Литературное чтение в 1 «А» классе Тема: Э.Н.Успенский «Крокодил Гена и его друзья».
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

 

Тема: Э.Н.Успенский «Крокодил Гена и его друзья».

 

Типология урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: театрализованный урок.

Цели:

 

– формируем сознательное, правильное чтение;

– формируем умение разъяснять заглавие текста;

– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение различать рассказы и стихотворения;

– формируем умение читать по ролям.

Задачи:

познакомить с творчеством Э.Н.Успенского;

учить прогнозировать содержание текста по названию и иллюстрации;

учить анализировать текст;

отрабатывать технику чтения;

 показать роль общения и взаимосвязи людей как основы формирования человечества;

 

Планируемые (конечные) результаты:

Предметные: умеют прогнозировать и анализировать текст; работать над пониманием лексического значения слова; выражать свои мысли; участвовать в диалоге.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний - отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания - находят ответы на вопросы, используя учебник, иллюстрации, игровые ситуации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной речи; участвуют в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; работают в паре, в группе.

Личностные: самостоятельно определяют и высказывают самые простые, общие для всех людей правила поведения.

Предварительная работа: заучивание наизусть стихотворений.

Словарная работа: остолбенел, спохватился.

Оборудование к уроку: презентация, маски животных, выставка книг Э.Н.Успенского.

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.

Компьютерные презентации к уроку Microsoft PowerPoint , «Кроссворд «Узнай писателя»».

Портреты писателей Шарля Перро, Эдуарда Успенского; иллюстрация к сказке «Красная Шапочка».

Книга Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья».

Поговорки о чтении и книгах: «Чтение – лучшее умение», «Кто много читает, тот много и знает», «Учёный идёт, а неучёный спотыкается», «Хорошая книга – лучший друг».

Учебники, рабочие тетради и простые карандаши у каждого ребёнка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение

средняя общеобразовательная школа № 73

Автозаводского  района городского округа Тольятти

Литературное чтение в 1 «А» классе

Тема: Э.Н.Успенский «Крокодил Гена и его друзья».

 

учитель начальных классов: Чапланова Л. В.

Тольятти

2013 год

Тема: Э.Н.Успенский «Крокодил Гена и его друзья».

Типология урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: театрализованный урок.

Цели:

– формируем сознательное, правильное чтение;

– формируем умение разъяснять заглавие текста;

– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение различать рассказы и стихотворения;

– формируем умение читать по ролям.

Задачи:

познакомить с творчеством Э.Н.Успенского;

учить прогнозировать содержание текста по названию и иллюстрации;

учить анализировать текст;

отрабатывать технику чтения;

 показать роль общения и взаимосвязи людей как основы формирования человечества;

Планируемые (конечные) результаты:

Предметные: умеют прогнозировать и анализировать текст; работать над пониманием лексического значения слова; выражать свои мысли; участвовать в диалоге.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний - отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания - находят ответы на вопросы, используя учебник, иллюстрации, игровые ситуации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной речи; участвуют в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; работают в паре, в группе.

Личностные: самостоятельно определяют и высказывают самые простые, общие для всех людей правила поведения.

Предварительная работа: заучивание наизусть стихотворений.

Словарная работа: остолбенел, спохватился.

Оборудование к уроку: презентация, маски животных, выставка книг Э.Н.Успенского.

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.

Компьютерные презентации к уроку Microsoft PowerPoint , «Кроссворд «Узнай писателя»».

Портреты писателей Шарля Перро, Эдуарда Успенского; иллюстрация к сказке «Красная Шапочка».

Книга Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья».

Поговорки о чтении и книгах: «Чтение – лучшее умение», «Кто много читает, тот много и знает», «Учёный идёт, а неучёный спотыкается», «Хорошая книга – лучший друг».

Учебники, рабочие тетради и простые карандаши у каждого ребёнка.

                                                     

                                            Ход урока.

I. Организационный  момент.

1. Приветствие. Слайд1.

  Долгожданный дан звонок-

   Начинается урок.

   Игры, шутки, всё для вас!

   За работу, в добрый час!

 2.  Создание эмоционального настроя.

    - Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне, ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.

