Урок литературного чтения в первом классе. Тема: « Литература. Автор и персонажи».
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
В уроке реализутся цель ознакомления учащихся с понятием литература, автор и герой.Учащиеся приэтом занимают активную позицию, проявляя своё творчество. Урок способссособствует формированию начальных читательских умений, коммуникативных и творческих умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ur_lit_cht_avtor_1_klass.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в первом классе.
17.09 2014 год
Тема: « Литература. Автор и персонажи».
Цель: сформировать у детей первичное представление о литературе, как множестве произведений особого творчества, обогатить первичные читательские умения и впечатления,
Задачи:
- формировать положительную мотивацию к чтению, как особому виду познавательной деятельности;
- развивать воображение, образное мышление детей;
- формировать нравственность на основе осознания поступков персонажей;
- формировать понимание о существовании другой точки зрения, начальных умений сотрудничества
- формировать представление о литературном творчестве, о наличии автора произведения, персонажей, сюжета.
Оборудование урока: небольшая выставка любимых книг известных авторов, демонстрационный лист с надписью « литература» , выполненный в виде раскрытой книги; маски с изображением лисы, зайца, раздаточные карточки с отрывками из произведений известных книг (например, сказок « Репка», « Колобок» или других , с учётом наличия детей , их умений ; раздаточные карточки со слогами- в результате сложения которых читается имя персонажа сказок: Чебурашка, Красная Шапочка или другие, диск с мультфильмами, отрывок из сказки Н. Грибачёва « Как заяц Коська лису Лариску ловил».
Ход урока.
I Подготовительный этап.
Цель этапа: активизация внимания к собственному читательскому опыту, создание ситуации эмоционального принятия задач урока .
- Беседа:
-Здравствуйте , ребята! Кто из вас уже умеет читать? Кто читает хорошо? Многие записались в библиотеку. - Что Вы прочли? Что читали? ( Сказки, стихи….)
Кто из вас хочет научиться читать?( дети отвечают на вопросы по желанию).
- Всё многообразие книг называют большим словом- ЛИТЕРАТУРА( предъявляется изображение раскрытой книги и подпись «литература»). Поэтому у нас урок литературного чтения. Я изобразила «литературу» знаком « КНИГА».
- Вспомним литературные произведения.
Организуется прочтение читающими детьми отрывков произведений, чтобы из них собрать произведение ( его часть).
Параллельно другие дети читают слоги или слова ( с учётом умений ребят) на карточках. Затем воссоединяются названия произведений, дети их узнают.
Возможно прослушивание или просматривание эпизода из одного произведения ( например, Э. Успенский « Крокодил Гена и его друзья» , отрывок из мультфильма.)
Пауза- отдых( возможно предложить детям изобразить различных персонажей – « театр», сопровождать музыкальными отрывками из мультфильмов)
- Далее воссоединяются из слогов , розданных детям, слова- имена сказочных персонажей: Красная шапочка, крокодил Гена, Чебурашка, мышка, петушок, волк, колобок. (предъявляются картинки с изображением персонажей). В беседе: где же место этих животных и людей ? ( В книгах. Картинки размещаются в книге на доске) Как мы их назовём? ( персонажи, литературные герои).
Это известные вам сказки. Молодцы, вы их узнали. --А сегодня я прочту вам сказку, которую вы, наверное, никогда не читали.
II Ознакомление с новым текстом
Цель этапа: активизация познавательного интереса к новому материалу
Учитель читает отрывок из сказки « Как заяц Коська лису Лариску ловил» Николая Грибачёва
III Первичный анализ текста
Цель этапа: оценка первичного восприятия, формирование предметных знаний.
Беседа:- Понравилась ли вам сказка? Встречалась ли вам она раньше? Хотелось бы вам знать её продолжение?
-Какие персонажи в этой сказке? Обозначим их знаками. Детям предлагается выбор: оранжевые треугольники, серый овал, коричневый круг, чёрный квадрат. (обозначаются «лиса, заяц, ёж. крот»). Подставляются соответственно именам , выписанным на доске: Коська, Лариска, Прокоп, Кирюха.
IV Постановка практической задачи.
Цель этапа: развитие воображения и образного мышления детей, формирование основ сотрудничества.
