рабочая программа по литературному чтению для 4 класса
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Рабочая программа  по литературному  чтению  для  4 класса УМК "Школа-2100" по ФГОС (Бунеев  Р.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_4kl.doc339.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

1.1 Пояснительная записка

 

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

-  Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования 2004г. и  программы Р.Н.Бунеева, О.В.Пронина «Чтение и начальное литературное образование».

-   учебного плана МБОУ «СОШ № 1 им.Б.Н.Куликова» на 2014-2015 учебный год;

-   в соответствии с примерной программой образовательной системы «Школа 2100».

-   Законом Российской Федерации  «Об образовании» (статья 7, 9, 32).

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных особенностей обучающихся, дается  распределение учебных часов по крупным разделам курса. 

Цели и задачи курса

   Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Литературное чтение формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов.

  В рабочей программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе.  Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.). Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.

Цели обучения

   Изучение литературного чтения  в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

-  развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

-  овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

      -  воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.  Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

  • освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге;
  • овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
  • воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;

формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

1.2 Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному  учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения литературного чтения в 4 классе  отводится 102 часа, из расчета 3 часа в неделю.

        Поскольку уроки № 68 , № 74 , 97 выпадают на праздничные дни (23.02 и

        9.03, 11.05 соответственно), материал данных уроков будет пройден за

        счет  уплотнения  учебного материала.

     

1.3. Общая характеристика учебного предмета

                               Структура курса

  В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.  

               Линии, общие с курсом русского языка:

  1. овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
  2. овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
  3. овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

  1. определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
  2. приобщение к литературе как искусству слова;
  3. приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
  4. Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают  не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в учебники, а также небольшие (от 3-4 до 7-8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя.    

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

          При изучении каждой темы, при анализе произведений необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности  любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

                       1.4 Содержание  курса

Произведения современной детской литературы разных жанров (7 ч)

Г.Сапгир «Сегодня, завтра и вчера», Е. Велтистов «Приключения Электроника»,  Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада».

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений,
  • их авторов.

уметь:

  • определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;
  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

использовать приобретенные знания и  умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).

У истоков русской детской литературы (12 ч)

Летопись. А.Пушкин «Борис Годунов», Н.Кончаловская «В монастырской келье узкой…», «Похвала книгам» Я. Мудрого, Чудов монастырь. Стихи Савватия,  Симеона Полоцкого и Кариона Истомина, С. Аксаков «Детские годы  Багрова – внука», А. Болотов «Жизнь и приключение Андрея Болотова».

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

уметь:

  • выполнять творческие задания;
  • определять жанры древнерусской литературы по фрагментам текстов;
  • составлять план;
  • участвовать в обсуждении итогов домашнего чтения;

использовать приобретенные знания и  умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

 

Детская литература XIX век (33 ч)

Басни И. А. Крылова, А. Погорельский «Черная курица», А. Пушкин «Сказка о царе Салтане», А.В. Жуковский «Спящая царевна», А. Ишимова «Славяне», В. Даль «война грибов с ягодами», стихи А.Толстого, А.Плещеева, А. Майкова, Ф. Тютчева, К. Д. Ушинский «Наше Отечество», А. Куприн «Слон».

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

уметь:

  • читать осознанно текст художественного произведения;
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • пересказывать текст; составлять его простой план;
  • читать стихотворные произведения наизусть;
  • различать жанры художественной литературы.

использовать приобретенные знания и  умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

Детская литература  ХХ века (29 ч)      

         

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки»,  Б. Жидков «Николай Исаич  Пушкин», К. Чуковский «Серебряный герб», Ю. Владимиров «Чудаки», А. Введенский «О рыбаке и судаке», Е. Шварц «Два брата», А Толстой «Фофка», М. Пришвин «Изобретатель», С. Маршак «Сила жизни», Р. Киплинг «На далекой Амазонке», Р. Бернс «В горах мое сердце»,

Ю Олеша «Три толстяка».

