Урок литературного чтения в 1 кл. Тема: "Буква Щ."
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Кудрявцева Галина Александровна

Разработка урока обучения грамоте в 1 классе. Тема: "Буква Щ ". УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_shch.docx34.68 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение в 1 классе                            

 Тема:  «Звук (щ), буква Щ,щ_»_              

 Тип урока  - открытие нового знания

Общая цель урока: знакомство с новой буквой Щ, щ и особенностью звука (щ)

Дидактические задачи:

Образовательная:    познакомить учащихся с буквой согласного звука [щ], с особенностью звука, с орфограммой «щу-ща»,формировать умение выделять звук в речи, характеризовать его по алгоритму, определять учебную задачу, совершенствовать навык чтения с новой буквой слогов, слов, текстов;

Развивающая: развивать фонематический слух, навык слогового плавного чтения, речь

Воспитывающая:  воспитывать культуру поведения на уроке,  интерес к чтению, взаимопомощь

Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

Электронное сопровождение

Включение в учебную деятельность

(мотивация, создание  комфортной образовательной среды)

1.Создание положительного эмоционального настроя  обучающихся.

Здравствуйте-ты скажешь человеку.

Здравствуй!-улыбнётся он в ответ.

И,наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет!

-  Покажите, с каким настроением мы начинаем работу.

-Сегодня нас ждёт много интересной работы, мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справимся вместе. Мы отправляемся в гости в Лесную школу. И позвал нас Михайло Потапыч  помочь провести урок литер. чтения, т.к. мы уже многому научились, умеем читать, писать, выучили много букв. А лесные звери ещё многого не знают и не умеют. А вы знаете,что нужно всегда помогать своим товарищам, даже если это лесные звери. Поможем? Поделимся своими знаниями?

Учащиеся эмоционально настраиваются на урок.

Показывают смайлик

Личностные:

- умения слушать и слышать собеседника;

- настраиваться на учебную деятельность

Презентация со слайдами

    2. Работа с лентой букв 

-На какие группы делятся буквы?

-На какие группы делятся буквы гласных звуков?

-На какие группы делятся буквы согласных звуков?

-Какая буква не обозначает звука?

-Что она обозначает?    и т.д.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы

Личностные:

- умения слушать и слышать собеседника;

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний

Регулятивные:

- выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме

Коммуникативные:  - слушать и понимать речь других людей;

Лента букв

3.Артикуляционная зарядка

 Ща-ща-ща – выловили мы леща

Щу-щу-щу – я его не отпущу

Ще-ще-ще – мечтает котик о леще.

-Какой звук чаще других слышится?

Учащиеся проговаривают чистоговорки сначала тихо, потом громко.

слайд

Актуализация знаний

Методы обучения: словесный,  частично-поисковый

Формы обучения: фронтальная

Приёмы обучения: речь учителя

Использование педагогических технологий: проблемно-диалогическая.

Регулятивные:

- формулировать учебную задачу   с помощью учителя;

- планировать совместно с учителем предстоящую работу.

Коммуникативные:

- осознавать познавательное значение умения читать;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

1.Работа с картинками. Постановка учебной задачи

-Что нарисовано на картинках?

-  О каком звуке мы будем сегодня говорить на уроке?

-Какова тема нашего урока?

-Какие цели поставим перед собой?

2. Звуко-буквенный анализ слова щука ,выделение звука (щ), характеристика звука по алгоритму

Сообщение об этой хищной рыбе.

-Придумать предложения с этим словом.

3.Звуко-буквенный анализ слова лещ, выделение звука (щ)

- Придумать слова со звуком (щ).

4.Знакомство с буквой Щ,щ

-На что похожа?

-На какие буквы похожа?

-Определим место этой буквы в Алфавите

-Предлагаю дома нарисовать эту букву красочно или вылепить из пластилина.

Активное включение в образовательный процесс

- Познакомимся со звуком (щ) и буквой Щ,щ

- Научимся  отличать этот звук от других, читать слоги и слова с новой буквой., повторим изученные буквы.

