Тематическое планирование для 4 класса по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе по программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit_chtenie_4_kl.doc | 239 КБ |
Предварительный просмотр:
Приоритетными формами, методами и технологиями работы с обучающимися являются:
Формы работы | Методы обучения | Технологии |
Фронтальная | Объяснительно-иллюстративный | Проектная деятельность |
Парная | Практический | Технология развития критического мышления |
Групповая | Наблюдение | ИКТ |
Индивидуальная | Частично- поисковый, или эвристический | Здоровьесберегающая технология |
Информативный | Технология ролевого общения |
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
Обязательные формы и методы контроля | Иные формы учета достижений | ||
текущая аттестация | итоговая (четверть, год) аттестация | урочная деятельность | внеурочная деятельность |
- устный опрос - письменная самостоятельная работа - тестовые задания - графическая работа - доклад - творческая работа -посещение уроков по программам наблюдения | -диагностическая контрольная работа - контроль техники чтения | -анализ динамики текущей успеваемости | - участие в выставках, конкурсах, соревнованиях - активность в проектах и программах внеурочной деятельности - творческий отчет |
Промежуточная и итоговая аттестация по литературному чтению осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы.
Для отслеживания уровня усвоения материала в процессе его изучения используются авторские проверочные работы, которые являются приложением к рабочей тетради по чтению (10 работ). Кроме этого делаются ежемесячные замеры скорости чтения, результаты которых фиксируются в Листе достижений. В конце каждого раздела пишется творческая работа (сочинение на заданную тему).
В качестве итогового контроля используется итоговая контрольная работа (по тексту администрации) и итоговая проверка навыков чтения.
Учебно – тематическое планирование
Перечень учебно-методического обеспечения программы
Список литературы | Методические и учебные пособия | Информационное обеспечение (интернет - источники, ЭОР, образовательные диски идр.) | |
При подготовке программы | Рекомендуемый для учащихся | ||
1. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова. Родная речь. Учебник для 4 класса начальной школы в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2011г.; 2. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 4 класс. – М.: Просвещение, 2012 3. И.Ф.Яценко. Поурочные разработки по внеклассному чтению. 4 класс. – М: «ВАКО». 2010 г. | 1. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова. Родная речь. Учебник для 4 класса начальной школы в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2013г.; 2. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова. Родная речь. Рабочая тетрадь для 4 класса в 2-х частях. – М.:Просвещение, 2013г.; | 1. Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005. 2. Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006. 3. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000. 4. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989. 5. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению. 6. Детские книги разных типов из курса детского чтения. 7. Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой. | Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября». http:www.Nachalka.com. http:www.viku.rdf.ru. http:www.rusedu.ru. http://school-collection.edu.ru/ www.center.fio.ru http://www.maro.newmail.ru http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html http://www.int-edu.ni |
Поурочное планирование курса «Литературное чтение» 4 класс (102 часа)
№ п/п | № урока в разделе | Дата | Раздел (количество часов). Тема | Элементы содержания | Характеристика деятельности обучающихся (по разделу) |
1 четверть (24 часа) | |||||
Летописи. Былины. Сказания. Жития (9 ч) | |||||
1. | Ознакомление с учебником. Летописи. Особенности русских былин. | Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Читать отрывки из древнерусских летописей. Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах. Сравнивать текст летописи с художественным текстом. Сравнивать поэтический и прозаический текст былины. Пересказывать былину от лица её героя. Определять героя былины, характеризовать его с опорой на текст. Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников. Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека. Описывать характер человека. Участвовать в проектной деятельности. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы представленной в учебнике. | ||
2. | « И вспомнил Олег коня своего…» Гипербола. Эпитеты. | Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | |||
3. | Внеклассное чтение. Былины. «Илья Муромец и Идолище». | Чтение отрывков произведения. Составление монологического высказывания по теме. | |||
4. | Былины. «Ильины три поездочки.» Архаизмы. | Связь произведений литературы с другими видами искусств. Тема, идея произведения. Особенности языка произведения. | |||
