Разработки уроков по предметам
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Татьяна Владимировна Еронина

Проект и конспект урока по литературному чтению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект урока литературного чтения

по рассказу В.Бианки «По следам»

Жанр — рассказ, остросюжетный, динамичный, эмоционально окрашенный.

Художественная задача текста — познакомить с суровыми законами жизни зимнего леса, вызвать чувство уважения к людям, знающим эти законы и умеющим по ним жить.

Тема урока: суровые законы жизни зимнего леса в рассказе В.Бианки «По следам»

Цели урока: проследить по тексту а) какие законы жизни в зимнем лесу показывает В.Бианки б) как он рассказывает об этом; пробудить чувство уважения к людям, которые могут выживать в непростых условиях.

Тип урока — урок работы с новым текстом

Обдумывание этапа антиципации:

а) автор уже знаком

б) в названии заключёны вопросы: 1) где будут происходить события? 2) что можно узнать по следам? 3) по чьим следам и зачем отправятся герои рассказа?  

в) в иллюстрации есть ответ на вопрос №1

г) игра «Отгадай чей след»

Вид первичного чтения

Комбинированное: 1 часть учащиеся читают про себя, 2 — 6  ч. - учитель, дети, 7 ч. - учитель, 8ч. - дети.  Приёмы анализа: 1 — 2 и 7 части -  диалог с автором,  комментированное чтение, 3 — 6 части — не требуют комментирования, т.к. сюжет развивается динамично. Словарная работа.

Этап перечитывания

Перечитывать надо, чтобы проверить удачно ли выбраны цитаты для плана и  словесной характеристики героев. Просмотровое чтение сначала с 3 по 6 части, затем 7 и 8.

Обобщающая беседа

а) Объясните смысл названия рассказали

б) Назовите всех птиц и зверей, которые упоминаются в рассказе

в) Зимний лес живёт по своим суровым законам. Какие это законы,  попробуйте их назвать.

г) Докажите, что отец Егорки сам живёт по этим законам и сына научил тому же  (главный смысловой вопрос)

д) Помог ли вам этот рассказ? Что каждый из вас узнал нового о себе?

Творческое задание на развитие эмоций и воображения

Пересказ 7 части от имени лесника или Егорки.

Домашнее задание:

а) записать цитатный план рассказа в тетрадь

б) нарисовать диафильм к рассказу, подобрать предложения для каждого слайда из текста.



Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

Тема урока: Суровые законы жизни зимнего леса (рассказ В.Бианки «По следам»)

Цели урока:

развитие умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации; отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного или прослушанного текста;
  • вести диалог с автором;
  • самостоятельно находить материал для характеристики героев;
  • самостоятельно составлять цитатный план;
  • выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом;
  • относить произведение к жанрам рассказа по определённым признакам;
  • быть внимательным к языку художественного произведения, умение представить картину, нарисованную автором;
  • составлять устный рассказ от имени одного из героев.

1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

2. Развитие умений. Работа с текстом до чтения.

Хотелось бы вам сейчас попасть в лес, знать что там происходит зимой? Мы сможем это сделать, прочитав рассказ в.Бианки. Прочитайте его название.

а) Знаком ли нам автор рассказа? (Да, читали рассказ «Неслышимка»). Что мы узнали об этом писателе? (Он пишет о природе, любит её и помогает нам делать открытия).

б) Как называется произведение?

в) Кто его герои? Где будут происходить события? Как догадались?(помогает иллюстрация)

г) Давайте попробуем отгадать кому принадлежат следы, поиграть в игру «Отгадай чей след»:

  • В том месте, где побывал этот зверь, в лесу бывают перевернуты камни и колоды, разорены муравейники, вырваны с корнем растения. Отпечаток передней лапы более тридцати сантиметров длины, а весь след — около полуметра! (медведь)
  • След этого животного, особенно на снегу, можно угадать еще издалека, не рассматривая отпечатков лап. Он тянется ровной линией, будто проведен по струнке, и отпечатки правых ног отклоняются от левых на незначительное расстояние. (лиса)
  •  Отпечаток лапы зверя довольно сильно схож с собачьим. Ходят хищники след в след, узнать сколько особей в стае можно только проследив, когда звери расходятся перед началом охоты или у какого-либо препятствия. (волк)
  • Их следы довольно часто встречаются не только охотникам, но и обычным жителям деревень. Их характерный след легко узнаваем и его трудно с кем-нибудь другим перепутать. Эти грызуны всегда забрасывают свои длинные задние лапы за передние, отчего след имеет вид двух маленьких отпечатков позади и двух более больших и продолговатых впереди. (заяц)

