Календарно-тематическое планирование . Литературное чтение 4 класс УМК "Планета знаний"
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование . Литературное чтение 4 класс УМК "Планета знаний"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Характеристика учебной деятельности учащихся | Планируемые результаты | |||||
Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||||||
Мифы (8 часов) | ||||||||||
1 | Контрольное чтение № 1. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Демонстрация динамики умения читать и понимать прочитанный текст, пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию. | Читать вслух и про себя со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного, с правильным интонированием и соблюдением норм литературного произношения. | Ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности, способность к самооценке. | Удерживать цель учебной деятельности, выполнять учебные действия в устной форме. | ||||
2 | Мифы. Шумерские мифы. «Подвиги бога Нинурты». | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Знакомство с понятием «миф», историей возникновения мифологии и особенностями мифов у разных народов, знакомство с мифами шумеров, анализ текста с точки зрения характеристики поступков героев, выделение признаков мифа в произведении. | Ориентироваться в учебном тексте, рассказывать о происхождении мифологии на доступном уровне, выделять и называть признаки мифа как литературного жанра. | Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач. | ||||
3 | Древнегреческие мифы. «Нарцисс и Эхо». | Комбинированный урок. | Знакомство с особенностями древнегреческих мифов, анализ текста с точки зрения характеристики поступков героев, выделение признаков мифа в произведении. | Выделять и называть сходства и различия мифов разных народов, читать произведение с соблюдением норм произношения, правильным интонированием. | Понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Привлекать личный опыт для проведения аналогий между литературными произведениями, учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач. | ||||
4 | Внеклассное чтение. Мифы Древней Греции. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Знакомство с приемами поиска и отбора книг и произведений на заданную тему, внешнего и внутреннего анализа отобранных произведений. | Обращаться к титульным данным; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке. | Понимать общность нравственных категорий (добра и зла), моральных норм у разных народов, осознавать литературу как часть мировой культуры человечества. | Планировать собственную читательскую деятельность, точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию. | ||||
5 | Славянские мифы. | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Знакомство с героями славянской мифологии, сравнение известных детям народных сказок, песен и мифов. | Ориентироваться в учебном тексте, рассказывать о происхождении героев мифологии на доступном уровне. | Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность; понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Привлекать личный опыт для проведения аналогий между литературными произведениями, использовать различные источники информации, корректно строить речь при решении коммуникативных задач. | ||||
6 | Поэтические приёмы, пришедшие из мифов. А.В.Кольцов «Урожай». | Комбинированный урок. | Закрепление представлений о литературных приемах олицетворения, сравнения и метафоры, анализ поэтического текста с точки зрения выявления литературных приемов, заимствованных в мифологии. | Проводить элементарный литературоведческий анализ текста, рассказывать о литературных приемах, связанных с мифологией, читать произведение с соблюдением норм произношения, правильным интонированием. | Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. | Анализировать текст, строить логические рассуждения, аргументировать собственную позицию и координировать ее с позицией партнеров при выборе решения. | ||||
7 | Научно-популярная литература. Статья «Восточные славяне в сочинениях византийцев». | Комбинированный урок. | Различение художественных и научных текстов, получение информации из текстов различных стилей. | Ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию. | Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность. | Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью, выделять существенную информацию из текстов разных видов. | ||||
8 | Читальный зал. Древнегреческий миф «Царь Мидас». | Урок комплексного применения знаний и умений. | Закрепление представлений о специфике мифологических произведений, самостоятельный анализ произведения на доступном уровне. | Проводить доступный литературоведческий анализ текста. | Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Анализировать текст, строить логические рассуждения, аргументировать собственную позицию, владеть диалогической формой речи. | ||||
Народные сказки (15 часов) | ||||||||||
9 | Народные сказки. | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Знакомство с отличительными признаками народных сказок. | Ориентироваться в научно-популярном тексте, различать жанры литературных произведений, определять основные особенности малых жанров фольклора. | Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность культур разных народов. | Выделять существенную информацию из текста, устанавливать аналогии, строить логичные, корректные высказывания. | ||||
10 | «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка). Знакомство со сказкой. | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Знакомство с текстом сказки, первичное определение главной мысли сказки. | Читать вслух и про себя со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного, с правильным интонированием и соблюдением норм литературного произношения. | Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Учитывать выделенные учителем ориентиры при освоении нового художественного текста, выделять существенную информацию в тексте. | ||||
11 | «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка). Анализ текста сказки. | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. | Анализ текста с точки зрения мифологических сюжетов, сказочной и устаревшей лексики, признаков волшебной сказки, поступков героев, деление текста на смысловые части. | Проводить доступный литературоведческий анализ текста. | Понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические высказывания в устной форме, сравнивать и классифицировать героев, произведения, устанавливать аналогии. | ||||
12 | «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка). Обобщение. | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. | Выборочный пересказ текста, выставка и обсуждение разных изданий сказки. | Ориентироваться в оформлении и выходных данных книги, осуществлять поиск книг в библиотеке по каталогу, открытому доступу. | Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Аргументировать личный выбор, планировать собственные действия, осуществлять поиск информации. | ||||
13 | «Находчивый солдат» (русская народная сказка). | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Знакомство с текстом, подготовка к выборочному пересказу, анализ текста с точки зрения поступков героев, работа с устаревшей и заимствованной лексикой. | Читать вслух и про себя со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного, с правильным интонированием и соблюдением норм литературного произношения. | Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Осуществлять поиск дополнительной информации в различных источниках, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать свою позицию с опорой на источник. | ||||
14 | «Мужик и царь» (русская народная сказка). | Комбинированный урок. | Анализ текста с точки зрения признаков бытовой сказки, поступков героев, деление текста на смысловые части, подготовка к пересказу. | Читать вслух и про себя со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного, с правильным интонированием и соблюдением норм литературного произношения, делить текст на смысловые части. | Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Аргументировать свою позицию с опорой на источник, строить логические высказывания, определять причинно-следственные связи, планировать деятельность, действовать по плану. | ||||
15 | «Портной и царь» (армянская народная сказка). | Комбинированный урок. | Анализ текста с точки зрения признаков бытовой сказки, поступков героев, деление текста на смысловые части, подготовка к пересказу. | Читать вслух и про себя со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного, с правильным интонированием и соблюдением норм литературного произношения, делить текст на смысловые части. | Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Аргументировать свою позицию с опорой на источник, строить логические высказывания, определять причинно-следственные связи, планировать деятельность, действовать по плану, сравнивать и делать выводы. | ||||
16 | Сравнение сюжетных линий и героев сказок «Мужик и царь» и «Находчивый солдат». | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. | Сравнение языка и сюжетных линий сказок, выделение общего и различного в сказках разных народов, выборочный пересказ, чтение по ролям. | Ориентироваться в художественном тексте, составлять личное мнение о произведении, определять и выражать своими словами основную мысль произведения. | Ориентироваться в нравственном содержании поступков других людей, иметь познавательную мотивацию учения. | Аргументировать свою позицию с опорой на источник, строить логические высказывания, определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии, сравнивать и делать выводы. | ||||
17 | «Кола-Рыба» (итальянская народная сказка). | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Анализ текста с точки зрения типа сказки, поступков героев, | Читать со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного, с правильным интонированием и соблюдением норм литературного произношения. | Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Учитывать выделенные учителем ориентиры при освоении нового художественного текста, удерживать цель учебной деятельности, выделять существенную информацию в тексте. | ||||
18 | Составление плана сказки «Кола-Рыба». | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. | Деление текста на смысловые части, подготовка к пересказу. | Читать выборочно в соответствии с учебной задачей, с правильным интонированием и соблюдением норм литературного произношения, делить текст на смысловые части, составлять план текста, пересказывать по плану. | Ориентироваться в нравственном содержании поступков других людей, иметь познавательную мотивацию учения. | Аргументировать свою позицию с опорой на источник, строить логические высказывания, определять причинно-следственные связи, планировать деятельность, действовать по плану, сравнивать и делать выводы. | ||||
