Сочинение как метод стимулирования литературного творчества младших школьников.
статья по чтению (2 класс) на тему
Стремление к творчеству присуще всем людям в той или иной степени, а школа помогает развивать творческие способности личности, а предмет литературного чтения является почвой для творческой деятельности младших школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №31 г. Ростова-на-Дону
Золотухина Нина Александровна.
Сочинение как метод стимулирования литературного творчества младших школьников.
Сегодня современная школа ставит перед собой задачу-формирование разносторонней развитой личности, развитие индивидуальных творческих способностей ребенка.
Стремление к творчеству присуще всем людям в той или иной степени, а школа помогает развивать творческие способности личности, а предмет литературного чтения является почвой для творческой деятельности младших школьников.
Развитие литературных творческих возможностей является одной из важных задач образования в целом и начального в частности. Ведь процесс воображения пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению. По проблеме развития воображения в творчестве младших школьников работали психологи и педагоги: Л.С. Выготский, Р.В. Овчарова, В.А. Скоробогатова, Л.И. Коновалова, М.Г Львов, Т.А. Ладыженская, М.С. Соловейчик, В.А. Левин, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова и мн .др.
Активизировать творчество младших школьников можно практически на любом уроке: математике, музыке, рисовании и др. предметов, но предмет литературного чтения наиболее способствуют формированию творческих задатков.
Творческая работа над произведениями будет только тогда воспринята и усвоена, когда при этом будет задействовано воображение. Чем раньше мы научим юного читателя глубоко чувствовать, образно мыслить, живо и непосредственно откликаться на все, что происходит вокруг, тем богаче, интереснее станут в дальнейшем его произведения.
Одним из методов развития творческих способностей младшего школьника является сочинение: по аналогии с изученным произведением, сочинение в заданном жанре, сочинение – отзыв о герое, сочинение на тему изучаемого произведения, сочинение – продолжение к произведениям с открытым финалом, составление комментариев к произведению. Создавая литературные произведения, ребенок-автор должен суметь передать свой замысел и переживание в таком образе, который выведет внутреннее содержание во внешний план, сделает это содержание понятным другим.
Воплощение замысла происходит в словесной форме, в этом и проявляется художественное воображение ребенка- способность сделать внутреннее содержание доступным другим людям. Формирование литературно-творческой деятельности и конкретные виды работ. В которых реализуется метод литературного творчества включает в себя определённые этапы:
На первом этапе формирования литературно-творческой деятельности нужно создать у ребенка потребность в сочинении текста и его записи и помочь ребенку овладеть средствами сочинения, т.е. выражения своих мыслей и чувств. Ребёнок должен знать, кому и зачем он пишет, быть уверенным в том, что его произведение важно для адресата, что оно не только будет прочитано, но и оценено. Такими адресатами на первых порах становятся учитель, родители или учащиеся других классов.
Начинать формирование литературно-творческих умений ребенка нужно не с создания самостоятельных художественных произведений, а с работы по аналогии с рассматриваемым произведением.
Сочинения младших школьников еще не отличаются стройностью композиции, единой темой, часто в них отсутствует общий замысел. Учителю следует познакомить младших школьников с завязкой, развитием действия, кульминацией, развязкой и с их функцией в художественном произведении. Это можно сделать на примере фольклорных сказок и небольших художественных рассказов.
Сочинения-повествования по аналогии со знакомыми детям художественными произведениями требуют переноса знаний о характере персонажей в собственное произведение. Герои рассмотренного рассказа попадают в новую, заданную учителем ситуацию, и ученик должен придумать, как они поведут себя. Таким образом, тема задается учителем, жизненный материал во многом заимствуется из произведения, ребенок-автор выстраивает свой текст по аналогии, внося лишь необходимые изменения, связанные с новой ситуацией. Таким образом, аналогия может проводиться либо с персонажем, либо с ситуацией, в которую попадают дети.
Актуальны и сочинения по данному началу. Детям предлагается начало художественного произведения, а они должны продолжить его, доведя действие до логического конца. При этом требуется сохранить логику характеров персонажей и придерживаться заданной автором атмосферы и авторского стиля. Например, придумывание концовки сказки «Колобок». Петя В.: «Не надо меня есть, мои бабушка и дедушка напекут тебе десяток вкусных румяных блинчиков, что тебе хватит не на один день, Подумала лиса и согласилась на блинчики, а колобка отпустила на радость бабке с дедом. С тех пор лиса стала частым гостем в доме колобка».
На первом этапе целесообразно прочитать большую часть сказки /рассказа/. Дети придумывают развязку и финал /коллективно устно, а потом и индивидуально письменно/. По мере развития речи детей работа усложняется: сказка /рассказ/ читается до кульминации, а потом прочитывается только вступление и завязка; название рассказа сначала сообщается, это помогает ориентироваться в сюжете, а потом опускается. Детские сочинения обязательно зачитываются, анализируются и выбираются наиболее удачные, причем выбирают дети, учитель лишь направляет движение их мысли.
Перечисленные литературно-творческие работы в начальной школе чаще всего предлагаются детям после изучения произведения, которое оказывается для детей «учебным материалом» для создания сочинений по аналогии.
