Открытый урок по ОГ Алфавит
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Емелина Валентина Петровна

Урок на тему: «Алфавит» в 1 классе с использованием компьютерных технологий проводится в конце букварного периода с целью формирования осознанной необходимости знания последовательности букв. Данный урок проходит в форме путешествия. Все задания урока разработаны от простого к сложному, предыдущее задание помогает выполнить последующее и в целом помогают учителю осуществить контроль усвоения темы «Алфавит» в игровой форме. К уроку имеются приложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_og_alfavit.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                            Ход урока:

1, Орг. момент:

1,2,3- на доску посмотри

4,5,6- за парту тихо сесть.

2. Артикуляционная гимнастика:

- упр. для языка «Часики»

-  Дыхательная гимнастика «Свеча»

3. Постановка целей и задач урока:

- Проследите путь стрелочек и назовите написанные здесь буквы – на доске            

Что у вас получилось?

Назовите тему урока.     У ДОСКИ 2 ОБ-СЯ СОСТАВЛЯЮТ СЛОВА ПО КАРТИНКАМ

Сегодня у нас необычный урок. Мы не будем изучать буквы, но если вы будете внимательны и активны, то узнаете много интересного. Ребята, кто из вас любит путешествовать? Тогда я  предлагаю совершить путешествие по городу Алфавитинску. (Карта маршрута  на доске)

А на чем будем путешествовать, отгадайте загадку:

Что за чудо- длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином!    (Автобус)     Слайд

Садимся в автобус, представим, что мы водители этого автобуса

(Звучит музыка, дети изображают, как они управляют автобусом)

Въезжаем в ворота и наша первая остановка . Кто  живет в этой башне?   Гласные. Как определили?

Работа в парах : Заселить гласные в домики Проверка на доске по таблице

Докажите.  ( характеристика гласных)  Молодцы!

 -  Едем дальше. Останавливаемся у следующей башни. Кто  здесь живет, определим, выполнив задание на карточках

 На партах лежат карточки со ловами:  КОМ, СОН, СОР, СТУЛ, СТОЙ выделить в кружок последнюю букву. Как называется эта группа букв? Поверка по таблице на доске

- продолжаем путешествие. Остановка у другой башни. Что можете сказать?

(Парные согласные по звонкости глухости) Игра « Составь пару»

И снова в путь.  Остановка у маленькой башни. Что скажете про этих жителей?    Стихи про знаки читают 2 уч-ся

Едем дальше. Остановка. Кто в этой башне живет? Читаем их. Что обозначают?

- Согласные глухие не парные

Молодцы! Мы находимся у дорожного указателя Книгоград

Что он означает?

Мы едем вперед и остановка Историческая

Итак, ребята, мы повторили все изученные  буквы . Сколько их?

А кто из вас  назовет алфавит?

А задумывались ли вы, как образовалось это слово? Что оно обозначает?

По словарю В.И.Даля:

-Алфавит-это название букв, расположенных в определенном порядке.

Образовалось это слово от названия первых букв греческого алфавита: Альфа и Вита

Слайд

Назовите слово, которое имеет одинаковое значение со словом алфавит?

Азбука.    

Азбука-слово русское. А как оно образовалось?

Во времена Древней Руси первые буквы алфавита  назывались АЗ и  БУКИ. Отсюда и название азбука.

Слайд Славянский алфавит   Слайд Создатели азбуки

Кирилл и Мефодий родные братья. Родились в Греции. В городе,  где они родились был двуязычным. Кроме греческого языка, звучал славянский диалект, на котором говорили окружающие. Это и послужило для создания славянской азбуки . В России они  почитаются как святые. В 1991 году учрежден государственный праздник День славянской письменности и культуры.

Путешествие наше продолжается по букварю на с.100

Рассмотрите рисунки на этой странице. .Что изобразил художник?  Буквы.

Почему в верхней части страницы он изобразил буквы А   и   Я?

Знакомство  со стихотворением Б. Заходера « Песенка -азбука»

Слайд   Портрет автора    

 Рассказ учителя о творчестве поэта

О выставке сборников стихов

Как художник изобразил буквы? Группами

Чтение стихотворения учителем:

Понравилось вам стих-ие? Чем?

О чем говорится в стихотворении ?                                                                            Словарная работа:    Какие слова не понятны?

Славятся , славные, прикатили, оседлали,

Чтение слов: подружиться, познакомьтесь  -  по слогам,; целым словом с ударением

Чтение детьми ( жужжащее)

Работа над содержанием ст-я:

 Построчное чтение ст-я уч-ся с обсуждением и выводом

1-четверостишие:  Как автор назвал буквы?

А ПОЧЕМУ? А КАК БЫ ВЫ НАЗВАЛИ ИХ?

С кем сравнивает автор буквы?

Где живут буквы-сестрицы?

Что означает выражение: повсюду славятся?

Вывод: Автор использовал прием сравнения букв с  красавицами и олицетворения  : буквы живут , выполняют свою работу, как люди

2- четверостишие:

Кто спешит  к нам на урок?  Славные сестрицы

Что значит словосочетание – славные сестрицы?

Прочитайте просьбу автора к ребятам?     Выборочное чтение

Почему автор просит всех ребят с ними подружиться?

