Урок обучения грамоте. Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Урок разработан в соответствии с новыми федеральными стандартами. Прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_znak.pptx | 2.2 МБ |
urok_obucheniya_gramote_v_1a_klasse.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
л е л я л ю л и м е м я м ю м и р е р я р ю р и земля гуси небо орел 5, 5 4,4 4,4 4,4 Е Е Ю Я И
земля гуси небо орел произнеси слово составь его звуковую схему обозначь звуки буквами гусь
п е н ь т е н ь л о с ь д е н ь к о н ь р ы с ь
мел мель
угол уголь
шест шесть
банка банька
полка полька
галка галька
Мягкий знак ь
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте в 1А классе.
Тема: Тайны и загадки необычной буквы. Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных.
Учебник: Р.Н Бунеев, Е.В.Бунеева «Букварь», система «Школа 2100»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: книгопечатная продукция: Р.Н Бунеев, Е.Н.Бунеева «Моя любимая азбука», технические средства: компьютер, интерактивная доска, звуковые пособия: презентация «Буква ь», карточки для групповой и индивидуальной работы, схемы для звуковых моделей.
Цель: знакомство с буквой ь, с ее ролью в словах.
Виды планируемых учебных действий
Предметные Д
Учебно-языковые умения:
- определять роль гласных букв и ь при обозначении мягкости согласного звука
- проводить звуко-буквенный анализ слова;
- уметь правильно произносить сочетания букв, слова с учетом фонематических норм русского языка.
Речевые умения:
- правильно называть буквы русского алфавита.
- правильно выстраивать предложения при устных ответах;
- объяснять лексическое значение слова
Метапредметные
Познавательные УУД
- ориентироваться в учебнике, тетради;
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
Регулятивные УУД
- уметь определять и формулировать тему и цель урока;
- работать по предложенному плану;
- различать способ и результат действия
Коммуникативные УУД
- уметь оформлять свою мысль в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться друг с другом при работе в паре и группе
Личностные УУД
- формировать умения оценивать свою работу на основе критериев успешности учебной деятельности;
- проявлять учебную и коммуникативную активность
Планируемый уровень достижений, результатов, обучения
Выделяют общие признаки звуков и букв; правильно называют буквы русского алфавита;
производят звуко-буквенный анализ слов;
умеют определять роль буквы ь в словах русского языка;
находят способ выяснения значения новых слов.
Отличают новое от уже известного, ориентируются в учебнике, находят ответы на вопросы , используя учебник, свой жизненный опыт или информацию с урока.
Работают по предложенному плану, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, проговаривают последовательность действий на уроке, отличают верно выполненное задание от неверного.
Вступают в беседу на уроке, высказывают свою точку зрения, приводя аргументы; слушают и понимают речь других; сотрудничают в паре .
Понимают причины успешности и неуспешности учебной деятельности; делают самооценку своим поступкам
I Орг.момент
- Ребята, сегодня у нас в классе много гостей. Давайте поприветствуем их.
- Садитесь. Начинаем урок обучения грамоте.
-Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок.
Тихо сели, ноги вместе.
Книги, ручки – всё на месте.
Руки замерли у всех.
Будем думать, будем слушать
И учиться лучше всех.
II Мотивация к учебной деятельности.
- Сегодня я предлагаю вам, ребята, отправиться в поход. А чтобы легче было путешествовать и следить за своей работой, я раздала вам маршрутные листы, где вы будете отмечать свои достижения.
- Итак, надели рюкзачки. Но, чтобы отправиться в путь, нам нужны силы. А в чем наша сила? (в знаниях). Давайте вспомним то, что уже знаем и возьмем с собой в дорогу.
III Актуализация знаний.
- Что можете рассказать об этих буквах е, е, ю, я, и ? (гласные, обозначают мягкость согласных) Прочитаем слоги и слова с этими гласными.
ле ля лю ли
ме мя мю ми
ре ря рю ри
Земля, небо, орел, гуси.
- Что можете сказать об этих словах? (двухсложные, есть смягчающая согласная) В каком слове не нужно ставить ударение? Почему? Какие звуки обозначают гласные е, я, е, и в этих словах? А почему один звук? Посчитайте количество звуков и букв. Какой вывод можете сделать? Почему именно эти слова рассыпались по дорожке? (мы все это можем увидеть в походе)
- Какие знания, умения вам сейчас помогали? (читать, знания о смягчающих гласных, умение слышать звуки, ставить ударение, выслушивать товарищей) Оцените свои знания в маршрутном листе. Нам этих знаний достаточно на чтении? (нет, пришли, чтобы узнать новое)
IV Выявление места и причин затруднения.
- Ну что, сил набрались, отправляемся в путь. Нас кто-то встречает у подножия горы. Это фокусник. Он, наверное, что-то задумал. Назовите слово, записанное во мн. числе. (гуси)
Они в сапожках красных бродят, из воды сухими выходят, шею важно выгибают, криком га-га-га встречают.
- Фокусник решил превратить гусей в одну птицу, но никак не может теперь записать получившееся слово. Поможем ему. Что для этого нужно сделать?
- произнести слово
- составить его звуковую схему
- обозначить звуки буквами
- Произнесем слово (гусь)
- Составьте звуковую схему в парах. Какие умения вам пригодятся? (произносить звуки, договариваться с соседом по парте, исправить ошибку соседа, доказав свой ответ) Оцените свою работу в маршрутных листах.
- Почему разные схемы получились? (чего-то не знаем)
- В чем трудность? (не знаем, какая буква смягчает последний согласный звук)
- Какую цель урока перед собой поставим? (узнать, какая буква еще обозначает мягкость согласных звуков)
-Какой шаг мы сейчас сделали? (определили, что не знаем)
- Какой следующий шаг надо сделать? (попробуем ее узнать)
- Кто будет открывать тайны этой буквы? (мы сами)
V Реализация.
