Урок: "А. Твардовский. Рассказ танкиста."
методическая разработка по чтению на тему
Предварительный просмотр:
Урок: Внеклассное чтение.
УМК: «Планета знаний».
Тема: А. Твардовский «Рассказ танкиста».
Цель: создание условий для проверки знаний произведений о войне.
Задачи:
- расширять знания учащихся о Великой Отечественной войне;
- способствовать развитию наблюдательности к поэтическому слову;
- развивать способность к анализу содержания произведения, определять отношение автора к описываемым событиям, выражать свое отношение к прочитанному;
- создавать условия для развития чувства патриотизма, творческих способностей, эмоциональной отзывчивости в процессе работы над литературным произведением.
Оборудование:
- картины военной тематики;
- портрет А.Твардовского;
- музыкальные записи;
- выставка книг о войне;
- презентация.
- Организационный момент.
Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения, наполнит наши и сердца наших гостей чувствами благодарности и восхищения к подвигам наших дедов в тяжелое военное время.
- Эмоциональный настрой. (Слова на доске)
Люди! Покуда сердца стучатся,
Помните.
Какою ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
(Р. Рождественский)
3.Актуализация.
-Рассмотрите картины, помещенные на слайдах. Что у них общего?
Что вы чувствуйте, глядя на картину?
- Когда началась Великая Отечественная война?
-Какой город первым принял на себя удар?
- Великая Отечественная война – это огромная душевная рана в человеческих сердцах нашего народа. Это была величайшая война за всю историю человечества. Огромное количество людей погибло в этой войне. Советские люди отдавали свои жизни за судьбу своей Родины, за своих товарищей. Очень много вытерпел наш народ за эти четыре страшных и героических года. Очень много защитников, бойцов, командиров были награждены высокими наградами и стали героями. Даже городам, которые выстояли перед напором гитлеровской армии, присвоили звание городов-героев. Вспомните героический подвиг Ленинграда – девятьсот дней и ночей держались люди в окруженном городе и не сдали его несмотря ни на холод, голод. Вражеские бомбардировки. Вспомните Сталинград… Вспомните другие города! Перед этими подвигами мы должны, обязаны склонить голову.
С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от тех лет. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его кровью добыта победа над сильным и жестоким врагом.
- А как люди в тылу узнавали о событиях с фронта? (Из газет, радио)
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением выдающегося советского поэта, который был военным корреспондентом, Александром Трифоновичем Твардовским.
-Но сначала послушаем сообщение о поэте.
(Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году на одном из хуторов Смоленщины, в крестьянской семье. У Твардовского был очень начитанный отец, именно он привил любовь к книге своим детям. «Целые зимние вечера, - пишет Твардовский в своей автобиографии, - у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги. Первое мое знакомство с Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым, Некрасовым, Толстым произошло таким именно образом» .
В 1938 году в жизни Твардовского произошло важное событие – он вступил в ряды Коммунистической партии. Осенью 1939 года, сразу после окончания Московского института истории, философии и литературы.
Твардовского всегда интересовала судьба своей страны в переломные моменты истории. История и народ – вот главная его тема. Полученными впечатлениями в годы войны он делился в своих произведениях. После войны поэт работал главным редактором журнала «Новый мир».).
- Какова же тема нашего урока?
-Произнесите медленно слово ВОЙНА.
-Какие смысловые ассоциации у вас возникли?
(Смерть, разруха, страх, горе, голод, слезы, плач)
- Подберите к слову война эпитеты.
(Жестокая, бессердечная, безжалостная, кровавая, страшная)
-Какие чувства вызывает у вас это слово?
-Ребята, 70 лет над нашей Родиной синее-синее небо. И солнце доброе, радостное, не застланное пороховым дымом. Время сгладило и затянуло раны минувшей войны. Но человечество не должно забыть ратный подвиг советских воинов, потому что подвиг народа бессмертен!
-Рассмотрите выставку книг, что заметили?
-Во время войны победу наравне со взрослыми ковали и дети. Хотели бы вы узнать, как они помогали взрослым?
4.Работа над произведением.
1.Прослушивание грамзаписи (читает Анатолий Лепин)
-Какие чувства, мысли вызвало у вас стихотворение?
