Программа курса "Литературное чтение" УМК "Школа России", 2 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) на тему
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,(Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России -М., «Просвещение», 2010.) и программы авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (2010).
Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа курса "Литературное чтение" УМК "Школа России", 2 класс | 390.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе по литературному чтению 2 класс
к учебнику Л.Ф. Климановой
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,(Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России -М., «Просвещение», 2010.) и программы авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (2010).
Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется:
- владением техникой чтения;
- приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- знанием книг и умением их выбирать;
- сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:
- Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьников осмысленного читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросами.
2.Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным материалом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
- Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.
- Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.
С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Курс «Литературное чтение» отличается следующими особенностями:
- широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;
- соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче второго года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом.
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. Учебник для 2 класса начальной школы. В 2-х ч. Ч 1, 2. - М.: Просвещение, 2012
- Крылова О.Н. Литературное чтение: итоговая аттестация: 2 класс: типовые текстовые задания. - М.: Экзамен, 2011.
- Кутявина СВ. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 2 класс. - М.: ВАКО, 2010.
Узорова О.В., Нефёдова E.A. Тексты по проверке техники чтения. - М.: ACT-Астрель, 2005.
№п/п | Дата | Тема урока | Оборудование | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | Вид контроля | |
САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ. (1 ч) | ||||||||
1. | Книга - великое чудо. | выставка книг | Различие типов книг, использование выходных данных (автор, заглавие), оглавление, аннотации для самостоятельного выбора и чтения книг | Знать: -структуру учебника; - приемы ориентирования в учебнике. Уметь: - составлять небольшое монологическое высказывание с порой на авторский текст; -различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрации, аннотации). | Текущий. Фронтальный опрос | |||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. (17 Ч) | ||||||||
2. | Малые фольклорные жанры. Русские народные песни, потешки и прибаутки. | выставка книг | Произведения устного народного творчества. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. | Знать названия, содержание изученных произведений, их авторов. Уметь: - читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать его; - делить текст на смысловые части; -создавать небольшой устный текст. | Детский игровой фольклор | Текущий. Фронтальный опрос | ||
3. | Малые фольклорные жанры. Считалки и небылицы. | Произведения устного народного творчества. Понимание содержания литературного произведения. | Знать: -правила заучивания стихотворений; -малые фольклорные жанры: считалки и небылицы. Уметь: - выполнять словесное рисование картин природы; - читать сознательно текст художественного произведения; - читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); - приводить примеры произведений фольклора (считалки, небылицы); -различать элементы книги (обложка, оглавление, иллюстрация, титульный лист, аннотация). | Текущий. Индивидуальный. Выразительное чтение. | ||||
4. | Народная мудрость в загадках. | Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Восприятие на слух и понимание художественных произведений различных жанров. | Знать народные загадки. Уметь: -отгадывать загадки; -различать загадки народные и авторские; - участвовать в диалоге при обсуждении темы урока. | Текущий. Фронтальный опрос | ||||
5. | Внеклассное чтение загадки о животных. | выставка книг | Произведения о животных. Выразительное чтение, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. | Знать народные и авторские загадки о животных. Уметь: - отгадывать загадки; -различать загадки народные и авторские; -участвовать в диалоге при обсуждении темы урока; - составлять свои загадки о животных. | Диагностика навыков чтения. Индивидуальный. Выразительное чтение. | |||
6. | Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение духа родного языка. | Различение малых фольклорных жанров. Способ чтения: чтение целыми словами. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. | Уметь: - читать сознательно текст художественного произведения; - приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); - различать жанры; -объяснять смысл народных пословиц и поговорок | Фронтальный опрос | ||||
7. | Сравнение и сопоставление малых фольклорных жанров. | выставка книг | Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка. | Уметь: - различать жанры художественной литературы (малые фольклорные жанры; -подбирать пословицы к стихам; - читать осознанно текст художественного произведения; - читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); - приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); - создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Индивидуальный. Выразительное чтение. | |||
8. | Тема заботы об окружающих в сказке «Петушок и бобовое зернышко». | Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. | Уметь: - читать осознанно текст художественного произведения; - различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); - приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); -различать сказки народные и литературные. | Виды сказок | Проверка техники чтения | |||
9. | Внеклассное чтение. Сказка о животных «Лиса и волк». | выставка книг | Народная сказка. Понимание содержания литературного произведения. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. | Уметь: - читать выразительно текст художественного произведения; -пересказывать текст; - различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); -различать сказки народные и литературные; - приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу. | Сказки о животных. Характер героя, его поступки и их мотивы. | Индивидуальный. Выразительное чтение. | ||
10. | Знакомство с русской народной бытовой сказкой «У страха глаза велики». | Народная сказка. Герои произведения. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. | Знать понятие «бытовая сказка». Уметь: - читать осознанно текст художественного произведения; - различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); - приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); -различать сказки народные и литературные. | Характер героя, его поступки и их мотивы. | Тематический. Тест (8 мин) | |||