19 | Составление словесных портретов героев сказки «Кола-Рыба». | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. | Выделение и характеристика персонажей сказки, создание словесных портретов героев с опорой на текст, творческий пересказ текста. | Давать характеристику персонажам произведения с опорой на текст, пересказывать текст от лица разных героев. | Ориентироваться в нравственном содержании поступков других людей, иметь познавательную мотивацию учения. | Соотносить собственные действия с поставленной целью, учитывать выделенные ориентиры, оказывать взаимопомощь и осуществлять взаимоконтроль. | ||||
20 | Внеклассное чтение. Сказки народов мира. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Закрепление приемов поиска и отбора книг и произведений на заданную тему, внешнего и внутреннего анализа отобранных произведений, создание отзыва о прочитанной книге в письменной форме. | Обращаться к титульным данным; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке, сравнивать и проводить аналогии между произведениями фольклора разных народов. | Понимать общность нравственных категорий (добра и зла), моральных норм у разных народов, осознавать литературу как часть мировой культуры человечества. | Планировать собственную читательскую деятельность, точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию, сравнивать, классифицировать произведения, определять аналогии. | ||||
21 | Читальный зал «По колено ноги в золоте» (русская народная сказка). | Урок комплексного применения знаний и умений. | Закрепление представлений о специфике сказочных произведений, самостоятельный анализ произведения на доступном уровне. | Проводить доступный литературоведческий анализ текста. | Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Анализировать текст, строить логические рассуждения, аргументировать собственную позицию, владеть диалогической формой речи. | ||||
22 | Читальный зал «Искусный ковровщик» (индийская народная сказка). | Урок комплексного применения знаний и умений. | Закрепление представлений о специфике сказочных произведений, самостоятельный анализ произведения на доступном уровне. | Проводить доступный литературоведческий анализ текста. | Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Анализировать текст, строить логические рассуждения, аргументировать собственную позицию, владеть диалогической формой речи. | ||||
23 | Викторина «Сказки народов мира»*. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Применение полученных знаний в нестандартной ситуации, работа со словом, текстом. | Использовать полученную информацию при выполнении заданий литературоведческого плана. | Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой, стремиться к углублению своих знаний, расширению кругозора. | Осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет. | ||||
Былины (12 часов) | ||||||||||
24 | Былины. | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Знакомство с новым литературным жанром – былинами, их особенностями, стилистикой, персонажами, сказителями, историей записи былин. | Рассказывать об особенностях создания, сохранения и отличительных признаках былин. | Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность. | Получать информацию из текста, выделять существенное, строить логические высказывания, владеть диалогической формой речи. | ||||
25 | «Как Илья из Мурома богатырём стал». | Комбинированный урок. | Знакомство с текстом былины в прозаической форме, выделение отличительных признаков былины, знакомство с жизнеописанием Ильи Муромца как реального человека и героя былин. | Выделять в тексте основную мысль, определять причины поступков героев, определять темп, скорость, выразительные средства для художественного чтения. | Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность, стремиться к углублению своих знаний, расширению кругозора. | Осуществлять поиск информации в различных источниках (в т.ч. ИКТ), анализировать текст, делать выводы, аргументировать личную позицию. | ||||
26 | Знакомство с былиной «Илья Муромец и Соловей Разбойник». | Комбинированный урок. | Знакомство с текстом былины в поэтической форме, первичная беседа по тексту, лексическая работа с устаревшими словами и оборотами речи. | Высказывать личное мнение о литературном произведении, формулировать вопросы по тексту. | Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность. | Учитывать выделенные учителем ориентиры при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач. | ||||
27 | Работа с текстом былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник». | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. | Анализ текста с точки зрения языка, характеристики героев и их поступков, деление текста на части, подготовка к подробному пересказу с элеметами былинной речи. | Выделять в тексте основную мысль, определять причины поступков героев, определять темп, скорость, выразительные средства для художественного чтения, составлять план изложения с помощью учителя. | Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Аргументировать свою позицию с опорой на источник, строить логические высказывания, определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии, сравнивать и делать выводы, планировать учебную деятельность. | ||||
28 | Научно-популярная статья «Княжение Владимира Святого». | Комбинированный урок. | Знакомство с историческими фактами княжения Владимира Святого, сравнение сказочных, былинных сюжетов и исторических событий. | Ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию. | Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность, стремиться к углублению своих знаний, расширению кругозора. | Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью, выделять существенную информацию из текстов разных видов. | ||||
29 | Особенности былинной речи. Контрольное чтение. | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. | Анализ, сравнение и характеристика сюжетов и языка прочитанных былин, выделение отличительных особенностей данного литературного жанра. | Выделять выразительные средства, определять основные особенности былин с опорой на текст. | Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность. | Анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать по выделенным критериям, аргументировать личную позицию. | ||||
30 | А.К.Толстой «Илья Муромец». | Комбинированный урок. | Знакомство с текстом стихотворения, сравнение былины и литературного произведения, объединенных одним героем. | Различать фольклорные и авторские произведения, характеризовать их, делать элементарный литературоведческий анализ. | Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность. | Анализировать, сравнивать, делать выводы, аргументировать личную позицию. | ||||
31 | Читальный зал. Н.Н.Асеев «Илья». | Комбинированный урок. | Самостоятельный анализ авторского литературного произведения на былинный сюжет на доступном уровне. | Различать фольклорные и авторские произведения, характеризовать их, делать элементарный литературоведческий анализ. | Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность. | Анализировать, сравнивать, делать выводы, аргументировать личную позицию, проводить аналогии. | ||||
32 | Былина «На заставе богатырской». | Комбинированный урок. | Закрепление представлений о специфике былин как жанра фольклора, самостоятельный анализ произведения на доступном уровне. | Рассказывать об особенностях былин, качествах национальных героев, делать элементарный литературоведческий анализ текста, | Ориентироваться в нравственном содержании поступков других людей, иметь познавательную мотивацию учения. | Анализировать, сравнивать, делать выводы, аргументировать личную позицию, осуществлять взаимоконтроль. | ||||
33 | Внеклассное чтение. Былины о русских богатырях. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Закрепление приемов поиска и отбора книг и произведений на заданную тему, внешнего и внутреннего анализа отобранных произведений, создание отзыва о прочитанной книге в письменной форме. | Обращаться к титульным данным; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке, сравнивать и проводить аналогии между произведениями фольклора разных народов. | Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины, этническую принадлежность, стремиться к углублению своих знаний, расширению кругозора. | Планировать собственную читательскую деятельность, точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию, сравнивать, классифицировать произведения, определять аналогии. | ||||
34 | Картинная галерея. В.М.Васнецов «Богатыри». | Комбинированный урок. | Знакомство с творчеством Васнецова на былинные сюжеты, узнавание сюжетов и героев, рассматривание репродукции картины, выделение опорных точек для подготовки к описанию картины, составление примерного плана описания. | Соотносить литературные и визуальные впечатления, анализировать композицию картины, изобразительные средства живописи. | Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. | Находить нужную информацию в различных источниках, строить логические высказывания, удерживать цель деятельности. | ||||
35 | Творческая работа по картине «Богатыри» В.М. Васнецова. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Написание сочинения-описания по репродукции, с включением элементов рассуждения (повышенный уровень). | Создавать сочинения по репродукции картины, придумывать рассказы с элементами описания и рассуждения. | Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. | Планировать собственную творческую деятельность, удерживать ориентиры деятельности, выполнять учебные действия в письменной форме. | ||||
Авторские сказки (19 часов) | ||||||||||
36 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Знакомство с историей создания сказок А.С. Пушкиным, с текстом сказки, беседа на основе первичного восприятия. | Читать с соблюдением норм выразительного чтения, различать жанры литературы. | Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. | Строить логичные, аргументированные высказывания, анализировать свои эмоции, чувства. | ||||
