Литературное чтение, 3 класс.Рабочая программа.
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Рабочая программа за 3 класс по литературному чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_lit._cht._3_klass.doc | 120.5 КБ |
Рабочая программа | 327 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русcким языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
- развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
- приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
II. Общая характеристика учебного предмета
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
приобщение к литературе как искусству слова;
приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебники «Литературное чтение» 3-й класс – «В одном счастливом детстве», в 2-х ч, а также методические рекомендации для учителя и «Тетради по литературному чтению» для учащихся.
В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.
В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3-го кл., позволяют показать
детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу.
Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно-художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.
В 3-м классе последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связаны с жизнью «сквозных персонажей» – третьеклассницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учебник, размышляет, задаёт вопросы. И вместе с Настей читают и думают ученики.
При составлении учебника для 3-го класса в большей мере, чем во всех остальных, учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Логика системы чтения в целом, о которой шла речь выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково последовательно во всех книгах, что, с нашей точки зрения, абсолютно оправданно.
Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, иуроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.
Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
(Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается в 3 классе по четыре часа в неделю (136 ч. в год). Общий объём учебного времени составляет 544 часа (обучение в школе с русским (родным) языком обучения).
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета••
3−й класс
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
• эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
• эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
• чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
• любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
• понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
• ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
• этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
- самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
- делить текст на части, составлять простой план;
- самостоятельно формулировать главную мысль текста;
- находить в тексте материал для характеристики героя;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- составлять рассказ-характеристику героя;
- составлять устные и письменные описания;
- по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
- относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
- различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
- видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
VI. Содержание учебного предмета
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
Круг детского чтения.
Техника чтения.
Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
Литературоведческая пропедевтика.
Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
Круг детского чтения чтения
3-й класс – 136 ч (4 часа в неделю)
Прощание с летом (8ч.).
Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.
Летние путешествия и приключения (19 ч.).
Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.
Природа летом (9 ч).
Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.
Уроки и переменки (13 ч.).
Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.
«Глухая пора листопада…» (8ч.).
Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.
«И кот ученый свои мне сказки говорил…» (18ч.).
Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.
«Поет зима, аукает…» (12 ч.).
Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней природы, её красках и звуках, о новогоднем празднике.
Животные в нашем доме (9 ч.).
Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.
Мы с мамой и папой (12 или 9 ч).
Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.
«Наполним музыкой сердца…» (9 ч.).
Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека.
День смеха (4 ч).
Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.
«О весна, без конца и без краю…» (8ч.).
Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.
День Победы (5 ч).
Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.
Родная земля (6 ч).
Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.
Контроль и оценка планируемых результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Входной, проводится в виде диагностики качества навыка чтения.
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Контроль предметных результатов проводится в форме контрольной работы и диагностики качества навыка чтения.
- Контроль метапредметных результатов в форме комплексной интегрированной работы по итогам обучения в 3 классе.
- Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -
незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки метапредметных результатов фиксируются в зачётном листе учителя и в рамках накопительной системы- портфолио.
Контроль УУД
Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка. Диагностические материалы опубликованы в пособии Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.3-4 класс.-М.:Баласс, 2013.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Данная диагностика разработана для учащихся 3-х классов, включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырёх вариантах.
Первая работа включает 11 заданий на выявление метапредметных (регулятивные и познавательные УУД) и личностных результатов.
Вторая работа носит интегрированный характер: она даёт возможность проверить все три группы результатов ( предметные, метапредметные и личностные). Работа строится на основе чтения текста, что позволяет проверить также сформированность коммуникативных УУД, и включает 15 заданий, кроме четвёртого, более лёгкого, варианта.
Варианты обеих работ одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию, что даёт возможность при неоднократном выполнении работ проверить сформированность разных конкретных УУД.