11. | Сказка о животных «Лиса и тетерев». | картинки животных | Народная сказка. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения | Знать понятие «сказка о животных». Уметь: - читать осознанно текст художественного произведения; - приводить примеры сказок о животных; -различать сказки народные и литературные. | Характер героя, его поступки и их мотивы. | Индивидуальный. Выразительное чтение. | ||
12. | Нравоучительный характер русской народной сказки «Лиса и журавль». | картинки животных | Характер героя, его поступки и их мотивы. | Фронтальный опрос | ||||
13. | Внеклассное чтение бытовая сказка «Мужик и медведь». | картинка медведя | Народная сказка. Герои произведения. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. | Знать понятие «бытовая сказка». Уметь: - читать выразительно и осознанно; - пересказывать содержание сказки по картинному плану; -участвовать в диалоге при обсуждении текста. | Характер героя, его поступки и их мотивы. | |||
14. | Нравоучительный характер русской народной сказки «Каша из топора». | Иллюстрации топора, горшка | Народная сказка. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Знать понятие «бытовая сказка». Уметь: -пересказывать с опорой на картинный план; - читать осознанно текст художественного произведения; - различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); - приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); -различать сказки народные и литературные; - приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; -различать элементы книги (обложка, оглавление, иллюстрация, титульный лист, аннотация). | Бытовая сказка. Характер героя, его поступки и их мотивы. | Индивидуальный. Выразительное чтение. | ||
15. | Победа добра над злом в русской народной сказке «Гуси - лебеди». | иллюстрации | Народная сказка. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. | Знать понятия «драматизация», «волшебная сказка». Уметь: - читать выразительно текст художественного произведения; - пересказывать; - делить текст на смысловые части, составлять его простой план; -составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивать события, героев произведения; -различать фольклорные жанры. | Волшебная сказка | Фронтальный опрос | ||
16. | Поступки героев русской народной сказки «Гуси - лебеди». | Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. | Фронтальный опрос | |||||
17. | Внеклассное чтение. Волшебная сказка «Царевна - лягушка». | иллюстрации | Волшебная сказка | Индивидуальный. Выразительное чтение. | ||||
18. | Урок – обобщения по теме: «Устное народное творчество» | выставка книг, карточки для викторины. | Различение малых фольклорных жанров. Народная сказка. Герои произведения. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Знать понятие «устное народное творчество». Уметь: - читать осознанно текст художественного произведения; - пересказывать текст; - различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); - приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); -различать сказки народные и литературные; - приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; -различать элементы книги (обложка, оглавление, иллюстрация, титульный лист, аннотация). | Сравнение и сопоставление малых фольклорных жанров | Фронтальный опрос | ||
ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ. (8 ч) | ||||||||
19. | Образ осени в стихах Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Бальмонта «Поспевает брусника…». | портрет, картины природы | Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Знать произведения русских поэтов о природе. Уметь: -выразительно читать стихотворения; -использовать интонацию; -читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); -анализировать средства художественной выразительности. | Олицетворение | Фронтальный опрос | ||
20. | Стихи А. Плещеева, А. Фета об осени. | портрет, картины природы | Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Связь произведений литературы с другими произведениями искусств. | Чтение наизусть | ||||
21. | Внеклассное чтение. Поэтическое изображение осени в стихах А. Толстого, С. Есенина, В. Брюсова, И. Токмаковой. | портрет, картины природы | Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Построение небольшого монологического высказывания о произведении. | Знать произведения русских поэтов о природе. Уметь: - описывать поэтический образ осени в стихах; -выразительно читать стихотворения; -анализировать поэтическое изображение осени в стихах; -читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); -использовать интонацию. | Олицетворение, сравнение | |||
22. | Поэтический образ осени в стихах А. Акима, А. Фета. | портрет, картины природы | Индивидуальный. Выразительное чтение. | |||||
23. | Познавательный характер в произведении Б. Берестова «Хитрые грибы», «Грибы». | портрет, картины природы | Произведения о природе, нахождение познавательных элементов в тексте. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими произведениями искусств. | Знать понятие «рифма». Уметь: - находить рифму в произведении; -читать сознательно текст художественного произведения; -составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; -оценивать события, героев произведения; - читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); | Рифма | Фронтальный опрос | ||
24. | Поэтическое изображение осени в произведениях М. Пришвина «Осеннее утро», И. Бунина «Сегодня так светло…». | портрет, картины природы | Осознанное чтение произведения. Пересказ текста. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Осознанное чтение доступных произведений по объему и жанру. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению. | Знать произведения русских поэтов о природе. Уметь: -анализировать поэтическое изображение осени в стихах; -выразительно читать стихотворения; -читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); -использовать интонацию. | Олицетворение | Фронтальный опрос | ||
25. | Урок – обобщения по теме: «Люблю природу русскую». | Олицетворение | Тестирование | |||||
26. | Внеклассное чтение. Стихи о природе. | выставка книг | Олицетворение | Индивидуальный. Выразительное чтение. | ||||
РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ. (18 ч) | ||||||||
27. | Выдающийся представитель русской литературы А. С. Пушкин - «Солнце русской поэзии». | портрет | Произведения выдающегося представителя русской литературы А. С. Пушкин. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Декламация стихотворных произведений. | Знать произведения А. С. Пушкина. Уметь: - читать выразительно и осознанно текст художественного произведения; -определять тему и главную мысль произведения; - читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). | Рифма | Фронтальный опрос | ||
28. | А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый» (пролог к поэме «Руслан и Людмила») | Портрет, иллюстрации | Произведения о природе и их особенности. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Знать произведения А. С. Пушкина. Уметь: - читать выразительно и осознанно текст художественного произведения; - осуществлять выборочное чтение отрывков, соответствующих описаниям каких-либо явлений природы (по заданию учителя); -определять изобразительные средства выразительности речи, отображающих красоту природы; - читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). | Олицетворение, эпитет | Фронтальный опрос | ||
