ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №87 IV ВИДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
«Утверждено»
Педагогическим советом
протокол от _29.08. 2011г.№_
Введено приказом от 29 .08. 2011г.277
Директор школы
_______Т.И.Королькова
Подпись Ф.И.О.
Рабочая программа
по литературному чтению
для 3 класса (3 часа в неделю, 105 - год)
Составитель: Портнова О. Н.- учитель начальных классов, высшая квалификационная категория
«Согласовано»
Заместитель директора________ Маркова Л.С. от 27.08. 2011г.
Подпись Ф.И.О.
«Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от 27.08. 2011г. № 1
Руководитель МО ________ Портнова О. Н..
Подпись Ф.И.О.
г. Набережные Челны
2011г.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 3 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ
Рабочая программа учебного курса литературного чтения для 3 класса составлена на основе программы ФНМЦ имени Л. В. Занкова (составители В.Ю.Свиридова, Н.А.Чуракова)
Программа рассчитана на 105 часа.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального образования по литературному чтению.
В 3 классе продолжается работа по воспитанию внимательного отношения учащихся к художественному слову. Если в 1 классе литература рассматривается как искусство слова, во 2 классе и как искусство слова и как один из видов искусства в контексте других, то в 3 классе, при сохранении того же ракурса, литература впервые начинает рассматриваться еще и как явление художественной
культуры. Это связано с тем, что программа 3 класса впервые знакомит школьников с понятием мифа, тем самым вводя литературу в более широкий контекст явлений культуры. Особенностью работы в 3 классе является формирование общего представления о связи мифа с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка, загадка, считалка, дразнилка, закличка. Закладываются основы изучения литературного процесса как движения от фольклора к авторской литературе. Произведения включаются в культурно-исторический контекст путем сравнений и аналогий. Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров. Расширяется читательский кругозор младших школьников. Основной литературой для анализа является по-прежнему классическая и современная детская литература, русская и зарубежная литература. Круг чтения расширяется за счет литературных компиляций древних сюжетов («Мифы и легенды Древней Греции») и фольклорных текстов разных народов, а также за счет современной литературы, которая близка и понятна и детям, и взрослым.
Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов, переживание особенностей художественного образа.
текущая цель курса
- осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества, развитие нравственно-эстетического опыта младшего школьника.
задачами начального курса литературы явля ются:
- расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравствен ных и эстетических ценностях;
- воспитание культуры восприятия художественной литерату ры разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций де тей;
- развитие интереса детей к чтению и потребности в нем;
- создание условий для постижения школьниками многоплано вости словесного художественного образа на основе практическо го ознакомления с литературоведческими понятиями;
- развитие речевых навыков школьников, связанных с процесса ми: восприятия (слушания, чтения вслух и про себя), интерпрета ции (выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему).
Курс литературного чтения продолжает воспитание слушателя, читателя и творца. При этом происходит обогащение читательского опыта и литературного кругозора, фор мируется осознанная потребность в чтении.
Содержание программы
3 класс (105 часа)
Устные и письменные формы словесности.
Литература и фольклор. Что такое устное народное творчество. Есть ли сегодня устное народное творчество. Связь фольклора и литературы.
Формирование общего представления о мифе
как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром
природы.
Малые жанры фольклора и их связь с мифом.
Загадка как древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка как способ уговаривать (заклинать) природу.
Волшебная сказка.
Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (выход героя из дома, сказочная дорога, испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление порядка и справедливости).
Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в легендах Древней Греции (литературные компиляции) и античных гимнах богам (реальные тексты).
Дальнейшее развитие представленийо народной и авторской сказке
Авторская сказка (Г.Х. Андерсен, Ш. Перро, С. Козлов). Сохранение структурных связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Авторские сказки классической и современной русской и зарубежной литературы. Общие мотивы и черты различия в сказках разных народов. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).
Сказочная повесть
(С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»). Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова. Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Сюжет (завязка, кульминация и развязка) в объемном литературном произведении, определение средств художественной выразительности.
Общее представление об эпосе
(без введения понятий «эпос» и «эпический») как о новом типе отношений человека и мира, который пришел вслед за мифом. Зависимость человека от природных сил и стихий в мифе, пафос борьбы с ними в эпосе.
