Рабочая программа по литературному чтению 4 класс (программа "Школа 2100")
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Ушакова Зоя Валерьевна

Рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование (на 2 часа в неделю)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Литературному чтению» составлена на  основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (начальное общее образование) 2004 г, примерной программы начального  общего образования, авторской программы Р.Н. Бунева, Е.В. Буневой, О.В., О.В. Чиндиловой и учебного плана МБОУ СОШ № 53 г. Хабаровска на 2013-2014 учебный год.

Данная программа включает следующие разделы:

  • Пояснительную записку, раскрывающую место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения;
  • общую характеристику предмета;
  • основное содержание, включающее перечень изучаемого учебного  материала;
  • тематическое планирование с распределением учебных часов;
  • требования к   результатам обучения;
  • учебно-методическое, материально-техническое и информационно-техническое  обеспечение;
  • систему оценивания результатов;
  • календарно-тематическое планирование.

Литературное чтение изучается в 4 классе 2 часа в неделю (всего 68 часов).

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
  2. введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
  3. развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
  4. приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Общая характеристика предмета

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

  1. овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
  2. овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
  3. овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

  1. определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
  2. приобщение к литературе как искусству слова;
  3. приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой.

В 4-м классе  дети  получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс  русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для  того  чтобы  у детей  возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно- исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в  1–4-м  классах,  составить  представление  о многообразии творчества писателей.

Интерес к самому процессу чтения тесно  связан сегомотивированностью. Как же  сделать чтение мотивированным? Как реализовать  принцип идейно художественной значимости  для  ребёнка того,  что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме  эвристической беседы.

В учебнике 4-го класса форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев   –  профессора-литературоведа Николая  Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли.  С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный матери- ал:  биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.

На уроках литературного чтения ведущей является технология продуктивного чтения, обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
    Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
  2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

  1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
    Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
    Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
    Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
    Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
  4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Основное содержание учебного предмета

Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

  1. Круг детского чтения.
  2. Техника чтения.
  3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
  4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
  5. Литературоведческая пропедевтика.
  6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
  1. Круг детского чтения

Произведения современной детской  литературы разных  жанров (3 ч). Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.

У истоков русской  детской  литературы (12 ч).

Отрывки из русских  летописей. Русские  народные сказки  в  ранних записях. Стихи  для   детей   поэтов   XVII   в.   Савватия,  Симеона  Полоцкого, Кариона  Истомина.  Произведения  для   детей   писателей  XVIII   в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детскоечте-ние   для   сердца  и  разума»,  детские стихи  А.   Шишкова.  Нраво- учительный характер и прямая назидательность произведений для детей.

Детская литература XIX в. (21 ч).

Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жите ли»   А.  Погорельского. «Сказка  о  царе   Салтане...» А.  Пушкина и«Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для  детей  В. Даля. Исторические рассказы А.  Ишимовой. Разнообразие жанров; образ-ность  произведений для  детей, постепенно приходящая на смену  пря- мой  назидательности. Появление темы   природы в  детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.

Учебные книги для  чтения К.  Ушинского и Л.  Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и  Толстого. Тема  детства в  рассказах писателей конца XIX  в.  Рассказ  «Слон» А.  Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.

Детская   литература XX   в.  (31  ч).

Отрывки из  повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литера тура  1920-х гг.:  «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм  и тем для  детских стихов. Весёлый тон и юмор  стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской   литературы: сказки  Е.   Шварца  и  А.Н.  Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Бар- то, романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).

Детская литература 1930–1950-х гг.  Герои  А. Гайдара («Тимур и его  команда»).  Юмор   и  сатира  в  детской  литературе:  рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.

Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для  детей: стихи Е.  Благининой, Б.  Заходера, В.  Берестова,  И.   Токмаковой, Н.  Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г.         Цыферова.         Знакомство         с         творчеством        детских         писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.

2. Техника чтения

На  момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

1) способ чтения – чтение целыми словами;

2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

3)  скорость чтения –  установка на  нормальный для  читающего темп  беглости, позволяющий ему осознать текст;

4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для  передачи точного смысла высказывания.