29. | Внеклассное чтение. Поэтическое изображение зимы в стихах А. С. Пушкина. | портрет, картины природы зимой | Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. | Знать произведения А. С. Пушкина о зимней природе. Уметь: - читать выразительно и осознанно текст художественно-поэтического произведения; - читать наизусть выбранное по желанию стихотворение А. С. Пушкина; -характеризовать изобразительно-выразительные средства поэтического языка в произведениях А. С. Пушкина. | Олицетворение, эпитет, сравнение | Чтение наизусть | ||
30. | Олицетворение в стихах А. С. Пушкина о зиме «Вот север…», «Зима». | Связь произведений литературы с другими произведениями искусств. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. | Знать понятие «олицетворение». Уметь: -анализировать поэтические тексты, средства художественной выразительности в них; - читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). | Олицетворение. Характер героя и его поступки. | Чтение наизусть | |||
31. | Народная мораль в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | портрет выставка книг рисунки детей | Литературная сказка. Осознанное и выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Умение отвечать вопросы по содержанию прочитанного. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). | Знать содержание сказки. Уметь: - читать выразительно и сознательно текст сказки; -определять тему, главную мысль, моральную основу сказки; -читать по ролям; -участвовать в обсуждении прочитанного; -высказывать свое отношение к героям сказки. | Индивидуальный. Выразительное чтение. | |||
32. | Нравственность в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | Фронтальный опрос | ||||||
33. | Внеклассное чтение. Волшебная сказка А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». | Выбор вида чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее, выборочное | ||||||
34. | Народная мораль и нравственность в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | Различение жанров: народная и литературная сказка. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Чтение целыми словами | Знать содержание сказки А. С. Пушкина. Уметь: -сравнивать авторские сказки и народные; -читать выразительно, осознанно текст художественного произведения; -определять тему и главную мысль; - участвовать в обсуждении прочитанного произведения; - читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); -создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Фронтальный опрос | ||||
35-36. | Победа добра над злом в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников. | Фронтальный опрос | |||||
37. | Рассказ и мораль в басне И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука». | портрет | Басня. Ответы на вопросы по содержанию. Мораль. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). | Знать: - Понятие «Басня»; - Басни И. А. Крылова. Уметь: - читать выразительно, осознанно текст; - определять тему и главную мысль; -давать характеристику главным героям; - участвовать в обсуждении прочитанного произведения. | Иносказание | Фронтальный опрос | ||
38. | Осмеяние лени в басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей». | Чтение наизусть | ||||||
39. | Народная мораль в характере главных героев Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек». | портрет | Басня. Произведение о взаимоотношениях людей. Пересказ текста. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. | Знать: - понятие «быль»; - творчество Л. Н. Толстого. Уметь: - читать выразительно, осознанно текст художественного произведения; - определять тему и главную мысль произведения; -давать характеристику главным героям; произведения. | Быль | Индивидуальный. Выразительное чтение. | ||
40-41. | Особенности сюжета рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок». | Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). | Уметь: -выделять особенности сюжета произведения; - читать выразительно, осознанно текст художественного произведения; - определять тему и главную мысль произведения; -давать характеристику главным героям; произведения. | Сюжет | Фронтальный опрос | |||
42. | Познавательный характер в рассказах Л. Н. Толстого. | выставка книг | Научно-популярные произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Знать познавательные рассказы Л. Толстого, творчество писателя. Уметь: -различать жанры (рассказ, быль, стихотворение); - читать выразительно, осознанно текст художественного произведения; - определять тему и главную мысль произведения; -давать характеристику главным героям; произведения; -участвовать в обсуждении прочитанного; - отвечать на обобщающие вопросы по теме. | Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей | Фронтальный опрос | ||
43. | Обобщение по теме «Русские писатели». | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). | Олицетворение | |||||
44. | Внеклассное чтение. Л. Н. Толстой для детей: сказки и басни. | Рассказы о самостоятельно выбранных произведениях Л. Н. Толстого. Работа с книгой | Характер героя, его поступки и их мотивы. Предисловие, послесловие. | Индивидуальный. Выразительное чтение | ||||
О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ. (8 ч) | ||||||||
45. | Тема заботы о животных Б. Заходер «Плачет киска», И. Пивоварова «Жила-была собака…». | портрет | Произведения о природе. Осознанное правильное чтение целыми словами. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Понимание содержания литературного произведения. | Уметь: - прогнозировать жанр произведения; -определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста; -читать выразительно, осознанно текст художественного произведения; - участвовать в анализе содержания; -оценивать события, поступки героев; - создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Юмор | Фронтальный опрос | ||
46. | О братьях наших меньших. В. Берестов «Кошкин дом» | иллюстриции | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников. | Уметь: -выполнять творческую работу (сочинение сказок); - читать выразительно, осознанно текст художественного произведения; - определять тему и главную мысль произведения. | ||||
47. | Забота о животных в рассказах М. Пришвина. М. Пришвин «Ребята и утята». | портрет | Произведения классиков детской литературы о животных. Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. | Уметь: -определять от какого лица идет повествование; -пересказывать текст; - делить текст на смысловые части, составлять его простой план; -различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня). | Пересказ | |||
48. | Тема заботы о животных. Е. Чарушин «Страшный рассказ» | портрет, картинка ежа | Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Пересказ текста. Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. | Знать понятие «логическое ударение». Уметь: - определять построение, характер текста; -использовать силу голоса для постановки логического ударения; - участвовать в диалоге; -формулировать и высказывать свое мнение о прочитанном по плану; -пересказывать текст. | Индивидуальный. Выразительное чтение | |||
49. | Тема заботы о животных. Б. Житков «Храбрый утенок». | портрет | Произведения классиков детской литературы о животных. Пересказ текста. | Уметь: - объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; -работать с иллюстрациями; - определять тему и главную мысль произведения; - делить текст на смысловые части, составлять его простой план; - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивать события, героев произведения. | Фронтальный опрос | |||
