Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс. Образовательная система "Школа 2100".
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планирования, содержания тем учебного курса, требования к ЗУН обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы МОУ «СОШ №55» и авторской программы по литературному чтению для учащихся 4-го класса Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева (М.: Баласс, 2012).
Учебно-методический комплект для 4-го класса:
- Учебник «Литературное чтение (В океане света)». 4 класс (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева);
- «Тетрадь по литературному чтению. 4 класс» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста – правильного
типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических
ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
- развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащения словаря),
овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
- приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает
литературу художественной, через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
- овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
- овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
- определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
- приобщение к литературе как искусству слова;
- приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
В 4-ом классе дети получат целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» - это курс русской детской литературы XVII – XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того, чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1-4-м классах, составить представление о многообразии творчества писателей. Так, например, в 1-м классе дети читают стихи С.Я. Маршака для малышей, во 2-м классе – его переводы народных песенок и сказки Ивана Франко; в 3-м классе – пьесу, в 4-м классе – статью-эссе о Михаиле Пришвине, переводы из зарубежной поэтической классики (Киплинг, Бёрнс). Таким образом, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала, помимо названных выше, является монографический принцип. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А.Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А.Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Черного, А. Чехова и др. Дети читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста. В 4-м классе дети увидят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.
В учебнике 4-го класса форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев – профессора-литературоведа Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.
Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю), в том числе на проверочные работы отводится часть времени (15 – 20) минут на 7 уроках.
Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по литературному чтению и авторской программой учебного курса.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Предварительный просмотр:
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
уроков по курсу «Литературное чтение» (136 часов, 4 часа в неделю)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Планируемые результаты | Вид контроля | Внеурочная деятельность | Дата | ||
Метапредметные связи УУД | Предметные | План | Факт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником «В океане света». «Пролог». | 1 | Вводный урок. | Ориентироваться в учебнике; называть и показывать элементы учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац). Выразительно читать стихотворные произведения. | Дидактическая игра. | Устное сочинение «В какое время мне хотелось бы попасть». | 03.09. | ||
Раздел 1. Любимые книги (9 часов). | |||||||||
2 | Кто же будет сопровождать нас в путешествиях? (Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера»). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Личностные результаты: - эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; - эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; - чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова; - стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; - понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; - потребность в чтении; | Аудирование (слушание) Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения. Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать свое и чужое высказывание. | Творческое задание. | 04.09. | ||
3 | Начало удивительных событий. (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл.1, ч. 1 и 2). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Чтение наизусть. | Рисунок «Город будущего». | 06.09. | |||
4 | Что может Электроник? (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл.1,ч. 3). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Выразительное чтение. | 08.09. | ||||
