Тематическое планирование по литературному чтению
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Бурова Светлана Григорьевна

Тематическое планироавнаие по литературному чтению 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_tem_pl_4_kl.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/

п

Наименование раздела программы

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Д/з

Дата проведения

план

факт

1–2

Народное творчество: время как природа. Власть времени над человеком

Пословицы и поговорки о земледелии. Картинная галерея: В. Перов «Портрет Даля»

Проблемные задания

Работа со словарем В. Даль «Пословицы русского народа»

Иметь представление

о фольклорных произведениях

Коллективный

иллюстрирование пословиц

3–4

Сказка «Морской царь и Василиса Премудрая» из сборника А. Афанасьева

Упражнения

в чтении

Работа с текстом А. Афанасьев «Сборник сказок»

Уметь отличать волшебную сказку от сказки о жи-вотных

Парный, индивидуальный

принести книги русских народных сказок;

читать волшебные сказки;

ответить на вопросы

5–7

Былина «Садко».

Картинная галерея:

Н. Рерих

Проблемные задания

Работа с текстом Н. Рерих «Заморские гости»

Уметь отличать былину от сказки

Парный

перечитать былину,

дать характеристику главному герою – Садко, проиллюстрировать

1

Авторская литература: время во власти человека

«Время во власти человека». Джанни Родари. «Старинный календарь планеты Новогодних Елок»

Упражнение

в чтении, беседа

Работа с текстом Джанни Родари

Уметь отличать авторскую сказку от народной, находить пословицы в тексте сказки

Коллективный

написать сочинение-описание на тему «Планета моей мечты»; узнать об авторе, подобрать пословицы о времени

2

А. Вознесенский

Анализ, сравнение

А. Вознесенский (портрет), сборник стихов

Уметь воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении

Индивидуальный

читать книги Е. Велтистова «Миллион и один день каникул», К. Булычева «Сто лет тому вперед»

3

Ф.Тютчев «Весенние воды».

Н. Матвеева
«В лощинах снег»

Упражнение

в чтении, проблемные задания

Работа со словарем литературных терминов Ф. Тютчев, словарь литературных терминов

Уметь находить в стихотворении слова, содержащие звукопись, сравнения, олицетворения, рифмующие слова

Индивидуальный, групповой

Выучить наизусть, выразительно прочитать

4

Борис Пастернак «Опять весна».

Картинная галерея: В. Серова «Зимой».

А. Ахматова «Перед весной»

Упражнение

в чтении, описание картины

Работа с иллюстрацией Картина
В. Серова «Зимой»

Уметь находить средства художественной выразительности

Коллективный,

индивидуальный

подумайте и ответьте, в каком из трех стихотворений лучше всего передано течение времени

1–2

Крутим барабан времени

Л. Андреев. «Петька на даче»

Проблемные задания

Работа с текстом Л. Андреев

Уметь:

– выделять признаки исторического времени: язык героя, обороты речи;

– делить текст на части, составлять план

Коллективный, парный

перечитать рассказ, подумать, как меняется Петька, его характер и отношение к окружающему миру

3

«Договор об отдаче мальчика в науку цирульному мастерству».

Картинная галерея: В. Маковский «Свидание»

Проблемные задания

Работа с текстом

Коллективный

ответить на вопросы, нарисовать иллюстрацию к рассказу

4–5

А. Чехов «Ванька».

Картинная галерея:

В. Маковский «Две матери», Н. Богданов-Бельский «Дети»

Беседа, сравнение, рисование словесных картин

Работа с текстом, работа с иллюстрацией А. Чехов «Ванька»

Уметь охарактеризовать главного героя, сравнить героев двух произведений

Индивидуальный

самостоятельное чтение рассказа; составление плана

6

В. Берестов «Драконил»

Упражнение

в чтении

Работа со стихами (анализ, выразительное чтение) Стихи В. Берестова

Уметь выделять ценности лирических героев: общение, игра, дружба, изобретательность

Индивидуальный

7

В. Берестов «Разлука»

Проблемные  задания

Уметь находить риторические вопросы

Индивидуальный

выучить стихотворение

8

В. Берестов «Фантики», «Девочка»

Проблемные задания

Уметь передавать при чтении характер и тональность лирического произведения

Групповой

выучить стихотворение

9

В. Берестов «Братья», «Лапта»

Проблемные задания

Стихи В. Берестова

Уметь выделять части

в стихотворении

Коллективный

найти сборники стихов В. Берестова, выучить наизусть понравившееся стихотворение

10

В. Берестов «Плащ», «Семейная фотография»

