Литературное чтение Э.Н.Успенский "Крокодил Гена и его друзья".
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Тип урока:изучение нового материала.
Цель:приобщение детей к литературе как к искусству слова на основе интереса к чтению повести-сказки Э.Н.Успенского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit._chtenie._2_klass._cheburashka.doc | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению,
проведённого во 22 классе базовой школы
Колчиной Светланой Владимировной
19 апреля 2012 г.
УМК «Школа России».
Оборудование: учебник Климановой Л.Ф. «Родная речь» 2 класс, часть 2, презентация, фрагмент из мультфильма.
Тема. Чтение отрывка из произведения Э.Н. Успенского «Крокодил Гена
и его друзья»
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированный.
Цель: приобщение детей к литературе как к искусству слова на основе интереса к чтению повести-сказки Э.Н. Успенского.
Задачи урока:
1. Предметные:
- учить понимать особенности юмористического произведения;
- учить сравнивать героев, характеризовать их;
- совершенствовать навык выразительного чтения.
2. Метапредметные:
а) познавательные УУД:
- учить применять общеучебные умения: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
- развивать умение моделировать- преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;
б) коммуникативные УУД;
- развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников;
- формировать потребность в общении с учителем;
в) регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свои действия при работе в классе;
3. Личностные:
- формировать нравственные убеждения через оценивание поступков героев;
- развивать творческие способности учащихся.
Для реализации данных задач на уроке применялись следующие технологии:
∙ Технология развивающего обучения
Ход урока. | |
I. Организационный момент (мобилизующий). Цель: включить учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | |
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. - Ребята, нам сегодня на уроке предстоит много сделать, и я надеюсь, что наша совместная работа будет продуктивной, принесёт радость и вам, и мне. Ну, а для того чтобы работа приносила радость, нужно приступать к ней с хорошим настроением. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся, вспомним о том, что за окном весна. - Ну а теперь давайте сядем правильно, проверим порядок на партах. - Посмотрите на слайд. Прочитайте предложение. Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход, в дымоходе чернота — разыщи-ка там кота. - Какое задание я вам хочу предложить? Для чего? - Да, сегодня нам нужно будет много читать вслух, и для того, чтобы читать выразительно и чётко, давайте проведём разминку. - Какой звук здесь часто повторяется? (звук [ч] ) - Произнеси медленно, чётко проговаривая каждый звук. - Произнеси быстрее. - Ещё быстрее. - Произнеси, как радостную новость. - Проговори грустно, с разочарованием. - Молодцы, вы чётко проговаривали звуки. Я думаю, что теперь мы будем читать правильно и выразительно. | Проговорить чистоговорку; чтобы потренироваться читать выразительно и чётко |
II. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для знакомства с новым, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | |
- Скажите, какой раздел учебника вы сейчас изучаете? - А какое задание выполняли дома? - Откройте учебники. Даю вам 2 минутки, повторите стихи, которые сейчас будете рассказывать. - (…), выходи к доске и расскажи нам стихотворение, пожалуйста. - (…) грамотно начал свой ответ, назвал автора и название произведения, твёрдо знал текст, читал выразительно, удалось передать настроение стихотворения. Спасибо большое. - (…) грамотно начал свой ответ, твёрдо знал текст, но стоит (поработать над силой голоса, темпом чтения, соблюдать паузы, передавать своё отношение к прочитанному...) - Ребята, которые сейчас читали стихотворения, меня очень порадовали, хорошо знали текст, смогли передать настроение произведения, но я советую (читать громче, проговаривать слова более чётко…) | «И в шутку и всерьёз» Выучить «Песенки Винни-Пуха» писателя Бориса Заходера |
III. Постановка учебной задачи (совместное формулирование темы урока) Цель: подвести к определению темы урока. | |
-Сегодня мы с вами будем читать отрывок из уже известного вам произведения. А как зовут главного героя, вы узнаете, если правильно отгадаете загадку: Он дружок зверям и детям, Он - живое существо, - Правильно, это Чебурашка. А кто же создал Чебурашку? Как зовут этого писателя? - Какова же тема нашего урока? - Совершенно верно! | Чебурашка. Эдуард Николаевич Успенский. Чтение отрывка из произведения Э.Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья» |
IV. Изучение нового материала. Цель: | |