5 | Наука как искусство (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл.1, ч.4). Сходство и различие сказочной и фантастической повестей. | 1 | Урок работы с новым текстом. | Сравнительный анализ произведений двух жанров. Итоговый опрос. Творческий пересказ. | 10.09. | ||||
6 | Смешные стихи о серьезных вещах (Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Чтение отрывка наизусть. | Сообщение о пользе и вреде шоколада. | 11.09. | |||
7 | Обобщение по разделу. Проверочная работа №1. | 1 | Обобщающий урок, урок контроля. | Тематический. | 13.09. | ||||
8 | Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках (уроки по итогам самостоятельного домашнего чтения). | 1 | Урок внеклассного чтения. | Индивидуальный. | 15.09. | ||||
9 | Что такое детская литература? Сочинение о любимом писателе. | 1 | Урок развития речи. | Творческая работа. | 17.09. | ||||
Раздел 2. У истоков русской детской литературы (20 часов) | |||||||||
10 | Введение в раздел 2. Летопись и летописцы (А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок), Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…»). | 1 | Урок работы с новым текстом. | - наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; - этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | Чтение. Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующую интонацию, тон и темп, ставить логическое ударение. Декламировать стихотворения, отрывки прозы. Читать про себя текст: осознанно, выделять в нем логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы. Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию из предложения, составлять рассказ на основе предложения. Формулировать основную мысль текста. Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль. Находить ключевые слова текста. Объяснять смысл заглавия произведения. Составлять простой план текста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно. Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке. Культура речевого общения. Участвовать в диалоге. Конструировать монологическое высказывание. Создавать устно текст – рассказ -характеристику героя. Высказывать аргументировано свое отношение к прочитанному, к героям. Культура письменной речи. Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст. Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки. | Блиц опрос. Комментированное чтение. | Сообщение о летописцах. | 18.09. | |
11 | «Повесть временных лет». «Расселение славян». | 1 | Урок работы с новым текстом. | Чтение наизусть. Блиц опрос. | Работа со значением сложных слов. | 20.09. | |||
12 | Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки. | 1 | Урок работы с новым текстом. | Чтение наизусть. | Поиск пословиц на заданную тему. | 22.09. | |||
13 | «Похвала книгам» Ярослава Мудрого. | 1 | Урок работы с новым текстом. | Выразительное чтение. | Сообщение о Ярославе Мудром. | 24.09. | |||
14 | Почему не стареют наказы Владимира Мономаха? («Поучение» Владимира Мономаха детям). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Самостоятельное чтение. | Сообщение о Владимире Мономахе. | 25.09. | |||
15 | Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт. | 1 | Урок работы с новым текстом. | Выразительное чтение. | 27.09. | ||||
16 | Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина. | 1 | Урок работы с новым текстом. | Чтение наизусть. | 29.09. | ||||
17-18 | Обобщение по разделу. Древнерусская литература XI-XVII вв. Проверочная работа №2. | 2 | Обобщающий урок, урок контроля. | Тематический. | |||||
19 | Внеклассное чтение. Книги о книгах. | 1 | Урок внеклассного чтения. | Работа в группах. | |||||
20 | Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых («Детские годы Багрова-внука», гл.1). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Текущий. Выразительное чтение. | |||||
21 | Традиция семейного чтения (С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», гл. 2-3). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Рассказ по плану. | |||||
22 | «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары. | 1 | Урок работы с новым текстом. | Сравнительный анализ героев. | Что такое мемуары. | ||||
23 | «Детское чтение для сердца и разума» (нравоучительные статьи Н.И. Новикова). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Выразительное чтение. | Что такое нравоучение. Польза или вред. | ||||
24 | Сочинение в стиле нравоучительной статьи. | 1 | Урок развития речи. | Творческая работа. | |||||
25 | Образ «идеального ребенка» в детских стихах А. Шишкова, в рассказе «Можно исправиться, когда твердо того захочешь». | 1 | Урок работы с новым текстом. | Чтение наизусть. | |||||
26-27 | Обобщение. Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI-XVIII веках. Проверочная работа №3. | 2 | Обобщающий урок, урок контроля. | Тематический. | |||||
28 | Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги). | 1 | Урок внеклассного чтения. | Работа в малых группах. | |||||