Выпускник начальной школы должен также  уметь   читать  осознанно текст про себя.

3. Формирование приемов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности

Развитие умений:

– самостоятельно осмысливать заглавие произведения;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;

– проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по  ходу  чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);

– самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;

– устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его  вариантах, составлять сложный  план с помощью учителя и самостоятельно;

– находить в тексте материал для  составления рассказа на определенную тему.

Дети,  заканчивающие начальную школу,  при чтении  доступных им художественных текстов  овладевают правильным  типом  читательской деятельности, а именно  могут:

–  прогнозировать содержание текста на  основе  заглавия,  иллюстраций, ключевых слов;

– самостоятельно выделять ключевые слова  в тексте;

– проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;

– формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;

– составлять простой и сложный план текста;

– пересказывать текст по плану.

  1. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного, Элементы анализа.

Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.

Продолжение работы над образами литературных героев.

Ознакомление детей  с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы.

Наблюдение над языком художественных произведений. Аргументированное высказывание  своего  отношения к прочитанному.

5. Литературоведческая пропедевтика

На уроках учитель знакомит детей  со следующими понятиями:

Детская литература, история детской литературы, темы  произведений детской литературы.

Пролог и эпилог в художественном произведении. Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары). Басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный  смысл).

Баллада – рассказ в стихах.

Фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести. Юмор и сатира в произведениях детской литературы.

6.Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) развитие устной и письменной речи

– составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;

– творческим устным рассказам от имени одного из героев  с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.

Письменные  творческие  работы: переводы с  древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.

Дети, заканчивая начальную школу, должны  уметь:

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

–  подробно, сжато и  выборочно пересказывать  художественный текст по плану;

– составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;

– учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы;

– выполнять творческие задания по прочитанному тексту.

Требования к результатам

Учащиеся должны уметь:

воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

– самостоятельно находить ключевые слова;

– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про  себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

– формулировать основную мысль текста;

– составлять простой и сложный план текста;

– писать сочинение на  материале прочитанного с предварительной подготовкой;

– аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

–  иметь  собственные читательские  приоритеты,  уважительно относиться к предпочтениям других;

– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

– относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII  в., XVIII  в., XIX  в., XX в., XXI  в.);  соотносить автора, его произведения со временем их  создания; с тематикой детской литературы;

– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

– видеть языковые средства, использованные автором.

Для  удобства проведения контроля и оценивания образовательных достижений детей  по литературному чтению ниже приводится сводная  таблица предметных требований.

                   Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение»

  • овладение функциональной грамотностью;
  • овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста;
  • овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи

определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение

  • приобщение к литературе как к искусству слова;
  • приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях

4 класс

• воспринимать на  слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

• осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

• самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

• самостоятельно находить ключе вые слова;

• самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

• вычитывать разные уровни текстовой  информации: фактуальной,  подтекстовой, концептуальной;

• формулировать основную мысль текста;

• составлять простой и  сложный план текста;

• писать сочинение на  материале прочитанного с  предварительной подготовкой

  • аргументированно высказывать         своё отношение к прочитанному, к  героям, понимать и определять свои эмоции;

• понимать и формулировать своё отношение к  авторской манере письма;

• иметь собственные читательские приоритеты, уважительно         относитьсяк предпочтениям других

•        самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

• относить прочитанное произведение к определённому периоду  (XVII   в., XVIII в., XIX   в., XX   в., XXI в.); соотносить автора, его  произведения  со  временем их  создания; с тематикой детской литературы;

• относить произведенияк жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

•  видеть языковые средства, использованные автором

Тематическое планирование (с практической частью)

Теоретическая часть

Кол-во часов

Практическая часть

Вводный урок

1

Раздел «Произведения современной  детской литературы разных жанров»

3

Проверочная работа - 1

Раздел 2 «У истоков русской детской литературы»

12

Наизусть  – 1

Входная административная контрольная работа - 1

Проверочная работа - 1

Раздел 3 «Детская литература XIX века»

21

Наизусть – 7

Административная контрольная работа по итогам I полугодия – 1

Проверочная работа - 2

Раздел 4 «Детская литература XX века»

17

Наизусть – 3

Проверочная работа – 1

Раздел 5 «Детская литература 30 – 50 – х годов»

3

Наизусть – 1

Практикум - 1

Раздел 6 «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями»

11

Наизусть – 2

Административная контрольная работа по итогам года – 1

Проверочная работа - 2

68

Наизусть – 13

Практикум – 1

Проверочная работа – 7

Административный контроль - 3

Учебно – методическое обеспечение

  1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Литературное чтение» («В океане света»). Учебник, части 1 и 2.    
  2.  Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Тетрадь по литературному чтению»,

4 класс.