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений,
  • их авторов.

уметь:

  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • давать определения понятиям гротеск, антитеза, цвет, ирония, пейзаж;
  • характеризовать персонажи, их поведение, авторское отношение;
  • выделять ключевые фразы, мысли при чтении;
  • комментировать прочитанное.

использовать приобретенные знания и  умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).

Детская литература 30-50 годов (7 ч)

А. Гайдар «Тимур и его команда», Н. Носов «Федина задача», В. Драгунский «Что любит Мишка».

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

  • юмористические и сатирические произведения детской литературы.

уметь:

  • относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру;
  • выразительно читать по ролям, инсценировать;
  • пересказывать текст с добавлением диалога;
  • характеризовать героев;

использовать приобретенные знания и  умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

Детская литература 60-90 годов (14 ч)

Стихи И. Токмаковой, Г. Сапгира, Э. Мошковской, Э. Успенского, С. Черного, В. Долиной; миниатюры Г. Цыфирова, С. Козлов «Снежный цветок».

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

  • отличие детской поэзии второй половины 20 века от произведений для детей 20–х годов;
  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

уметь:

  • читать выборочно, цитировать текст;
  • замечать философский подтекст в содержании  произведения, настроение, размышление автора;

использовать приобретенные знания и  умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

Круг чтения и опыт читательской деятельности

  Круг чтения. Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной  и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания.

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.

   Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.

Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.

Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.

   Формирование умений читательской деятельности. Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.

Пользоваться справочными источниками при чтении с целью уточнения значения слов, получения сведений о событиях, фактах, людях. Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Умение последовательно по частям читать учебный (научно-популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст.

Форма подачи текстов в 4 классе – диалоги постоянно действующих героев: профессора Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории детской литературы в прошлое.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в книгу для чтения, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы описательного характера по выбору учителя.

Работа с текстом на уроках чтения в 4 классе

В 4 классе обучающиеся продолжают осваивать технологию формирования правильного типа читательской деятельности, но эта технология к этому году видоизменяется, преобразуется, сохраняя при этом свою суть. Преобразование происходит по пути увеличения доли самостоятельности ребенка на каждом из этапов освоения текста. В 4 классе доля самостоятельной читательской деятельности обучающегося продолжает увеличиваться в основном за счет творческой деятельности.

В связи с этими позициями в основные этапы работы с текстом целесообразно внести следующие коррективы.

       I. Работа с текстом до чтения. 

В 4 классе художественный текст вписывается в исторический процесс развития детской литературы. Это приводит к необходимости уже на первом этапе обращаться к фамилии автора, знаниям и представлениям учащихся о нем, его творчестве, жанровых особенностях текста. В этом и состоит расширение данного этапа по сравнению с предыдущими годами обучения, то есть за счет увеличения дополнительного материала для анализа и наблюдений происходит актуализация знаний и представлений учащихся, обращение к домашнему заданию как «ключику» от нового текста.

Такой подход обеспечивает дальнейшее формирование правильного типа читательской деятельности, помогает осознать целостность и динамику литературного процесса уже на предварительном этапе знакомства с текстом, то есть до его чтения.

В зависимости от особенностей текста, его места в теме, целей и задач урока возможны варианты работы с текстом до чтения:

1. Как часть домашнего задания, где обучающийся выполняет привычные действия (рассматривает иллюстрацию, читает заглавие, сведения об авторе, высказывает предположение о теме, содержании, героях текста).

2. Самостоятельное знакомство с ключевыми словами, их выписывание, анализ и осмысление, которое приводит к установлению уровня понимания текста.

3. Прогнозирование содержания текста на уроке путем анализа нового материала, определения места писателя и конкретного текста в литературном процессе.

II. Работа с текстом во время чтения.

1. Самостоятельное чтение текста про себя.

Этот вид чтения все чаще переносится на дом, что позволяет на уроке увеличить учебное время для проведения вводной беседы по тексту.