Дети  называют слова и называют место звука в слове.

Определяют место буквы в Алфавите

Слайд

Слайды

Слайд

со звукозаписью

Организация познавательной деятельности.

Динамическая пауза

Открытие нового знания

Методы обучения: частично-поисковые, наглядные; практические;

Формы обучения: фронтальная; коллективная.

Приёмы обучения: речь учителя; текст учебника; ИКТ; наглядность.

Использование педагогических технологий: проблемно-диалогическая, здоровьесберегающая; информационно-коммуникативная.

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме,

- выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного

Коммуникативные:

- вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками,

Познавательные:

- понимать информацию, представленную в знаково-символической форме;

- осуществлять поиск необходимой информации;

- наблюдать, сравнивать и делать обобщение о «работе» букв

- делать выводы.

- с опорой на модели строить связные высказывания.

Обратная связь- осуществлять совместную деятельность

Личностные: учиться переключаться на другой вид деятельности

ИД

слайды

слайд

слайд

Азбука, слайд

слайд

1.Упражнение в чтении слогов-слияний с буквой щ, распевка слогов, составление слов из предлагаемых слогов

2.Словарная работа: щёголь

3.Чтение скороговорки про щёголя, выделение слов с буквой щ

- С какими гласными вы не читали слогов?

- В этом заключается секрет нашего языка. Хотите знать, почему?

              Сказка про шипящие.

        Жили-были на свете шипящие ж, ш, ч, щ. А неподалеку жили гласные у,е, ю, ы, и, а, я. Жили очень дружно, и вот однажды решили буквы поиграть в прятки, выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться, сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут, но шипящие во все щели заглянули хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих, вот только никак не могут найти три гласные: ы, ю, я. Искали – искали, с ног сбились, до вечера проискали, и вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что ы, ю, я как ни в чем не бывало сидят, смеются, смотрят телевизор, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.

-Вот такая тайна есть в нашем языке.

4.Разгадывание ребуса: трещотка, работа со значением этого слова

5. Динамическая пауза: определить слова со звуком (ш)-мальчики прыгают, со звуком (щ)-девочки

6.Работа в Азбуке. Чтение слов с буквой щ.-стр.63.

Словарная работа со словом: щегол.

-Что объединяет все эти слова?

- На какие 2 группы их можно разделить?

-Слова второго столбика на какие 2 группы можно разделить?

-Какие слова вызывают затруднение в написании?

7.Знакомство с правилом: щу пиши с у! ща пиши с а!

Читают слоги, поют, составляют слова из слогов

Читают скороговорку, называют слова с буквой щ

Я,ю,ы

Читают слова в Азбуке-стр.63

Буква щ,  у всех слов по2 слога

Делят на 2 группы:сущ-е и глаголы

Делят на одушевл-е и неодуш-е, по ударению и т.д

Называют слова с орфограммами, объясняют их написание

Проговаривают правило

Применение нового знания

Динамическая пауза

Методы обучения: словесные (беседа), частично-поисковые, практические, наглядные

Формы обучения: коллективная, фронтальная

Приёмы обучения: текст учебника; ИКТ.

Использование педагогических технологий: информационно-коммуникативные; практические.

Предметные:

- характеризовать звуки;

- выделять указанные звуки, обозначать их буквами;

- проводить звуко-буквенный анализ слова;

- Наблюдать, сравнивать и делать обобщение

- определять количество слогов, букв, звуков

- объяснять лексическое значение слов.

Регулятивные:

- слушать и слышать собеседника.

- адекватно воспринимать оценку  учителя, сверстника.

Коммуникативные:  - слушать и понимать речь других людей;

- участвовать в коллективном обсуждении прочитанного.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации.

- с опорой на модели строить связные высказывания.

- выразительно читать предложения,

Обратная связь(линии взаимодействия):

активное включение учащихся в работу с учителем и одноклассниками.