Былина как эпический жанр.
Характеристика эпического героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями торговлей или ратными подвигами свое Отечество). Были на о Святогоре и Илье промежуточное явление между мифом и эпосом. Святогор как мифологический герой, Илья как эпический герой.
Жанр басни.
Двучленная структура басни: сюжетная часть и нравоучение в виде итоговой морали. Происхождение сюжетной части из сказки о животных. Эзоп как мифологическая фигура и реальный баснописец. Басни Эзопа и Крылова: использование сходных сюжетов, сходство смысла, сходство структуры, сходство и различие композиций. Сочинение басни в прозе.
Развитие представлений о жанре рассказа
(К. Паустовский «Стальное колечко», В. Драгунский «Девочка на шаре»). Герой рассказа: особенности характера и мир чувств героя. Сравнительный анализ характеров персонажей (героев). Способы выражения авторской оценки героя: портрет героя, характеристика действий и эмоциональных реакций героя, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя. Выделение элементов сюжета: завязки, кульминации, развязки. Выявление средств художественной выразительности.
Поэзия.
Особенности поэтического взгляда на мир. Раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжетное развертывание переживания. Создание яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, эпитета (без употребления термина, называя эпитет «определением»), контраста, звукописи, неологизмов (без употребления термина), гиперболы и повтора.
Навыки чтения.
Дальнейшее развитие навыков выразительного чтения и свободного высказывания в устной и письменной форме: с соблюдением единства цели высказывания и подбором точных средств речевого выражения.
Требования к уровню подготовки обучающихся третьего класса
Обучающиеся должны
иметь представление:
_ об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным;
_ об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке; об особенностях былинного повествования, об основных героях русских былин;
_ об особенностях жанра басни;
знать:
_ наизусть 10-12 стихотворений разных авторов;
_ имена 4-5 классиков русской и зарубежной литературы,
_имена 4-5 современных писателей (поэтов); названия и содержание их произведений, прочитанных в классе;
уметь:
_ читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; темп чтения 70-80 слов в минуту;
_ различать малые жанры фольклора;
_ находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературе;
_ отличать сказку о животных от басни; волшебную сказку от былины;
_ характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
_ выявлять авторское отношение к герою;
_ рассказывать о любимом литературном герое;
_ устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника).
Содержание программы
по литературному чтению 3 класс (105 часа)
Глава 1.Корни есть не только у дерева- 10 часов
Глава 2. В жизни всегда есть место подвигу- 6 часов
Глава 3. Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками. -11 часов
Глава 4.Такой незнакомый знакомый мир. -8 часов
Глава 5. Мир просит тебя: открой меня заново! -6часов
Глава 6. Самые настоящие чудеса. -7 часов
Глава 7. Родная сторона. – 12 часов
Глава 8.Мир нуждается в нашей защите.- 9часов
Глава 9.Лаборатория искусств. -8 часов
Глава 10. Как трудно стать человеком. – 8 часов
Глава 11. Такой хрупкий и такой прочный мир чувств – 8 часов
Глава 12. Красота спасет мир – 12 часов
Календарно-тематическое планирование
Портновой Ольги Николаевны
Ф.И.О. учителя
Литературное чтение на 2011/2012 учебный год План составлен согласно программе начальных классов (1-4). ФНМЦ имени Л.В. Занкова, «Сборник программ для начальной школы», Самара, изд. «Учебная литература»,2009год.
Предмет | Класс | Всего кол-во часов | Кол-во часов в неделю | Количество Контрольных работ |
|
| Автор учебника, год издания |
|
|
|
|
| 1полугодие |
| 2 полугодие |
|
|
Литературное чтение |
3 |
105 |
3
|
1 |
|
1 | Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 3 кл.: В 2 частях. _ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
|
|
Городская |
|
|
|
| Школьная |
|
| Учителя |
Совершенствование методической работы в образовательном учреждении как основной механизм профессионального роста учителя в повышении качества образования. |
|
|
|
| Социализация и оздоровление слабовидящих детей в условиях школы полного дня, на основе современного менеджмента. |
|
| Урок развивающего обучения в школе для слабовидящих детей в условиях введения новых стандартов. |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
На заседании МО 27, 08. 2011г.Руководитель МО Портнова О.Н. Заместитель директора Маркова Л.С. 27, 08. 2011г.