2. Чтение вслух небольшими фрагментами с комментированием, продумыванием вопросов автору по ходу чтения, выборочное чтение.

В 4-м классе уже на данном этапе задаются в основном вопросы аналитического характера, обеспечивающие вычитывание подтекстовой информации, то есть ведется диалог с автором через текст. Этот вид работы постепенно также все в большей степени переносится на самостоятельную деятельность обучающихся..

3. Словарная работа так же, как и в предыдущих классах, проходит на уроке по ходу чтения, но включается самостоятельная работа детей с толковым словарем (в том числе это может быть и предварительная домашняя работа с записью значений непонятных слов).

III. Работа с текстом после чтения.

     Традиционно на этом этапе проводится активное обсуждение концептуальных (проблемных, обобщающих, активизирующих жизненные представления обучающихся, фиксирующих авторскую позицию) вопросов.

        2.2.5. Результаты 4-го года обучения и система их оценки

В результате изучения литературного чтения обучающийся 4 класса  должен

знать/понимать:

- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь:

- читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

- определять тему и главную мысль произведения;

- пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);

- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

- создавать небольшой устный текст на заданную тему;

- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- самостоятельного чтения книг;

- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Использовать приобретенные знания и  умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- самостоятельного чтения книг;

- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

 В результате освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.

Результаты обучения 

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся и содержат три компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Таблица требований к умениям учащихся по литературному чтению

(программный минимум)

(4 класс)

Линии развития учащихся средствами предмета «Чтение и начальное литературное образование»:

4-й класс

 осознанное, правильное, выразительное чтение;
• самостоятельное прогнозирование содержания текста до чтения;
• самостоятельное нахождение ключевых слов;
• самостоятельное освоение незнакомого текста (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, поиск ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
• вычитывание разных уровней текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной;
• формулирование основной мысли текста;
• составление простого и сложного плана текста;
• написание сочинения на материале прочитанного с предварительной подготовкой

• умение аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
• понимать и формулировать свое отношение к авторской манере письма;
• иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других

• самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
• относить прочитанное произведение к определенному периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
• относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определенным признакам
• видеть языковые средства, использованные автором

Критерии и нормы оценки знаний

  • Способ чтения: чтение целыми словами.
  • Правильность чтения чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.
  • Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.
  • Выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

В требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу указано, что в результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости). Следовательно, при проверке техники чтения производится оценивание четырех качеств навыка, и ведущим является осознанность. Выставление цифровой отметки по технике чтения не рекомендуется.

Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). При проверке учащиеся читают вслух не менее 2-х мин, чтобы получить результат чтения за минуту число слов необходимо разделить на затраченное время.

Примечание. Более высокая степень точности диагностики темпа чтения достигается при подсчете знаков (букв и пробелов): подсчитывается количество знаков и результат делится на длину среднего слова - 6,4 знака.

Оценивание навыка чтения вслух в 4-х классах

Класс

Общая оценка

Ответы по содержанию текста

Чтение без ошибок

Выразительность чтения

Темп чтения, при котором осознает основную мысль текста

4

«Спра-вился»

Осознание общего смысла прочитанного текста

Наличие не более 4-5  ошибок

(искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений)

Самостоятельный выбор элементарных средств выразительности

Не менее 80 сл/мин

«Не спра-вился»

Непонимание общего смысла прочитанного теста

Более 4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений)

Монотонность чтения, отсутствие средств выразительности

Менее 80 сл/мин

Примечания: Оценка «не справился» выставляется в том случае, если не сформировано более двух качеств навыка чтения.

 Проверка выразительности чтения в 4 классе производится на подготовленном тексте.

        Для проверки навыка чтения про себя подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты, а также вопросы и задания к ним.

