Рабочая программа по литературному чтению 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями:
· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г., № 373.
· Примерных программ по учебным предметам Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1 – 5-е изд.,– М.:Просвещение, 2011.
· Авторская программа Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г
Для реализации программного содержания используется УМК по образовательной системе « Перспектива»:
Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. Литературное чтение . 3класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. – М.: «Просвещение», 2013.
Учебники включены в федеральный перечень на 2014-2015 учебный год.
Уровень программы: базовый
Общая характеристика предмета
Литературное чтение - один из основных предметов в системе обучения младшего школьника. Наряду с русским языком этот предмет формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию. Успешное освоение предмета литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Рабочая программа 3 класса направлена на формирование и развитие учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения, а также вводит детей в мир художественной литературы и помогает в осмыслении образности словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей полноте и многогранности. У детей пробуждается интерес к словесному творчеству и чтению.
Внеклассное чтение - неотъемлемая часть курса литературного чтения, которая проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения. Цель его - углубленно знакомить обучающихся с детской литературой, обеспечивать полноценное литературное развитие младших школьников, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру общения
Методика обучения литературному чтению основана на художественно – эстетическом, литературоведческом и коммуникативно – речевом принципах. Все эти принципы объединены внутри предметной связью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_3klass.doc | 208 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г., № 373.
- Примерных программ по учебным предметам Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1 – 5-е изд.,– М.:Просвещение, 2011.
- Авторская программа Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г
Для реализации программного содержания используется УМК по образовательной системе « Перспектива»:
Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. Литературное чтение . 3класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. – М.: «Просвещение», 2013.
Учебники включены в федеральный перечень на 2014-2015 учебный год.
Уровень программы: базовый
Общая характеристика предмета
Литературное чтение - один из основных предметов в системе обучения младшего школьника. Наряду с русским языком этот предмет формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию. Успешное освоение предмета литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Рабочая программа 3 класса направлена на формирование и развитие учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения, а также вводит детей в мир художественной литературы и помогает в осмыслении образности словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей полноте и многогранности. У детей пробуждается интерес к словесному творчеству и чтению.
Внеклассное чтение - неотъемлемая часть курса литературного чтения, которая проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения. Цель его - углубленно знакомить обучающихся с детской литературой, обеспечивать полноценное литературное развитие младших школьников, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру общения
Методика обучения литературному чтению основана на художественно – эстетическом, литературоведческом и коммуникативно – речевом принципах. Все эти принципы объединены внутри предметной связью.
Цели:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы
с учебными и научно-познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение литературного чтения отводится 4 часа в неделю. На изучение программного материала отводится 136 часов. (Из них 17 часов – внеклассное чтение). По учебному плану гимназии на изучение литературного чтения отводится 2 часа в неделю (34 недель), всего 68 часов, из них 4 часа на контрольные работы ( 1 час за четверть), 8 часов на внеклассное чтение ( 2 часа за четверть). Учебный план составлен по модели 4, рекомендованной Министерством образования и науки Республики Татарстан, №7699/12 от 3.06.2012 г..
Из них:
№ | Раздел | Примерная программа | Рабочая программа | Внеклассное чтение | Чтение наизусть | Контрольная работа | Экскурсия в библиотеку |
1 | Вводный урок | 1 | 1 | ||||
2 | Книги — мои друзья | 4 | 2 | ||||
3 | Жизнь дана на добрые дела | 17 | 9 | 1 | 1 | ||
4 | Волшебная сказка | 15 | 9 | 2 | 1 | 1 | |
5 | Люби всё живое | 20 | 10 | 1 | 1 | ||
6 | Картины русской природы | 12 | 5 | 2 | |||
7 | Великие русские писатели | 30 | 14 | 2 | 1 | 1 | 1 |
8 | Литературная сказка | 19 | 10 | 2 | 1 | ||
9 | Картины родной природы | 18 | 10 | 3 | 1 | 1 | |
Итого | 136 часов | 70 часов | 8 часов | 7 | 4 часа | 4 часа |
Гимназический компонент:
Тема: «Книги — мои друзья» - экскурсия в библиотеку гимназии, беседа «Как беречь учебники».