Календарно-тематическое планирование
по литературному чтению 3 класс
№ | Изучаемый раздел, тема учебного материала |
|
| Кол-во часов | Календар ные сроки | Фактические сроки | Планируемые результаты |
|
|
|
| К И М | Коррекционные задачи |
|
|
|
|
|
|
|
| Знания |
| Умения |
| ОУУН и
способы |
|
|
|
| Глава 1.Корни есть не только у дерева |
|
| 10 |
|
|
|
|
|
| Организационные Готовить рабочее место к занятиям;
Пользоваться учебными принадлежностями; |
|
|
|
1 | Малые жанры фольклора и их связь с мифом |
|
| 1 |
|
| Происхождение загадки, заклички, сказки |
| Связно выражать свои впечатления |
|
|
| 2г |
|
2 | Античные гимны «Природе», «Пану» |
|
| 1 |
|
| Что такое миф |
| Объяснять главные особенности мифологических представлений о мире |
|
|
| 1а |
|
3 | Тайны мира природы и способ жизни древнего человека |
|
| 1 |
|
| Термин «художественный вкус» |
| Сравнивать характеры героев |
|
|
| 7 |
|
4 | Русская народная сказка «Хаврошечка». |
|
| 1 |
|
| Происхождение сказки из мифа |
| Понимать прочитанное |
|
|
| 14 |
|
5 | Загадки |
|
| 1 |
|
| Происхождение загадки из мифа |
| Шифровать сведения о природе |
|
|
| 7 |
|
6 | ВН. Чтение. Урок- праздник «Мудрая книга» |
|
| 1 |
|
| Имя первопечатника Ивана Федорова |
| Связно выражать свои впечатления |
|
|
| 2а |
|
7 | Русская народная сказка «Сивка-бурка» |
|
| 1 |
|
| Волшебные числа и слова |
| Давать характеристику герою сказки |
|
|
| 1в |
|
8 | Поговорки
|
|
| 1 |
|
| Связь поговорки с народной сказкой |
| Делать сравнительный анализ |
|
|
| 8 |
|
9-10
| Легенды и мифы Древней Греции. Персей. |
|
| 2 |
|
| Миф о Персее |
| Отвечать на вопросы по тексту |
|
|
| 7 |
|
| Глава 2. В жизни всегда есть место подвигу |
|
| 6 |
|
|
|
|
|
| Осуществлять учебное взаимодействие. Составлять план ответа |
|
|
|
11-12 | Прометей |
|
| 2 |
|
| Имена мифологических героев |
| Понимать прочитанное |
|
|
| 3а |
|
13 | ВН. Чтение. Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник» |
|
| 1 |
|
| Имена мифологических героев |
| Передавать мысли на письме |
|
|
| 7 |
|
14-16 | Былина «Илья Муромец и Святогор» |
|
| 3 |
|
| Термин «былина» |
| Отличать былину от других жанров |
|
|
| 8 |
|
| Глава 3. Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками. |
|
| 11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 | Отрывок из «Жизнеописания Эзопа» |
|
| 1 |
|
| Особенности жанра литературы-басни |
| Определять басню |
|
|
| 11 |
|
18 | Басни Эзопа «Ворон и лисица», «Лисица и лев», «Лисица и виноград» |
|
| 1 |
|
| Отличие басни от сказки |
| Самостоятельно работать с текстом |
|
|
| 11 |
|
19 | Басни Эзопа «Волк и ягненок», «Муравей и голубь», «Лев и мышь» |
|
| 1 |
|
| Термины «аллегоричность», «мораль», «поучительность признаки басни |
| Находить мораль в произведении |
|
|
| 9 |
|
20 | ВН. Чтение. Басни Эзопа и И.Крылова |
|
| 1 |
|
| Характерные признаки басни |
| Различать тексты со сходной тематикой, принадлежащим к разным жанрам |
|
|
| 9 |
|
21 | И.А. Крылов. «Ворона и лисица», «Волк и ягненок» |
|
| 1 |
|
| Наизусть 1 басню |
| Находить мораль в произведении |
|
|
| 8 |
|
22 | И.А. Крылов «Лисица и виноград», «Лев и лисица» |
|
| 1 |
|
| Характерные признаки басни |
| Выразительно читать |
|
|
| 8 |
|
23-24 | В. Гаршин «Лягушка-путешественница» |
|
| 2 |
|
| Биографию В. Гаршина |
| Прогнозировать текст |
| Информационные Работать с письменными текстами: учебником, справочным материалом. Умение правильно, сознательно читать, использовать различные виды чтения. Создавать устные тексты, пересказывать текст. Понимание сказанное однократно в нормальном тоне. |
| 8 |
|
25 | «Яичко»(Русская народная сказка) |
