Конспект урока по" Обучению грамоте, буква ф."
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Тюменкова Надежда Олеговна

Конспект урока по "Обучению грамоте" Изучение бкувы Ф.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока:

Организационный момент.

  • Сегодня у нас необычный урок.  Сегодня у нас на уроке будет вот такой фокусник с волшебной палочкой. Сейчас по взмаху волшебной палочки вы все ровно встанете у своих мест, проверите готовность к уроку. На столе букварь, тетрадь по чтению и пенал.

2. Фонетическая зарядка. Дыхательная гимнастика.

Представьте, что вы все НЫРЯЛЬЩИКИ. Представьте, что нам сейчас нужно глубоко погрузиться под воду. Для этого нужно набрать побольше воздуха, закрыть нос руками, и присесть, как - будто мы под водой. Считаю до 5, на счет 5 выныриваем.(повторить 3 раза).

А теперь представьте, что у вас в руках у каждого торт с одной огромной свечкой. Вам надо её задуть. Молодцы. А теперь торт, на котором 5 свечек, попробуем набрать побольше воздуха и одним выдохом все 5 свечек задуть.

А теперь у вас в руках большой воздушный шар. Постараемся его сдуть. Очень хорошо.

А теперь представьте, что вы певцы. Глубокий вдох и на выдохе поем гласные звуки.

2. Артикуляционная гимнастика.

  • А сейчас приведем в рабочее состояние органы речи.  

Летела муха около уха ЖЖЖ

Летела оса около носа  СССС

Ползла змея        Ш ШШ

Скакала лошадка   Цок ЦокЦок

Рычал тигрёнок  Р РР

Летел комар и звенел  З ЗЗ

II.Повторение изученного. Актуализация знаний.

Ну вот дыхание свободное, ротики наши размялись, можно приступать к дальнейшей работе.

- Давайте вспомним, чему мы учились на прошлых уроках. Поиграем  в игру «Доскажи словечко».

- Наша речь состоит ….(из предложений).

- Звуки бывают … (гласные и согласные).

- Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие).

- Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные).

- После твердых согласных пишутся гласные буквы… (а,о,у,ы,э).

- После мягких согласных пишутся гласные буквы… (е,ё,и,я,ю).

Назовите «Опасности» которые встречаются в русском языке при письме.

На прошлом уроке, мы с вами совершили открытие. Мы с вами выяснили, что в русском языке существует еще одна « опасность», помимо тех, которые нам уже известны. Сумеете ли вы сейчас найти эту опасность. Я называю слова, а, вы, если услышите «Опасности» хлопайте в ладоши. Вспомним: Как вы будете действовать?

Будем искать парные согласные на конце слова, а как искать.

Слушать слово и решать парный он или нет, если согласный парный это опасное место. Можно подсматривать в ленту памяти.

Слова:

Глаз, квас, везу, вез, нос, сон, год, кот, шар, сом, столб, пес, лай, луг.

Молодцы! Все ловушки нашли.

Знакомство с новым материалом.

Ребят, как вы думаете, чем занимаются фокусники? (Показывают фокусы) Послушайте слово фокус.

Давайте попробуем в слове фокус определить первый звук. (ф) Какой он ? (Согласный, глухой, твёрдый.)

 - Фокусник пришел не один, а принес с собой птицу. Хотите узнать, какую?

Ночью в рощах и лесах 
Уханье наводит страх, 
Страшен дикий крик и силен, 
Так кричит огромный …
(Филин)

(филин) Определите первый звук в слове филин (ф,) Какой он? Согласный, мягкий, глухой)

Звуки Ф и Ф, при письме обозначаются буквой ЭФ. Как вы думаете, куда мы поселим эту букву? В одну квартиру к букве В. Они составляют пару. Являются парными. ( Посадить в ленту памяти)

А   какие ещё слова на букву ф еще есть в русском языке? (фонарь, фары, флажок, филиненок)

Наш гость пришел не с пустыми руками. Он принес для вас задание. Н карточках он спрятал новую букву среди других букв. Ваша задача –  найти её, зачеркнуть  и посчитать, сколько раз она  встретилась, укажите на обратной стороне эту цифру.

УЮМЗРФСЕЗОАФОБЬФКФПРЫВФЯ

Взаимопроверка.

- Поменяйтесь карточками  с соседями по парте и проверьте их работу.

- Сколько раз вам  встретилась буква «ф»? (5)

- Поднимите руку, кто не допустил ошибок.

-  Молодцы, вы были очень внимательными.

Давайте откроем голубые тетрадки. И поучимся писать букву ЭФ.

Найдем букву ф на слоговой таблице. Читаем хором слоги с буквой Эф.

Внимание на экран. Назовите кого вы видите на картинках. (жираф, удав)

Определите на слух, какой слышится звук на конце слов: жираф и удав.