Тема: «Жизнь дана на добрые дела» - герои из прочитанных произведений, совершавшие добрые дела; состав. рассказа «Как я помогал маме».
Тема: «Волшебная сказка» - татарские народные сказки, их схожесть и различия со сказками разных народов России; сочинение собственных сказок; виды сказок — волшебные, о животных, бытовые сказки.
Тема: «Люблю всё живое» - характеризовать героев произведений, сравнивать художественный и научный тексты.
Тема: «Картины русской природы» - произведения о зиме поэтов, писателей, художников нашего города; зимние праздники моего края; новогодний праздник в нашем классе; сочинение буриме.
Тема: «Великие русские писатели» - детские годы великих русских писателей, интересные факты из их жизни.
Тема: «Литературная сказка» - понятие «литературная сказка»; характеристика героев литературных сказок; викторина «Сказки Пушкина»; сюжет сказки.
Тема: «Картины родной природы» - отличие весенних красок от осенних; весенний праздник татарского народа «Науруз»; весенние краски в произведениях литературы и живописи.
Список литературы по ФГОС указан курсивом и подчёркнуты.
Содержание программы
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Выразительное чтение текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонационных норм чтения. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы. Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения.
Работа с разными видами текста. Общее представление о различных видах текста: художественном, учебном, или научно-популярном – и их сравнение. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Сравнение художественных и научно-познавательных произведений.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная.
Выбор книги на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующим возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям.
Характеристика героя произведения, анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий, понимание главной мысли произведения.
Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора.
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем. Идей. Героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.
Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.
Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Ключевые или опорные слова. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделить главного в содержании текста).
Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать не перебивая, собеседника, поддерживая с ним разговор и вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи. Использование в письменной речи выразительных средств языка.
Круг детского чтения. Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной литературы XIX – XX веков, классико детской литературы. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях. Семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.
Творческая деятельность. Придумывание сказок, загадок, составление маленьких рассказов по аналогии прочитанным произведениям, включение в рассказ элементов описания или рассуждения.
Планируемые результаты .
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и по искового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литера туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Литература для учащихся:
- Климанова Л.Ф., Виноградова Л.А., Горецкий В.Г. Литературное чтение 3 класс, в 2-ух частях, М.: Просвещение. 2013.
Пособия для учителя:
- Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение»: 3 класс. – М.: Просвещение, 2012.
- Кутявина С.В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. 3 класс. М. ВАКО, 2013г.
- Сборник рабочих программ «Перспектива». 1-4 классы. Москва. Просвещение. 2011.
Интернет-ресурсы:
- nsportal.ru — литературное чтение
- http://playroom.com.ru/kross.php#1 кроссворды, чайнворды, загадки в алфавитном порядке ребусы, потешки и др.