50. | Точность и объективность создания картины природы в рассказе «Музыкант». В. Бианки «Сова». | портрет | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. | Уметь: - определять эмоциональный тон персонажа; -проводить лексическую работу; - создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Фронтальный опрос | |||
51. | Урок-обобщения по теме: «О братьях наших меньших». | выставка книг, карточки для турнира | Произведения классиков детской литературы о животных. Составление обобщающих вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. | Знать произведения о животных. Уметь: - читать выразительно, осознанно текст художественного произведения; - пересказывать, анализировать произведения. | ||||
52. | Внеклассное чтение. Сказка в вопросах. В Бианки «Чей нос лучше». | иллюстрации животных | Самостоятельная работа с книгой: поиск выходных данных (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавление, аннотации; пересказ содержания, ответы на вопросы. | Знать творчество В. Бианки, особенности сказки в вопросах. Уметь: -определять содержание сказки по теме (названию), сформулированной в форме вопроса; -различать жанры произведения; - отвечать на вопросы по тексту. | Кроссворды | Индивидуальный. Выразительное чтение | ||
ИЗ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ. (6 ч) | ||||||||
53. | Из детских журналов. Д. Хармс «Игра», «Вы знаете», «Веселые чижи» | периодизация детских журналов | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). | Знать: -названия детских журналов; -понятие «темп» чтения. Уметь: -устанавливать темп чтения от смысла читаемого; -работать с иллюстрациями; - читать осознанно текст художественного произведения; - оценивать события, героев произведения; - читать стихотворные произведения. | Игры со словами | Индивидуальный. Выразительное чтение | ||
54. | Из детских журналов. Д. Хармс «Что это было?», Н. Гернет, Д. Хармс «Очень вкусный пирог». | Знакомство с произведениями о приключениях. Работа над пониманием литерного содержания произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. | Знать: -названия детских журналов; -понятие «юмор» произведения. Уметь: -анализировать произведение; -определять средства художественной выразительности; - выразительно читать стихотворения наизусть. | |||||
55. | Юмор в произведениях. Ю. Владимиров «Чудаки». | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Осознанное чтение произведения. Черты юмористического в содержании. | Уметь: -прогнозировать содержание текста по заголовку; -участвовать в диалоге; - читать осознанно текст художественного произведения; -определять тему и главную мысль произведения; -создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Юмор | Индивидуальный. Выразительное чтение | |||
56. | Мораль в характере главных героев. А. Введенский «Ученый Петя». | Работа над пониманием литерного содержания произведения. Характеристика героев произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь: - читать осознанно текст художественного произведения; -определять тему и главную мысль произведения; - характеризовать поступки героев, их моральные черты. | Характер героя, его поступки и их мотивы. | Фронтальный опрос | |||
57. | Урок-обобщения по теме «Из детских журналов». | выставка детских журналов | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Рассказы о своих любимых детских журналах, рубриках в них. | Знать: -названия детских журналов. Уметь: -представлять свой любимый журнал; -пересказывать понравившиеся произведения, строки из них; -составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на текст. | Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей | |||
58. | Внеклассное чтение. Произведения о долге, храбрости. С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое». | Портрет, выставка книг | Работа над содержанием произведения, характеристика героев, восприятие и понимание их эмо-ционально-нравственных переживаний | Уметь: -озаглавливать иллюстрации и эпизоды из текста; -читать осознанно текст художественного произведения; -определять тему и главную мысль произведения; -выявлять черты героев, характеризующие их храбрость, исполнительность, чувство долга и ответственности. | Характер героя, его поступки и их мотивы. | Индивидуальный. Выразительное чтение | ||
ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ЗИМА. (8ч) | ||||||||
59. | Образ зимы в поэзии. И. Бунин, К. Бальмонт, Я. Аким «Первый снег». | портрет, картины первого снега | Произведения о природе. Иллюстрации о природе их роль в понимании произведения. Работа над устным сочинением повествовательного характера с элементами рассуждения и описания | Знать произведения о зиме. Уметь: -определять средства художественной выразительности; -составлять мини-рассказ о зиме и зимних играх. | Олицетворение | Фронтальный опрос | ||
60. | Природа в стихах. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимой…». | портрет, иллюстрации о зиме | Произведения о природе Ф. Тютчева о природе, зимнем времени года. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. | Знать понятие «звукозапись». Уметь: -определять средства художественной выразительности - звукозапись; -составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на текст; - читать выразительно стихотворения наизусть. | Олицетворение, звукозапись | |||
61. | Природа в стихах. С. Есенин «Поет зима - аукает…». | портрет, картинки о зиме иллюстрация береза в снегу портрет | Работа с иллюстрациями, музыкальными произведениями и содержанием стихотворения в комплексе; выявление связи произведений литературы с другими видами искусства. Создание устного сочинения повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Знать - творчество С. Есенина; -понятие «звукопись». Уметь: -определять средства художественной выразительности - звукопись; - читать выразительно стихотворения наизусть. | Олицетворение, звукозапись | Чтение наизусть | ||
62. | Поэтическое изображение березы С. Есенин «Береза». | |||||||
63. | С новым годом! С. Михалков «новогодняя быль». | Работа над содержанием произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. | Уметь: -рифмовать слова текст, слова; -читать сознательно текст произведения; -делить текст на смысловые части; -читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); -создавать небольшой устный текст на новогоднюю тему. | Рифма | Индивидуальный. Выразительное чтение | |||
64. | Поэтическое изображение зимы. А. Барто «дело было в январе». | портрет | Работа над содержанием стихотворения о зиме; сопоставление иллюстрации с содержанием; роль иллюстрации в понимании произведения. | Знать творчество А. Барто. Уметь: -определять тему и находить главную мысль произведения. | Рифма | Фронтальный опрос | ||
65 | Урок-обобщения по теме «люблю природу русскую. Зима». | картины о зиме, выставка книг и портреты поэтов | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении. | Знать произведения о зимней природе. Уметь: - читать осознанно текст художественного произведения; -рассказывать об изображении зимнего времени года в произведениях; - читать выразительно произведения о зиме наизусть. | Олицетворение | |||
