Урок "Сказочные дорожки, образы сказки, волшебства, ночи в сказке П.Ершова «Конёк- горбунок»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Цели: Совершенствование навыка выразительного, осознанного чтения, совершенствование умения характеризовать героев произведения;
2. Закреплять понятие «литературная сказка, образы сказки, ночи, волшебства;
3. Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
по литературному чтению в2в классе
Тема урока:
«Сказочные дорожки, образы сказки, волшебства, ночи в сказке П.Ершова «Конёк- горбунок»
8.12.2014г.
Комина О.И.
Цели: Совершенствование навыка выразительного, осознанного чтения, совершенствование умения характеризовать героев произведения;
2. Закреплять понятие «литературная сказка, образы сказки, ночи, волшебства;
3. Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер
Ход урока:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее, -
Начнём скорей урок!
- Скачет лошадь непростая,
Чудо-грива золотая.
По горам парнишку носит,
Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок-
Удивительный конёк.
- О ком идёт речь?
- Из какого произведения герой?
- Кто автор этой сказки?
- Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? (Слайд №2)
(Верно. Мы будем работать над сказкой П.П. Ершова «Конёк-горбунок», будем учиться читать эмоционально, передавая голосом характер героев, работать над содержанием сказки)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
1. Повторение сведений об авторе. (Слайд №3)
- Что вы знаете о П.П. Ершове?
- Где он родился?
- Где учился?
- Какое произведение сделало его известным писателем?
- В каком году впервые напечатана сказка «Конёк-горбунок»?
Вставь недостающие цифры и ты узнаешь, в каком году была написана сказка.
68 38 25 *6
- *9 +47 +*8 -23
49 *5 63 23
- Почему П.П. Ершова называют «автором одного произведения»?
(П.П. Ершов написал одну сказку, несмотря на это он показал себя гениальным талантливым сказочником).
3. Постановка учебной задачи
-Вспомните, что вы знаете о сказке?(герои, события,характер, волшебные предметы, волшебные числа, волшебные помощники, испытания героя)
-Сформулируйте тему урока.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
-Подумайте, можно ли сказку «Конёк-горбунок» назвать народной?
- Почему?
- Значит, какая это сказка? (Авторская, литературная)
- Назовите героев этой сказки. Можете использовать рисунки с обложки книги
- Почему герои сказки разделены на две группы? (Герои сказки отрицательные и положительные)
-Все ли слова вам были понятны при ознакомительном чтении сказки дома? (нет)
- Как называются слова, которые мы не используем в нашей современной речи? (устаревшие).
- Откуда можно узнать значение этих слов? (из словаря) (Слайд №4)
- Давайте разберём значение слов из сказки. (Слайд №5)
-Как определи, что это сказка, волшебная, ночь-помощница Ивана
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Итак, начинает сказка сказываться.
1.- Прочитайте, как начинается сказка?
- А что произошло дальше?
- Поймали ли «злого вора»?
- Кто это сделал? (Чтение отрывка по ролям: Автор, Иван, Кобылица).
- Что в сказке говорится о братьях Ивана? Чем схожи характеры старших братьев?
- Какие качества проявились у братьев, когда они увидели двух чудесных коней? (Зависть, корысть, жадность)
- Чем Иван отличается от своих братьев? (Он добр, смел, верен слову, честен, никому не желает зла)
– Рассмотрите иллюстрацию, кто изображён на ней? (Конёк-горбунок). Прочитайте, как его описывает автор. (Слайд №6)
2.- Кем стал Конёк-горбунок для Ивана? (Он стал его другом и помощником)
- Почему он предан Ивану? (Доброму, смекалистому Ивану на счастье достался смешной «игрушка конёк ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами, да с аршинными ушами». Такой игрушечка конёк в литературе появился из-под пера П.П. Ершова).
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Стр.136-137 раб.в парах(лиходей, светлица, град-столица,
3. – Вспомните, какие дела свершили два друга Иванушка и Конёк-горбунок?
1. Снова сказкой позабавим
Православных христиан,
Что наделал наш Иван,
Находясь на службе царской
При конюшне государской.