слайд

Азбука

слайд

слайды

1.Чтение скороговорки, выделение слов с буквой щ:

Щука щекотала щёткою щегла

2.Работа в Азбуке.-стр.63

Самостоятельное чтение стих-я про щуку, выделение слов с буквой щ - работа в парах.

-Кого хотелось бы похвалить при работе в парах?

-Кому помогли при чтении?

- К какому жанру относится произведение? Почему так решили?

-Кто автор?

-Назовите слова с буквой щ

3.Выборочное чтение

-Прочитайте восклицательное предложение из этого стих-я

-Прочитайте вопросительное предложение

Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу.

Вот она какая!

Славная, большая!

4.Чтение текста на слайде о разнообразии рыб, сопоставление прочитанного с иллюстрациями

Беседа о прочитанном.

-Названия каких рыб запомнили?

-Какая рыба из перечисленных лишняя? Почему?

5.Игра «Угадай название рыбы»

(слайды с кратким описанием рыб и их иллюстрациями)

Читают скороговорку по-разному, выделяют слова с буквой щ

Самост-но читают стих-е, работают в парах, выбирая слова с буквой щ, определяя кол-во слогов

 

Читают восклицательное и вопросительное предложения

Читает хорошо читающий ученик

Отвечают на вопросы.

Выделяют лишнюю рыбу и объясняют почему(щука,т.к.живёт в реке, остальные-морские рыбы)

Угадывают,затем на слайдах читают названия рыб, определяют кол-во слогов, букв и звуков в словах-названиях

Обобщение усвоенного. Рефлексия

Методы обучения: словесные

Формы обучения: фронтальная;

Использование педагогических технологий:  проблемно-диалогическая

Регулятивные:

- выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме.

- учиться определять степень успешности своей работы

-выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

Коммуникативные:- оценивать работу одноклассников.

Познавательные:

- делать выводы, обобщать знания по полученной информации.

-уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Личностные:

- оценивать свою деятельность

- С какой буквой познакомились мы и лесные жители?  

- Что вы можете сказать о звуке этой буквы?

- А какой секрет узнали?

- Довольны ли вы своей работой?

-Что больше всего удалось?

-За что можете похвалить себя и одноклассников?

-Какое задание показалось трудным?

- Я тоже довольна вами.

Вместе с лесными жителями будем еще много работать, чтобы правильно читать и писать слова с этой буквой.

Учащиеся совместно с учителем обобщают итоги работы, оценивают свою деятельность.

.

Поднимают смайлики с настроением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения 1 класс по теме: "Буква ь -показатель мягкости согласного"

Урок литературного чтения с использованием ИКТ. Урок составлен по современным требованиям ФГОС, с применением деятельностного метода обучения....

Урок литературного чтения по теме: «Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]». 1 класс

Урок обучения грамоте по теме «Буквы Ш, ш, обозначающие  согласный звук [ш]» и его презентационное сопровождение направлены на формирование навыков правильного, сознательного, выразительного чтен...

Урок литературного чтения по теме: "Буква Г" в 1 классе

На данном уроке происходит знакомство с новыми буквами и звуками. Формируется навык чтения. Проводится фонетическая зарядка. Дети при работе в парах, читают по слоговым таблицам. Работа над развитием ...

Урок литературного чтения в 1 классе по теме: "Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков".

Урок литературного чтения в 1 классе по теме:"Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков"....

Урок литературного чтения в 1 классе по теме "Буква З" (обучение грамоте)

Урок чтения в 1 классе по теме "Буква З" разработан в соответствии с требованиями ФГОС.  На уроке форми...

Проект урока литературного чтения на тему: "Буквы Е, е"

На уроке раскрывается первичное знакомство обучающихся с йотированными гласными....

Литературное чтение 1 класс Тема: Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного

Целью данного урока является закрепление знания учащихся о букве ь для обозначения мягкости согласного; развитие речи, памяти, логического мышления....