Урок литературного чтения 2 класс умк "Гармония" по теме "С. Маршак «Жадина», О. Григорьев «Яма», Э. Успенский «Разгром»"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Евсеева Любовь Васильевна

Урок получения новых знаний, на котором используется не только презентация но и мультфильм к стихотворению "Разгром"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit_chten._stikhi_marshaka_uspenskogo_9_noyab_2014.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения по УМК «Гармония»

Тема: С. Маршак «Жадина», О. Григорьев «Яма», Э. Успенский «Разгром»

Цель: формирование навыка чтения по ролям при чтении произвед. С. Маршака, О. Григорьева, Э. Успенского.

Задачи:

- Совершенствовать выразительность и правильность чтения, а также понимание читаемого.

- Развивать воссоздающее воображение.

- Характеризовать  персонажей.

- Определять эмоциональное состояние персонажей.

- Читать по ролям.

- Составлять связное высказывание на заданную тему.

Л: Формировать нравственно-этическую ориентацию. Развивать чувство юмора, рефлексию.

Р: Принимать и удерживать учебную задачу.

П: Ориентироваться в тексте. Анализировать текст с целью характеристики персонажей.

К: Составлять небольшое высказывание.  Прививать навыки сотрудничества.        

Оборудование: презентация об Э. Успенском; карточки со словами – характеристиками героев, портрет С. Маршака, О. Григорьева

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Пересказ сказки «Храбрый клоун»
  2. Вопросы  по  содержанию текста:

-Какую  игрушку  принесла  женщина  в мастерскую?

-Кем  стала  игрушка  после  ремонта?

-Изменился  ли  характер  героя после  смены  костюма? Докажите.

-Почему  мастер  вновь  сделал  клоуна  солдатом?

-Чему  учит  эта  сказка?

III. Речевая разминка.  (ма, ме, ми, мо, му, мы)

IV. Постановка цели урока.

-Отгадайте загадку: Роли я играл на сцене,  

                                  Выступал я на арене. (Актёр)

  • Сегодня вы на один урок станете актёрами. Вы будете учиться читать выразительно. А помогут нам стихи С. Маршака, О. Григорьева, Э. Успенского.

V. Изучение нового материала. 

1. С. Маршак «Жадина»

Первичное чтение стихотворения.

- Послушайте стихотворение С. Маршака про мальчика Гришу. Определите, как его называет автор? (на  доске  портрет  С.Маршака)

 (книги у детей закрыты)

  • Кем был этот Гриша? (Жадина)
  • Что необычного заметили в этом стихотворении? (это стихотворение - разговор)
  • Сколько человек участвует в разговоре? (двое)

-Как называется разговор двух человек? (диалогом)

Чтение стихотворения по ролям.

Работа в парах.

  • Прочитайте стихотворение по ролям.
  • С кем разговаривает жадина Гриша? Как бы вы его назвали? (попрошайка)
  • Всем известно, что жадничать – это плохо. А просить? Как вы думаете?
  •  Для  чего автор  сочинил  это  стихотворение? Подумайте.
  • Говоря о чём–то отрицательном, поэты как бы предупреждают нас: не делайте так, это плохо, следите, чтобы у вас не появились плохие привычки.

Физкультминутка (электронная  физминутка панда)

2. О. Григорьев   «Яма» (фотография)

 Олег Евгеньевич Григорьев родился 6 декабря 1943. В 1971 году Григорьев выпустил первую книжку детских стихов и рассказов под названием «Чудаки». В 1981 году в Москве вышла вторая книга для детей – «Витамин роста». Следующая книга, «Говорящий ворон», вышла в 1989 году. Умер Григорьев в 1992 году. В настоящее время выпущено несколько красочно оформленных книг с его рассказами и стихами.

Чтение стихотворения  учащимися    (про себя)

  • Сколько человек участвует в разговоре?
  • Какие слова подходят к характеру каждого героя: хитрый, глупый, работящий, умный, недогадливый, неосторожный, весёлый, жадный, нечестный, ленивый?
  • Представьте себя героями этого стихотворения и прочитайте его по ролям (в парах; перед классом). Следите за выражением своего лица.

2. Э. Успенский «Разгром» (презентация)

Эдуард Николаевич Успенский (род. 1937 г.) – инженер по образованию, детский писатель – по призванию.

У маленького Эдика был Чебурашка. Игрушка такая, плюшевая. Уши большие, хвост пуговкой. Не поймешь – не то медведь, не то заяц, не то собака. Словом, неизвестный науке зверь.