66. | Внеклассное чтение. Авторские сказки. Д. Мамин-Сибиряк. | портрет | Рассказы детей о прочитанных произведениях Д. Мамина-Сибиряка. Характеристика героев произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Знать основные сведения по творчеству писателя и содержание прочитанных рассказов. Уметь: -участвовать в диалоге; -отвечать на вопросы по тексту; - читать осознанно текст художественного произведения; -определять тему и находить главную мысль произведения; - различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); | Характер героя, его поступки и их мотивы. | Индивидуальный. Выразительное чтение | ||
ПИСАТЕЛИ – ДЕТЯМ. (19ч) | ||||||||
67. | Шутливое искажение действительности. К. И. Чуковский «Путаница». | портрет | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Знать творчество К. И. Чуковского, содержание произведений. Уметь: -анализировать шутливое искажение действительности, словесные игры в загадках-шутках; -определять тему и находить главную мысль произведения; - давать характеристику героям | Рифма | Фронтальный опрос. Чтение наизусть. | ||
68. | Загадки. Словесная игра в загадках-шутках. К. И. Чуковский «Радость». | Малые фольклорные жанры. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. | Словесная игра в загадках-шутках | |||||
69-70. | Литературная сказка. К. И. Чуковский «Федорино горе». | Содержание литературного произведения, определение темы, главной мысли. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | Уметь различать народные и литературные сказки. | Рифма | Индивидуальный. Выразительное чтение | |||
71. | Юмор в стихах. С. Я. Маршак «Кот и лодыри» . | портрет | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Знать творчество С. Маршака. Уметь: -анализировать юмористическое произведение; -давать характеристику героям; - читать выразительно произведения; -отвечать на вопросы по прочитанному тексту. | Фронтальный опрос. | |||
72. | Мудрость замысловатой истории. С. Я. Маршак «Кот и лодыри». | Рифма | ||||||
73. | Удивление и радость в произведениях С. В. Михалкова «Мой секрет». | Портрет, выставка книг | Знакомство с произведениями о детях, изображение в них радости, удивления, фантазии, непосредственности. | Знать творчество С. В. Михалкова. Уметь: -прогнозировать содержание произведения по названию; -анализировать юмористические стихотворения и произведения о животных; -определять оттенки радости и удивления, находить элементы фантазии; -давать характеристику героям; -выразительно читать произведения; -отвечать на вопросы по прочитанному. | Рифма | |||
74. | Страна фантазия в произведениях С. В. Михалкова | Фантазия | ||||||
75. | Отношение человека к животным. С. В. Михалков «Мой щенок». | Знакомство с произведениями о животных. Выявление отношения автора к животным; комментирование прочитанного; выражение личного отношения к прочитанному | Характер героя, его поступки и их мотивы. | |||||
76. | Поэтическая речь в произведениях А. Л. Барто «Веревочка», «Мы не заметили жука». | Портрет, выставка книг | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Знакомство с юмористическими произведениями о детях. | Знать творчество А. Л. Барто. Уметь: -определять тему и главную мысль; -выразительно читать произведения наизусть. | Индивидуальный. Выразительное чтение | |||
77. | Юмористические стихи А. Л. Барто «В школу», «Вовка – добрая душа» | фронтальный | ||||||
78. | Смешные и поучительные рассказы Н. Н. Носова. | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. | Знать творчество Н. Н. Носова. Уметь: - читать осознанно текст художественного произведения; -определять тему и главную мысль произведения; -пересказывать; -делить текст на смысловые части; -составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; -оценивать события, героев произведения. | Характер героя, его поступки и их мотивы. | ||||
79. | Составление плана к рассказу Н. Н. Носова «Затейники». | Пересказ текста. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Творческий пересказ | пересказ | ||||
80. | Использование юмористического образа в рассказе Н. Н. Носова «Живая шляпа». | Портрет, выставка книг, иллюстрации к произведениям | Произведения классиков детской литературы о детях. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). | Характер героя, его поступки и их мотивы. | Индивидуальный. Выразительное чтение | |||
81. | Юмор как добрый развлекающий смех Н. Н. Носов «Живая шляпа». | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Фронтальный. | |||||
82. | Анализ произведения Н. Н. Носова на «На горке». | Герои произведения. Пересказ текста: последовательное воспроизведение содержания рассказа. | Пересказ | |||||
83. | Составление картинного плана к рассказу Н. Н. Носова «На горке». | Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Иллюстрации в книге и ее роль в понимании произведения. | Творческий пересказ | составление картинного плана к рассказу | ||||
84. | Урок-обобщение по теме: «Писатели-детям». | Портреты, иллюстрации, выставка книг. | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Осмысление цели чтения. | Знать произведения для детей. Уметь: -читать осознанно текст художественного произведения; -определять тему и главную мысль произведения; -пересказывать; -делить текст на смысловые части, составлять его простой план; - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивать события, героев произведения; -читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); -создавать небольшой устный текст на заданную тему; -различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); -различать сказки народные и литературные; -приводить примеры художественных произведений различной тематику материалу; -различать элементы книги. | Творческий пересказ. Характер героя, его поступки и их мотивы. | тестирование | ||
85. | Внеклассное чтение. Произведения о ребятах и их делах. С. Михалков «Про мимозу», Н.Н.Носов «Фантазеры». | портреты | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг | Уметь: - ориентироваться в книге по обложке; -читать осознанно текст художественного произведения; -различать элементы книг (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). | Характер героя, его поступки и их мотивы. | Индивидуальный. Выразительное чтение. | ||
86. | Я и мои друзья. В. Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты»; Э Мошковская «Я ушел в свои обиды». | портреты | Произведения о взаимоотношениях людей. Участие в диалоге при обсуждении произведения. | Уметь: - анализировать взаимоотношения героев; - читать осознанно текст художественного произведения; - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивать события, героев произведения. | Характер героя, его поступки и их мотивы. | Индивидуальный. Выразительное чтение. | ||
87. | Общение и поступки детей. В. Лунин «Я и Вовка». | Произведения о взаимоотношениях детей. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Декламация стихотворных произведений. | Уметь: - подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; -определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений; - читать осознанно текст художественного произведения; - определять тему и главную мысль произведения; - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивать события, героев произведения. | Характер героя, его поступки и их мотивы. | Фронтальный опрос. | |||
