Урок литературного чтения в 1 классе по теме "Буква "Ш", звук [ш]
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Урок литературного чтения в 1 классе по теме: "Буква "Ш", звук [ш] по программе "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obucheniya_gramote_bukva_sh.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5» г. Курчатова

Урок литературного чтения в 1 классе

(УМК «Начальная школа XXI века»)

по теме: «Буква «Ш», звук [ш]»

                           Провела Маленкина

Валентина Григорьевна,

учитель начальных классов

Тип урока: урок – открытие новых знаний.

Цель: создать условия для ознакомления учащихся и изучения звука [ш], букв Ш, ш; развитие речи, памяти, мышления.

Планируемые результаты:

  • – распознают в словах и характеризуют звук [ш], как согласный, глухой и всегда твёрдый,
  • – обозначают буквой,
  • – устанавливают на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и,
  • – читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания,
  • – отвечают на вопросы, выделяют главную мысль, озаглавливают текст.

Личностные результаты:

  • – эмоциональное проживание текстов, иллюстрации, осмысление своей работы на уроке.

Универсальные учебные действия:

  • Регулятивные: соотносят результат со своей деятельностью и оценивают его.
  • Познавательные: общеучебные – отличают новое от уже известного; логические – характеризуют букву Ш.
  • Коммуникативные: учатся выполнять различные роли в коллективе.

Основное содержание темы, понятия и термины: твёрдый глухой согласный звук [ш], буквы Ш, ш; слого-звуковой анализ слов; правописание сочетания ши.

                                                     

I. Введение в тему урока.

Шорох, шептанье, шумок за окном,

Шлёпанье лёгкое… Кто это? Гном?

Ш-ш-ш! Там за шторами возле окна,

Шустрым мышонком шуршит тишина.        ( В. Лунин.)

- Какой звук повторяется в словах? Ш

II. Тема урока.

- Кто догадался, какая у нас тема урока? Чему будем учиться?

Звук ш, буквы ш, Ш. Чтение слов и слогов с этими буквами.

- За работу, в добрый час!

III. Работа по теме урока.

1. Характеристика звука «Ш»

Сегодня у нас в гостях три героя (рисунки кошки, девочки и мышонка).

а) Мягкие лапки,

 а в лапках царапки. (Кошка)

б)Живёт в норке,

Грызёт корки,

Короткие ножки,

Боится кошки. (Мышонок)

«Путаница»

В названии третьего героя перепутались слоги. Попробуйте восстановить их порядок  КА- ДЕ-ВОЧ

Догадайтесь, как их зовут. Игра «Сюрприз».

- Кто секреты отгадает, тот сюрпризы получает. На доске написаны «заколдованные» слова, в каждое из которых вставлен лишний слог. Нужно «расколдовать» слово, прочитав правильно. Победитель получает слово, которое и является сюрпризом.

Дамиша, Пурышинка, Мыгоша.

Пушинка прикатила бабушкину катушку, Мыша нашёл крошки, а Даша принесла грушу. По вариантам постройте звуковые и слоговые схемы для этих слов (3 человека у доски).

Выделите новый звук. Что вы о нём скажете? (по схеме)

- Во всех словах, которые мы разбирали, звук Ш был твёрдым. Придумайте такие слова, в которых звук будет мягким. (Таких слов нет) Почему?

- В чём его особенность?

- Где в таблице для него место?

- Какой ещё звук всегда только твёрдый? «Ж»

2. Буква «ША».

- Какой буквой на письме обозначается звук «Ш»?

Посмотри на букву «Ша»-

Буква очень хороша.

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё.

Чтение слогов на доске. Какую особенность вы заметили? (буквы Е и И после Ш не обозначают мягкость. Слоги читаются твёрдо.)

- Есть сказка, в которой говорится о том, что буква «и» поссорилась с буквами «ЖЭ» и «ША» и теперь никогда не стоит после них. А мы с вами давайте вспомним правило написания ЖИ и ШИ:

     ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ с буквой И всегда пиши!

3). Чтение слогов и слов в учебнике., остальные за ним повторяют). Даша уже учится в 1 классе и умеет читать, она хочет послушать, как вы научились это делать.

Игра «Капитан» (один читает, остальные за ним повторяют).

- Какие изменения заметили в словах первого столбика? (ж-ш)

- В словах второго столбика? (ш-с)

4). Мышонку Мыше очень понравилось это задание. И он вспомнил такие стихи:

               На десятом этаже жили буквы «Ша» и «Жэ».

               То грустили, то смеялись,

               То квартирами менялись

               Каждый час. И вот что, кстати,

               Получилось в результате:

               Две вороны ворожили, (гадали, колдуя)

               Десять сено ворошили.(переворачивали)

               И сороки не тужили:(горевали)

              У реки пожар тушили.(гасили)

               А  журавль рыбу жарил,

               Шмель в цветах душистых шарил.(искал)

               И беседовал с ужами

               Заяц, хлопая ушами.

На доске ещё столбик слов: шум, шумный, шумит, кричит.

- Какое слово лишнее? Почему? Как можно назвать остальные слова? (однокоренные)

- Почему? Близки по смыслу, одинаковый корень. Какой? (шум)

- К слову шум подберите противоположное по значению слово (тишина).

5).Шишка, мишка, шарик

- Назовите изображённые предметы по порядку.

Схема какого слова изображена?        С.К.С.С.К. шишка

- Почему не подойдёт слово мишка?

- Какая шишка перед вами? (еловая) Какая еще может быть? (сосновая, кедровая)

- В каком значении употреблено здесь слово шишка?

- Есть ли другое значение у этого слова?

6). Мышонок мыша предлагает посмотреть

сценку «Шишка и Мишка»

Бросил палку кверху Мишка.