Также к литературному творчеству детей относятся следующие виды работ: сказывание собственных сказок; устное словесное иллюстрирование; подбор пословиц к сказке; сочинение сказки по пословице; игра в сравнения; игра с именами; игры в ассоциации; сочинение ритмизированных историй; составление киносценария мультфильма и т.п.
Таким образом, необходимо систематически применять метод литературно-творческой деятельности на уроках литературного чтения.
Таким образом, результаты последних исследований позволяют выделить методические принципы развития речи и литературного творчества школьников.
1. Создание речевой ситуации: постановка ученика в предлагаемые обстоятельства.
В самой действительности должно быть нечто, что будет побуждать ученика к высказыванию, и это «нечто» должно быть методически подготовлено, т.е. должна быть создана речевая ситуация.
2.Обязательность эмоционального переживания для рождения авторского замысла.
Мотив рождает замысел речи. Замысел необязательно имеет словесную форму, и его развертывание может происходить как в предметно-образном, так и в вербальном виде. Замысел - необходимый элемент любого высказывания, но особенно велика его роль в художественном творчестве.
3.Активизация и отбор впечатлений, структурирование будущего высказывания.
Воплощение замысла в речи требует, во-первых, отбора и структурирования впечатлений. Итак, путь от замысла к оформленному внешне речевому высказыванию идет через выделение в потоке сознания отдельных элементов, через планирование будущего высказывания, причем план этот рождается не только не в виде четко сформулированных и следующих друг
за другом пунктов, но часто и вообще не в вербальной форме/рисунки, значки, пиктограммы /.
4. Поиск содержательной формы.
Задача отбора изобразительно-выразительных средств языка сложна для младших школьников по многим причинам. Для того, чтобы воплотить замысел в высказывании, ребенок должен владеть языковыми средствами, адекватными своему замыслу, а осознанное овладение языком как средством общения только начинается в начальной школе.
5.Формирование целевой психологической установки на сознательное совершенствование собственной речи с учетом особенностей адресата высказывания.
Таким образом, четвертый и пятый шаги совершает учитель, но не ученик, который расстается с выполненной работой в момент ее сдачи на проверку. Учитель проверяет сочинение, обращая внимание на ошибки, а не на достижения ребенка. Получая работу, ученик не перечитывает сочинение, его интересует лишь отметка, и поэтому он остается в неведении, насколько ему удалось реализовать авторский замысел. Как его сочинение воздействовало на читателя. Следовательно, если в учебном процессе опущен последний шаг процесса коммуникативного, то и сам акт коммуникации нельзя считать состоявшимся, поскольку все ранее предпринятые шаги: формирование мотива, замысла, рождение речевой мысли – не получили выхода, реакция адресата на речь неизвестна. Развития речи в этом случае не происходит: в следующей работе ребенок может повторить те же ошибки, качественные изменения в речи не стали предметом осознания ученика. Чтобы избежать этого, необходимо довести коммуникативный процесс до конца, причем для формирования у ребенка речевого контроля важно поставить его на позицию адресата речи и начинать обучение редактированию текста как можно раньше, уже с 1 класса.
6.Взаимосвязанное формирование системы читательских и литературно-творческих умений.
Успешность использования метода литературного творчества зависит не от количества написанных сочинений, а от того, что приобретает учение в процессе работы, какими умениями он овладевает, как качественно меняется его речь.
Обобщение сказанного позволяет определить последовательность работы над сочинением:
1/предварительная подготовка: а/наблюдение за композицией, системой персонажей, функцией изобразительно-выразительных средств в художественных произведениях; б/обеспечение необходимого жизненного опыта;
2/постановка речевой задачи. Пробуждение потребности в высказывании, создание речевой ситуации;
3/обсуждение замысла. Фиксирование «облаков мысли». Составление плана «для себя»;
4/ перевод возникших образов в вербальный ряд. Обдумывание композиции. Составление плана «для других»;
5/ написание чернового варианта сочинения;
6 /саморедактирование. Поиск содержательной формы;
7/ знакомство с рекомендациями учителя после проверки сочинения;
8/ редактирование текста после рекомендаций учителя;
9/ оформление чистового варианта сочинения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приёмы и методы поисковой активности младших школьников"
Данная работа полностью раскрывает приёмы и методы поисковой активности младших школьников. Здесь приводятся конкретные задания, игры, способствующие побуждению учащихся к поисково-исследовательской д...
Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Сочинение как средство развития речи младших школьников"
В настоящее время отмечается уменьшение интереса к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи у учащихся. Развитие речи - важная задача обучения...
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
С тех пор, как учение в нашем обществе стало не только общедоступным, но и обязательным, в глазах многих учащихся оно перестало быть благом, больше того, для многих оно стало бременем, а иногда наказа...
Педагогический проект: «Сочинение как общее средство развития младших школьников».
В настоящее время одной из проблем в развитии грамотной личности является раскрытие коммуникативной функции языка, т.е. развитие речи каждого школьника, в том числе и связной письменной речи. Сочинени...
«Сочинение как средство развития речи младших школьников»
Выступление на ШМО...
Методический семинар по теме: "Сочинение как средство развития речи младших школьников"
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих четкого грамматического оформления, ре...