37 | Составление характеристик главных героев «Сказки о царе Салтане…». | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. | Анализ текста сказки, выделение описания персонажей автором, составление устных портретов героев. | Характеризовать персонажей с опорой на текст, сравнивать героев разных сказок автора. | Ориентироваться в нравственном содержании поступков других людей, иметь познавательную мотивацию учения. | Использовать текст для аргументации своей позиции, сравнивать, проводить аналогии, планировать собственную речевую деятельность. | ||||
38 | Деление на части «Сказки о царе Салтане…». | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. | Анализ текста с точки зрения выделения смысловых частей, озаглавливание частей, составление плана сказки, выбор отрывков для чтения наизусть и иллюстрирования. | Читать со скоростью, позволяющей осознать содержание, находить ключевые слова, выделять смысловые части текста, составлять план изложения. | Иметь познавательную мотивацию учения. | Планировать учебную деятельность, осуществлять самоконтроль, ставить новые задачи для освоения текста в сотрудничестве с учителем. | ||||
39 | Пересказ фрагментов «Сказки о царе Салтане…». Обобщение. | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. | Чтение наизусть фрагментов сказки по выбору, анализ и оценка по критериям выразительного чтения, обобщение прочитанного. | Читать выразительно наизусть стихотворный текст с элементами драматизации. | Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой, иметь познавательную мотивацию учения. | Осуществлять синтез на основе предварительного анализа, осуществлять взаимоконтроль, самооценку, анализировать и оценивать деятельность партнера, строить корректные оценочные высказывания. | ||||
40 | Внеклассное чтение. Сказки А.С.Пушкина. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Закрепление приемов поиска и отбора книг и произведений на заданную тему, внешнего и внутреннего анализа отобранных произведений, создание отзыва о прочитанной книге в письменной форме. | Обращаться к титульным данным; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке. | Понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов, моральных норм, осознавать литературу как часть мировой культуры человечества. | Планировать собственную читательскую деятельность, точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию, сравнивать, классифицировать произведения, определять аналогии. | ||||
41 | Н.С.Гумилёв «Маркиз де Карабас». | Комбинированный урок. | Знакомство с биографией Н. Гумилева, с текстом произведения, сравнение стихотворения и сказки с теми же героями, определение главной мысли стихотворения, подготовка к выразительному чтению. | Уметь отличать выдуманное и реальное в произведении, находить ключевые слова и определять основную мысль, осуществлять подготовку текста к выразительному чтению | Понимать общность нравственных категорий (добра и зла), моральных норм у разных народов, осознавать литературу как часть мировой культуры человечества. | Анализировать, сравнивать и делать выводы, проводить аналогии, строить аргументированные высказывания с привлечением информации из текста. | ||||
42 | Биография и творчество К. Чапека. | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Знакомство с биографией и творчеством чешского писателя К.Чапека. | Ориентироваться в научно-популярном тексте, использовать полученную информацию. | Осознавать литературу как часть мировой культуры человечества. | Получать информацию из различных источников. | ||||
43 | К.Чапек «Случай с русалками». | Комбинированный урок. | Чтение текста, в том числе и по ролям с предварительной подготовкой, анализ текста с точки зрения чувств персонажей, выделение в тексте отрывков на заданную тему. | Определять внутреннее состояние героев, делать аргументированные выводы об их качествах, читать литературный текст по ролям. | Иметь способность к эмпатии, сопереживанию, пониманию чувств других людей. | Анализировать, сравнивать, делать выводы о прочитанном, выделять существенную информацию, строить аргументированные высказывания. | ||||
44 | Внеклассное чтение. К.Чапек «Сказки». | Урок комплексного применения знаний и умений. | Закрепление приемов поиска и отбора книг и произведений на заданную тему, внешнего и внутреннего анализа отобранных произведений, создание отзыва о прочитанной книге в письменной форме. | Обращаться к титульным данным; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке, сравнивать и проводить аналогии между произведениями. | Понимать общность нравственных категорий (добра и зла), моральных норм у разных народов, осознавать литературу как часть мировой культуры человечества. | Планировать собственную читательскую деятельность, точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию, сравнивать, классифицировать произведения, определять аналогии. | ||||
45 | Статья о Р.Киплинге. | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Знакомство с биографией и творчеством Редьярда Киплинга, презентация предварительно подготовленных сообщений о Киплинге. | Ориентироваться в научно-популярном тексте, использовать полученную информацию. | Осознавать литературу как часть мировой культуры человечества. | Получать информацию из различных источников, осуществлять презентацию найденной информации, в том числе с использованием ИКТ. | ||||
46 | Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави». | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Знакомство с первой частью текста, первичное обсуждение прочитанного. | Читать со скоростью, позволяющей осознать, воспринимать на слух содержание. | Иметь способность к эмпатии, сопереживанию, пониманию чувств других людей. | Получать информацию из различных источников, анализировать и высказывать свои эмоции и чувства. | ||||
47 | Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави». | Комбинированный урок. | Знакомство со второй частью текста, первичное обсуждение прочитанного, деление текста на смысловые части, озаглавливание каждой части. | Читать со скоростью, позволяющей осознать содержание, находить ключевые слова, выделять смысловые части текста, составлять план изложения. | Иметь способность к эмпатии, сопереживанию, пониманию чувств других людей. | Получать информацию из различных источников, анализировать и высказывать свои эмоции и чувства, планировать учебную деятельность. | ||||
48 | Работа с текстом Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави». | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. | Анализ текста с точки зрения проявления авторского отношения, характеристики героев и их поступков, приемов выразительности. | Выделять в тексте основную мысль, определять причины поступков героев. | Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов, регулирование поведения в соответствии с познанными этическими требованиями. | Аргументировать свою позицию с опорой на источник, строить логические высказывания, определять причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы. | ||||
49 | Внеклассное чтение. Сказки В.Гауфа. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Закрепление приемов поиска и отбора книг и произведений на заданную тему, внешнего и внутреннего анализа отобранных произведений, создание отзыва о прочитанной книге в письменной форме. | Обращаться к титульным данным; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке, сравнивать и проводить аналогии между произведениями одного автора. | Понимать общность нравственных категорий (добра и зла), моральных норм у разных народов, осознавать литературу как часть мировой культуры человечества. | Планировать собственную читательскую деятельность, точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию, сравнивать, классифицировать произведения, определять аналогии. | ||||
50 | Картинная галерея. М.А.Врубель «Царевна-лебедь». | Урок комплексного применения знаний и умений. | Знакомство с творчеством Врубеля, узнавание сюжетов и героев, рассматривание репродукции картины, выделение опорных точек для подготовки к описанию картины, составление примерного плана описания. | Соотносить литературные и визуальные впечатления, анализировать композицию картины, изобразительные средства живописи. | Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. | Находить нужную информацию в различных источниках, строить логические высказывания, удерживать цель деятельности. | ||||
51 | Творческая работа по репродукции М.Врубеля «Царевна-лебедь». | Комбинированный урок. | Написание сочинения-описания по репродукции, с привлечением читательского опыта, с включением элементов рассуждения (повышенный уровень). | Создавать сочинения по репродукции картины с опорой на читательский опыт, придумывать рассказы с элементами описания и рассуждения. | Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. | Планировать собственную творческую деятельность, удерживать ориентиры деятельности, выполнять учебные действия в письменной форме. | ||||
52 | Анализ творческих работ. Инструктаж по проектной деятельности. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Взаимооценка работ, выявление удавшихся фраз, словосочетаний, образов, коррекция речевых ошибок. | Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изменения. | Ориентироваться на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала. | Адекватно воспринимать аргументированную критику и учитывать её в работе над ошибками, планировать собственную коррекционную деятельность. | ||||
53 | Читальный зал. О.Кургузов «Телевизионные макароны», С. Седов «Король женится». | Урок комплексного применения знаний и умений. | Закрепление представлений о специфике авторских сказочных произведений, самостоятельный анализ произведения на доступном уровне. | Проводить доступный литературоведческий анализ текста. | Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Анализировать текст, строить логические рассуждения, аргументировать собственную позицию, владеть диалогической формой речи. | ||||
54 | Внеклассное чтение. Авторские сказки. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Закрепление приемов поиска и отбора книг и произведений на заданную тему, внешнего и внутреннего анализа отобранных произведений, создание отзыва о прочитанной книге в письменной форме. | Обращаться к титульным данным; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке, сравнивать и проводить аналогии между произведениями одного жанра. | Понимать общность нравственных категорий (добра и зла), моральных норм у разных народов, осознавать литературу как часть мировой культуры человечества. | Планировать собственную читательскую деятельность, точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию, сравнивать, классифицировать произведения, определять аналогии. | ||||
Басни (9 часов) | ||||||||||
55 | Басни. И.А. Крылов «Трудолюбивый медведь».