  1. Н.А. Шестакова, Т.В. Кулюкина Толковый словарик к учебникам «Литературное чтение», 3-й и 4-й классы.
  2. Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, М.А. Яковлева «Уроки литературного чтения к учебнику «В одном счастливом детстве», методические рекомендации для учителя.

  

Материально-техническое обеспечение

  1. Персональный компьютер
  2. Мультимедийный проектор

 

Информационно – техническое обеспечение

ЦОР к учебникуР.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой «Литературное чтение» («В океане света») – 1и 2, 3 и 4 четверти.

      Интернет ресурсы:

http://www.school.edu.ru

Российский общеобразовательный портал

где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно -популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней

http://www.school2100.ru

Образовательная система «Школа 2100»

http://www.viki.rdf.ru

Детские  электронные книги и презентации

http://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.solnet.ee

Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и  

образованию детей, дидактический и                                                                 сценарный материал для учителя начальных

http://www.it-n.ru/

Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

http://mail.redu.ru

Исследовательская работа школьников

http://festival.1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://kid. nashcat.ru

Все для детей. Детский портал, детские сайты.

http://edu.rin.ru

Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.

http://www/proshkolu.ru

Сайт для учителей. Разные сообщества

Система оценивания результатов

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:

- в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения;

- осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимание значения отдельных слов и предложений;

- во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;

- в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту (про себя); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;

- в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту (про себя); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

- неправильная постановка ударений (более 2);

- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

- не более двух неправильных ударений;

- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

- неточности при формулировке основной мысли произведения;

- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передачи характера персонажа.

Особенности организации контроля по чтению

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы, небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.

Тематический контроль проводится после изучения раздела и проходит в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, логичность и полнота изложения;

"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала;

"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, не более 4—6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.



Предварительный просмотр:

п/п

Тема урока

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки

Домашнее задание

Дата

план/

факт

1.

Введение в курс литературного чтения.  Знакомство с учебником.

Основные темы: произведения о родине, о труде, о детях, о добре и зле, о приключениях.

Знать основное содержание изученных произведений, их авторов.

Устное сочинение «Моё путешествие в …. век».

РАЗДЕЛ 1. Произведения современной детской литературы разных жанров. (3ч)

2.

Г.Сапгир «Сегодня, завтра и вчера».

Е.Велтистов «Приключения Электроника».

Герои произведения.

Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь: определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

читать осознанно текст художественного произведения «про себя».

Нарисовать свой город будущего; самост. чтение 4-ой части

3.

Е.Велтистов «Приключения Электроника».

Сходство и различие сказочной и фантастической повести.

Осознанное чтение целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих уровню текста.

Виды речевой деятельности: чтение, говорение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста.

Творческий пересказ на тему «Урок математики».

4.

Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада».  Обобщение и  проверочная работа № 1. по разделу «Любимые книги».

Герои, жанр произведения. Понимание содержания литературного произведения.

Выразительное чтение понравившегося отрывка

РАЗДЕЛ 2. У истоков русской детской литературы (12 ч)

5.

А. Пушкин «Борис Годунов».

Н. Кончаловский «В монастырской келье узкой…».

«Повесть временных лет».

Тема. Главная мысль текста. Цель его написания. Эмоциональная и стилистическая окрашенность. Понимание содержания произведения: события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Знать: основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь: составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения наизусть; отличать древнерусские стихи от современных.

Выучить один текст наизусть.

6.

Славяне и их просветители.

Изобретение славянской азбуки.

«Поучение» Владимира Мономаха.