88. | Отношения детей в произведении. Н. Булгакова «Анна, не грусти». | Понимание содержания прочитанного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Герои произведения. | Знать понятие «логическое ударение». Уметь: -использовать силу голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста; -объяснять авторское отношение к персонажам текста; -читать осознанно текст художественного произведения; - определять тему и главную мысль произведения; - оценивать события, героев произведения. | Характер героя, его поступки и их мотивы. | Фронтальный опрос. | |||
89. | Анализ произведения. Н. Булгакова «Анна, не грусти». | Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста. | Уметь: - читать по ролям; - читать осознанно текст художественного произведения; - определять тему и главную мысль произведения; -читать стихотворные произведения. | Фронтальный опрос. | ||||
90. | Главная мысль произведения. Ю. Ермолаев «Два пирожных». | Произведения о взаимоотношениях людей. Герои произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). | Уметь: - определять характер текстов по заглавию; -читать осознанно текст художественного произведения; -определять тему и главную мысль произведения; - оценивать события, героев произведения; -различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); -различать сказки народные и литературные; | Характер героя, его поступки и их мотивы. | ||||
91. | Отношения детей и взрослых. В. Осеева «Волшебное слово». | портрет | Произведения о взаимоотношениях людей. Герои произведения. Пересказ текста: последовательное воспроизведение содержания рассказа. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний. | Уметь: - выполнять творческий пересказ от лица автора и лица героев; - читать осознанно текст художественного произведения; -определять тему и главную мысль произведения; -пересказывать; -делить текст на смысловые части; -использовать в речи вежливые слова - составлять рассказ по опорным картинкам. | Характер героя, его поступки и их мотивы. | Индивидуальный. Выразительное чтение. | ||
92. | Сила волшебных слов в произведении В. Осеевой «Волшебное слово». | Фронтальный опрос. Пересказ. | ||||||
93. | Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. В. Осеева «Хорошее». | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников | Уметь: - подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению; -анализировать поступки главных героев; -пересказывать с опорой на картинный план; -делить текст на смысловые части. | Характер героя, его поступки и их мотивы. | Фронтальный опрос. | |||
94. | Характеристика героев в произведении В. Осеевой «Почему?» | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. | Уметь: - прогнозировать жанр произведения; -определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста; -- читать осознанно текст художественного произведения; -определять тему и главную мысль произведения; - оценивать события, героев произведения; - создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Характер героя, его поступки и их мотивы. | ||||
95. | «Нет лучшего дружка, чем родная матушка». В. Осеева «Почему?» | Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях) | Уметь: -подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению; -анализировать поступки главных героев; -пересказывать с опорой на картинный план; -делить текст на смысловые части. | Характер героя, его поступки и их мотивы. | Пересказ. | |||
96. | Урок-обобщение по теме: «Я и мои друзья». | Произведения о детях. Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Знать произведения о детях. Уметь: -читать осознанно текст художественного произведения; -определять тему и главную мысль произведения; -пересказывать; -делить текст на смысловые части, составлять его простой план; - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивать события, героев произведения; -читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); -создавать небольшой устный текст на заданную тему; -различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); -различать сказки народные и литературные; -приводить примеры художественных произведений различной тематику материалу; -различать элементы книги. | Игры со словами. Кроссворды. | Тестирование. | |||
97. | Внеклассное чтение. Книги, которые надо читать. | Выставка книг | Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавление, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. | Уметь: -ориентироваться в книге по обложке; -читать осознанно текст художественного произведения; -различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация) | Каталог | Индивидуальный. Выразительное чтение. | ||
98. | Настроение поэта в произведении. Ф. Тютчева «Зима недаром злится…». | Портрет, иллюстрации | Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. | Знать произведения о весне Уметь: - выразительно читать стихотворения наизусть; -анализировать средства художественной выразительности; -использовать связь литературы с разными видами искусства. | Олицетворение | Фронтальный опрос | ||
99. | Картины весны в стихотворениях А. Плещеева «Весна», «Сельская песенка». | Портрет, иллюстрации | Декламация стихотворных произведений. Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания | Знать приметы весны в произведениях. Уметь: - выразительно читать стихотворения наизусть; -анализировать средства художественной выразительности; -использовать связь литературы с разными видами искусства. | Олицетворение | Фронтальный опрос | ||
100. | Приметы весны в произведениях С. Маршака «Снег теперь уж не тот», А. Блока «На лугу». | Портрет, иллюстрации | Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Индивидуальный. Выразительное чтение. | ||||
101. | «Сердце матери лучше солнца греет». И. Бунин «Матери», А. Плещеев «В бурю». | портрет | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). | Знать пословицы и поговорки о матери. Уметь: -выразительно читать стихотворения наизусть; -подбирать к прочитанным стихотворениям пословицы и поговорки; -анализировать средства художественной выразительности; -использовать связь литературы с разными видами искусства. | Олицетворение | Фронтальный опрос | ||
102. | Способы изображения характера героев в произведениях. Е Благининга, Э. Мошковская. | Произведения о детях. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению | Знать способы изображения характера героя в произведениях. Уметь: - читать осознанно текст художественного произведения; -анализировать средства художественной выразительности; | Характер героя, его поступки и их мотивы. | Фронтальный опрос | |||
103. | Разноцветные страницы. Обобщение по теме: «люблю природу русскую. Весна». | Произведения о природе. Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведении. Связь произведений литературы с другими вида искусства. | Знать произведения о весенней природе. Уметь: - читать осознанно текст художественного произведения; -определять тему и главную мысль произведения; -пересказывать; -делить текст на смысловые части, составлять его простой план; - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивать события, героев произведения; -читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); -создавать небольшой устный текст на заданную тему; -различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); -различать сказки народные и литературные; -приводить примеры художественных произведений различной тематику материалу; -различать элементы книги. | Игры со словами. Кроссворды. | ||||