Количество проверочных и контрольных работ по литературному чтению
Четверть | 3 класс | |||
Провер. | Контр. | Комплексные работы | Диагностика качества навыка чтения | |
I | 2 | - | 1 | |
II | 3 | - | ||
III | 3 | - | ||
IV | 2 | 1 | 1 | 1 |
ГОД | 10 | 1 | 1 | 2 |
Темп и оценивание техники чтения в 3классе
I четверть | 45-50 сл/м |
II четверть | 51-60 сл/м |
III четверть | 61-70 сл/м |
IV четверть | 71-75 сл/м |
Прочитай текст «Долг» Э. Шима. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Определи основных героев произведения.
А) Ваня, Петя;
Б) Ваня, Петя, отец Пети;
В) Ваня, Петя, отец Пети, мать Пети.
2. Где, в каком месте происходит начало событий, описываемых в тексте?
А) Во дворе;
Б) в классе;
В) в парке.
3. Какие обязательства взял на себя Петя, забирая у Вани одинаковые марки? Восстанови последовательность его обещаний.
А) «Потом верну»;
Б) «Дам взамен марки из своей коллекции»;
В) «Куплю другие марки и верну тебе».
4. Почему Петя не отдал Ване марки, купленные ему отцом?
А) Стало жаль своих марок;
Б) не разрешил отдать коллекцию отец;
В) не хотел обидеть друга.
5. Кто первым из мальчиков употребил слово долг (в долгу)?
6. Какое значение вкладывает Петя в слово долг?
А) То, что взято с условием возврата;
Б) то, что отдано с условием возврата;
В) обязанность перед кем-либо.
7. Какое значение вкладывает Ваня в слово коситься?
А) Становиться косым;
Б) смотреть искоса, сбоку;
В) относиться недружелюбно.
8. Почему Ваня на грубости Пети не смог ответить?
А) Обидно ему стало;
Б) стало жалко Петю;
В) не смог найти нужных слов.
9. Восстанови с помощью цифр деформированный план прочитанного текста.
А) Ванино недоумение.
Б) Петю гложет совесть.
В) Долги растут.
Г) Конец дружбы.
Д) Марки взаймы.
10. О какой пропаже говорит Ваня?
11. Выпиши главную мысль рассказа.
12. Какие, на твой взгляд, человеческие качества помогают сохранить дружбу?
13. Кто из мальчиков у тебя вызвал симпатию и почему?
Правильные ответы к заданиям
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
А | + | + | Петя | + | + | 4 | О пропаже дружбы | Последнее предложение | |||||
Б | + | 3 | |||||||||||
В | + | + | 2 | ||||||||||
Г | 5 | ||||||||||||
Д | 1 |
VIII.Материально-техническое обеспечение рабочей программы.
Учебно – методический комплект
1.Учебник по литературному чтению для 3класса в 2-х частях «В одном счастливом детстве», Авторы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Издательство: Баласс, 2013 г.
2.Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса по литературному чтению, 3 класс. Авторы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Издательство: Баласс, 2013 г.
3.Методические рекомендации для учителя. Уроки литературного чтения «В одном счастливом детстве» в 3 классе. Авторы: Бунеева Е. В., Чиндилова О. В., Яковлева М. А.
Издательство: Баласс, 2014
Интернет-ресурсы:
1 Официальный сайт государственной системы «Школа 2100». , http://www.skool2100.ru
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов., http://school-collection.edu.ru
3. Газета «1 сентября», www.festival.1september.ru
4.Презентации уроков «Начальная школа», http://nachalka.info/about/193
5. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий», www.km.ru/ed
Наглядные пособия:
1. Репродукции картин русских художников.
2.Портреты и их биографии детских писателей и поэтов.
3 Экранизация произведений (фильмотека)
Информационно-коммуникативные средства:
1. Веселая Азбука Кирилла и Мефодия. – М. : Кирилл и Мефодий, 2005. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2011. – М. : Кирилл и Мефодий, 2010. – 2 электрон. опт. диска (CD-ROM).