Оценивание навыка чтения про себя в 3-4-х классах

Класс

Общая оценка

Ответы по содержанию

Темп чтения, при котором осознает основную мысль текста

3

«Справился»

Правильно выполнено не менее 25% заданий

Не менее 85 сл/мин

«Не справился»

Правильно выполнено менее 25% заданий

Менее 85 сл/мин

4

«Справился»

Правильно выполнено не менее 25% заданий

Не менее 115 сл/мин

«Не справился»

Правильно выполнено менее 25% заданий

Менее 115 сл/мин

 

Итоговые отметки по литературному чтению выставляются по отметкам текущего контроля, в ходе которого проверяется:

  • Выразительное чтение текста;
  • Пересказ содержания произведения (полно, выборочно, кратко);
  • Выразительное чтение наизусть;
  • Составление простого плана;
  • Создание небольших устных (письменных) текстов на заданную тему;
  • Работа с детской книгой и т.д.

     В ходе фронтального  опроса, также проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более двух);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

       1-й класс

      2-й класс

      3-й класс

      4-й класс

I четверть

5 - 10 сл/м

     30 сл/м

     60 сл/м

     80 сл/м

II четверть

   11  - 15  сл/м

     40 сл/м

     65 сл/м

     85 сл/м

III четверть

  16 - 24 сл/м

     45 сл/м

     75 сл/м

     95 сл/м

IV четверть

  25 - 30 сл/м

     55 сл/м

     80 сл/м

    100 сл/м

 

Объём, оцениваемый при выразительном чтении:

2 класс - ¼ страницы,  3 класс- 1/3 страницы,  4 класс- ½ страницы. Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям: беглость, правильность, осознанность, выразительность.

Чтение наизусть

Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст

Выразительное чтение стихотворения 

Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Пересказ 

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

2.2.6.  Учебно- методическое и  материально-техническое  обеспечение курса

Учебно-методическое обеспечение

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.Литературное чтение. 4 класс. В океане света. В 2-ч ч.

 Ч.1-3-е изд., перераб. – М.: Баласс, 2008. – (Образовательная система «Школа 2100»; Серия «Свободный ум»).

  1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В. «Рабочая тетрадь».- М.: Баласс, 2008
  2. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Уроки литературного чтения в 4-м классе. Методические рекомендации для учителя. Изд.2-е, перераб. – М.: Баласс, Издательский Дом РАО,2006. (Серия «Свободный ум»)
  3. Литературное чтение. 4 класс: поурочные планы по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой / авт.-сост. Л.И. Рудченко.- Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Наглядность, ТСО.
  5. Портреты писателей,  аудиозапись, таблицы для внеклассного чтения (сказки),   словарь, сюжетные и предметные картинки, презентации.  

   

Перечень дополнительной литературы

Автор

Название

Издательство

     Год

Соболева О.В.

Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст: Методическое пособие для учителя начальных классов ОС «Школа 2100»

М: Баласс

     2009

КузнецоваН.И., Мещерякова М.И.

Детские писатели (справочник для учителей и родителей). Приложение книгам для чтения Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой

М: Баласс

     1996

ТикуноваЛ.И., Корепанова М.Н.

Пишем сочинения по картинам русских художников: Методическое пособие для учителей начальных классов

М: Росткнига

     2007

Данилюк Т. В.

Литературное чтение. 1-4 классы: формирование читательской компетенции: уроки-исследования текста, уроки-игры, обобщающие уроки

Волгоград: Учитель

     2011

 РудченкоЛ.И.

Литературное чтение. 4 класс: тестовые задания на основе единого текста

Волгоград: Учитель

     2011

  1. Интернет-ресурсы
  1. Сайт МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа»: http://lyceum8.com.
  2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http:school-collection.edu.ru
  3.  Справочно-информационный Интернет-портал:  http://www.qramota.ru
  4. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100»: http://www.school2100.ru
  5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку): http://nsc.lseptember.ru/urok
  6. Презентации уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193
  1. Наглядные пособия
  1. Таблицы «Портреты писателей»
  2. Репродукции картин
  3.  Информационно-коммуникативные средства
  1.   Весёлая азбука Кирилла и Мефодия (СD).
  2.  Шедевры русской живописи (СD)
  3.  Детский энциклопедический словарь (СD).
  4. Аудиозапись «Звуки природы», песни из мультфильмов.
  5. Видеозаписи

       4.  Технические средства обучения:

1.  Мультимедийная доска

2.  Компьютер.