Что можно узнать по следам? (какие животные здесь побывали)

  • А какие следы оставляет человек? По чьим следам и зачем отправятся герои рассказа В.Бианки? Можно показать слайды со следами животных на снегу:

След медведя

След волка

След лисы

След зайца

Работа с текстом во время чтения.

 Первичное чтение (комбинированное)

Часть 1 учащиеся читают про себя. Задание: найти в тексте предложение, которым можно было бы озаглавить часть.

Вопросы после чтения.

- Что узнали о героях? Собираем всю фактуальную информацию ( Зима. Лесник с сыном сидят в лесу в избушке, не могут выйти — снега много навалило. Егорка – сын лесника, ему 13 лет, живёт с отцом в избушке, в лесу. Отец воспитывает мальчика в строгости, многому его научил: читать следы, стрелять, в лесу ориентироваться. Отец сам трудится и не любит, чтобы Егорка сидел без дела. Егорка любит охотиться, хочет найти по следу диковинного зверя).

Словарная работа

– Объясните следующие слова и выражения:

• стадо куропачей (стая куропаток);

• сапоги валеные (валенки);

• без дела валандался (бездельничал);

• охота пуще неволи (очень желать чего-то);

• фузея, бердана (объяснения в тексте).

- Какими словами из текста можно озаглавить первую часть?

1. «Вот бы самому выследить по следу диковинного зверя!»

(Отметить в учебнике, запись в тетради после чтения)

Часть 2 читаем вслух (сначала учитель, затем дети). Приёмы анализа -

диалог с автором и комментированное чтение.

Отложил лесник сапоги, взял топор, пошёл в сарай сани починять. (То есть… чинить, ремонтировать.)

Смеркаться стало. Кончил лесник топором стучать.

Время ужинать, а парнишки нет.

Слышно было: пальнуло раза три. А с тех пор ничего. Ещё время прошло. Лесник зашёл в избу, поправил фитиль в лампе, зажёг её. Вынул каши горшок из печи. Егорки всё нет. И где запропастился, поганец? (Отец волнуется, сердится… Где же Егорка? Уж не случилось ли с ним что-то?)

Поел. Вышел на крыльцо. Темь непроглядная. (Обратите внимание: предложения стали короткие, какие-то тревожные.)

Прислушался – ничего не слыхать. Стоит лес чёрный, суком не треснет. Тихо, а кто его знает, что в нём? (Тревога отца нарастает.)

– Воууу-уу!

Вздрогнул лесник – или показалось? (Показалось что?)

Из лесу опять:

– Воуу-уу!..

Так и есть, волк! Другой подхватил, третий... целая стая! Ёкнуло в груди: не иначе на Егоркин след напали звери!

– Вуу-вооу-уу!..

Лесник заскочил в избу, выбежал – в руках двустволка. Вскинул к плечу, из дул полыхнул огонь, грохнули выстрелы. (Вскочил, выбежал, вскинул, полыхнул, грохнули… Лесник действует быстро: Егорке грозит опасность!) Волки пуще. Слушает лесник: не отзовётся ли где Егорка?

И вот из лесу, из темноты, слабо-слабо: «Бумм!» (Это…? Похоже, Егорка отозвался, дал ответный выстрел.) Лесник сорвался с места, ружьё за спину, подвязал лыжи – и в темноту, туда, откуда донёсся Егоркин выстрел.

– Какое предложение подчеркнём как заголовок к этой части?

2. «Слушает лесник: не отзовётся ли где Егорка?»

Части 3–6 читают дети и учитель. Здесь не требуется никаких особых комментариев: сюжет развивается динамично, читатель следит за действиями лесника, сопереживает ему.

По ходу чтения нужно объяснить некоторые слова.

Мышковать – охотиться на мышей.