5. | Былины. «Ильины три поездочки». Составление плана. | Тема, главная мысль, события, последовательность. Перевод былины в прозаическое произведение, обучение пересказу. | |||
6. | Внеклассное чтение. «Житие Сергия Радонежского». | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | |||
7. | «Житие Сергия Радонежского». Извечные этические ценности. | Образные языковые средства. Историческая правда и литературный вымысел в произведениях. Языковой анализ текста. | |||
8. | Обобщающий урок по теме «Былины, летописи, сказания». Проверочная работа № 1 по теме: былины, летописи, сказания. | Различение жанров | |||
9. | Внеклассное чтение. Житие князя Александра Невского. | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | |||
Чудесный мир классики (15 ч) | |||||
1. | П.П.Ершов «Конек-горбунок». Знакомство с творчеством. Характеры главных героев в сказке. | Знакомство с биографией автора. Волшебная сказка, её своеобразие. Анализ языковых средств произведения. Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке. Сравнивать начало и конец сказки. Составлять самостоятельно план. Пересказывать большие по объёму произведения. Понимать позицию писателя Характеризовать героев разных жанров. Сравнивать произведения разных жанров. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства, анализировать характеры героев. Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. Делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. Уметь составлять Иметь представление о классической литературе. Выражать своё отношение к мыслям автора. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы представленной в учебнике. | ||
2. | П.П.Ершов «Конек-горбунок». Сходство русских народных сказок и авторской сказки. | Герой произведения, иллюстрация и ее | |||
3. | Внеклассное чтение. П.П.Ершов «Конек-Горбунок». | Различение жанров произведений, народная сказка, литературная сказка. Составление монологического высказывания с опорой на авторский текст. | |||
4, | А.С.Пушкин. Стихи. Настроение, выраженное в стихах. | Декламация произведений. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Образные средства языка. | |||
5. | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Поступки и действия как основное средство изображения персонажей. | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. | |||
6. | Внеклассное чтение. Сказки А.С.Пушкина. | ||||
7. | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Коллективное составление сопоставительных характеристик царицы и царевны. | Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Восстановление последовательности событий. Работа над составлением плана. Обучение составлению монологического высказывания, умению аргументировать свою точку зрения. | |||
8. | М.Ю.Лермонтов. «Ашик — Кериб». Жанровые особенности произведения. | ||||
9. | Внеклассное чтение. М.Ю.Лермонтов. «Дары Терека». Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении. | Расширение знаний о жизни и творчестве поэта. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Соотношение природных объектов на карте с описанными в стихотворении. Образные средства языка. | |||
10. | М.Ю.Лермонтов. «Ашик — Кериб». Хорошие и плохие поступки людей. | Обучение составлению | |||
11. | Л.Н. Толстой. «Детство». Работа над умением анализировать текст. | Расширение знаний о жизни и творчестве писателя. Жанры литературных произведений (автобиографическая повесть). Составление характеристики героя. Осознанное, выразительное чтение текста. | |||
12. | Внеклассное чтение. Л.Н.Толстой «Как мужик убрал камень» (басня). Умный | Тема, главная мысль, события, последовательность. Жанры литературных произведений, басня как жанр. Своеобразие басен писателя. Подбор пословиц и поговорок к произведению. | |||
13. | А.П. Чехов. «Мальчики». Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц. | Знакомство с творчеством автора. Отличительные особенности рассказа и сказки. Работа над основным содержанием прочитанного. | |||
14. | А.П. Чехов. «Мальчики». Проверочная работа №2 по теме: Чудесный мир классики. | Понимание основного содержания услышанного. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Составление плана. Работа над пересказом. | |||
15. | Внеклассное чтение. Произведения классиков для детей. | Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. | |||
2 четверть (24 часа) | |||||
Поэтическая тетрадь (8ч) | |||||
1. | Ф.И.Тютчев. Стихи. Образные языковые средства. Тоска по родине и красоте родной природы. | Уточнение сведений о жизни и творчестве поэта. Настроение лирического героя. Работа над образными средствами языка. Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественные произведения. Читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту как отражается переживание автора в его стихах. Знать произведения о Родине. Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы. Размышлять всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношением к жизни природе людям. Высказывать свое мнение о героях стихотворных произведений. Самостоятельно оценивать своё чтение. | ||