104. | Внеклассное чтение. Произведения о тех, кто трудится. К. Ушинский. | Содержание литературного произведения, тема, главная мысль. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавление, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. | Уметь: -ориентироваться в книге по обложке; -читать осознанно текст художественного произведения; -различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация) | Выбор вида чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее, выборочное. | Индивидуальный. Выразительное чтение. | |||
105. | «Ив шутку и в серьез». Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивее всего». | Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведении. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Пересказ текста: последовательное воспроизведение содержания рассказа. | Знать понятие «орфоэпическое чтение». Уметь: -читать орфоэпически; - читать по ролям; -определять тему и главную мысль произведения; -пересказывать текст; -делить текст на смысловые части, составлять его простой план; - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивать события, героев произведения; | Рифма | Фронтальный опрос | |||
106. | Веселые и смешные герои. Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха». | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Знать творчество Б. Заходера. уметь: -отвечать на вопросы по тексту; -анализировать поступки героев; -выразительно читать стихотворения | Фронтальный опрос | ||||
107- 108. | Образы сказочных героев. Э. Успенский «Чебурашка». | Портрет, выставка книг | Герои произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Пересказ текста. | Знать: - творчество Э. Успенского; - образы сказочных героев Уметь: -прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и иллюстрациям; -отвечать на вопросы по тексту; -анализировать поступки героев; -осознанно читать и делить текст на смысловые части; -пересказывать прочитанное; -выразительно читать стихотворения наизусть. | Индивидуальный. Выразительное чтение. | |||
109. | Юмор как добрый развлекающий смех. Э. Успенский «Если был бы я девчонкой». | иллюстрации | Декламация стихотворных произведений. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). | Фронтальный опрос. Ответы на вопросы. | ||||
110. | Юмор в стихах Э. Успенского «Над нашей квартирой». | Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. | Фронтальный опрос | |||||
111. | Юмор в стихах Э. Успенского «Память». | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Индивидуальный. Выразительное чтение. | |||||
112. | Юмористические стихотворения В. Берестов «Знакомый», «Путешественники». | Портрет, иллюстрации | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. | Знать творчество В. Берестова. Уметь: -анализировать юмористические ситуации в стихотворениях; -выразительно читать стихи наизусть; -давать характеристику героям произведения; -отвечать на вопросы; -участвовать в обсуждении темы урока. | Рифма | Фронтальный опрос. Чтение наизусть. | ||
113. | Характеры детей в стихах. В. Берестов «Кисточка», И. Токмакова «Плим». | Произведения о взаимоотношениях людей. Герои произведения. Декламация стихотворных произведений. | Характер героя, его поступки и их мотивы. | Фронтальный опрос | ||||
114. | Юмористические ситуации в стихах. И. Токмакова «В чудной стране». | Портрет, иллюстрации | Произведения современной отечественной литературы. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Осмысление цели чтения. | Уметь: -объяснять авторское отношение к героям; - читать осознанно текст художественного произведения; -определять тему и главную мысль произведения; -анализировать юмористические ситуации в стихотворениях; - оценивать события, героев произведения; -различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация) | Характер героя, его поступки и их мотивы. | Индивидуальный. Выразительное чтение. | ||
115. | Способы общения героев. Г. Остер «Будем знакомы». | Портрет, иллюстрации | Произведения о взаимоотношениях людей. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. | Уметь: -выполнять творческие задания (пересказ в форме продолжения рассказа); -читать осознанно текст художественного произведения; -определять главную мысль и тему произведения; -пересказывать текст; - делить текст на смысловые части, составлять его простой план; - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивать события, героев произведения. | Фронтальный опрос | |||
116. | Восстановление последовательности событий. В. Драгунский «Тайное становится явным». | Портрет, иллюстрации | Произведения о детях. Содержание литературного произведения, тема, главная мысль. Пересказ текста: последовательное воспроизведение содержания рассказа. | Уметь: -определять характер произведения по рисункам; -работать с иллюстрациями; -читать осознанно текст художественного произведения; - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - читать стихотворные произведения наизусть. | Творческий пересказ. | Фронтальный опрос. Пересказ. | ||
117. | Обобщение по теме: «И в шутку и в серьез». | Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведении. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Знать юмористические произведения для детей. Уметь: -читать осознанно текст художественного произведения; -определять тему и главную мысль произведения; -пересказывать; -делить текст на смысловые части, составлять его простой план; - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивать события, героев произведения; -читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); -создавать небольшой устный текст на заданную тему; -различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); -различать сказки народные и литературные; -приводить примеры художественных произведений различной тематику материалу; -различать элементы книги. | Игры со словами. | Тестирование | |||
118. | Внеклассное чтение. Произведения о долге, храбрости. С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое». | Портрет, иллюстрации | Произведения классиков советской детской литературы. Герои произведения. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавление, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. | Уметь: -ориентироваться в книге по обложке; -читать осознанно текст художественного произведения; -различать элементы книги. | Характер героя, его поступки и их мотивы. Выбор вида чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее, выборочное. | Индивидуальный. Выразительное чтение. | ||
119. | Литература зарубежных стран. Английские народные песенки и загадки. | иллюстрации | Малые фольклорные жанры. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Восприятие на слух и понимание художественных произведений различных жанров. Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведении. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. | Знать произведения зарубежных писателей в переводе на русский язык. Уметь: -участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; --читать осознанно текст художественного произведения; -определять тему и главную мысль произведения; - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивать события, героев произведения; | Фронтальный опрос | |||