II. Актуализация знаний

1. – Сейчас у нас урок чтения.

 – Чему мы учимся на уроках чтения? (Читать, пересказывать, рассуждать, задавать вопросы и отвечать на них.)

 – Умение читать – важное качество. Почему?

 – Поэтому люди придумали много пословиц и поговорок о чтении, о книгах. Какие знаете вы?

 – Посмотрите на Слайд 2. (пословицы)

Читаем хором пословицы:

 – Чтение – лучшее умение.

 – Кто много читает, тот много и знает.

 – Учёный идёт, а неучёный спотыкается.

 – Хорошая книга – лучший друг.

 – А тему нашего урока чтения узнаете, когда отгадаете загадку:

Бабушка девочку очень любила.

 Шапочку красную ей подарила.

 Девочка имя забыла своё.

 А ну, подскажите мне имя её.

 – Правильно, мы говорим сегодня о Красной Шапочке. Слайд 3-4. (Красная Шапочка)

2.  Проверка домашнего задания.

– Послушаем ваше домашнее задание «Озвучь сказку». (Пересказ сказки Шарля Перро «Красная Шапочка» под видеозапись без звука)

 – Кто же написал эту чудесную сказку? (Французский писатель Шарль Перро) (Портрет Ш. Перро) Слайд 5 (портрет писателя)

3. Беседа о книгах и писателях.

– А как вы думаете, много ли ещё есть интересных сказок и историй? (Да)

 – А откуда они появляются? (Писатели придумывают и записывают)

 – А вот как вы знаете писателей, чьи произведения мы с вами читали, сейчас проверим.

 – Во-первых, всегда надо бы знать, кто придумал ту или иную интересную историю, а во-вторых, традиционно весенние каникулы будут  посвящены книгам. Эта неделя так и называется «Неделя детской книги» или «Книжкина неделя». Для вас будут проводиться конкурсы на знание книг и их авторов.

 – Сейчас проверим ваше знание авторов и их произведений, но сначала немножко разомнёмся.

 Физкультминутка.

4.  Разгадывание кроссворда.

– Итак, разгадываем кроссворд «Узнай писателя» (Презентация. Слайды 6-16)

 – Этот писатель сочинил много рассказов о мальчишках. Он придумал необычных коротышек из Цветочного города. А самый знаменитый – Незнайка.  (Николай Носов)

 – Чтобы узнать, кто следующий, послушайте его советы.

(Читает наизусть ученица)

Если ты пришёл к знакомым,

 Не здоровайся ни с кем.

 Слов «пожалуйста», «спасибо»

 Никому не говори.

 Отвернись и на вопросы

 Ни на чьи не отвечай.

 И тогда никто не скажет

 Про тебя, что ты болтун.

 – Кто сочинил такие вредные советы, а также написал книгу «Зарядка для хвоста»? (Григорий Остер)

 – Этот писатель рассказал о необыкновенных приключениях доктора Айболита, понимающего язык зверей. (Корней Чуковский)

 – Этот великий русский писатель рассказал нам и про царевну-лебедь, и про необыкновенную белку, и про золотую рыбку. (Александр Сергеевич Пушкин)

 – А теперь – главный писатель нашего урока, автор простоквашинских историй и неизвестного науке зверя Чебурашки. (Эдуард Успенский) (Портрет Э. Успенского)  

III  Совместное открытие новых знаний

1. - Послушайте песню.

Звучит песня Чебурашки. (аудиозапись)

- Узнали вы этого героя?

СЛАЙД 17 (картина Чебурашка)

- Знаете ли вы, откуда у него появилось такое странное прозвище?

- А какие друзья появились у Чебурашки с тех пор, как он из тропического леса попал в город?

- Вспомните, у кого из героев нашего учебника Чебурашка - любимая игрушка? (у Кати Персиковой)

- П.Зайцев уже знает из какой книжки пришёл этот герой. А вы?

Откройте учебник на стр. 30.

Прочитайте, кто написал эту книгу, т.е. кто её автор.