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого.

Понимание содержания произведения: события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Постановка вопросов и ответы по содержанию прочитанного. Осознанное, правильное, выразительное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Устное сочинение повествовательного характера

Т. стр.16; зад.в уч. стр. 41; прочитать сказку на стр. 45

7.

Путешествие 1. 17 век. Стихи Савватия.

Эмоциональная и стилистическая окрашенность. Различие жанров произведений: стихотворение. Выразительное чтение, использование интонаций.

Выраз. чит. отрывок из стих. Савватия;

8.

Входная административная контрольная работа. Проверка читательских умений работать с текстом художественного  произведения.

9.

СтихиПолоцкого и Кариона Истомина.

Выразительное чтение по выбору.

10.

Путешествие 2. Сон незнакомого мальчика.

Герои произведения.

Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Обсуждение изображения в учебнике; детское чтение в 17веке. Образ мальчика.

Стр.57-63 чит. по учеб.

11.

С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука».

Знать: темы и героев путешествия;

Прочитать главы 1-3 повести С. Аксакова

12.

С. Аксаков « Детские годы Багрова-внука».

Понимание содержания произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Осознанное, правильное, выразительное чтение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Уметь: составлять план, участвовать в обсуждении итогов домашнего чтения; выполнять творческие задания; определять жанры древнерусской литературы по фрагментам текстов, составлять историю книги.

Дочитать оставшиеся главы

13.

«Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары.

Понимание содержания произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.

С. 30 № 4 (т)

14.

«Детское чтение для сердца и разума». Статья Н.Новикова.

Выразительное чтение, установление логических связей. Гуманизм Н.Новикова и его чувство социальной вины. Решение задачи «Развивающий канон». Обсуждение названия журнала. Характеры персонажей, особенности их речи.

Знать: о Н. Новикове как издателе, писателе, учёном; отличие современных статей из детских журналов от изданий ранних периодов.

Уметь: сравнивать построение нравоучительных статей; соотносить текс с пословицами.

Выраз. чит. любую статью Н.Новикова; рассказ об одном из соврем.ж-ов по плану (тетр. стр.31)

15.

Детские стихи А. Шишкова. Рассказ А. Шишкова «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь».

Различие жанров произведения: стихи, басни, рассказы. Понимание содержания произведения. Герои произведения. Декламация стихотворных произведений.

Знать: основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь: составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения наизусть.

Чтение текста в учеб.стр.84-85; наизусть поэтич. текст А. Шишкова

16.

Обобщение и проверочная работа №2 по разделу «У истоков русской детской литературы».

Жанры. Автор. Связный рассказ о прочитанном. Обобщающая беседа.

В тетр. выполнить зад. № 4.

Раздел № 3. Детская литература XIX века (21ч)

17.

Путешествие 3. Москва начала 19в. И.А. Крылов «Слон и Моська», «Квартет». Характерные особенности жанра басни.

Средства художественной выразительности. Жанр: басня. Биографические сведения об авторе. Иллюстрация в книге и её роль в понимании произведения. Формулирование вопросов и ответов.

Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь: читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; определять тему и главную мысль текста; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; различать жанры художественной литературы.

Подготовить рассказ о Крылове; выучить или прочитать басню любую; проиллюстрировать  любую басню.

18.

Путешествие 4. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Чёрная курица».

Различие жанров произведений. Осознанное чтение.

Уметь: характеризовать образ Алёши, составлять план  пути проникновения  в сказку; составлять стилизованный план; делать вывод.

Прочитать сказку целиком или найти другие сказки этого автора.

19.

А. Погорельский «Чёрная курица».

 Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Формулирование личной оценки. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста.

Творческий пересказ «В гостях у подземных жителей».

20.

Путешествие 5. Поэтическое состязание А. Пушкина и В. Жуковского.  А. Пушкин « Сказка о царе Салтане».

Выдающиеся представители русской литературы: А. Пушкин, В. Жуковский. Сюжет, герой, персонаж, его характер, поступки. Эмоциональная окрашенность. Выразительное чтение, выделение смысловых частей. Понимание содержания произведения.

