Открытый урок по теме: "Алфавит" 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

По теме "Алфавит", (букварный период), русский язык (письмо) по учебнику "Букварь", автор Канакина В.П., 1 класс.

Тип урока: Обобщающий.

Цель: сформировать понятие «алфавит», используя знания о звуках и буквах.

Ресурсы:

Основные: компьютер, интерактивная доска, презентация, Таблица «Алфавит», тетрадь в узкую линейку.

Презентация. Карточки для работы в парах.

Словари (толковый, орфографический, фразеологический)

Дополнительные:

Музыкальное сопровождение физкультминутки.

На этапе актуализации знаний дети вспоминают группы русского языка, признаки отличия гласных звуков от согласных; отличие звука и буквы. Загадка про алфавит помогает сформулировать тему урока и цель. Работа в тетрадях начинается с минутки чистописания первой и последней буквы алфавита. С помощью словаря дети узнают понятие "алфавит". Знакомятся с кириллицей и создателями славянской азбуки.

Вспоминают, где используется алфавит.

На этапе работы над закреплением материала дети работают со словом "алфавит", проводят звуко-буквенный анализ. Работают с "рассыпавшейся" пословицей, собирают её, записывают, объясняют смысл.

На уроке предусмотрена работа в парах: выяснить общий признак букв на карточке, буквы расположить в алфавитном порядке. Проводится физкультминутка.

Коллективно решат проблему: помогают ученику найти книги в библиотеке. Выполняют это задание письменно в тетради, записывают фамилии писателей в алфавитном порядке.

Работая над темой урока, дети пытаются запомнить алфавит и читают весёлое стихотворение про алфавит.

Подводят итог о том, что узнали и чему научились.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_teme_alfavit_1_klass.docx345.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: русский язык (письмо), букварный период.

Класс 1

Учитель: Оюн Айхана Александровна, МБОУ СОШ с. Сайлыг Чеди-Хольского района»

Тема: Алфавит. «Букварь» 1 класс, авт. Канакина В.П.

,

Цель: сформировать понятие «алфавит», используя знания о звуках и буквах.

Задачи:

Образовательные: сформировать умения располагать слова в алфавитном порядке, проводить звуко-буквенный анализ слова; формировать графический навык каллиграфического письма, способствовать формированию информационной культуры учащихся;

Развивающие: развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, любознательность, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение, орфографическую зоркость;

Воспитательные: содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников интереса и любви к русскому языку, культуры общения и поведения.

 

УУД:

Личностные УУД: позитивно участвуют в коллективной работе, умеют входить в коммуникацию с учителем и друг с другом, соблюдают нормы речевого этикета и правила устного общения

 Регулятивные УУД: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с задачей, ищут способ её решения, осуществляя пробы

 Коммуникативные УУД: оформляют диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета.

 Познавательные УУД: способствовать обобщению знаний об изученных буквах алфавита.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся: правильно называть все изученные буквы и находить их место в алфавите или разрезной азбуке; получат возможность научиться объяснять, как появилось в русском языке слово «азбука».

Личностные: понимать учебную задачу, соотносить свои действия с этой задачей, находить способ её решения, осуществляя пробы.
Регулятивные: уметь  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные: общеучебные – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи в словарях и алфавите; логические – сравнивать древнерусский алфавит с современными буквами.

Коммуникативные – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; распределять роли и очередность действий при работе в паре и группе.

Основные понятия: Алфавит, азбука, словарь

Межпредметные связи: Русский язык, чтение, история

Ресурсы:

Основные:     компьютер, интерактивная доска, презентация, Таблица «Алфавит», тетрадь в узкую линейку.

Презентация. Карточки для работы в парах.

Словари (толковый, орфографический, фразеологический)

 Дополнительные:                                                                                             

Музыкальное сопровождение физкультминутки

 

                                                                                                       Ход урока

Оргмомент.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Актуализация знаний

- На какие группы делятся звук в алфавите? (гласные и согласные)

- Как отличить гласные звуки от согласных? (гласные поются, согласные встречают преграду во рту)

-Как обозначаются звуки в речи? (буквами)

-Чем отличается звук от буквы? (звук слышим и произносим, букву видим и пишем)

 Формулировка темы урока, цели.

Отгадайте загадку и узнаете тему урока.

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(алфавит)

-О чем пойдет речь на уроке? (Будем изучать алфавит)

Минутка чистописания (Правила посадки)

Запишем число и пропишем первую букву алфавита и последнюю заглавные.