Работа над выразительным чтением

Уметь видеть в жизненном опыте мальчиков островки детства, надежды, вос-

поминаний

Парный

1–5

Реальный и волшебный миры в авторской волшебной сказке

Э. Т. А. Гофман «Щелкунчик и Мы-шиный Король»

Упражнение

в чтении

Работа с текстом, составление плана текста Гофман «Щелкунчик»

Уметь воспринимать несколько сюжетных линий, сопоставлять разновременные события

Парный

читать с. 86–107

6–8

М. Волошин «Зеленый вал». Картинная галерея: И. Айвазовский «Девятый вал», Ф. Васильев «Перед грозой»

Упражнение, анализ

Работа с текстом, иллюстрациями Картинная га-лерея: Ф. Васильев

Уметь находить прием контраста, сравнивать, сопоставлять

Групповой

выразительное чтение стихотворения наизусть

9

Д. Самойлов «Красная осень»

Проблемные задания

Работа с иллюстрацией Д. Самойлов «Красная осень»

Уметь находить приемы сравнения

Коллективный

10-11

Работа по развитию связной речи: описание картины

Составление плана, текст-описание

Картинная га-лерея: И. Айвазовский

Уметь составлять текст- описание на основе прочитанного, использовать средства художественной выразительности

Индивидуальный

1

Авторская поэзия: мастерская стиха

Владимир Маяковский «Тучкины штучки».

Цель: знакомство с авторской поэзией, развитие умений выявлять авторское отношение к героям

Упражнение

в чтении, беседа

Работа с текстом, наблюдение за облаками В. Маяковский «Тучкины штучки»

Уметь найти рифмующиеся слова.

Знать парную рифму

в детских стихах, в устном народном творчестве и во «взрослой» поэзии

Индивидуальный

выучить стихотворение наизусть

2

Александр Пушкин «Зимняя дорога»

Упражнение

в чтении, беседа

Работа с аудиозаписью, с текстом стихотворения Аудиозапись:

А. Пушкин «Зимняя дорога», СD «Шедевры русской живописи»

Уметь выразительно чи-

тать стихотворение, передавать характер и тональность произведения

Индивидуальный

выучить отрывок наизусть или сочинить свои стихи

3–4

Андрей Белый. «Весна». Федор Тютчев. «Как весел грохот...». Самуил Маршак «Как поработала зима...»

Упражнение
в чтении

Работа с текстом стихотворения А. Белый «Весна», Ф. Тютчев

«Как весел грохот...»,

С. Маршак «Как поработала зима...»

Уметь находить рифму

Групповый, индивидуальный

5

Александр Пушкин «Зима!.. Крестьянин, торжествуя»

Практическая работа

Работа с текстом стихотворения А. Пушкин. «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»

Уметь выразительно читать стихотворение

Индивидуальный, парный

выучить отрывок наизусть или сочинить свои стихи

6–7

Афанасий Фет «Это утро, радость эта...».

Стихи А. Фета

Упражнение

в чтении

Работа с текстом стихотворения А. Фет. «Это утро, радость эта...»

Уметь найти средства художественной выразительности в стихотворении

Индивидуальный, парный

составить рассказ по одной  из картин художника

8

В. Хлебников «Заклятие смехом»

Практическая работа

Работа с текстом стихотворения,
с иллюстрацией В. Хлебников «Заклятие сме-хом»; картин-

ная галерея:
А. Лентулов «Василий Блаженный»,

В. Кандинский «Два овала»

Иметь представление

об особенностях построения такого жанра, как заклятие

Коллективный

составить рассказ по одной  из картин художника

9

Исса. Хокку про гусей Японии.

Исса. Хокку про муравьиную тропу.

Исса. Хокку про пугала

Проблемные задания, беседа

Работа с текстом стихотворения,
с иллюстрацией Два трехстишия
 Исса в трех переводах (В. Марковой, А. Долина,
Т. Соколовой-Делюсиной); трехстишие Исса в двух переводах (В. Марковой, А. Долина), трехстишие Кикаку в двух переводах (В. Марковой, А. Долина)

Уметь сравнивать стили перевода хокку у разных авторов, находить приемы контраста в стихотворениях

Групповой, индивидуальный

попробовать сочинить свое хокку или проиллюстрировать хокку, представленные в учебнике

10

Кикаку. Хокку

про снег. Картинная галерея: Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка». Творческая работа

Картинная галерея: Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка»

1–2

Планета поэзии. От великого до малого

Гимн Природе. Государственный гимн РФ. Картинная галерея: К. Петров-Водкин «Купание красного коня», болгарская икона «Св. Димитрий».