1) Подготовительная работа. - Посмотрите на портрет Эдуарда Николаевича Успенского. Что вы можете сказать о нём по портрету? Каким вам кажется его лицо? - Посмотрите на выставку книг. С какими произведениями Э.Н. Успенского вы уже знакомы? - О чём пишет этот автор? Какие герои произведений вам запомнились? - Сейчас я расскажу вам об этом человеке, а вы внимательно слушайте и запоминайте, чтобы потом ответить на мои вопросы. Рассказ об авторе. Эдуард Николаевич Успенский родился 74 года назад, он наш современник. По образованию он инженер. Но его любовь к детям и интерес к сочинительству сильно изменили его жизнь - он стал писателем. Получилось это вот как: Успенский работал в пионерском лагере вожатым, читал ребятишкам разные интересные книги, но интересные книжки закончились, пришлось сочинять самому. Так в 1966 году появился "Крокодил Гена и его друзья". Крокодил Гена, Чебурашка и их друзья прославили Эдуарда Успенского. За этой книгой были написаны и другие сказочные, детективные, приключенческие и фантастические произведения: "Дядя Федор, пес и кот", "Вниз по волшебной реке", "Меховой интернат", "Следствие ведут Колобки", "Чебурашка уходит в народ", "Жаб Жабыч Сковородкин" и другие. В сборнике "Разноцветная семейка" собраны стихотворения, написанные Эдуардом Николаевичем Успенским. По его произведениям снято много мультфильмов. Вот некоторые из них: "Рыжий, рыжий, конопатый", "Пластилиновая ворона", "Крокодил Гена и его друзья", "Трое из Простоквашино", "Следствие ведут Колобки", "Разноцветная семейка". Чтобы печатать хорошие детские книжки, Успенский создал издательство "Самовар". Произведения Эдуарда Николаевича Успенского переведены на 25 языков, книги выходят в Голландии, Финляндии, Японии, Франции, Америке. А ещё Эдуард Успенский является одним из создателей хорошо вам известной передачи «Спокойной ночи, малыши!» - Что вы запомнили из моего рассказа об этом авторе? 3) Словарная работа. - Перед чтением давайте уточним значение слов, которые могут быть непонятны. ТРОПИЧЕСКИЙ ЛЕС ГИППОПОТАМ УЦЕНЁННЫЕ ТОВАРЫ БРАКОВАННЫЙ КАЮТА - Прочитайте слова про себя. (…), прочитай вслух первое слово. - Как вы понимаете его значение? - Давайте уточним значения этих слов. ТРОПИЧЕСКИЙ ЛЕС - лес, который находится в самом жарком поясе Земли – тропиках. ГИППОПОТАМ – бегемот. УЦЕНЁННЫЙ ТОВАР – товар, который продают по сниженной цене. БРАКОВАННЫЙ – вещь, у которой есть недостаток. КАЮТА - жилое помещение на корабле. 4) Первичное ознакомление с текстом. Чтение текста ( ~ 4 мин) до слов «…прямо на фруктах и улёгся спать». - Как вы думаете, что могло произойти дальше? до слов « - Как хотите, так и поступайте.» - А вы, ребята, как поступили бы на месте директора? 5) Обмен впечатлениями - Какое настроение у вас возникло, когда вы слушали этот рассказ? - А какой эпизод показался вам самым смешным и интересным? - Каким вам показался Чебурашка? - Какие ещё герои есть в этой повести-сказке? - А какой из них охотнее помогал Чебурашке? Поведение кого из них вызывает у вас большую симпатию? - Хорошо, у всех разные мнения. А чтобы понять, кто из вас прав, давайте будем читать сказку и разбираться. 6) Повторное чтение и размышление о прочитанном. - (…), начинай читать. до слов «…в далёком тропическом лесу.» - (…), ты читал целым словом, выразительно, соблюдал паузы, правильно расставлял ударения, сумел передать своё отношение к прочитанному (читал целым словом, соблюдал паузы, расставлял ударения, сумел передать своё отношение к прочитанному, но допустил ошибки в словах «…») - Каким словосочетанием из этой части можно охарактеризовать Чебурашку? - Где жил забавный зверёк? - Когда его назвали? Кто дал ему имя? - Читай дальше, (…) до слов «…отправили в далёкое путешествие.» - Каким можно назвать Чебурашку, судя по этой части? - Докажите. - Как Чебурашка оказался в ящике с апельсинами? - Почему он не услышал, как заколотили ящики? - Читай дальше, (…) до слов «…что его имя – Чебурашка.» - Как зверёк узнал, что его имя – Чебурашка? - Что значит «чебурахнулся»? - Докажите, что путешествие было долгим. - Почему же Чебурашка не мог долго сидеть на столе и стуле? (у него затекли лапы) - Читай дальше. до слов «…продавали уценённые товары». - Дальше.. до слов «Пойдёшь ко мне?» - Достаточно. до слов « - Это и будет твой дом!» - Достаточно. до конца. - А теперь давайте вспомним: мы думали над вопросом, кто из директоров охотнее помогал Чебурашке. Как вы думаете, директор магазина, в который Чебурашка попал вместе с апельсинами, как поступил с Чебурашкой? Он охотно ему помогал или старался его поскорее куда-то пристроить? - Давайте найдём в тексте слова, указывающие на отношение первого директора к Чебурашке. - Да, не очень-то охотно помогал первый директор Чебурашке. Но даже несмотря на то, что Чебурашка съел его апельсины, директор не стал его просто выгонять, он ведь нашёл время, чтобы его куда-то пристроить, правда? - А почему Чебурашку не приняли в зоопарк? - Что продавали в магазине, директором которого был родственник первого директора? - Найдите в тексте слова, которые показывают, как второй директор относится к Чебурашке. - Он даже выставил Чебурашку в витрину, чтобы привлекать прохожих. - Значит, оба директора очень помогли Чебурашке, но второй помог охотнее, нашёл ему работу и даже дом. Всё-таки Чебурашка ему больше понравился! - К какому отрывку подходит иллюстрация на с. 141? - Почему автор заканчивает главу этой повести-сказки такими словами: «Правда, пока ему некому было звонить, но это его нисколько не огорчало»? 