2.Первичное чтение.
3.Работа над лексикой стихотворения.
«Все нынче, как спросонку» (спустя много времени кажется, что этот тяжелый бой приснился во сне)
«Бедовый, из тех, что главарями у детей» (озорной, все время продумывает новые игры, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях)
«А он гвоздит – не выглянуть из башен » (немец, немецкая пушка, которая беспрерывно стреляет)
«…за каким домишкой он примостился» (укрытие, из которого бьет немецкая пушка)
«Заходим в тыл и полный газ даем
И пушку, заодно с расчетом
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем» (танкисты зашли в тыл к немецеой пушке и на полной скорости раздавили ее).
4.- А.Т.Твардовский с первых дней войны находился среди бойцов. Военным корреспондентом он прошел трудными дорогами с запада на восток и обратно. Есть у поэта и фронтовая лирика –своеобразный дневник, художественно запечатлевший суровое время и его героев. Стихотворение «Рассказ танкиста» относится к этому циклу.
-От чьего лица ведется повествование?
-Прием «рассказ в рассказе» в литературе не нов. Еще А.С.Пушкин прекрасно использовал его. Это помогает приблизить происходящее к читателю, ощутить себя участником событий. Очевидец повествует о случившемся, и мы безоговорочно верим ему.
Но этот же прием «рассказ в рассказе» позволяет автору сохранить свой стиль и лексику, не «спускаясь» к своему герою, ибо его «устами» говорит теперь герой. Все это прекрасно и гармонично сплелось в стихотворении А.Т.Твардовского.
- Жанр стихотворения А.Т.Твардовского «рассказ танкиста» - баллада. Вспомните определение баллады и докажите принадлежность стихотворения к этому жанру.
5. Беседа по прочитанному.
- О каком событии рассказывается в стихотворении?
- Как поэт показывает, что это был наступательный бой, и шел он за небольшой городок? Из каких строк это видно? Перечитайте их.
- Как выдумаете, почему танкисты вынуждены были остановить танк?
- Почему командир принял помощь ребенка? (Без рассуждений принимается помощь ребенка: боец не имеет возраста).
- Из каких строк мы узнаем о прошлом мальчика?
- Дайте характеристику мальчику.
(Трудолюбивый, потому что не счмтает за труд носить воду ведрами.
Приветливый – встречает как гостей.
Щедрый – угощает сливами.
Скромный. Показал и убежал.
Смелый, бесстрашный.).
- Что испытывает танкист во время боя? Докажите словами из текста.
- Узнал командир имя мальчика? Что же помешало?
- Объясните, как командир отблагодарил мальчика , и почему рассказчик не может себе простить, что забыл спросить имя мальчика.
Прочитайте слова, характеризующие отношение автора к своему герою.
- В стихотворении присутствует кольцевая композиция , которая подчеркивает трудность военного пути, еще не скорую, но обязательную победу.
Отработка выразительного чтения диалога между танкистом и мальчиком. Обратить внимание:
- на темп чтения;
- правильность произношения;
- интонацию.
Физкультминутка.
6.Работа с иллюстрацией картины Ю.Непринцева «Отдых после боя».
- Опишите картину.
7. Работа над языком произведения.
-Поэт рассказывает историю от лица бывалого танкиста. Какие слова передают «живую» речь танкиста? (нынче, спросонку. Мальчонка, городишко, гвоздит, хлопец).
- Какие приемы использовал автор, чтобы достичь большей выразительности? Докажите. (Сравнения, звукопись).
4.Работа в парах.
- Работая в парах, разделите текст на три части.
- Прочитайте, стараясь передать чувства автора.
5.Подведение итогов.
- А.Т.Твардовскому удалось передать обстановку и настроение того сурового времени. Немногословно, но весомо сказать о безвестных героях, раскрыть образ времени, его суровую романтику и реальную жизнь – главная задача автора.
Лирика А.Т.Твардовского не потеряла своего значения и в наши дни. Она учит нас патриотизму, честному, а не показному отношению к порученному.
- Никто не любит войну. Но на протяжении тысячелетий люди страдали, гибли, губили других, жгли и ломали. Завоевать, завладеть, истребить, прибрать к рукам – все это рождалось в жадных умах, как в глубине веков, так и в наши дни.