- Откройте учебник на стр. 152. Посмотрите, есть ли на этой странице звуковичек? Почему? У художника не хватило краски? Тогда отгадайте, что же за буква может обозначать мягкость последнего согласного звука в слове гусь.
Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает.
Может только показать,
Как согласную читать.
- Молодцы, ребята.
- Какие тайны узнали? (не обозначает звука, обозначает мягкость согласных)
- Как же напечатать слово гусь, чтобы согласный звук читался мягко?
- А нужно ли обозначать ь каким-нибудь цветом?
- На что похожа буква ь? (Р, Ы, сапог…)
- Напечатаем в тетрадях ь. Стр. 47
- Можете ли вы сказать, что овладели новыми знаниями? (нет, пока не проверим)
VI Первичное закрепление.
- Читаем буквосочетания по учебнику.
- Печатаем в тетрадях пь, дь, рь, нь, сь, мь, ть. Какой карандаш возьмете, чтобы обозначить согласный звук? А каким цветом обозначите ь?
- Мы поработали вместе. Какой следующий шаг нужно сделать, чтобы проверить свои знания? (сам.работа)
VII Работа в группах.
- Я предлагаю вам самостоятельно исследовать слова. А какие, отгадайте.
Меня в лесу оставили, весь век торчать заставили. В ушанке белой я зимой, а летом с бритой головой. (пень)
Опрокинулась под ноги, растянулась по дороге, на меня она похожа, будто я шагаю лежа. (тень)
У этого зверя большие рога, коротенький хвост и большая нога. (лось)
Солнце греет целый …(день).
Быстрее ветра я скачу, цок-цок – копытами стучу, я громко «иго-го» кричу, садись на спину – прокачу! (конь)
На ветвях таится кошка, но она совсем не крошка, и нельзя сказать ей «Брысь!» потому что это … (рысь)
- Давайте составим план исследования:
- произнесите слово
- составьте его звуковую схему
- напечатайте слово
- посчитайте количество звуков и букв
- Какие умения вам пригодятся при работе в группе? (договариваться, выслушивать товарища, доказывать свою точку зрения, следить, чтобы поработал каждый)
- Проверим себя. Какое открытие еще вы сделали для себя? (букв больше, звуков меньше). Почему?
- Кого в группе вы можете поблагодарить за работу? Оцените свою работу в маршрутных листах.
VIII Вторичное закрепление.
- Мы открыли уже три тайны ь. Но, перед нами еще одна загадка. Отгадайте.
Я волшебник. Захочу –
Появлюсь и превращу
МЕЛ, которым пишут в школе,
В МЕЛЬ опасную на море.
Кто волшебник – отгадай,
Выше руки поднимай.
- Как превратить мел в мелкое место на реке, море? Как угол превратить в топливо? Как сделать, чтобы шест стал числом? Как из банки сделать баню? Как из полки сделать танец? Как птицу превратить в мелкий, гладкий камень округлой формы?
- Что происходит со словами, когда появляется ь? (меняется значение слова)
- Вот и еще одна тайна ь раскрыта. А если значение слова не понятно, то по какой книге его можно узнать? (толковый словарь)
- Прочитаем слова
Мел – мель Банка – банька
Угол – уголь Полка – полька
Шест – шесть Галка - галька
(эти же слова у детей на карточке)
- Найдите и обозначьте мягкие согласные в словах. Какой карандаш возьмете? Что их смягчает? А как обозначите ь? Почему?
- Где в словах может стоять ь?
- Давайте поработаем с текстом, а заодно попробуем найти слова с ь.
IX Работа с текстом.
- Поработайте с текстом. Посмотрите план.
- прочитать текст
- подчеркнуть слова с ь
- рассказать соседу по парте содержание текста
- О ком прочитали? Что объединяет ваши рассказы? Переверните листок и проверьте, столько ли слов с ь вы подчеркнули.
X Рефлексия.
- Какую цель ставили перед собой сегодня на уроке?(изучить новую букву, узнать ее роль в словах)
- Достигли ли мы этой цели?
- Фокусник добрался до намеченной цели вместе с нами и приготовил для вас праздничный салют. Но ему нужна ваша помощь. Нарисуйте салют возле ь таким цветом, чтобы стало понятно, как вы поработали и изучили новую букву. Если вам все понятно и было легко – зеленый карандаш, были затруднения, но вы справились – желтый карандаш, было очень сложно, не понятно – красный.
- А почему мы не добрались до самой вершины? (изучили не все буквы алфавита)
- Салют готов! Всем спасибо за работу. Мы молодцы. Продолжим на следующем уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-беседа. Буква Ь. Употребление Ь для обозначения мягкости согласных.
Познакомить с Ь, его значением в речи....
Урок обучения грамоте "Буква е -показатель мягкости согласного звука"
Презентация составлена к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "Буква е - показатель мягкости согласного звука". Данный урок входит в серию уроков по УМК "Школа России" - букварный период. Урок за...
Урок обучения грамоте « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков»
Разработка включает презентацию, технологическую карту и индивидуальный маршрут к уроку « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков».Учебный предмет: обучение грамоте....
Урок обучения грамоте в 1 классе "Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных. "
Тип урока: урок изучения нового материала. Цели:- формируем умение понимать роль мягкого знака в русском языке;- формируем умение использовать на письме ь;- формируем умение анализировать т...
Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс
Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...
Технологическая карта урока обучение грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»
Конспект урока...
Разработка урока по обучению грамоте "Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме"
1.Научить детей писать букву ь, правильно соединять её с другими буквами при письме слогов, слов. Формирование представления о букве ь, формирование понятия о обозначении буквы ь, мягкости...