Урок по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Урок по литературному чтению во 2 классе по теме Г.Х.Андерсен "Гадкий утёнок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению во 2 «А» классе по произведению Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок»
( с использованием ИКТ технологий)
Цели урока
- раскрыть идейно-образное содержание сказки, в ходе разговора выяснить понятие внутренней и внешней красоты человека; выявить нравственные уроки произведения;
- развивать речь, мышление, память, аналитико-синтетические навыки учащихся, совершенствовать навыки выразительного чтения, связной речи, развитие критического мышления и творческих способностей путём использования современных образовательных технологий (составление синквейнов, применение проектной деятельности учащихся);
- прививать интерес к чтению.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Проверка домашнего задания
Слайд 1 Пословица гласит: “Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок”.
Составление кластера к понятию «сказка» (коллективная работа).
Слайд 2 - Сегодня мы продолжаем работу над произведением Г. Х. Андерсена “Гадкий утёнок”, которое даёт нам уроки жизни, а какие мы выясним. Но сначала проверим домашнее задание. Проверим, как вы знаете содержание. Давайте попробуем разгадать кроссворд. Слайды 3 - 10
1) | у | т | ё | н | о | к | ||||||||
| 2) | с | е | р | ы | й | ||||||||
3) | у | т | к | а | ||||||||||
|
| 4) | с | ы | н | о | ч | е | к | |||||
5) | л | е | т | о | ||||||||||
| 6) | к | о | т | ||||||||||
7) | к | у | р | и | ц | а |
- Главный герой сказки?
- Какого цвета он был?
- “Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!” - кто так сказал?
- Как называла старуха кота?
- Время года, когда появились на свет утята?
- Житель избушки?
- Кого называли Коротконожкой?
- Какое ключевое слово у нас появилось?
3. Постановка учебной задачи
- Ребята, как вы считаете, что такое красота?
Давайте посмотрим, как даёт толкование этому слову Сергей Иванович Ожегов Слайд 11
Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.
- А красивый - это какой?
Посмотрим в словарь: Слайд 12
Красивый – доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью, прекрасный.
- Как считаете, если человек красивый, приятный внешне, он хорош во всём?
Учитель: значит, мы говорим о красоте внешней и внутренней.
О внешней красоте мы узнаём сразу. Но вот как распознать внутреннюю красоту? (по поступкам и делам)
- Как вы считаете хорошо быть красивым?
- А некрасивым? Почему?
- Кому в жизни легче?
- А если внешне некрасив, то как сделать так, чтобы люди полюбили тебя? (обладать хорошими качествами….)
- Как это происходит в жизни, мы ещё мало знаем. Попробуем увидеть это в нашей сказке.
4. Совместный поиск решения учебной задачи
- Открываем книги и отправляемся в сказку.
- Давайте прочитаем, как начинается сказка - А вы были за городом?
- Что хотел показать автор этими строчками?
Рисуя красивый пейзаж, сказочник как бы проводит сравнение, сопоставляет. Среди этой прекрасной, красивой природы появляется гадкий утёнок.
- Каким оказался по мнению утки последний утёнок? Найдите в тексте. - Как вы понимаете слово гадкий?
- Давайте посмотрим в словаре. Слайд 13
Гадкий – очень плохой, мерзкий, вызывающий отвращение, презрение.
Слайды 14, 15 - Посмотрите на иллюстрацию. Вместе с этим гадким утёнком мы сегодня как бы пройдём все этапы его жизни, чтобы понять – какие уроки даёт жизнь главному герою. Попробуем составить его характеристику на каждом этапе жизни.
- Утёнок родился, что про него говорят? Какой он?
Слайд 16
Утёнок
- гадкий
- ужасный урод
- Кто про него так сказал?
- Должна ли была мама утка так говорить?
- Что оправдывает её? (то, что она мачеха, утёнок не её сын)
- Как можно назвать этот этап жизни утёнка?
1. Не такой как все
Давайте добавим это в характеристику.