Цель: развитие представлений о по-

эзии, воспевающей любовь к Отечеству, умений нахождения средств художественной выразительности

Проблемные задания

Работа с текстом стихотворения,
с иллюстрацией
 Античный «Гимн Природе», гимн России, картинная галерея: К. Петров-Водкин «Купание крас-ного коня», бол-гарская икона «Св. Димитрий

Знать, что поэзия может говорить о любви к Отечеству.

Уметь обнаружить сходство композиций болгарской иконы «Св. Димитрий» и картины К. Петрова-Водкина «Купание красного коня»

Индивидуальный, коллективный

выучить наизусть гимн Российской Федерации

3-4

Михаил Лермонтов «Бородино»

Проблемные задания, беседа

Работа с текстом стихотворения, с иллюстрациями Аудиозапись:

М. Лермонтов «Бородино»,

иллюстрации

Уметь выразительно чи-тать стихотворение, передавать эмоционально содержание произведения

Индивидуальный

выразительное чтение (по желанию выучить наизусть)

5-6

Валентин Берестов

«Прогулки с Чуковским», «Сиротская зима», «В эвакуации», «А как мы фронту помогали», «Мир»

Упражнение

в чтении, беседа

Работа с текстом стихотворения Валентин Берестов «В эвакуации», «А как мы фронту помогали», «Мир»

Уметь найти приемы сравнения и контрастов как выразительные средства

Фронтальный

подготовить выразительное чтение стихов, посвященных определенной исторической теме

7

Стихи Р. Гамзатова и Дж. Родари о войне

Упражнение

в чтении, беседа

Работа с текстом стихотворений

Уметь найти выразительные средства

Индивидуальный

8-9

Картинная галерея: К. Петров-Водкин «Смерть комиссара», «Тревога», «Селедка». Описание картины (творческая работа)

Проблемные задания

Работа с иллюстрациями Картинная га-лерея: К. Петров-Водкин «Смерть комис-

сара», «Тревога», «Селедка»

Уметь найти средства выразительности в картинах, понять, что натюр-

морт – жанр живописи, который рассказывает

не столько о предметах, сколько о людях

Коллективный

1–5

Мир драмы. Где искать автора

Морис Метерлинк. Синяя птица.

Цель: знакомство с драмой, ее композиционными особенностями

Проблемные задания, беседа

Работа с текстом, иллюстрацией М. Метерлинк «Синяя птица»

Знать, что драма – это вид литературного повествования.

Иметь представление

о том, что драматическое произведение принадлежит не только литературе, но и театру.

Знать о композицион-

ных особенностях пьесы (драмы): деление текста на действия, на отдельные картины, наличие списка действующих лиц, наличие авторских ремарок-комментариев

Групповой, индивидуальный, парный

нарисовать хижину дровосека, Тильтиля, Митиль; подготовиться читать картину первую по ролям

6

Константин Бальмонт «Аромат солнца»

Проблемные задания

Работа с текстом стихотворения Константин Бальмонт «Аромат солнца» (с. 92)

Уметь выразительно читать стихотворение, передавать характер и тональность произведения

Индивидуальный

переделать первую картину драмы в рассказ

7

Хокку Кобояси Исса

Проблемные задания, беседа

Работа с текстом стихотворения Хокку Кобояси Исса в переводе В. Марковой

Уметь сравнивать хокку: первое – поэтическое, во втором – более утонченное и поэтическое восприятие мира несмотря на то, что лирический герой начинает выражать его очень буднично

Групповой, индивидуальный

попробовать сочинить хокку о природе, о друзьях; принести фотографии, открытки для выставки «Необычный взгляд на мир»

8-9

Картинная галерея: А. Матисс «Красные рыбы», Г. Климт «Поле маков». Текст-описание (творческая работа)

Рассказ беседа

Работа с текстом стихотворения,
с иллюстрацией
 Картинная га-лерея: А. Матисс «Красные рыбы», Г. Климт «Поле маков»

Иметь представление

о создании образа в живописи

Коллективный

1–3

Вселенная прозы. Автор – и великий актёр, и поэт

Антон Чехов «Гриша». Анри Матисс. «Семейный портрет». Павел Филонов «Семья крестьянина».

Цель: знакомство с рассказом, написанным от лица автора; развитие умений нахождения ли-

тературных приемов

Проблемные задания, беседа

Работа с текстом, иллюстрацией А. Чехов «Гриша»; картинная галерея:
А. Матисс «Се-мейный портрет», П. Филонов «Семья крестьянина»

Знать, что рассказ написан от лица автора, но мир

в этом рассказе увиден глазами ребенка.

