4.Подготовка к восприятию. | 1.Речевая разминка. Чтобы бегло и выразительно читать, нам надо потренироваться. Прочитайте эти слова с разной интонацией. Акула! Акула? Акула. Акула… Шепотом. С испугом. 2. Беседа с опорой на знания детей. - Ребята, что вы знаете об акулах? Кратко сформулируйте свои ответы. Откуда, с каких источников вы узнали? (слайд) - Послушайте внимательно текст об акуле. И подумайте, как называется такой текст? Акула – страшная хищница моря. Это очень древние рыбы. Акула - рыба прожорливая и хищная. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют "белая смерть”. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы плывущей порой со скоростью 40 км в час, наносит серьезные раны. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбешкой. - Как называется такой текст? Почему?
- А как можно назвать такой текст?
А произведение Л.Н.Толстого тоже называется «Акула». Можете определить жанр произведения? 3.Предположение (антиципация) – Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в произведении с таким названием? - Как выдумаете, кто будет героем этого произведения? – Можно ли по названию определить, будет ли оно серьезным, шуточным, смешным, поучительным?
|
Дети участвуют в речевой разминке.
Ответы детей.
Указывают источники
-научный. В нем содержится только информация,и мы можем найти такой текст в энциклопедиях. Акула.Хищник.
- ответы детей
Предположения детей. Опора на слова - Я думаю…. потому что …Могу предположить…
- да | Познавательные: Смысловое чтение, выбирают вид чтения в зависимости от цели
Познавательные: выделяют необходимую информацию, Коммуникативные: выражают свои мысли, проявляют инициативность, аргументируют свое мнение, достигают договоренности.
Коммуникативный:выражают свои мысли, учитывают мнения, аргументируют свое мнение Познавательные: доказывают.
Регулятивное: проводят прогнозирование Коммуникативный:выражают свои мысли, учитывают мнения, аргументируют , доказывают свое мнение
|
5.Работа над новым материалом.
| 1.Словарная работа. - Как вы считаете, с чего необходимо начать работу с текстом, чтобы её лучше понять? - Значит… -Сегодня в проведении словарной работы нам помогут Вика и Айна. Им было дано задание подготовить и выбрать 5 незнакомых слов. - Представляю их работу. Посмотрите на доску, прочитайте новые слова, подумайте, что они означают. Выберите правильное толкование. Артиллерист - а) военнослужащий, при огнестрельном орудии. б) спортсмен Полотно - а) слабое освещение б) белая льняная ткань Фитиль – а) горючий шнур для воспламенения зарядов б) тропическое растение Ропот - а) негромкая речь б) классическая музыка Хобот - а) удлиненный нос б) задняя часть орудия Дополнительно: Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на местe. Сделайте вывод:
2.Знакомство с текстом. -Я приглашаю вас в путешествие к берегам материка Африка .Представьте ,что мы плывём на этом корабле, по теплому синему морю. Светит ласковое солнышко, вам хорошо и тепло, горячий пустынный ветер дует в паруса. Итак, вместе с героями рассказа мы отправляемся вперёд . Чтение первого отрывка учителем. «Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленой печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары. Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул «Купаться!» - и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню. На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море. Оба , как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем. Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!»
В ходе чтения будем заполнять таблицу чувств.
- Кем приходится артиллерист одному из мальчиков? Докажите из текста. - Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? Для того чтобы ответить на этот вопрос перечитайте 3 абзац. Он пишет, что вздумали. Что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали? - Как вы думаете, какие чувства испытал артиллерист ? В таблице – гордость, любовь Чтение второго отрывка подготовленным учеником. «Вдруг из палубы кто-то крикнул «Акула!» - и все мы увидали в воде спину морского чудовища. Акула плыла прямо на мальчиков.(пауза) - Назад! Назад! Вернитесь! Акула! – закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего. Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.»