| Комбинированный урок. | Углубление знаний о жанре басни, жизни и творчестве И.А.Крылова, знакомство с текстом басни, анализ произведения. | Читать басни с соблюдением литературных норм, находить ключевые слова, определять основную мысль произведения, определять основные особенности басни. | Ориентироваться в нравственном содержании поступков своих и других людей, иметь способность к самооценке. | Анализировать информацию, выделять существенное, устанавливать причинно-следственные связи. | ||||
56 | И.А. Крылов «Любопытный». | Комбинированный урок. | Знакомство с текстом басни, анализ произведения, характеристика персонажа. | Читать басни с соблюдением литературных норм, находить ключевые слова, определять основную мысль произведения, определять основные особенности басни, использовать текст для подтверждения своего мнения. | Иметь способность к самооценке. | Анализировать информацию, выделять существенное, устанавливать причинно-следственные связи. | ||||
57 | Эзоп «Ворон и лисица». | Комбинированный урок. | Знакомство с творчеством Эзопа, текстом басни, анализ произведения. | Находить ключевые слова, определять основную мысль произведения, особенности басни, использовать текст для подтверждения своего мнения. | Иметь способность к самооценке, ориентироваться в нравственном содержании поступков своих и других людей. | Анализировать информацию, выделять существенное, устанавливать причинно-следственные связи. | ||||
58 | И.А.Крылов «Ворона и Лисица». | Комбинированный урок. | Анализ текста басни, сравнение произведений Эзопа и Крылова на один сюжет. | Определять отношение автора к персонажам, находить образные слова и выражения, соотносить поступки героев с нравственными нормами. | Понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. | Анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, делать выводы, аргументировать личную позицию, строить корректные высказывания. | ||||
59 | Читальный зал И.И. Дмитриев «Рысь и кот». | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. | Знакомство с текстом басни, составление плана и выработка критериев анализа басни, самостоятельный литературоведческий анализ (на доступном уровне). | Делать элементарный литературоведческий анализ текста на доступном уровне. | Ориентироваться в нравственном содержании поступков своих и других людей, иметь способность к самооценке. | Анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, делать выводы, аргументировать личную позицию, строить корректные высказывания. | ||||
60 | Читальный зал. И.А. Крылов «Лисица и виноград». А.Е. Измайлов «Филин и чиж». | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. | Знакомство с текстом басни, самостоятельный литературоведческий анализ (на доступном уровне). | Делать элементарный литературоведческий анализ текста на доступном уровне. | Ориентироваться в нравственном содержании поступков своих и других людей, иметь способность к самооценке. | Анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, делать выводы, аргументировать личную позицию, строить корректные высказывания. | ||||
61 | Читальный зал. Томас де Ириатре «Утка и змея». | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. | Знакомство с текстом басни, самостоятельный литературоведческий анализ (на доступном уровне), чтение наизусть басни по выбору, подготовка к драматизации басни. | Делать элементарный литературоведческий анализ текста на доступном уровне, читать наизусть произведения с элементами драматизации. | Ориентироваться в нравственном содержании поступков своих и других людей, иметь способность к самооценке. | Анализировать, сравнивать, делать выводы, аргументировать личную позицию, строить корректные высказывания, планировать читательскую деятельность. | ||||
62 | Внеклассное чтение «Басни». | Урок комплексного применения знаний и умений. | Драматизация басни по выбору (работа в малых группах). | Отбирать материал для драматизации, анализировать, отличать слова автора и героев, участвовать в драматизации. | Иметь способность к самооценке, познавательную мотивацию учения. | Учитывать выделенные ориентиры при творческой деятельности, осуществлять само- и взаимооценку, корректно высказывать оценочное мнение, договариваться, распределять обязанности, оказывать взаимопомощь в сотрудничестве. | ||||
63 | Наш конкурс (викторина). Контрольное чтение. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Работа в группах над вопросами викторины из учебника, демонстрация уровня читательских умений. | Различать литературные жанры, выделять и оперировать выразительными средствами языка. | Иметь способность к самооценке, познавательную мотивацию учения. | Осуществлять взаимодействие с партнерами, договариваться, аргументировать собственную позицию и координировать ее с позицией партнеров, осуществлять само- и взаимооценку. | ||||
Слово о родной земле (11 часов) | ||||||||||
64 | Ю. Яковлев «Мама». | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Углубление представлений о понятиях «Родина», «Отечество», выделение выразительных средств в тексте. | Выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения, находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного. | Испытывать эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Анализировать, делать выводы, аргументированно строить логические высказывания. | ||||
65 | М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…». | Комбинированный урок. | Анализ лирического произведения с точки зрения эмоционально-смыслового содержания. | Выделять изобразительные средства языка, использованные поэтом, находить сравнения, метафоры, олицетворения в тексте. | Испытывать эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Анализировать, делать выводы, аргументированно строить логические высказывания. | ||||
66 | С.А. Есенин «С добрым утром!». | Комбинированный урок. | Анализ лирического произведения с точки зрения эмоционально-смыслового содержания, авторских переживаний. | Определять идею произведения, соотносить собственные наблюдения за природой с литературными впечатлениями, определять переживания лирического героя. | Испытывать чувство понимания и любви к природе, стремиться к бережному отношению к ней. | Анализировать, выделять существенное, логически аргументировать свое мнение. | ||||
67 | Внеклассное чтение. Стихотворения С.А. Есенина. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Поиск, отбор и анализ лирических произведений, характеристика отобранных книг, обучение созданию отзыва о лирическом произведении. | Находить книги, нужные произведения, обосновывать свой выбор, представлять сборник произведений. | Иметь способность к самооценке, познавательную мотивацию учения. | Анализировать, аргументировать личный выбор, корректно строить оценочные высказывания. | ||||
68 | М.М. Пришвин «Моя родина». | Комбинированный урок. | Анализ лирического произведения с точки зрения эмоционально-смыслового содержания, авторских переживаний, общечеловеческих проблем, сравнение произведений сходной тематики. | Определять идею произведения, соотносить собственные наблюдения за природой с литературными впечатлениями, определять переживания лирического героя, сравнивать позицию поэтов, выявлять способы ее выражения. | Испытывать чувство понимания и любви к природе, стремиться к бережному отношению к ней. | Анализировать, выделять существенное, грамотно строить устные высказывания. | ||||
69 | И. Северянин «Запевка». | Комбинированный урок. | Анализ лирического произведения с точки зрения эмоционально-смыслового содержания, авторских переживаний, общечеловеческих проблем, сравнение произведений сходной тематики. | Определять идею произведения, переживания лирического героя, сравнивать позицию поэтов, выявлять способы ее выражения. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины. | Анализировать, выделять существенное, грамотно строить устные высказывания, осуществлять поиск информации в различных источниках. | ||||
70 | И.С. Никитин «Русь». | Комбинированный урок. | Знакомство с биографией И.Никитина, чтение текста и беседа о первичном восприятии. | Определять идею произведения, переживания лирического героя, выявлять способы их выражения, соотносить мысли поэта и личные размышления. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины. | Анализировать, аргументировать личный выбор, корректно строить высказывания. | ||||
71 | Выразительные средства в стихотворении И.С. Никитина «Русь». | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. | Литературоведческий анализ текста стихотворения, словесное рисование. | Проводить доступный литературоведческий анализ текста, составлять описательные тексты в устной форме. | Иметь способность к самооценке, познавательную мотивацию учения. | Анализировать, аргументировать личную позицию, корректно строить оценочные высказывания. | ||||
