Урок литературного чтения в 3 классе по теме "С.Михалков "Если", "Рисунок"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Урок литературного чтения по теме "С.Михалков "Если", "Рисунок" разработан для УМК "Школа России". Материал урока может быть использован для уроков внеклассного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_stihi_mihalkova_3kl.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Тема урока: С.Михалков «Если», «Рисунок»

Цель урока: организовать деятельность обучающихся с целью расширения знаний детей о жизни и творчестве С.В.Михалкова.

Прогнозируемые результаты: младшие школьники узнают особенности жизни и творчества С.В.Михалкова; научатся осмысливать цели чтения, читать и воспринимать на слух лирические тексты, читать стихотворные тексты, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому, сопоставлять название произведения и его содержание, высказывать собственную точку зрения по поводу прочитанного.

Оборудование:

 Авторский медиапродукт: презентация Power Point; аудиоприложение к учебнику Л.Ф.Климановой «Литературное чтение.3 класс».

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска,

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

- Перед вами портрет одного из самых известных детских писателей. (Это С.В.Михалков)

- Прочитайте эти стихотворные строки С.В.Михалкова, обращенные к читателям:

Пером – оружием своим,

Что я в руках держу, -

Всем честным людям трудовым

Я, как солдат, служу.

- Как вы думаете, в чем видел смысл своей жизни автор?

1.Систематизация знаний о жизни и творчестве С.В.Михалкова

- К этому уроку вам было задано узнать из различных источников сведения о жизни и творчестве этого замечательного поэта. Давайте поделимся друг с другом полученными знаниями.

(Рассказ детей иллюстрируется при помощи соответствующих слайдов презентации).

13 марта 1913 г. - в Москве, в семье потомственных дворян Владимира Александровича Михалкова и Ольги Михайловны Михалковой, урожденной Глебовой, родился мальчик, которого назвали в честь прадеда Сергеем. Стихи Сережа начал писать с девяти лет, прятал их в заветную шкатулку со своими мальчишескими сокровищами. Однажды в дом Михалковых залезли беспризорные воришки и стащили эту шкатулку вместе с первыми поэтическими опытами. Сережа очень переживал утрату. Мальчик  издавал домашний "литературно-художественный" журнал, сам он был и автором, и редактором, и художником. Читали журнал родственники и друзья. Однажды отец, ничего не говоря сыну, послал несколько стихотворений известному поэту Александру Безыменскому. "У мальчика есть способности. Однако трудно сказать, будет ли он поэтом. Могу только посоветовать: пусть больше читает и продолжает писать стихи", – ответил тот. Уже в 15 лет у Михалкова вышли первые публикации.  Первое стихотворение Михалкова "Дорога" было напечатано в журнале "На подъеме" (Ростов-на-Дону) в 1928г. Знакомство, дружеская критика, а потом и творческая дружба с писателями Фадеевым, Маршаком и Чуковским окончательно определили литературную судьбу Михалкова.

И в Америке, 
И в Европе, 
И в Нью-Йорке, 
И в Конотопе 
Твердо знают люди одно – 
Если шлешь письмо 
Дяде Степе – 
К Михалкову придет оно.

Почему?

Да потому, что именно Сергей Владимирович Михалков придумал этот стихотворный рассказ о Дяде Степе. Впервые поэма «Дядя Стёпа» была опубликована в журнале «Пионер».Он сам очень похож на своего героя Дядю Степу, добродушного, сильного, заботливого. Поэма «Дядя Стёпа» стала классикой русской и советской детской литературы.

  В 1937 году С.В.Михалков  поступает  в Литературный институт. В 1939 году  он получает первый орден Ленина.

  В суровые годы Великой Отечественной войны писатель был рядом со своим народом. Он был военным  корреспондентом  газет «Во славу Родины», «Сталинский сокол». Вместе с войсками отступал до Сталинграда, был контужен. Награждён боевыми орденами и медалями. Знаменитые строки на гранитной плите Вечного огня у Кремлевской стены: "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен", -  принадлежит С.В. Михалкову

   После войны Михалков продолжает литературную деятельность, работает в разных жанрах детской литературы, создаёт пьесы для детских театров, сценарии для мультфильмов.

К 2008 году суммарный тираж книг Сергея Михалкова насчитывает около 300 миллионов экземпляров.

Читатели всех поколений
Годов этак с трех и до ста
Ему отдают без сомненья
Свои души, сердца, голоса.

   Именно этот писатель является автором текста двух гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации.

   Сергей Михалков — Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской (1970г.), трёх Сталинских премий второй степени (1941,1942, 1950г.) и Государственной премии СССР (1978г.), академик Российской Академии образования, кавалер ордена Святого Андрея Первозванного.

Всего Сергей Владимирович Михалков имел более 20 орденов и медалей.

   В 1999 г. астрономами открыта новая малая планета Солнечной Системы и ей присвоено имя Сергея Владимировича Михалкова

   27 августа 2009г. С. В. Михалков ушел из жизни. Он похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

2. Интерактивная литературная викторина

В каком стихотворении ребята затеяли спор о профессиях мам?

(А что у вас?)

***

Ты в дальнюю дорогу
Бери с собой друзей:
Они тебе помогут,
И с ними веселей.

Тра-та-та, тра-та-та

Мы везём с собой…

Кого ребята взяли с собой в дорогу?

(Кота, чижика, собаку, Петьку-забияку, обезьяну, попугая)

***

Какое предложение писал герой стихотворения "Чистописание"?

(Даёт корова молоко.)

***

Какая фамилия была у Дяди Стёпы? (Степанов)

***

В каком классе учился мальчик, боявшийся прививок?