Когда Эдик был несмышленым ребенком, он в этого Чебурашку играл. А потом подрос и забыл про своего плюшевого зверя. Другие дела у человека появились. Например, надо было срочно вырыть широкий и длинный подснежный ход в стан «неприятеля». Или подкараулить во дворе какую-нибудь «неопасную» старушку, чтобы напугать ее взорвавшимся пистоном…

Времени, понятно, было в обрез. На уроки его тоже не слишком хватало. Потому-то Эдик и учился плохо. А чтобы родители не очень ругали, осваивал одно важное и нужное искусство. Как двойки из дневника срезать. Незаметно, бритвой. Нет, Эдик совсем не собирался всю жизнь оставаться закоренелым двоечником. Глубоко в душе он лелеял мечту – стать академиком или министром. (А может, уж на худой конец, очень удачливым золотоискателем.)

Поскольку академиков-двоечников не бывает, Эдик все время собирался «рвануть» – с понедельника начать хорошо учиться. Но «рвануть» все как-то не получалось.

«Выручил» школьника Успенского случай. Как-то раз Эдуард не слишком обдуманно прыгал с крыши. И в результате попал со сломанной ногой в больницу. Вот тут-то Успенский испугался по-настоящему. Ему представилось, как из обычного плохого ученика он быстро попадет в двоечники экстракласса. И это окажется уже навсегда. Эдуард упросил родителей принести себе книги и, к несказанному удивлению окружающих, начал заниматься. Да настолько упорно, что смог поступить в авиационный институт и стать инженером.

Три года проработал Успенский по специальности. А потом вдруг понял, что делает в жизни что-то не то. Потому что инженер из него получается деятельный, но бестолковый. Эдуард подумал-подумал и… стал взрослым юмористом. А потом быстро переквалифицировался и превратился в детского писателя… Помог ему в этом, как водится, случай.

Однажды летом работал Успенский в пионерском лагере. И чтобы успокоить жаждавший впечатлений отряд, читал им разные интересные книжки. А потом все интересные книжки неожиданно кончились. Скучные книжки отряд слушать не хотел, и Успенскому уже ничего не оставалось, как, не задумываясь, начать: «В одном городке жил крокодил по имени Гена, а работал он в зоопарке крокодилом». Фраза такая у Эдуарда Успенского в голове вертелась.

«И вдруг… Из-за угла показались два длинных носа – ручной крысы Лариски и хулиганствующей старухи Шапокляк. Хлопнула дверь телефонной будки, и оттуда выбрался какой-то непонятный плюшевый зверь». «Это же Чебурашка!» – догадался Успенский. И начал рассказывать свою знаменитую сказку… История про Чебурашку и крокодила Гену очень понравилась маленьким слушателям. Но почему-то совсем не понравилась взрослым начальникам. «У Чебурашки нет Родины!» – восклицали они. «И вообще неизвестно, что это за фрукт (то есть, простите, зверь)!» Но, несмотря ни на что, книжку все-таки напечатали. А потом издали и другое, не менее знаменитое сочинение, – «Дядя Федор, пес и кот».

  • Вы  любите  играть с  друзьями?
  • Расскажи товарищам о какой-нибудь игре, которая тебе нравится.
  •  Первичное чтение стихотворения Э.Успенского учителем. (просмотр м/ф «Разгром)
  • Как вы думаете, что случилось на самом деле?
  • Какое настроение вам передалось автором? Как Э. Успенскому это удалось? (Неожид. конец.)
  • Мужественно ли ведёт себя мама при виде разгрома?
  • Что помогает ей «выстоять» и устоять на месте? (чувство юмора) Чтение по ролям.

VI. Подведение итогов урока.

  • Какие стихи вы сегодня читали?  О  ком  эти  стихи?
  • Как называются такие стихи? (юмористические)
  • Какой  вывод  нужно  сделать  после   прочтения  этих  стихов?

Домашнее задание: стр. 13-16 выразительно читать   по   ролям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Творчество С.Я. Маршака. Литературная гостиная."

Расширение знаний детей о творчестве Самуила Яковлевича Маршака.Упражнения в выразительном чтении стихотворений. Развитие  речевых  умений и творческих способностей. Урок способствует развит...

разработка урока литературного чтения по теме С.Маршак "Ландыш"

Урок соответствует требованиям ФГОС. В технологическая карта урока включает работу по развитию УУД на каждом этапе урока....

Урок литературного чтения «Декабрь» С.Я. Маршак

Конспект урока литературного чтения «Декабрь» С.Я. Маршака....

Урок литературного чтения Тема: С.Я. Маршак «Чего боялся Петя?»

Тип урока: изучение новой темы.Образовательные ресурсы:·        Учебник «Литературное чтение» Э.Э.Кац,·        рабочая тетрадь,·...

Технологическая карта к уроку литературного чтения. Тема: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Аннатация.Тип урока: урок получения  новых знаний.Цель: изучить  пьесу – сказку С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»; узнать  о театральном искусстве на примере сказки С....

Технологическая карта урока литературного чтения “ Д. Хармс, С. Маршак “Веселые чижи” ” (УМК “Школа Россия”, 2 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности  в процессе ознакомления  учащихся с произведением Д. Хармса и С. Маршака “Веселые чижи”.Дидактические: Знать авторов пр...