Тематическое планирование по литературному чтению
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Тематическое планироавнаие по литературному чтению 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_tem_pl_4_kl.doc | 177 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/ п | Наименование раздела программы | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | Д/з | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||
1–2 | Народное творчество: время как природа. Власть времени над человеком | Пословицы и поговорки о земледелии. Картинная галерея: В. Перов «Портрет Даля» | Проблемные задания | Работа со словарем В. Даль «Пословицы русского народа» | Иметь представление о фольклорных произведениях | Коллективный | иллюстрирование пословиц | ||
3–4 | Сказка «Морской царь и Василиса Премудрая» из сборника А. Афанасьева | Упражнения в чтении | Работа с текстом А. Афанасьев «Сборник сказок» | Уметь отличать волшебную сказку от сказки о жи-вотных | Парный, индивидуальный | принести книги русских народных сказок; читать волшебные сказки; ответить на вопросы | |||
5–7 | Былина «Садко». Картинная галерея: Н. Рерих | Проблемные задания | Работа с текстом Н. Рерих «Заморские гости» | Уметь отличать былину от сказки | Парный | перечитать былину, дать характеристику главному герою – Садко, проиллюстрировать | |||
1 | Авторская литература: время во власти человека | «Время во власти человека». Джанни Родари. «Старинный календарь планеты Новогодних Елок» | Упражнение в чтении, беседа | Работа с текстом Джанни Родари | Уметь отличать авторскую сказку от народной, находить пословицы в тексте сказки | Коллективный | написать сочинение-описание на тему «Планета моей мечты»; узнать об авторе, подобрать пословицы о времени | ||
2 | А. Вознесенский | Анализ, сравнение | А. Вознесенский (портрет), сборник стихов | Уметь воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении | Индивидуальный | читать книги Е. Велтистова «Миллион и один день каникул», К. Булычева «Сто лет тому вперед» | |||
3 | Ф.Тютчев «Весенние воды». Н. Матвеева | Упражнение в чтении, проблемные задания | Работа со словарем литературных терминов Ф. Тютчев, словарь литературных терминов | Уметь находить в стихотворении слова, содержащие звукопись, сравнения, олицетворения, рифмующие слова | Индивидуальный, групповой | Выучить наизусть, выразительно прочитать | |||
4 | Борис Пастернак «Опять весна». Картинная галерея: В. Серова «Зимой». А. Ахматова «Перед весной» | Упражнение в чтении, описание картины | Работа с иллюстрацией Картина | Уметь находить средства художественной выразительности | Коллективный, индивидуальный | подумайте и ответьте, в каком из трех стихотворений лучше всего передано течение времени | |||
1–2 | Крутим барабан времени | Л. Андреев. «Петька на даче» | Проблемные задания | Работа с текстом Л. Андреев | Уметь: – выделять признаки исторического времени: язык героя, обороты речи; – делить текст на части, составлять план | Коллективный, парный | перечитать рассказ, подумать, как меняется Петька, его характер и отношение к окружающему миру | ||
3 | «Договор об отдаче мальчика в науку цирульному мастерству». Картинная галерея: В. Маковский «Свидание» | Проблемные задания | Работа с текстом | Коллективный | ответить на вопросы, нарисовать иллюстрацию к рассказу | ||||
4–5 | А. Чехов «Ванька». Картинная галерея: В. Маковский «Две матери», Н. Богданов-Бельский «Дети» | Беседа, сравнение, рисование словесных картин | Работа с текстом, работа с иллюстрацией А. Чехов «Ванька» | Уметь охарактеризовать главного героя, сравнить героев двух произведений | Индивидуальный | самостоятельное чтение рассказа; составление плана | |||
6 | В. Берестов «Драконил» | Упражнение в чтении | Работа со стихами (анализ, выразительное чтение) Стихи В. Берестова | Уметь выделять ценности лирических героев: общение, игра, дружба, изобретательность | Индивидуальный | ||||
7 | В. Берестов «Разлука» | Проблемные задания | Уметь находить риторические вопросы | Индивидуальный | выучить стихотворение | ||||
8 | В. Берестов «Фантики», «Девочка» | Проблемные задания | Уметь передавать при чтении характер и тональность лирического произведения | Групповой | выучить стихотворение | ||||