Уметь: читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; определять тему и главную мысль текста; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; различать жанры художественной литературы; читать стихотворные произведения наизусть.

Стр. 118-132 чит. сам-но.

21.

А. Пушкин « Сказка о царе Салтане».

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Литературная сказка. Иллюстрация в книге и её роль в понимании произведения. Устное изложение текста по плану. Декламация стихотворных произведений.

Стр. 132-145 чит. сам-но; выучить отрывок из сказки.

22.

В.А.Жуковский «Спящая красавица». Поэтическое состязание А. Пушкина и В. Жуковского (обобщение).

Сюжет, герой-персонаж. Богатство языка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Различие жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, литературная сказка.

Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь: читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; определять тему и главную мысль текста; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; различать жанры художественной литературы; читать стихотворные произведения наизусть; различать жанры художественной литературы.

Выучить наизусть отрывок из сказки В. Жуковского.

23.

В Даль «Война грибов с ягодами»(сказка); «Колосок» (игра).

Средства выразительности и сравнения, определения. Богатство языка.

Прочитать любую сказку в обработке В. Даля.

24.

А.Ишимова «Славяне». Обобщение и проверочная работа №4 по разделу «Путешествие продолжается».

Выборочное чтение. Формулирование вопросов и ответов на них. Жанры. Главная мысль.

Краткий пересказ; зад.3 на стр.163 учебника

25.

Путешествие 6. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука».

 Средства выразительности и описание. Понимание содержания литературного произведения. Умение работать с книгой.

Выучить наизусть любой отрывок, рассказывающий о встрече Серёжи с весной, со сказкой.

26.

Поэты 19в. о природе. Стихи А. Толстого, А. Плещеева, А. Майкова, Ф. Тютчева.

Тема стихотворения. Средства выразительности. Выразительное чтение. Аналитическое чтение стихотворений. Сравнение текста стихотворения с  закличкой-веснянкой, со сказкой. «Разыгрывание» стихотворения.

Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь: читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; определять тему и главную мысль текста; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; различать жанры художественной литературы; читать стихотворные произведения наизусть. ; различать жанры художественной литературы.

Выучить наизусть любое стихотворение и проиллюстрировать его.

27.

Н. Некрасов « Дед Мазай и зайцы».

Виды текстов: описание, повествование. Герой-персонаж, его характер, поступки. Работа над образом Мазая; составление плана.

Выучить наизусть отрывок из стихотворения.

28.

Путешествие 7. Школа Л. Толстого «В Ясной поляне». Учебные книги. «Два брата», «Какая бывает роса на траве».

Знакомство с писателем. Творчество писателя. «Азбука» Л. Толстого. Жанры: сказка, описание, рассказ. Формулирование вопросов и ответов на них.

Ответить на вопросы 1-3 в учебнике на стр. 190.

29.

Административная контрольная работа по итогам I полугодия. Проверка читательских умений работать с текстом художественного  произведения.

30

Л.Н.Толстой «Как ходят деревья». Проверка  техники чтения.

Выучить наизусть первый абзац текста-описания.

31.

К.Д. Ушинский « Столица и губернский город».

Главная мысль. Жанр. Элементы. Работа с рассказами. Язык писателя. Жанр путевого очерка.

Ответить на сформулированные вопросы; прочитать главу из след.текста.

32.

К.Д. Ушинский « Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога».

Ответить на вопросы 1,2,4; Прочитать  текст «Наше Отечество».

33.

К. Д. Ушинский «Наше Отечество».

Прочитать текст « Жалобы зайки».

34.

К.Д. Ушинский «Жалобы зайки».

Связный рассказ. Элементы.

Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь: читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; определять тему и главную мысль текста; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; различать жанры художественной литературы; читать стихотворные произведения наизусть. ; различать жанры художественной литературы

Сам. Прочитать 4, 5 части; задать вопросы автору текста.

35.

А. И. Куприн «Слон».

Герой-персонаж, его характер, поступки. Главная мысль. Устное изложение текста по плану.

Прочитать рассказ до конца. Придумать, как можно вывести слона из дома.

36.

А. И. Куприн «Слон».

Пересказ текста. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении.

Выполнить задания в тетради.

