Аннотация к рабочей программе «Литературное чтение», 2 класс, УМК «Школа России»
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Павлова Елена Викторовна

Аннотация к рабочей программе «Литературное чтение», 2 класс, УМК «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.annotatsiya_lit.cht_.docx41.69 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе «Литературное чтение» 2 класс

УМК «Школа России»

1

Полное наименование программы (с указанием предмета и класса)

Программа начального общего образования по «Литературному чтению» во 2 классе, на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой

2

Место учебного предмета в структуре ООП

Предмет «Литературное чтение» включён в базовую часть Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.  Дисциплина «Литературное чтение» входит в базовую часть гуманитарного цикла ООП в обязательную предметную область «Филология». Данная программа ориентирована на работу с обучающимися 2 класса.

3

Нормативная основа разработки программы

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой (сборник рабочих программ «Школа России», Москва, «Просвещение», 2011г), которая разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

4

Количество часов для реализации программы

Рабочая программа   рассчитана  на 136 часов (34 учебные недели)  по 4 часа в неделю.

5

Дата утверждения. Органы и должностные лица, принимавшие участие в разработке, рассмотрении, принятии, утверждении

Рабочая программа утверждена директором ГБОУ «Школа №842» 1 сентября 2015 года.

Программа разработана МО учителей начальных классов, согласована с председателем МО, рассмотрена на методическом совете школы

6

Цель реализации программы

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

•        овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;

•        развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

•        обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

7

Используемые учебники и пособия

  1. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. / авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина / 5-е издание, – М.: Просвещение, 2014.
  2. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс. Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская / 4-е издание, – М.: Просвещение, 2014.
  3. Комплексный тренажёр по литературному чтению и русскому языку  для 2 класса / Т. Л. Мишакина, Г. И. Митрофанова. – М.: Ювента, 2013.
  4. Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение. 2 класс»

8

Используемые технологии

здоровьесбережения, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, индивидуальной проектной деятельности, критического мышления, личностно-ориентированного обучения, информационно - коммуникационные, проблемно-диалогического обучения и  т.д.

9

Требования уровню подготовки уч-ся

Личностные:

  • осознание через чтение художественных произведений основных ценностей взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
  • умения испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров устного народного творчества, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями;
  • осознание своей принадлежности к определенному этносу, высказывание уважительного отношения к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов;
  • проявление позитивных чувств по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, умения подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей;
  • представление о существовании других народов и культур, умение называть наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям;
  • умения допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты; задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации;
  • проявление интереса к чтению литературных произведений на уроках и дома, к посещению библиотеки, подготовки материала к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации;
  • проявление интереса к изучению творчества авторов, умение называть любимых авторов, обосновывать свой выбор;
  • умения включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать ее необходимость для развития собственных способностей;
  • знание правил школьной жизни, осознанное их применение на уроках литературного чтения, умения обосновывать их существование и пользу для ученика; приводить примеры «высокого» ученичества из прочитанных произведений;
  • умение пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки;
  • знание проявлений ответственного и безответственного поведения; умение приводить примеры ответственного (безответственного), самостоятельного (несамостоятельного) поведения героя литературного произведения;
  • умение делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности;
  • умения замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые используются автором для создания художественного образа;
  • умение доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркости, точности и лаконичности описания;
  • умение выписывать лучшие поэтические обороты в «Словарик настроений» или «Словарик образов» (по темам: небо, звезды, ветер, тучи, река, горы и пр.);
  • использование понравившихся сравнений, эпитетов и метафор в своих художественных высказываниях, УСР;
  • умения фиксировать свои чувства и эмоции, связанные с чтением поэтических текстов и текстов-описаний, в «радуге чувств», объяснять, почему разные чувства обозначены различной цветовой гаммой;
  • умения отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных произведений это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя;
  • умения различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие;
  • умение предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм;
  • умение строить морально-этическое суждение из 5—6 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения;
  • проявление доброжелательности по отношению к одноклассникам при работе в группе, умения слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами;
  • знание приемов сохранения зрения и осанки при чтении книги и работы с компьютером;
  • умения пользоваться основными приемами сбережения зрения и осанки, делать гимнастику для глаз и туловища, следя за своим состоянием усталости.

Метапредметные

 Регулятивные:

  • сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с изучением материала урока в процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока; читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
  • коллективно составлять план урока, план для пересказа литературного произведения, продумывать возможные этапы изучения темы; контролировать выполнение действий в соответствии с планом; оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем; оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре; фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность (неудовлетворенность) своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать свое позитивное отношение к собственным успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
  • анализировать причины успеха (неуспеха) с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Познавательные:

  • пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике, для передачи информации;
  • пользоваться приемами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя; понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приемов устного словесного рисования; сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них; сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла; анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника («Рабочей тетради»); строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;
  • осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, басен И.А. Крылова как части русской национальной культуры;
  • осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно-познавательный текст, басня, художественные ремесла и народные промыслы;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценирования, при выполнении проектных заданий; перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в произведении;
  • понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.).

Коммуникативные:

  • строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5—6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение; строить связное высказывание из 5—6 предложений по предложенной теме;
  • оформлять 1 -2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • прислушиваться к партнеру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои; не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова;
  • аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо (невежливо), достойно (недостойно), искренне (лживо), нравственно (безнравственно) и др.);
  • принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей ее достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • вырабатывать совместно критерии оценки выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям; оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
  • выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов; употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описываемых конфликтную ситуацию;
  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет; готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать ее с опорой на слайды.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приемами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор — читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя;
  • читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
  • ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, ее элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;
  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради» по литературному чтению;
  • осмысливать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
  • распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
  • соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
  • употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
  • пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника);
  • осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
  • находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, ее элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения, отражая настроение автора;
  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
  • составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
  • пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
  • находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий;
  • использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять ее своими словами;

находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

10

Методы и формы оценки результатов освоения

Основными формами и видами контроля знаний, умение и навыков являются:

текущий контроль – в форме устного, фронтального опроса, индивидуальных заданий, тестов, проверочных работ;

тематический контроль «Проверим себя и оценим свои достижения» по окончании каждого раздела; проектные работы;

итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки  понимания текста учитель после чтения задает вопросы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 2-го класса УМК "Школа России" Литературное чтение

Разработка учебной программы 2-го класса Литературное чтение...

Аннотация к рабочей программе «Технология», 2 класс, УМК «Школа России»

Аннотация к рабочей программе «Технология», 2 класс, УМК «Школа России»...

Аннотация к рабочей программе «Ритмика», 2 класс УМК, «Школа России»

Аннотация к рабочей программе «Ритмика», 2 класс УМК, «Школа России»...

Аннотации к рабочим программ для 2 класса УМК "Школа России"

Аннотация к рабочим программ для 2 класса УМК "Школа России"...

Рабочая программа Литературное чтение 1-4 "Школа России"

Рабочая программа Литературное чтение 1-4 "Школа России"...

Аннотации к рабочим программам для 1 класса УМК " Школа России"

Даны полные аннотации к рабочим программам для 1 класса по УМК " Школа России"...