Что такое алфавит? Объясните (ответы детей)

Точное понятие мы найдем в толковом словаре. (демонстрация словарей)

- В толковом словаре дается такое понятие алфавита (демонстрация толкового словаря)

  «Принятый порядок расположения букв в азбуке».

- Как по-другому называют алфавит? (азбука)

 - Слово «Азбука» образовано с помощью слов «аз» и «буки»     (слайд1 «Кирилица)

 

- Кириллица - это своего рода алфавит, считается первой славянской азбукой. Именно кириллица вошла в основу современного алфавита

 

https://documents.infourok.ru/17f1f041-89fa-45fc-af6e-fb960422790d/0/image001.png

Кто создатели славянской азбуки?  (Кирилл и  Мефодий )  (слайд 2)

 

https://documents.infourok.ru/17f1f041-89fa-45fc-af6e-fb960422790d/0/image002.png

 Назовем буквы в алфавитном порядке. (хоровое чтение)

-Где используется порядок слов по алфавиту? (в библиотеке, в словарях, энциклопедиях, телефонных справочниках).

-Знание алфавита позволяет нам записать грамотно письменную речь.

- Чему должны будем научиться?  (Отработать навык письма изученных букв, научиться пользоваться алфавитом и правильно называть буквы.)

Работа по теме урока.

Запись слова «Алфавит» в тетради

Звукобуквенный анализ.

- Запишите это слово с новой строки с заглавной буквы.

-Поставьте ударение.

- Сколько в этом слове слогов?

- Разделите слово на слоги простым карандашом.

- Ставим тире и записываем 3 слога,

- Сколько букв?

- Записываем 7 б.,

- Характеризуем звуки.

- Записываем 7 зв.

- Для чего выполняли это задание? (чтобы грамотно уметь писать это слово, уметь даватьть характеристику звукам)

 

Работа с плакатом «Алфавит» прочитаем весь русский алфавит, называя буквы правильно

Физкульминутка

Работа с пословицей - собрать пословицу.           (слайд3 )

 

https://documents.infourok.ru/17f1f041-89fa-45fc-af6e-fb960422790d/0/image003.png

 

Азбука, к, ступенька, мудрости. (Азбука к мудрости – ступенька.)

Запись пословицы тетрадь.

- Объясните смысл. (ответы детей)

Работа в парах с карточками букв -  расставить буквы   1р  а ы о  у и е

в алфавитном порядке                                                            2р     в б з г д ж

                                                                                                   3р    с  к  ф т  ш

Какой общий признак у каждого ряда букв?  (1 р.-  Гласные, 2 р -парные звонкие согласные, 3 р – парные глухие согласные)

Проверка

Коллективная работа – рассматривание слайда.

- Кого видите  на слайде? (слайд 4)

https://documents.infourok.ru/17f1f041-89fa-45fc-af6e-fb960422790d/0/image004.jpg

-Какой у него вид? (задумчивый)

-Почему? (Не может найти нужную книгу в библиотеке)

- Что посоветуем?  (Искать по алфавиту)

- Давайте поможем.

Барто, Маршак, Пришвин, Драгунский, Толстой, Сладков (слайд 5)

 

https://documents.infourok.ru/17f1f041-89fa-45fc-af6e-fb960422790d/0/image005.png

(Проверка по образцу)

- Что необходимо помнить при записи фамилий? (пишем с заглавной буквы)

Письмо в тетради.

Рефлексия

Какой теме посвящен урок?

Чему научились? Какой важный вывод сделаем?

 Хочу завершить наш урок веселым стихотворением (слайд 6)

         https://documents.infourok.ru/17f1f041-89fa-45fc-af6e-fb960422790d/0/image006.jpg

Как вы оцениваете свою работу на уроке? Покажите смайлик.

Всем спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по математике 3 класс Тема урока: «Решение задач и примеров на закрепление»

Класс: 3Учитель: Узденова М.М.Тема урока: «Решение задач и примеров на  закрепление»Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийПедагогические технологии:игровыеинформационныездоровьес...

Открытый урок с учащимися 2 класса по теме: «Творчество преподавателя, учащихся и родителей на уроке специальности»

Тип урока:  комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний ...

Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"

(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...

Разработка открытого урока по математике 4 класс.Тема :" Разряды и классы "

Создать условия для знакомства  детей с новым понятием класс, исследовать новые понятия.Учить, опираясь на изученный материал считать тысячами.Совершенствовать вычислительные навыки, устные и пис...

Открытый урок в 1-3 классах. 3 класс Тема урока "Свободный диктант. Маршал Жуков" 1 класс Тема урока "Наше отечество"

Урок русского языка  в 3 классе и урок чтения в 1 классе на близкие темы, посвященные защите Родины,своего отечества....

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...