В.П. АСТАФЬЕВ. "КАПАЛУХА"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Каримова Карина Ринардовна

УМК "ШКОЛА РОССИИ"

Учебник: 3 класс 2 ч. Л.Ф.Климановой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon astafev_kapaluha.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Каримова Карина Ринардовна

Конспект урока литературного чтения

Тема: В.П. АСТАФЬЕВ. «КАПАЛУХА»

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева.

Планируемые результаты

предметные: научатся оценивать поступки главных героев; научатся находить ключевые моменты рассказа; продолжать знакомство с художественным жанром; научатся правильно называть компоненты.

личностные: научатся понимать, почему надо бережно относиться к природе;

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Литературное чтение: 3кл.: Учебник: 2 ч./ Л.Ф.Климановой, презентация


Этап урока

Метод и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

 1.

Организационный момент

Словесный: 1.побуждающий диалог

Языковой анализ

Работа над скороговоркой

≈3

Здравствуйте, я рада видеть вас всех. Повернитесь лицом к своему соседу, улыбнитесь ему и пожелайте что-то хорошее на день. Присаживайтесь, начнем наш урок. Внимание на экран, вы видите скороговорку. Сейчас каждый прочтите ее про себя «ВорОна вОрона враз вразумит». Прочтем скороговорку хором в медленном темпе. Какие звуки чаще всего повторяются? Какой звук твердый или мягкий? Прочтем чуть быстрее, выделяя звук [р]. Теперь прочтем быстро.

Как понимаете смысл этой скороговорки? Обратим внимание на глагол, как вы его понимаете? Кто главные действующие герои?

Почему именно об этих птицах мы говорили, вы поймете дальше.

Приветствуют учителя и гостей.

Выполняют работу со скороговоркой.

Отвечают – ворона птица бойкая, активная, она  быстро может убедить ворона.

Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности

К: выслушивают разные точки зрения

  2.

Мотивационный

Словесный: ответы на вопросы

Практический: выразительное чтение и самоанализ

Словесный: 1.побуждающий диалог; 2.фиксация предположений детей

Анализ морали басни

≈5

- Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете? Что надо делать если вы увидели гнездо? (Не шуметь, чтобы не мешать жить лесным жителям. Не оставлять мусор после себя, не разводить костер без взрослых. А если разводили, то потушить хорошо. Если увидели гнездо, то обязательно его пот ни в коем случае не трогать его и яйца, которые в нем лежат. Птица может бросить его, и т. д.) 

-Молодцы, вы знаете правила поведения. Сейчас мы прочитаем том как дети вели себя в тайге.

 рассказ  «Капалуха». он как раз о том, как дети вели себя в тайге.

-Прочитайте по слогам, затем плавно:

При-бли-жа-лись

К аль-пийс-ким

По-ко-роб-лен-ны-е

Ред-ко-ла-пых е-лей

По-ше-ве-ли-ва-ли

 Блед-но-лист-ным

До-цке-та-ю-щим

Чер-нич-ни-ком

Рас-пу-щен-ны-ми

За-кос-те-не-ли от не-под-виж-нос-ти

За рож-да-ю-щий-ся

 По-до-шед-ший

 - Объясните значение слов:

ПРОСЕКА - полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев;

ВАЛЕЖНИК -сухие сучья, деревья, упавшие на землю;

КОСМЫ  (прост.) взлохмаченные пряди волос.

- Ребята, а что вы знаете о глухаре?

Глухарь - одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище  - вылет птиц из-под снега. Идешь на лыжах, кругом молочная гладь, снежинки сверкают на солнце. И вдруг из-под ног вырывается стая птиц с громким хлопаньем крыльев, словно рядом рвут на части брезент. И снежная пыль забивается в глаза.

 Выводят птенцов глухари в конце мая - начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и веко. ре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.

Глухарка светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.

Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарем.

высказывать своё предположение.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

П: осуществляют подведение под понятие

К: выслушивают разные точки зрения

Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную

П: строят речевое высказывание

Л: Определяют конкретный смысл понятий.

2.

 Постановка учебной задачи и ее решение

Словесный: ответы на вопросы

Практический: выразительное чтение и анализ текста басен

Эвристический:

1.формулирование вывода;

2.сверка вывода с учебником

Словесный: ответы на вопросы

Работа над пониманием смысла

≈ 20

-Сегодня мы познакомимся с интереснейшим писателем, великим человеком. В.П.Астафьев. рассказ биографии.

1. Чтение рассказа учителем и учащимися.

2. После чтения вопросы по содержанию.

- Какую птицу охотники называют капалухой? Подумайте, откуда могло произойти такое название.

- Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята?

 - Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу? Помогают ли представить ситуацию выражения «озираться по сторонам», «ощупать глазами бугор», «сердце мое забилось от испуга»?

 - Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха. Как вы понимаете смысл слов автора: «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце»?

 - Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? Прочитайте их.

- Не вспомнился ли вам другой рассказ? (Да, вспомнился рассказ «Еще про Мальку» Белова.)

 - Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?

-Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет?

Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев?

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

Искать  и выделять необходимую информацию

П: строят речевое высказывание

К: сравнивают свои ответы с ответами одноклассников

Р: планируют свое действие в соответствии с задачей

К: аргументируют свою позицию

П: осмысленно читают

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

4.

Рефлексия.

Подведение итогов

Словесный: ответы на вопросы, самоанализ

≈5

- Как вы думаете, какова основная мысль произведения?

 - Кто в этом рассказе думает о птицах и окружающей нас природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?

-Какую мудрость вы извлекли из урока?

Оценивают свои достижения.

Р: осуществляют итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе. В.П. Астафьев. Капалуха.

3 класс. Литературное чтение .В.П.Астафьев. «Капалуха».Автор: Дремина Татьяна ВладиленовнаУчитель начальных классов    ГОУ Гимназии №63Технология: продуктивное чтение с использова...

Урок по теме: "В. Астафьев "Капалуха"

Открытый урок был дан в рамках аттестации на высшую категорию....

Урок по литературному чтению В.Астафьев "Капалуха"

Этот материал поможет учителю провести урок по литературному чтению по произведению В. Астафьева "Капалуха"...

Урок литературного чтения в 4 классе "В.П.Астафьев Капалуха"

Тема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха»Цели: продолжить работу над произведениями о природе, животных; познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль и осознать ее, выр...

Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Астафьев "Капалуха"

Представляю разработку урока по теме "Материнская любовь в произведении В.П.Астафьева "Капалуха". Урок был проведен в предверии 8 марта. Главная цель урока - воспитать любовь к маме, сделать ей подаро...

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "В.П.Астафьев "Капалуха"

Презентацией можно воспользоваться при проведении урока литературного чтения в 3 классе по программе "Школа России". Тему урока "В.П.Астафьев. "Капалуха"....