Урок обучения грамоте "Звуки [б], [б'], буквы Б.б.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Киш Лариса Николаевна

Урок обучения грамоте по УМК "Школа России" с использованием ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obuch_gramote_bukva_b.rar1.87 МБ

Предварительный просмотр:

Раздел  «Изучение букв»

Технологическая карта урока

«Звуки [б], [б'] и буква Б, б»

Цели деятельности урока

Формировать различия между понятиями «звук», «буква», познакомить со звуками [б], [б'] и буквами Б, б, научить читать слова с буквами  Б, б

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научатся вычленять звуки [б], [б'], узнавать буквы Б, б среди других букв, читать слоги, слова с буквами  Б, б

Метапредметные: регулятивные – овладеть способностью понимать  учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; познавательные – отвечать на вопросы, анализировать и обобщать, соотносить изученные понятия; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться книгой.

Личностные:  рзвитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Образовательные ресурсы

Мультимедийная презентация «Звуки [б], [б'] и буква Б, б», звуковые схемы, смайлики.

Основные понятия

Звуки [б], [б'],  буква Б, б

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир

Используемая технология

Проблемно-диалогическая технология

Формы организации учебной работы

Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Организационная структура урока.

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы совзаимодействия

Универсальные учебные действия

Промежуточный контроль

  1. Мобилизующий этап

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность учащихся к уроку.

- Улыбнитесь друг другу, учителю. В хорошем настроении начнем урок.

Фронтальная

Личностные:

имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позицией школьника

II.Актуализация знаний.

Подготовка к изучению нового материала. Беседа.

Слайд 2.

-  Мы уже привыкли, что к нам на урок часто приходят гости. Сегодня их двое. Посмотрите на их изображения и назовите наших гостей.

- Кто такой Буратино?

/ Буратино — это герой сказки А. Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик»./

- Кто такая Белоснежка?

/Белоснежка — это героиня сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов»./

- Произнесите про себя имена наших гостей, определите, с каких букв они начинаются, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Слайд 3.

- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока.

- Приступим к реализации первой цели.

Выполняют задания учителя, формулируют тему и цели урока

Фронтальная

Познавательные:

общеучебные – извлечение необходимой информации из представленных слов; логические – анализируют слова, соотнесят задания с темой и целями урока.

Устные ответы

  1. Изучение нового матерала.

Организация мыслительных операций для построения нового знания, обеспечить сотрудничество в поиске нового знания

Слайд 4.

- Произнесите слово Буратино, выделяя в нем первый звук.

- Назовите выделенный звук.

- Произнесите несколько раз звук [б] перед зеркальцем и расскажите, как располагаются видимые органы речи при его произнесении.

- Еще раз произнесите звук [б], определите, как проходит воздух при его произнесении; каков характер его звучания; какой звук следует за ним. Сделайте необходимые выводы.

/ При произнесении звука [б] воздух встречает преграду. Значит, он согласный. В его произнесении участвует голос и шум. Значит, он звонкий. За ним следует звук [у]. Значит, он твердый./

- Дайте короткую характеристику звука [б]. 

Слайд 5.

- Составьте в группах звуковую схему слова Буратино.  Проверьте правильность выполнения задания.

Слайд 6.

- Пора нам пообщаться с Белоснежкой, а то она заскучала. Произнесите слово Белоснежка, выделяя в нем первый звук.

- Назовите этот звук.

- Произнесите звук [б'] перед зеркальцем. Сравните, какая есть разница в расположении видимых органов речи при произнесении звуков [б] и [б'].

- Теперь произнесите звук [б'] еще

раз и охарактеризуйте его, доказывая свои мысли.

- Коротко охарактеризуйте звук [б'].

Слайд 7.

- Теперь давайте составим рассказ о Белоснежке. Если вы услышите слово со звуком [б], хлопаете один раз, если со звуком [б'] — два раза. Если в предложении не окажется слов со звуками [б] и [б'], то не хлопаете совсем.

Слайд 8-10.

- Думаю, что Буратино и Белоснежке понравились ваши рассказы. А мы увидели, что наши гости внешне очень разные. Разные у них и вкусы. Я сейчас буду попарно произносить слова, обозначающие слова любимых блюд и продуктов Буратино и Белоснежки. А вы должны определить, кому что нравилось и почему. Первое: борщ и суп из подберезовиков?

/Буратино нравится борщ, так как слова Буратино и борщ начинаются со звука [б], а Белоснежке — суп из подберезовиков, так как в словах Белоснежка и подберезовиков одинаковый звук [б']/

- Второе блюдо: биточки и жареные баклажаны.

- Кому какие нравятся ягоды: голубика и клубника?

Слайд 11.

- Давайте подведем итог этой части урока. С какими звуками нам помогли познакомиться Буратино и Белоснежка?

- Охарактеризуйте эти звуки.

Отвечают на вопросы учителя, наблюдают за произношением звуков.

Дети составляют схему.

Наблюдают за произношением звуков.

Составление рассказа.

Ребята выполняют задание в презентации.

Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная, индивидуальная.

Групповая.

Фронтальная.