- http://www.trizminsk.org/e/prs/rubn.htm рабочие тетради по ТРИЗ
- http://spelling.siteedit.ru/pesni Учимся припеваючи (песни на правила русского языка)
- http://gramota.ru/class запоминалки пословицы поговорки скороговорки
- http://baby-scool.narod.ru/media/book/metod/progr.html На этом сайте много загадок по темам, сказок, аудио по математике и азбуке (Волина. Занимательная азбука. Есть возможность скачивания файлов мр3 по отдельности)
- http://www.aldebaran.ru/ – Альдебаран - крупнейшая электронная библиотека
- http://www.bookall.ru книги скачать
- http://www.koob.ru/ книги
- http://www.pupsam.ru книги
- http://clubreaders.ru/nauka-i-obrazovanie/obrazovanie/page/4/ Книги учителю нач классов
- puzkarapuz.ru — сайт для родителей, детей, учителей; здесь много программ, книг, журналов для скачивания, дидактические материалы, материал для оформления
- http://www.dedkazarepku.spb.ru/raskraska.php много раскрасок
- http://www.detskiy-mir.net/rebuses/ много ребусов
- http://kidlib.ru/ загадки
- http://www.zavuch.info/ методические и дидактические материалы
- http://viki.rdf.ru/cat/prazdniki/?page=2 о мамах и бабушках
- http://kidsmusic.net.ru/list.php детские песни
- http://www.futajik.ru/category/klipart/page/3/ дед мороз
№ | Тема | Кол-во час. | Планируемые результаты освоения материала | УУД | Время проведения | |
дата | факт | |||||
Вводный урок (1 час) | ||||||
1 | Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение автора учебника. | 1 | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Объяснять условные обозначения. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. | Личностные умения: - осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность; - умение самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор. Познавательные умения: — осмысливать прочитанный текст, определять тему, главную мысль и обосновывать своё мнение; — определять значимость книги, её иллюстраций и обосновывать своё мнение; — составлять пословицу о книге и объяснять её смысл. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание, используя алгоритм; — выполнять задание по плану; — осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания; — адекватно оценивать результат выполнения учебного задания. Коммуникативные умения: — формулировать собственное мнение и позицию; — взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; — согласовывать позиции с партнёром и выражать собственное мнение; — адекватно использовать речевые средства для представления результата работы. | ||
Книги — мои друзья (2 часа) | ||||||
2 | Вводный урок. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха. Б.Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: книжная мудрость, печатная книга. Обсуждать с друзьями наставления Владимира Мономаха, поучительные наставления и изречения из Библии. Составлять свою книгу наставлений. На основе текста Б.Горбачевского описывать первую печатную книгу; находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять своё высказывание. Работать в паре, выслушивая мнения друг друга. Отбирать необходимую информацию из других книг для подготовки своего сообщения. | |||
3 | Первая Азбука Ивана Фёдорова. Наставления Библии. Проект. Мы идём в музей книги. | 1 | ||||
Жизнь дана на добрые дела ( 9 часов) | ||||||
4 | Вводный урок раздела. Основные понятия раздела6 поступок, честность, верность слову. Работа с выставкой книг. Пословицы разных народов о человеке и его делах. | 1 | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: поступок, честность, верность слову. Объяснять, что такое честность, верность;рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа; объяснять, в чём была их ошибка, как исправить эту ошибку. Определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам. Знать пословицы и поговорки из сборника. Объяснять смысл пословиц. Читать вслух и про себя. Составлять рассказ по аналогии. Объяснять название текста, заглавие. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Писать отзыв на прочитанную книгу. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять выбранную книгу. Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно самостоятельно оценить свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | Познавательные умения: — определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё суждение; — определять жанр произведения и обосновывать своё мнение; — сравнивать произведения разных авторов и обосновывать своё мнение;— сопоставлять характеры и поступки героев разных произведений и обосновывать своё мнение; — определять отношение автора к герою и обосновывать своё мнение;— соотносить смысл произведения и пословицы и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания для оформления составления рассказа о добром поступке. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание, используя алгоритм; — выполнять учебное задание, используя правило мудрости; — осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: — формулировать высказывание, используя термины; — договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе; — адекватно сотрудничать в рамках учебного диалога. | ||