72 | Читальный зал. Лирическое произведение (статья). А. Плещеев «Летние песни» (отрывок). | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. | Самостоятельный литературоведческий анализ текста (на доступном уровне). | Проводить доступный литературоведческий анализ текста. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины. | Анализировать, сравнивать, делать выводы, аргументировать личную позицию, строить корректные высказывания, планировать читательскую деятельность. | ||||
73 | Читальный зал. Н. Рубцов «Тихая моя родина». | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. | Самостоятельный литературоведческий анализ текста (на доступном уровне). | Проводить доступный литературоведческий анализ текста. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины. | Анализировать, сравнивать, делать выводы, аргументировать личную позицию, строить корректные высказывания, планировать читательскую деятельность. | ||||
74 | Внеклассное чтение. Любимые стихотворения о родине. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Закрепление приемов поиска и отбора книг и произведений на заданную тему, внешнего и внутреннего анализа отобранных произведений, чтение наизусть выбранных произведений. | Обращаться к титульным данным; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке, сравнивать и проводить аналогии между произведениями близкой тематики. | Испытывать чувство любви к Родине и природе, стремиться к бережному отношению к природным богатствам. | Анализировать, аргументировать личный выбор, корректно строить высказывания, осуществлять само- и взаимооценку, корректно высказывать оценочное мнение. | ||||
О прошлом Родины (9 часов) | ||||||||||
75 | «Повесть временных лет». | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Знакомство с историей первых книг на Руси, чтение отрывка, сравнение с современными литературными произведениями, анализ и выявление особенностей древних летописей. | Определять особенности летописей, делать элементарный литературоведческий анализ текста, формулировать вопросы о прочитанном. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины. | Анализировать, сравнивать, делать выводы, аргументировать личную позицию, строить корректные высказывания. | ||||
76 | А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». | Комбинированный урок. | Сравнение произведения с летописью, выявление сходства и отличия, лексическая работа с текстом. | Сравнивать произведения разных жанров, использовать цитирование для аргументации своего мнения. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, иметь познавательную мотивацию учения. | Анализировать, сравнивать, проводить аналогии, делать выводы, аргументировать личную позицию, строить корректные высказывания. | ||||
77 | Чтение по ролям «Песнь о вещем Олеге». | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. | Подготовка текста к чтению по ролям (выделение слов автора, героев), анализ характеров героев, их речи для введения элементов драматизации. | Читать по ролям художественное произведение. | Иметь способность к самооценке, познавательную мотивацию учения. | Учитывать выделенные ориентиры при творческой деятельности, осуществлять само- и взаимооценку, корректно высказывать оценочное мнение, договариваться, распределять обязанности, оказывать взаимопомощь в сотрудничестве. | ||||
78 | Народные исторические песни. «Сборы польского короля на Русь». | Комбинированный урок. | Знакомство с жанром исторической песни, историческими событиями, связанными с произведением, анализ текста с точки зрения особенностей жанра. | Определять особенности исторической песни, делать элементарный литературоведческий анализ текста, формулировать вопросы о прочитанном. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины. | Анализировать, сравнивать, делать выводы, аргументировать личную позицию, строить корректные высказывания. | ||||
79 | К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин». | Комбинированный урок. | Знакомство с подвигом Ивана Сусанина и историческими событиями, описываемыми в тексте, сравнение авторского текста с текстом исторической песни, выявление сходства и различия. | Определять основную мысль произведения, авторское отношение к герою, использовать цитирование для подтверждения своего мнения. | Ориентироваться в нравственном содержании поступков людей. | Анализировать, сравнивать, делать выводы, аргументировать личную позицию, строить корректные высказывания. | ||||
80 | Составление словесного портрета главного героя Ивана Сусанина. | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. | Анализ текста с точки зрения качеств героя, отношения к нему автора, составление описания героя в письменной форме. | Определять авторское отношение, описывать, как оно выражено. | Ориентироваться в нравственном содержании поступков людей. | Учитывать выделенные ориентиры при творческой деятельности, осуществлять само- и взаимооценку, корректно высказывать оценочное мнение, аргументировать личное мнение. | ||||
81 | Читальный зал. Ф.Н. Глинка «Москва». | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. | Самостоятельный литературоведческий анализ текста (на доступном уровне). | Проводить доступный литературоведческий анализ текста. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины. | Анализировать, сравнивать, делать выводы, аргументировать личную позицию, строить корректные высказывания, планировать читательскую деятельность. | ||||
82 | Картинная галерея. В.В. Маторин «Дмитрий Донской». | Урок комплексного применения знаний и умений. | Знакомство с творчеством художника В.Маторина, биографией Дмитрия Донского, рассматривание репродукции картины, выделение опорных точек для подготовки к описанию картины, составление примерного плана описания. | Соотносить литературные и визуальные впечатления, анализировать композицию картины, изобразительные средства живописи. | Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. | Находить нужную информацию в различных источниках, строить логические высказывания, удерживать цель деятельности. | ||||
83 | Творческая работа по репродукции В.В. Маторина «Дмитрий Донской». | Комбинированный урок. | Написание сочинения-описания с элементами рассуждения и повествования по репродукции (повышенный уровень). | Создавать сочинения по репродукции картины с опорой на читательский опыт, придумывать рассказы с элементами описания и рассуждения. | Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. | Планировать собственную творческую деятельность, удерживать ориентиры деятельности, выполнять учебные действия в письменной форме. | ||||
Прошла по земле война (9 часов) | ||||||||||
84 | А.А. Ахматова «Мужество». | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Обогащение знаний об Отечественной войне. Формирование умений привлекать собственный жизненный опыт в процессе анализа литературного произведения, соединять систему образов произведения с его главной мыслью. | Находить образные слова и выражения, объяснять их смысл. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины. | Анализировать, выделять существенное, грамотно строить устные высказывания. | ||||
85 | Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина». | Комбинированный урок. | Знакомство с текстом, беседа о первичном восприятии, сравнение произведений, схожих по сюжету. | Читать вслух и про себя с соблюдением скорости и литературных норм, сравнивать произведения и их героев. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины. | Анализировать, сравнивать, выделять существенное, грамотно строить устные высказывания. | ||||
86 | Работа над определением главной мысли рассказа «Последний день Матвея Кузьмина». | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. | Анализ текста, поиск ответов на вопросы к тексту. | Определять отношение автора к персонажам, устанавливать причинно-следственные связи в поступках персонажей. | Ориентироваться в нравственном содержании поступков людей. | Анализировать, выделять существенное, аргументировать личную позицию. | ||||
87 | Составление плана рассказа «Последний день Матвея Кузьмина». | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. | Анализ текста, деление на смысловые части, озаглавливание частей, составление плана пересказа. | Выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный план, пересказывать тест. | Иметь способность к самооценке, познавательную мотивацию учения. | Планировать собственную учебную деятельность, осуществлять взаимопомощь. | ||||