37.

Обобщение и проверочная работа №3 по разделу «Детская литература 19в.».

Раздел № 4. Детская литература ХХ века (17ч)

38.

Путешествие №8. Загадки Лидии Чарской. «Записки маленькой гимназистки» (гл.8).

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Осознанное, правильное, выразительное чтение. Пересказ. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Построение небольшого монологического высказывания о героях.

Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь: читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; определять тему и главную мысль текста; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; различать жанры художественной литературы; читать стихотворные произведения наизусть. ; различать жанры художественной литературы; использовать статьи литературных критиков; участвовать в обсуждении текстов; объяснить смысл названия путешествия; рассказывать о полюбившихся детских журналах.

Прочитать гл.8; Составить словарик эпохи. Читать гл.10-11ё; ответы на вопросы 1,2,4 в учебн.

39.

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (гл.10-11). Обобщение.

Составить биографию Лены Икониной.

40.

Путешествие 9. Б. Житков «Николай Исаевич Пушкин».

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения.  Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Подготовить рассказ о морском капитане; выполнить зад.втетр.

41.

К. Чуковский «Серебряный герб» (гл.1), «Телефон». Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…».

Иллюстрация в книге и её роль в понимании произведения. Правильность, выразительность чтения, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Различие жанров произведения.

Подгот.   пересказ текста, стр.44-49; выраз. чтение, ответы на вопросы на стр. 51-53.

42.

Ю. Владимиров «Чудаки». А. Введенский «О рыбаке и судаке».

Выразительное чтение.

Выучить стихотворения наизусть.

43.

Путешествие 10. «Вокруг Маршака». С.Сивоконь «Везите всё, как есть, почитаем!».

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Аргументация своего мнения..

Стр. 58-59 прочитать. Подгот. рассказ о С. Маршаке.

44.

Е. Шварц «Два брата».

Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь: анализировать сказки; сравнивать сказки со схожим сюжетом; выразительно читать фрагменты сказок.

Дочитать сказку до конца.

45.

Е. Шварц «Два брата».

Б.Галанов «Книжка про книжку» (отрывок), «Пишу на ту же тему по-своему».

Различие жанров произведений: сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Пересказ. Осознанное, выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Выполнить зад.втетр. стр. 76; ответить на вопросы в учебнике стр. 85.

46.

А.Н. Толстой «Фофка», «Кот-сметанный рот».

Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь: читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; определять тему и главную мысль текста; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; различать жанры художественной литературы; читать стихотворные произведения наизусть. ; различать жанры художественной литературы

Выучить наизусть любой фрагмент.

47.

М. Пришвин «Изобретатель».

С. Маршак «Сила жизни».

Жанр: рассказ. Понимание содержания произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Пересказ.

Пересказ текста от 3-его лица. Выпол. зад.втетр. стр.79.

48.

Р. Киплинг. «На далёкой Амазонке».

Р.Бёрнс «В горах моё сердце».

Выразительное чтение. Правильность чтения с соблюдением норм литературного произношения.

Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь: выполнять творческую работу: понаблюдать, иллюстрировать и др.; выявлять авторское отношение к героям, сюжетам произведений.

Выразительно читать стихотворения.

49.

Обобщение и проверочная работа № 4 по разделу «Детская литература ХХв.».

Путешествия 8-10.

Особенности творчества писателей  ХХ в.

50.

Путешествие 11. В. Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий».

Понимание содержания литературного произведения. Герои. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь: давать определение понятиям гротеск, антитеза, цвет, ирония, пейзаж.

Выразительно читать сказку В. Маяковского.

51.

А. Барто «Снегирь».

Различие жанров произведений: стихотворения.

Выучить стихотворение.

52.

Ю. Олёша «Кукла с хорошим аппетитом».

Понимание содержания литературного произведения. Герои. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Дочитать сказку; нарисовать куклу наследника.

53.

Ю. Олёша «Три толстяка».

Герои произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.

54.

Б. Галанов «Как найти город Трёх Толстяков?».

Главная мысль. Тема. Содержание. Формулирование вопросов.

Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь: выделять ключевые фразы, мысли при чтении; комментировать прочитанное.