29 | Сочинение о любимом авторе. | 1 | Урок развития речи. | Творческая работа. | |||||
Раздел 3. XIX век. Путешествие продолжается… (45 часов) | |||||||||
30 | Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И.А. Крылов «Слон и Моська»). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Познавательные УУД: - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - пользоваться разными видами чтении: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы. | Творческая деятельность. Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрировать текст. Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение -подражание, отзыв о прочитанной книге и др. | Выразительное чтение. | Рассказ об И.А. Крылове. | ||
31 | Характерные особенности жанра басни (И.А. Крылов «Квартет», «Свинья под Дубом»). | 1 | Обобщающий урок. | Чтение наизусть. | |||||
32 | Обобщение. Басни И.А. Крылова. | 1 | Обобщающий урок. | Инсценировка. Иллюстрирование. | |||||
33 | Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. | 1 | Урок открытия новых знаний. | Выразительное чтение. | |||||
34 | А. Погорельский «Черная курица…» Нелегкий путь в подземное царство (ч. 2,3). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Творческий пересказ. | |||||
35 | А. Погорельский «Черная курица». Встреча с подземными жителями (ч. 4,5). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Выразительное чтение. | |||||
36 | А. Погорельский «Черная курица». Главный герой сказки (ч.6). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Чтение наизусть. | Типы сказок и их отличительные особенности | ||||
37 | Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей? | 1 | Урок открытия новых знаний. | Сравнительный анализ. | |||||
38 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Знакомство с героями сказки (ч. 1-3). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Выразительное чтение. | Об А.С. Пушкине. | ||||
39 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Сказочное и реальное в тексте сказки. Первая встреча Гвидона с отцом (ч. 4-6). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Творческое задание. | |||||
40 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Первое чудо и вторая встреча с отцом. Мир Салтана и мир Гвидона (ч. 7-9). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Текущий. Работа в парах. | |||||
41 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Царь Салтан и князь Гвидон (ч.10-15). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Чтение наизусть. | |||||
42 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». В чем главный смысл сказки? (Финал). | 1 | Обобщающий урок. | Текущий. Иллюстрирование. | |||||
43 | Внеклассное чтение А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде». | 1 | Урок внеклассного чтения. | Работа в группах. | |||||
44 | Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна». | 1 | Урок работы с новым текстом. | Чтение наизусть. | Братья Гримм «Шиповничек» сказка. | ||||
45 | Обобщение. Литературные сказки. | 1 | Обобщающий урок. | Блиц опрос. | В. Одоевский «Городок в табакерке». | ||||
46 | Владимир Даль «Война грибов с ягодами» (русская сказка в обработке В. Даля), «Кузовок» (игра). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Текущий. | Подбор пословиц. | ||||
47 | Устное сочинение-обработка народной сказки (подражание В.И. Далю). | 1 | Урок развития речи. | Творческая работа. Рассказывание сказки. | |||||
48 | Как надо писать для детей? (А. Ишимова «Славяне»). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Текущий. Краткий пересказ. | |||||
49 | Обобщение. Проверочная работа №4. | 1 | Обобщающий урок, урок развития речи. | Тематический. | |||||
50 | Внеклассное чтение «Вчера и сегодня», Книги о родном городе, его прошлом и настоящем, или «Литературные сказки писателей XIX века». | 1 | Урок внеклассного чтения. | Работа в группах. | |||||
51 | Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. | 1 | Урок работы с новым текстом. | Текущий. Творческий пересказ. | |||||
52 | Картины природы в книге С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». | 1 | Урок работы с новым текстом. | Чтение наизусть. | |||||
53 | Поэты XIX века о природе. Стихи А.К. Толстого и А. Плещеева. | 1 | Урок работы с новым текстом. | Текущий. Выразительное чтение. | Иллюстрирование. | ||||