9 | В. Берестов «Братья», «Лапта» | Проблемные задания | Стихи В. Берестова | Уметь выделять части в стихотворении | Коллективный | найти сборники стихов В. Берестова, выучить наизусть понравившееся стихотворение | |||
10 | В. Берестов «Плащ», «Семейная фотография» | Работа над выразительным чтением | Уметь видеть в жизненном опыте мальчиков островки детства, надежды, вос- поминаний | Парный | |||||
1–5 | Реальный и волшебный миры в авторской волшебной сказке | Э. Т. А. Гофман «Щелкунчик и Мы-шиный Король» | Упражнение в чтении | Работа с текстом, составление плана текста Гофман «Щелкунчик» | Уметь воспринимать несколько сюжетных линий, сопоставлять разновременные события | Парный | читать с. 86–107 | ||
6–8 | М. Волошин «Зеленый вал». Картинная галерея: И. Айвазовский «Девятый вал», Ф. Васильев «Перед грозой» | Упражнение, анализ | Работа с текстом, иллюстрациями Картинная га-лерея: Ф. Васильев | Уметь находить прием контраста, сравнивать, сопоставлять | Групповой | выразительное чтение стихотворения наизусть | |||
9 | Д. Самойлов «Красная осень» | Проблемные задания | Работа с иллюстрацией Д. Самойлов «Красная осень» | Уметь находить приемы сравнения | Коллективный | ||||
10-11 | Работа по развитию связной речи: описание картины | Составление плана, текст-описание | Картинная га-лерея: И. Айвазовский | Уметь составлять текст- описание на основе прочитанного, использовать средства художественной выразительности | Индивидуальный | ||||
1 | Авторская поэзия: мастерская стиха | Владимир Маяковский «Тучкины штучки». Цель: знакомство с авторской поэзией, развитие умений выявлять авторское отношение к героям | Упражнение в чтении, беседа | Работа с текстом, наблюдение за облаками В. Маяковский «Тучкины штучки» | Уметь найти рифмующиеся слова. Знать парную рифму в детских стихах, в устном народном творчестве и во «взрослой» поэзии | Индивидуальный | выучить стихотворение наизусть | ||
2 | Александр Пушкин «Зимняя дорога» | Упражнение в чтении, беседа | Работа с аудиозаписью, с текстом стихотворения Аудиозапись: А. Пушкин «Зимняя дорога», СD «Шедевры русской живописи» | Уметь выразительно чи- тать стихотворение, передавать характер и тональность произведения | Индивидуальный | выучить отрывок наизусть или сочинить свои стихи | |||
3–4 | Андрей Белый. «Весна». Федор Тютчев. «Как весел грохот...». Самуил Маршак «Как поработала зима...» | Упражнение | Работа с текстом стихотворения А. Белый «Весна», Ф. Тютчев «Как весел грохот...», С. Маршак «Как поработала зима...» | Уметь находить рифму | Групповый, индивидуальный | ||||
5 | Александр Пушкин «Зима!.. Крестьянин, торжествуя» | Практическая работа | Работа с текстом стихотворения А. Пушкин. «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» | Уметь выразительно читать стихотворение | Индивидуальный, парный | выучить отрывок наизусть или сочинить свои стихи | |||
6–7 | Афанасий Фет «Это утро, радость эта...». Стихи А. Фета | Упражнение в чтении | Работа с текстом стихотворения А. Фет. «Это утро, радость эта...» | Уметь найти средства художественной выразительности в стихотворении | Индивидуальный, парный | составить рассказ по одной из картин художника | |||
8 | В. Хлебников «Заклятие смехом» | Практическая работа | Работа с текстом стихотворения, ная галерея: В. Кандинский «Два овала» | Иметь представление об особенностях построения такого жанра, как заклятие | Коллективный | составить рассказ по одной из картин художника | |||
9 | Исса. Хокку про гусей Японии. Исса. Хокку про муравьиную тропу. Исса. Хокку про пугала | Проблемные задания, беседа | Работа с текстом стихотворения, | Уметь сравнивать стили перевода хокку у разных авторов, находить приемы контраста в стихотворениях | Групповой, индивидуальный | попробовать сочинить свое хокку или проиллюстрировать хокку, представленные в учебнике | |||
10 | Кикаку. Хокку про снег. Картинная галерея: Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка». Творческая работа | Картинная галерея: Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка» | |||||||