3. Музыкальный центр.

4 Проектор.

5.  Учебно-практическое оборудование:

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.

2.2.7. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема раздела

Кол-во

часов

Кол-во проверочных работ

Дата

1.

Произведения современной детской литературы разных жанров

7

1

 2.09  -  15.09

2.

У истоков русской детской литературы

12

2

 17.09  -  13.10

3.

Детская литература XIX век 

32

2

 15.10  -  14.01

4.

Детская литература  ХХ века    

           

30

1

 15.01  -  1.04

5.

Детская литература 30-50 годов

7

-

  2.04  -  16.04

6.

Детская литература 60-90 годов

14

2

 20.04  -  21.05

Итого:

102

8

№ урока

Дата

   

  Тема урока

Кол-во часов

Виды  деятельности

Произведения современной детской литературы разных жанров (7 ч)

1.

1.09

Введение в курс литературного чтения. Понятие о прологе. Пролог. Знакомство с учебником

1

-Знакомство с названиями, основным содержанием изучаемых  литературных произведений,

-Знакомство с биографией авторов изучаемых произведений.

-Определение  темы и главной  мысли произведения;

– пересказывание текстов;

– чтение стихотворных произведений наизусть (по выбору);

– осознанное чтение  текстов художественного произведения «про себя»

–выполнение творческих заданий;

– определение  жанров  древнерусской литературы по фрагментам текстов,

- самостоятельное чтение книг;

- работа с разными источниками информации (словарями, справочниками).

2.

3.09

Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство с героями путешествий

1

3.

4.09

Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника»

1

4.

8.09

Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника»

1

5.

10.09

Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»

1

6.

11.09

Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа № 1

1

7.

15.09

Чтение стихотворений Б.Н.Куликова

1

Конкурс чтецов

У истоков русской детской литературы (12 ч)

8.

17.09

Зарождение литературы. Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…»

1

-высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному, к героям, понимание и определение своих эмоции;

-Выполнение  творческих заданий;

- Определение  жанров древнерусской литературы по фрагментам текстов;

- составление плана;

- участие в обсуждении итогов домашнего чтения;

- составление  небольшого монологического высказывания с опорой на авторский текст;

- оценивание событий, героев произведения;

- чтение стихотворных произведений наизусть

- самостоятельное чтение книг;

-высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении;

- выделение  в художественном тексте языковых средств, использованных  автором

Аудирование (слушание)

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять

алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.

Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание.

9.

18.09

«Повесть временных лет». Расселение славян. Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки

1

10.

22.09

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого. «Поучение» Владимира Мономаха детям. Что читали наши предки в XV–XVI веках. Поучение и светский рассказ. «О поселянине и медведице»

1

11.

24.09

Путешествие 1. XVII век. Чудов монастырь. Справщик Савватий – первый детский поэт. Стихи Савватия. Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина…

1

12.

25.09

Обобщение по разделу «У истоков русской детской литературы».

Проверочная работа № 2

1

13.

29.09

Путешествие 2. XVIII век. Сон незнакомого мальчика. Усадьба Аксаковых. Сережины книги.

1

14.

1.10

С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

1

15.

2.10

А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих предков и первейших лет моей жизни»

1

16.

6.10

Статья Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума» Детские стихи

1

– находить отличия современных статей из детских журналов от изданий ранних периодов.

–сравнение построения  нравоучительных статей;

–соотнесение текста  с пословицами

17.

8.10

А. Шишкова. Образ идеального ребенка в рассказе

А. Шишкова «Можно исправиться, когда твердо того захочешь»

1

18.

9.10

Обобщающий урок. Зарождение, становление и развитие детской литературы

XI–XVIII веков.

