Рабочая программа по литературному чтению 3 кл "Школа 2100"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Бурмистрова Светлана Ивановна

Рабочая программа по литературному чтению в 3 кл "Школа 2100"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Рузаевского муниципального  района РМ

Рассмотрена и одобрена                 Согласована                           Утверждена

на заседании МО                                с зам. директора                  директором МБОУ Председатель МО                              по УВР                                      «СОШ №7»

 _____/ Г.А Мадяева/                            _____/ Е.А.Пилюгина/        ______/ И.В.Строкова/

Протокол №                                        «_____»_______2014г.        Приказ №____

от «____»______2014г.                                                                       от «____»______2014г.

Рабочая программа

учебного курса литературного чтения

( 3 класс)

по учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой «Литературное чтение».

Учебник для 3класса общеобразовательных  учреждений.

-М.:  «Баласс» 2013г.

Образовательная система "Школа 2100"

                                                                

                                                                    Составитель: С.И.Бурмистрова,                                                                                 учитель  начальных классов

                                                                    высшей квалификационной категории

Рузаевка,  2014 г.

Литературное чтение.

              Содержание.

  1. Пояснительная записка.
  2. Общая характеристика учебного предмета.
  3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
  4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
  5. Результаты освоения учебного предмета.
  6. Содержание учебного предмета.
  7. Тематическое планирование на 2014-2015 уч. г.
  8. Материально-техническое обеспечение.
  9. Список литературы.

I.Пояснительная записка.

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
  2. введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
  3. развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
  4. приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

II. Общая характеристика учебного предмета.

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся  средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

  1. овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
  2. овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
  3. овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

  1. определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
  2. приобщение к литературе как искусству слова;
  3. приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой..

В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные сти-хотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3-го кл.  позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу.

Интерес  к самому процессу чтения тесно связан с  его мотивированностью.  В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.

В 3-м классе последовательность текстов и тем,  в которые они объединены, связаны с жизнью «сквозных персонажей» – третьеклассницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учебник,  размышляет, задаёт вопросы. И вместе с Настей читают и думают ученики.

При составлении учебника для 3-го класса в большей мере, чем во всех остальных, учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Логика системы чтения в целом, о которой шла речь выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково последовательно во всех книгах, что, с нашей точки зрения, абсолютно оправданно.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
    Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
  2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

  1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
    Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
    Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
    Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
    Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
  4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

III. Описание места учебного предмета в учебном плане.

                                       Описание места в учебном плане (на 1 год).

        В 3 классе курс литературного чтения по учебнику «В одном счастливом детстве».

        По учебному плану начального общего образования на 2014-2015 учебный

 год в 3 классе отведено  4 часа в неделю (общее количество 136 часов) В соответствии с данным распределением часов в программе представлено тематическое планирование уроков на 2014-2015 уч. г.

                                       Описание места в учебном плане школы.

        Рабочая  программа предназначена для обучения учащихся 3 класса МБОУ «СОШ № 7»  

г. Рузаевки.

Изменения, внесенные в рабочую программу и их обоснования.

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской программы «Литературное чтение»- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, и с учётом стандарта начального общего образования по чтению (2008 г.).

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы. 

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
  • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
  • делить текст на части, составлять простой план;
  • самостоятельно формулировать главную мысль текста;
  • находить в тексте материал для характеристики героя;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • составлять рассказ-характеристику героя;
  • составлять устные и письменные описания;
  • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
  • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
  • различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
  • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

VI.Тематическое планирование по дисциплине «Литературное чтение».

№ п/п

Наименование разделов и тем

Макси- мальная нагрузка учащего- ся, ч.

Из них

Теорети- ческое обучение, ч.

Лабора- торные и практи- ческие работы, ч.

Конт-рольная работа, ч.

Экскур- сии, ч.

Само-стоя-тельная работа, ч.

Вводный урок.

1

1

1.

Прощание с летом.

6

5

1

2.

Летние путешествия и приключения.

18

17

1

3.