1–2 | Планета поэзии. От великого до малого | Гимн Природе. Государственный гимн РФ. Картинная галерея: К. Петров-Водкин «Купание красного коня», болгарская икона «Св. Димитрий». Цель: развитие представлений о по- эзии, воспевающей любовь к Отечеству, умений нахождения средств художественной выразительности | Проблемные задания | Работа с текстом стихотворения, | Знать, что поэзия может говорить о любви к Отечеству. Уметь обнаружить сходство композиций болгарской иконы «Св. Димитрий» и картины К. Петрова-Водкина «Купание красного коня» | Индивидуальный, коллективный | выучить наизусть гимн Российской Федерации | ||
3-4 | Михаил Лермонтов «Бородино» | Проблемные задания, беседа | Работа с текстом стихотворения, с иллюстрациями Аудиозапись: М. Лермонтов «Бородино», иллюстрации | Уметь выразительно чи-тать стихотворение, передавать эмоционально содержание произведения | Индивидуальный | выразительное чтение (по желанию выучить наизусть) | |||
5-6 | Валентин Берестов «Прогулки с Чуковским», «Сиротская зима», «В эвакуации», «А как мы фронту помогали», «Мир» | Упражнение в чтении, беседа | Работа с текстом стихотворения Валентин Берестов «В эвакуации», «А как мы фронту помогали», «Мир» | Уметь найти приемы сравнения и контрастов как выразительные средства | Фронтальный | подготовить выразительное чтение стихов, посвященных определенной исторической теме | |||
7 | Стихи Р. Гамзатова и Дж. Родари о войне | Упражнение в чтении, беседа | Работа с текстом стихотворений | Уметь найти выразительные средства | Индивидуальный | ||||
8-9 | Картинная галерея: К. Петров-Водкин «Смерть комиссара», «Тревога», «Селедка». Описание картины (творческая работа) | Проблемные задания | Работа с иллюстрациями Картинная га-лерея: К. Петров-Водкин «Смерть комис- сара», «Тревога», «Селедка» | Уметь найти средства выразительности в картинах, понять, что натюр- морт – жанр живописи, который рассказывает не столько о предметах, сколько о людях | Коллективный | ||||
1–5 | Мир драмы. Где искать автора | Морис Метерлинк. Синяя птица. Цель: знакомство с драмой, ее композиционными особенностями | Проблемные задания, беседа | Работа с текстом, иллюстрацией М. Метерлинк «Синяя птица» | Знать, что драма – это вид литературного повествования. Иметь представление о том, что драматическое произведение принадлежит не только литературе, но и театру. Знать о композицион- ных особенностях пьесы (драмы): деление текста на действия, на отдельные картины, наличие списка действующих лиц, наличие авторских ремарок-комментариев | Групповой, индивидуальный, парный | нарисовать хижину дровосека, Тильтиля, Митиль; подготовиться читать картину первую по ролям | ||
6 | Константин Бальмонт «Аромат солнца» | Проблемные задания | Работа с текстом стихотворения Константин Бальмонт «Аромат солнца» (с. 92) | Уметь выразительно читать стихотворение, передавать характер и тональность произведения | Индивидуальный | переделать первую картину драмы в рассказ | |||
7 | Хокку Кобояси Исса | Проблемные задания, беседа | Работа с текстом стихотворения Хокку Кобояси Исса в переводе В. Марковой | Уметь сравнивать хокку: первое – поэтическое, во втором – более утонченное и поэтическое восприятие мира несмотря на то, что лирический герой начинает выражать его очень буднично | Групповой, индивидуальный | попробовать сочинить хокку о природе, о друзьях; принести фотографии, открытки для выставки «Необычный взгляд на мир» | |||
8-9 | Картинная галерея: А. Матисс «Красные рыбы», Г. Климт «Поле маков». Текст-описание (творческая работа) | Рассказ беседа | Работа с текстом стихотворения, | Иметь представление о создании образа в живописи | Коллективный | ||||
1–3 | Вселенная прозы. Автор – и великий актёр, и поэт | Антон Чехов «Гриша». Анри Матисс. «Семейный портрет». Павел Филонов «Семья крестьянина». Цель: знакомство с рассказом, написанным от лица автора; развитие умений нахождения ли- тературных приемов | Проблемные задания, беседа | Работа с текстом, иллюстрацией А. Чехов «Гриша»; картинная галерея: | Знать, что рассказ написан от лица автора, но мир в этом рассказе увиден глазами ребенка. Уметь: – пересказать отрывок текста; – видеть сравнение и под- ражание | Групповой | составьте рассказ «Новый мир» от лица Гриши | ||