54 | Стихи А. Майкова и Ф. Тютчева о природе. | 1 | Урок работы с новым текстом. | Личностные результаты: - эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; - эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; - чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова; - стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; - понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; - потребность в чтении; - наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; - этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. | Аудирование (слушание) Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения. Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать свое и чужое высказывание. Чтение. Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующую интонацию, тон и темп, ставить логическое ударение. Декламировать стихотворения, отрывки прозы. Читать про себя текст: осознанно, выделять в нем логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы. Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию из предложения, составлять рассказ на основе предложения. | Чтение наизусть. | Подбор загадок по теме. | ||
55 | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Картины русской природы в стихотворении. | 1 | Урок работы с новым текстом. | Текущий. Составление цитатника, творческая работа – этюд. | |||||
56 | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» Дедушка Мазай – добрый охотник. | 1 | Урок развития умений. | Чтение наизусть. | |||||
57 | Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне. | 1 | Урок работы с новым текстом. | Текущий, индивидуальный опрос. | |||||
58 | Л.Н. Толстой как учитель (сказка «Два брата»). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Блиц опрос. | Другие жанры произведений Л.Н. Толстого. | ||||
59 | Непростые простые тексты (Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья»). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Чтение наизусть. | |||||
60 | Практикум «Учусь читать художественную прозу. | 1 | Урок развития умений. | Практическая работа с текстом. | |||||
61 | Учебная книга К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» («Столица и губернский город»). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Работа в малых группах. | |||||
62 | Первое знакомство с Родиной (К.Д. Ушинский «Деревня и уездный город», «Проселочная дорога»). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Текущий. Выразительное чтение. | |||||
63 | Сочинение в форме путевого очерка. | 1 | Урок развития речи. | Творческая работа. | |||||
64 | Как помочь детям полюбить свою родную землю? (К.Д. Ушинский «Наше Отечество»). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Текущий. Сравнительный анализ. | |||||
65 | Сочинение-подражание Ушинскому (К.Д. Ушинский «Жалобы зайки»). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Творческая работа. | |||||
66 | А.И. Куприн «Слон». Непонятная болезнь (ч. 1-3). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Блиц опрос. | |||||
67 | А.И. Куприн «Слон» Можно ли выполнить желание Нади? (ч. 4-5). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Творческий пересказ. | |||||
68 | А.И. Куприн «Слон» «Я уже совсем здорова!» (ч.6) | 1 | Урок работы с новым текстом. | Пересказ по плану. | |||||
69-70 | Обобщение. Проверочная работа №5. | 2 | Обобщающий урок. Урок контроля. | Тематический. | |||||
71-72 | Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.П. Чехова «Мальчики» | 2 | Уроки внеклассного чтения. | Работа в группах. | |||||
73-74 | Резервные уроки. | 2 | Уроки развития умений. | ||||||
Век XX. Новые встречи со старыми друзьями (62 часа). | |||||||||
75 | Путешествие 8 (в… библиотеку). Загадка Лидии Чарской. | 1 | Урок работы с новым текстом. | Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - пользоваться разными видами чтении: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы. Личностные результаты: - эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; - эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; - чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова; - стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; - понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; - потребность в чтении; - наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; - этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - пользоваться разными видами чтении: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы. | Формулировать основную мысль текста. Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль. Находить ключевые слова текста. Объяснять смысл заглавия произведения. Составлять простой план текста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно. Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке. Культура речевого общения. Участвовать в диалоге. Конструировать монологическое высказывание. Создавать устно текст – рассказ -характеристику героя. Высказывать аргументировано свое отношение к прочитанному, к героям. Культура письменной речи. Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст. Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки. Творческая деятельность. Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрировать текст. Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение -подражание, отзыв о прочитанной книге и др. Аудирование (слушание) Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения. Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать свое и чужое высказывание. Чтение. Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующую интонацию, тон и темп, ставить логическое ударение. Декламировать стихотворения, отрывки прозы. Читать про себя текст: осознанно, выделять в нем логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы. Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию из предложения, составлять рассказ на основе предложения. Формулировать основную мысль текста. Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль. Находить ключевые слова текста. Объяснять смысл заглавия произведения. Составлять простой план текста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно. Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке. Культура речевого общения. Участвовать в диалоге. Конструировать монологическое высказывание. Создавать устно текст – рассказ -характеристику героя. Высказывать аргументировано свое отношение к прочитанному, к героям. Культура письменной речи. Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст. Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки. Творческая деятельность. Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрировать текст. Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение -подражание, отзыв о прочитанной книге и др. | Текущий. Выразительное чтение. | Словарик эпохи. | ||
76 | Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Первый день Лены в гимназии (гл. 8). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Текущий. Творческий пересказ. | |||||
77 | Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Друзья и враги Лены Икониной (гл. 10-11). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Биография Лены Икониной. | |||||
78 | Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Образ Лены Икониной. Обобщение. | 1 | Обобщающий урок. | Блиц опрос. | |||||
79 | Внеклассное чтение. Мир детства. | 1 | Урок внеклассного чтения. | Работа в группах. | |||||
80 | Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак. | 1 | Урок работы с новым текстом. | Текущий. Творческий пересказ. | |||||
81 | Настоящий капитан (Б. Житков «Николай Исаич Пушкин). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Текущий. Рассказ о морском капитане. | |||||
82 | Гимназисты Корнея Чуковского (К.И. Чуковский «Телефон». | 1 | Урок работы с новым текстом. | Текущий. Рисование плана. | |||||
83 | Обэриуты. Стихи Д. Хармса. | 1 | Урок работы с новым текстом. | Веселый «математический» диктант. Чтение наизусть. | |||||
84 | Стихи Ю. Владимирова и А. Введенского. | 1 | Урок работы с новым текстом. | Чтение наизусть. | |||||
85 | Внеклассное чтение. Современные чудаки. | 1 | Урок внеклассного чтения. | Работа в группах. | |||||
86 | Путешествие 10. Вокруг Маршака. | 1 | Урок открытия новых знаний. | Блиц опрос. | |||||
87 | Внеклассное чтение. Современные детские журналы. | 1 | Урок внеклассного чтения. | Работа в группах. | |||||
88 | Е. Шварц «Два брата». Живой мир и мир вечного покоя (гл. 1-4). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Текущий. Выразительное чтение. Индивидуальный опрос. | |||||
89 | Е. Шварц «Два брата». Спасение Младшего – победа живого мира (гл. 5-8). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Текущий. Сравнительный анализ. | |||||
90 | Е. Шварц «Два брата». Мудрость сказки Е. Шварца (обобщение). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Творческая работа. | |||||
91 | Превращение Пиноккио в Буратино (Б. Гапанов «Книжки про книжки» (отрывок), «Пишу на ту же тему по- своему»). | 1 | Урок открытия новых знаний. | Текущий. Выборочный пересказ. | |||||
92 | Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Н. Толстой «Фофка»). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Текущий. Рассказ о воображаемом герое. | |||||
93 | Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя? (А.Н. Толстой «Кот сметанный рот»). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Текущий. Выразительное чтение. | |||||
94 | Птицы с «характерами» (М. Пришвин «Изобретатель»). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Творческая работа. | |||||
95 | Так кто же он – Михаил Пришвин? (Статья С.Я. Маршака «Сила жизни»). | 1 | Урок открытия новых знаний. | Текущий. Иллюстрация тезиса. | |||||
96 | С. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор. | 1 | Урок открытия новых знаний. | Блиц опрос. Чтение наизусть. | |||||
97 | Обобщение. Проверочная работа №6. | 1 | Обобщающий урок, урок контроля. | Тематический. | |||||
98 | Внеклассное чтение. «Творцы книг» (рассказы о писателях, о художниках-иллюстраторах). | 1 | Урок внеклассного чтения. | Работа в группах. | |||||
99-100 | Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В. Маяковский и А. Барто. | 2 | Урок открытия новых знаний. Урок работы с новым текстом. | Блиц опрос. | |||||