Природа летом.

11

9

1

1

4.

Уроки и переменки.

19

18

1

5.

«Глухая пора листопада…».

8

6

1

1

6.

«И кот учёный свои мне сказки говорил…».

15

14

1

7.

«Поёт зима, аукает…».

8

7

1

8.

Животные в нашем доме.

10

9

1

9.

Мы с мамой и папой.

12

10

1

1

10.

«Наполним музыкой сердца…».

9

8

1

11.

День смеха.

5

5

12

«О весна, без конца и без краю…».

4

3

1

13.

День Победы.

3

2

1

14.

Родная земля.

7

7

Итого:

136

121

4

11


VII. Содержание учебного предмета.

Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

  1. Круг детского чтения.
  2. Техника чтения.
  3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
  4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
  5. Литературоведческая пропедевтика.
  6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

3-й класс – 136 ч (4 часа в неделю).

Вводный урок (1ч).

Прощание с летом (6  ч).

Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.

Летние путешествия и приключения (18 ч).

Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.

Природа летом (11 ч).

Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.

Уроки и переменки (19 ч).

Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.

«Глухая пора листопада…» (8 ч).

Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.

«И кот ученый свои мне сказки говорил…» (15 ч).

Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.

«Поет зима, аукает…» (8 ч).

Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней природы, её красках и звуках, о новогоднем празднике.

Животные в нашем доме (10 ч).

Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.

Мы с мамой и папой (12 ч).

Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.

«Наполним музыкой сердца…» (9 ч).

Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека.

День смеха (5 ч).

Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.

«О весна, без конца и без краю…» (4 ч).

Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.

День Победы (3 ч).

Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.

Родная земля (7 ч).

Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.

Техника чтения

На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

  1. Способ чтения – чтение целыми словами;
  2. Правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
  3. Скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
  4. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.

Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.

Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.

Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).

Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.

Развитие умений:

  • выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;
  • самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);
  • составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);
  • сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;
  • самостоятельно составлять план рассказа о герое;
  • отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного или прослушанного текста;
  • самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения или слушания;
  • использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.

Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа.

Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики.

Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рассказывает автор о герое:

  • портрет;
  • детали биографии (что известно о его жизни);
  • черты личности (какой он?). Как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах;
  • речь героя как средство его характеристики;
  • отношение автора к герою;
  • собственное отношение к герою, его обоснование.

Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем, умения представить картину, нарисованную автором.

Высказывание своего отношения к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано).

Высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному.

Литературоведческая пропедевтика.

На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:

Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе.

Соотношение понятий «герой» – «рассказчик» – «автор».

Повесть, её отличие от рассказа.

Пьеса. Признаки драматического произведения.

Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте.

Закрепление на новом литературном материале понятий, введенных во 2-м классе.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) развитие устной и письменной речи.

Обучение:

  • подробному и краткому пересказу текста по плану;
  • выборочному пересказу текста;
  • словесному рисованию картин к художественным текстам;
  • составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;
  • составлению устных рассказов от имени одного из героев;
  • составлению устных и письменных описаний-миниатюр.

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.

Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).

Творческие работы: написание сочинений, сказок, рассказов, стихотворений; иллюстрирование, инсценирование.


VIII.Календарно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Характеристика деятельности учащихся

Кол-во час

Кол-во к/р и с/р

Дата проведения

План.

Фак.

1

Вводный урок. Г. Сапгир. «Нарисованное солнце.». Ю.Ким. «Светлый день».

Познакомить с новой книгой.

1

1

«Прощание с летом».

Владеть навыками грамотного осознанного чтения. Понимать содержание прочитанного, ввести понятие собеседник.

Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова;

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

6

1.1

В.Ю.Драгунский «Англичанин Павля».

1

1.2

1.3

Э.Успенский. «Дядя Фёдор, пёс и кот». Чтение главы 2. Чтение главы 3-й.

1

1.4

К. Бальмонт «Капля». Подготовка к написанию сочинения.

1

1.5

Б. Заходер. «Что красивее всего? » Анализ сочинений-миниатюр.