5 | В.И.Даль. Пословицы и поговорки русского народа. Н.Носов. Огурцы. Смысл поступка. | 1 | ||||
6 | Н.Носов. Огурцы. Характеристика героя. Создании рассказа по аналогии на тему «Что такое добро» | 1 | ||||
7 | Внеклассное чтение. М.Зощенко. Не надо врать. Смысл поступка. Пересказ. | 1 | ||||
8 | Л.Каминский. Сочинение. Анализ рассказа. Составление отзыва на книгу. Обсуждение отзыва в группе. | 1 | ||||
9 | М.Зощенко. Через тридцать лет. Поступок героя. Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях. | 1 | ||||
10 | Самостоятельное чтение. Н.Носов. Трудная задача. Семейное чтение. Притчи. | 1 | ||||
11 | Наш театр. В.Драгунский. Где это видано, где это слыхано... Инсценирование. | 1 | ||||
12 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 | ||||
Волшебная сказка (9 часов) | ||||||
13 | Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы. Русская сказка. Иван-царевич и серый волк. Особенности волшебной сказки. | 1 | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: народные сказки, присказка, сказочные предметы. Читать вслух и про себя. Определять отличительные особенности волшебной сказки. Определять из каких элементов сюжета состоит волшебная сказка. Характеризовать героев волшебной сказки. Определять какие предметы являются сказочными. Рассматривать картину, определять героев, составлять рассказ по картине. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки. Обсуждать в паре, группе, кто из героев сказки нравится и почему. Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Участвовать в работе группы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | Познавательные умения: — определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение; — определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение; — определять особенности сказок и проводить их сравнение по плану; — определять структуру сказки и обосновывать своё мнение; — формулировать вопрос и адекватно на него отвечать; — использовать приобретённые знания и умения при сочинении собственной сказки. Регулятивные умения: — выполнять учебное действие по плану; — выполнять учебное задание, используя алгоритм; — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: — излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя иллюстрации или план; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания. — использовать речевые средства для представления результата деятельности. | ||
14 | Русская сказка. Иван-царевич и серый волк. Характеристика героев сказки. В.Васнецов. Иван-царевич на сером волке. Рассказ по картине. Сказка об Иване-богатыре. | 1 | ||||
15 | Внеклассное чтение. Русская сказка. Летучий корабль. Особенности волшебной сказки. | 1 | ||||
16 | Русская сказка. Летучий корабль. Характеристика героев сказки. | 1 | ||||
17 | Контрольная работа. «Русские народные сказки» | |||||
18 | Мы идём в библиотеку. Сборник сказок. Тематический каталог. Самостоятельное чтение. Русская сказка. Морозко. Характеристика героев сказки. | 1 | ||||
19 | Внеклассное чтение. Русская сказка. Белая уточка. Смысл сказки. Пересказ. | 1 | ||||
20 | Русская сказка. По щучьему веленью. Подготовка реквизита, костюмов. Инсценирование. Представление сказки в младших классах. | 1 | ||||
21 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 | ||||
Люби всё живое (10 часов) | ||||||
22 | Вводный урок. Основные нравственные понятия раздела: художественный и познавательный рассказы, автор-рассказчик, периодическая литература. Сравнение художественной и научно-познавательной литературы. | 1 | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы; автор-рассказчик, периодическая литература. Сравнивать научно- познавательный и художественный тексты; определять отличительные особенности. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать тест на основе плана. Характеризовать героев сказки, рассказа. Выявлять особенности героя художественного рассказа. Выявлять особенности юмористического произведения. Выразительно читать стихотворения. Определять смысл названия текста. Определять правду и вымысел в произведениях В. Бианки. Составлять самостоятельно текст по аналогии. Кратко пересказывать научно-популярный текст. Задавать самостоятельно вопросы к тексту, оценивать вопросы. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Знать детскую периодическую печать. Ориентироваться в содержании журнала. Находить нужную информацию в журнале. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведения. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | Познавательные умения: — определять тему, главную мысль художественного произведения и обосновывать своё мнение; — определять характер героя, его настроение и чувства, отношение автора и обосновывать своё мнение; — определять особенности научно-познавательного и художественного текстов и обосновывать своё мнение; — сравнивать содержание научно-познавательного и художественного текстов и обосновывать своё мнение; — анализировать содержание репродукции картины, иллюстрации; — определять порядок действий при составлении отзыва о прочитанном произведении и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания при составлении текста (научно-познавательного, художественного) о любимом животном или питомце и для участия в конкурсе творческих работ на тему «Братья наши меньшие». Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — выполнять учебное задание по алгоритму; — осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: — формулировать высказывания, используя новые термины; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; — использовать речевые средства для представления результата деятельности. | ||
23 | К.Паустовский. Барсучий нос. Особенности художественного текста. Пересказ. Текст из энциклопедии. Барсук. | 1 | ||||
24 | В.Берестов. Кошкин щенок. Особенности юмористического произведения. Выразительное чтение. Б.Заходер. Вредный кот. Смысл названия стихотворения. | 1 | ||||
25 | В.Бианки. Муравьишки. Правда и вымысел в сказке В.Бианки. | 1 | ||||
26 | Создание текста по аналогии. Как муравьишке бабочка помогала добраться домой. О.Полонский. Муравьиное царство. Особенности научно-популярного текста. Краткий пересказ. | 1 | ||||
27 | Тим Собакин. Песни бегемотов. Постановка вопросов к тексту стихотворения. Периодическая печать. Журналы для детей. Выставка детских журналов. | 1 | ||||
28 | Внеклассное чтение. Д.Мамин-Сибиряк. Серая Шейка. Герои художественного текста. Его особенности. Пересказ. | 1 | ||||
29 | Семейное чтение. Н.Носов. Карасик. Смысл поступка героя. Характеристика героев произведения. | 1 | ||||
30 | Маленькие и большие секреты страны литературии. Обобщение по разделу. - Контрольная работа. | 1 | ||||
31 | Наш театр. М.Горький. Воробьишко. Подготовка реквизита, костюмов, театральных билетов. | 1 | ||||
Картины русской природы (5 часов) | ||||||
32 | Вводный урок. Основные нравственные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности. И.Шишкин. Зимой в лесу. Устное сочинение по картине. Н.Некрасов. Славная осень. Сравнение. | 1 | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности 9сравнения, эпитеты). Рассматривать картину; описывать объекты картины; рассказывать о картине. Читать вслух и про себя. Находить нужные слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Наблюдать картины в художественном текст; находить слова, которые помогают увидеть эти картины. Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Объяснять используемые в тексте выражения. Сравнивать произведения литературы и живописи. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить книгу по тематическому каталогу. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | Познавательные умения: — определять отличительные признаки жанра басни и обосновывать своё мнение; — определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение; — подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор; — сопоставлять героев разных произведений; — использовать приобретённые знания и умения для составления правил дружеских отношений. Регулятивные умения: — планировать и выполнять задание в соответствии с целью; — работать с текстом произведения, используя алгоритм; — осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания; — адекватно оценивать результат выполнения учебного задания. Коммуникативные умения: — излагать понятно для партнёра основное содержание произведения, используя иллюстрации или план; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания. | ||
33 | М.Пришвин. Осинкам холодно. Приём олицетворения как средство создания образа. Ф.Тютчев. Листья. Контраст как средство создания образа. А.Фет. Осень Настроение стихотворения. | 1 | ||||
34 | И.Бунин. Первый снег. В.Поленов. Ранний снег. Сравнение произведений литературы и живописи. Сборники произведений о природе. К.Бальмонт. Снежинки. Средства художественной выразительности для создания образа снежинки. | 1 | ||||
35 | Семейное чтение. К.Паустовский. В саду уже поселилась осень... Краски осени. Картины природы в произведениях живописи. И.Остроухов. Парк. А.Саврасов. Зима. | 1 | ||||
36 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 | ||||
Великие русские писатели ( 14 часов) | ||||||