Вывод:

3- двустишие: Подберите синоним к слову  ПРИКАТИЛИ

Что заметили при чтении первого алфавитного ряда?

Слайд  А Б В Г Д Е Ж

Не хватает буквы Е.

Где должна стоять буква Е

Слайд     А Б В Г Д Е Е

4- двустишие

Какой буквы не хватает в этом алфавитном ряду?

Слайд    З И К Л М Н О

Где должна находиться Й в этом ряду?

Слайд     З И Й К Л М Н О

5- двустишие    подберите синоним к слову ОСЕДЛАЛИ

Что вы можете сказать про этот алфавитный ряд?

Слайд  П Р С Т У Ф Х

6- двустишие   А здесь что заметили?

Слайд   Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Где они стоят  в алфавите?

Слайд Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

7 – четверостишие    Почему плохо жить на свете тем,  кто не знает буквы?

Что желает нам автор этого стих-ия? Познакомиться с алфавитом

СЛАЙД  АЛФАВИТ

Вывод: Для чего  нужно знать алфавит?

    Список уч-ся в журнале  -- Быстро находить фамилию и имя ученика, для экономии времени

В библиотеке   -  книги с фамилиями авторов на полках в библиотеке  расставлены в алфавитном порядке. Для чего?

Расположение абонентов читателей

Слова в словарях

Карточки больных в поликлинике и т.д.

Физкультминутка      Вы наверное устали?

                                        Ну тогда все дружно встали

        Ручками похлопаем. Ножками потопаем

        Покружились, повертелись

        И за парты все уселись.

Повторное чтение стихотворения уч-ся вслух со вставкой пропущенных букв.

Молодцы

А сейчас мы находимся на остановке « Умей-ка»

Проверим свои знания  в восстановлении алфавитного ряда

Картинка

Соедини буквы в алфавитном порядке

Кто соединил, можете раскрасить

Когда все  соединят по алфавиту точки и получится рисунок , дети оценивают себя по волшебной линеечке. Затем я проверю ваши предположения и оценю вас

Итог урока: Что нового узнали на уроке?

Что запомнили?

За хорошую работу  всем карточка с алфавитом

Урок окончен

                                                 Открытый урок

                обучения грамоте по букварю Т.М.Андриановой

                                     в 1 классе МБОУ СОШ №10

Тема урока: Б.В. Заходер Песенка-азбука»

Цель урока: формирование осознанного необходимого знания последовательности букв

Задачи урока:  открыть способ алфавитного расположения букв, способствовать прочному запоминанию алфавита, способствовать развитию навыков учебного сотрудничества, развитию речи уч-ся

Планируемые результаты:

Предметные: воспринимать на слух текст в исполнении учителя, учащихся, отвечать на вопросы учителя, соотносить автора, название и героев прочитанного произведения, различать жанр пр-ия, осмысленно читать по слога и словами

Метапредметные:

Регулятивные-Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться высказывать свое предположение на основе работы сс ст-ем, добывать новые знания. Находить ответы на вопросы. Используя учебник, свой жизненный опыт

Познавательные – Использовать полученную информацию, ориентироваться в учебнике, делать выводы в результате совместной работы в классе, преобразовывать информацию из одной формы в другую

Коммуникативные –следить за своей речью, за речью отвечающих, слушать и понимать других, учиться работать в паре, договариваться с  одноклассниками о правилах поведения и следовать им

Личностные – эмоционально проживать текст, выражать свои эмоции, понимать эмоции других, сочувствовать, переживать, высказывать свое отношение к прочитанному.

Оборудование урока:  букварь,  презентация. компьютер. карточки для работы в парах. группе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 1 классе на тему: "Русская азбука азбука или алфавит"

Данный материал содержит подробный конспект урока с использованием игровых, групповых технологий и физминуток....

Открытый урок в 1 классе "Алфавит". УМК "Школа России"

Обобщить и расширить  знания учащихся  о русском алфавите (азбуке), истории его создания, определить роль алфавита в жизни людейЗакрепить знания порядка буквОтрабатывать навыки письма...

Открытый урок русского языка по теме "Алфавит", УМК "Гармония"

        Современная жизнь предъявляет сегодня человеку особые требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, креативность, умен...

Открытый урок по обучению грамоте "Русский алфавит"

Урок по обучению грамоте "Русский алфавит" проведен в конце букварного периода с целью научить первоклассников работать со словарями в поиске необходимых слов, показать значимость знания алфавита. Пос...

Конспект открытого урока по теме Алфавит в 1 классе

Цель. Формирование осознанной необходимости знания последовательности букв (алфавита).Задачи.1. Открыть новый способ алфавитного расположения слов; способствовать прочному запоминанию алфавита, ф...

Конспект открытого урока (2 класс) - Алфавит, животные, цвета

Конспект открытого урока (2 класс) - Алфавит, животные, цветаУМК "Звездный английский"...

Открытый урок по теме: "Алфавит" 1 класс

По теме "Алфавит", (букварный период), русский язык (письмо) по учебнику "Букварь", автор Канакина В.П., 1 класс.Тип урока: Обобщающий.Цель: сформировать понятие «алфавит&raq...