7) Чтение по ролям. - Найдите отрывок со слов «Продавцы вытащили Чебурашку из каюты…». Приготовьтесь читать по ролям. Сколько потребуется чтецов? - Как будем читать слова Чебурашки, с какой интонацией? - А как надо читать слова первого директора? - Как прочитаем слова второго директора? (…), читай за автора, (…) за Чебурашку, (…) за первого директора, (…) за второго директора. - Молодцы, вы правильно находили свои слова, читали выразительно, сумели передать настроение героев, отношение автора к героям, но… | Добрым, умным, мудрым, весёлым… Дети предлагают варианты значений слов. Неуклюжим, беззаботным… Директор магазина, в который Чебурашку привезли вместе с апельсинами и директор магазина, в котором продавали уценённые товары. Дети высказывают своё мнение. «Забавный зверёк». В тропическом лесу. Люди, когда он уехал из леса и встретился с ними. Беззаботным. «Гулял он себе, гулял… «Недолго думая…» Директор магазина сказал, что он чебурахнулся. Упал. Ящики долго плавали; Чебурашка съел за это время почти все апельсины в ящике. Пришлось; под мышку. Он оказался неизвестным науке зверем и было непонятно, куда его поместить. Уценённые товары. «Мне нравится этот зверь!» Чебурашка попал ко второму директору. Потому что пока у Чебурашки нет друзей, но потом он их обязательно найдёт. Четыре. За автора, за Чебурашку, за первого директора и за второго директора. Чебурашка говорит с любопытством, немного удивлённо. Озадаченно, немного с досадой. С одобрением, немного удивлённо. |
V. Обобщающая беседа. Цель: закрепление полученных на уроке знаний и впечатлений. | |
- О чём этот отрывок? - А как вы думаете, какой жизненный урок даёт автор в произведении, с которым мы сегодня познакомились? | О том, как директора помогли Чебурашке найти свой дом и работу. Что всегда нужно помогать тем, кто нуждается в помощи. Плохо жить без друзей. |
VI. Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | |
- Прочитайте пословицы и подумайте – какие из них больше всего подходят к произведению, которое мы сегодня читали? Нет друга - ищи, а нашел – береги. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Для дружбы нет расстояний. Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты. Человек без друзей, что дерево без корней. В тесноте, да не в обиде. - С каким произведением мы сегодня познакомились? - Кто его автор? - Какой вид работы больше всего понравился? - Кому захотелось прочитать всю сказку? Самооценка деятельности на уроке. - Оцени свою работу на уроке, покажи светофорчиком. ∙ Я отлично работал на уроке и получил от него удовольствие. ∙ Я хорошо работал на уроке, но в следующий раз буду ещё активнее. ∙ Я недоволен своей работой, в следующий раз обязательно добьюсь успеха. | |
VII. Домашнее задание. | |
- Как вы думаете, каким может быть домашнее задание? - Найдите эту повесть-сказку, подготовьте пересказ понравившегося отрывка. - Спасибо за работу, мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по литературному чтению к обобщающему уроку "Я и мои друзья"
Литературная викторина к обобщающему уроку "Я и мои друзья"...
Презентация по литературному чтению к обобщающему уроку "Я и мои друзья"
Литературная викторина...
Презентация к уроку литературного чтения. Обобщение по разделу "Я и мои друзья". (2 класс)
Презентация к уроку литературного чтения. 2 класс....
Урок литературного чтения во 2 классе "Я и мои друзья".
Тип урока - обобщающий урок;Тема урока- Обобщающий урок по теме «Я и мои друзья»Цель урока: формирование нравственности младших школьников через произведения литературного чтения....
Внеклассное чтение ЭДУАРД УСПЕНСКИЙ «КРОКОДИЛ ГЕНА И ЕГО ДРУЗЬЯ»
Создать условия для формирования представления учащихся о качествах, присущих настоящему другу...
Внеклассное мероприятие по литературному чтению Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей"
В увлекательной форме учащиеся с интересом вспомнят содержание, героев повести Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей"...
Конспекты уроков по литературному чтению 2 класс ШР (Я и мои друзья) (6)
1. Тема: знакомство с названием раздела. В. Берестов «За игрой», "Гляжу с высоты на обиду". Э. Мошковская "Я ушел в свою обиду"2. Тема: В. Лунин «Я и Вовка». Н. Булгаков «Анна, не грус...