Урок литературного чтения в первом классе. Тема: « Литература. Автор и персонажи».
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

В уроке реализутся цель ознакомления учащихся с понятием литература, автор и герой.Учащиеся приэтом занимают активную позицию, проявляя своё творчество. Урок способссособствует формированию начальных читательских умений, коммуникативных и творческих умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ur_lit_cht_avtor_1_klass.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в первом классе.

17.09 2014 год

Тема: « Литература. Автор и персонажи».

Цель: сформировать  у детей первичное представление о литературе, как множестве произведений особого творчества, обогатить первичные читательские умения и впечатления,

Задачи:

  • формировать положительную мотивацию к чтению, как особому виду познавательной деятельности;
  • развивать воображение, образное мышление детей;
  • формировать  нравственность на основе осознания поступков персонажей;
  • формировать понимание о существовании другой точки зрения, начальных умений сотрудничества
  • формировать представление о литературном творчестве, о наличии автора произведения, персонажей, сюжета.

Оборудование урока: небольшая выставка любимых книг известных авторов, демонстрационный лист с надписью « литература» , выполненный в виде раскрытой книги; маски с изображением лисы, зайца, раздаточные карточки с отрывками из произведений известных книг (например, сказок « Репка», « Колобок» или других , с учётом наличия детей , их умений ; раздаточные карточки со слогами- в результате сложения которых читается имя персонажа сказок: Чебурашка,  Красная Шапочка или другие, диск с мультфильмами, отрывок из сказки Н. Грибачёва « Как заяц Коська лису Лариску ловил».

Ход урока.

I  Подготовительный этап.

 Цель этапа: активизация внимания к собственному  читательскому опыту, создание ситуации эмоционального принятия задач урока .

  1. Беседа:

-Здравствуйте , ребята! Кто из вас уже умеет читать? Кто читает хорошо? Многие записались в библиотеку. - Что Вы прочли? Что читали? ( Сказки, стихи….)

Кто из вас хочет научиться читать?( дети отвечают на вопросы по желанию).

  1. Всё многообразие книг называют большим словом- ЛИТЕРАТУРА( предъявляется изображение раскрытой книги и подпись «литература»). Поэтому  у нас урок литературного чтения. Я изобразила  «литературу»  знаком « КНИГА».
  2. Вспомним литературные произведения.

 Организуется прочтение читающими детьми отрывков произведений, чтобы из них собрать произведение ( его часть).

Параллельно другие дети читают   слоги или слова ( с учётом умений ребят) на карточках. Затем воссоединяются названия  произведений, дети их узнают.

Возможно прослушивание или просматривание эпизода из одного произведения ( например, Э. Успенский « Крокодил Гена и его друзья» , отрывок из мультфильма.)

Пауза- отдых( возможно предложить детям изобразить различных персонажей – « театр», сопровождать музыкальными отрывками из мультфильмов)

  1. Далее воссоединяются из слогов , розданных детям, слова- имена сказочных персонажей: Красная шапочка, крокодил Гена, Чебурашка, мышка, петушок, волк, колобок. (предъявляются картинки с изображением персонажей). В беседе: где же место этих животных и людей ? (  В книгах. Картинки размещаются в книге на доске) Как мы их назовём? ( персонажи, литературные герои).

 Это известные вам сказки. Молодцы, вы их узнали.                 --А сегодня я прочту вам сказку, которую вы, наверное, никогда не читали.

II Ознакомление с новым текстом

Цель этапа: активизация познавательного интереса к новому материалу

Учитель читает отрывок  из  сказки « Как заяц Коська лису Лариску ловил» Николая Грибачёва

III Первичный анализ текста 

Цель этапа:  оценка первичного восприятия, формирование предметных знаний.

Беседа:- Понравилась ли вам сказка? Встречалась ли вам она раньше? Хотелось бы вам знать её продолжение?

-Какие персонажи в этой сказке? Обозначим их знаками. Детям предлагается выбор: оранжевые треугольники, серый овал, коричневый круг, чёрный квадрат. (обозначаются «лиса, заяц, ёж. крот»). Подставляются соответственно именам , выписанным на доске: Коська, Лариска, Прокоп,  Кирюха.

IV Постановка практической задачи.

Цель этапа:  развитие воображения и образного мышления детей, формирование основ сотрудничества.

