Урок "Сказочные дорожки, образы сказки, волшебства, ночи в сказке П.Ершова «Конёк- горбунок»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Комина Ольга Ивановна

Цели: Совершенствование навыка выразительного, осознанного чтения, совершенствование умения характеризовать героев произведения;

2. Закреплять понятие «литературная сказка, образы сказки, ночи, волшебства;

3. Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

по литературному чтению в2в классе

Тема урока:

«Сказочные дорожки, образы сказки, волшебства, ночи в сказке П.Ершова «Конёк- горбунок»

8.12.2014г.

Комина О.И.

                                 

Цели: Совершенствование навыка выразительного, осознанного чтения, совершенствование умения характеризовать героев произведения;

2. Закреплять понятие «литературная сказка, образы сказки, ночи, волшебства;

3. Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер

Ход урока:

 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее, -

Начнём скорей урок!

- Скачет лошадь непростая,

Чудо-грива золотая.

По горам парнишку носит,

Да никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок-

Удивительный конёк.

- О ком идёт речь?

- Из какого произведения герой?

- Кто автор этой сказки?

- Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? (Слайд №2)

(Верно. Мы будем работать над сказкой П.П. Ершова «Конёк-горбунок», будем учиться читать эмоционально, передавая голосом характер героев, работать над содержанием сказки)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

1. Повторение сведений об авторе. (Слайд №3)

- Что вы знаете о П.П. Ершове?

- Где он родился?

- Где учился?

- Какое произведение сделало его известным писателем?

- В каком году впервые напечатана сказка «Конёк-горбунок»?

Вставь недостающие цифры и ты узнаешь, в каком году была написана сказка.

  68      38      25      *6
-
*9    +47    +*8    -23

  49      *5      63      23
- Почему П.П. Ершова называют «автором одного произведения»?

(П.П. Ершов написал одну сказку, несмотря на это он показал себя гениальным талантливым сказочником).

3. Постановка учебной задачи

-Вспомните, что вы знаете о сказке?(герои, события,характер, волшебные предметы, волшебные числа, волшебные помощники, испытания героя)

-Сформулируйте тему урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

-Подумайте, можно ли сказку «Конёк-горбунок» назвать народной?

- Почему?

- Значит, какая это сказка? (Авторская, литературная)

 - Назовите героев этой сказки. Можете использовать рисунки с обложки книги

- Почему герои сказки  разделены на две группы? (Герои сказки отрицательные и положительные)

-Все ли слова вам были понятны при ознакомительном чтении сказки дома? (нет)

- Как называются слова, которые мы не используем в нашей современной речи? (устаревшие).

- Откуда можно узнать значение этих слов? (из словаря) (Слайд №4)

- Давайте разберём значение слов из сказки. (Слайд №5)

-Как определи, что это сказка, волшебная,  ночь-помощница Ивана

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Итак, начинает сказка сказываться.

1.- Прочитайте, как начинается сказка?

- А что произошло дальше?

- Поймали ли «злого вора»?

- Кто это сделал? (Чтение отрывка по ролям: Автор, Иван, Кобылица).

- Что в сказке говорится о братьях Ивана? Чем схожи характеры старших братьев?

- Какие качества проявились у братьев, когда они увидели двух чудесных коней? (Зависть, корысть, жадность)

- Чем Иван отличается от своих братьев? (Он добр, смел, верен слову, честен, никому не желает зла)

– Рассмотрите иллюстрацию, кто изображён на ней? (Конёк-горбунок). Прочитайте,  как его описывает автор. (Слайд №6)

2.- Кем стал Конёк-горбунок для Ивана? (Он стал его другом и помощником)

- Почему он предан Ивану? (Доброму, смекалистому Ивану на счастье достался смешной «игрушка конёк ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами, да с аршинными ушами». Такой игрушечка конёк в литературе появился из-под пера П.П. Ершова).

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Стр.136-137 раб.в парах(лиходей, светлица, град-столица,

3. – Вспомните, какие дела свершили два друга Иванушка и Конёк-горбунок?

1. Снова сказкой позабавим

Православных христиан,

Что наделал наш Иван,

Находясь на службе царской

При конюшне государской.