- Падай в шапку с ёлки, шишка!

Шишка – хлоп по голове.

Сразу шишек стало две.       (Е. Петрищева)

- Какое  слово шишка? (многозначное)

Если мы растём на ели-

Мы на месте, мы при деле.

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно шишек.

7).Рисунки: медведь и мальчик – подписи   .ишка      .ишка

Мыша расшалился и сгрыз первые буквы из слов:

Вставьте буквы, обозначающие одинаковый звук (согласный, мягкий, звонкий, непарный) Почему вставили разные буквы?

              Имена, фамилии, клички, города –

              Все с заглавной буквы пишутся всегда.

Вручить конверты с заданием.

8). Давайте прочитаем рассказ о Даше и кошке Пушинке (со слабо читающими детьми)

- Какой была Пушинка?

Пушистая, любила шалить.

- Как она любила играть? (катала по комнате бабушкины катушки)

-Разрешала ли бабушка ей шалить.

9).А это уже проказы Пушинки: она закатила лишние буквы в скороговорку. Уберите их (2 человека работают у доски) и произнесите скороговорку вместе с Дашей шёпотом, погромче, громко; медленно, быстрее, быстро.

Мниршукса шиарпукворй шаившоксу сршяиеб,

Птоюлиудчаирл ноа лобжу увшыимб.

10). Работа над многозначностью слова ШАРИК.

-Кто догадался и объяснит Мыше, в чём особенность слова шарик? (Рисунки: Шарик, шарик)

- Какие буквы вставите в слова? Почему?

- Составьте предложения с этими словами.

Маше купили красивый воздушный шарик.

Шарик радостно бросился к своему хозяину.

- Сколько слов в каждом предложении? (5, 6)

10). Зрительный диктант.

Приятно общаться с внимательным собеседником. Хотите проверить свою внимательность?

Даша предлагает  вам карточки с напечатанными словами. Ваша задача – в полной тишине прочесть все слова строки и запомнить только то, в котором есть изучаемая буква. (2 сек.)

Жилет, шапка, одежда

Шорты, бриджи, носки

Брюки, джинсы, штаны

Шарф, варежки, платок.

Повторите слова. Какое обобщающее слово подберёте?(Одежда)

11). Чтение учитель+ученик  текста Г. Юдина «Что вы знаете о йогах?»

- А что вы знаете о йогах? Кто это такие?

- Как вы думаете, легко ли стать йогом? Почему у Мыши ничего не получилось?

12). Мыше очень нравится игра «Найди слово в слове»

Шарф (шар, фарш), шутка (утка, шут туш), машина (шина, наш)

- В чём особенность слова шалаш?

Задание в конверте.

13). Прочитайте новые слова, меняя только одну букву (таблица в учебнике и на доске)

1)

Мышка в норке росла,

Мышка грызла корки,

Только грызла тоска

Мышку в этой норке.

И решила от тоски:

«Я меняю Ы на И!»

2)

Мишка в норке живёт,

Мишка лапу сосёт.

Косолапый тужит:

«Очень скудный ужин!

В этой норке тесно,

Жить неинтересно,

Как-то сыро и темно…

Я меняю И на О!»

Мошка в норке живёт,

Мошка крошку сосёт.

«Неуютно дома-

Целые хоромы.

От кровати до ворот-

 Очень длинный перелёт.

Это не годится:

Я ведь вам не птица!

Нет ни в чём моей вины,

Я меняю О на У!»

Мушка в норке живёт,

Мушка песенку поёт.

Недовольна мушка:

Я же не старушка.

Я меняю У на Ы!»

Мышка в норке сидит.

У неё довольный вид.

IV. Подведение итога урока.

- С какой буквой познакомились?

- О какой её особенности узнали?

- Написание какого опасного слога запомнили?

V. Рефлексия.

«Полубуковка»

 Давайте поможем восстановить испорченные буквы.

Кошка Пушинка напроказничала: разлила молоко и от букв остались только части. Помогите их восстановить.

На доске МОЛОДЦЫ!

Вот и уроку нашему конец,

А кто активным был, тот МОЛОДЕЦ!

Даша подарила нам шарики трёх цветов: красного, жёлтого и зелёного. Они имеют такие же  цвета, как и  светофор. Подумайте, какого цвета шар вы бы выбрали, если зелёный означает: всё было понятно, можно двигаться дальше, жёлтый – были небольшие затруднения, красный – всё было непонятно – нужно остановиться и разобраться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 1 класс УМК " Школа России" по теме "Звуки и краски весны"

Урок является обобщающим по разделу " Апрель, апрель! Звенит капель... ."Фрагменты урока помогут детям услышать звуки и увидеть краски весны. Урок воспитывает чувство прекрасного  и любви к ...

план - конспект урока литературного чтения 1 класс "Буква С,звуки[c] [сь]

Подробный план - конспект урока литературного чтения с презентацией. Урок составлен по стандартам второго поколения....

план - конспект урока литературного чтения 1 класс "Буква С,звуки[c] [сь]

Подробный план - конспект урока литературного чтения с презентацией. Урок составлен по стандартам второго поколения....

Урок литературного чтения. 1 класс по теме: "Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч".

Урок литературного чтения. 1 класс по теме: "Мягкий согласный звук [ч], буквы Ч,ч"....

Урок литературного чтения. 1 класс. Тема"Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши".

Урок литературного чтения. 1 класс. Тема "Твёрдый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши"....

Урок литературного чтения 1 класс Звуки б,бь, буквы б,Б.

Урок литературного чтения в 1классе по Программе "Школа России" Тип урока -знакомство с новыми знаниями.Урок составлен с использованием игровых технологий, индивидуальной и групповой работы, ИКТ. К ур...