2. | Внеклассное чтение. А.А.Фет. Стихи. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворениях. | Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | |||
3. | Е.А.Баратынский. Обогащение словарного запаса. Выразительность лирических произведений. | Знакомство с творчеством поэта. Учиться наблюдать взаимосвязь поэзии с др.видами искусств. Общие сюжетные линии с произведениями А.С.Пушкина (Буря мглою…) Образные средства языка. | |||
4. | А.Н.Плещеев. «Дети и птичка». Рифма, ритм, метафора. | Наблюдение над изменением ритма стихотворения, его целесообразностью. Осознанность и выразительность чтения. | |||
5. | Внеклассное чтение. Н.А.Некрасов. Стихи. | Образные языковые средства. Уточнение сведений о творчестве поэта. Герои стихотворений, их эмоциональное состояние. Работа над вариативностью интонирования. | |||
6. | И.С.Никитин. «В синем небе над полями…» Образ могучей, богатой, доброй и привольной Руси. | Осознанность и выразительность чтения. Уточнение сведений о творчестве поэта. Обучение составлению оценочных суждений о прочитанном произведении. | |||
7. | И.А.Бунин. «Листопад». Красота осеннего леса в лирических произведениях. Проверочная работа №3 по теме: Поэтическая тетрадь. | Знакомство с жизнью и творчеством поэта. Анализ образных средств языка, их роль в произведении. Словесное рисование. Практическое рисование. Взаимосвязь живописи и поэзии. Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | |||
8. | Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов. | Тематические, авторские выставки книг, их анализ. Образные средства языка, их роль в поэтическом произведении. Восстановление стихотворных строк. Знакомство с понятием «строфа». | |||
Литературные сказки (12 ч) | |||||
1. | В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке». Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке. | Знакомство с биографией автора. Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы. Делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя. Создавать небольшой устный текст на заданную тему. Составлять рекомендованный список литературы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
2. | Внеклассное чтение. Поэма А.С.Пушкина. «Полтава». | Тематическая выставка книг. Выборочное чтение. Составление монологического высказывания по теме. | |||
3. | В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки. | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Особенности поведения, внешнего облика, речи | |||
4. | В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Выборочный пересказ. | Чтение отрывков произведения. Составление монологического высказывания по теме. | |||
5. | Внеклассное чтение. Н.А.Пшеницына «Времена года». | ||||
6. | В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке. | Уточнение знаний о творчестве автора. Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией | |||
7. | В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Сюжетная линия произведения. | Главная мысль сказки. Сюжет. Завязка. Кульминация. Развязка.Сравнительная характеристика главных действующих лиц. | |||
8. | Внеклассное чтение. Из истории нашей Родины. Книги о событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века. | Тема, главная мысль, события, последовательность. Участие | |||
9. | П.П.Бажов. «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни. | Оценка иллюстрации | |||
10. | П.П.Бажов «Серебряное копытце». Характеристика главных героев. | Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | |||
11. | С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек». Народные волшебные сказки и сказки литературные. | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события. | |||
12. | Внеклассное чтение Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». Проверочная работа №4 по теме: Литературные сказки. | Виды пересказов, их отличительные черты. Взаимосвязь плана и вида пересказа. | |||
Делу время - потехе час (8ч) | |||||
1. | Е.А.Шварц. «Сказка о потерянном времени». Авторская литературная сказка. | Знакомство с творчеством автора. Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Определять нравственный смысл произведения. Определять жанр произведения. Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения. Определять прямое и переносное значение слов. Пересказывать текст от лица автора или одного героя. Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе. Инсценировать произведение, распределяя роли, выбирая режиссёра. Находить необходимую информацию в справочной литературе. Готовить сообщение о писателе. Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения. | ||
2. | Внеклассное чтение. Е.А.Шварц. Знакомство с творчеством. | Чтение отрывков произведений. Составление монологического высказывания по теме. | |||
3. | Е.А.Шварц «Сказка о потерянном времени». Подбор пословиц. Выборочный пересказ. | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. | |||