3. Звуки Природы. – М. : RMG, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
4. Образовательный комплекс «1С:Школа. Игры и задачи, 1–4 классы». DVD-диск
Технические средства:
Компьютер
проектор
Предварительный просмотр:
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Вид деятельности обучающихся | Дата | |||
по плану | по факту | ||||||
Предметные результаты | Личностные результаты | Метапредметные УУД | |||||
1 четверть (32ч.) | •воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; •осознанно, правильно, выразительно читать вслух; •самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; •самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; •делить текст на части, составлять простой план; •самостоятельно формулировать главную мысль текста; •находить в тексте материал для характеристики героя; •подробно и выборочно пересказывать текст; •составлять рассказ-характеристику героя; •составлять устные и письменные описания; •по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; •высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); •относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; •различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора; •видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; •соотносить автора, название и героев прочитанных произведений. | •эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; •эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; •чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; •любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; •понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; •интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; •наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; •ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; •этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. | Регулятивные УУД: •самостоятельно формулировать тему и цели урока; •составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; •работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; •в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: •вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; •пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; •извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); •перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); •пользоваться словарями, справочниками; •осуществлять анализ и синтез; •устанавливать причинно-следственные связи; •строить рассуждения; Коммуникативные УУД: •оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; •адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. •высказывать и обосновывать свою точку зрения; •слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; •договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; •задавать вопросы. | ||||
Раздел 1. Прощание с летом | 8 | ||||||
1 | Знакомство с учебником. Ю.Ким «Светлый день» | 1 | 01.09. | ||||
2 | В. Драгунский «Англичанин Павля» | 1 | 02.09. | ||||
3 | Чем можно гордиться? | 1 | 03.09. | ||||
4 | Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот». | 1 | 04.09. | ||||
5 | «Взрослая» жизнь дяди Фёдора, Матроскина и Шарика. | 1 | 08.09. | ||||
6 | Лето волшебное и разное. Стихи о лете. | 1 | 09.09. | ||||
7 | Внеклассное чтение. Что мы читали летом. | 1 | 10.09. | ||||
8 | Диагностика качества и навыка чтения. | 11.09. | |||||
Раздел 2. Летние путешествия и приключения. | 17 | •воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; •осознанно, правильно, выразительно читать вслух; •самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; •самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; •делить текст на части, составлять простой план; •самостоятельно формулировать главную мысль текста; •находить в тексте материал для характеристики героя; •подробно и выборочно пересказывать текст; •составлять рассказ-характеристику героя; •составлять устные и письменные описания; •по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; •высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); •относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; •различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора; •видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; •соотносить автора, название и героев прочитанных произведений. | •эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; •эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; •чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; •любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; •понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; •интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; •наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; •ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; •этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. | Регулятивные УУД: •самостоятельно формулировать тему и цели урока; •составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; •работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; •в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: •вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; •пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; •извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); •перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); •пользоваться словарями, справочниками; •осуществлять анализ и синтез; •устанавливать причинно-следственные связи; •строить рассуждения; Коммуникативные УУД: •оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; •адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. •высказывать и обосновывать свою точку зрения; •слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; •договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; •задавать вопросы. | |||
9 | Введение в раздел. Ю. Ким «Отважный охотник» | 1 | 15.09. | ||||
10 | Главы из повести С. Голицына «Сорок изыскателей». | 1 | 16.09. | ||||
11 | Приключения изыскателей. | 1 | 17.09. | ||||
12 | Кто они – настоящие изыскатели? | 1 | 18.09. | ||||
13 | И.Дик «В дебрях Кара-Бумбы» | 1 | 22.09. | ||||
14 | Повесть о летних путешествиях | 1 | 23.09. | ||||