  1. Отрывок не завершен. Как выдумаете , как же Лиса Лариска обманула зайца и себя спасла? Я предлагаю Вам сочинить продолжение сказки. Договоритесь кто -то из вас будет выступать от имени Лисы, кто - от – имени зайца. Попробуйте составить такой разговор, чтобы Лиса всё -таки выбралась из ямки и обманула зайца. Подумайте, что они говорили друг другу. ( даётся время на обсуждение в парах).

V Решение практической задачи.

Цель этапа: обучать различению способа и результата действия, продолжить обучение сотрудничеству, умению принимать другую точку зрения, адекватно использовать монологическую и диалогическую речь

  1. Организуется обсуждение. Работа в парах. Выслушиваются версии. При этом выступающие пары, надевают маски зверей. ( Либо предлагаются игрушки, с которыми выступают дети). Учитель комментирует слова автора.

VI Оценка способов решения. Обобщение.

Цель этапа: продолжить обучение наблюдению за правильностью выбора способа решения задачи, формирование первичных знаний начинающего читателя

1)Беседа обобщение : Мы прослушали сказку. А как мы её слушали?  Сначала читала я , а затем…?Кто вы были сегодня, если вы придумывали сказку сами? Как называют того, кто придумывает произведения? ( Того, кто придумывает литературное произведение называют автором ( литератором, писателем). Кому сегодня наиболее удалось справиться с поставленной задачей?

-Где его место на нашей схеме? А где же место читателя? ( на доске уточняется схема: автор и читатель располагаются навстречу вдруг другу, автор  создаёт произведение, читатель- читает)

2). Итак, расскажите по схеме , что нового вы узнали? ( Автор пишет произведение, а читатель читает, это как бы встреча автора и читателя через произведение). Автор нашей сказки Николай Грибачёв. Хотелось бы вам узнать, как он придумал продолжение этой истории?

3) Учитель дочитывает сказку до конца.

- Интересным было продолжение? Каким оказался заяц? Что его подвело? ( ответы детей) Теперь, наверное вам захочется прочесть ещё сказки этого автора.  Есть ли книги этого автора на нашей выставке?

4)  (Обращаясь к выставке)

-У большинства литературных произведений есть авторы. Знаете ли вы ,как пишутся их имена? А где? ( Рассматриваются книги).

5) Организуется рассматривание книг, прочтение имён авторов.

Далее при наличии времени ,дети читают имена авторов в парах  вызываются к доске где показывают и называют название книги и имя автора..

VII Итог урока

Цель этапа:  закрепление полученных предметных знаний, формирование основ сотрудничества и внутренней позиции школьника.

  1. Что на уроке вам запомнилось больше всего? Почему? О каком  новом знании вы теперь можете  рассказать дома? Что знает настоящий читатель? Как познакомиться с автором произведения? ( Дома: вспомните свою любимую сказку,  с помощью родителей выучите имя её автора, нарисуйте любимого персонажа).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в первом классе по теме "Инсценирование стихотворений. К.И.Чуковский «У меня зазвонил телефон», «Путаница».

Цели  урока:Образовательные:познакомить с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, учить понимать юмор прочитанных произведе...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...

Презентация и конспект урока литературного чтения для 2 класса. Тема: Осенние листья. Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ №280 г. Санкт - Петербурга.

Презентация и конспект урока литературного чтения для 2 класса, УМК "Школа России". Тема: "Осенние листья". Чтение поэтических произведений об осени. Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ ...

Урок литературного чтения в 4 классе. Тема: Обобщение по разделу» У истоков русской детской литературы»

Цель- совершить путешествие по истокам детской русской литературы. Воспитывать любовь и уважение к Отечеству,языку, культуре, истории....

Урок литературного чтения в первом классе В.В. Бианки "Первая охота"

Урок литературного чтения в первом классе В.В. Бианки "Первая охота"...

Урок литературного чтения в 1 классе. Тема прихода весны в рассказах В. В. Бианки и К. Г. Паустовского. Описание весенней природы. Знакомство с разными способами изображения природы разными авторами.

Цель — ввести ученика в мир литературного чтения посредством первичного знакомства с текстом произведения, создать условия для разворачивания читательской деятельности на базе интенсивного совер...

Открытый урок литературного чтения 3 «В» класс Тема: «Переводная литература для детей. К 140 – летию К.И. Чуковского»

Урок литературного чтения в 3 классе, посвященный  к 140 - летию К. И. Чуковского....