Пантелеева; совершенствовать навыки выразительного чтения....
Урок литературного чтения 2 класс умк "Гармония" по теме "С. Маршак «Жадина», О. Григорьев «Яма», Э. Успенский «Разгром»"
Урок получения новых знаний, на котором используется не только презентация но и мультфильм к стихотворению "Разгром"...