1

1.6

Проверка качества чтения.

1

1

2

«Летние путешествия и приключения».

18

2.1

Ю.Ким. «Отважный охотник».

Определять жанры произведений; анализировать произведения; давать;  характеристику героев; Находить средства выразительности; различать повесть и рассказ; выделять особенности стиля и речи автора.

Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания.

1

2.2

С.Голицын. «Сорок изыскателей». Чтение 1и 2 главы.

1

2.3

С.Голицын. «Сорок изыскателей». Чтение 3 главы.

1

2.4

С.Голицын. «Сорок изыскателей». Чтение  4 главы.

1

2.5

С.Голицын. «Сорок изыскателей». Обобщающий урок.

1

2.6

И. Дик «В дебрях Кара - Бумбы». Чтение 1-5 частей главы «Удар сабли».

1

2.7

И. Дик «В дебрях Кара - Бумбы». Чтение 6 - 10 частей главы «Удар сабли».

Давать характеристику персонажам; анализировать произведение и составлять цитатный план;  находить в тексте материал для характеристики и составлять характеристику героев произведения; находить в тексте средства художественной выразительности; определять особенности произведения; сравнивать повесть и рассказ; оценивать героев и выражать своё отношение к ним; выделять особенности стиля и речи автора.

1

2.8

М. Твен. «Приключения Тома Сойера».  Чтение 1 -6 частей 8 главы.

1

2.9

. Твен.  «Приключения Тома Сойера». Чтение 1 – 4 частей  13 главы.

1

2.10

М. Твен.  «Приключения Тома Сойера».

1

2.11

Б. Емельянов. « Игра». ПДД. Детский ДТТ.

1

2.12

К. Г. Паустовский. «Кот – ворюга».

1

2.13

К. Г. Паустовский. «Жильцы старого дома». Чтение частей 1 – 3.

1

2.14

К. Г. Паустовский. «Жильцы старого дома». Чтение частей 4-7.

1

2.15

К. Г. Паустовский. «Жильцы старого дома». Завершение работы.

1

2.16

Обобщающий урок Проверочная работа.

1

1

3

« Природа летом».

11

3.1

С. Есенин. «С добрым утром».

Находить образные средства языка; видеть настроение произведения; составлять план; работать с иллюстрацией..Ввести понятие фрагмент; понятие стихотворение в прозе.

1

3.2

Чтение фрагмента из рассказа А. П. Чехова «Степь».

1

3.3

А. Н. Толстой. «Детство Никиты». Главы «В купальне» и «Стрелка барометра».

1

3.4

А. Н. Толстой. «Детство Никиты». Главы  «Стрелка барометра». Завершение работы.

1

3.5

И. Тургенев. «Голуби». Стихотворение в прозе.

1

3.6

И. Бунин. «Розы».

3.7

3.8

В. Бианки. «Неслышимка».

2

3.9

М. Пришвин. «Золотой луг». Б. Пастернак. «За поворотом».

1

3.10

Обобщение. Проверочная работа по разделу 3.

1

1

3.11

Проверка качества чтения за 1 четверть.

1

1

4

«Уроки и переменки».

19

4.1

Э. Успенский. «Школа клоунов». «Первый день занятий».

Находить нужный отрывок в тексте; выражать чувства и характер действующих лиц; эмоционально воспринимать текст, выражать при чтении чувства и характер действующих лиц.

Понятия: герои рассказа, рассказчик и автор. Имена и фамилии авторов изученных произведений.

1

4.2

Э. Успенский. «Школа клоунов». «Первый день занятий».

1

4.3

Э. Успенский. «Школа клоунов». «Второй день занятий».

1

4.4

Э. Успенский. «Школа клоунов». «Второй день занятий».

1

4.5

Э. Успенский. «Школа клоунов». Заключительный урок. Б.Заходер «Перемена».

1

4.6

Г. Куликов. «Как я влиял на Севку». Чтение 1 главы.

1

4.7

Г. Куликов. «Как я влиял на Севку». Чтение 2 главы.

