Урок-беседа. Буква Ь. Употребление Ь для обозначения мягкости согласных.
план-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме

Хмельницкая Наталья Евгеньевна

Познакомить  с  Ь, его значением в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote._bukva_._shkola_2100.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по обучению грамоте.

Тема: Буква  Ь. Употребление  Ь  для  обозначения  мягкости  согласных.

Цели: 1. Познакомить  с  Ь, его значением в речи.

            2. Расширять кругозор, словарный  запас, развивать речь, любознательность.

            3. Прививать любовь к столице, к памятникам истории.

Форма урока: урок-беседа.

Ход урока:

1.Орг. момент.

2.Отгадай загадку:

          Чтобы О  не укатилось,

          Крепко к столбику прибью

          Ой, смотри-ка, что случилось?

          Получилась….буква  Ю.

-Что знаете об этом звуке?

-Давайте прочитаем слоги: бю, рю, лю, ню, тю.

-Что происходит с согласными? Придумайте слова.

-Что слышите в начале слога? Придумайте слова.

3.Новый материал.

   - Жили-были в Азбуке буквы, разные – гласные, согласные. Ходили друг к другу  в гости.

Вот как-то раз С пошла в гости к Я, Л к Е, Д к И, Т к Е. Какие это согласные?

Буквы жили - не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы,  с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.

- Что ты за буква? – возмущались они.

Вот это буква Ь. Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, и никто с ней не дружил, не разговаривал. Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко.

Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Послушаем что это за слова. Но они зашифрованы загадкой.

                                               

                                   Без головы, а в шляпе,

                                   Одна нога – и та без сапога. Гвоздь.

Стали буквы составлять слово гвоздь. 

ГВОЗД - получается.

-Что-то у нас не получается! – говорили буквы. – Звук [д] в слове «гвоздь» мягкий, а у нас твердый. – И говорит: - Встану я и обозначу мягкость Д, - и быстро пристроилась в конце.

  1. Что получилось?
  2. Лучше я встану, - сказала Я.
  3. У нас опять ничего не получится, ведь ты обозначаешь звук [а], - сказали буквы.
  4. Что же делать, ребята, подскажите?
  5. Иди к нам, мягкий знак, - позвали буквы.

Он с радостью согласился помочь буквам и быстро стал в конец.

Что получилось?

Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь.

Для чего буквы приглашали Ь?

- Мягкий голос

 Мягкий шаг

 Это буква (мягкий знак)

- Буква Ь, как волшебник пробирается к словам и изменяет смысл, дает словам новую жизнь. Давайте образуем эти слова: мол, угол, был, кон, пыл.

Физ. минутка.

- Буквам нравились превращения, они развеселились и предложили вам отгадать другие загадки и самостоятельно написать отгадки.

- Кто приходит,

 Кто уходит-

 Все ее за ручку водят.      

                                        ( дверь)

- Трав копытами касаясь,

 Ходит по лесу красавец,

 Ходит смело и легко,

 Рога  раскинув широко.

                                          (лось)

- Спит или купается,

 Все не разувается:

 День и ночь на ножках

 Красивые сапожки.

                                       (гусь)

Обозначьте мягкость согласных.

  1. Может быть вы ребята знаете загадки, в отгадках которых есть буква Ь.

4.Прочитайте слова:

Кремль       Красная площадь          Царь-пушка         Царь-колокол

       

Церковь

- Что объединяет эти слова?

- Где находится Красная площадь и Кремль?

Стихотворение о Москве.

- Современная Москва - большой, красивый и многолюдный город. И трудно представить, что когда-то  Москва была маленьким поселком. Впервые поселение Москвы упоминается в летописи 1147 года в связи с именем суздальского князя Юрия,

прозванного долгоруким. Его археологические раскопки показали, что в месте впадения реки Неглинной в Москву - реку стояло селение с небольшим укреплением.