Уметь:

– пересказать отрывок текста;

– видеть сравнение и под-

ражание

Групповой

составьте рассказ «Новый мир» от лица Гриши

4–5

Антон Чехов «Бело-лобый»

Чтение, анализ текста

Работа с текстом Антон Чехов «Белолобый»

Знать, что рассказ написан от лица автора,

но на мир автор старается смотреть глазами волчицы.

Уметь найти прием олицетворения

Коллективный, индивидуальный

подумать над вопросом: почему автор учебника поместил этот рассказ А. П. Чехова в данную главу?

6–10

Саша Черный «Дневник Фокса Микки»

Проблемные задания

Работа с текстом учебника Саша Черный                                                                                                                                                             «Дневник Фокса Микки»

Знать, что жанр дневника, с одной стороны, ориентирован на то, чтобы

его автор приоткрыл свой внутренний мир: мир своих переживаний, впечатлений, открытий;

и это делает этот жанр родственным поэзии.

С другой стороны, сама форма ведения дневника от первого лица роднит его с драматическим про-

изведением, с театром одного актера

Индивидуальный, парный, коллективный

читать «Дневник...» (с. 115–119), подготовить рассказ о своей или соседской собаке на тему «Интересный случай в моей жизни» (от лица собаки), чтение главы «Я один» (с. 119–124)

11

Борис Кустодиев

«Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой»

Проблемные задания

Работа с иллюстрацией Б. Кустодиев «Портрет дочери Ирины с со-

бакой Шумкой

Уметь найти средства вы-разительности в картине

Индивидуальный

12

Экскурсия в музей изобразительного искусства

Наблюдение

Экспозиция музея

Уметь найти средства выразительности в картине

Коллективный

1–2

Поэт, природа и время

Андрей Вознесенский «Жадным взором Василиска...», «Поставь в стакан...», «Выгнувши шею назад…».

Цель: развитие уме-

ний анализировать поэтическое произведение, находить такие средства

Упражнение
в чтении, беседа, анализ стихотворения

Работа с текстом стихотворения Андрей Вознесенский «Жадным взором Василиска...», «Поставь в ста-кан...», «Выгнувши шею назад…»

Уметь:

– найти в стихотворении прием сравнения и гиперболы;

– выделять такие средства выразительности как эпитет, обнаружить игру слов: астра– астронавты.

Иметь представление

о том, что у поэта рождаются необычные образы, ассоциации, сравнения, что поэт любит природу, смотрит на нее не баналь-

ным, обыденным взглядом, а поэтическим

Индивидуальный, парный

подготовить выразительное чтение стихотворений наизусть (по выбору учащихся)

3

выразительности как эпитет, сравнение, гипербола и др.

Стихи А. Вознесенского

Выразительное чтение, беседа

Уметь выразительно читать стихи

Коллективный

4-5

Николай Асеев «Июнь». Ксения Некрасова «Весна».

Николай Заболоцкий «Весна в лесу»

Выразительное чтение, беседа

Работа с текстом стихотворения Андрей Вознесенский

Иметь представление

о звуковом образе летного и весеннего месяца, Уметь найти в тексте звукопись

Коллективный, индивидуальный

выучить наизусть одно из понравившихся стихотворений; нарисовать рисунки-иллюстрации; подготовить выразительное чтение

6-7

Пейзажи Клода Моне и Огюста Ренуара. Федор Тютчев «В небе тают облака…»

Проблемные задания, беседа

Работа с текстом стихотворения Николай Асеев «Июнь»

Уметь найти средства выразительности авторской поэзии, живописи

Индивидуальный, коллективный

ответить на вопрос, какие мысли из девятой главы вам близки

8

Сергей Козлов «Если меня совсем нет»

Чтение, ответы на вопросы

Работа с текстом стихотворения,
с иллюстрацией Пейзажи Клода Моне и Огюста Ренуара. Ф. Тютчев «В небе тают облака…»

Уметь выделить повторы, которые создают какое-то тревожное и тоскливое настроение

Индивидуальный, парный

9

Валентин Берестов «Вот и ландыш отцвел…»

Проблемные задачи

Работа с текстом стихотворения

В. Берестов «Вот и ландыш отцвел…»

Уметь проникнуться переживаниями автора

Индивидуальный

10

Картинная галерея.

