Проект «Сочиняем волшебную сказку»
проект по чтению (3 класс) на тему

Соловьева Ирина Валерьевна

Цель проекта: обучать учащихся сочинению волшебных сказок.                                                       

 Выполняя задания проекта, учащиеся получают возможность приобрести знания и умения (теоретические и практические) необходимые осознанному читателю. В ходе работы над проектом вырабатывается внимательное, вдумчивое, осознанное чтение.                                                                          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sochinyaem_volshebnuyu_skazku_soloveva_i.v.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

Соловьева И.В.,

учитель начальных классов

первой категории МБОУ СОШ №173

Проект «Сочиняем волшебную сказку»

3 класс

Информация об авторе и координаторе проекта

ФИО

 Соловьева Ирина Валерьевна

Город, область

 Г. Нижний Новгород

Название ОУ

МБОУ СОШ №173 с углубленным изучением отдельных предметов

Информация о проекте

Название проекта

СОЧИНЯЕМ ВОЛШЕБНУЮ СКАЗКУ

Цитата

"Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок" (пословица) 

Краткая аннотация

Цель проекта: обучать учащихся сочинению волшебных сказок.                                                        

 Выполняя задания проекта, учащиеся получают возможность приобрести знания и умения (теоретические и практические) необходимые осознанному читателю. В ходе работы над проектом вырабатывается внимательное, вдумчивое, осознанное чтение.                                                                          

 

Предметная область

 Литературное чтение

Межпредметные связи

 Литературное чтение, изобразительное искусство

Возраст участников

 учащиеся 3 класса

Приблизительная продолжительность проекта

 Октябрь  2013 г.

Основа проекта

Образовательные стандарты

 Проект  реализуется в рамках  начального общего образования в предметной области "Литературное чтение" в 3 классе. В рамках проекта предполагается формирование осознанного читателя, представлений о литературе
как искусстве слова,  развитие у младшего школьника опыта общения. 
Проект ориентирован на изучение блоков: жанр, как особая содержательная форма. Сказка, как  жанр устного народного творчества. Структура жанра: картина жизни и языковые средства ее выражения (сравнение, метафора, звуковой рисунок, ритмический рисунок, рифма).
Проект основан на межпредметных связях с учебными предметами "Литературное чтение", "Изобразительное искусство»
Проект направлен на совершенствование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели, следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Планируемые результаты обучения

 В ходе проекта учащиеся приобретут следующее:

Личностные универсальные учебные действия
- целостный взгляд на сказку, как жанр устного народного творчества;
- ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин;
- способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
Метапредметные результаты: 
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Познавательные универсальные учебные действия:  
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:  
•адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации
•допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
•учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
•формулировать собственное мнение и позицию;
•договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
•строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
•задавать вопросы.
Предметные:
- осознанно воспринимать содержание текста, определять главную мысль  героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному художественному тексту;
- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;                      

 - иметь представления о теоретическом моменте построения произведения (сказки);

 проявлять понимание существования модели жанра сказки
- использовать прочитанные сказки с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении.

Проблемные вопросы учебной темы

1. Как устроена сказка?
2. Какие бывают сказки?
3. Можно ли сочинить собственную сказку? 

Частные вопросы учебной темы

1. Как устроена волшебная сказка?
2.  Что надо учитывать в сочинении авторской сказки?

3.Что надо учитывать в иллюстрации авторской сказки?

План оценивания

  • в ходе проекта

- Модель (структура) сказок (общая)

- Модель (структура) сказок (индивидуальный оценочный лист)

- Авторская сказка (индивидуальное творчество)

- Иллюстрация к авторской сказке.

  • по окончании проекта

 - Книга сказок.

Описание методов оценивания

- Список прочитанных сказок выдаётся детям для знакомства со сказками во внеурочное время. Не всем удаётся в один срок прочесть их, поэтому список выдаётся заранее. Дети отмечают прочитанные сказки.

- Модель (структура) сказок (общая) выстраивается в ходе первого этапа проекта 

- Модель (структура) сказок (индивидуальный оценочный лист) необходим для оценивания понимания и усвоения детьми теоретического вопроса построения структуры сказки

- Авторская сказка (индивидуальное творчество). Возможно написание сказки одним автором или в коллективной форме. Обсуждение полученного проходит в форме коллективного обсуждения

- Иллюстрация к авторской сказке. Возможно  иллюстрирование сказки одним автором или в коллективной форме.

- Книга сказок. 

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

 Для участия в проекте необходимо:
- уметь читать и понимать художественные тексты;
- иметь первоначальные навыки работы с художественными материалами (краски, карандаши, гуашь);

-иметь представление о работе с графической моделью объекта
- стремление выполнить работу по инструкции и работать в команде.

Учебные мероприятия

1. Подготовительный этап
1.1. Анонс о начале проекта.
1.2. Получение списка сказок для прочтения                                                                                                                              1.3 Прочтение сказок из списка.                                                                                                                                1.4.Библиотечный урок «Создание книги».
2. Основной этап
2.1. Определение сказок различного типа (волшебная, бытовая, о животных)
2. 2. Построение структуры жанра волшебной сказки
2.3. Построение структуры жанра бытовой сказки
2.4. Построение структуры жанра  сказки о животных
2.5. Оценивание знаний о структуре жанра сказка (самопроверка, взаимопроверка). Заполнение оценочного листа.
2.6. Сочинение сказок.
2.7. Рассмотрение иллюстраций сказок известных художников.
2.8. Иллюстрирование сказок
2.9. Составление книги сказок.
3. Заключительный этап
3.1. Анализ книги сказок.
3.2. Представление книги сказок на родительском собрании.