Проверочная работа № 3  

1

-Знакомство с  автобиографической  литературой (автобиографические книги писателей о себе).

 -определение  места книги в детстве писателей, ее роли в становлении личности

19.

13.10

Внеклассное чтение. Донские писатели о себе (автобиографические книги)

1

Знакомство с писателями Донского края.

Детская литература XIX век (32 ч)

20.

15.10

Путешествие 3. Москва начала

XIX века. И. А. Крылов «Слон и Моська»

1

-Знакомство с названиями, основным содержанием изучаемых  литературных произведений,

-Знакомство с биографией авторов изучаемых произведений.

-Определение  темы и главной  мысли произведения;

–пересказывание текстов; составление плана пересказа

–чтение стихотворных произведений наизусть (по выбору);

–осознанное чтение  текстов художественного произведения «про себя»

–выполнение творческих заданий;

-различение жанров художественной литературы.

-Выполнение  творческих заданий;

-Определение  жанров древнерусской литературы по фрагментам текстов;

-составление плана;

-участие в обсуждении итогов домашнего чтения;

-составление  небольшого монологического высказывания с опорой на авторский текст;

-оценивание событий, героев произведения;

-чтение стихотворных произведений наизусть

-самостоятельное чтение книг;

-высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении;

-Создание небольших письменных ответов на поставленные вопросы

-Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

-Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения

Чтение

Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно,

выбирать соответствующие

интонацию, тон и темп речи,

ставить логическое ударение.

Декламировать стихотворения, отрывки прозы.

Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.

Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию из предложения, составлять рассказ на основе предложения.

Находить в тексте материал для составления рассказа на определённую тему.

Формулировать основную мысль текста.

Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать

вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы,

осуществлять самоконтроль.

Находить ключевые слова

текста.

Объяснять смысл заглавия

произведения.

Составлять простой план текста самостоятельно, сложный

план – с помощью учителя.

Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.

Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.

Находить в тексте материал для составления рассказа на определённую тему.

Пролог и эпилог в художественном произведении.

Воспоминания ( мемуары).

Баллада.

Фантастическая повесть.

Юмор и сатира в произведениях детской литературы.

21.

16.10

И. А. Крылов «Квартет». Характерные особенности жанра басни

1

22.

20.10

Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица»

1

23.

22.10

А. Погорельский «Черная курица»

1

24.

23.10

Путешествие 5. Лето 1831 года. Бал в Царском Селе. Поэтическое состязание А. С. Пушкина и В. А. Жуковского. Сказки и сказочники. Исторические рассказы Александры Ишимовой

1

25-28.

27.10,

29.10,

30.10,

10.11

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

4

29.

12.11

Внеклассное чтение. Донские загадки

1

30.

13.11

В. А. Жуковский «Спящая царевна»

1

31.

17.11

Литературные сказки. Поэтическое состязание А. С. Пушкина и В. А. Жуковского (обобщение)

1

32.

19.11

В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка в обработке В. Даля). «Кузовок» (игра)

1

33.

20.11

А. Ишимова «Славяне» (из «Истории России в рассказах для детей»)

1

34.

24.11

Обобщение по разделу 3 «XIX век. Путешествие продолжается». Проверочная работа № 4.

1

35.

26.11

Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

1

36.

27.11

Поэты XIX века о природе. Стихи А. Толстого, А. Плещеева

1

37.

1.12

Стихи А. Майкова, Ф. Тютчева о природе

1

38-39.

3-4.12

Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

2

40.

8.12

Путешествие 7. Школа Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. Учебные книги

1

41.

10.12

Л. Н. Толстой «Два брата».

1

42.

11.12

Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья».

1

43.

15.12

Практикум «Учусь читать художественную прозу».

1

44.

17.12

К. Д. Ушинский «Столица и губернский город»

1

45.

18.12

К. Д. Ушинский «Деревня и уездный город», «Проселочная дорога»

1

46.

22.12

Развитие речи. Сочинение в форме путевого очерка.