88 | А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». | Комбинированный урок. | Обогащение знаний об исторических событиях конкретной эпохи, о поведении людей на войне, выделение главной мысли произведения, изобразительных средств, помогающих понять эмоционально-смысловое содержание произведения. | Выявлять изобразительные средства, определять отношение автора к персонажам, обращаться к тексту для подтверждения своей позиции. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины. | Анализировать, выделять существенное, аргументировать личную позицию. | ||||
89 | К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…». | Комбинированный урок. | Подготовка к осмысленному выразительному чтению сюжетного стихотворения. | Определять отношение автора к персонажам, обращаться к тексту для подтверждения своей позиции. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Анализировать, выделять существенное, аргументировать личную позицию. | ||||
90 | А. Ахматова «Памяти друга». | Комбинированный урок. | Выделение главной мысли произведения, изобразительных средств, помогающих понять эмоционально-смысловое содержание произведения. | Определять чувства автора произведения, опираясь на текст. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Анализировать, аргументировать личный выбор, корректно строить высказывания. | ||||
91 | Внеклассное чтение. Рассказы о детях-героях. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Закрепление приемов поиска и отбора книг и произведений на заданную тему, внешнего и внутреннего анализа отобранных произведений. | Обращаться к титульным данным; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке, сравнивать и проводить аналогии между произведениями близкой тематики. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, ориентироваться в нравственном содержании поступков людей. | Анализировать, аргументировать личный выбор, корректно строить высказывания, осуществлять само- и взаимооценку, корректно высказывать оценочное мнение. | ||||
92 | Внеклассное чтение. Стихотворения, посвящённые ВОВ. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Закрепление приемов поиска и отбора произведений на заданную тему, внешнего и внутреннего анализа отобранных произведений, чтение наизусть выбранных произведений. | Обращаться к титульным данным; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке, сравнивать и проводить аналогии между произведениями близкой тематики. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Анализировать, аргументировать личный выбор, корректно строить высказывания, осуществлять само- и взаимооценку, корректно высказывать оценочное мнение. | ||||
О добре и красоте (17 часов) | ||||||||||
93 | А.А. Фет «На рассвете». | Комбинированный урок. | Обогащение знаний о богатстве, красоте родной природы, закрепление знаний об изобразительных средствах языка, подбор музыкальных произведений, схожих по настроению с литературным текстом. | Выявлять и характеризовать выразительные средства, читать стихотворения с правильным интонированием, темпом, ударениями. | Испытывать чувство понимания и любви к природе, стремиться к бережному отношению к ней. | Анализировать текст, выделять главное в соответствии с задачей, строить обсуждение в паре. | ||||
94 | И.А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…». | Комбинированный урок. | Передача при чтении переживаний, выраженных поэтом в произведении, приобретение опыта самоанализа, попытка стихосложения. | Выявлять и характеризовать выразительные средства, читать стихотворения с правильным интонированием, темпом, ударениями. | Испытывать эмпатию, чувство понимания и любви к природе, стремиться к бережному отношению к ней. | Анализировать текст, выделять главное в соответствии с задачей, синтезировать текст на основе анализа. | ||||
95 | Н.А. Некрасов «Саша». | Комбинированный урок. | Анализ авторской позиции, определение способов ее выражения, создание письменных работ по личным впечатлениям. | Анализировать и выражать в устной форме чувства, вызванные чтением произведения, аргументировать свою позицию с использованием цитирования. | Испытывать чувство понимания и любви к природе, стремиться к бережному отношению к ней, эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Анализировать текст, строить грамотные высказывания, аргументировать позицию. | ||||
96 | Научно-популярные статьи «Кумушка лиса», «Ландыш», «Валдайский национальный парк». | Урок комплексного применения знаний и умений. | Сравнение и выделение особенностей художественных и научных текстов, получение информации из текстов различных стилей. | Ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию. | Стремиться к углублению своих знаний. | Сравнивать и классифицировать типы литературных произведений, анализировать, ориентироваться в тексте, выделять в тексте существенную информацию. | ||||
97 | Жизнь и творчество К.Г. Паустовского. | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Знакомство с биографией и творчеством писателя, составление списка прочитанных произведений и сравнение тематики и стиля писателя. | Ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, определять и систематизировать произведения по тематике, жанрам. | Иметь познавательную мотивацию учения. | Сравнивать, классифицировать, получать информацию из различных источников, делать выводы, обобщать, аргументировать свое мнение. | ||||
98 | К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Чтение первой части рассказа, выделение опорных блоков, составление портретов персонажей, составление плана пересказа первой части. | Ориентироваться в тексте, составлять план текста для пересказа, выделять опорные слова, определять взаимосвязь образов, выраженных в разных формах. | Испытывать эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Выделять существенное, классифицировать информацию, планировать учебную деятельность. | ||||
99 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. | Чтение второй части текста, анализ эмоций и чувств героев, составление синквейна. | Пересказывать текст выборочно, составлять описание по опорным словам, передавать свое отношение к сюжету и героям произведения в заданной письменной форме. | Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой, эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Систематизировать информацию, синтезировать материал на основе анализа текста и собственных переживаний. | ||||
100 | Внеклассное чтение. Музыка и литература. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Сопоставление впечатлений, вызванных разными видами искусства; определение авторской позиции, отражение в процессе чтения собственных переживаний, вызванных произведением. | Проводить аналогии между произведениями разных видов искусств, жанров на близкую тематику, подбирать художественный материал в соответствии со своими ощущениями, передавать чувства в письменной форме. | Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. | Анализировать, сравнивать, делать выводы, синтезировать материал, строить корректные высказывания в устной и письменной форме. | ||||
101 | А.Н.Майков «Мать». Контрольное чтение. | Комбинированный урок. | Выделение выразительных средств, описывающих чувства автора, отношение к героям; определение основной мысли стихотворения. | Определять основную мысль произведения, обращаться к тексту для подтверждения своего мнения. | Испытывать эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Анализировать, делать выводы, обосновывать точку зрения. | ||||
102 | Х.К.Андерсен «Соловей». | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Знакомство с произведением, обсуждение первоначальных впечатлений. | Читать со скоростью, позволяющей осознать содержание, воспринимать на слух содержание. | Иметь способность к эмпатии, сопереживанию, пониманию чувств других людей. | Получать информацию из различных источников, анализировать и высказывать свои эмоции и чувства. | ||||
103 | Работа с текстом сказки Г.-Х. Андерсена «Соловей». | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. | Анализ текста с точки зрения проявления авторского отношения, характеристики героев и их поступков, приемов выразительности. | Выделять в тексте основную мысль, определять причины поступков героев. | Понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов, регулирование поведения в соответствии с познанными этическими требованиями. | Аргументировать свою позицию с опорой на источник, строить логические высказывания, определять причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы. | ||||