37 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация. Великие русские писатели. В.Берестов об А.С.Пушкине. Краткий пересказ. А.С.Пушкин. Зимнее утро. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. | 1 | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки. Читать вслух и про себя. Находить слова, необходимые для подготовки краткого пересказа. Кратко пересказывать текст. Находить нужные слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Создавать сочинение по картине. Знать сказки А.С.Пушкина. Сравнивать народную сказку и литературную сказку. Определять отличительные особенности литературной сказки. Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. Составлять план сказки. Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля. Обсуждать в паре, когда используется приём звукописи. Соотносить иллюстрации и художественный текст. Озаглавить иллюстрации. Называть басни И.А.Крылова. Объяснять смысл басен И.А.Крылова. Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор. Делать вывод на основе анализа поступков героев, как нужно поступить в той или иной ситуации. Инсценировать басни; распределять роли. Соотносиь отрывки басен И.А.Крылова с книгами басен. Пересказывать кратко научно-познавательную статью. Объяснять смысл названия рассказа. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведения. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | Познавательные умения: — определять тему и главную мысль поэтического текста и обосновывать своё суждение; — определять отличительные признаки лирических произведений и обосновывать своё мнение; — сравнивать содержание лирических произведений разных авторов и обосновывать своё мнение; — определять способы создания загадок и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания и умения для подготовки творческого сюрприза. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — выполнять учебное задание по плану; — осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: — формулировать высказывания, используя новые термины; — представлять собственное мнение и позицию; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Личностные умения: - осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность; - умение самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; | ||
38 | И.Грабарь. Зимнее утро. А.С.Пушкин. Зимний вечер. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера. Ю.Клевер. Закат солнца. Зимний пейзаж с избушкой. Сравнение произведений литературы и живописи. | 1 | ||||
39 | А.С.Пушкин. Опрятней модного паркета... П.Брейгель. Зимний пейзаж. Сравнение произведений литературы и живописи. В.Суриков. Взятие снежного городка. Устное сочинение по картине. | 1 | ||||
40 | А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди. Сравнение с народной сказкой. | 1 | ||||
41 | А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане... Нравственный смысл литературной сказки. Особенности сюжета. Структура сказочного текста. | 1 | ||||
42 | А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане... Характеристика героев произведения. Особенности языка литературной сказки. | 1 | ||||
43 | А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане... Приём звукозаписи для создания образа моря, комара, шмеля, мухи. И.Я.Библин — иллюстратор сказок А.С.Пушкина. | 1 | ||||
44 | Внеклассное чтение. Сказки А.С.Пушкина. | 1 | ||||
45 | И.А.Крылов. Басни. Слон и Моська. Чиж и голубь. Викторина по басням И.А.Крылова. | 1 | ||||
46 | Великие русские писатели. Л.Н.Толстой. Краткий пересказ статьи. Лев и собачка. Быль. Особенности сюжета. Лебеди. Составление плана. | 1 | ||||
47 | Мы идём в библиотеку. Книги великих русских писателей А.С. Пушкин, Л.Н.Толстой, И.А.Крылов. | 1 | ||||
48 | Внеклассное чтение. Л.Н.Толстой. Акула. Волга и Вазуза. Как гуси Рим спасли. Особенности жанра. | 1 | ||||
49 | Наш театр. И.Крылов. Квартет. Инсценирование. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 | ||||
50 | Контрольная работа. - Великие русские писатели. | 1 | ||||
Литературная сказка (10 часов) | ||||||
51 | Вводный урок раздела.. Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. В.Даль. Девочка Снегурочка. | 1 | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. Читать вслух и про себя. Сравнивать народную сказку и литературную сказку. Определять особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения на основе поступков. Определять нравственный смысл текста. Составлять план сказки. Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы и желания других. Объяснять, что значит поступать по совести, с чистой совестью. Называть изученные произведения переводной литературы. Выявлять особенности переводной литературы. Сочинять возможный конец сказки. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить книгу по тематическому каталогу. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | Познавательные умения: — определять тему, главную мысль сказки и обосновывать своё мнение; — описывать героя, его характер и обосновывать своё мнение; — сравнивать героев сказок и обосновывать своё мнение; — определять особенности литературной сказки и обосновывать своё мнение; — анализировать содержание иллюстраций к сказке; — использовать приобретённые знания и умения для создания словесного портрета литературного героя для викторины. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание по алгоритму; — осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; — использовать речевые средства для представления результата деятельности. | ||