4–5 | Антон Чехов «Бело-лобый» | Чтение, анализ текста | Работа с текстом Антон Чехов «Белолобый» | Знать, что рассказ написан от лица автора, но на мир автор старается смотреть глазами волчицы. Уметь найти прием олицетворения | Коллективный, индивидуальный | подумать над вопросом: почему автор учебника поместил этот рассказ А. П. Чехова в данную главу? | |||
6–10 | Саша Черный «Дневник Фокса Микки» | Проблемные задания | Работа с текстом учебника Саша Черный «Дневник Фокса Микки» | Знать, что жанр дневника, с одной стороны, ориентирован на то, чтобы его автор приоткрыл свой внутренний мир: мир своих переживаний, впечатлений, открытий; и это делает этот жанр родственным поэзии. С другой стороны, сама форма ведения дневника от первого лица роднит его с драматическим про- изведением, с театром одного актера | Индивидуальный, парный, коллективный | читать «Дневник...» (с. 115–119), подготовить рассказ о своей или соседской собаке на тему «Интересный случай в моей жизни» (от лица собаки), чтение главы «Я один» (с. 119–124) | |||
11 | Борис Кустодиев «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой» | Проблемные задания | Работа с иллюстрацией Б. Кустодиев «Портрет дочери Ирины с со- бакой Шумкой | Уметь найти средства вы-разительности в картине | Индивидуальный | ||||
12 | Экскурсия в музей изобразительного искусства | Наблюдение | Экспозиция музея | Уметь найти средства выразительности в картине | Коллективный | ||||
1–2 | Поэт, природа и время | Андрей Вознесенский «Жадным взором Василиска...», «Поставь в стакан...», «Выгнувши шею назад…». Цель: развитие уме- ний анализировать поэтическое произведение, находить такие средства | Упражнение | Работа с текстом стихотворения Андрей Вознесенский «Жадным взором Василиска...», «Поставь в ста-кан...», «Выгнувши шею назад…» | Уметь: – найти в стихотворении прием сравнения и гиперболы; – выделять такие средства выразительности как эпитет, обнаружить игру слов: астра– астронавты. Иметь представление о том, что у поэта рождаются необычные образы, ассоциации, сравнения, что поэт любит природу, смотрит на нее не баналь- ным, обыденным взглядом, а поэтическим | Индивидуальный, парный | подготовить выразительное чтение стихотворений наизусть (по выбору учащихся) | ||
3 | выразительности как эпитет, сравнение, гипербола и др. Стихи А. Вознесенского | Выразительное чтение, беседа | Уметь выразительно читать стихи | Коллективный | |||||
4-5 | Николай Асеев «Июнь». Ксения Некрасова «Весна». Николай Заболоцкий «Весна в лесу» | Выразительное чтение, беседа | Работа с текстом стихотворения Андрей Вознесенский | Иметь представление о звуковом образе летного и весеннего месяца, Уметь найти в тексте звукопись | Коллективный, индивидуальный | выучить наизусть одно из понравившихся стихотворений; нарисовать рисунки-иллюстрации; подготовить выразительное чтение | |||
6-7 | Пейзажи Клода Моне и Огюста Ренуара. Федор Тютчев «В небе тают облака…» | Проблемные задания, беседа | Работа с текстом стихотворения Николай Асеев «Июнь» | Уметь найти средства выразительности авторской поэзии, живописи | Индивидуальный, коллективный | ответить на вопрос, какие мысли из девятой главы вам близки | |||
8 | Сергей Козлов «Если меня совсем нет» | Чтение, ответы на вопросы | Работа с текстом стихотворения, | Уметь выделить повторы, которые создают какое-то тревожное и тоскливое настроение | Индивидуальный, парный | ||||
9 | Валентин Берестов «Вот и ландыш отцвел…» | Проблемные задачи | Работа с текстом стихотворения В. Берестов «Вот и ландыш отцвел…» | Уметь проникнуться переживаниями автора | Индивидуальный | ||||
10 | Картинная галерея. Картины художников о весне | Наблюдение | Работа с иллюстрациями Картины худож-ников о весне | Уметь наблюдать, анализировать | Индивидуальный | ||||
1–2 | Перекрёсток прозы, поэзии и драмы – человеческая душа | Александр Куприн «Слон». Цель: развитие уме- ний составления пла-на текста, выделения главной идеи | Составление плана | Работа с текстом С. Козлов «Если меня совсем нет», А. Фет «Воздушный город», Б. Заходер «Воздушные замки»; Ю. Мориц «Большой лошадиный секрет», В. Маяковский «А вы могли бы?» Картинная га- лерея: М. Чюр- ленис«Корабли», К. Петров-Водкин «Голова узбекского мальчика», П. Пикассо «Мать и дитя», М. Шагал «День рождения | Уметь составить план текста, пересказать по плану | Коллективный, индивидуальный | с. 158, ответить на вопросы; попробовать изобразить на рисунках свои мечты | ||