Подступы к крепости, этому первому, еще деревянному Кремлю, с двух сторон преграждали воды Москвы-реки и Неглинной, а с третьей ров. В Кремле стояли дружины, охранявшие подступы к городу. В 1238 году  деревянный Кремль сгорел и на его месте появились белые стены первого каменного Московского Кремля.

Узнали о Москве и за пределами Русского государства. Тесно стало Москве в белокаменных стенах, и в конце  XV века построили новый Кремль - из красного кирпича. Тот самый, который мы знаем сейчас, только верхушки башен были надстроены позднее.

-А что имеется на территории Кремля мы узнаем из рассказа «Московский Кремль»

Физ. Минутка (музыкальная)

   

- Чтение текста вполголоса самостоятельно.

Вопросы по ходу чтения:

- Чем любуются сотни людей, когда приходят на экскурсию в Кремль?

- Из  чего были сделаны стены Кремля?

- Как называли потом Москву? Почему?

- Как выглядит современный Кремль?

- Какая самая старая башня?

- Как вы думаете от какого слова произошло название?

(башня имела тайник- колодец. Этот тайник и дал название башне.)

- Какая башня самая красивая?

(на ней находятся часы- куранты, бой которых мы слышим каждый день по радио и телевидению)

- Что еще есть на территории Кремля?

- А сейчас послушаем ребят, которые подробнее расскажут об этих достопримечательностях.

- Почему площади дали название Красная?

- Чем она являлась раньше?

Инсценировка «Картинки старой Москвы». Под русскую задорную мелодию входят коробейники в народных костюмах:

  1. Подходи, подходи честной народ!

Налетай, выбирай, покупай!

Вот мех пушистый, золотистый!

Вот нежный – белоснежный!

Вот тёмный – скромный!

К любому параду забирай всё к ряду!

  1. Подходи, народ честной,

Покупай товар мясной!

Есть свежее, есть солёное,

Свиное, говяжье и копчёное.

Покупай дружно, кому чего нужно!

  1. Миски, кувшины, горшки глиняные,

Свистульки, куклы на потеху ребятишкам.

Медники – котелки, посуда.

  1. Вот так на торговой площади перед Кремлём продавали свой товар гончары, мясники, кузнецы. Торговали с телег, а то и просто из корзин и мешков. Шёл великий торг.
  2. Чтение текста ещё раз, выделяя слова, которые имеют мягкий знак.

5. Итог урока.

  1. С какой буквой мы сегодня познакомились? Для чего нужен мягкий знак? Что ещё нового узнали на уроке?
  2. А на следующем уроке мы узнаем ещё об одной роли этой волшебной буквы – Ь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - беседа: "Конвенция по защите прав детства"

•Конвенция – это международный документ, который является обязательным для соблюдения всеми гражданами.   •Декларация – это призыв к народам и государствам записанные в них права....

Урок-беседа. Образ защитника Отечества глазами художника Павла Дмитриевича Корина.

Урок-беседа к Дню Победы.Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Русского художника Павла Дмитриевича Корина;  расширять общекультурный кругозор учащихся на основе ценностных орие...

Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"

(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...

Урок-беседа: «Зимние подвижные игры и развлечения на воздухе»

Беседа по ЗОЖ для учащихся начальной школы.  Целью урока является объяснение правильного использования зимних игр и развлечений на воздухе....

Урок-беседа на тему "Моя Родина-Россия"

Форма проведения:             Представлен конспект занятия с презентацией, который может быть использован как обобщающий урок по окружающему...

Урок-беседа по картине И.Шишкина "Рожь"

Методическая разработка по программе "Путешествие по миру искуства" во втором классе на тему "Беседа по картине И.И. Шишкина "Рожь""...

Урок-беседа: «Что такое профессия? Какие бывают профессии?»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чулковская средняя общеобразовательная школа» Скопинского муниципального района Рязанской области    Урок-беседа: «Что ...