|
| 1 |
|
| Волшебные числа и слова |
| Находить отрывок в тексте по вопросу |
|
|
| 1д |
|
26 | ВН. Чтение.А. Милн «Вини-пух» |
|
| 1 |
|
| Авторов произведений |
| Составлять план |
|
|
|
|
|
27 | А. Милн «Баллада о королевском бутерброде». «Шалтай-болтай» (английская народная песенка» |
|
| 1 |
|
| Кумулятивные цепочки |
| Сравнивать прочитанные произведения |
|
|
| 14 |
|
| Глава 4. .Такой незнакомый знакомый мир. |
|
| 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
28 | Д. Албузова «Подражание хокку». Басе. «Хоку». С.Есенин «С добрым утром» |
|
| 1 |
|
| Образные языковые средства-метафора, олицетворение, сравнения |
| Анализировать образные средства языка
Читать по ролям |
|
|
| 1д |
|
29 | К. Бальмонт «Гномы» |
|
| 1 |
|
| Образные языковые средства-контраст |
|
|
|
|
| 1д |
|
30-33 | Я. Лари. «Необыкновенные приключения Карика и Вали» |
|
| 4 |
|
| Образные языковые средства- сравнения |
|
|
|
|
| 11 |
|
34 | ВН. Чтение.Г. Андерсен Дюймовочка» |
|
| 1 |
|
| Нравственная коллизия в рассказе |
| Отвечать на вопросы к тексту |
|
|
| 7 |
|
35 | Ю.Дмитриев «Сколько глаз у стрекозы» А.Фет «Весенняя песня» |
|
| 1 |
|
| Наизусть стихотворение А.Фета |
| Выражать эмоции при помощи выразительного чтения |
|
|
| 8 |
|
| Глава 5. Мир просит тебя: открой меня заново! |
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
36 | Трехстишия(хокку) Басе и Исса |
|
| 1 |
|
| Поэтический образ |
| Устно выражать отношение к прочитанному |
|
|
| 2г |
|
37 | А.Вознесенский «На спинку божия коровка…», «С ясеней …» |
|
| 1 |
|
| Сравнение, метафора |
| Прогнозировать содержание на основе анализа иллюстраций |
|
|
| 8 |
|
38-39 | Джеральд Даррелл «Землянично-розовый дом» |
|
| 2 |
|
| Жанр- повесть |
| Следить за развитием сюжета |
|
|
| 8 |
|
40 | И.Бунин «Бушует полая вода» |
|
| 1 |
|
| Наизусть стихотворение |
| Работать в группах |
|
|
| 7 |
|
41 | ВН. Чтение. Дж.Даррелл «Человек с Золотыми Бронзовками» |
|
| 1 |
|
| Художественный образ |
| Следить за развитием сюжета |
|
|
| 8 |
|
| Глава 6. Самые настоящие чудеса. |
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
42 | С.Маршак «Ландыш» |
|
| 1 |
|
| Наизусть стихотворение |
| Подтверждать свое мнение выдержками из текста |
|
|
| 7 |
|
43 | Д.Кедрин. «Приглашение на дачу» К.Бальмонт «Трудно фее» |
|
| 1 |
|
| Цитата |
| Выражать эмоции при помощи выразительного чтения |
|
|
| 1д |
|
44-46 | Арабская сказка «Аладдин и волшебная лампа» |
|
| 3 |
|
| Особенности сюжета волшебной сказки |
| Формулировать вопросы к тексту |
|
|
| 8 |
|
47 | ВН. Чтение. В.Гауф «Маленький мук» |
|
| 1 |
|
| Автора произведения |
| Осмысливать заглавия |
|
|
| 3а |
|
48 | Контрольная работа за 1 полугодие |
|
| 1 |
|
|
|
| Отвечать на вопросы |
|
| Контр раб.№1 | 2а |
|
| Глава 7. Родная сторона |
|
| 12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
49 | А.Вознесенский «Увижу ли, как лес сквозит» |
|
| 1 |
|
| Автора произведения |
| Видеть за предметным содержанием смысл события |
|
|
| 1д |
|
50 | Н.Рыленков «К Родине» |
|
| 1 |
|
| Образные средства языка |
| Отвечать на вопросы к тексту |
|
|
| 2г |
|
51 | Андрей Рублев «Троица». Работа «с картинной галереей». |
|
| 1 |
|
| Автора картины |
| Работать с картиной |
|
|
| 2г |
|
52 | Р.Бернс «В горах мое сердце» Иссе. Хокку. |
|
| 1 |
|
| Словесное рисование |
| Анализировать стихотворный текст |
|
|
| 1ж |
|
53 | ВН. Чтение. К. Паустовский «Кот ворюга» |
|
| 1 |
|
| Правила пользования книгой |
| Пересказывать текст с соблюдением логики изложения |
| .Осуществлять
наблюдения в соответсвии с целями и способами предложенными Учителем. Осуществлять описание наблюдаемых объектов