101 | Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». Живая кукла наследника Тутти (ч.2). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Текущий. Выразительное чтение. Рисунок куклы. | |||||
102 | Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». | 1 | Урок работы с новым текстом. | Творческое задание. | Символизм сказки Ю. Олеши. | ||||
103 | Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». «Простые высокие истины» (обобщение). | 1 | Обобщающий урок. | Работа в парах над творческим заданием. | |||||
104 | Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» (Б. Галанов «Как найти город Трех Толстяков»). | 1 | Урок развития умений. | Творческая работа с текстом. | |||||
105 | Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки» (Р. Фраерман «Гайдар и дети»). | 1 | Урок открытия новых знаний. | Индивидуальный опрос. Рассказ о жизни писателя. | |||||
106 | А. Гайдар «Тимур и его команда». «Этот чердак был обитаем» (ч. 1,2). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Текущий. Выразительное чтение. | |||||
107 | А. Гайдар «Тимур и его команда». Игра ли серьезное дело? (ч. 3,4). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Фронтальный опрос. | |||||
108 | А. Гайдар «Тимур и его команда». Тимур и тимуровцы (ч. 5 обобщение). | 1 | Обобщающий урок. | Чтение наизусть отрывка. | |||||
109 | Путешествие 13. Смешные книжки. Проверка развития читательских умений (Н. Носов «Федина задача»). | 1 | Урок развития умений, урок контроля. | Фронтальный опрос. | Над чем смеется автор? | ||||
110 | Юмористический рассказ на серьезную тему (В. Драгунский «Что любит Мишка»). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Текущий. Выразительное чтение. | |||||
111-112 | Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского. Ю. Сотника, Н. Носова. | 2 | Уроки внеклассного чтения. | Работа в группах. | |||||
113 | Стихи А. Барто. Сатира или юмор? | 1 | Урок работы с новым текстом. | Чтение наизусть. | |||||
114 | Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?» | 1 | Урок внеклассного чтения. | Работа в группах. | |||||
115 | Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца и др. | 1 | Урок открытия новых знаний. | Блиц опрос. Чтение наизусть. | |||||
116 | Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира. | 1 | Урок работы с новым текстом. | Выразительное чтение. | Игра словами. | ||||
117 | Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского. | 1 | Урок работы с новым текстом. | Чтение наизусть. | |||||
118 | Стихи Саши Черного и В. Долиной. | 1 | Урок работы с новым текстом. | Блиц опрос. | |||||
119 | Миниатюры Г. Цыферова. Создание собственных миниатюр. | 1 | Урок работы с новым текстом, урок развития речи. | Творческое задание. Сочинения-миниатюры. | |||||
120 | Стихи Н. Матвеевой. | 1 | Урок работы с новым текстом. | Чтение наизусть. | |||||
121 | Внеклассное чтение. Любимые стихи. | 1 | Урок внеклассного чтения. | Работа в малых группах. | |||||
122 | Практикум «Учусь читать лирический текст». | 1 | Урок развития умений. | Текущий. Работа с текстом. | |||||
123 | Обобщение. Проверочная работа №7. | 1 | Обобщающий урок, урок контроля. | Тематический. | |||||
124 | Пьеса-сказка С, Козлова «Снежный цветок». Знакомство с героями (картины 1,2). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Фронтальный опрос. | |||||
125 | Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Поиски снежного цветка (картины 3-5). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Индивидуальный опрос. | |||||
126 | Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Знакомство с героями картины. Мудрая сказка для малышей (картины 6-8). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Размышления по теме… | |||||
127 | Путешествие 15. Современные детские писатели (К. Драгунская «Крайний случай). | 1 | Урок открытия новых знаний. | Общее и различие писателей Драгунских. | |||||
128 | Творческая манера Ксении Драгунской (К. Драгунская «Ерунда на постном масле). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Творческое задание. | |||||
129 | Интервью с Тимом Собакиным (Стихи и проза Тима Собакина). | 1 | Урок работы с новым текстом. | Шифровка. | |||||
130-131 | Обобщение. Берем интервью у детских писателей. | 2 | Урок развития умений, обобщающий урок. | Интервью. | |||||
132 | Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям. | 1 | Обобщающий урок. | Оформление письма рисунками. | |||||
133 | Внеклассное чтение. «О чем можно, о чем хочется читать». | 1 | Урок внеклассного чтения. | Работа в группах. | |||||
134-136 | Резервные уроки. | 3 | Уроки развития умений. |
Предварительный просмотр:
III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
«Литературное чтение»
Круг детского чтения
Любимые книги – 9 часов.
Произведения современной детской литературы разных жанров
Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.