Дети: На конце слов слышится звук [ф]- глухой твердый согласный.

Учитель: Давайте проверим. На доске.

Дети: Слышим один звук, а написаны разные буквы.

Учитель: Какой же можно сделать вывод?

Дети: Один и тот же глухой звук может обозначаться разными буквами. Значит, это опасное место для письма. Выделяем сигналами. Печатаем в тетрадях.

Учитель: Как проверить опасные места?

Дети: Нужно «пригласить» гласные буквы, изменить слово один на много.

 Жираф – жирафы, удав – удавы.

Значит звуку ф на конце слова тоже нельзя доверять. Это опасное для письма место.

А чтобы не допустить ошибку, нужно запомнить правило. Поможет нам в этом стихотворение.

Чтение стихотворений. (Курганова Лолита)

 Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг.

Парный сразу проверяй:

 Слово смело изменяй:

Зуб – на зубы, лёд – на льды –

Будешь грамотным и ты.

Молодцы! А теперь давайте обратимся к букварю. Открываем буквари на стр. 50.

Догадайтесь к каким словам даны схемы. ВАЗА, ФАРТУК, ФИНИКИ, назовите первые звуки.

 А теперь читаем столбики слов жужжащим чтением. (все шепотом в своем темпе.) Хорошо, теперь читаем громко хором все вместе.

Следующее задание с хитрым вопросом. Пусть 1 вариант прочитает первое предложение второму, а 2 вариант первому 2 предложение. Посоветуйтесь с соседом по парте, в чем тут хитрость? (Надо вернуть слова с теми же звуками и буквами, что есть в именах.

Хорошо. Олег Шайнов прочитает следующее предложение. Теперь вы все хором. А теперь прочитайте это предложение с удивлением. А теперь шепотом. А теперь хором громко. Молодцы! Выполним зарядку для глаз.

Пауза слайд.

Послушайте я вам прочитаю одно забавное стихотворение. Стр.51. Вот так помогали!

Так ли надо помогать?

Что ребята делали не так?

 Как нужно было поступить?

А помните, я вам на выходные давала серьезное домашнее задание. Сделать хотя бы одно доброе дело. Кто мне хочет рассказать, какое доброе дело он сделал? И как вы такие маленькие, вам всего 7 или 8 лет, можете совершать добрые поступки и добрые дела?

Ответы детей.

 А теперь прочитайте текст внизу стр.51. Читаем шепотом, каждый в своем темпе.

 Читай Матвей громко ещё раз. А вы, ребята, подумайте, какой заголовок можно подобрать к этому тексту.

-О чем говориться в тексте?

- Что хотел сказать автор?

(Шалун Фомка, Вот так проказник)

А сейчас мы выясним, кто из вас самый внимательный?

Постарайтесь в этом тексте, поискать и карандашом отметить те «опасности», на которые указывает значок в середине текста. (парные по глухости, звонкости на конце).

Молодцы! Еще одно задание для вас. На экране скороговорка. Прочитаем её медленно. Теперь чуть-чуть побыстрее. Стараемся четко произносить все звуки . А теперь ещё быстрей. Хорошо! Дома потренируетесь говорить её быстро и четко.

Итог урока.

Фокусник хочет проверить ваши знания, полученные на этом уроке. Поиграем в игру «Верю - не верю». (Если вы согласны с утверждением, головой один кивок, если не согласны –покачайте головой).

1. Буква «Ф» обозначает гласный звук.          - А какой? Почему?

2. Звук  [ф] – глухой.

3. Буква «Ф» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук.

4. В слове  финики буква «ф» обозначает твёрдый звук.

-. Я рада, что вы сегодня старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, не повторять ответы товарищей, хорошо размышляли и анализировали. А вам понравилось, как мы сегодня работали? Что особенно понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте "Буква Ё и её звуковое наполнение"

Одной из главных задач на данном уроке явля­ется формирование универсальных учебных действий. Урок развивает устную речь, внимание, логическое мышление, фонемати­ческий слух, творческие и комм...

Конспект урока обучения грамоте "Буква Юю"

Конспект урока обучения грамоте "Буква Ю ю" составлен с учётом ФГОС нового поколения по УМК "Перспектива", урок проводился  в рамках окружного семинара "Формирование универсальных учебных действи...

Конспект урока обучения грамоте "Буква Н"

Конспект интегрированного урока обучения грамоте (письмо, чтение)....

Конспект урока обучения грамоте "Буква С"

Конспект интегрированного урока обучения грамоте (чтение, письмо)....

Конспект урока обучения грамоте"Буквы Ж ж и звук [ ж]" и мультимедийная презентация для нетбука

Урок в 1 классе в период обучения грамоте. Урок интересный, содержит много занимательного материала. Презентация для нетбука поможет детям закрепить изученный на уроке материал....