Фронтальная

Фронтальная, с интерактивной доской

Личностные:

проявляют интерес к новому материалу;

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное высказывание по изученным звукам;

логические – анализ  изучаемых звуков;

Коммуникатывные: принимают другое мнение и позицию, допускают позицию.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Устные ответы

Самопроверка выполнения задания

Выполнение заданий с интерактивной доской

IV.Физкультминутка

Слайд 12.

Выполняют танцевальные упражнения.

V. Знакомство с новой буквой

Организация мыслительных операций для построения нового знания, обеспечить сотрудничество в поиске нового знания

Слайд 13.

- Белоснежка прикрепила на доску разные буквы, чтобы Буратино среди них нашел ту, которая обозначает звуки [б] и [б']. Для Буратино эта задача оказалась трудновата. Давайте ему поможем. Кто из вас покажет эту букву?

- Как называется эта буква?

- На что похожа буква Б?

- Изобразите букву Б с помощью проволоки или ленточки.

-Найдите букву Б в кассе букв.

Произнесите звук [б], назовите глухой согласный с такой же преградой.

Слайд 14.

-Произнесите звук ], назовите  глухой согласный с такой же преградой.

Слайд 15.

-. В какой квадратик на ленте букв мы поместим букву Б?

/Мы поместим букву Б в синий квадратик, так как она согласная, на верхний этаж, так как она обозначает звонкие звуки,  над буквой П, так как они парные/

Находят нужную букву.

Изображают букву.

Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная с интерактивной доской.

Личностные:

активно включаются  в общение и взаимодействие со сверстниками

Познавательные:  умеют соотнести звук и букву.

Устные ответы

VI. Чтение слогов, с новой буквой

Организация  упражнений для усвоения новых знаний

Слайд 16

- Прочитайте слоги, предварительно распределив их по группам

Читают по цепочке.

Фронтальная

Устные ответы

VII. Чтение слов и текста с новой буквой

Зафиксировать наличие нового

знания

Слайд 17-28

- Белоснежка написала слова под цифрой 1. Буратино с трудом написал одно слово под цифрой 2. Вместе они подобрали слова для справок. А вам предлагают придумать с этими словами свое задание. Давайте хором прочитаем все слова, а потом вы составите с ними свое задание.

Д. 1. Белка, бык. -2. Береза.

Слова для справок: зебра, зубр, дуб, рябина, барсук,  бук, яблоня, беркут, граб, банан, бурундук.

- Какое задание вы сформулировали с этими словами?

- Какие слова войдут в первую цепочку?

- Какие слова составят вторую цепочку?

Слайд 29

- Белоснежка подобрала нам и текст. В нем рассказывается о животном, название которого состоит из двух слогов, пяти букв и пяти звуков. В слове есть йотированная гласная. О ком мы будем читать?

Слайд 30

- Прочитайте в парах текст  в учебнике

на стр. 97. Озаглавьте его.

Слайд 31

Ответьте на вопросы:

-Какие деревья растут в парке?

-Кого встретили ребята?

-Что брала белка?

Слайд 32.

Рассмотрите иллюстрацию на стр. 96 в азбуке. Что на ней изображено?

Игра в группах:

-Назовите как можно больше слов по иллюстрации, в названии которых есть звуки [б], [б’].

Формулируют самостоятельно задание, читают слова, распределяют их на группы.

Отвечают на вопросы учителя.

Читают текст, озаглавливают его.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают по иллюстрации учебника.

Фронтальная

Групповая

Групповая

Познвательные:

Общеучебные – извлекают необходимую информацию, логические -

Устные ответы

VIII. Итог урока

Закрепление нового знания

Слайд 33.

-С какими новыми звуками и новой буквой вы познакомились на уроке?

- Дайте характеристику звукам [б] и [б'].

Отвечают на вопросы.

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний и принимают его.

IX. Рефлексия

Организация оценивания обучающихся собственной деятельности на уроке.

Слайд 34.

Поднимите соответствующий смайлик:

-я сегодня работал очень хорошо;

-я мог бы работать лучше;

-я сегодня работал не очень хорошо.

Определяют уровень своей работы на уроке, свое эмоциональное состояние.

Индивидуальная

Регулятивные: анализируют и объективно оценивают результаты своего труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Ш, ш". Письмо строчной буквы ш.

Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Ш, ш". Письмо строчной буквы ш.УМК "Планета Знаний"...

Урок обучения грамоте.Звук и буква З,з. Слоги и слова с буквами и звуком Зз"

Урок обучения грамоте в первом классе коррекционной школы...

Урок обучения грамоте УМК Гармония " Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков. Буквы з, З – с, С"

Урок построен в соответствиии с ФГОС, к нему прилагается презентация в МИМИО....

Открытый урок обучения грамоте по теме: "Буквы Я, я. Функции буквы Я"

Открытый урок обучения грамоте по теме "Буквы Я, я. Функции буквы Я"...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Написание заглавной буквы Щ. Звук [щ’], буквы Щ,щ» ( УМК «Школа России», 1 класс)

Цель урока: формирование навыка написания заглавной буквы Щ; повторение имеющихся знаний о мягком согласном звуке [щ’], о букве щ.; формирование навыка правильного, сознательного, выразите...