У истоков русской детской литературы – 20 часов.
Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона, Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.
Детская литература XIX в. – 45 часов.
Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Черная курица или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане…» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.
Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ А. Куприна «Слон». Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.
Детская литература XX в. – 62 часа.
Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К. Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920-1930 гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Веселый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто, роман Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).
Детская литература 1930-1950 гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.
Детская литература 1960-1990 гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.
График проведения контроля
Период обучения | Вид работы | Раздел |
1 четверть. | Проверочная работа №1. | «Любимые книги». |
Проверочная работа №2. | «У истоков русской литературы». | |
Проверочная работа №3. | «У истоков русской литературы» | |
2 четверть. | Проверочная работа №4. | «XIX век. Путешествие продолжается…» |
Проверка техники чтения (I полугодие). | ||
3 четверть. | Проверочная работа №5. | «XIX век. Путешествие продолжается…» |
4 четверть. | Проверочная работа №6. | «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями». |
Проверочная работа №7. | «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями». | |
Проверка техники чтения (II полугодие) | ||
ИТОГО: | ||
Проверочные работы | 7 | |
Проверка техники чтения | 2 |
Предварительный просмотр:
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО КУРСА «Литературное чтение»
Личностными результатами изучения курса «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
- понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
- этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения личностных результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средствами формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебников и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений.
Ученик научиться:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
- самостоятельно находить ключевые слова;
- самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
- формулировать основную мысль текста;
- составлять простой и сложный план текста;
- писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
- аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
- понимать и формулировать свое отношение к авторской манере письма;
- иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
- самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
- относить прочитанное произведение к определенному периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
- относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определенным признакам;
- видеть языковые средства, использованные автором;
- осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью; понимать скрытый смысл заголовка, придумывать варианты заглавий, выбирать наиболее подходящее заглавие;
- прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов;
- находить ключевые слова в тексте;
- отвечать на вопросы учителя к тексту произведения, находить в тексте предложения, которые подтверждали бы высказанную мысль; отвечать на предварительные вопросы к тексту, составленные учителем перед чтением.
Ученик сможет научиться:
- самостоятельно формулировать вопросы к тексту по ходу чтения;
- формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.
Таблица предметных требований к умениям учащихся
по курсу «Литературное чтение» (необходимый уровень)
Линии развития учащихся средствами курса «Литературное чтение» | ||
- овладение функциональной грамотностью; - овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста; - овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи. | - определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение. | - приобщение к литературе как к искусству слова; - приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях. |
Умения в соответствии с линиями развития | ||
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; - осознанно, правильно, выразительно читать вслух; - самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; - самостоятельно находить ключевые слова; - самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); - вычитывать разные уровни текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной); - формулировать основную мысль текста; - составлять простой и сложный план текста; - писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой. | - аргументировано высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции; - понимать и формулировать свое отношение к авторской манере письма; - иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других. | - самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою); - относить прочитанное произведение к определенному периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы; - относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определенным признакам; - видеть языковые средства, использованные автором. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению 4класс ОС "Школа 2100" Р.Н. Бунеев ,Е.В.Бунеева
Рабочая программа составлена для учащихся 9-10 лет общеучебной подготовки на основепрограммы по учебному предмету «Литературное чтение» Образовательной системы «Школа 2100» рекомендуемой М...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
рабочая программа по литературному чтению 1класс Образовательная система "Школа 2100"
рабочая программа по чтению ...
Рабочая программа по литературному чтению 3 кл "Школа 2100"
Рабочая программа по литературному чтению в 3 кл "Школа 2100"...
Пояснительня записка к рабочей программе по литературному чтению по образовательной системе Школа России с 1 по 4 класс
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской ...
Рабочая программа по литературному чтению по системе "Школа 2100"
Рабочая программа была разработана в 2014 году, в соответствии с требованиями ФГОС НОО....