Учебно-логические умения. Осуществлять анализ и синтез. Осуществлять сравнение.
|
| 1д |
|
54-56 | К. Паустовский «Стальное колечко» |
|
| 3 |
|
| Жанр рассказа |
| Составлять характеристику персонажа |
|
|
| 11 |
|
57 | А.Фет «Чудная картина…» А.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…» |
|
| 1 |
|
| Наизусть стихотворение по выбору |
| Выражать свои чувства к прочитанному |
|
|
| 11 |
|
58 | Г. Державин, А. Грибоедов. Строки о Родине. |
|
| 1 |
|
| Происхождение традиций |
| Отвечать на вопросы |
|
|
| 11 |
|
59 | ВН. Чтение. Сказки П.Бажова |
|
| 1 |
|
| Автора произведения |
| Делить текст на части, озаглавливать части |
|
|
|
|
|
60 | А.Пушкин «Зимнее утро»,
В.Хлебников «Мне мало надо» |
|
| 1 |
|
|
Наизусть стихотворение А.Пушкина |
| Интонационно
правильно читать стихотворение |
|
|
| 7 |
|
| Глава 8.Мир нуждается в нашей защите |
|
| 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
61 | С. Кирсанов «Этот мир». Кикаку. Хоку. |
|
| 1 |
|
| Словесное рисование |
| Выражать эмоции при помощи выразительного чтения |
|
|
| 9 |
|
62-64 | Д. Мамин- Сибиряк «Серая Шейка» |
|
| 3 |
|
| Автора произведения |
| Анализировать поступки героев |
|
|
| 9 |
|
65 | ВН. Чтение. Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес» |
|
| 1 |
|
| Специфику авторской сказки |
| Выборочно пересказывать текст |
|
|
| 6 |
|
66 | И.Бунин «Густой зеленый ельник у дороги» |
|
| 1 |
|
| Наизусть стихотворение |
| Выражать эмоции при помощи выразительного чтения |
|
|
| 6 |
|
67 | С.Черный «Что ты тискаешь утенка» |
|
| 1 |
|
| Образные средства языка |
| Сравнивать картины и стихи |
|
|
| 6 |
|
68 | А.Пушкин «Няне» |
|
| 1 |
|
| Биографические сведения о А. Пушкине |
| Подбирать цитаты, образные выражения |
|
|
| 1д |
|
69 | А.Пушкин «Зимний вечер» |
|
| 1 |
|
| Наизусть стихотворение |
| Выражать эмоции при помощи выразительного чтения |
|
|
|
|
|
| Глава 9.Лаборатория искусств. |
|
| 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
70 | Бальмонт «Как я пишу стихи» |
|
| 1 |
|
| Особенности поэтического взгляда на мир |
|
|
|
|
| 1а |
|
71 | ВН. Чтение. А.С. Пушкин. Сказки. |
|
| 1 |
|
| Элементы сюжета |
| Делить текст на части, озаглавливать их |
|
|
| 7 |
|
72 | Л. Керролл « Разговор Алисы и Шалтая- Болтая» |
|
| 1 |
|
| Связь заглавия с содержанием текста |
| Прогнозировать содержание |
|
|
| 1ж |
|
73 | Л.Петрушевская «Пуськи бятые» Еса Бусон. Хокку. |
|
| 1 |
|
| Связь заглавия с содержанием текста |
| Работать в группе |
|
|
| 1д |
|
74 | Ю.Коваль «Соловьи» |
|
| 1 |
|
| Поэзия как особое переживание мира |
| Пользоваться выборочным чтением |
|
|
| 9 |
|
75 | С.Маршак « Разговор лягушек» В.Хлебников «Кузнечик» Скороговорки. |
|
| 1 |
|
| Фольклорные истоки звукоподражания |
| Свободно ориентироваться в тексте |
|
|
| 9 |
|
76 | ВН. Чтение. Сказки братьев Гримм. |
|
| 1 |
|
| Приемы автора для создания образа |
|
|
|
|
| 9 |
|
77 | Считалки. |
|
| 1 |
|
| Принцип использования непонятных слов в тексте считалки |
| Выражать свои чувства к прочитанному |
|
|
| 9 |
|
| Глава 10. Как трудно стать человеком. |
|
| 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
78-81 | .С.Лагерлеф « Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» |
|
| 4 |
|
| Жанровые особенности сказочной повести |
| Оценивать поступки действующих лиц |
| Осуществлять обобщение и классификацию Деятельностные: Умение ставить цель. Контроль, самоконтроль. Ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его. |
| 11 |
|
82 | ВН. Чтение. Л.Пантелеев Рассказы. |
|
| 1 |
|
| Связь заглавия с содержанием текста |
| Составлять вопросы к тексту |
|
|
| 1д |
|