1

47.

24.12

К. Д. Ушинский «Наше Отечество», «Жалобы зайки».

1

48.

25.12

А. И. Куприн «Слон»

1

49.

 29.12

Обобщение. Проверочная работа № 5 по разделу «Детская литература XIX века»

1

50.

12.01

Региональный компонент. Добрый праздник среди зимы. Колядки на Дону. 

1

51.

14.01

Внеклассное чтение. Произведения А. П. Чехова для детей.

1

Детская литература  ХХ века (30 ч)  

             

52.

15.01

Путешествие 8. (В библиотеку). Загадка Лидии Чарской

1

-самостоятельное нахождение ключевых слов;

-самостоятельное освоение незнакомого текста (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, поиск ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

-Знакомство с названиями, основным содержанием изучаемых  литературных произведений,

-Знакомство с биографией авторов изучаемых произведений.

-Определение  темы и главной  мысли произведения;

– пересказывание текстов; составление плана пересказа

– чтение стихотворных произведений наизусть (по выбору);

– осознанное чтение  текстов художественного произведения «про себя»

– выполнение творческих заданий;

- различение жанров художественной литературы.

- деление текста на смысловые части, составление  простого плана;

- знакомство с  понятиями гротеск, антитеза, цвет, ирония, пейзаж;

- характеристика персонажей, их поведения, авторское отношение;

- выделение ключевых фраз , мыслей  при чтении;

-комментирование  прочитанного.

- самостоятельное чтение книг;

- работа с разными источниками информации (словарями, справочниками).

Культура речевого общения

Участвовать в диалоге.

Конструировать монологическое высказывание.

Устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план.

Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя.

Высказывать аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.

Культура устной и письменной речи

Готовиться к сочинению:

определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком,

редактировать текст.

Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.

Составлять устные рассказы от имени одного из героев с изменением лица рассказчика , с продолжением, с включением элементов авторского описания.

Составлять письменные творческие работы: сочинения на заданные темы, сочинения – описания, сказки, рассказы.

Творческая деятельность

Инсценировать художественные произведения (чтение по

ролям, драматизация).

Иллюстрировать текст.

Писать творческие работы:

сочинения по прочитанному,

сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др.

Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою)

Относить прочитанное произведение к определенному периоду (XVII в., XVIII в.,  XIX в.,  XX в., XXI в.)

Соотносить автора, его произведения со временем их создания, с тематикой детской литературы

53.

19.01

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (глава 8)

1

54,

55.

21.01,

22.01

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (главы 10–11)

2

56.

26.01

Внеклассное чтение.  Мир детства на страницах русской классики XΙX- XX веков.

1

57.

28.01

Путешествие 9.

Петроград. 1923 год

1

58.

29.01

Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»

1

59.

2.02

К. Чуковский «Серебряный герб»

(глава 1). Телефон

1

60.

4.02

Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…»

1

61.

5.02

Юрий Владимиров «Чудаки», Александр Введенский «О рыбаке и судаке»

1

62.

9. 02

Внеклассное чтение. Донские казаки в боях, походах, на страже Отечества.

1

63.

11.02

Путешествие 10.

«Вокруг Маршака»

1

64.

12.02

С. Сивоконь. «Везите все, как есть, почитаем!»

1

65-66.

16.02-

18.02

Е. Шварц «Два брата»

2

67.

19.02

Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок).

«Пишу на ту же тему по-своему»

1

68.

23.02

А. Н. Толстой «Фофка»

1

69.

25.02

А. Н. Толстой

«Кот – сметанный рот»

1

70.

26.02

М. Пришвин «Изобретатель»

1

71.

2.03

С. Я. Маршак «Сила жизни»

1

72.

4. 03

Р. Киплинг «На далекой Амазонке», Р. Бёрнс «В горах мое сердце»

1

73.

5. 03

С. Я. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор

1

74.

9. 03

Обобщение. Проверочная работа

№ 6 по разделу «Детская литература XX века». (Путешествия 8-10)

1

75.