4. | В.Ю.Драгунский «Главные реки». Юмор и сатира. Средства создания комического эффекта. | Уточнение сведений об авторе. Жанр – юмористический рассказ. Участие в диалоге, высказывание оценочных суждений с опорой на текст. Рассказ. Осознанность и выразительность чтения. | |||
3 четверть (30 часов) | |||||
5. | Внеклассное чтение. «В путь, друзья!». Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных. | Рассказ о своих впечатлениях о произведении. Выборочное чтение. Чтение по ролям. | |||
6. | В.Ю.Драгунский. «Что любит Мишка». Творческая манера писателя. Многозначность слова как средство выразительности и создания комического эффекта в рассказе. | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Чтение по ролям. | |||
7. | Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час» Проверочная работа №5 по теме: Делу время – потехе час | Умение составлять простейшие задания для викторины. | |||
8. | Внеклассное чтение. В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Знакомство с творчеством. | Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | |||
Страна детства (7ч) | |||||
1. | Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Плохое и хорошее в поступках людей. | Уточнение сведений жизни автора. Анализ произведения. Обсуждение причин, эмоционального состояния и поступков героев. Обучение умению вести диалог. Понимание содержания литературного произведения. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании. Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги. Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов, определять отношение автора к героям. Анализировать возможные заголовки к произведениям. Определять жанр произведения. Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту. Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения. | ||
2. | Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых. | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | |||
3. | Внеклассное чтение. А.Толстой «Детство Никиты». | Знакомство с жизнью и творчеством автора. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. | |||
4. | К.Г.Паустовский «Корзинка с еловыми шишками. Эмоционально-эстетическое восприятие текста. | Уточнение сведений из жизни автора. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Связь литературы с музыкой | |||
5. | К.Г.Паустовский «Корзинка с еловыми шишками». Средства художественной выразительности. | Восстановление последовательности событий. Оценка событий, поступков героев. Роль образных средств в создании атмосферы произведения. | |||
6. | Внеклассное чтение. М.М.Зощенко «Елка». Комическое в рассказе, средства его создания. | Знакомство с жизнью и творчеством автора. Участие в диалоге | |||
7. | Обобщение по разделу «Страна детства» Проверочная работа № 6 по теме: Страна детства. | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению | |||
Поэтическая тетрадь (4ч) | |||||
1. | В.Я.Брюсов. Стихи. Тема детства в произведениях. | Знакомство с творчеством автора. Словесное рисование. Наблюдение над взаимосвязью интонации и эмоциональной составляющей произведения. Декламация произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух. художественные произведения. Читать выразительно стихи поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту как отражается переживание автора в его стихах. Размышлять всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношением к жизни природе людям. | ||
2. | Внеклассное чтение. М.И.Цветаева. Стихи. Словесное рисование. | Знакомство с биографией и творчеством автора. Интонирование произведений. Тема, главная мысль. Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией. | |||
3. | С.А.Есенин «Бабушкины сказки». Авторское слово. | Уточнение сведений о жизни и творчестве поэта. Тема, главная мысль. Организация обсуждения тематики, подбор произведений. Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией. | |||
4. | Устный журнал по разделу «Поэтическая тетрадь» (обобщение) Внеклассное чтение. Стихи любимых поэтов | Работа над выразительным чтением, изменением интонирования в зависимости от настроения автора или эмоционального состояния Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией. | |||
Природа и мы (12ч) | |||||
1. | Д.Н.Мамин - Сибиряк «Приемыш». Развитие умения анализировать эмоциональное состояние героев. | Уточнение сведений об авторе. Главная мысль, герои рассказа. Объяснение причин поступков героев с использованием доказательств. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение, высказывать своё мнение. Определять отношение автора к героям на основе текста. Характеризовать героя текста на основе его поступков. Составлять рассказы о животных, передавая свои чувства и своё отношение. Участвовать в работе проекта, распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с заданной тематикой. Пересказывать текст подробно и выборочно. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
2. | Д.Н.Мамин - Сибиряк «Приемыш». Роль рассуждений и диалогов в рассказе. | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | |||