83 | Н. Некрасов « Крестьянские дети» |
|
| 1 |
|
| Наизусть отрывок из стихотворения |
| Выражать эмоции при помощи выразительного чтения |
|
|
| 11 |
|
84-85 | Н. Гарин- Михайловский «Тема и Жучка» |
|
| 1 |
|
| Творческая манера писателя |
| Отвечать на вопросы к тексту |
|
|
| 3а |
|
| Глава 11. Такой хрупкий и такой прочный мир чувств. |
|
| 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
86-87 | Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» |
|
| 2 |
|
| Приемы автора для создания образа |
| Соотносить название текста и содержание |
|
|
| 7 |
|
88 | ВН. Чтение. Э Успенский «Дядя Федор пес и кот» |
|
| 1 |
|
| Связь заглавия с содержанием текста |
| Составлять вопросы к тексту |
|
|
| 7 |
|
89 | Д. Кедрин « Все мне мерещится поле с гречихою…» И.Бунин « Детство» |
|
| 1 |
|
| Наизусть стихотворение И. Бунина |
| Выражать эмоции при помощи выразительного чтения |
|
|
| 9 |
|
90 | М. Цветаева «Красною кистью…» И.Тургенев «Воробей» |
|
| 1 |
|
| Наизусть стихотворение по выбору. |
| Сравнивать поэтические тексты |
|
|
| 9 |
|
91 | С.Козлов «Лисичка» Ранран. Хокку. |
|
| 1 |
|
| Приемы автора для создания образа |
| Находить в тексте предложения, которые подтверждали бы высказанную мысль |
|
|
| 1ж |
|
92 | М.Лермонтов «На севере диком» |
|
| 1 |
|
| Приемы автора для создания образа |
| Выражать эмоции при помощи выразительного чтения |
|
|
| 1д |
|
93 | М.Лермонтов «Парус» |
|
| 1 |
|
| Наизусть стихотворение |
| Употреблять образные выражения |
|
|
| 11 |
|
| Глава 12. Красота спасет мир. |
|
| 12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
94 | С. Козлов «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды» Бусон. Хокку. |
|
| 1 |
|
| Сказочные сюжеты |
| Представить мир глазами сказочного героя или животного |
|
|
| 2г |
|
95 | ВН. Чтение И.А.Крылов. Басни. |
|
| 1 |
|
| Приемы автора для создания образа |
| Находить главную мысль произведения |
| Использовать уместные словесные и несловесные средства общения.. |
| 2в |
|
96-97 | В.Драгунский «Девочка на шаре» |
|
| 2 |
|
| Главная мысль и тема произведения |
| Выборочно пересказывать текст |
|
|
| 1д |
|
98 | Исса. Хокку. С.Козлов «Разрешите с вами посумерничать» |
|
| 1 |
|
| Художественный образ |
| Воспринимать красоту художественного слова |
|
|
| 1д |
|
99 | Н.Матвеева «Галчонок» Ш.Перро «Рике с хохолком» |
|
| 1 |
|
| Законы жанра волшебной сказки |
| Авторская сказка и черты народной сказки в ней |
|
|
| 1д |
|
100 | Ш.Перро «Рике с хохолком.» Б.Заходер «Что красивее всего» |
|
| 1 |
|
| Нравственные проблемы в сказке |
| Передавать кратко содержание текста |
|
|
| 3а |
|
101-104 | ВН. Чтение Е.Л.Шварц «Сказки». Стихи и проза татарских писателей. |
|
| 1 3 |
|
| Нравственные проблемы в сказке |
| Передавать кратко содержание |
|
|
| 3а |
|
105 | Итоговая контрольная работа. |
|
| 1 |
|
| Имена классиков 4-5литературы |
| Отвечать на вопросы |
|
| Контр.раб №2 | 1д |
|
Критерии и нормы оценок по литературному чтению 3-й класс.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение. При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов. Кроме техники чтения, учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.). Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во 2-4 классах чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения про себя и вслух. Кроме того, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя (от 10-15% в первом классе до 80-85% в четвертом классе). Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности: в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста, проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений; использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;