1

4.8

Г. Куликов. «Как я влиял на Севку». Чтение 3 главы.

1

4.9

Г. Куликов. «Как я влиял на Севку». Чтение 4 главы.

1

4.10

Г. Куликов. «Как я влиял на Севку». Заключительный урок

1

4.11

Б. Заходер. «Вредный кот». Л.Гераскина. «В Стране невыученных уроков». Чтение 1  части.

1

4.12

Л. Гераскина. «В Стране невыученных уроков». Чтение 2- 4 частей.

1

4.12

Л. Гераскина. «В Стране невыученных уроков». Чтение 5 – 6 частей.

1

4.13

Л. Гераскина. «В Стране невыученных уроков». Чтение  7-10  частей.

1

4.14

Л. Гераскина. «В Стране невыученных уроков». Чтение 10 – 12 частей.

1

4.15

Олег Григорьев. «Витамин роста».

1

4.16

Олег Григорьев. «Витамин роста», «После уроков», «Кто прав?».

1

4.17

Обобщение. Проверочная работа по разделу 4.

1

1

5

«Глухая пора листопада».

Находить нужный отрывок в тексте; выражать чувства и характер действующих лиц; эмоционально воспринимать текст. Пользоваться цитатами из стихотворений.

Конструировать устное  монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст.

8

5.1

А. С. Пушкин. «Осень». К.Бальмонт. «Осень». Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…».

1

5.2

К. Паустовский. «Мой дом».

1

5.3

Г. Сапгир. «Четыре конверта».

1

5.4

Д. Самойлов. «Перед снегом».

1

5.5

Б. Пастернак.  «Иней». К.Паустовский. «Прощание с летом».

1

5.6

К. Паустовский. «Прощание с летом».

1

5.7

Обобщение. Проверочная работа по разделу 5.

1

1

5.8

Проверка качества чтения за 2 четверть. ПДД. Перевозка пассажиров на транспортных средствах.

1

1

6

«И кот учёный свои мне сказки говорил….».

15

6.1

Что такое сказка. Г. Сапгир. «Леса-чудеса».

Определять виды сказок и сказочные «приметы», анализировать и обобщать характер героев сказки, оценивать поступки героев произведения.

Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

Различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора. Видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения.

Читать вслух осознанно, правильно, выразительно.

Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу. Делить текст на части, составлять простой план; самостоятельно формулировать главную мысль текста.

1

6.2

Русская народная сказка «Кот и лиса». 

1

6.3

Русская народная сказка «Кот и лиса».  В. Берестов. «Сказка».

1

6.4

Русские народные сказки «Никита - Кожемяка» , «Как мужик гусей делил».

1

6.5

Б. Гребенщиков. «Под небом голубым…». Русские народные сказки (обобщение).

1

6.6

Арабские сказки из «Тысячи и одной ночи», «Шестое путешествие Синдбад». Чтение 1-3 частей.

1

6.7

Арабская сказка «Синдбад- мореход». Чтение 4-6 частей.

1

6.8

Шарль Перро. «Ослиная шкура».  Чтение 1 -3 частей.

Виды сказок и «сказочные приметы»; план анализа характера героев; авторов и произведения зарубежной литературы.

Выразительно читать; самостоятельно читать,  строить монологическое высказывание.

Составлять текст- характеристику героя; составлять устные и письменные описания.

1

6.9

Шарль Перро. «Ослиная шкура».  Чтение 4 -7 частей.

1

6.10

Г. –Х. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик».            Великий датский сказочник.

1

6.11

6.12

А. Волков. «Волшебник изумрудного города».  Чтение главы «Элли в плену у Людоеда».

2

6.13

Пьеса – драматическое произведение.  С. Маршак. «Сказка про козла».

1

6.14

В. Высоцкий. «Песня Кэрролла».

1

6.15

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 6. Творческая работа-сочинение сказки.

1

1

7

«Поёт зима, аукает…».

8

7.1

С. Есенин. «Поёт зима, аукает…»  «Пороша».

Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся.

Выразительно рассказывать стихи, опираясь на правила выразительного чтения.

Понятия: стихотворение, ритм, рифма, настроение. Способы заучивания стихов. Особенности лирических произведений.

1

7.2

К. Бальмонт. «Снежинка». И. Бродский. «Вечером».

1

7.3

Ю. Мориц. «Настоящий секрет». А. Барто. «В защиту Деда Мороза».

1

7.4

В. Драгунский. «Кот в сапогах».

1

7.5

Б. Пастернак. «Снег идёт». А. Башлачёв. «Рождественская».Д. Самойлов. «Город зимний».

1

7.6

7.7

В. Бианки. «По следам».

2

7.8

Обобщение. Проверочная работа по разделу 7. Сочинение.

1

1

8

«Животные в нашем доме».

10

8.1

В. Берестов. «Прощание с другом».

Анализировать стихи о животных, составлять план, соотносить текст и иллюстрации.

Развивать навыки грамотного читателя.

Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу.

1

8.2

Д. Мамин - Сибиряк. «Медведко».

1

8.3

Ю. Коринец «Ханг и Чанг».  Чтение 1- 3 частей.

1

8.4

Ю. Коринец. «Ханг и Чанг».  Чтение 4 - 5 частей.

1

8.5

В. Драгунский «Дымка и Антон». Г. Сапгир. «Морская собака».

1

8.6

Ю. Коваль. «Капитан Клюквин».    Чтение 1- 3 частей.

1

8.7

Ю. Коваль. «Капитан Клюквин».    Чтение 4- 6 частей.

1

8.8

Ю. Коваль. «Капитан Клюквин».    Чтение 7- 10 частей.

1

8.9

Ю. Мориц. «Пони», «Любимый пони».

1

8.10

Обобщение. Устный журнал «Добро в твоём сердце» Проверочная работа по разделу 8.

1

1

9

«Мы с мамой и папой».

12

9.1

Э. Успенский. «Всё в порядке»,  «Если был бы я девчонкой».

Составлять словесный портрет; глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное.

1

9.2

Ю. Коринец. «Подарки под подушкой».   А. Барто. «Разговор с дочкой».

1

9.3

И. Дик. «Красные яблоки».  А. Барто. «Перед сном».

1

9.4

В. Драгунский «Девочка на шаре». Чтение 1- 3 частей.

1

9.5

В. Драгунский «Девочка на шаре». Чтение 4- 6 частей.

1

9.6

В. Драгунский «Девочка на шаре». Чтение 7 части.

1

9.7

В. Драгунский. «Тайное становится явным».

1

9.8

С. Маршак. «Хороший день». ПДД. Игры по ПДД.

1

9.9

Творческая работа. Сочинение о своей семье.

1

9.10

Обобщение. Проверочная работа по разделу 9.

1

1

9.11

Урок-отчёт «От чистого сердца».

1

9.12

Проверка качества чтения за 3 четверть.

1

1

10

«Наполним музыкой сердца …».

9

10.1

О. Мандельштам.«Рояль» К. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками».

Анализировать стихотворение, определять главную тему произведения, выбирать цитаты для сочинений, выражать свои чувства, эмоциональное отношение к произведениям искусства.

1

10.2

К. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками».

1

10.3

К. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». «…Волшебник и великий музыкант».

1

10.4

. Цыферов. «Тайна запечного Сверчка». «Небольшое вступление».

1

10.5

Г. Цыферов. «Тайна запечного Сверчка». «О танцующем снеге. О Вене и серебряной шпаге принца».

1

10.6

И. Тургенев. «Певцы» (отрывок).

1

10.7

10.8

В. Драгунский. «Независимый Горбушка».

2

10.9

Обобщение. Проверочная работа по разделу 10. Сочинение «Что я представляю, когда слушаю музыку».

1

1

11

«День смеха».

5

11.1

Г. Сапгир. «Смеянцы».