52 | В.Даль. Девочка Снегурочка. Особенности литературной сказки. В.Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой «Морозко». | 1 | ||||
53 | В.Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение героев. | 1 | ||||
54 | Внеклассное чтение. Д.Мамин-Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. Герои произведения. | 1 | ||||
55 | Переводная книга для детей. Выставка книг. Б.Заходер. Винни-Пух (предисловие). Р.Киплинг Маугли. Особенности переводной литературы. | 1 | ||||
56 | Р. Киплинг. Маугли. Герои произведения. Сочинение возможного конца сказки. | 1 | ||||
57 | Дж.Родари. Волшебный барабан. Особенности переводной литературы. | 1 | ||||
58 | Дж.Родари. Волшебный барабан. Сочинение возможного конца сказки. Наш театр. С.Михалков. Упрямый козлёнок. Инсценирование. | 1 | ||||
59 | Внеклассное чтение. Литературные сказки. Ю.Коваль. Сказка о серебряном соколе. Тим Собакин. Лунная сказка. | 1 | ||||
60 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 | ||||
Картины родной природы (10 часов) | ||||||
61 | Вводный урок. Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение. Б.Заходер. Что такое стихи. Особенности поэтического жанра. И.Соколов-Микитов. Март в лесу. Лирическая зарисовка. | 1 | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: стихотворение, рассказ, настроение. Читать вслух и про себя. Называть особенности поэтического творчества. Выявлять особенности текста-описания. Находить слова и словосочетания, которые позволяют услышать звуки. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы. Сравнение произведений литературы и живописи. Сравнение произведений литературы на одну и ту же тему. Выявлять авторское отношение к изображаемому и передавать настроение при чтении. Выбирать произведение для заучивания наизусть и выразительного чтения. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить книгу по тематическому каталогу. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | Познавательные умения: — определять тему и главную мысль лирического произведения и обосновывать своё суждение; — определять особенности лирического произведения и обосновывать своё мнение; — определять средства выразительности текста и обосновывать своё мнение; — определять отношение автора к герою и обосновывать своё мнение; — анализировать содержание репродукции, иллюстрации; — сравнивать произведения разных авторов и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания при составлении лирического текста о весне. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — выполнять учебное задание, используя алгоритм; — осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: — формулировать высказывания, используя новые термины; —учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; — использовать речевые средства для представления результата деятельности. Личностные умения: - осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность; - умение самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор. | ||
62 | А.Майков. Весна. Е.Волков. В конце зимы. Е.Пурвит. Последний снег. Приём контраста в изображении зимы и весны. | 1 | ||||
63 | С.Есенин. Сыплет черёмуха... С добрым утром! В.Борисов-Мусатов. Весна. Сравнение произведений живописи и литературы. | 1 | ||||
64 | Ф.Тютчев. Весенняя гроза. Приём звукописи как средство создания образа. А.Васнецов. После дождя. И.Шишкин. Дождь в дубовом лесу. Сравнение произведений искусства. | 1 | ||||
65 | О.Высотская. Одуванчик. З.Александрова. Одуванчик. Сравнение образов. М.Пришвин. Золотой луг. Сравнение поэтического и прозаического текстов. | 1 | ||||
66 | А.Толстой. Колокольчики мои, цветики степные... Авторское отношение к изображаемому. Саша Чёрный. Летом. А.Рылов. Зелёный шум. Сравнение произведений живописи и литературы. | 1 | ||||
67 | Ф.Тютчев. В небе тают облака... А.Саврасов. Сосновый бор на берегу реки. Сравнение произведений живописи и литературы. Я.Аким. Как я написал первое стихотворение. Очерковая литература. | 1 | ||||
68 | Контрольная работа. Картины русской природы. | 1 | ||||
69 | Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. Г.Юдин. Поэты. | 1 | ||||
70 | Обобщающий урок. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...