Урок: "А. Твардовский. Рассказ танкиста."
методическая разработка по чтению на тему

Шкаровская Тамара Николаевна

Внеклассное чтение.

Презентация к мероприятию. СКАЧАТЬ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект27.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: Внеклассное чтение.

УМК: «Планета знаний».

Тема: А. Твардовский «Рассказ танкиста».

Цель: создание условий для проверки знаний произведений о войне.

Задачи:

- расширять знания учащихся о Великой Отечественной войне;

- способствовать развитию наблюдательности к поэтическому слову;

- развивать способность к анализу содержания произведения, определять отношение автора к описываемым событиям, выражать свое отношение к прочитанному;

- создавать условия для развития чувства патриотизма, творческих способностей, эмоциональной отзывчивости в процессе работы над литературным произведением.

Оборудование:

- картины военной тематики;

- портрет А.Твардовского;

- музыкальные записи;

- выставка книг о войне;

- презентация.

  1. Организационный момент.

Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения, наполнит наши и сердца наших гостей чувствами благодарности и восхищения к подвигам наших дедов в тяжелое военное время.

  1. Эмоциональный настрой. (Слова на доске)

Люди!  Покуда сердца стучатся,

Помните.

Какою ценой завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!

(Р. Рождественский)

     3.Актуализация.

-Рассмотрите картины, помещенные на слайдах. Что у них общего?

Что вы чувствуйте, глядя на картину?

- Когда началась Великая Отечественная война?

-Какой город первым принял на себя удар?

- Великая Отечественная война – это огромная душевная рана в человеческих сердцах нашего народа. Это была величайшая война за всю историю человечества. Огромное количество людей погибло в этой войне. Советские люди отдавали свои жизни за судьбу своей Родины, за своих товарищей. Очень много вытерпел  наш народ за эти четыре страшных и героических года. Очень много защитников, бойцов, командиров были награждены высокими наградами и стали героями. Даже городам, которые выстояли перед напором гитлеровской армии, присвоили звание городов-героев. Вспомните героический подвиг Ленинграда – девятьсот дней и ночей держались люди в окруженном городе и не сдали его несмотря ни на холод, голод. Вражеские бомбардировки. Вспомните Сталинград… Вспомните другие города! Перед этими подвигами мы должны, обязаны склонить голову.

С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от тех лет. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его кровью добыта победа над сильным и жестоким врагом.

- А как люди в тылу узнавали о событиях с фронта?  (Из газет, радио)

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением выдающегося советского поэта, который был военным корреспондентом, Александром Трифоновичем Твардовским.

-Но сначала послушаем сообщение о поэте.

(Александр  Трифонович  Твардовский родился в 1910 году на одном из хуторов Смоленщины, в крестьянской семье. У Твардовского был очень начитанный отец, именно он привил любовь к книге своим детям. «Целые зимние вечера, - пишет Твардовский в своей автобиографии, - у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги. Первое мое знакомство с Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым, Некрасовым, Толстым произошло таким именно образом» .

В 1938 году в жизни Твардовского произошло важное событие – он вступил в ряды Коммунистической партии. Осенью 1939 года, сразу после окончания Московского института истории, философии и литературы.

Твардовского всегда интересовала судьба своей страны в переломные моменты истории. История и народ – вот главная его тема. Полученными впечатлениями в годы войны он делился в своих произведениях. После войны поэт работал главным редактором журнала «Новый мир».).

- Какова же тема нашего урока?

-Произнесите медленно слово ВОЙНА.

-Какие смысловые ассоциации у вас возникли?

(Смерть, разруха, страх, горе, голод, слезы, плач)

- Подберите к слову война эпитеты.

(Жестокая, бессердечная, безжалостная, кровавая, страшная)

-Какие чувства вызывает у вас это слово?

-Ребята, 70 лет над нашей Родиной синее-синее небо. И солнце доброе, радостное, не застланное пороховым дымом. Время сгладило и затянуло раны минувшей войны. Но человечество  не должно забыть ратный подвиг советских воинов, потому что подвиг народа бессмертен!

-Рассмотрите выставку книг, что заметили?

-Во время войны победу наравне со взрослыми ковали и дети. Хотели бы вы узнать, как они помогали взрослым?

4.Работа над произведением.