15 | Главы из романа М. Твена «Приключения Тома Сойера» | 1 | 24.09. | ||||
16 | Во что верят и играют мальчишки? | 1 | 25.09. | ||||
17 | Внеклассное чтение. А. Гайдар « Тимур и его команда» | 1 | 29.09. | ||||
18 | Как слава пришла к А. Гайдару | 1 | 30.09 | ||||
19 | Б.Емельянов «Игра» | 1 | 01.10 | ||||
20 | К. Паустовский «Кот-ворюга» | 1 | 02.10 | ||||
21 | Превращение кота Ворюги и кота Милиционера | 1 | 06.10 | ||||
1 | |||||||
22 | К. Паустовский «Жильцы старого дома» | 1 | 07.10 | ||||
23 | Необычная жизнь обычных жильцов старого дома | 1 | 08.10 | ||||
24 | Обобщение по разделу. Проверочная работа (20мин.) | 1 | 09.10 | ||||
25 | Обучающее сочинение. | 1 | 13.10 | ||||
Раздел 3. Природа летом | 8 | •воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; •осознанно, правильно, выразительно читать вслух; •самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; •самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; •делить текст на части, составлять простой план; •самостоятельно формулировать главную мысль текста; •находить в тексте материал для характеристики героя; •подробно и выборочно пересказывать текст; •составлять рассказ-характеристику героя; •составлять устные и письменные описания; •по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; •высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); •относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; •различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора; •видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; •соотносить автора, название и героев прочитанных произведений. | •эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; •эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; •чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; •любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; •понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; •интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; •наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; •ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; •этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. | Регулятивные УУД: •самостоятельно формулировать тему и цели урока; •составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; •работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; •в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: •вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; •пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; •извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); •перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); •пользоваться словарями, справочниками; •осуществлять анализ и синтез; •устанавливать причинно-следственные связи; •строить рассуждения; Коммуникативные УУД: •оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; •адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. •высказывать и обосновывать свою точку зрения; •слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; •договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; •задавать вопросы. | |||
26 | С. Есенин «С добрым утром!»,Б. Пастернак «За поворотом» | 1 | 14.10 | ||||
27 | Краски и звуки лета. А. Чехов «Степь». | 1 | 15.10 | ||||
28 | М. Пришвина «Золотой луг» | 1 | |||||
16.10 | |||||||
29 | А. Толстой «Детство Никиты» (отрывок) | 1 | 20.10 | ||||
30 | Картины летнего дня в рассказе И. Тургенева «Голуби» | 1 | 21.10 | ||||
31 | И. Бунин «Розы» Проверочная работа (20мин.) | 1 | |||||
22.10 | |||||||
32 | Обобщение по разделу. | 1 | 23.10 | ||||
2 четверть (32ч.) | |||||||
33 | Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Бианки «Неслышимка» | 1 | 05.11 | ||||
Раздел 4. Уроки и переменки. | 11 | ||||||
34 | Введение в раздел. Необычная школа. | 1 | 06.11 | ||||
35 | Фрагменты из книги Э. Успенского «Школа клоунов» | 1 | 10.11 | ||||
36 | Урок- практикум по развитию читательских умений. Б. Заходер. «Перемена» | 1 | 11.11 | ||||
37 | Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку» | 1 | 12.11 | ||||
38 | Легко ли быть Песталоцци? | 1 | 13.11 | ||||
39 | Путь в Страну невыученных уроков | 1 | |||||
17.11 | |||||||
40 | Испытания для Виктора Перестукина. | 1 | 18.11 | ||||
41 | Л. Гераскина «В Стране невыученных уроков») | 1 | 19.11 | ||||
42 | Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста | 1 | 20.11 | ||||
43 | Обобщение по разделу. Проверочная работа (20мин.) | 1 | 24.11 | ||||
44 | Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе. | 1 | 25.11 | ||||
Раздел 5. «Глухая пора листопада…» | 8 | •воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; •осознанно, правильно, выразительно читать вслух; •самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; •самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; •делить текст на части, составлять простой план; •самостоятельно формулировать главную мысль текста; •находить в тексте материал для характеристики героя; •подробно и выборочно пересказывать текст; •составлять рассказ-характеристику героя; •составлять устные и письменные описания; •по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; •высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); •относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; •различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора; •видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; •соотносить автора, название и героев прочитанных произведений. | •эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; •эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; •чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; •любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; •понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; •интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; •наличие собствен-ных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; •ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; •этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. | Регулятивные УУД: •самостоятельно формулировать тему и цели урока; •составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; •работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; •в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: •вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; •пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; •извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); •перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); •пользоваться словарями, справочниками; •осуществлять анализ и синтез; •устанавливать причинно-следственные связи; •строить рассуждения; Коммуникативные УУД: •оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; •адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. •высказывать и обосновывать свою точку зрения; •слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; •договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; •задавать вопросы. | |||