Слайд 18( Портрет писателя)

Э Успенский - очень известный детский писатель. По образованию он инженер. Но его добрый, веселый нрав, любовь к детям, интерес к сочинительству круто изменил его жизнь - он стал писателем. Его произведения очень современны и по темам, и по языку, и по деталям. Они понятны и любимы не только взрослыми, но и детьми. И все-таки главное достоинство его книг - неповторимый мир сказочных героев. Они не похожи ни на героев народных сказок, ни на героев литературных сказок российских и зарубежных писателей.

Работает Успенский во многих жанрах: сказки, детективы (“Следствие ведут Колобки”), фантастические повести, пьесы, стихи, сценарии мульт- и кинофильмов, радиопостановок, переводы, комиксы. Вот какой многогранный и талантливый человек Эдуард Николаевич Успенский.

Успенский на редкость весёлый писатель и к тому же удивительно добрый человек. Всю свою жизнь он посвятил детям, написал много для них книг.

- Может быть, кто-то знает другие его произведения?

2.  Беседа перед чтением, работа в тетради.

– А как называется книга о Чебурашке? (Показ книги «Крокодил Гена и его друзья»)

 – Эту историю мы будем сегодня читать. Как вы думаете, всю ли книгу мы сегодня прочтём? (Нет)

– А вот сколько, – посмотрим в учебнике на с.30.

 – Читаем вместе: «Эдуард Успенский. Крокодил Гена и его друзья. Отрывок».

– Так какую часть повести будем читать? (Отрывок.)

– Что значит отрывок?  (Ответы детей.)

 – Проверим, правы ли вы. Открываем рабочую тетрадь на с. 9. Читаем в первом задании столбик слов: часть, кусок, отрывок, фрагмент.

 – Правы ли вы были? (Да)

 – Правильно, значит, читать мы будем часть сказочной повести.

 – Кого видите на картинке? (Ответы детей.)

 – Сделайте предположение, о чём будет этот отрывок. (Предположения детей)

 – Нам в этом отрывке встретятся сложные слова. Чтобы поупражняться, прочитаем их на с. 9 в рабочей тетради. Найдите второе задание. (Работа в парах)

 – Словосочетания здесь собраны по одной теме, но что-то есть лишнее. Кто что лишнее увидел? (Плавательный бассейн, спортивный зал.) Вычеркните их.

 – С чем связаны оставшиеся словосочетания? (С театром.)

- Но прежде чем туда попасть, мы вспомним вместе с вами правила поведения в театр.

- А ещё вы должны быть вежливыми. Герои стихотворения Э. Мошковской помогут вспомнить нам вежливые слова.  (инсценирование)

Театр открывается.

К началу всё готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово.

В три часа открылась касса.

Собралась народу масса,

Даже ёжик пожилой

Притащился чуть живой.

– Подходите,

Ёжик, Ёжик!

Вам билет

В каком ряду?

– Мне поближе:

Плохо вижу.

Вот спасибо!

Ну, пойду.

Говорит Овечка:

– Мне одно местечко!

Вот моё благодарю –

Доброе словечко.

Утка:

– Кряк!

Первый ряд!

Для меня и для ребят!

И достала Утка

Доброе утро.

А Олень:

– Добрый день!

Если только вам не лень,

Уважаемый кассир,

Я бы очень попросил

Мне, жене и дочке

Во втором рядочке

Дайте лучшие места,

Вот моё пожалуйста!

И вдруг,

Отпихнув

Старух,

Стариков…

Вдруг ворвался Косолапый,

Отдавив хвосты и лапы,

Стукнул Зайца пожилого…

– Касса, выдай мне билет!

– Ваше вежливое слово?

– У меня такого нет!

– Не получите билет.

Ничего кассир не дал!

Косолапый зарыдал,

И ушёл он со слезами,

И пришёл к мохнатой маме.

Мама шлёпнула слегка

Косолапого сынка.

– На, сыночек дорогой!

И всегда носи с собой!

Театр открывается!

К началу всё готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово!

Вот уже второй звонок!

Медвежонок со всех ног

Подбегает к кассе…

– До свиданья!

Здрасьте!

Доброй ночи!

И рассвета!

Замечательной зари!

И кассир даёт билеты –

Не один, а целых три!

– С Новым годом!

С Новосельем!

Разрешите вас обнять! –

И кассир даёт билеты –

Не один, а целых пять.