- Течет река времени. Минуло более 70 лет с того незабываемого страшного дня, когда распахнулись огромные – от Баренцева до Черного морей – двери войны. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Нов памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто кА роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих1418 дней и ночей Великой Отечественной войны.
Мы склоняем головы перед мужеством тех, кто отстоял свободу и независимость Родины, сражавшихся на суше, в воздухе и на воде.
- Ребята, зачем людям необходимо знать историю?
- Как люди увековечивают память павшим героям?
(пишутся стихи, рассказы, сочиняется музыка, открываются музеи, возводят памятники и обелиска.).
Чтение стихотворений учащимися.
1 ученик.
Я зарастаю памятью,
Как лесом зарастает пустошь.
И птицы – память по утрам поют,
И ветер – память по ночам гудит.
Деревья – память целый день лепечут.
Но в памяти моей такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит,
Шумит, не умолкая, память – дождь,
И память – снег летит – и пасть не может.
2 ученик.
Самый светлый,
Самый летний день в году.
Самый длинный день Земли-
Двадцать второго.
Спали дети, зрели яблоки в саду.
3 ученик.
Мы не просто вспоминаем день войны.
Не для слез и мемуаров вспоминаем.
Люди мира вспоминать о нем должны.
Мы об этом всей Земле напоминаем.
6.Выставка книг.
-Сегодня на уроке мы услышали много рассказов, стихов.
В библиотеке вы можете прочитать книги: Сергея Баруздина «Точно в цель!», «За Родину!», Аркадия Карданова «Два парада», А.Твардовского «В наступлении»…
Показ книг.
7.Самостоятельная работа.
- Каждый из нас не остался равнодушным на нашем уроке. В каждой семье есть те, кого вы поздравите в этот Великий день. Вы найдете самые душевные слова для самых дорогих людей. А сейчас напишите небольшое поздравление своим дедушке или бабушке.
8.Рефлексия.
- Вам понравился урок? Дайте ему характеристику.
- Как вы оцениваете свои усилия?
9. Домашнее задание.
-Хотелось бы продолжить знакомство с произведениями о Великой Отечественной войне. Из предложенных заданий выберите то, что вам ближе.
- Возможно, у кого-то возникло желание выучить стихотворение.
-Напишите сочинение на тему «Чье это дело – война?»э
- Подготовьте сообщения, посвященных Великой Победе.
- Подготовьте рисунок на тему «дети и война».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема:"Дети и война. А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста". УМК "Планета знаний" Автор Э.Э.Кац
Урок проводится в 4 классе по теме: "Прошла по земле война". Этот урок расширяет знания детей о ВОв, развивает чувства патриотизма....
Разработка урока литературного чтения по теме: А. Твардовский "Рассказ танкиста"
Урок по УМК "Планета знаний" в рамках темы "Прошла по земле война". К уроку прилагаются три презентации: "Презентация урока", "Биография А.Твардовского", "Сталинградская битва"....
Презентация к уроку чтения."А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста".
Презентация к уроку литературного чтения. Для использования во время изучения новой темы. Помогает усваивать учебный материал....
Урок литературного чтения в 4 классе А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»
Разработка урока литературного чтения в 4 классе «Б» (УМК «Планета знаний)Раздел: Прошла по земле война. Тема: А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста» Данный урок 5 в разделе «По земле пр...
Разработка урока литературного чтения для 4 класса . Прошла по земле война. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста» (УМК «Планета знаний) Цели и задачи урока:
Цели и задачи урока: - расширение знаний обучающихся о Великой Отечественной войне; - учить анализировать и систематизировать изучаемый материал...
Урок литературного чтения "Рассказ танкиста" А.Т. Твардовский
Урок литературного чтения в 4 классе для детей с нарушением слуха (1 вид) по теме " Рассказ танкиста" А. Т. Твардовский преследует следующую цель: в процессе закрепления материала...
Урок по литературному чтению по теме "А.Твардовский. Рассказ танкиста"
Тема о Великой Отечественной войне всегда будет актуальна. Знакомство с творчеством поэтов - фронтовиков формирует патриотическое отношение к Родине, к его историческому ...