3. | А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Тема самопожертвования в рассказе. | Знакомство с творчеством автора. Тема, главная мысль, герои произведения. Словесное рисование. Соотношение с иллюстрациями. Понимание содержания литературного произведения | |||
4. | А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе. | Расширение границ понятия «тема» рассказа. Нравственные уроки произведения. Работа над изменением концовки рассказа. Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа | |||
5. | М.М.Пришвин «Выскочка». Писательская наблюдательность. | Уточнение сведений об авторе. Анализ текста. Причины и последствия поступков. Обучение аргументации. Понимание содержания литературного произведения. | |||
6. | Внеклассное чтение. «Где? Что? Как? Почему?». Рассказы-загадки про зверей и птиц | Различать виды информации, опираясь на внешние показатели книги. | |||
7. | Е.И.Чарушин «Кабан». Юмор в рассказе. | Рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях). Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | |||
8. | В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление устных рассказов-характеристик о главных действующих лицах. | Знакомство с творчеством автора. Главная мысль, темы произведения. Тематическое многообразие Понимание содержания литературного произведения. | |||
9. | Внеклассное чтение. Творцы книг. Рассказы о художниках-иллюстраторах книг и о тех, кто книги печатает | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств. | |||
10. | В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Научно-естественные сведения о природе в рассказе. | Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления. Жанровое своеобразие произведения. Работа с дополнительной литературой, информацией. | |||
11. | Обобщение по разделу. Проверочная работа № 7 по теме: Природа и мы. | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Ориентация в содержании текстов. Формирование умения ставить вопросы. | |||
12. | Внеклассное чтение. Урок-диспут «Что такое мужской характер». | Чтение отрывков произведений. Составление монологического высказывания по теме. | |||
Поэтическая тетрадь (3ч) | |||||
1. | Б.Л.Пастернак «Золотая осень». Красота русской природы. | Знакомство с творчеством и жизнью автора. Картины природы в стихотворении. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту как отражается переживание автора в его стихах. Размышлять всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношением к жизни природе людям. Самостоятельно оценивать своё чтение. . | ||
2. | С.А.Клычков «Весна в лесу». Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах .. | Сведения о творчестве автора. Динамика создания картин природы при помощи языковых средств. Сопоставление произведений художественной литературы | |||
3. | Внеклассное чтение. Д.Б.Кедрин «Бабье лето». Н.М.Рубцов «Сентябрь». Олицетворение. | Работа над поэтическим произведением. Средства выразительности языка и их роль в создании эмоционального фона. Декламация произведений. | |||
4 четверть (24 часа) | |||||
Родина (5ч) | |||||
1. | И.С.Никитин «Русь». Образ привольной Руси в произведениях автора. | Систематизация сведений о творчестве автора. Тема и главная мысль. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам и событиям. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке Составлять рассказы о Родине, передавая своё отношение к Родине. Самостоятельно оценивать своё чтение. Участвовать в работе проекта, распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с заданной тематикой. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
2. | С.С.Дрожжин «Родине». Патриотическое звучание, выразительность стихотворения. | Знакомство с творчеством автора. Тема Родины и малой Родины. Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | |||
3. | Внеклассное чтение. «Чтобы помнили…» Произведения о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. | Система событий, составляющих основу художественного произведения. | |||
4. | А.В.Жигулин «О, Родина!». Б.А.Слуцкий «Лошади в океане». Патриотическое воспитание. Тема войны. | Тема, главная мысль. Подбор заголовка. Роль сравнения в произведении. Словесное рисование, обоснование цветовой палитры. Декламация произведений. Связь литературы с другими видами искусства. | |||
5. | Обобщение по разделу «Родина». Проверочная работа № 8 по теме: Родина. | Тематическая выставка книг и рисунков, их взаимосвязь. Чтение отрывков наизусть. Составление монологического высказывания по теме. Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. | |||
Страна Фантазия (6ч) | |||||
1. | Е.С.Велтистов «Приключения Электроника».Первичное чтение. | Знакомство с творчеством автора. Жанровые особенности произведения. Анализ поступков героев. Различение жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух литературное произведение. Планировать работу на уроке. Определять особенности фантастического жанра. Сравнивать и характеризовать героев фантастических произведений. Придумывать фантастические истории. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