11.03

Внеклассное чтение. «Творцы книг» (рассказы о писателях, о художниках – иллюстраторах).

1

76-77.

12.03,

16.03

Путешествие 11. Литературный утренник в Сокольниках в 1928 г.

В. Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий», А. Барто «Снегирь»

2

78-79.

18.03,

19.03

Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом»

2

80.

31.03

Б.Галанов «Как найти город Трёх Толстяков?» Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом».

1

81.

1. 04

Региональный компонент. Народные сказки донского края. 

1

Детская литература 30-50 годов (7 ч)

82.

2. 04

Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки».

Р. Фраерман «Гайдар и дети»

1

Знакомство с юмористическими  и сатирическими произведениями  детской литературы.

- соотнесение  прочитанного произведения  к определенному виду и жанру;

- выразительное  чтение по ролям, инсценирование;

- пересказывание  текста с добавлением диалога;

- характеристика героев;

-использование приобретенных знаний и  умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

- самостоятельного чтения книг;

- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

83-84.

6.04, 8.04

А. Гайдар. «Тимур и его команда»

2

85.

9.04

Путешествие 13. Смешные книжки. Н. Носов «Федина задача»

1

86.

13.04

В. Драгунский «Что любит Мишка?»

1

87.

15.04

Стихи А. Барто. Сатира или юмор?

1

88.

16.04

Внеклассное чтение. Юмористические рассказы

В. Драгунского, Ю. Сотника и Н.Носова.

1

Детская литература 60-90 годов (14 ч)

89.

20.04

Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца

1

- отличие детской поэзии второй половины 20 века от произведений для детей 20–х годов;

-Знакомство с названиями, основным содержанием изучаемых  литературных произведений,

-Знакомство с биографией авторов изучаемых произведений.

-Определение  темы и главной  мысли произведения;

- выборочное чтение, цитирование текстов;

- замечать философский подтекст в содержании  произведения, настроение, размышление автора;

- Чтение и формулирование вопросов к автору.

90.

22.04

Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира, Э. Мошковской и Э. Успенского

1

91.

23.04

Стихи С. Чёрного, В. Долиной

1

92.

27.04

Стихи Н. Матвеевой Миниатюры Г. Цыферова

1

93.

29.04

Внеклассное чтение. Рассказы о пионерах-героях.

1

94.

30.04

Практикум. Учусь читать лирический текст.

1

95.

6.05

С. Козлов «Снежный цветок»

1

96.

7.05

Обобщение. Проверочная работа № 7 по разделу «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями»

1

97.

11.05

Путешествие 15. Молодые детские писатели. К. Драгунская «Крайний случай». «Ерунда на постном масле»

1

98.

13.05

Интервью с Тимом Собакиным. Тим Собакин «Цвет ветра», «Самолет», «До будущего лета»

1

99.

14.05

Проверка техники чтения за II полугодие Обобщение по всему курсу. Проверочная работа № 8 (итоговая) по теме «Интервью у детского писателя»

1

100.

18.05

Внеклассное чтение. О чем можно, о чем хочется читать. Путешествие по «океану света» Рекомендации на лето.

1

101-102.

20.05

21.05

 Конкурс чтецов «Произведения о Семикаракорске». Чтение стихотворений, отрывков прозаических произведений

2

-выборочное чтение, цитирование текстов;

-самостоятельного чтения книг;

-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

Выполнение  практической части:

Экскурсия в районную  библиотеку  «Книга - лучший друг» - 27.05

Экскурсия в районную  библиотеку  « Писатели - земляки» - 28.05

СОГЛАСОВАНО                                                                 СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                           Зам.директора  по УВР

методического  совета                                                        МБОУ «СОШ №1»    

МБОУ «СОШ №1»                                                     Казаринова Т.А.______________

От 29.08.2014  №  1

Ефремова Г.П._____________                                                    29. 08. 2014

подпись руководителя МС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....