М. Яснов «Мы и птицы».Э.Мошковская«Зяблик согрелся», С.Маршак «Воробьи по проводам»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Комина Ольга Ивановна

Цель: Формирование познавательного интереса к произведениям юмористического жанра через понимание фактического содержания стихотворения М.Яснова, через определение главной мысли и характера произведения , в ходе совместной деятельности учащихся  и учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение. 3в класс. 9.12.2014

Тема : М. Яснов «Мы и птицы».Э.Мошклвская  «Зяблик согрелся», С.Маршак «Воробьи по проводам»

Планируемые результаты:

Метапредметные УУД

Личностные УУД:

-интерес к содержанию и форме художественного  произведения;

-интерес к миру чувств и мыслей человека, отражённых в литературном произведении;

-заинтересованное отношение к литературному чтению;

Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-осуществлять самооценку;

-проявлять познавательную  инициативу в учебном сотрудничестве ;

-Познавательные УУД:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-строить речевое высказывание в устной форме;

-Строить логическое рассуждение;

Коммуникативные УУД:

-выражать свои мысли в устной форме;

-УЧИТЫВАТЬ РАЗНЫЕ МНЕНИЯ И ИНТЕРЕСЫИ ОБОСНОВЫВАТЬ СОБСТВЕННУЮ ПОЗИЦИЮ; 

ПредметныеУУД:

-читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;

- определять жанр литературного произведения;

-отвечать на вопросы по содержанию текста;

Оборудование: мультимедийный пректор, схемы для самооценки.

Цель: Формирование познавательного интереса к произведениям юмористического жанра через понимание фактического содержания стихотворения М.Яснова, через определение главной мысли и характера произведения , в ходе совместной деятельности учащихся  и учителя.

Тип урока: открытие новых знаний.

Ход урока:

I Самоопределение к деятельности).

Я в своих ладошках

Понесу добро-

Пусть на свете станет

От него тепло.

Передаю это тепло вам, а вы передайте своим друзьям – одноклассникам.( по цепочке)

-Оцените свою готовность к уроку.

II Актуализация знаний 

Постановка учебной задачи.

-Ребята, а вы  любите фантазировать?

-А что мы называем фантазией?

-А кто может рассказать о своих фантазиях?

--А когда вам интереснее всего фантазировать? (вечером, когда ложимся спать…)

-Я прочту вам стихотворение, которое называется «Всё в порядке», а определите,  кто главный   герой и какая главная мысль стихотворения.

Летучие мыши

Сидели на крыше.

Летучие кошки

Влетали в окошки.

Летучая лайка

Скакала по ветке –

Из кухни в дупло

Приносила объедки.

К трубе прижималась

Летучая свинка,

У свинки чесалась

Летучая спинка.

В летучем болоте

Ревел бегемот –

Занес его ветер

В чужой огород.

Летучая репка

Скакала по грядке.

Спасался медведь

От летучих акул.

Летучий зайчонок

Летел без оглядки.

Все было в порядке.

И Ваня –

Заснул.

-Кто главный герой стихотворения?(Ваня)

_ Что же делал Ваня? ( фантазировал, выдумывал)

III Построение проекта выхода из затруднения

-Давайте, из этого стихотворения сформулируем тему нашего урока.

-Мы будем говорить сегодня о фантазиях.

А поможет нам в этом поэт Михаил Давидович Яснов, который и написал весёлое стихотворение про Ваню. (портрет, экран)

Михаил Давидович Яснов, поэт, переводчик, детский писатель, Однажды он определил свою детскую поэзию как поэзию «филологического юмора». Действительно, он увлеченно исследует Слово, его смысл и звучание.

- Как-то  его спросили:

Когда Вы начали сочинять? И когда поэзия стала профессией?

Сочинять я стал рано, лет в шесть. И признаться, с первых школьных лет хотел стать писателем. Так это на всю жизнь и осталось. А профессией писательство (и стихи, и переводы, и многое другое) стало для меня уже после того, как окончил университет, и литература превратилась в главное мое дело.

-Сегодня мы отправимся в мир смешной фантазии М.Яснова.

(звук пения птиц)

- Ребята, кажется я что-то слышу?

-Что вы слышите?

-В какое время года могут так весело щебетать птицы?(весна, лето)

-А сейчас какое время года?(зима)

-А может ли поэт передать пение птиц ? (своими стихами)

Работа с книгой.

1)- Откройте стр.145.

-Проанализируйте содержание страницы.