2. | Е.С.Велтистов « Приключения Электроника». Словесное рисование. | ||||
3. | Внеклассное чтение. Научно-фантастическая литература для детей. | Умение составлять простейшие задания для викторины. | |||
4. | Кир Булычев. «Путешествие Алисы». Особенности жанра фантастики. | Знакомство с творчеством автора. Жанровые особенности произведения. Анализ поступков героев. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. | |||
5. | Кир Булычев «Путешествие Алисы». Составление картинного плана. | ||||
6. | Обобщающий урок по теме: «Страна фантазия». Внеклассное чтение. | Тематическая выставка книг и рисунков, их взаимосвязь. Чтение отрывков произведений. Составление монологического высказывания по теме. | |||
Зарубежная литература (13ч) | |||||
1. | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Фантастические события, персонажи в произведении. | Знакомство с зарубежными авторами, их своеобразием. Анализ текста. Работа с деформированным текстом. Вариативность заголовка. Портрет героя на основе текста. Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подготовить к выставке книги зарубежных писателей. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
2. | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Составление плана для пересказа. | ||||
3. | Внеклассное чтение. Творчество Г.Х.Андерсена. | Умение составлять простейшие задания для викторины. | |||
4. | Г.Х.Андерсен «Русалочка» Знакомство с произведением. Персонажи сказки. | Герои произведения – восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Использовать полученные знания для самостоятельного чтения книг. Пересказывать самые интересные эпизоды произведений от лица героев произведений. Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы. | ||
5. | Г.Х.Андерсен «Русалочка». Аналитический разбор - правдивое и сказочное в произведении. | Деление текста на части. Виды плана. Работа над планом. Пересказ фрагментов сказки. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. | |||
6. | Внеклассное чтение. Творчество Марка Твена. | Чтение отрывков произведений. Составление монологического высказывания по теме. | |||
7. | М.Твен «Приключение Тома Сойера». Мечты и затеи героя. | Знакомство с творчеством автора. Взаимоотношения людей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (про- | |||
8. | М.Твен «Приключения Тома Сойера». Смелость и предприимчивость подростков. | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. | Знать произведения зарубежных авторов. Уметь выразительно читать данные произведения. | ||
9. | Внеклассное чтение. Сказки трех веков.(Гофман, Гауф, Уайльд) | Чтение отрывков произведений. Составление монологического высказывания по теме. Умение составлять простейшие задания для викторины. | |||
10. | М.Твен «Приключения Тома Сойера». Творческий пересказ по плану. | Особенности произведения. Нравственные уроки произведения. Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления. | |||
11. | С.Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете». Эстетическое восприятие через слово и живопись. | Анализ произведения. Причины и последствия поступков, с опорой на текст. Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления | Составлять | ||
12. | Обобщение знаний по разделу. Проверочная работа № 9 по теме: Зарубежная литература | Тематическая выставка книг и рисунков, их взаимосвязь. Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. | |||
13. | Внеклассное чтение. Зарубежная литература | Конкурсная программа на знание авторов, текстов, терминологии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование 4 класс. программа "Школа России"
Календарно-тематическое планирование уроков в 4 классе по программе "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование 1 класс УМК "Школа России""
Календарно-тематическое планирование для 1 класса УМК "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование 4 класс УМК "Школа России"
Календарно - тематическое планирование. "Школа России" 4 класс. Планирование составлено по программе Плешакова. Предметы: русский язык, математика, литературное чтение, технология, окружающий ми...
Календарно-тематическое планирование 3 класс УМК "Школа России"
Включает планирование по математике, литературному чтению, изо, окружающему миру...
Календарно-тематическое планирование, 3 класс, УМК "Школа России"
Календарно-тематическое планирование для 3 класса по литературному чтению, русскому языку, математике, окружающему миру, изо, трудовому обучению, физкультуре, факультативу "Я - дальневосточник" (УМК "...
Календарно-тематическое планирование 1 класс. ФГОС. "Школа России"
Планирование составлено для коррекционной школы V вида.Математика - 4 часа в неделю; обучение грамоте, обучение письму - 3 часа в неделю; развитие речи, произношение - 2 часа в неделю; труд, изо, лкру...
Рабочие программы 1-4 класс по ФГОС УМК "Школа России" с тематическим планированием 1 класс УМК "ШКОЛА РОССИИ"
Рабочие программы 1-4 класс УМК"Школа России"...