Картины художников о весне

Наблюдение

Работа с иллюстрациями Картины худож-ников о весне

Уметь наблюдать, анализировать

Индивидуальный

1–2

Перекрёсток прозы, поэзии и драмы – человеческая душа

Александр Куприн «Слон».

Цель: развитие уме-

ний составления пла-на текста, выделения главной идеи

Составление плана

Работа с текстом

С. Козлов «Если меня совсем нет»,

А. Фет «Воздушный город»,

 Б. Заходер «Воздушные замки»;

Ю. Мориц

«Большой лошадиный секрет»,

В. Маяковский «А вы могли бы?»

Картинная га-

лерея: М. Чюр-

ленис«Корабли», К. Петров-Водкин «Голова узбекского мальчика»,

 П. Пикассо «Мать и дитя», М. Шагал «День рождения

Уметь составить план текста, пересказать по плану

Коллективный, индивидуальный

с. 158, ответить на вопросы; попробовать изобразить на рисунках свои мечты

3-4

Морис Карем «Ослик»

Пикассо «Мать и дитя»

Проблемные задачи, беседа

Работа с текстом,

с иллюстрацией Морис Карем  «Ослик». Картина Пикассо «Мать и дитя»

Иметь представление

о том, что произведения в учебнике связаны не по формально-тематическим признакам, но исходя из единства обсуждаемых проблем

Индивидуальный,

коллективный

С. 146–159

5-6

Афанасий Фет. «Воздушный город». Борис Заходер. «Воздушные замки».

Картина М. Чюрлениса «Корабли». Картина Петрова-Водкина «Голова узбекского мальчика»

Проблемные задания, беседа

Работа с текстом, иллюстрацией А. Фет «Воздушный город», Б. Заходер «Воздушные замки», картины М. Чюр-лениса «Корабли», Петрова-Водкина «Голова узбекского мальчика»

Уметь различать разные функции художественного слова: лирическое настроение, контраст Иметь представление

о том, что стихотворение не просто текст, но жизнь ума и сердца, плод фантазии и озарения из воздушных замков, которые бессмертны

Индивидуальный, парный

выучить понравившееся стихотворение наизусть; нарисовать (по желанию) иллюстрацию к стихотворению

7

Юнна Мориц «Большой лошадиный секрет»

Проблемные задания

Работа с текстом Юнна Мориц. «Большой лошадиный секрет»

Уметь увидеть образ лебединых лошадей –

это образ с древними корнями

Коллективный

нарисовать лебединых лошадей

8-9

Фазиль Искандер «Рассказ о море»

Чтение, анализ текста

Работа с текстом Фазиль Искандер. «Рассказ

о море»

Иметь представление

о том, что это рассказ

о духовном взрослении мальчика

Индивидуальный, коллективный

написать мини-сочинение «Что значит быть красивым человеком»

10-11

Сергей Козлов «Тёплым тихим утром посреди зимы».

Сочинение сказки

Проблемные задания

Работа с текстом Сергей Козлов. «Тёплым тихим утром посреди зимы»

Иметь представление

о кумулятивной цепочке

Индивидуальный

прочитайте другие произведения этого писателя

12

Владимир Маяковский «А вы могли бы?». Картина

М. Шагала «День рождения»

Упражнение

в чтении, описание картины

Работа с текстом,  иллюстрацией В. Маяковский «А вы могли бы?», картина М. Шагала «День рождения»

Уметь выразительно чи-тать стихотворение, передавать характер и тональность произведения

Индивидуальный, коллективный

сочинить рассказ по картине на тему «Необычный взгляд на мир М. Шагала» или «Что я понял, рассмотрев картину М. Шагала «День рождения»

13-17

Рассказы Н. Носова

Работа с текстом, викторина

Работа с текстом

Уметь анализировать текст

Коллективный

18

Обобщение по теме

Конкурс чтецов

Работа с текстами Тексты учебника

Уметь выразительно читать стихотворение

Групповой

19

«Страна Литературия»

Праздник

Коллективный

20

Экскурсия в музей изобразительного искусства

Наблюдение

Уметь наблюдать, анализировать

Коллективный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 3 класс

Развернутое календарно - тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса в соответствии с УМК "Школа России "...

Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 4 класс

Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е изд....

календарно-тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению) 1 класс "Школа России" ФГОС

календарно-тематическое планирование по обучению чтению с описанием предметных, личностных и метапредметных УУД...

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.

Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...

Тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса , составленное на основе предметной линии учебников "Литературное чтение"Л. Климанова, Бойкина 1 -4

   Наименование учебного предмета Литературное чтение           Класс  3    Срок реализации программы, учебный год 201...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...