45 | Такая разная осень... А. Пушкин Осень» | 1 | 26.11 | ||||
46 | К.Бальмонд «Осень», Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…» | 1 | 27.11 | ||||
47 | Что заслуживает описания? К. Паустовский «Мой дом» | 1 | 01.12 | ||||
48 | Стихи о «близости снега». | 1 | 02.12 | ||||
49 | К. Паустовский «Прощание с летом» | 1 | 03.12 | ||||
50 | Как приходит зима. Б. Пастернак «Иней» | 1 | 04.12 | ||||
51 | Обобщение по разделу. Проверочная работа (20мин.) | 1 | 08.12 | ||||
52 | Внеклассное чтение. Знакомство с современными детскими журналами. | 1 | 09.12 | ||||
Раздел 6. «И кот учёный свои мне сказки говорил…» | 19 | •воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; •осознанно, правильно, выразительно читать вслух; •самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; •самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; •делить текст на части, составлять простой план; •самостоятельно формулировать главную мысль текста; •находить в тексте материал для характеристики героя; •подробно и выборочно пересказывать текст; •составлять рассказ-характеристику героя; •составлять устные и письменные описания; •по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; •высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); •относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; •различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора; •видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; •соотносить автора, название и героев прочитанных произведений. | •эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; •эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; •чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; •любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; •понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; •интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; •наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; •ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; •этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. | Регулятивные УУД: •самостоятельно формулировать тему и цели урока; •составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; •работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; •в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: •вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; •пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; •извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); •перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); •пользоваться словарями, справочниками; •осуществлять анализ и синтез; •устанавливать причинно-следственные связи; •строить рассуждения; Коммуникативные УУД: •оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; •адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. •высказывать и обосновывать свою точку зрения; •слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; •договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; •задавать вопросы. | |||
53 | Г. Сапгир «Леса-чудеса», В. Берестов «Сказка» | 1 | 10.12. | ||||
54 | «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Русская сказка «Кот и лиса» | 1 | 11.12. | ||||
55 | Какие ещё бывают сказки? | 1 | 15.12. | ||||
56 | Русская сказка «Как мужик гусей делил» | 1 | 16.12. | ||||
57 | Мир волшебной сказки. | 1 | 17.12. | ||||
58 | Диагностика качества навыка чтения. | 1 | 18.12. | ||||
59 | Ш. Перро «Ослиная шкура» | 1 | 22.12. | ||||
60 | За что награждают в сказках?
| 1 | 23.12. | ||||
61 | Сказочные повести. Комплексная проверочная работа | 1 | 24.12. | ||||
62 | Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | 1 | 25.12. | ||||
3 четверть (38 часов) | |||||||
63 | Уроки сказочной повести | 12.01 | |||||
64 | С. Маршак «Сказка про козла» | 1 | 13.01 | ||||
65 | Сказка для театра. | 1 | 14.01 | ||||
66 | В. Высоцкий «Песня Кэрролла» | 1 | 15.01 | ||||
67 | Внеклассное чтение. А. Волков «Волшебник Изумрудного города. | 1 | 19.01 | ||||
68 | Обобщение по разделу. Проверочная работа (20мин.) | 1 | 20.01 | ||||
69 | Обучающее сочинение. | 1 | 21.01 | ||||
Раздел 7. «Поёт зима, аукает…» | 11 | •воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; •осознанно, правильно, выразительно читать вслух; •самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; •самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; •делить текст на части, составлять простой план; •самостоятельно формулировать главную мысль текста; •находить в тексте материал для характеристики героя; •подробно и выборочно пересказывать текст; •составлять рассказ-характеристику героя; •составлять устные и письменные описания; •по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; •высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); •относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; •различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора; •видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; •соотносить автора, название и героев прочитанных произведений. | •эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; •эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; •чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; •любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; •понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; •интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; •наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; •ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; •этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. | Регулятивные