2. Как в суседки он попал,

Как перо своё проспал,

Как хитро поймал Жар-птицу,

Как похитил Царь-девицу…

3. Как он ездил за кольцом,

Как на небе был послом,

Как он в Солнцевом селенье

Киту выпросил прощенье…

4. Как к числу других затей,

Спас он тридцать кораблей…

Как в котлах он не сварился

Как красавцем учинился…

Словом наша речь о том,

Как он сделался царём.

4. (Слайд №7) Назовите героя из сказки. (Композитор Р. Щедрин написал музыку к балету «Конёк-горбунок». Прослушайте тему Царя).

- Прочитайте отрывок, в котором говорится о первом появлении Царя.

(Отрывок начинается со слов: «…Царь не мог тут усидеть…» до слов «…Царь то был великодушный!)

- Как вёл себя Иван при встрече с царём? Так ли он глуп? (Находчивый, смекалистый, весёлый)

- Найдите и зачитайте ещё один отрывок из сказки «Как Иван попал на службу к Царю».

5. – Подумайте, похожа ли сказка Ершова на русские народные сказки? Чем?

- Какие герои сказки «Конёк-горбунок» пришли из русских народных сказок?

(Слайды с №8 по №11)

(Три сына, Жар-птица, Царь, Царь-девица, Иван, друг-помощник главного героя)

(Многое взял П.П. Ершов из старинных народных сказок, которые слышал в детстве от рассказчиков-крестьян)

6. – А нет ли сходства с другими литературными сказками? (Похожа на литературные сказки А.С. Пушкина. Простой, звучный, лёгкий стих сказки «Конёк-горбунок» похож на стихотворную форму сказок Пушкина А.С.)

7. Включение в систему знаний и повторение.

7. (Слайд №12) – А.С. Пушкин, прочитав в 1834 году сказку Ершова, сказал: «… теперь этот род сочинений мне можно и оставить…» Как вы можете прокомментировать эти слова?

8. Сколько лет назад написана эта сказка? (Более ста лет назад). Почему эта сказка популярна до нашего времени? (За удивительные приключения, за верность, смелость и дружбу Ивана и Конька-горбунка мы до сих пор любим и читаем сказку). По этому произведению создано много театральных постановок и несколько экранизаций: художественный и мультипликационные фильмы. Сейчас мы с вами посмотрим заключительный фрагмент мультфильма «Конёк-горбунок».

- За что наказан Царь?

- Почему Иван получает красавицу жену и царство?

- Какие качества характера героев осуждает автор в сказке, а какие качества прославляет?

- Кто из героев вам понравился и почему?

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Что нового вы узнали на уроке? Какое открытие в языке сделали?

- Какое затруднение у вас возникло в начале урока? В чём была причина затруднения?

- Какую цель перед собой поставили?

 - Каким способом действовали для достижения цели?

- Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.

- Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?

- Оцените свою собственную работу по «Шкале успеха» (обучающиеся размещают смайлики на «Шкале успеха»). Обоснуйте свой выбор.

- Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать?

-  Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг?

        Домашнее задание.

-Найдите отрывки в тексте сказки:образы сказки, ночи, волшебства;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-путешествие по сказке П.П.Ершова «КОНЁК – ГОРБУНОК»

Методическая разработка урока - путешествия по сказке П. Ершова "Конёк - горбунок"...

Викторина по сказке П.П. Ершова "Конёк-Горбунок"

Данная викторина  познакомит учащихся  с секретами русской жизни (речью и бытом, поступками и нравом);   убедит в  том, что «дружба» и «верность» - главные качества русского н...

Пояснительная записка к уроку литературного чтения по сказке П. Ершова "Конёк - горбунок"

Данная пояснительная записка разработана по ФГОС. Урок литературного чтения в 4 классе....

Викторина по сказке П.П.Ершова "Конёк - Горбунок"

Данная разработка предназначена для детей младшего школьного возраста. Цели: Развитие навыков и  умений школьников в поиске нужной информации...

Урок литературного чтения в 4 классе по сказке П.П.Ершова «Конёк-горбунок»

Урок литературы  в 4 классе по сказке Петра Павловича Ершова “Конек-горбунок” в  форме  семинара....

Урок по сказке Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок».

Заключительный урок по сказке Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок»....

Самоанализ урока к сказке П.П. Ершова Конёк-Горбунок

Урок литературного чтеничя в 4 классе по учебно–методическому комплексу «Школа России». Автор учебника Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий «Родная речь». Тема урока  П.П. Е...