(В первом)

***

Что за каша была во рту у Саши?( Из букв)

***

В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью... (Каланча).

3. Интерактивная литературная игра «Доскажи словечко»

В одном переулке стояли дома.
В одном из домов жил Упрямый...(Фома)

***

На прививку! Первый класс!
Вы слыхали? Это нас!
Почему я встал у стенки?
У меня дрожат...(коленки)

***

Кто, набив пирожным рот,  

 Говорит: А где…(компот)?

***

Мать сказала:
– Дверь закрой!
К нам летит пчелиный…(рой)

4. Гимнастика для глаз

Глазкам нужно отдохнуть.( Ребята закрывают глаза)

Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты.)

Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки.)

Много-много раз моргнут. (Частое моргание глазами.)

 Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз.)

 Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка.)

III. Самоопределение к деятельности

- Все ли вы успешно справились с заданиями викторины и литературной игры?

- Хотели бы вы расширить свои знания о творчестве С.В.Михалкова?

- Прочитайте тему нашего урока. Сформулируйте цель. Что поможет вам в достижении вашей цели?

IV. Формирование новых знаний

1. Работа над стихотворением «Если»

- Прочитайте название стихотворения, рассмотрите иллюстрации учебника и предположите о чём оно.

- Прочитайте это стихотворение и сравните его содержание со своим предположением.

- Что помогло детям скоротать скучный дождливый день?

- Потренируйтесь в парах прочитать стихотворение так, чтобы слушатели почувствовали, каким богатым воображением обладают герои произведения.

(После небольшой предварительной подготовки в парах  проводится конкурс выразительного чтения).

2. Динамическая пауза.  Двигательно-речевые упражнения

Капля раз, капля два, (прыжок на одной ноге, потом на другой)
Очень медленно сперва. ( медленно бегут на носках по кругу)
А потом, потом, потом, 
Все бегом, бегом, бегом. (быстро бегут в разные стороны)
Мы зонты свои раскрыли, (разводят руки в стороны)
От дождя себя укрыли”  (руки полукругом над головой)

3. Работа над стихотворением «Рисунок»

(Слушание аудиоприложения к учебнику Л.Ф.Климановой «Литературное чтение.3 класс». )

- Понравилось ли вам стихотворение? Почему?

- Как вы считаете, какие эмоции автор хотел передать своим читателям? Удалось ли ему это?

- Перечитайте стихотворение самостоятельно. Найдите в тексте названия цветов красок, которые использовал маленький художник.

- Почему мальчик использовал такие необычные цвета в своём рисунке? (Они яркие, контрастные. С помощью таких цветов мир становится ярче, необычнее, радостнее.)

- Как вы считаете, менялось ли настроение ребёнка в процессе работы? Почему?

- Постарайтесь при выразительном чтении передать эту смену эмоций.

4. Сравнение произведений. Групповая работа.

- Обсудите в группах,  в чем сходство прочитанных сегодня нами произведений С.В.Михалкова. Какое из этих двух произведений вам понравилось больше? Аргументируйте свою точку зрения.

V. Закрепление знаний. Тестирование

1.В каком литературном жанре НЕ работал Сергей Владимирович  Михалков?
а) Басни;
б) Пьесы;
в) Стихотворения;
г) Романы.
2.
В каком журнале в 1935 году впервые была опубликована поэма С. Михалкова «Дядя Стёпа»?
а) «Знамя»;
б) «Огонёк»;
в) «Костёр»;
г) «Пионер».
3. Части с каким названием НЕТ в поэме С. Михалкова «Дядя Стёпа»?
а) «Дядя Стёпа – милиционер»;
б) «Дядя Стёпа и Егор»;
в) «Дядя Стёпа – ветеран»; 
г) «Дядя Стёпа – депутат».

4.«Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». Сергей Владимирович Михалков является автором этих строк на могиле Неизвестного солдата. Где находится эта могила?
а) В Москве;
б) В Бресте;
в) В Волгограде;
г) В Берлине.

5.Какой государственный деятель подписал указ о награждении Михалкова

орденом Святого апостола Андрея Первозванного?

а) И.Сталин;
б) Д.Медведев;
в
) В Путин;
г) Б.Ельцин

6.Именем С.Михалкова назвали

а) спутник одной из планет Солнечной системы;
б)
малую планету Солнечной системы;
в) комету;
г) астероид

7.Какие чувства НЕ испытывали герои стихотворения  С.Михалкова «Если»?

а) скуку;
б) уныние;
в) страх;
г) воодушевление.

8.Что НЕ изображал  маленький художник из стихотворения С.Михалкова «Рисунок»?

а) дождь;
б) ветер;
в) молния;
г) радугу

VI. Рефлексия

- Наш урок подошел к концу.  Прочитайте высказывание, принадлежащее С.В.Михалкову: «В мировой детской литературе есть сегодня хорошие книги, созданные на десятках разных языков. Есть книги-учителя, строгие и взыскательные. Есть книги-приятели. Есть книги-волшебники. Есть книги-солдаты. И каждая новая хорошая детская книга – это праздник для тысяч юных граждан планеты «Земля».

Как бы вы охарактеризовали книги писателя?

VII. Итог урока. Домашнее задание.

Выучить наизусть понравившееся стихотворение.

Литературные источники:

1.Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению:3 класс – М.: ВАКО, 2014.

Источники сети Интернет:

http://festival.1september.ru/articles/652275/

http://festival.1september.ru/articles/650344/

http://festival.1september.ru/articles/515113/

http://zanimatika.narod.ru/DetKniga_Michalkov.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "С.Михалков Рисунок, Если"(УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: С.В. Михалков «Если» , «Рисунок» . Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве С.В. Миха...