УУД: •самостоятельно формулировать тему и цели урока; •составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; •работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; •в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: •вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; •пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; •извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); •перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); •пользоваться словарями, справочниками; •осуществлять анализ и синтез; •устанавливать причинно-следственные связи; •строить рассуждения; Коммуникативные УУД: •оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; •адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. •высказывать и обосновывать свою точку зрения; •слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; •договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; •задавать вопросы. | 22.01. | ||
70 | Звуки и краски зимы в стихах С. Есенина | 1 | |||||
71 | «Подарки» зимы. К. Бальмонт «Снежинка», И. Бродский «Вечером» | 1 | 26.01 | ||||
72 | В ожидании новогоднего чуда. | 1 | 27.01. | ||||
73 | А.Барто «В защиту Деда Мороза» | 1 | 28.01. | ||||
74 | Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Драгунский. «Кот в сапогах» | 1 | 29.01 | ||||
77 | Зимние впечатления. | 1 | 02.02. | ||||
78 | В. Бианки «По следам» | 1 | 03.02. | ||||
79 | Суровые законы жизни зимнего леса. | 1 | 04.02. | ||||
80 | Обобщение по разделу. Проверочная работа (20мин.) | 1 | 05.02. | ||||
81 | Обучающее сочинение | 1 | 09.02. | ||||
82 | Внеклассное чтение «Зимушка-зима» | 1 | 10.02. | ||||
Раздел 8. Животные в нашем доме | 9 | •воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; •осознанно, правильно, выразительно читать вслух; •самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; •самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; •делить текст на части, составлять простой план; •самостоятельно формулировать главную мысль текста; •находить в тексте материал для характеристики героя; •подробно и выборочно пересказывать текст; •составлять рассказ-характеристику героя; •составлять устные и письменные описания; •по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; •высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); •относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; •различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора; •видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; •соотносить автора, название и героев прочитанных произведений. | •эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; •эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; •чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; •любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; •понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; •интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; •наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; •ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; •этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. | Регулятивные УУД: •самостоятельно формулировать тему и цели урока; •составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; •работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; •в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: •вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; •пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; •извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); •перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); •пользоваться словарями, справочниками; •осуществлять анализ и синтез; •устанавливать причинно-следственные связи; •строить рассуждения; Коммуникативные УУД: •оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; •адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. •высказывать и обосновывать свою точку зрения; •слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; •договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; •задавать вопросы. | 11.02. | ||
83 | В. Берестов «Прощание с другом», Г. Сапгир «Морская собака» | 1 | |||||
84 | Д. Мамин-Сибиряк «Медведко» | 1 | 12.02. | ||||
85 | У каждого – своё место в природе. | 1 | 16.02. | ||||
86 | Замечательные собаки Ханг и Чанг из книги Ю. Коринца. | 1 | 17.02. | ||||
87 | В. Драгунский «Дымка и Антон» | 1 | 18.02. | ||||
88 | Ю. Коваль «Капитан Клюквин» | 1 | 19.02. | ||||
89 | Каждый ли клёст может стать капитаном? | 1 | 24.02. | ||||
90 | Удивительные пони Ю. Мориц. | 1 | 25.02. | ||||
91 | Обобщение по разделу. Проверочная работа (20мин.) | 1 | 26.02. | ||||
Раздел 9. Мы с мамой и папой. | 12 | •воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; •осознанно, правильно, выразительно читать вслух; •самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; •самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; •делить текст на части, составлять простой план; •самостоятельно формулировать главную мысль текста; •находить в тексте материал для характеристики героя; •подробно и выборочно пересказывать текст; •составлять рассказ-характеристику героя; •составлять устные и письменные описания; •по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; •высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); •относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; •различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора; •видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; •соотносить автора, название и героев прочитанных произведений. | •эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; •эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; •чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; •понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; •интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; •наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; •ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; •этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. | Регулятивные