Урок-беседа. Буква Ь. Употребление Ь для обозначения мягкости согласных.
план-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме
Познакомить с Ь, его значением в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote._bukva_._shkola_2100.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по обучению грамоте.
Тема: Буква Ь. Употребление Ь для обозначения мягкости согласных.
Цели: 1. Познакомить с Ь, его значением в речи.
2. Расширять кругозор, словарный запас, развивать речь, любознательность.
3. Прививать любовь к столице, к памятникам истории.
Форма урока: урок-беседа.
Ход урока:
1.Орг. момент.
2.Отгадай загадку:
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью
Ой, смотри-ка, что случилось?
Получилась….буква Ю.
-Что знаете об этом звуке?
-Давайте прочитаем слоги: бю, рю, лю, ню, тю.
-Что происходит с согласными? Придумайте слова.
-Что слышите в начале слога? Придумайте слова.
3.Новый материал.
- Жили-были в Азбуке буквы, разные – гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости.
Вот как-то раз С пошла в гости к Я, Л к Е, Д к И, Т к Е. Какие это согласные?
Буквы жили - не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.
- Что ты за буква? – возмущались они.
Вот это буква Ь. Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, и никто с ней не дружил, не разговаривал. Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко.
Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Послушаем что это за слова. Но они зашифрованы загадкой.
Без головы, а в шляпе,
Одна нога – и та без сапога. Гвоздь.
Стали буквы составлять слово гвоздь.
ГВОЗД - получается.
-Что-то у нас не получается! – говорили буквы. – Звук [д] в слове «гвоздь» мягкий, а у нас твердый. – И говорит: - Встану я и обозначу мягкость Д, - и быстро пристроилась в конце.
- Что получилось?
- Лучше я встану, - сказала Я.
- У нас опять ничего не получится, ведь ты обозначаешь звук [а], - сказали буквы.
- Что же делать, ребята, подскажите?
- Иди к нам, мягкий знак, - позвали буквы.
Он с радостью согласился помочь буквам и быстро стал в конец.
Что получилось?
Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь.
Для чего буквы приглашали Ь?
- Мягкий голос
Мягкий шаг
Это буква (мягкий знак)
- Буква Ь, как волшебник пробирается к словам и изменяет смысл, дает словам новую жизнь. Давайте образуем эти слова: мол, угол, был, кон, пыл.
Физ. минутка.
- Буквам нравились превращения, они развеселились и предложили вам отгадать другие загадки и самостоятельно написать отгадки.
- Кто приходит,
Кто уходит-
Все ее за ручку водят.
( дверь)
- Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(лось)
- Спит или купается,
Все не разувается:
День и ночь на ножках
Красивые сапожки.
(гусь)
Обозначьте мягкость согласных.
- Может быть вы ребята знаете загадки, в отгадках которых есть буква Ь.
4.Прочитайте слова:
Кремль Красная площадь Царь-пушка Царь-колокол
Церковь
- Что объединяет эти слова?
- Где находится Красная площадь и Кремль?
Стихотворение о Москве.
- Современная Москва - большой, красивый и многолюдный город. И трудно представить, что когда-то Москва была маленьким поселком. Впервые поселение Москвы упоминается в летописи 1147 года в связи с именем суздальского князя Юрия,
прозванного долгоруким. Его археологические раскопки показали, что в месте впадения реки Неглинной в Москву - реку стояло селение с небольшим укреплением.
Подступы к крепости, этому первому, еще деревянному Кремлю, с двух сторон преграждали воды Москвы-реки и Неглинной, а с третьей ров. В Кремле стояли дружины, охранявшие подступы к городу. В 1238 году деревянный Кремль сгорел и на его месте появились белые стены первого каменного Московского Кремля.
Узнали о Москве и за пределами Русского государства. Тесно стало Москве в белокаменных стенах, и в конце XV века построили новый Кремль - из красного кирпича. Тот самый, который мы знаем сейчас, только верхушки башен были надстроены позднее.
-А что имеется на территории Кремля мы узнаем из рассказа «Московский Кремль»
Физ. Минутка (музыкальная)
- Чтение текста вполголоса самостоятельно.
Вопросы по ходу чтения:
- Чем любуются сотни людей, когда приходят на экскурсию в Кремль?
- Из чего были сделаны стены Кремля?
- Как называли потом Москву? Почему?
- Как выглядит современный Кремль?
- Какая самая старая башня?
- Как вы думаете от какого слова произошло название?
(башня имела тайник- колодец. Этот тайник и дал название башне.)
- Какая башня самая красивая?
(на ней находятся часы- куранты, бой которых мы слышим каждый день по радио и телевидению)
- Что еще есть на территории Кремля?
- А сейчас послушаем ребят, которые подробнее расскажут об этих достопримечательностях.
- Почему площади дали название Красная?
- Чем она являлась раньше?
Инсценировка «Картинки старой Москвы». Под русскую задорную мелодию входят коробейники в народных костюмах:
- Подходи, подходи честной народ!
Налетай, выбирай, покупай!
Вот мех пушистый, золотистый!
Вот нежный – белоснежный!
Вот тёмный – скромный!
К любому параду забирай всё к ряду!
- Подходи, народ честной,
Покупай товар мясной!
Есть свежее, есть солёное,
Свиное, говяжье и копчёное.
Покупай дружно, кому чего нужно!
- Миски, кувшины, горшки глиняные,
Свистульки, куклы на потеху ребятишкам.
Медники – котелки, посуда.
- Вот так на торговой площади перед Кремлём продавали свой товар гончары, мясники, кузнецы. Торговали с телег, а то и просто из корзин и мешков. Шёл великий торг.
- Чтение текста ещё раз, выделяя слова, которые имеют мягкий знак.
5. Итог урока.
- С какой буквой мы сегодня познакомились? Для чего нужен мягкий знак? Что ещё нового узнали на уроке?
- А на следующем уроке мы узнаем ещё об одной роли этой волшебной буквы – Ь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - беседа: "Конвенция по защите прав детства"
•Конвенция – это международный документ, который является обязательным для соблюдения всеми гражданами. •Декларация – это призыв к народам и государствам записанные в них права....
Урок-беседа. Образ защитника Отечества глазами художника Павла Дмитриевича Корина.
Урок-беседа к Дню Победы.Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Русского художника Павла Дмитриевича Корина; расширять общекультурный кругозор учащихся на основе ценностных орие...
Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"
(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...
Урок-беседа: «Зимние подвижные игры и развлечения на воздухе»
Беседа по ЗОЖ для учащихся начальной школы. Целью урока является объяснение правильного использования зимних игр и развлечений на воздухе....
Урок-беседа на тему "Моя Родина-Россия"
Форма проведения: Представлен конспект занятия с презентацией, который может быть использован как обобщающий урок по окружающему...
Урок-беседа по картине И.Шишкина "Рожь"
Методическая разработка по программе "Путешествие по миру искуства" во втором классе на тему "Беседа по картине И.И. Шишкина "Рожь""...
Урок-беседа: «Что такое профессия? Какие бывают профессии?»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чулковская средняя общеобразовательная школа» Скопинского муниципального района Рязанской области Урок-беседа: «Что ...