104 | Составление плана сказки «Соловей». | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. | Анализ текста, деление на смысловые части, озаглавливание частей, составление плана пересказа. | Выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный план, пересказывать тест. | Иметь способность к самооценке, познавательную мотивацию учения. | Планировать собственную учебную деятельность, осуществлять взаимопомощь. | ||||
105 | Чтение по ролям отрывков из сказки «Соловей». | Урок комплексного применения знаний и умений. | Составление портретов героев, характеристика персонажей, подготовка отрывков сказки к чтению по ролям. | Выделять слова автора, героев, читать по ролям с элементами драматизации. | Иметь способность к самооценке, познавательную мотивацию учения. | Осуществлять само- и взаимооценку, корректно строить оценочные высказывания, удерживать ориентиры при выполнении учебного действия. | ||||
106 | Внеклассное чтение. Х.К.Андерсен «Снежная королева». | Урок комплексного применения знаний и умений. | Закрепление приемов поиска и отбора книг, внешнего и внутреннего анализа произведения, создание отзыва-рекомендации о прочитанной книге в письменной форме. | Обращаться к титульным данным; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке. | Понимать общность нравственных категорий (добра и зла), моральных норм у разных народов, осознавать литературу как часть мировой культуры человечества. | Планировать собственную читательскую деятельность, точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию, следовать алгоритму при письменной деятельности. | ||||
107 | Читальный зал. А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». А.А. Блок «Летний вечер», С. Есенин «Черемуха», Б. Пастернак «Тишина». | Урок комплексного применения знаний и умений. | Самостоятельный литературоведческий анализ текста (на доступном уровне). | Проводить доступный литературоведческий анализ текста. | Испытывать чувство понимания и любви к природе, стремиться к бережному отношению к ней. | Анализировать, сравнивать, делать выводы, аргументировать личную позицию, строить корректные высказывания, планировать читательскую деятельность. | ||||
108 | Картинная галерея. И. Шишкин «Рожь». | Урок комплексного применения знаний и умений. | Знакомство с творчеством художника И. Шишкина, рассматривание репродукции картины, выделение опорных точек для подготовки к описанию картины, составление примерного плана описания. | Соотносить литературные и визуальные впечатления, анализировать композицию картины, изобразительные средства живописи. | Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. | Находить нужную информацию в различных источниках, строить логические высказывания, удерживать цель деятельности. | ||||
109 | Творческая работа по репродукции И. Шишкина «Рожь». | Урок комплексного применения знаний и умений. | Написание сочинения-описания с элементами рассуждения и повествования по репродукции (повышенный уровень). | Создавать сочинения по репродукции картины, придумывать рассказы с элементами описания и рассуждения. | Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. | Планировать собственную творческую деятельность, удерживать ориентиры деятельности, выполнять учебные действия в письменной форме. | ||||
Мир детства (18 часов) | ||||||||||
110 | Н.А. Некрасов «Крестьянские дети». | Комбинированный урок. | Анализ текста, подготовка текста к чтению по ролям, чтение с элементами драматизации, расширение представлений о быте детей в прошлом. | Читать по ролям, рассказывать об отношении автора к персонажам с использованием цитирования. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины. | Анализировать, делать выводы, планировать деятельность, строить корректные аргументированные высказывания, согласовывать работу в малой группе. | ||||
111 | Создание словесных иллюстраций к стихотворению «Крестьянские дети». | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. | Анализ текста, выделение характеристик персонажей, сюжетных ситуаций, создание словесных иллюстраций, выражение собственных впечатлений о своем детстве. | Чтение наизусть отрывков стихотворения, создание устных и письменных рассказов на заданную тему. | Испытывать эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Анализировать текст, собственные эмоции и чувства, создавать высказывания в устной и письменной форме, осуществлять взаимооценку. | ||||
112 | Внеклассное чтение. Произведения русских поэтов о детях. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Закрепление приемов поиска и отбора произведений на заданную тему, внешнего и внутреннего анализа отобранных произведений, чтение наизусть выбранных произведений. | Обращаться к титульным данным; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке, сравнивать и проводить аналогии между произведениями близкой тематики. | Испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Анализировать, аргументировать личный выбор, корректно строить высказывания, осуществлять само- и взаимооценку, корректно высказывать оценочное мнение. | ||||
113 | Л.Н. Толстой. Глава «Маman» из повести «Детство». | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Знакомство с фрагментами биографии Толстого, чтение и анализ текста, создание словесного портрета персонажа, создание устного рассказа о своей маме. | Выделять существенное в тексте, характеризовать персонажей с опорой на текст, создавать устный рассказ на заданную тематику. | Испытывать эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Анализировать, выделять существенное, формулировать и аргументировать высказывания. | ||||
114 | Л.Н. Толстой «Детство». | Комбинированный урок. | Анализ текста с точки зрения чувств автора, его отношения к персонажам. | Читать текст с правильным интонированием, выражая понимание смысла, выделять существенное в тексте, характеризовать персонажей с опорой на текст, создавать устный рассказ на заданную тематику. | Испытывать эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Анализировать, выделять существенное, формулировать и аргументировать высказывания. | ||||
115 | И.А. Бунин «Детство». | Комбинированный урок. | Определение выразительных средств, авторского отношения, подготовка к чтению наизусть. | Выразительно читать наизусть, определять средства выражения авторского отношения, выделять рифмы. | Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. | Анализировать, выделять существенное по заданным параметрам, строить корректные аргументированные высказывания. | ||||
116 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера». | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Чтение текста, обсуждение первичных впечатлений, подготовка к чтению по ролям. | Читать с достаточной скоростью, чтобы понимать прочитанное. | Иметь познавательную мотивацию учения. | Высказывать оценочные суждения, передавать в устной речи свое отношение. | ||||
117 | Чтение по ролям фрагментов «Приключения Тома Сойера». | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. | Чтение текста по ролям с элементами драматизации. | Читать текст по ролям. | Испытывать эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Осуществлять само- и взаимооценку по критериям. | ||||
118-119 | Внеклассное чтение. Марк Твен «Приключения Тома Сойера». | Уроки комплексного применения знаний и умений. | Закрепление приемов поиска и отбора книг, внешнего и внутреннего анализа произведения, создание отзыва-рекомендации о прочитанной книге в письменной форме. | Обращаться к титульным данным; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке, характеризовать персонажей. | Понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов, моральных норм, осознавать литературу как часть мировой культуры человечества. | Планировать собственную читательскую деятельность, точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию. | ||||
120 | Инсценировка отрывков из «Приключений Тома Сойера»*. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Драматизация отрывка по выбору (работа в малых группах). | Отбирать материал для драматизации, анализировать, отличать слова автора и героев, участвовать в драматизации. | Иметь способность к самооценке, познавательную мотивацию учения. | Учитывать выделенные ориентиры при творческой деятельности, осуществлять само- и взаимооценку, корректно высказывать оценочное мнение, договариваться, распределять обязанности, оказывать взаимопомощь в сотрудничестве. | ||||
121 | В.А. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой». | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Знакомство с фрагментами биографии и творчества Солоухина, чтение текста, обсуждение первичных впечатлений. | Читать с достаточной скоростью, чтобы понимать прочитанное. | Иметь познавательную мотивацию учения. | Высказывать оценочные суждения, передавать в устной речи свое отношение. | ||||