И кассиру

Во всю силу

Очень хочется запеть:

«Очень-очень-очень-

Очень вежливый Медведь»!

- Молодцы, ребята много знаете вежливых слов. Я всех приглашаю в театр.

 – Здесь много персонажей, кто же будет главным героем сегодняшней истории – отгадайте:

Всех любил он неизменно,

 Кто б к нему ни приходил.

 Догадались? Это Гена,

 Это Гена … (крокодил.)

Физкультминутка

3. Выразительное чтение рассказа с последующим обсуждением.

Речевая разминка (чистоговорки)

  • Са-са-са – в лесу бегает лиса.
  • Су-су-су – было холодно в лесу.
  • Со-со-со – у машины колесо.
  • Ос-ос-ос – на поляне много ос.

Чтение 1 части

После 1 абзаца.

- Почему Галя плакала?

- Ей было больно?

После 2 абзаца.

- Что такое театральный кружок?

- Чем занимался Гена в театральном кружке?

- Когда это было?

После 3 абзаца.

- Какую роль играет Галя в спектакле?

- Что такое талант? (способность к какому либо делу, перевоплощаться, играть роль)

- Где происходят события в 1 части? (у Гали дома)

- Что узнали о Гале из первой части?

Чтение 2 части

– Давайте тоже попробуем стать актерами и прочитаем вторую часть по ролям.

Работа с трудными словами. (Рабочая тетрадь страница 9)

Инсценирование 2-й части.(чтение по ролям)

– Понравилась ли вам такая «Красная Шапочка»?

IV. Применение знаний

1. – Посмотрите на экран. Эта история представлена в картинках. Все картинки с номерами, но расположены не по порядку, не по ходу сюжета. Сейчас  будем пересказывать сказку, расставляя картинки по порядку. (Дети пересказывают, называя, какой номер картинки должен идти за каким. Учитель помогает детям в пересказе, и передвигает маркером картинки на интерактивной доске. Слайд 19

– Понравился ли вам такой необычный спектакль?

2. Рабочая тетрадь страница 10 (работа в группах) Слайд 20

  • Очень хороший друг
  • Талантливый актёр
  • Знаток сказок
  • Не очень хороший актёр
  • Находчивый
  • С чувством юмора
  • Увлекающая натура

 

– Как вы можете охарактеризовать Крокодила Гену? Какой он?

- Соедините стрелками.

-  Хотели бы вы быть похожими на него?

V. Итог урока.

- С творчеством какого писателя познакомились?

- Какие его произведения запомнили?

- Захотелось ли прочитать его книги?

     VI.  Домашнее задание (по желанию)

– Ваше домашнее задание – прочитать этот отрывок,  нарисовать небольшой диафильм к нему и по этому диафильму уметь  пересказать текст


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения 2 класс УМК "Перспектива" Э.Успенский "Крокодил Гена И его друзья""

Урок чтения 2 класс. УМК "Перспектива". Э. Успенский "Крокодил Гена и его друзья". Урок входит в раздел "Мы друзья" составлен в соотвенствии с технологией ТРИИК. Подробное описание и технологическую к...

Урок чтения. Первый класс. "Как найти настоящих друзей? (отрывок из книги Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья»)."

Урок способствует формированию универсальных учебных действий: умению ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; ...

Литературное чтение Э.Н.Успенский "Крокодил Гена и его друзья".

Тип урока:изучение нового материала.Цель:приобщение детей к литературе как к искусству слова  на основе интереса к  чтению повести-сказки Э.Н.Успенского....

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Урок литературного чтения в 1 классе. Тема урока: Необычная Красная Шапочка. (Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Отрывок). Урок с использованием технологии критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.

Метод «Квант» целесообразно использовать при работе с текстом на уроках литературного чтения, с научно-популярным текстом на уроках окружающего мира.Понятие в  физике: квант – наименьшее количест...

Литературная (интерактивная) игра по произведению Э.Успенского "Крокодил Гена и его друзья".

Литературная (интерактивная) игра по произведению Э.Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Презентация...

Литературная викторина к сказке Э.Успенского "Крокодил Гена и его друзья"

Викторину к сказке можно использовать на уроках внеклассного чтения во 2 классе....