Продукты проектной деятельности детей

Книга сказок.

Форма проведения

Уроки литературного чтения, внеурочная деятельность учащихся.

Правила для участников

- Читайте инструкции, пользуйтесь подсказками!
- Смотрите, как делают другие и делайте лучше!
- Задавайте вопросы!
- Помогайте другим!
- Делитесь созданным!

Материалы и ресурсы, необходимые для проведения проекта

Оборудование

Компьютер(ы) с выходом в Интернет, принтер, проекционная система;

Материалы на печатной основе

  1. Сказки русские народные («Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Василиса Прекрасная», «Перышко Финиста - Ясна Сокола», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»)
  2. Сказки народов мира.

Другие принадлежности, если необходимо

 Гуашь, краски, карандаши;

Информационные источники в Интернете

Цифровые ресурсы.

•        Сказки для детей.

 http://audioskazki.net/

•        Лукошко сказок

http://lukoshko.net/

•        Детская онлайн библиотека

http://babylib.ru/

•        Библиотека Гумер

http://www.gumer.info

•        Книги А.М.Волкова

              http://volkov.anuta.org/index.htm

•        Книжная полка

http://volkov.anuta.org/index.htm

•        ФЭБ

http://feb-web.ru

•        Детский портал Солнышко

http://www.solnet.ee/

•        Территория детского чтения

http://kids.chtenie-21.ru/

Урок литературного чтения.

Проект «Сочиняем волшебную сказку».

Цели урока:

- обучать учащихся сочинению волшебных сказок;

-развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их;

- развивать творческие способности, речь, память, мышление.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Постановка целей урока.

- Прочитайте стихотворение.

Недаром дети любят сказки.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

                        В. Берестов

- О чем это стихотворение? Как вы поняли эти строчки?

    3. Работа над проектом.

План работы.

  • Определяемся, какой будет наша сказка. (Волшебной)
  • Вспоминаем её признаки.
  • Придумываем главных героев сказки.
  • Вспоминаем, с какой фразы обычно начинаются сказки.
  • Записываем её.
  • Придумываем конец сказки. Не забываем использовать слова и выражения, которыми обычно заканчиваются сказки.
  • Придумываем иллюстрации к сказке.

Учащиеся коллективно сочиняют и редактируют сказку на уроке. Оформляют (индивидуально) сказку дома в виде книги с иллюстрациями.

  1. Рефлексия.

- Чем понравилась работа?

-Какой этап в работе оказался самым сложным?

-Какое настроение у вас после выполнения проекта?

5. Домашнее задание.

Оформить сказку в виде книги с иллюстрациями.

Сказка.

     Лесная история.

  Жили-были белка Пушистый Хвост, зайка Попрыгайка и ёжик Колючая Голова. Как-то раз друзья пошли собирать запасы на зиму. По дороге они стали играть в прятки и забрели в густую чащу.

  Видят, перед ними большой золотой муравейник. Все его жители заняты работой, а Царица сидит на золотом троне, отдаёт приказы и проверяет, как их исполняют.

  Заяц, белка и ёжик удивились, но всё-таки решили попросить помощи у муравьёв.

- Здравствуйте, Ваше Величество, помогите нам найти дорогу домой. А ещё нам надо набрать грибов, орехов и морковки.

- Хорошо! Но я люблю загадки. Если вы их отгадаете, мои муравьишки вам помогут.

Первая загадка: «В колыбели подвесной

                              Летом житель спит лесной.

                              Осень пёстрая придёт

                              На зубок он попадёт».

   «Орех! Орех!» - закричала белка Пушистый хвост.

Вторая загадка: «За кудрявый хохолок

                              Лису из норки поволок,

                              Наощупь – очень гладкая.

                              На вкус – как сахар сладкая».

«Это морковка», - ответил Попрыгайка.

Третья загадка: «С виду он похож на зонтик,

                              Только меньше во сто крат.

                              Коль гроза на горизонте,

                              Он бывает очень рад.

                              Если дождик и тепло,

                              Он считает -  повело!»

«Это же гриб», сказал ёжик Колючая Голова.

  В этот же миг перед друзьями появились лукошко с орехами, корзина грибов и мешок с морковью.

  Царица отдала приказ муравьям: «Проводите моих новых друзей домой!»

В этот день белка, заяц и ёжик поняли, что означает пословица «Сделал дело – гуляй смело». Больше они никогда не терялись в лесу.

   (Учащиеся 3 «Б» класса МБОУ СОШ №173 с углубленным изучением отдельных предметов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Как сочинить волшебную сказку".

В проекте представлена исследовательская работа для учеников начальной школы на тему "Как сочинить волшебную сказку"...

Проект "Сочиняем волшебную сказку"

Сказка "Волшебная лампа"...

Проект "Сочиняем волшебную сказку"

Проект "Сочиняем волшебную сказку"...

Проект "Сочиняем волшебную сказку" по литературному чтению 3 класс.

Проект "Сочиняем волшебную сказку" по литературному чтению 3 класс....

Проект "Сочиняем волшебную сказку"

Проект выполнен в рамках программы по литературному чтению....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Сочиняем волшебную сказку"

Объект исследования: волшебные сказки.Предмет исследования: законы создания волшебной сказки, ее языковые и стилистические особенности.Цели  исследования:-изучить особенности волшебных сказок, их...

Проект "Сочиняем волшебную сказку" литературное чтение 3 класс

Проект "Сочиняем волшебную сказку" литературное чтение 3 класс...