Стихотворение М.Яснова «Мы  птицы»

-Вот откуда был щебет!

-Сформулируйте конкретнее тему нашего урока.(знакомство с творчеством М.Яснова, стихотворением «Мы и птицы»)

Какую учебную задачу нам нужно будет решить на уроке?

-Будем анализировать стихотворение «Я и птицы»

-Что значит анализировать?

(работать над содержанием стихотворения, учиться выразительно читать, отвечать на вопросы…)

IV Первичное закрепление во внешней речи

а ) чтение учителем

-Какие образы у вас возникли после прослушивания стихотворения?

-Какое эмоциональное настроение несёт в себе это стихотворение?

б ) Прочитайте стихотворение каждый про себя.

 в ) Чтение вслух (по желанию)

-Какое по характеру это стихотворение?(юмористическое)

-Где происходят действия?

5.Самостоятельная  работа с проверкой по образцу

Работа в парах.

Обсудите в парах,  кто же так фантазирует, мальчик или девочка и сколько лет детям?

(мальчик)

-Почему вы так решили?

-Прочитайте в тексте доказательства!

-Каким вы представляете себе этого мальчика? (фантазёр, мечтатель, лентяй)

-Какова особенность данного произведения? (фантазия)

 Работа в группах

-Проведём небольшую исследовательскую работу.

Вам нужно будет доказать, что в этом стихотворении есть наблюдательность, приметливость, внимание к окружающему миру.

Прочитайте, докажите.

(строенье, оперенье, птицы пролетают, выводят птенцов, чирикают…)

-Знают ли птицы об учениках, которые их изучают?

 ( Герой-школьник мечтает поменяться с птицами местами: чтоб они круглый год учили уроки чем ,«а мы бы им чирикали и пели!»)

-Такая ли беззаботная жизнь у птичек, как думает мальчик?(опасности, выживание…)

6.Включение в систему знаний

Поэтическая мастерская

На месте птичек мы не сможем оказаться, а вот в роли поэтов вполне .

Поможет нам в этом творчество М.Яснова.

Пофантазируем?

Я буду читать вам незаконченные  строки из стихотворения автора, ваша задача придумать и досказать рифму.

В большой берлоге спал______

-А вот и нет!

В мороз и гололедицу спала в берлоге бурая________

-А вот и нет!

Зато  урча спросонок, здесь нежился пушистый ______

-А вот и нет!

Он убежал в леса!

Спала в берлоге бурая ____

А вот и нет!

Лисица по тропинке пошла взглянуть

Как спят в берлоге _____

А вот и нет!

Там у хозяйки  сладко

Спала в берлоге быстрая _________

-А вот и нет!

Она в конюшне спит!

В берлоге зимовала

Рыба-________!

А вот и нет!

Её там нет как нет.

В большой берлоге спал

Большой _____поэт.

7. Рефлексия

С творчеством какого большого поэта мы познакомились?

-Захотелось ли вам прочесть другие его стихотворения?(слайд)

-Что понравилось вам на уроке?

Чему мы учились?

Самооценка.

-У каждого из вас на столе лежит карточка с « деревом успеха», т.к. скоро Новый год, я предлагаю украсить нашу ёлочку.

-Если у вас всё получилось, вы довольны своей работой, закрасьте один шарик зелёным цветом,

-Если были небольшие трудности- желтым цветом,

-Если затруднений было много- красным.

-Спасибо всем за работу! Я желаю, чтобы к Новому году у вас было больше всего зелёных шариков.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

Личностно-ориентированная; (опрос всех детей)

Объяснительно-иллюстративная (наглядность)

Технология групповой и парной работы;

Игровая технология;( стань поэтом)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кто ясно мыслит - ясно излагает

Конспект урока по диагностике и развитию мышления в младших классах...

С.Я. Маршак "Где обедал, воробей?"

Использовала на уроке литературного чтения в 1 классе при знакомстве со стихотворением С.Я.Маршака "Где обедал, воробей?"...

Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе МКС(К)ОУ II вида Тема урока: С.Я. Маршак «Где обедал воробей»

Конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Презентация к уроку литературного чтения 4 класс УМК "Школа 2100" Петроград . 1923 год. Редакция «Воробья». Б. Житков и С. Маршак

Цель урока-формировать навыки осознанного выразительного чтения, дать представление о литературном творчестве Б.Житкова...

С.Я Маршак Где обедал воробей

Презентация творчество С.Я. Маршака...