Пыж – прокладка из войлока или картона, которая отделяет порох в патроне от пули, дроби.

Натропили – наделали тропинок из следов.

Просмотровое чтение для того, чтобы выделить цитаты для озаглавливания.

Предложения для озаглавливания.

3. «Круг, значит, дал в темноте по лесу».

4. «Читает по снегу, как по книге <…> что с Егоркой приключилось за ночь».

5. «…подранка разве охотник бросит?»

6. «…Волки! Настигли, проклятые!»

Часть 7 читает учитель. Приёмы анализа: диалог с автором, комментированное чтение.

При чтении учитель выделяет голосом подчёркнутые слова, чтобы передать состояние отца, напряжённость момента.

Когда разошёлся пороховой дым, волков уже не было. В ушах звенело от выстрела. И сквозь звон ему чудился жалобный Егоркин голос: «Тять!» Лесник зачем-то снял шапку. (Зачем, вы поняли?) Хлопья снега падали на ресницы, мешали глядеть.

– Тять!.. – так внятно опять почудился тихий Егоркин голос.

– Егорушка! – простонал лесник.

– Сними, тять!

Лесник испуганно вскочил, обернулся...

На суку большого дерева, обхватив руками толстый ствол, сидел живой Егорка.

– Сынок! – вскрикнул лесник и без памяти кинулся к дереву.

Окоченевший Егорка мешком свалился на руки отцу. Духом домчался лесник до дому с Егоркой на спине. Только раз пришлось ему остановиться – Егорка пристал, лепечет одно:

– Тять, бердану мою подбери, бердану... (Егорка чуть живой, окоченевший, а ружье своё не оставляет. Настоящего охотника отец вырастил!)

Часть 8 читают дети.

Словарная работа.

– Объясните, как вы понимаете следующее выражение:

• мне невдомёк – не могу догадаться, сообразить.

Предложения для озаглавливания:

7. «Сними, тять!»

8. «Здоровый барсучище…»

Просмотровое чтение для выделения цитат.

3. Обобщающая беседа.

Мы называли это произведение — рассказ. Докажите это. (Мало действующих лиц, небольшой по объёму, мало эпизодов)

Рассказ называется «По следам», попробуйте объяснить почему.

Кто сможет перечислить всех птиц и зверей, которые встретились в рассказе? Что вы о них знаете? Что вы о них читали?

Вы согласны, что зимний лес живёт по своим суровым законам? Какие это законы? Попытайтесь их сформулировать (Нужно засветло возвращаться к жилью, уметь «читать» следы, ориентироваться, знать повадки зверей, быть терпеливым, смелым)

Докажите, что отец Егорки сам живёт по этим законам и своего сына научил тому же. (Знает следы зверей и научил этому сына, приобщил к охоте, научил пользоваться ружьём, добывать пищу и не бояться леса и его обитателей. Все эти умения  помогли  Егорке, спасли ему жизнь).

Помог ли вам этот рассказ? Что каждый из вас узнал нового о себе?

Творческое задание. Попробуйте пересказать 7 часть от имени Егорки или его отца.

Задание в тетради. Начать запись цитатного плана, которую завершат дома (если останется время)

4. Домашнее задание.

а) дописать цитатный план рассказа в тетрадь

б) нарисовать диафильм к рассказу, подобрать предложения для каждого слайда из текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по предмету окружающий мир "Великая война и Великая победа" 4 класс

Цель:Пополнить представления учащихся о Великой Отечествен­ной войне и ее героях, воспитывать патриотизм.Оборудование: карта, слайды  героев Отечественной войны, карточки с индивидуальными ...

Разработка урока по предмету "Окружающий мир" тема: Многообразие птиц" по программе "Гармония" 1 класс

Тема урока: Многообразие птиц. Цели урока: Познакомить учащихся с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки.Задачи урока: - обеспечить развитие у школьников умения ...

Методическая разработка урока по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Курс: «Религии мира» Тема урока. «Буддизм – древнейшая мировая религия».

Урок открытий новых знаний (ОНЗ) урок по теме  Буддизм.Целью урока является знакомство с мировой религией - буддизмом, жизнью её основателя Сиддхартхи Гаутамы....