Стр. 128-130 выраз. читать.

Раздел № 5.  Детская литература 30-50-х годов. (3ч)

55.

Путешествие 12. А. Гайдар «Дорогие мои дети»; «Тимур и его команда».

Понимание содержания прочитанного; особенности композиции рассказа.

Знать: юмористические и сатирические произведения детской литературы.

Иметь: целостное представление о книге.

Уметь: относить прочитанное произведение к определённому виду и жанру; выразительно читать по ролям и инсценировать; пересказывать текст с добавлением диалога.

Подготовить рассказ о событии из жизни А. Гайдара. Прочитать 3 и 4-ю части.

56.

А. Гайдар «Тимур и его команда».

Понимание содержания литературного произведения. Герои. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения.  Умение ставить вопросы, отвечать на вопросы по содержанию.

Дочитать текст. Выучить наизусть отрывок из текста.

57.

Путешествие 13. Н. Носов «Федина задача».

 В. Драгунский «Что любит Мишка?».

 Стихи А. Барто: сатира или юмор?

Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях  о произведении. Пересказ.

Зад.5 на стр.156 учебн.; подробный пересказ р-за Драгунского; выучить наизусть сатирич. стих-е Барто.

Раздел № 6 «Век ХХ.  Новые встречи со старыми друзьями». (11 ч)

58.

Путешествие 14.  Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца, И. Токмаковой, Г.Сапгира.

Жанры: стихотворение, небылицы. Герои. Эмоциональная окрашенность речи. Выразительное чтение.

Знать: произведения классиков детской поэзии; отличие детской поэзии второй половины ХХв.  от произведений поэтов 20-х годов; авторов и их произведения данного периода.

Уметь: читать стихотворные произведения наизусть; сравнивать и анализировать стихотворения разных авторов; определять авторские особенности; размышлять о творчестве поэтов; рассказывать об авторах произведений; создавать собственные миниатюры.

Выучить наизусть любое стих-е.

59.

Стихи Э. Мошковской, Э.Успенского, С.Чёрного, В. Долиной.

Выучить любое стих-е наизусть.

60.

Миниатюры Г. Цыферова. Стихи Н. Матвеева.

Продолжить сочинение-миниатюры.

61.

Обобщение и проверочная  работа №7 по разделу «Век ХХ.  Новые встречи со старыми друзьями».

62.

С. Козлов «Снежный цветок».

Построение небольшого монологического высказывания. Различие жанров произведений: сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.

Знать: особенности жанра драматургии (пьесы-сказки), идею пьесы.

Уметь: анализировать характеры героев; инсценировать пьесу; читать по ролям; рисовать волшебный цветок; участвовать в обобщающей беседе.

Дочитать сказку, выполнить рисунки с изображением цветка.

63.

Путешествие 15. К. Драгунская «Крайний случай».

Уметь: читать выборочно, цитировать текст; замечать философский подтекст в содержании произведения, настроение, размышления автора.

Прочитать р-з «Ерунда на постном масле».

64.

Административная итоговая контрольная работа.

65.

К. Драгунская «Ерунда на постном масле».

66.

Тим Собакин. «Цвет ветра», «Самолёт», «До будущего лета».

Выразительное чтение.

67.

Проверочная работа №8 (итоговая) по теме «Интервью у детского писателя».

Уметь: выразить письменно свои впечатления о прочитанном, записать в виде интервью ответы.

68.

Обобщение по всему курсу. Задание на лето.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" 2 класс...

Рабочая программа по литературному чтению (ОС "Школа 2100") в 4 классе

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС на 2014/15 учебный год. Она включает в себя все основные разделы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содер...

Рабочая программа по литературному чтению ОС Школа 2100 3 класс

Данная   программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....

Рабочая программа по литературному чтению ОС Школа 2100 3 класс

Данная   программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....

Рабочая программа по литературному чтению УМК Школа 2100 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению 3 классОбразовательная система "Школа 2100"по учебнику "В одном счастливом детстве" Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевойв неделю 2 часа, за год 68 ч....

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" (2 класс)

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева (2 класс)...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" Авторы:Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина  (3 класс)...