- А теперь что испытывает артиллерист? Таблица – волнение, ужас - Как автор передает неожиданность, внезапность появления акулы? - Какие слова автора показывают чувство страха? - При чтении, на что нам надо обратить внимание? - Когда матросы и артиллерист увидели акулу, что бы вы предложили им сделать? - Давайте узнаем, что произошло дальше. Чтение третьего отрывка учеником «Матросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибая весла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были еще далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов. Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны».
- Что сделали мальчики, когда увидели акулу? - Какие чувства испытывает артиллерист в этот момент? - В каком состоянии человек пронзительно кричит? - Акула находится на расстоянии двадцати шагов от мальчиков, лодка с матросами еще дальше. Что вы предложите сделать в этой ситуации? Давайте узнаем, что произошло дальше. В таблице слово – страх, паника Чтение четвертого отрывка учителем. «Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль. Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет. Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.» Что автор хотел передать словами “сорвался с места”? - А что в это время делали все остальные? Как автор говорит об их бездействии? - Что автор хотел показать этими словами? - Какой из этого можно сделать вывод?
- Как это характеризует артиллериста? Почему мы можем сказать, что артиллерист находчивый решительный, самообладание
- Почему упал и закрыл лицо руками артиллерист? Что он чувствовал? Таблица – решительность, «Но когда дым разошелся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик. Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море. По волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.» - Что можете в этот момент сказать об артиллеристе? - что он в это время чувствовал? Таблица – облегчение, радость - Верны ли ваши предположения о произведении? - Понравилось вам произведение? Чем? - Было ли вам страшно? Когда? - Какие эпизоды запомнились больше всего? - За кого вы переживали? - К какому литературному жанру мы отнесем это произведение?
- Назовите героев этого рассказа
О героях мы поговорим после маленького отдыха.
|
Со словаря, объяснения незнакомых слов. - Словарная работа
Выбор правильного значения слов.
- Узнали значение новых слов - Правильно выбрали значение слов
-отцом.
-необдуманность поступка
- он любуется сыном, чувство гордости, что его сын такой ловкий, хорошо плавает, подвижный , как ящерица
-Волнение, шок, страх, ужас, он боится за своих детей. - словом Вдруг.
Акула! Чудовище - на интонацию - Развернуть корабль на акулу, спустить лодку, поплыть кому-то на помощь
- Они пронзительно закричали.
-Когда испытывает страх, панику.
Предположения детей.
- стремительность действия, нельзя было терять ни секунды замерли от страха и ждали что будет - все находились в состоянии оцепенения -что этот визг разбудил лишь одного артиллериста( нашел - - единственный правильное решение, решил произвести выстрел, смог проделать все действия для выстрела - не мог стоять от всего пережитого, не знал о результате выстрела.
-встал и открыл глаза, т.к. когда услышал радостный крик, понял, что все хорошо- Облегчение
-когда мальчики начали купаться в открытом море, когда раздался крик. -Это рассказ - небольшое повествовательное произведение о каком-то событии в жизни героев - мальчики, матросы, капитан, старый артиллерист. | Регулятивные: выделяют учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного. Познавательные: извлекают информацию Коммуникативные: строят высказывания, участвуют в учебном диалоге. Личностные : проявляют терпение, преодолевают трудности
Познавательные: понимают прочитанное, овладевают умениями выделять существенную информацию из текста, делают выводы, Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, предвосхищают результат. Коммуникативные:обосновывают высказанные суждения, оформляют свои мысли в устной речи, участвуют в учебном диалоге. Личностные: проводят нравственно-этическое оценивание содержания
Коммуникативные: выражают свои мысли , аргументируют свое мнение, учитывают мнения других, вступают в диалог, включаются в совместную работу., умеют задавать вопросы. Регулятивные:оценивают правильность выполнения действий Личностные: проявляют интерес к чтении и ведению диалога с автором текста, проявляют эмоциональную отзывчивость. Познавательные: понимают цель чтения, осмысливают прочитанное, делают выводы,
|