Слайд 17
- Куда отправилась утка со своей семьёй? (к большой канаве)
- Как утята учились плавать?
- Как плавал серый утёнок? Найдите в тексте. - Почему засомневалась утка? ( утёнок хорошо плавал)
Что добавим ещё в характеристику утёнка? (хорошо плавает)
Слайд 17
Утёнок
- гадкий
- ужасный урод
- хорошо плавает
- Найдите отрывок в тексте, в котором утка знакомит с обитателями птичьего двора. Как по-другому называет утка птичий двор? Прочитайте. - Как вы понимаете слово общество?
- Давайте посмотрим, как даёт толкование этому слову С. И. Ожегов.
Слайд 18
Общество –
Физминутка. «Танец маленьких утят»
- Что говорят про утёнка обитатели птичьего двора? Какой он?
- Давайте дополним нашу характеристику
Слайд 19
- большой и несуразный
- бедняга
- слишком велик
- Что сказала мама утка?
Слайд 20
- некрасив, но у него доброе сердце
- Как относились к серому утёнку жители двора?
- Почему они так относились?
- Имели ли они все на это право?
- Это говорили животные, а может люди относились к утёнку по другому?
- Как вы относитесь к девочке, кормящей кур?- Что сказала мать и родные братья и сёстры. Найдите в тексте
- Что произошло с уткой, почему она опять так изменилась? (дело не в утке, а в обитателях птичьего двора…)
- Почему убежал утёнок с птичьего двора?
- Как вы думаете почему утёнок молча и терпеливо сносил все обиды и унижения? Ведь он был крупнее, сильнее многих обитателей птичьего двора? Разве нельзя было больно клюнуть молодого петушка, или ущипнуть ту же птичницу?
- Как можно назвать этот этап жизни утёнка?
2. Унижение
- Какой выход нашёл для себя утёнок? Почему?
- Куда убежал утёнок с птичьего двора? (на болото)
- Что-то изменилось в его жизни?
- Что сказали про него дикие утки? Найдите в тексте Учитель: он опять почувствовал себя отверженным.
- Как говорят о нём гуси? ( ты такой чудной, забавен)
- Был ли рад хоть один раз утёнок своему безобразию? Когда? Найдите в тексте. - Почему не остался утёнок жить на болоте? (одиночество)
- Какой ещё этап жизни мы проследили?
3. Одиночество
- Какой выход нашёл для себя утёнок?
- Куда он убежал? Найдите эту часть в тексте.
- Давайте прочитаем её в лицах.
- Сколько нам потребуется человек? (Автор, курица, утёнок, старуха, кот, )
- Какими были кот и курица?
- Постарайтесь при чтении передать интонацию героев.
- Что дают понять утёнку курица и кот? ( Если не можешь нести яйца….. тебе здесь не место)
- Почему утёнку пришлось уйти из избушки, где можно было безобидно и сыто провести остаток жизни? ( ограничен в свободе)
- Какой этап жизни утёнка мы проследили?
4. Ограничение в свободе. Непонимание
- Куда уходит утёнок? (куда глаза глядят)
- Что пришлось испытать утёнку? ( голод, холод)
- Какой ещё выделим этап жизни утёнка?
5. Холод, голод
- Почему, увидев красивых птиц утёнок не позавидовал им?
- Что ещё можно добавить в характеристику героя?
Слайд 21 не завистлив
- Что испытывал утёнок, перенеся такие тяжёлые жизненные испытания, увидев красивых птиц?
Учитель зачитывает текст (Он не мог…. Красивым как они)
- Он был рад - радёхонек, если хоть утки не отталкивали его от себя. Бедный гадкий утёнок!
- Что хотел сказать автор этими строками?
- Что произошло с наступлением зимы?
- Как назовём этот этап жизни утёнка?
6. Чуть не умер
- Почему утёнок ушёл от крестьянина? ( потерял веру в добро)
- Ребята, а как вы считаете, почему автор не описывает всех мучений и страданий, которые перенёс утёнок в эту зиму?