122 | Работа с текстом рассказа «Ножичек с костяной ручкой». | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. | Анализ текста с точки зрения чувств персонажей, деление на смысловые части, озаглавливание частей, составление плана пересказа. | Выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный план, пересказывать тест. | Иметь способность к самооценке, познавательную мотивацию учения, испытывать эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Планировать собственную учебную деятельность, осуществлять взаимопомощь. | ||||
123 | М.И. Цветаева «Наши царства». | Комбинированный урок. | Анализ текста с точки зрения чувств персонажей, сравнение взрослого и детского взгляда на мир. | Выделять существенное, обращать внимание и приводить примеры выразительных средств. | Иметь способность к самооценке, испытывать эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Анализировать, выделять существенное по заданным параметрам, строить корректные, аргументированные высказывания. | ||||
124 | Р.Л. Стивенсон «Страна кровати». | Комбинированный урок. | Анализ текста с точки зрения чувств персонажей, сравнение взрослого и детского взгляда на мир, произведений схожей тематики. | Выделять существенное, обращать внимание и приводить примеры выразительных средств, проводить аналогии. | Испытывать эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Высказывать оценочные суждения, передавать в устной речи свое отношение. | ||||
125 | А.П.Чехов «Мальчики». | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Знакомство с фрагментами биографии и творчества Чехова, чтение текста, обсуждение первичных впечатлений. | Читать с достаточной скоростью, чтобы понимать прочитанное. | Иметь познавательную мотивацию учения. | Высказывать оценочные суждения, передавать в устной речи свое отношение. | ||||
126 | Работа с текстом «Мальчики». | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. | Анализ текста с точки зрения чувств персонажей, сравнение взрослого и детского взгляда на мир, героев произведений схожей тематики. | Выделять существенное, сравнивать и проводить аналогии, обращаться к тексту для подтверждения своего мнения. | Испытывать эмпатию, сопереживать чувствам других людей. | Высказывать оценочные суждения, передавать в устной речи свое отношение. | ||||
127 | Итоговое контрольное чтение. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Чтение контрольного текста, выполнение заданий на понимание прочитанного. | Читать с достаточной скоростью, чтобы понимать прочитанное. | Иметь способность к самооценке | Анализировать, формулировать корректные аргументированные высказывания, оценивать собственную учебную деятельность. | ||||
Удивительные приключения (9 часов) | ||||||||||
128 | Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена». | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Выделение в тексте реального и фантастического, глупого и остроумного. | Составлять личное мнение о литературном произведении, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами. | Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой, стремиться к углублению своих знаний, расширению кругозора. | Планировать собственную читательскую деятельность, корректно строить речь при решении коммуникативных задач. | ||||
129 | Р.Э. Распе «Верхом на ядре», «За волосы». | Комбинированный урок. | Наблюдение над словом, иронией автора, юмором. | Составлять личное мнение о литературном произведении, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами. | Осознавать литературу как часть мировой культуры человечества. | Анализировать, выделять существенное по заданным параметрам, строить корректные, аргументированные высказывания. | ||||
130 | Д. Свифт «Путешествия Гулливера». | Комбинированный урок. | Составление портретов героев, характеристика персонажей, сравнение произведений Распе и Свифта. | Выделять существенное, обращать внимание и приводить примеры выразительных средств, проводить аналогии. | Осознавать литературу как часть мировой культуры человечества. | Анализировать, выделять существенное по заданным параметрам, строить корректные, аргументированные высказывания. | ||||
131 | Озаглавливание частей истории Гулливера. | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. | Анализ текста, деление на смысловые части, озаглавливание частей, составление плана пересказа. | Выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный план, пересказывать тест. | Иметь способность к самооценке, познавательную мотивацию учения. | Планировать собственную учебную деятельность, осуществлять взаимопомощь. | ||||
132 | Внеклассное чтение. Т.Крюкова «Хрустальный ключ». | Урок комплексного применения знаний и умений. | Развитие созданного писателем сюжета, использование знания об устном народном творчестве в процессе анализа текста современного автора; выражать свое отношение к прочитанному и аргументировать его. | Выражать основную мысль произведения, составлять личное мнение о произведении, определять жанровую принадлежность произведения. | Иметь познавательную мотивацию учения. | Анализировать, выделять существенное по заданным параметрам, строить корректные аргументированные высказывания. | ||||
133 | Итоговое тестирование. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Демонстрация уровня владения литературоведческими компетенциями в соответствии с требованиями программы. | Использовать полученную информацию при выполнении заданий литературоведческого плана. | Иметь способность к самооценке, осознавать причины успешности/неуспешности учения. | Осуществлять выбор задания в соответствии с критериями, контролировать свои действия, осуществлять взаимопомощь. | ||||
134 | Работа с научно-популярными текстами. Итоговый инструктаж по проектной деятельности. | Комбинированный урок. | Различение художественных и научных текстов, получение информации из текстов различных стилей. Изучение предлагаемых проектных работ. Выбор групповых и индивидуальных форм работы. Обсуждение возможных результатов, их полезности, возможности организовать коллективный праздник или другой вид презентации для одноклассников. | Ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию. Осознавать личный интерес в области изучения литературы, отбирать материал в соответствии с выбранной темой, выдвигать предложения, подбирать критерии оценки результата для ориентира. | Осознавать практическую значимость изучения литературы, проявлять познавательный интерес и инициативу. | Сравнивать и классифицировать типы литературных произведений, анализировать, ориентироваться в тексте, выделять в тексте существенную информацию. Планировать свою деятельность, прогнозировать результат деятельности, удерживать цель и ориентиры учебной деятельности, осуществлять самоконтроль. | ||||
135 | Защита проектов. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Презентация исследовательских и творческих проектов. | Выразительно и эмоционально рассказывать о процессе и результатах познавательно-исследовательской, творческой деятельности, отвечать на вопросы по содержанию своего исследования | Положительное отношение и интерес к изучению литературы. | Планировать личную познавательную деятельность, осуществлять поиск информации в различных источниках, строить логические высказывания, объяснять причинно-следственные связи. | ||||
136 | Литературная викторина.* | Урок комплексного применения знаний и умений. | Применение полученных знаний в нестандартной ситуации, работа со словом, текстом. | Использовать полученную информацию при выполнении заданий литературоведческого плана. | Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой, стремиться к углублению своих знаний, расширению кругозора. | Осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планированиае по литературному чтению для 1 класса
КТП по литературному чтению 1 класс. УМК "Школа России" (ФГОС)...
Рабочая программа и календарно - тематический план по литературному чтению для 2 класса
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование составлено в соответствии с ФГОС, УУД расписаны по каждой теме...
Календарно-тематическое планировние по литературному чтению для 1 класса.
Календарно-тематическое планировние по литературному чтению для 1 класса....
Календарно-тематический план по литературному чтению(тат.яз) поУМК Перспектива 2 класса
Календарно-тематический план по литературному чтению составлен на 2014-2015 учебный год по УМК Перспектива....
Календарно-тематический план по литературному чтению(тат.яз) поУМК Перспектива 2 класса
Календарно-тематический план по литературному чтению составлен на 2014-2015 учебный год по УМК Перспектива....
Календарно-тематические планы по литературному чтению
Календарно-тематические планы по литературному чтению...