Урок литературного чтения в 1 классе по теме "Буква "Ш", звук [ш]
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Урок литературного чтения в 1 классе по теме: "Буква "Ш", звук [ш] по программе "Начальная школа XXI века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramote_bukva_sh.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5» г. Курчатова
Урок литературного чтения в 1 классе
(УМК «Начальная школа XXI века»)
по теме: «Буква «Ш», звук [ш]»
Провела Маленкина
Валентина Григорьевна,
учитель начальных классов
Тип урока: урок – открытие новых знаний.
Цель: создать условия для ознакомления учащихся и изучения звука [ш], букв Ш, ш; развитие речи, памяти, мышления.
Планируемые результаты:
- – распознают в словах и характеризуют звук [ш], как согласный, глухой и всегда твёрдый,
- – обозначают буквой,
- – устанавливают на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и,
- – читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания,
- – отвечают на вопросы, выделяют главную мысль, озаглавливают текст.
Личностные результаты:
- – эмоциональное проживание текстов, иллюстрации, осмысление своей работы на уроке.
Универсальные учебные действия:
- Регулятивные: соотносят результат со своей деятельностью и оценивают его.
- Познавательные: общеучебные – отличают новое от уже известного; логические – характеризуют букву Ш.
- Коммуникативные: учатся выполнять различные роли в коллективе.
Основное содержание темы, понятия и термины: твёрдый глухой согласный звук [ш], буквы Ш, ш; слого-звуковой анализ слов; правописание сочетания ши.
I. Введение в тему урока.
Шорох, шептанье, шумок за окном,
Шлёпанье лёгкое… Кто это? Гном?
Ш-ш-ш! Там за шторами возле окна,
Шустрым мышонком шуршит тишина. ( В. Лунин.)
- Какой звук повторяется в словах? Ш
II. Тема урока.
- Кто догадался, какая у нас тема урока? Чему будем учиться?
Звук ш, буквы ш, Ш. Чтение слов и слогов с этими буквами.
- За работу, в добрый час!
III. Работа по теме урока.
1. Характеристика звука «Ш»
Сегодня у нас в гостях три героя (рисунки кошки, девочки и мышонка).
а) Мягкие лапки,
а в лапках царапки. (Кошка)
б)Живёт в норке,
Грызёт корки,
Короткие ножки,
Боится кошки. (Мышонок)
«Путаница»
В названии третьего героя перепутались слоги. Попробуйте восстановить их порядок КА- ДЕ-ВОЧ
Догадайтесь, как их зовут. Игра «Сюрприз».
- Кто секреты отгадает, тот сюрпризы получает. На доске написаны «заколдованные» слова, в каждое из которых вставлен лишний слог. Нужно «расколдовать» слово, прочитав правильно. Победитель получает слово, которое и является сюрпризом.
Дамиша, Пурышинка, Мыгоша.
Пушинка прикатила бабушкину катушку, Мыша нашёл крошки, а Даша принесла грушу. По вариантам постройте звуковые и слоговые схемы для этих слов (3 человека у доски).
Выделите новый звук. Что вы о нём скажете? (по схеме)
- Во всех словах, которые мы разбирали, звук Ш был твёрдым. Придумайте такие слова, в которых звук будет мягким. (Таких слов нет) Почему?
- В чём его особенность?
- Где в таблице для него место?
- Какой ещё звук всегда только твёрдый? «Ж»
2. Буква «ША».
- Какой буквой на письме обозначается звук «Ш»?
Посмотри на букву «Ша»-
Буква очень хороша.
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
Чтение слогов на доске. Какую особенность вы заметили? (буквы Е и И после Ш не обозначают мягкость. Слоги читаются твёрдо.)
- Есть сказка, в которой говорится о том, что буква «и» поссорилась с буквами «ЖЭ» и «ША» и теперь никогда не стоит после них. А мы с вами давайте вспомним правило написания ЖИ и ШИ:
ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ с буквой И всегда пиши!
3). Чтение слогов и слов в учебнике., остальные за ним повторяют). Даша уже учится в 1 классе и умеет читать, она хочет послушать, как вы научились это делать.
Игра «Капитан» (один читает, остальные за ним повторяют).
- Какие изменения заметили в словах первого столбика? (ж-ш)
- В словах второго столбика? (ш-с)
4). Мышонку Мыше очень понравилось это задание. И он вспомнил такие стихи:
На десятом этаже жили буквы «Ша» и «Жэ».
То грустили, то смеялись,
То квартирами менялись
Каждый час. И вот что, кстати,
Получилось в результате:
Две вороны ворожили, (гадали, колдуя)
Десять сено ворошили.(переворачивали)
И сороки не тужили:(горевали)
У реки пожар тушили.(гасили)
А журавль рыбу жарил,
Шмель в цветах душистых шарил.(искал)
И беседовал с ужами
Заяц, хлопая ушами.
На доске ещё столбик слов: шум, шумный, шумит, кричит.
- Какое слово лишнее? Почему? Как можно назвать остальные слова? (однокоренные)
- Почему? Близки по смыслу, одинаковый корень. Какой? (шум)
- К слову шум подберите противоположное по значению слово (тишина).
5).Шишка, мишка, шарик
- Назовите изображённые предметы по порядку.
Схема какого слова изображена? С.К.С.С.К. шишка
- Почему не подойдёт слово мишка?
- Какая шишка перед вами? (еловая) Какая еще может быть? (сосновая, кедровая)
- В каком значении употреблено здесь слово шишка?
- Есть ли другое значение у этого слова?
6). Мышонок мыша предлагает посмотреть
сценку «Шишка и Мишка»
Бросил палку кверху Мишка.
- Падай в шапку с ёлки, шишка!
Шишка – хлоп по голове.