1.Прослушивание грамзаписи (читает Анатолий Лепин)

-Какие чувства, мысли вызвало у вас стихотворение?

2.Первичное чтение.

3.Работа над лексикой стихотворения.

«Все нынче, как спросонку» (спустя много времени кажется, что этот тяжелый бой приснился во сне)

«Бедовый, из тех, что главарями у детей» (озорной, все время продумывает новые игры,  изобретательный.  Такие  дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях)

«А он гвоздит – не выглянуть из башен » (немец, немецкая пушка, которая беспрерывно стреляет)

«…за каким домишкой он примостился» (укрытие, из которого бьет немецкая пушка)

«Заходим в тыл и полный газ даем

И пушку, заодно с расчетом

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем» (танкисты зашли в тыл к немецеой пушке и на полной скорости раздавили ее).

4.- А.Т.Твардовский с первых дней войны находился среди бойцов. Военным корреспондентом он прошел трудными дорогами с запада на восток и обратно. Есть у поэта и фронтовая лирика –своеобразный дневник, художественно запечатлевший суровое время и его героев. Стихотворение «Рассказ танкиста» относится к этому циклу.

-От чьего лица ведется повествование?

-Прием «рассказ в рассказе» в литературе не нов. Еще А.С.Пушкин прекрасно использовал его. Это помогает приблизить происходящее к читателю, ощутить себя участником событий. Очевидец повествует о случившемся, и мы безоговорочно верим ему.

Но этот же прием «рассказ в рассказе» позволяет автору сохранить свой стиль и лексику, не «спускаясь» к своему герою, ибо его «устами» говорит теперь герой. Все это прекрасно и гармонично сплелось в стихотворении А.Т.Твардовского.

- Жанр стихотворения А.Т.Твардовского «рассказ танкиста» -  баллада. Вспомните определение баллады и докажите принадлежность стихотворения к этому жанру.

5. Беседа по прочитанному.

- О каком событии рассказывается в стихотворении?

- Как поэт показывает, что это был наступательный бой, и шел он за небольшой городок? Из каких строк это видно? Перечитайте их.

- Как выдумаете, почему танкисты вынуждены были остановить танк?

- Почему командир принял помощь ребенка? (Без рассуждений принимается помощь ребенка: боец не имеет возраста).

- Из каких строк мы узнаем о прошлом мальчика?

- Дайте характеристику мальчику.

(Трудолюбивый, потому что не счмтает за труд носить воду ведрами.

Приветливый – встречает как гостей.

Щедрый – угощает сливами.

Скромный. Показал и убежал.

Смелый, бесстрашный.).

- Что испытывает танкист во время боя? Докажите словами из текста.

- Узнал командир имя мальчика? Что же помешало?

- Объясните,  как командир отблагодарил мальчика , и почему рассказчик не может себе простить, что забыл спросить имя мальчика.

Прочитайте слова, характеризующие отношение автора к своему герою.

- В стихотворении присутствует кольцевая композиция , которая подчеркивает трудность военного пути, еще не скорую, но обязательную победу.

Отработка выразительного чтения диалога между танкистом и мальчиком. Обратить внимание:

  • на темп чтения;
  • правильность произношения;
  • интонацию.

Физкультминутка.

6.Работа с иллюстрацией картины  Ю.Непринцева «Отдых после боя».

- Опишите картину.

7. Работа над языком произведения.

-Поэт рассказывает историю от лица бывалого танкиста. Какие слова передают «живую» речь танкиста? (нынче, спросонку. Мальчонка, городишко, гвоздит, хлопец).

- Какие приемы использовал автор, чтобы достичь большей выразительности? Докажите. (Сравнения, звукопись).

4.Работа в парах.

- Работая в парах, разделите текст на три части.

- Прочитайте, стараясь передать чувства автора.

5.Подведение итогов.

- А.Т.Твардовскому удалось передать обстановку и настроение того сурового времени. Немногословно, но весомо сказать о безвестных героях, раскрыть образ времени, его суровую романтику и реальную жизнь – главная задача автора.

Лирика А.Т.Твардовского не потеряла своего значения и в наши дни. Она учит нас патриотизму, честному, а не показному отношению к порученному.

- Никто не любит войну. Но на протяжении тысячелетий люди страдали, гибли, губили других, жгли и ломали. Завоевать, завладеть, истребить, прибрать к рукам – все это рождалось в жадных умах, как в глубине веков, так и в наши дни.