120. | Сходство русского фольклора с американской песенкой. Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог». | иллюстрации | Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). | Знать понятие «рифма». Уметь: -находить сходство русского фольклора с американской песенкой; -анализировать средства художественной выразительности. | Рифма. | Фронтальный опрос | ||
121. | Сходство русского фольклора с английским. Английская народная песенка «Перчатки». | Произведения зарубежной литературы. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного чтения. | Знать понятие «рифма». Уметь: -находить сходство русского фольклора с английской песенкой; -анализировать средства художественной выразительности. | Рифма. | Индивидуальный. Выразительное чтение. | |||
122. | Сходство русского фольклора с английским. Английская народная песенка «Храбрецы». | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Сходство русского фольклора с английским | |||||
123. | Особенность французского фольклора. Французская народная песенка «Сюзон и мотылек». | иллюстрации | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Знать понятие «рифма». Уметь: -находить сходство русского фольклора с французской песенкой; -анализировать средства художественной выразительности. | Рифма | Фронтальный опрос. Наизусть. | ||
124. | Особенность немецкого фольклора. Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети». | Устное изложение по плану. Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. | Знать понятие «рифма». Уметь: -находить сходство русского фольклора с немецкой песенкой; -анализировать средства художественной выразительности. | Рифма | Фронтальный опрос | |||
125-126. | Фантастические события в сказке Шарля Перро «Кот в сапогах». | Портрет, иллюстрации | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. | Знать творчество Шарля Перро. Уметь: -выделять эпизоды из текста; -читать осознанно текст художественного произведения; -определять тему и главную мысль произведения; -создавать небольшой устный текст на заданную тему; -приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки); -различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); -различать сказки народные и литературные. | Характер героя, его поступки и их мотивы. | Индивидуальный. Выразительное чтение. | ||
127. | Хитрости героя сказки Ш. Перро «Кот в сапогах». | Фронтальный опрос | ||||||
128-129. | Реальность и фантастика в сказке. Ш. Перро «Красная Шапочка». | Портрет, иллюстрации | Произведения зарубежной литературы. Содержание литературного произведения, тема, главная мысль. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Знать понятие «фантастика». Уметь: -анализировать мотивы поведения героев; Отвечать на вопросы; -составлять план пересказа; -выделять эпизоды из текста; -читать осознанно текст художественного произведения; -определять тему и главную мысль произведения; -создавать небольшой устный текст на заданную тему; -различать сказки народные и литературные. | Фантастика | Фронтальный опрос | ||
130. | Воспитание мудрости и смекалки. Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине». | Портрет, иллюстрации | Произведения зарубежной литературы. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Уметь: -участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; -читать осознанно текст художественного произведения; -определять тему и главную мысль произведения; -- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивать события, героев произведения. | Индивидуальный. Выразительное чтение. | |||
131-132. | Противопоставление красоты внешней и внутренней. Энни Хогарт «Мафин и паук». | Произведения зарубежной литературы. Иллюстрации в книге и ее роль в понимании произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Уметь: -анализировать образность художественной речи; -читать осознанно текст художественного произведения; -определять тему и главную мысль произведения; -создавать небольшой устный текст на заданную тему; -читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). | Характер героя, его поступки и их мотивы. | Фронтальный опрос | |||
133. | Юмор в стихах К. Чуковского «Котауси и Мауси». | Портрет, иллюстрации | Произведения зарубежной литературы. Декламация стихотворных произведений. | Уметь: -определять эмоциональность характера текста; -читать выразительно и осознанно текст художественного произведения; - определять тему и главную мысль произведения; -читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). | Юмор. | Фронтальный опрос | ||
134. | Обобщение по теме: «Литература зарубежных стран». | Произведения зарубежной литературы. Скорость чтения: установка на нормальный читающий темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений | Знать литературные произведения. Уметь: - читать осознанно текст художественного произведения; -определять тему и главную мысль произведения; -пересказывать; -делить текст на смысловые части, составлять его простой план; - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивать события, героев произведения; -читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); -создавать небольшой устный текст на заданную тему; -различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); -различать сказки народные и литературные; -приводить примеры художественных произведений различной тематику материалу; -различать элементы книги. | Игры со словами. Кроссворды. | ||||
135-136. | Внеклассное чтение. Литература на лето. | Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы, классиков советской детской литературы и зарубежной литературы, доступных для восприятия младшими школьниками. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавление, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. | Уметь: -ориентироваться в книге по обложке; -читать осознанно текст художественного произведения; -различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). | Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей. Выбор вида чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее, выборочное. | Фронтальный опрос |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по математике 1 класс по программе "Школа России"
Программа разработана на основе:- примерной образовательной программы Учебно – методического комплекса «Школа России» 2010 года, - авторской...
Рабочая программа по математике 2 класс по программе "Школа России"
Рабочая программа по математике для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школь...
Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...
Рабочая программа по математике 2 класс по программе "Школа России"
Программа по математике для 2 класса УМК "Школа России"составлена в соответствии с ФГОС НОО в 2012г....
Рабочая программа по математике 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по математике 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по математике 2 класс по программе "Школа России"
Программа составлена в соответтствии с ФГОС...
Рабочая программа по технологии 3 класс Школа России, составлена на основе авторской программы Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой
рабочая программа соответствует требованиям ФГОС...