УУД: •самостоятельно формулировать тему и цели урока; •составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; •работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; •в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: •вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; •пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; •извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); •перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); •пользоваться словарями, справочниками; •осуществлять анализ и синтез; •устанавливать причинно-следственные связи; •строить рассуждения; Коммуникативные УУД: •оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; •адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. •высказывать и обосновывать свою точку зрения; •слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; •договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; •задавать вопросы. | 02.03. | ||
92 | Стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой» | 1 | |||||
93 | Мечты о «взрослой» жизни. В. Драгунский «...Бы» | 1 | 03.03 | ||||
94 | Подарки – это серьёзное дело. | 1 | 04.03. | ||||
95 | И. Дик «Красные яблоки» | 1 | 05.03. | ||||
10.03. | |||||||
96 | Во что нельзя «играть». | 1 | |||||
97 | В. Драгунский «Девочка на шаре» | 1 | 11.03 | ||||
98 | Что такое взаимопонимание? | 1 | 12.03 | ||||
99 | Хорошо, когда рядом – папа! | 1 | 16.03 | ||||
100 | В. Драгунский «Тайное всегда становится явным» | 1 | 17.03 | ||||
18.03 | |||||||
101 | Когда мама сердится Проверочная работа (20мин.) | 1 | |||||
102 | Обобщение по разделу. | 1 | 19.03 | ||||
4 четверть (32ч.) | |||||||
103 | Внеклассное чтение «Мы с мамой и папой». | 1 | 30.03 | ||||
Раздел 10. «Наполним музыкой сердца...» | 10 | •воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; •осознанно, правильно, выразительно читать вслух; •самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; •самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; •делить текст на части, составлять простой план; •самостоятельно формулировать главную мысль текста; •находить в тексте материал для характеристики героя; •подробно и выборочно пересказывать текст; •составлять рассказ-характеристику героя; •составлять устные и письменные описания; •по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; •высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); •относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; •различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора; •видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; •соотносить автора, название и героев прочитанных произведений. | •эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; •эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; •чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; •любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; •понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; •интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; •наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; •ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; •этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. | Регулятивные УУД: •самостоятельно формулировать тему и цели урока; •составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; •работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; •в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: •вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; •пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; •извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); •перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); •пользоваться словарями, справочниками; •осуществлять анализ и синтез; •устанавливать причинно-следственные связи; •строить рассуждения; Коммуникативные УУД: •оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; •адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. •высказывать и обосновывать свою точку зрения; •слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; •договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; •задавать вопросы. | |||
104 | Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», И. Тургенев «Певцы | 1 | 31.03. | ||||
105 | К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 1 | |||||
106 | Как рождается музыка. | 1 | 01.04. | ||||
107 | Волшебная сила бессмертной музыки. | 1 | 02.04. | ||||
108 | Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка» | 1 | 06.04. | ||||
109 | Сказка о маленьком Моцарте. | 1 | 07.04. | ||||
110 | Какими бывают встречи с писателями? | 1 | 08.04. | ||||
111 | В.Драгунский «Независимый Горбушка» | 1 | |||||
112 | В.Драгунский «Независимый Горбушка» | 09.04. | |||||
113 | Обобщение по разделу. Проверочная работа (20мин.) | 1 | 13.04. | ||||
Раздел 11. День смеха | 5 | •воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; •осознанно, правильно, выразительно читать вслух; •самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; •самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; •делить текст на части, составлять простой план; •самостоятельно формулировать главную мысль текста; •находить в тексте материал для характеристики героя; •подробно и выборочно пересказывать текст; •составлять рассказ-характеристику героя; •составлять устные и письменные описания; •по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; •высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); •относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; •различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора; •видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; •соотносить автора, название и героев прочитанных произведений. | •эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; •эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; •чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; •любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; •понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; •интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; •наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; •ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; •этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. | Регулятивные