Учитель: но вот пришла весна. Найдите в тексте, что подумал утёнок, когда увидел прекрасных птиц?
- Как можно назвать этот этап жизни?
7. Желание умереть
- Кем стал утёнок?
- Обрадовался ли утёнок, когда понял, что он прекрасный лебедь? Почему утёнок испытывает такое сильное чувство счастья? Найдите в тексте- Какой он теперь, что про него говорят?
Слайд 22
Лебедь
- крепкий
- большой
Слайд 23
- красивее всех
Слайд 24
- молоденький
Слайд 25
- Прелестный
Слайд 26
- Счастливый
Слайд 27
- самый прекрасный среди прекрасных лебедей
- Прощает ли утёнок своих обидчиков? Подтвердите словами из текста. - Что значит ликующий крик? (торжественный, восторженный, радостный)
- Давайте посмотрим, каким был утёнок сначала, а каким стал потом.
Слайд 28
Составление кластера: утенок, лебедь (по вариантам)
Утёнок | Лебедь |
гадкий | крепкий |
ужасный урод | большой |
большой и несуразный лучше всех |
|
не такой как все красивее всех |
|
бедняга | молоденький |
некрасив, но у него доброе сердце | прелестный |
слишком велик | счастливый |
не завистлив | прекрасный среди прекрасных лебедей |
5. Вывод
- Ребята, как вы понимаете, что такое красота внешняя и внутренняя?
Учитель: Все те, с кем встречался утёнок, не были уродами, некрасивыми, но обладали такими чертами характера как злоба, зависть, черствость. В них не было внутренней красоты, душевной.
А нашего героя, который был внешне неприятен, ужасный урод автор вознаградил. Он стал прекрасным лебедем. За что?
- Как вы считаете, а в жизни такое может быть?
- Каждый из вас получил свой моральный урок из этой сказки. Какой?
- Самое главное доброта, бескорыстие, а не внешний вид.
- Кто много страдал, но не озлобился, тот достигает счастья.
- Нельзя судить по внешности, надо судить по делам и поступкам.
- Нельзя высмеивать недостатки других.
- Добро всегда побеждает зло.
- Человек может быть красив не только внешне, но и красив душой, поступками. Если человек красив душой, то его недостатков люди не замечают, если узнают его лучше.
Слайд 29
6. Домашнее задание
7. Итог урока
- Прочитайте пословицы и выберите те, которые подойдут к этой сказке
Слайд 30
- Красивый вид человека не портит.
- Некрасив собой, но красив душой.
- Суди не по внешности, а суди по делам.
- Кому, что идёт, то и красиво.
- Не красна изба углами , а красна пирогами.
- Объясните их смысл.
Составление синквейна на основе произведения по самостоятельному выбору учащихся.
Например, о главном герое сказки или о его авторе и т.п.
- Как сказочник относится к своему герою?
- Г. Х. Андерсену в своей жизни пришлось тоже нелегко. Но он смог из гадкого утёнка превратится в прекрасного лебедя и написать много сказок для детей. Жизнь его тоже оказалась нелёгкой.
Резерв.
Сообщение ребёнка Слайды 31 - 39
Андерсен всю свою жизнь умел радоваться, хотя детство его не давало для этого никаких оснований.
Родился он в 1805 году в датском городе Одензе в семье сапожника.
Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью его семьи была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землёй, где разрастался лук, и несколько вазонов на окнах, в которых цвели тюльпаны.
Их запах сливался с перезвоном колоколов, стуком отцовского сапожного молотка, лихой дробью барабанщиков около казармы, свистом флейты бродячего музыканта и хриплыми песнями матросов, выводивших по каналу неуклюжие барки в соседний залив.
Во всём этом разнообразии людей, небольших событий, красок и звуков, окружавших тихого мальчика, он находил повод для того, чтобы радоваться и выдумывал всякие истории.
Над ним потешались и дразнили фантазёром.
Но Ганс Христиан Андерсен вырос и стал писателем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)
В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...