Нормы техники чтения (слов/мин.) Класс | Входной контроль | 1 полугодие | 2 полугодие | 3 | 50(60) | 60 (70) | 70 (80) |
|
Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки: - искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов); - неправильная постановка ударений (более двух); - чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; - непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения; - неправильные ответы на вопросы по содержанию текста; - неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного; - нарушение при пересказе последовательности событий в произведении; - нетвердое знание наизусть подготовленного текста; - монотонность чтения, отсутствие средств выразительности. Недочеты: - не более двух неправильных ударений; - отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; - осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное; - неточности при формулировке основной мысли произведения; - нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Особенности организации контроля по чтению Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п. Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения. Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами.
3-й класс. Оценка "5" ставится ученику, если он: - понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами, слова сложной слоговой структуры прочитывает по слогам (1 полугодие): - читает целыми словами (2полугодие); - читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы; - самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь; - понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы; -твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно. Оценка "4" ставится ученику, если он: - читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова - по слогам (1полугодие); -читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и логических ударений (2 полугодие); -допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя; - правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно; - знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.). Оценка "3" ставится ученику, если он: - читает по слогам и только отдельные слова читает целиком (1 полугодие); - переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена, пропуск, перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие); - последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает последовательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью учителя, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает монотонно. Оценка "2" ставится ученику, если он: - читает монотонно, по слогам (1полугодие); - читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (2 полугодие); - допускает более 6 ошибок; - искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов; - при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература и средства обучения
по литературному чтению 3 класс
Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 3 кл.: В 2 частях. _ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Хрестоматия по литературному чтению для 3 кл. _ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение» для 2, 3, 4 кл. _ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Чуракова Н.А. Волшебный мир картины: Методическое пособие по использованию слайдов. _ М.: ЗАО ЦОР. Набор диапозитивов (подбор Н.А. Чураковой). _ М.: «Центр «Планетариум».
Малаховская О.В. Тематическое планирование уроков по литературному чтению. _ М.: ЗАО ЦОР.
сайт hhtp: stranamasterov.ru
Сайт для учителей начальной школы Nachalka.com
Сайт для учителей УРОКИ.НЕТ