УУД: •самостоятельно формулировать тему и цели урока; •составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; •работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; •в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: •вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; •пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; •извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); •перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); •пользоваться словарями, справочниками; •осуществлять анализ и синтез; •устанавливать причинно-следственные связи; •строить рассуждения; Коммуникативные УУД: •оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; •адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. •высказывать и обосновывать свою точку зрения; •слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; •договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; •задавать вопросы. | 14.04. | ||
114 | Стихотворения Г. Сапгира «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или Всё наоборот» | 1 | |||||
115 | В.Драгунский «Надо иметь чувство юмора» | 1 | 15.04. | ||||
116 | Легко ли смеяться над собой? | 1 | |||||
16.04. | |||||||
117 | Весёлые стихи О. Григорьева, Ю. Мориц. | 1 | 20.04 | ||||
118 | Внеклассное чтение .Весёлые истории. | 1 | 21.04 | ||||
Раздел 12. «О весна, без конца и без краю...» | 7 | ||||||
119 | Как приходит весна. | 1 | 22.04. | ||||
120 | Озорные стихи о весне. | 1 | 23.04 | ||||
27.04 | |||||||
121 | А. Толстой, глава «Весна» из повести «Детство Никиты» | 1 | |||||
122 | Картины весны. Б. Окуджава «Весна» | 1 | 28.04 | ||||
123 | Любимые стихи о весне | 1 | 29.04 | ||||
124 | Диагностика качества и навыков чтения | 1 | 30.04 | ||||
125 | Обобщение по разделу. Проверочная работа (20мин.) | 1 | 05.05. | ||||
Раздел 13. День Победы | 5 | •воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; •осознанно, правильно, выразительно читать вслух; •самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; •самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; •делить текст на части, составлять простой план; •самостоятельно формулировать главную мысль текста; •находить в тексте материал для характеристики героя; •подробно и выборочно пересказывать текст; •составлять рассказ-характеристику героя; •составлять устные и письменные описания; •по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; •высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); •относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; •различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора; •видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; •соотносить автора, название и героев прочитанных произведений. | •эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; •эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; •чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; •любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; •понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; •интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; •наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; •ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; •этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. | Регулятивные УУД: •самостоятельно формулировать тему и цели урока; •составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; •работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; •в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: •вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; •пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; •извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); •перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); •пользоваться словарями, справочниками; •осуществлять анализ и синтез; •устанавливать причинно-следственные связи; •строить рассуждения; Коммуникативные УУД: •оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; •адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. •высказывать и обосновывать свою точку зрения; •слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; •договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; •задавать вопросы. | 06.05. | ||
126 | А. Ахматова «Памяти друга» | 1 | |||||
127 | В. Драгунский «Арбузный переулок» | 1 | 07.05. | ||||
128 | Трудная тема – война. | 1 | 07.05. | ||||
Трудная тема – война. | |||||||
12.05. | |||||||
129 | Стихи о войне. В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Твардовский | 1 | 13.05. | ||||
130 | Внеклассное чтение по теме «Произведения о войне». | 1 | 14.05. | ||||
131 | Контрольная работа( 40мин.) | 18.05. | |||||
Раздел 14. Родная земля | 6 | ||||||
132 | К. Паустовский «Бескорыстие» | 1 | 19.05. | ||||
133 | Что такое Родина? Комплексная работа (20мин.) | 1 | 20.05 | ||||
134 | С. Козлов, Г. Цыферов «Где живёт солнце?» | 1 | 21.05. | ||||
135 | Внеклассное чтение «Стихи о Родине» | 1 | 25.05. | ||||
136 | Что можно почитать летом. | 1 | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.
Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...
рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...
Рабочая программа педагога Кирпинёвой Елены Александровны Высшей квалификационной категории по учебному курсу «Литературное чтение» 1 класс Программа «Школа 2100»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №13 ст. Незлобной» «Рассмотрено»Руководитель МО_________/ Е. А. Крипинева/Протокол №___ от «___»авгу...
Рабочая программа и КТП по литературному чтению. 2 класс. Программа "Школа России". ФГОС
Технологическая карта...
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 4 класс. Программа Л.Занкова, учебник В.Лазаревой.
Программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта начального обще...
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс (программа "Школа 2100")
Рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование (на 2 часа в неделю)...