3-4 | Морис Карем «Ослик» Пикассо «Мать и дитя» | Проблемные задачи, беседа | Работа с текстом, с иллюстрацией Морис Карем «Ослик». Картина Пикассо «Мать и дитя» | Иметь представление о том, что произведения в учебнике связаны не по формально-тематическим признакам, но исходя из единства обсуждаемых проблем | Индивидуальный, коллективный | С. 146–159 | |||
5-6 | Афанасий Фет. «Воздушный город». Борис Заходер. «Воздушные замки». Картина М. Чюрлениса «Корабли». Картина Петрова-Водкина «Голова узбекского мальчика» | Проблемные задания, беседа | Работа с текстом, иллюстрацией А. Фет «Воздушный город», Б. Заходер «Воздушные замки», картины М. Чюр-лениса «Корабли», Петрова-Водкина «Голова узбекского мальчика» | Уметь различать разные функции художественного слова: лирическое настроение, контраст Иметь представление о том, что стихотворение не просто текст, но жизнь ума и сердца, плод фантазии и озарения из воздушных замков, которые бессмертны | Индивидуальный, парный | выучить понравившееся стихотворение наизусть; нарисовать (по желанию) иллюстрацию к стихотворению | |||
7 | Юнна Мориц «Большой лошадиный секрет» | Проблемные задания | Работа с текстом Юнна Мориц. «Большой лошадиный секрет» | Уметь увидеть образ лебединых лошадей – это образ с древними корнями | Коллективный | нарисовать лебединых лошадей | |||
8-9 | Фазиль Искандер «Рассказ о море» | Чтение, анализ текста | Работа с текстом Фазиль Искандер. «Рассказ о море» | Иметь представление о том, что это рассказ о духовном взрослении мальчика | Индивидуальный, коллективный | написать мини-сочинение «Что значит быть красивым человеком» | |||
10-11 | Сергей Козлов «Тёплым тихим утром посреди зимы». Сочинение сказки | Проблемные задания | Работа с текстом Сергей Козлов. «Тёплым тихим утром посреди зимы» | Иметь представление о кумулятивной цепочке | Индивидуальный | прочитайте другие произведения этого писателя | |||
12 | Владимир Маяковский «А вы могли бы?». Картина М. Шагала «День рождения» | Упражнение в чтении, описание картины | Работа с текстом, иллюстрацией В. Маяковский «А вы могли бы?», картина М. Шагала «День рождения» | Уметь выразительно чи-тать стихотворение, передавать характер и тональность произведения | Индивидуальный, коллективный | сочинить рассказ по картине на тему «Необычный взгляд на мир М. Шагала» или «Что я понял, рассмотрев картину М. Шагала «День рождения» | |||
13-17 | Рассказы Н. Носова | Работа с текстом, викторина | Работа с текстом | Уметь анализировать текст | Коллективный | ||||
18 | Обобщение по теме | Конкурс чтецов | Работа с текстами Тексты учебника | Уметь выразительно читать стихотворение | Групповой | ||||
19 | «Страна Литературия» | Праздник | Коллективный | ||||||
20 | Экскурсия в музей изобразительного искусства | Наблюдение | Уметь наблюдать, анализировать | Коллективный |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 3 класс
Развернутое календарно - тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса в соответствии с УМК "Школа России "...
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 4 класс
Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е изд....
календарно-тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению) 1 класс "Школа России" ФГОС
календарно-тематическое планирование по обучению чтению с описанием предметных, личностных и метапредметных УУД...
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.
Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....
Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...
Тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса , составленное на основе предметной линии учебников "Литературное чтение"Л. Климанова, Бойкина 1 -4
Наименование учебного предмета Литературное чтение Класс 3 Срок реализации программы, учебный год 201...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...