- Течет река времени. Минуло более 70 лет с того незабываемого страшного дня, когда распахнулись огромные – от Баренцева до Черного морей – двери войны. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Нов памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто кА роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих1418 дней и ночей Великой Отечественной войны.

Мы склоняем головы перед мужеством тех, кто отстоял свободу и независимость Родины, сражавшихся на суше, в воздухе и на воде.

- Ребята, зачем людям необходимо знать историю?

- Как люди увековечивают память павшим героям?

(пишутся стихи, рассказы, сочиняется музыка, открываются музеи, возводят памятники и обелиска.).

Чтение стихотворений учащимися.

1 ученик.

Я зарастаю памятью,

Как лесом зарастает пустошь.

И птицы – память по утрам поют,

И ветер – память по ночам гудит.

Деревья – память целый день лепечут.

Но в памяти моей такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит,

Шумит, не умолкая, память – дождь,

И память – снег летит – и пасть не может.

2 ученик.

Самый светлый,

Самый летний день в году.

Самый длинный день Земли-

Двадцать второго.

Спали дети, зрели яблоки в саду.

3 ученик.

Мы не просто вспоминаем день войны.

Не для слез и мемуаров вспоминаем.

Люди мира вспоминать о нем должны.

Мы об этом всей Земле напоминаем.

6.Выставка книг.

-Сегодня на уроке мы услышали много рассказов, стихов.

В библиотеке вы можете прочитать книги: Сергея Баруздина «Точно в цель!», «За Родину!», Аркадия Карданова «Два парада», А.Твардовского «В наступлении»…

Показ книг.

7.Самостоятельная работа.

- Каждый из нас не остался равнодушным на нашем уроке. В каждой семье есть те, кого вы поздравите в этот Великий день. Вы найдете самые душевные слова для самых дорогих людей. А сейчас напишите небольшое поздравление своим дедушке или бабушке.

8.Рефлексия.

- Вам понравился урок? Дайте ему характеристику.

- Как вы оцениваете свои усилия?

9. Домашнее задание.

-Хотелось бы продолжить знакомство с произведениями о Великой Отечественной войне. Из предложенных заданий выберите то, что вам ближе.

-  Возможно, у кого-то возникло желание выучить стихотворение.

-Напишите сочинение на тему «Чье это дело – война?»э

- Подготовьте сообщения,  посвященных Великой Победе.

- Подготовьте рисунок на тему «дети и война».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема:"Дети и война. А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста". УМК "Планета знаний" Автор Э.Э.Кац

Урок проводится в 4 классе по теме: "Прошла по земле война". Этот урок расширяет знания детей о ВОв, развивает чувства патриотизма....

Разработка урока литературного чтения по теме: А. Твардовский "Рассказ танкиста"

Урок по УМК "Планета знаний" в рамках темы "Прошла по земле война". К уроку прилагаются три презентации: "Презентация урока", "Биография А.Твардовского", "Сталинградская битва"....

Презентация к уроку чтения."А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста".

Презентация к уроку литературного чтения. Для использования во время изучения новой темы. Помогает усваивать учебный материал....

Урок литературного чтения в 4 классе А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»

Разработка урока литературного чтения в 4 классе «Б» (УМК «Планета знаний)Раздел: Прошла по земле война.   Тема: А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»  Данный урок 5 в разделе «По земле пр...

Разработка урока литературного чтения для 4 класса . Прошла по земле война. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста» (УМК «Планета знаний) Цели и задачи урока:

Цели и задачи урока:        - расширение знаний обучающихся о Великой Отечественной войне;        - учить анализировать и систематизировать изучаемый материал...

Урок литературного чтения "Рассказ танкиста" А.Т. Твардовский

Урок литературного чтения в 4 классе для детей с нарушением слуха (1 вид) по теме " Рассказ танкиста"  А. Т. Твардовский преследует следующую цель: в процессе закрепления материала...

Урок по литературному чтению по теме "А.Твардовский. Рассказ танкиста"

Тема о Великой  Отечественной  войне  всегда будет актуальна. Знакомство с творчеством поэтов - фронтовиков формирует патриотическое отношение  к  Родине, к его историческому ...