- Отрывок не завершен. Как выдумаете , как же Лиса Лариска обманула зайца и себя спасла? Я предлагаю Вам сочинить продолжение сказки. Договоритесь кто -то из вас будет выступать от имени Лисы, кто - от – имени зайца. Попробуйте составить такой разговор, чтобы Лиса всё -таки выбралась из ямки и обманула зайца. Подумайте, что они говорили друг другу. ( даётся время на обсуждение в парах).
V Решение практической задачи.
Цель этапа: обучать различению способа и результата действия, продолжить обучение сотрудничеству, умению принимать другую точку зрения, адекватно использовать монологическую и диалогическую речь
- Организуется обсуждение. Работа в парах. Выслушиваются версии. При этом выступающие пары, надевают маски зверей. ( Либо предлагаются игрушки, с которыми выступают дети). Учитель комментирует слова автора.
VI Оценка способов решения. Обобщение.
Цель этапа: продолжить обучение наблюдению за правильностью выбора способа решения задачи, формирование первичных знаний начинающего читателя
1)Беседа обобщение : Мы прослушали сказку. А как мы её слушали? Сначала читала я , а затем…?Кто вы были сегодня, если вы придумывали сказку сами? Как называют того, кто придумывает произведения? ( Того, кто придумывает литературное произведение называют автором ( литератором, писателем). Кому сегодня наиболее удалось справиться с поставленной задачей?
-Где его место на нашей схеме? А где же место читателя? ( на доске уточняется схема: автор и читатель располагаются навстречу вдруг другу, автор создаёт произведение, читатель- читает)
2). Итак, расскажите по схеме , что нового вы узнали? ( Автор пишет произведение, а читатель читает, это как бы встреча автора и читателя через произведение). Автор нашей сказки Николай Грибачёв. Хотелось бы вам узнать, как он придумал продолжение этой истории?
3) Учитель дочитывает сказку до конца.
- Интересным было продолжение? Каким оказался заяц? Что его подвело? ( ответы детей) Теперь, наверное вам захочется прочесть ещё сказки этого автора. Есть ли книги этого автора на нашей выставке?
4) (Обращаясь к выставке)
-У большинства литературных произведений есть авторы. Знаете ли вы ,как пишутся их имена? А где? ( Рассматриваются книги).
5) Организуется рассматривание книг, прочтение имён авторов.
Далее при наличии времени ,дети читают имена авторов в парах вызываются к доске где показывают и называют название книги и имя автора..
VII Итог урока
Цель этапа: закрепление полученных предметных знаний, формирование основ сотрудничества и внутренней позиции школьника.
- Что на уроке вам запомнилось больше всего? Почему? О каком новом знании вы теперь можете рассказать дома? Что знает настоящий читатель? Как познакомиться с автором произведения? ( Дома: вспомните свою любимую сказку, с помощью родителей выучите имя её автора, нарисуйте любимого персонажа).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в первом классе по теме "Инсценирование стихотворений. К.И.Чуковский «У меня зазвонил телефон», «Путаница».
Цели урока:Образовательные:познакомить с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, учить понимать юмор прочитанных произведе...
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.
Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...
Презентация и конспект урока литературного чтения для 2 класса. Тема: Осенние листья. Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ №280 г. Санкт - Петербурга.
Презентация и конспект урока литературного чтения для 2 класса, УМК "Школа России". Тема: "Осенние листья". Чтение поэтических произведений об осени. Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ ...
Урок литературного чтения в 4 классе. Тема: Обобщение по разделу» У истоков русской детской литературы»
Цель- совершить путешествие по истокам детской русской литературы. Воспитывать любовь и уважение к Отечеству,языку, культуре, истории....
Урок литературного чтения в первом классе В.В. Бианки "Первая охота"
Урок литературного чтения в первом классе В.В. Бианки "Первая охота"...
Урок литературного чтения в 1 классе. Тема прихода весны в рассказах В. В. Бианки и К. Г. Паустовского. Описание весенней природы. Знакомство с разными способами изображения природы разными авторами.
Цель — ввести ученика в мир литературного чтения посредством первичного знакомства с текстом произведения, создать условия для разворачивания читательской деятельности на базе интенсивного совер...
Открытый урок литературного чтения 3 «В» класс Тема: «Переводная литература для детей. К 140 – летию К.И. Чуковского»
Урок литературного чтения в 3 классе, посвященный к 140 - летию К. И. Чуковского....