Сразу шишек стало две. (Е. Петрищева)
- Какое слово шишка? (многозначное)
Если мы растём на ели-
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно шишек.
7).Рисунки: медведь и мальчик – подписи .ишка .ишка
Мыша расшалился и сгрыз первые буквы из слов:
Вставьте буквы, обозначающие одинаковый звук (согласный, мягкий, звонкий, непарный) Почему вставили разные буквы?
Имена, фамилии, клички, города –
Все с заглавной буквы пишутся всегда.
Вручить конверты с заданием.
8). Давайте прочитаем рассказ о Даше и кошке Пушинке (со слабо читающими детьми)
- Какой была Пушинка?
Пушистая, любила шалить.
- Как она любила играть? (катала по комнате бабушкины катушки)
-Разрешала ли бабушка ей шалить.
9).А это уже проказы Пушинки: она закатила лишние буквы в скороговорку. Уберите их (2 человека работают у доски) и произнесите скороговорку вместе с Дашей шёпотом, погромче, громко; медленно, быстрее, быстро.
Мниршукса шиарпукворй шаившоксу сршяиеб,
Птоюлиудчаирл ноа лобжу увшыимб.
10). Работа над многозначностью слова ШАРИК.
-Кто догадался и объяснит Мыше, в чём особенность слова шарик? (Рисунки: Шарик, шарик)
- Какие буквы вставите в слова? Почему?
- Составьте предложения с этими словами.
Маше купили красивый воздушный шарик.
Шарик радостно бросился к своему хозяину.
- Сколько слов в каждом предложении? (5, 6)
10). Зрительный диктант.
Приятно общаться с внимательным собеседником. Хотите проверить свою внимательность?
Даша предлагает вам карточки с напечатанными словами. Ваша задача – в полной тишине прочесть все слова строки и запомнить только то, в котором есть изучаемая буква. (2 сек.)
Жилет, шапка, одежда
Шорты, бриджи, носки
Брюки, джинсы, штаны
Шарф, варежки, платок.
Повторите слова. Какое обобщающее слово подберёте?(Одежда)
11). Чтение учитель+ученик текста Г. Юдина «Что вы знаете о йогах?»
- А что вы знаете о йогах? Кто это такие?
- Как вы думаете, легко ли стать йогом? Почему у Мыши ничего не получилось?
12). Мыше очень нравится игра «Найди слово в слове»
Шарф (шар, фарш), шутка (утка, шут туш), машина (шина, наш)
- В чём особенность слова шалаш?
Задание в конверте.
13). Прочитайте новые слова, меняя только одну букву (таблица в учебнике и на доске)
1)
Мышка в норке росла,
Мышка грызла корки,
Только грызла тоска
Мышку в этой норке.
И решила от тоски:
«Я меняю Ы на И!»
2)
Мишка в норке живёт,
Мишка лапу сосёт.
Косолапый тужит:
«Очень скудный ужин!
В этой норке тесно,
Жить неинтересно,
Как-то сыро и темно…
Я меняю И на О!»
Мошка в норке живёт,
Мошка крошку сосёт.
«Неуютно дома-
Целые хоромы.
От кровати до ворот-
Очень длинный перелёт.
Это не годится:
Я ведь вам не птица!
Нет ни в чём моей вины,
Я меняю О на У!»
Мушка в норке живёт,
Мушка песенку поёт.
Недовольна мушка:
Я же не старушка.
Я меняю У на Ы!»
Мышка в норке сидит.
У неё довольный вид.
IV. Подведение итога урока.
- С какой буквой познакомились?
- О какой её особенности узнали?
- Написание какого опасного слога запомнили?
V. Рефлексия.
«Полубуковка»
Давайте поможем восстановить испорченные буквы.
Кошка Пушинка напроказничала: разлила молоко и от букв остались только части. Помогите их восстановить.
На доске МОЛОДЦЫ!
Вот и уроку нашему конец,
А кто активным был, тот МОЛОДЕЦ!
Даша подарила нам шарики трёх цветов: красного, жёлтого и зелёного. Они имеют такие же цвета, как и светофор. Подумайте, какого цвета шар вы бы выбрали, если зелёный означает: всё было понятно, можно двигаться дальше, жёлтый – были небольшие затруднения, красный – всё было непонятно – нужно остановиться и разобраться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 1 класс УМК " Школа России" по теме "Звуки и краски весны"
Урок является обобщающим по разделу " Апрель, апрель! Звенит капель... ."Фрагменты урока помогут детям услышать звуки и увидеть краски весны. Урок воспитывает чувство прекрасного и любви к ...
план - конспект урока литературного чтения 1 класс "Буква С,звуки[c] [сь]
Подробный план - конспект урока литературного чтения с презентацией. Урок составлен по стандартам второго поколения....
план - конспект урока литературного чтения 1 класс "Буква С,звуки[c] [сь]
Подробный план - конспект урока литературного чтения с презентацией. Урок составлен по стандартам второго поколения....
Урок литературного чтения. 1 класс по теме: "Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч".
Урок литературного чтения. 1 класс по теме: "Мягкий согласный звук [ч], буквы Ч,ч"....
Урок литературного чтения. 1 класс. Тема"Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши".
Урок литературного чтения. 1 класс. Тема "Твёрдый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши"....
Урок литературного чтения 1 класс Звуки б,бь, буквы б,Б.
Урок литературного чтения в 1классе по Программе "Школа России" Тип урока -знакомство с новыми знаниями.Урок составлен с использованием игровых технологий, индивидуальной и групповой работы, ИКТ. К ур...
Методическая разработка урока литературного чтения. 1 класс. Тема: Знакомство со звуками [Г] и [Г’] и буквой Гг;
Тема: Знакомство со звуками [Г] и [Г’] и буквой Гг; ...