2. Как в суседки он попал,
Как перо своё проспал,
Как хитро поймал Жар-птицу,
Как похитил Царь-девицу…
3. Как он ездил за кольцом,
Как на небе был послом,
Как он в Солнцевом селенье
Киту выпросил прощенье…
4. Как к числу других затей,
Спас он тридцать кораблей…
Как в котлах он не сварился
Как красавцем учинился…
Словом наша речь о том,
Как он сделался царём.
4. (Слайд №7) Назовите героя из сказки. (Композитор Р. Щедрин написал музыку к балету «Конёк-горбунок». Прослушайте тему Царя).
- Прочитайте отрывок, в котором говорится о первом появлении Царя.
(Отрывок начинается со слов: «…Царь не мог тут усидеть…» до слов «…Царь то был великодушный!)
- Как вёл себя Иван при встрече с царём? Так ли он глуп? (Находчивый, смекалистый, весёлый)
- Найдите и зачитайте ещё один отрывок из сказки «Как Иван попал на службу к Царю».
5. – Подумайте, похожа ли сказка Ершова на русские народные сказки? Чем?
- Какие герои сказки «Конёк-горбунок» пришли из русских народных сказок?
(Слайды с №8 по №11)
(Три сына, Жар-птица, Царь, Царь-девица, Иван, друг-помощник главного героя)
(Многое взял П.П. Ершов из старинных народных сказок, которые слышал в детстве от рассказчиков-крестьян)
6. – А нет ли сходства с другими литературными сказками? (Похожа на литературные сказки А.С. Пушкина. Простой, звучный, лёгкий стих сказки «Конёк-горбунок» похож на стихотворную форму сказок Пушкина А.С.)
7. Включение в систему знаний и повторение.
7. (Слайд №12) – А.С. Пушкин, прочитав в 1834 году сказку Ершова, сказал: «… теперь этот род сочинений мне можно и оставить…» Как вы можете прокомментировать эти слова?
8. Сколько лет назад написана эта сказка? (Более ста лет назад). Почему эта сказка популярна до нашего времени? (За удивительные приключения, за верность, смелость и дружбу Ивана и Конька-горбунка мы до сих пор любим и читаем сказку). По этому произведению создано много театральных постановок и несколько экранизаций: художественный и мультипликационные фильмы. Сейчас мы с вами посмотрим заключительный фрагмент мультфильма «Конёк-горбунок».
- За что наказан Царь?
- Почему Иван получает красавицу жену и царство?
- Какие качества характера героев осуждает автор в сказке, а какие качества прославляет?
- Кто из героев вам понравился и почему?
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Что нового вы узнали на уроке? Какое открытие в языке сделали?
- Какое затруднение у вас возникло в начале урока? В чём была причина затруднения?
- Какую цель перед собой поставили?
- Каким способом действовали для достижения цели?
- Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.
- Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?
- Оцените свою собственную работу по «Шкале успеха» (обучающиеся размещают смайлики на «Шкале успеха»). Обоснуйте свой выбор.
- Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать?
- Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг?
Домашнее задание.
-Найдите отрывки в тексте сказки:образы сказки, ночи, волшебства;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-путешествие по сказке П.П.Ершова «КОНЁК – ГОРБУНОК»
Методическая разработка урока - путешествия по сказке П. Ершова "Конёк - горбунок"...
Викторина по сказке П.П. Ершова "Конёк-Горбунок"
Данная викторина познакомит учащихся с секретами русской жизни (речью и бытом, поступками и нравом); убедит в том, что «дружба» и «верность» - главные качества русского н...
Пояснительная записка к уроку литературного чтения по сказке П. Ершова "Конёк - горбунок"
Данная пояснительная записка разработана по ФГОС. Урок литературного чтения в 4 классе....
Викторина по сказке П.П.Ершова "Конёк - Горбунок"
Данная разработка предназначена для детей младшего школьного возраста. Цели: Развитие навыков и умений школьников в поиске нужной информации...
Урок литературного чтения в 4 классе по сказке П.П.Ершова «Конёк-горбунок»
Урок литературы в 4 классе по сказке Петра Павловича Ершова “Конек-горбунок” в форме семинара....
Урок по сказке Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок».
Заключительный урок по сказке Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок»....
Самоанализ урока к сказке П.П. Ершова Конёк-Горбунок
Урок литературного чтеничя в 4 классе по учебно–методическому комплексу «Школа России». Автор учебника Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий «Родная речь». Тема урока П.П. Е...