Познакомить с особенностями сюжетного стихотворения, стихов двустиший. Выразительно читать стихи, анализировать чтение.

1

11.2

«Людоед и принцесса, или Всё наоборот».

1

11.3

В. Драгунский. «Надо иметь чувство юмора».

1

11.4

Двустишия О. Григорьева. Ю. Мориц. «Малиновая кошка».

1

11.5

Весёлые произведения для детей.

12

«О весна, без конца и без краю…».

4

12.1

Стихи о весне Ф. Тютчева,            А. Блока, А. Макаревича.

Определять темп, тон, громкость речи, анализировать прочитанное произведение.

1

12.2

Стихи В. Маяковского, О. Мандельштама, С. Чёрного и Б.Окуджавы о весне.

1

12.3

А. Толстой. «Детство Никиты» (глава «Весна»).

1

12.4

Проверочная работа по разделам 11 и 12. Творческая работа: сочинение о весне.

1

1

13

День Победы.

3

13.1

. Ахматова. «Памяти друга». В. Драгунский «Арбузный переполох».

Анализировать произведения, выразительно и грамотно читать.

Названия и авторов изученных произведений.

1

13.2

Стихи о войне В. Высоцкого, Б. Окуджавы, А. Твардовского.

1

13.3

Проверка качества чтения за год.

1

1

14

Родная земля.

7

14.1

К. Паустовский. «Бескорыстие». Б. Окуджава. «Песенка об Арбате».

Анализировать произведения, выразительно и грамотно читать. Названия авторов и изученных произведений.

1

14.2

В. Бахревский, Г. Цыферов. «Дубёнка».

1

14.3

С. Козлов, Г. Цыферов. «Где живёт солнце?».

1

14.4

14.5

Любимые книги-любимые писатели.

2

14.6

Разноцветное лето. Стихи о лете.

1

14.7

Экскурсия в библиотеку.

1

Итого:

136

15

IX. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Литературное чтение».

Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку издательства «Баласс».

Обучение литературному чтению обеспечивается учебниками и пособиями:

Библиотечный фонд.

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Литературное чтение». Учебник  3-й класс; (2 части).

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Тетрадь по литературному чтению 3 класс.

Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. Уроки чтения по книге « В одном счастливом детстве», 3 класс. Методические рекомендации для учителя..

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Авторская программа начального общего образования по литературному чтению.

Технические средства обучения.

DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;

  • компьютеры.
  • классная доска

Печатные пособия.

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению.

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению.

Детские книги разных типов из круга детского чтения.

Портреты поэтов и писателей.

Игры и игрушки.

Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины.

Оборудование класса.

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Х. Список литературы.

1. «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли»- пособие для учителя/под редакцией Асмолова А.Г.

2. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России»

Данилюк А.Я., Кондаков А.М.

3. Методические рекомендации для учителя.. Уроки чтения по книге «В одном счастливом детстве» Бунеева  Е.В, Яковлева М.А., 3 класс издательство «Баласс».

4. Образовательная система  «Школа 2100» -руководитель издательской программы доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент АПСН .Бунеев Р.Н.(2011 г.)

5.  «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 2 ч.; ч. 1,ч.2 /Под редакцией .Ковалёвой Г.С, .Логиновой О. Б.

6. «Планируемые результаты начального общего образования»-/ Ковалёва Г.С., Логинова О.Б.

7. «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа »-/Савинов Е.С.

8. «Проектные задачи в начальной школе» /под редакцией Воронцова А.Б..

9.Рабочая тетрадь к учебнику  «В одном счастливом детстве». Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., 3 класс, издательство «Баласс».

10.Учебник «В одном счастливом детстве». Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В, 3 класс, издательство  «Баласс».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...

рабочая программа по литературному чтению ( " Школа 2100")

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ( " Школа 2100")...

Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" 2 класс ФГОС

Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" 2 класс ФГОС...

Рабочая программа по литературному чтению, школа 2100

Рабочая программа по литературному чтению - 1-4 классы + тематическое планирование 2 класс...

Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" Бунеевы для 2 класса...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....